Научная статья на тему 'Особенности кредитования малого бизнеса'

Особенности кредитования малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
561
97
Поделиться
Журнал
Terra Economicus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
КРЕДИТОВАНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ФИНАНСЫ / ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Солянова Р. М.

В статье рассмотрены особенности кредитования малого бизнеса, предложены инструменты, способствующие снижению процентной ставки.

Peculiarities of lending to small businesses

The article defines some peculiarities of lending to small businesses and offers the instruments promoting some decrease of the interest rate.

Текст научной работы на тему «Особенности кредитования малого бизнеса»

ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Р.М. СОЛЯНОВА,

аспирант,

Южный федеральный университет, e-mail: redisonchik1@yandex.ru

В статье рассмотрены особенности кредитования малого бизнеса, предложены инструменты, способствующие снижению процентной ставки.

Ключевые слова: кредитование; малый бизнес; финансы; процентная ставка; банковская система.

The article defines some peculiarities of lending to small businesses and offers the instruments promoting some decrease of the interest rate.

Keywords: lending; small dusiness; finance; interest rate; bank system.

Коды классификатора JEL: H81, M21.

Программы финансирования малого бизнеса — это решения, связанные с поддержанием наиболее динамичного сектора экономики с целью обеспечения стабильности финансово-инвестиционной системы как наиболее сложной, что отвечает интересам всех граждан страны (предотвращение обесценения вкладов, сохранение рабочих мест и т.п.).

А.А. Богданов, анализируя принципы развития сложных систем, пишет, что «всякое изменение может рассматриваться с точки зрения подбора как сохранение или умножение одних активностей, упрочение и усиление одних связей, устранение, уменьшение, ослабление, разрыв других в том или ином комплексе, в той или иной системе. Фактором, деятелем подбора всегда является «среда» в самом общем смысле этого слова» [1, с. 299].

Определяющее значение для обеспечения устойчивости национальных экономических агентов в условиях реализации системных рисков имеет среда, в которой совершаются действия экономических агентов. Именно эту среду и должно формировать национальное государство.

Глобальный финансовый капитал, достигнув невероятных масштабов, превратился в трансцендентный механизм формирования новой системы экономических отношений. Несмотря на то, что он иногда реагирует на некоторые внешние «раздражители» (регулирующие меры крупнейших государств и международных финансовых институтов), система движения финансового капитала, по мнению ученых [2, с. 82], которая оставила развивающиеся рынки без ресурсов, практически не регулируема.

В докризисный период все больше надежд возлагалось на механизмы саморегулирования рынка, такой тренд доминировал до возникновения настоящего кризиса, когда в теории управления возникли две разные, хотя и взаимосвязанные

© Р.М. Солянова, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

проблемы: вопрос о необходимости регулирования экономики со стороны государства и вопрос о том, в чьих интересах и за счет кого это регулирование будет осуществляться.

Сегодня роль государства в экономике должна возрасти по сравнению с докризисным периодом. Значительные финансовые средства и административные ресурсы, которые наращивались в последние пять лет бурного экономического роста, сейчас требуют эффективного и разумного использования. От того, каким образом руководству страны удастся распорядиться этими ресурсами, будут зависеть успешность преодоления экономического кризиса и развитие национальной экономики в перспективе.

Правительству необходимо также найти способы стимулирования спроса, в том числе посредством рекапитализации банковской системы, создания доступных финансовых ресурсов для бизнеса.

В числе основных задач государства — создание и развитие инновационной инфраструктуры, модернизация финансовой, расширение региональных инфраструктурных проектов, связанных с развитием малоформатного бизнеса. В условиях падения цен на стройматериалы и строительные услуги государство могло бы снизить стоимость строительства инфраструктурных объектов, создав дополнительные рабочие места, а также бизнес-среду для последующего развития экономики.

В целях скорейшего выхода из кризиса России необходима эффективная и комплексная политика модернизации, которая позволит спроектировать и внедрить новые перспективные технологии, относящиеся к инновационному социально ориентированному типу развития.

Предпринимателям все труднее получить кредит на развитие малого и среднего бизнеса из-за отсутствия гарантий ликвидности молодых предприятий. Таким образом, начинающим предпринимателям проще получить кредит на теневом рынке, чем обращаться в банк.

