Научная статья на тему '\ малый бизнес \ дорогая поддержка'

\ малый бизнес \ дорогая поддержка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ малый бизнес \ дорогая поддержка»

\ МАЛЫЙ БИЗНЕС \

Дорогая поддержка

В 2010 году ситуация на рынке кредитования малого и среднего бизнеса стала улучшаться. Однако в целом этот сегмент по-прежнему в состоянии стагнации.

I ^ Одна из основных проблем, препятствующих сегодня ро-

Т сту кредитования малого и среднего бизнеса (МиСБ), —

падение спроса на кредиты со стороны качественных ■ ; ^ заемщиков, то есть с хорошим залогом и с устойчивым

' спросом на их товары и услуги. Эта проблема лежит за пределами банковского сектора и обусловлена экономическим спадом. Среди причин падения — высокие процентные ставки по ссудам. Небольшое снижение стоимости кредитования по сравнению с докризисным уровнем незначительно облегчает положение малого бизнеса — кредиты по-прежнему дороги: средняя ставка — около 20%. Наиболее низкая — около 15% — у Сбербанка, лидера в кредитовании МиСБ (доля банка в совокупном портфеле первой двадцатки крупнейших участников рынка — 20-25%).

Еще одна проблема развития кредитования малых и средних предприятий — высокий риск. Банки ужесточили систему риск-менеджмента, в частности оценки залогового обеспечения по ссудам на фоне значительных объемов просроченной задолженности.

Здесь следует отметить особенности формирования резервов на возможные потери по ссудам малому бизнесу. В соответствии с положением 254-П, государство фактически заставляет банки иметь резерв в 50-100% по кредитам этой категории заемщиков. Ситуация усугубляется отсутствием необходимого обеспечения у предприятий МиСБ. В таких условиях банки не кредитуют в массовом порядке этот сегмент, а применяют индивидуальный подход в оценке предприятий и порой на свой страх и риск выдают кредиты таким заемщикам. Предприятия МиСБ подают немало заявок в банки, но в условиях ужесточения системы риск-менеджмента удовлетворяется не более 30%.

Таким образом, основная задача властей — создание механизмов и схем разделения рисков между банками и заемщиками. Мы выделяем три блока механизмов поддержки, которые государство могло бы использовать более эффективно. Первый — государственные гарантии Минфина. Объем средств, заложенных в бюджете, — более 100 млрд. руб. Этот проект Минфина был рассчитан

Светлана ФЕДОТОВА,

заместитель директора Центра развития банковской системы Ассоциации региональных банков «Россия»

на предприятия малого и среднего бизнеса. Но механизм распределения госсредств — процесс бюрократический и по этой причине неприменим для МиСБ. Получилось, что госгарантии предоставляются предприятиям, работающим на рынке не менее пяти лет и, как правило, крупным. Но и на развитие этих компаний использована лишь половина средств.

Второй блок — фонды поддержки малого и среднего бизнеса. Прежде всего, это гарантийные и залоговые фонды, создаваемые на уровне субъектов Федерации, крупных муниципальных образований, которые через механизм залогового обеспечения принимают на себя обязательства возврата кредита при неблагоприятных обстоятельствах. До экономического спада подобные учреждения активно предоставляли поручительства достаточно широкому кругу предприятий, в частности в Тюменской области. Но в кризисный период требования к заемщикам ужесточились, и такой способ поддержки сегодня действует слабо. На наш взгляд, этот механизм наиболее эффективен.

Третий блок—залоговое законодательство. Залоговый механизм сегодня неэффективен, не позволяет в полной мере оценивать и снижать кредитные риски. По оценкам банков, единственный надежный залог — недвижимое имущество, новые автомобили, неуникальное оборудование. Иные виды залога в случае банкротства должника не позволяют кредитору получить какое-либо возмещение по справедливой рыночной цене. Необходимо ускорить принятие закона, обеспечивающего введение учета и залога автомототранспортных средств, механизма рефинансирования автокредитов и государственных мер по субсидированию процентных ставок.

