Научная статья на тему 'Модификация прав и свобод человека как объект правонарушений в сфере прав личности в современном обществе'

Модификация прав и свобод человека как объект правонарушений в сфере прав личности в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
256
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРАВО ЛИЧНОСТИ / INDIVIDUAL'S RIGHTS AND FREEDOMS / PERSON'S RIGHT / HUMAN RIGHTS GUARANTEE / VIOLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвинко Виктор Алексеевич

В статье предпринимается попытка проследить процесс модернизации концепта прав и свобод человека, как объекта правонарушений. На основании анализа как российского законодательства, так и международных правовых актов, автор делает вывод о значительных изменениях в понимании прав и свобод человека как объекта правонарушений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modification of Rights and Freedoms of an Individual as the Object of Violations in the Sphere of Person's Rights in Contemporary Society

The author makes an attempt to observe the process of modernization of the concept of rights and freedoms of an individual as the object of violations. Having analyzed both the Russian legislation and international legal acts the author concludes about the significant changes in the understanding of rights and freedoms of an individual as the object of violations.

Текст научной работы на тему «Модификация прав и свобод человека как объект правонарушений в сфере прав личности в современном обществе»

МОДИФИКАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

КАК ОБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРАВ ЛИЧНОСТИ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

© Литвинко В. А., 2007

В. А. Литвинко — аспирантка юридического факультета Белорусского государственного университета

Конец ХХ — начало XXI вв. ознаменовались изменениями на политической карте Европы и привнесли в развитие цивилизации новое понимание ценности бесконфликтного общества и важности соблюдения прав и свобод человека. Международно-правовые акты, национальное законодательство не дают определения прав человека, а также их правонарушений. Поэтому о природе прав человека можно судить на основе анализа совокупности правовых норм, которые закрепляют отдельные права и свободы. Изучая природу прав человека как политическое, социальное, правовое явление, ученые по-разному подходят к этой проблеме, вследствие чего есть расхождения в определениях указанного понятия, а также к его нарушениям.

Идея прав и свобод человека существовала всегда и везде, но проявлялась она в конкретном обществе и конкретной исторической ситуации в различном аспекте, что привело к их разным трактовкам: от признания их в качестве правоспособности и правосубъектности, нормативной формы взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов до понимания их как определенных возможностей, необходимых для нормального существования и развития в конкретно-исторических условиях, которые обусловливаются достигнутым уровнем развития общества и могут быть общими и данными для всех людей1. Таким образом, существуют следующие определения:

• права человека — это соответствующим образом урегулированная его свобода;

• права человека — это определенные его потребности или интересы;

• права человека — это его требования о предоставлении определенных благ, адресованные обществу, государству, законодательству;

• права человека — это определенный вид существования, способ проявления морали2.

«История прав человека — это история очеловечивания людей»3, поэтому права человека формировались из многократно повторяющихся актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. «В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими интересами, потребностями, целями, неизбежны столкновение и противоборство этих зачастую разнонаправленных ориентиров поведения людей. Однако при всем разнообразии поступков и действий участников общественного взаимодействия кристаллизуются определенные устойчивые нормы, ценности, которые способны упорядочивать процесс взаимодействия людей. Полагаем, что следует согласиться с мнением, что «права и свободы человека — это социальное благо»4 и посягательство на них — это посягательство на это благо; но человек живет в обществе, где присутствуют не только гармония, но и противоречия, конфликты.

Права и свободы человека как объект правонарушений в сфере прав и свобод человека, на наш взгляд, — это общественные отношения, выражающиеся в форме нормативного взаимодействия людей, упорядочения поведения,

предотвращения конфликтов, необходимые для нормального существования и развития человека и общества в конкретно-исторических условиях, которые обусловливаются достигнутым уровнем развития общества и могут быть общими для всех людей.