Кредитуя малый бизнес, банк несет более высокие риски, что отражается в более высокой стоимости кредита и необходимости формировать более объемные резервы по более рискованным ссудам. Процентные ставки по банковским кредитам ограничивают экономическую активность малоформатных компаний как заемщиков. Проблема заключается не только в том, что процентные ставки растут как по депозитам, так и по кредитам, увеличивая тем самым цену денежного предложения в нашей стране. Следует отметить, что разница между кредитными и депозитными ставками неуклонно растет.

Прибыль банков добавляет к процентной ставке кредитования в среднем 3-4%, что относительно немного. По оценкам экспертов, рентабельность банковских активов в 2009 г. составила всего 1,8%, в то время как национальное хозяйство в целом показало рентабельность активов в 8,5%, банковская маржа составляет 15% к исходной цене денег (то есть ставкам по привлекаемым депозитам), а основная же надбавка в стоимости кредита формируется за счет требуемых Банком России отчислений в резервы и уплаты налогов [5, с. 38].

Острота проблемы заключается в том, что ставка для крупнейших промышленных гигантов и мелких предприятий различается более чем в два раза. Средневзвешенная кредитная ставка в настоящее время достигла 15,5%. Средневзвешенный показатель отражает в основном ставки для крупных заемщиков, потребляющих большую часть кредитных ресурсов коммерческого банка. Для подавляющего

числа российских заемщиков в 2009 г. ставка была заметно выше, например, для обычных предпринимателей она составляла от 18 до 26%.

Некоторые региональные банки при утверждении процентных ставок не проводят существенного различия между крупными и небольшими заемщиками. Однако такая кредитная политика является редкостью. Большинство банков к базовой кредитной ставке назначают специальную процентную премию (надбавку) для заемщиков — малых и средних предприятий.

Наличие процентной премии при кредитовании малоформатного бизнеса объясняется особенностями кредитования различных категорий заемщиков. Кредитование крупных заемщиков осуществляется под низкий процент в связи с большей транспарентностью их деятельности и доступностью качественной отчетности. Эта категория клиентов располагает привлекательным обеспечением по кредиту в форме залога основных средств (оборудования, зданий и сооружений, земельных участков).

Крупные заемщики обладают более стабильными поступлениями денежных потоков, более прозрачной и легальной структурой бизнеса. Крупные компании способны получать поддержку со стороны акционеров и/или государства, что повышает их кредитоспособность. Кредитная задолженность крупных заемщиков может быть принята Банком России в качестве обеспечения при рефинансировании банков.

В отличие от крупного бизнеса, малые и средние предприятия, напротив, работают по упрощенной схеме налогообложения и не имеют официальной развернутой отчетности. У менеджеров компаний малого бизнеса нередко отмечается низкая финансовая культура, которая не позволяет подготовить качественную документацию по кредиту. Кредитование средних и малых заемщиков сопровождается большим кредитным риском, что находит отражение в ставках. Прибыль банков добавляет к процентной ставке кредита 3-4%, т.е. банковская маржа составляет 15% к исходной цене денег [5, с. 39].

Можно выделить определенную закономерность на рынке финансовых услуг, касающуюся взаимодействия банка и компаний малоформатного бизнеса. Чем меньше банк, тем более активно он работает со средними и мелкими фирмами. В результате работы в этом сегменте рынка и процентная премия у коммерческого банка выше. Однако для самого банка она нивелируется большими отчислениями в резервы, что отражает на порядок более высокий кредитный риск. В целом именно кредитный риск объясняет различие в процентных ставках для различных категорий заемщиков.

Следует подчеркнуть, что кредитование малого бизнеса требует дополнительных трудозатрат и издержек. В связи с тем что сумма кредита малому и среднему заемщику в несколько раз меньше, чем у крупного заемщика, трудоемкость (время и расходы банка на персонал), операционные расходы на кредитный анализ, контроль залогов и прочего возрастают, что приводит к росту административных расходов и расходов на сопровождение кредитов.

Если условия выдачи кредитов малым и средним заемщикам унифицированы, то процентная ставка может быть ниже. Стандартизация кредитного продукта наблюдается преимущественно у крупных банков. Эти особенности регулирования процесса кредитования объясняют, почему большинство отечественных банков не находят возможности по снижению процентной премии для малых и средних предприятий.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

Практика показывает, что для субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих положительную кредитную историю, качественный залог или поручительства, всегда существует возможность установления индивидуальной процентной ставки. Среди других факторов, позволяющих удешевить кредитование, можно выделить: длительные связи банка с заемщиком, обеспечивающие формирование положительного опыта обслуживания клиента, наличие денежных остатков на расчетных счетах, счетах по покрытию аккредитивов и доходов от прочих операций с клиентом.