Что касается поддержки инфраструктуры малого и среднего бизнеса, напомню, что 1 февраля 2009 года начал действовать закон «О поддержке малого и среднего бизнеса в РФ», дорабатывается закон «О потребительском кредитовании», летом прошлого года принят закон «О кредитной кооперации» — Минфин стал регулятором кредитных кооперативов и создает саморегулируемые организации. В июле 2010 года президент подписал закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Однако для предприятий малого и среднего бизнеса законодательство не самое необходимое. Этой категории нужны живые деньги. Государство организовало несколько каналов передачи денег малому и среднему бизнесу. Сегодня действуют три программы поддержки МиСБ.

Напомню, что в 2009 году Внешэкономбанк получил из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 30 млрд. руб. до 2017 года под 8,5% годовых для реализации программ по поддержке малых и средних предприятий. По такой же ставке он предоставил эти средства своему дочернему банку — Российскому банку развития (РосБР). Кредитование предприятий осуществляется через выбранные им банки-партнеры — сейчас их более 100. На май 2010 года средняя ставка в рамках программы составляла 15,2%, а в июне прошлого года — 18,2%. В конце июля ВЭБ достиг договоренности с Минфином о снижении ставки по средствам ФНБ, выделенным на поддержку малого бизнеса, до 6,5% годовых. Банк рассчитывает на пропорциональное снижение ставок по кредитам и для малых предпринимателей.

92

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 9 (101) 2010

\ ВАШИ ДЕНЬГИ \

Преимущество программы РосБР — в относительной дешевизне предоставляемых заемщикам средств в рублях на срок до трех лет (средний срок выдачи кредита малым предприятиям — 64 месяца). Но доступ к этим средствам достаточно ограничен, их получают, как правило, только достаточно устойчивые предприятия — крупные банки, участники этих программ, заинтересованы прежде всего в крупных клиентах. Помимо того что этих средств — 30 млрд. руб. — катастрофически мало, получить их достаточно сложно. Деньги выделяют, но очень медленно, по причине крайне жестких условий отбора заемщиков и объемного пакета документации. Другой недостаток программы — дороговизна административных расходов банков, получивших средства РосБР, которые должны отчитываться за каждый выданный кредит.

Напомню также, что в прошлом году ВЭБ и Банковская группа Kreditanstalt fur Wiederaufbau (KfW Вankengruppe) выступили с Германо-российской инициативой по финансированию малых и средних предприятий. В рамках этой программы KfW предоставляет российским банкам долгосрочные кредиты для финансирования предприятий малого и среднего бизнеса, а ВЭБ дает немецкому партнеру гарантии по этим кредитам. Общая сумма, которая может быть выделена в рамках Инициативы — 200 млн. евро. Эти деньги перераспределяются в реальный сектор также через банки-агенты (их около 20). Но эта программа имеет свою специфику: KfW предоставляет банкам средства в евро. В условиях волатильности валютного рынка спрос на эти деньги ограничен.

Что касается давно запущенной программы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), то стать ее участниками российским банкам сложно— на подготовку документов уходит до двух лет. Основная задача программы — техническая помощь банкам, консалтинг по оценке состояния предприятия, по реализации плохих активов. Эта программа была эффективной в период, когда 70% заемщиков МиСБ представляли собой устойчивые предприятия розничной торговли. Сейчас банки отчитываются перед ЕБРР за каждый просроченный кредит.

Из всех перечисленных проектов наибольшим спросом сегодня пользуется программа РосБР.

Что касается дополнительной поддержки государством малого бизнеса, то возникает вопрос: кто должен поддерживать инновационный бизнес: банки или спецфонды?

Целесообразным представляется выделение государством средств для финансирования стартапов через тот же ВЭБ. Безусловно, условия по таким кредитам должны быть достаточно жесткие. Банки утверждают, что готовы кредитовать инновационные проекты, но при условии закрытия части рисков государством.

\ ВАШИ ДЕН|ГИ \

i шМ„

Ж,

/ Кредиты малому бизнесу по-прежнему

V

дороги: средняя ставка по рынку — -около 20%.

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 9 (101) 2010

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.