Научная статья на тему '\ модный продукт \ малый бизнес. Мировая практика'

\ модный продукт \ малый бизнес. Мировая практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ модный продукт \ малый бизнес. Мировая практика»

\ модный продукт\

Малый бизнес. Мировая практика

В экономически развитых странах существуют разные модели поддержки малого и среднего бизнеса (МиСБ). Некоторые из них могут быть интересны и в России.

Татьяна Год прорыва?

Наумова Согласно данным исследования «Кредитование малого

и среднего бизнеса в России — 2010: обострение конкуренции» рейтингового агентства «Эксперт», в прошлом году портфель кредитов МиСБ в России вырос на 22% до 3,2 трлн руб. Что примечательно: по темпам прироста этот сегмент оставил позади заемное финансирование как корпоративных, так и розничных клиентов. Прежде всего, подобная динамика в вопросе кредитования МиСБ стала следствием падением ставок кредитования — в среднем по рынку за год с 16,7 до 14,4% (при этом инфляция в 2010 году составила 8,8%). Отдельные банки даже смогли предложить малому бизнесу условия намного лучшие, чем были до кризиса. Самые низкие ставки весь год уверенно держал Сбербанк (от 13%). Он же стал лидером рынка по итогам 2010 года. Портфель кредитов МиСБ Сбербанка вырос на 10% до 529 млрд руб. Правда, по абсолютному увеличению портфеля Сбербанк занял 2 место. Так, объем кредитов «малышам» Россельхозбанка вырос на 32%, или почти на 90 млрд рублей.

Ряд банков в этом году начали рассматривать заявки на кредитование от недавно зарегистрированных фирм.—

С другой стороны, если исходить из общего кредитного объема портфеля российского банковского сектора за 2010 год в 3,2 трлн руб., то роль МиСБ в банковском бизнесе достаточно мала. Ведь получается, что малым и средним предпринимателям выдано займов на 20% меньше, чем населению, а всего на них приходится порядка 18% совокупного кредитного портфеля банков (общим объемом 22,1 трлн руб., по оценке вЭБ). Последняя

цифра весьма точно отражает долю МиСБ в экономике: по разным оценкам, МиСБ производит в России порядка 15-20% ВВП.

По прогнозам «Эксперта РА», в этом году портфель кредитов МиСБ увеличится еще на 22-27%. «В 2011 году совокупный портфель кредитов МиСБ вырастет до уровня 3,9-4,1 трлн руб. Кредитование в этом сегменте будет по-прежнему опережать по темпам кредитование корпоративного сектора. Хотя резерв по снижению процентных ставок почти исчерпан, но смягчение условий по залогам и срокам рассмотрения заявок будет очень активно стимулировать рост кредитов», — уверен руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперта Ра» Станислав волков.

Нужна поддержка государства

Однако, по мнению банковского сообщества, чтобы кардинально изменить ситуацию с финансированием малого бизнеса, необходимо дальнейшее снижение ставок. А это возможно только за счет гораздо более активного участия государства в вопросах финансирования малого и среднего бизнеса. Ведь малый бизнес несет гораздо большие риски, чем крупный, и поэтому у банков просто нет другого выхода, кроме как назначать для него более высокие ставки. И только государству при помощи гарантийных фондов и субсидирования ставок под силу стимулировать дальнейшее развитие этого сектора кредитования.

Хотя, с другой стороны, всех проблем одно лишь государство решить не сможет. «Снижение ставок по кредитам может поспособствовать развитию рынка МиСБ. Но необходимо помнить, что кредитование МиСБ через государственные институты развития (например, тот же ВЭБ) — это одно (и ставки там соответственные), а кредитование МиСБ через кредитные организации — совсем другое. Все дело в рисках, которые несет банк при выдаче займов. Если государство станет гарантом для банков,

предоставляющих кредиты МиСБ, и «прикажет» снижать ставки, то, безусловно, мы увидим падение ставок и рост кредитования», — подчеркивает замдиректора Центра развития банковской системы Ассоциации «Россия» Светлана Языкова. Кроме того, перед большинством государственных структур, финансово поддерживающих малый бизнес, стоит абсолютно четкий приоритет — инновации и модернизация. Например, у РосБР для таких проектов запущена специальная программа «Финансирование для инноваций и модернизации». В 2010 году ее объем составил 9 млрд руб.