Анализ кредитной политики банков по отношению к малым и средним предприятиям показывает, что снижение для них процентной премии реально только при уменьшении кредитного риска. Это может выражаться в предоставлении в залог ликвидного и контролируемого обеспечения, например объекта недвижимости, или поручительств (гарантий таких организаций, как Фонд содействия кредитованию малого бизнеса). Альтернативой может быть компенсация заемщикам со стороны государства процентных расходов (или их части) по обслуживанию долга. В таком случае процентная ставка может оставаться на том же уровне, что и у крупных заемщиков.

Для оживления кредитования необходимы инструменты, способствующие снижению процентной ставки. К числу таких инструментов можно отнести следующие: технико-экономическое обоснование, или бизнес-план; наличие управленческой отчетности; развернутая финансовая отчетность; надежные каналы сбыта продукции (гарантированный сбыт); продолжительный стаж работы в отрасли; отсутствие зависимости от дебиторов; регулярное наличие остатков на расчетных счетах; низкая текущая задолженность по кредитам, перед поставщиками и подрядчиками; прозрачная структура бизнеса; доступность обеспечения по кредиту или поручительств; предпочтение залога основных средств (оборудования, зданий и сооружений) перед залогом движимого имущества; наличие крупных собственников, готовых оказать финансовую поддержку своему бизнесу; вхождение в официальный список предприятий, которым государство декларирует свою поддержку; кредитование в крупных банках, где ставки ниже, а требования к заемщикам и кредитные продукты стандартизированы; положительная кредитная история (в том числе в бюро кредитных историй); длительный опыт обслуживания клиента в банке; спрос на другие банковские услуги.

В некоторых регионах уже накоплен положительный опыт кредитования малоформатного бизнеса, например, в 2009 г. кредитование малого бизнеса в г. Санкт-Петербурге выросло в 100 раз по сравнению с 2005 г., когда в регионе начала действовать программа по развитию и поддержке малого предпринимательства. За 10 месяцев 2009 г. правительство города заключило свыше 400 договоров и уже выдало различных субсидий представителям малого бизнеса города на сумму 66,5 млн рублей. Увеличение программы кредитования стало возможным благодаря экономии средств бюджета Петербурга, образовавшейся при проведении конкурсов на размещение государственного заказа среди предприятий города.

Большую часть выданных кредитов получили малые предприятия производственной сферы. Создание условий для кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства коммерческими банками является одной из антикризисных мер, предложенных Правительством РФ.

У российских банков сложился позитивный опыт взаимодействия с малым бизнесом. 5 февраля 2009 г. Наблюдательным советом ВЭБ (госкорпорации

«Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)») была утверждена программа поддержки малого бизнеса. На эту поддержку государство выделило в 2009 г. 30 млрд рублей [4, с. 19]. Финансирование было направлено через дочернюю структуру ВЭБ — Российский банк развития (РосБР) и другие дочерние банки госкорпорации.

В 2010 г. механизм финансирования изменился, деньги пойдут на рефинансирование банков, а лимиты будут выставляться на регионы, а не только на банки. Отдавая приоритет ряду регионов через выделение Минэкономразвития соответствующих лимитов, государство стремится снять нарастающую там социальную напряженность и наладить кредитование малого бизнеса там, где его практически нет. Через квоты Правительство России стремится активизировать работу в определенных регионах, прежде всего, отдаленных от центра, например в Сибири и на Дальнем Востоке.

Для модернизации систем кредитования изменен порядок отбора банков. Теперь в качестве критерия отбора требуется соответствующий рейтинг, в том числе российских рейтинговых агентств. За основу взяты рейтинги, принимаемые ВЭБ при субординированном кредитовании банков, а также по беззалоговому кредитованию Банка России.

В связи с этим список банков, работавших с ВЭБ, существенно изменится, так как раньше ВЭБ работал преимущественно с региональными банками, а у многих из них таких рейтингов нет. Новым критериям отвечают около 25 банков, которые продолжат работать и в новых условиях. При этом в программу добавится та группа новых банков, которая будет отвечать новым требованиям. Например, к программе могут присоединиться крупнейшие российские банки, такие как Сбербанк и ВТБ.

Несмотря на то что крупные банки имеют ряд очевидных преимуществ, в первую очередь по возможности фондирования, но по взаимодействию с клиентом, знанию его специфики, безусловно, более конкурентоспособными являются региональные операторы.

Крупные сетевые банки, как правило, позже приходят в тот или иной регион. К этому времени региональный банк уже имеет сложившуюся клиентскую базу, знает кредитную историю своих заемщиков. По новым правилам наибольшая квота будет выделяться тому банку, который предложит для кредитования малого бизнеса наименьшую эффективную процентную ставку. По текущей программе маржа региональных банков должна составлять 4-5%, т.е. средневзвешенная ставка по текущему портфелю — от 16 до 17% [3, с. 3].

Приоритетную поддержку получат производственные и инновационные малые предприятия. Около 60% портфеля РосБР составляют кредиты производству. Задача финансовых институтов — довести средства до производственных и инновационных малых предприятий по минимально возможной кредитной ставке. Кредиты по программе выдаются по определенным стандартам, однако нововведением в настоящем моменте является не кредитование, а рефинансирование банков, выдавших кредиты малому бизнесу.

Чтобы запустить механизм рефинансирования, необходимо более четко прописать стандарты кредитования. Если банк захочет кредитовать малый бизнес на других условиях, то рефинансировать эти кредиты он не сможет. Тем самым, РосБР

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

обеспечивает поддержку приоритетных для государства малых предприятий и снижает уровень теневизации экономики.

Микрофинансовых организаций сейчас достаточно много, но пока все они находятся в «серой зоне», потому что юридически никак не регулируются. Сейчас крайне необходимо принять закон о микрофинансировании, по которому они получат определенный статус, будет понятно, кто над ними надзирает, какая отчетность и как этот рынок регулируется. Тогда регуляторы рынка смогут значительно увеличить объемы финансирования.

Финансирование небанковской инфраструктуры поддержки малого бизнеса будет направлено на поддержку операций лизинга, факторинга, строительство технопарков и бизнес-инкубаторов. Через лизинг удобно финансировать приобретение малым бизнесом оборудования.

Проблему с производственными помещениями для субъектов малоформатного бизнеса государство начало решать, обязав муниципальные власти выделять пустующие помещения малому бизнесу по льготным арендным ставкам. Банки должны решить проблему обеспечения малых предприятий оборудованием через лизинг. Уже более 50 лизинговых компаний откликнулись на наше предложение.

Например, РосБР стремится увязать свою программу с работой региональных гарантийных фондов и фондов субсидирования ставок, предложив следующую схему. Если это инновационное предприятие, которое делает импортозамещающую продукцию, то оно должно, получив кредит в РосБР, одновременно получить субсидию по процентной ставке и гарантию регионального фонда, закрывающую 50 или 70% необходимого обеспечения.

В целом сегмент малого бизнеса был крайне привлекателен для банков в докризисный период, и для многих таковым и останется в посткризисной систуации. Период максимально жестких условий кредитования позади, но и новые предложения доступны далеко не всем желающим.

Банки по их отношению к малому бизнесу можно разделить на три условных категории. К первой группе относятся банки, которые стремятся воспользоваться ситуацией и занять новые ниши. Банки второй категории, наиболее многочисленной, не планируют серьезного роста объема кредитов для малого бизнеса и озабочены качеством кредитного портфеля, вводя ограничения для заемщиков. Третью группу составляют банки, которые не видят работу с малым бизнесом эффективной в ближайшей перспективе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданов, А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука / А.А. Богданов. — М., 2003.

2. Бузгалин, А.В. и др. Глобальный капитал / А.В. Бузгалин, А.И. Колганов. — М., 2004. —

3. Заславская, О. 30 миллиардов для малого бизнеса / О. Заславская // Российская бизнес-газета. — 2009. — 25 февраля. — № 691.

4. Коржов, В. Малый бизнес просит кредит / В. Коржов //Управление иском. — 2010. — № 2.

5. Моисеев, С. Премия банку за кредитование малого бизнеса / С. Моисеев // Банковское обозрение для бизнеса. — 2009. — № 2/5. — Режим доступа: http://bo.bdc. ш/2009/5/ргет1а_Ьапки.Мт