В 2011 году РосБР намерен увеличить его втрое. Банк будет не только кредитовать инновационные компании, но и входить в их капитал. Для этого институтом развития создан фонд прямых инвестиций «Мир». «В 2011 году не будет такого количественного роста, как в 2010-м, мы увеличим общий объем поддержки (софинансирования, финансирования и кредитования инновационных предприятий МиСБ. — Ред.) процентов на 30-35. Очень большая работа планируется по предложению точечных продуктов для отдельных нужд малого бизнеса, надо закрыть узкие места. Будем продолжать программу «Финансирование для инноваций и модернизации». Предполагается выдавать отдельные кредиты банкам, которые согласны оказывать поддержку малым предприятиям в моногородах. Сейчас мы совместно с Внешэкономбанком формируем перечень этих городов. Проекты в них будут поддерживаться на самых льготных условиях», — поясняет зампред правления РосБР Олеся Теплоухова.

Что касается прогноза развития сегмента кредитования малого и среднего бизнеса в следующем году, то он неоднозначный.

«Можно ли ожидать более активного государственного участия в вопросах кредитования МиСБ? Я прокомментирую это следующими официальными новостями

кредитование малого и среднего бизнеса: международный опыт

Америка

Сейчас в США вопросами малого и среднего бизнеса занимаются 16 федеральных ведомств и министерств. Работают 39 программ поддержки малого и среднего предпринимательства, 1100 центров развития МиСБ и 500 специализированных колледжей. Управлением в этой сфере занимается специальный государственный орган — Администрация малого бизнеса (АМБ). Ее ежегодный бюджет составляет свыше $2 млрд, более 70% из которых направляют малым предприятиям. Бюджетные средства расходуют как на прямое субсидирование некоторых видов предпринимательской деятельности, так и на косвенное стимулирование малого бизнеса. Так, чтобы улучшить доступ МиСБ к кредитным ресурсам, АМБ выступает гарантом по кредитам и обеспечивает за счет своих фондов до 90% стоимости залогов по выдаваемым предпринимателям ссудам.

Европа

В Великобритании

разработкой государственной стратегии развития малого и среднего бизнеса занимается Министерство торговли и промышленности, в помощь которому было создано специальное агентство — Служба малого бизнеса. Работает также Торгово-инвестиционное агентство, которое специализируется на расширении экспортных возможностей МиСБ, действуют 28 госпрограмм поддержки малого и среднего предпринимательства,

110 торгово-промышленных палат и 470 бизнес-инкубаторов. Кроме того, в период кризиса на Туманном Альбионе для малого бизнеса был выделен более чем «миллиардный лимит» государственных гарантий.

В Германии

госбанк KfW Mittelstandsbank выдает малому и среднему бизнесу

льготные кредиты, причем половину коммерческого риска берет на себя немецкое государство. Несмотря на кризис в 2007-2009 годах в стране существенно увеличилось число микрокредитов (объемом не более 25 тыс. евро). Спрос на них не упал, даже при полной «заморозке» межбанковского кредитования. Что не удивительно, учитывая, что ставки по ним — 4-6% годовых. Разрабатываются и программы, учитывающие особенности спроса на кредитование от малых предприятий. Например, в рамках программы, которая разработана для инвестиций в основные и оборотные средства (они могут быть профинансированы в размере до 50 тыс. евро), банк KfW Mittelstandsbank берет на себя 80% риска невозврата кредитных средств, а остальные 20% несет обслуживающий банк малого предприятия.

По схожей схеме в Швейцарии

с 2007 года начала действовать новая система предоставления гарантий по банковским кредитам для малого и среднего бизнеса. Региональные гарантийные общества предоставляют гарантии по кредитам для предпринимателей в размере до 500 тыс. швейцарских франков. Государство поддерживает деятельность данных обществ, приняв на себя 65% их рисков, а также частично покрывая их административные расходы.

Азия

В Японии координацией работы по развитию малого и среднего бизнеса занимается Министерство экономики, торговли и промышленности, а в прошлом году было создано еще и Агентство малого и среднего предпринимательства. Помимо этого, в стране на малом бизнесе специализируются 56 университетов и НИИ, а также 524 местных торгово-промышленных палаты. Основную помощь оказывают венчурным предприятиям. При этом финансовая поддержка МиСБ со стороны частных организаций в девять раз превышает государственную.

PH0T0XPRESS

\ ВАШИ ДЕНЬГИ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (115) 2011

69

\ модный продукт\

В Германии госбанк KfW Mittelstandsbank активно кредитует малые предприятия. Причем половину коммерческого риска берет на себя немецкое государство.

и заявлениями, — отмечает г-жа Языкова. — С одной стороны, Минфин предполагает радикально сократить финансирование федеральной программы поддержки МиСБ — с более чем 20 млрд руб. в нынешнем году до 10 млрд в следующем и 5,8 млрд в 2013-м. С другой — Владимир Путин говорит о том, что сейчас в России активно используются возможности институтов развития (в частности, объем поддержки малого бизнеса по линии ВЭБа уже достиг 130 млрд руб.), и обещает продолжить работу в этом направлении. Объемы поддержки малого бизнеса увеличиваются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, глава Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Алексей Комиссаров уверен в том, что и федеральные и московские власти понимают необходимость поддержки малого бизнеса, в том числе это видно по тем затратам, которые идут в Москве: на следующий год запланировано 2,5 млрд руб. только московских денег, плюс будут еще и федеральные».

Западная модель

На Западе уже давно создана целая и цельная система государственной поддержки небольших фирм. В плане кредитования здесь можно выделить целый ряд особенностей. Во-первых, это гарантированная помощь малому бизнесу в получении государственных заказов. Например, в США 23% заказов госбюджета в обязательном порядке достается малому бизнесу. Согласно данным Администрации президента США, в кризис эта доля и вовсе возросла на 26-27% всех госзакупок. Кроме того, целый ряд государственных финансовых организаций гарантируют кредиторам частичный (вплоть до 80%) возврат вкладов. Сейчас в Соединенных Штатах, например, ставка по льготному кредиту для малого бизнеса составляет всего 9% годовых.

Согласно новому плану Барака Обамы по стимулированию американской экономики, который был презентован Конгрессу в начале сентября, из $447 млрд — общего объема госпомощи — $65 млрд будут направлены на поддержку малого бизнеса и создание рабочих мест в этой сфере. «Обама запрашивает $65 млрд на поддержку малого бизнеса. Эта сумма включает уменьшение налогов для работодателей наполовину — до 3,1% с каждых первых $5 млн фонда заработной платы ком-

паний. Эта мера затронет 98% малых предприятий», — пояснил представитель Администрации президента Соединенных Штатов.

В России пока все решают банки

В России о подобной господдержке пока речи не идет. Зато в связи с высоким уровнем конкуренции на рынке кредитования «малышей» отечественные банки стали намного внимательнее относиться к потребностям МиСБ. Начался постепенный отход от скоринговых систем в вопросе принятия решения по выдаче займов. Все больше банков приходят к выводу, что скоринговая система не может в полной мере охватить специфику и особенности всех отраслей бизнеса, показать перспективы его развития, а также отобразить имеющиеся проблемы заемщика. Теперь, даже если клиент не проходит по каким-то стандартным параметрам кредита или же ему требуются особые условия кредитования (например, больший срок или отсрочка платежа), ряд российских банков все равно готовы предложить финансирование.

Многие финансовые институты в этом году начали рассматривать заявки на кредитование от недавно зарегистрированных фирм. Довольно распространенной стала практика коммерческой ипотеки, в рамках которой кредит выдают на приобретение недвижимости под залог приобретаемого объекта. Традиционно при получении такого займа собственные средства заемщика должны составлять не менее 30% от стоимости приобретаемого жилья.

Однако перечисленные выше «послабления» не сделали кредиты доступней. Согласно исследованию Национального института системных исследований и проблем предпринимательства совместно с консалтинговой компанией «Финист», в сентябре индекс кредитного благоприятствования снизился впервые за два года, упав сразу на 7% по сравнению с мартом 2011 года (см. график). «Снижение индекса было обусловлено в первую очередь ухудшением показателей качества консультирования и продаж», — говорится в исследовании.

Так что маловероятно, что характер банковского предложения принципиально изменится в ближайшее время без создания соответствующих стимулов на государственном уровне. По-прежнему будут превалировать краткосрочные универсальные кредиты, а индивидуальные схемы финансирования так и останутся приятным исключением из общих правил. Тенденция к упрощению схемы выдачи кредитов сможет стать катализатором развития рынка, но только в краткосрочной перспективе.

Светлана Языкова: «Кредитование по системе «все равно готовы предложить» могут позволить себе лишь банки с госучастием в капитале, так называемые системообразующие, так как в случае массовых дефолтов по портфелям кредитов, выданным малым и средним предприятиям, государство поможет. Остальные же банки должны следовать и следуют принципам совершенствования системы риск-менеджмента и ужесточения требований к заемщикам. Поэтому при системе «выдаем кредиты несмотря ни на что» в краткосрочной перспективе можно увидеть положительную динамику развития кредитования МиСБ, а вот в долгосрочной — столкнуться с проблемой невозврата».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.