Еще в древнейших государствах возникают две различные идеи, которые затем приобретают своих сторонников и значительно модифицируются с течением времени — это персоноцентризм и системоцен-тризм. В зависимости от того, какая парадигма приобретает большее значение в политике государства и общества, можно говорить и о положении личности, ее правах и свободах в обществе и государстве, а также признании и фиксировании с помощью правовых средств тех или иных объектов охраны от противоправных посягательств. Персоноцентризм связывают с приоритетом индивидуального, личностного начала во всех отношениях, а системоцен-тризм воспринимается как коллективное начало в обществе и государстве. Принято считать, что идея персоноцентризма появляется в Дневной Греции: Аристотель, Гераклит, Демосфен, Перикл, Платон, Сократ и другие мыслители Древней Греции и Древнего Рима. В то же время ранние теории прав человека были присущи и восточным мыслителям: Лао-Цзи, Конфуцию. Однако утверждение подобного подхода в качестве альтернативного мировоззрения системоцентризму появляется с распространением идей христианства и получением этой религией статуса государственной.

Проблемы прав и свобод, их политикоправового обеспечения анализируются в работах А. М. Абрамовича, Г. А. Василевича, М. Чудакова, С. Г. Дробязко, П. М. Рабиновича, Е. М. Бобосова, Г. А. Вашкевича, А. Н. Данилова, Л. Ф. Евменова, В. И. Се-менкова, В. Г. Тихини, А. В. Малько,

A. Д. Сахарова, А. С. Мордовец, В. А. Кар-ташкина, В. И. Савина, В. С. Нерсесянца,

B. П. Пугачева, Г. А. Гаджиева, И. А. Ледя-ха, И. Б. Михайловской, Е. А. Лукашевой, М. А. Краснова, Н. И. Матузова, Т. Д. Зра-жевской. Исследованию различных аспектов правовой защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина способствовали труды таких зарубежных классиков, как А. Токвиль, А. Шопенгауэр, А. В. Дайси, Г. В. Гегель, Д. Локк, И. Кант, К. Поппер, Ш. Монтескье, а также отечественных ученых5: Новгородцева П. М., Покровского И. А., Познышева С. В.6 Исследование прав человека и их нарушений

посвящены работы: Матузова Н. И., Магомедова А. А., Силантьева Л. В., Чинчикова А. А., Кузьминского Е. Ф., Мазаева Ю. Н., Селихова О. Г. Симеоновой, И. В. Плешко-вой О. А.7

Реализация антропологического подхода в рамках изучения общеотраслевого института нарушений основных прав и свобод человека и гражданина обеспечивает процесс гуманизации законодательства в целом. Основным эмпирическим методом в исследовании является анализ статистических материалов правонарушений, социологических опросов населения. Феноменологический подход позволил нам подойти к правам человека как к уникальному объекту, к явлению, которое имеет исторически и конкретно обусловленную сущность, необходимые стороны, но и специфические особенности, определенные аспекты и проявления, которые вообще разрешают дойти до его понятийного осмысления.

Личные и политические права человека возникают в период буржуазных революций, когда возрастает роль закона, призванного ограничить произвол власти. Эта категория прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством. В

XIX столетии происходит расширения идеи прав и свобод человека. Появились концепции, например марксизм, которые требовали пожертвовать индивидуумом ради групп: наций, обществ, неограниченного большинства или общественных классов. В Европе, где отмечался значительный рост социальных проблем, идея прав человека получает новое содержание — предлагает защиту основных социальных и экономических потребностей каждого члена общества. Так, идея «свобода от правительства» расширилась в концепцию «свободы через правительство». Первое течение не показывает детерминацию естественных прав человека в условиях общественного и правового существования. При другом подходе дается воля тирании государства над личностью при помощи закона. Указанные недостатки необходимо учитывать при формировании взглядов на права человека.

Уже на заре разработки формального закрепления личных и политических прав человека некоторые естественные права толковались таким образом, что создавалась почва для рождения прав «второго поколения», т. е. социально-экономических. Так, Джон Локк, признавая право собственно-

сти, признавал также и то, что это право ограничено правом «нуждающихся получать долю прибавочной стоимости, полученной с помощью собственности»8.

Особое место в развитии и декларации социально-экономических прав занимала отечественная юридическая наука периода СССР. Особенностью развития и реализации этих прав в ХХ столетиии в СССР является их детальное урегулирование и проработка механизмов обеспечения права на труд, что в определенной мере имеет положительные моменты, но сегодня все еще сохраняются некоторые тенденции, характерные для советского общества, например: уверенность граждан в том, что только государство должно обеспечить благополучие человека, некоторого рода пассивность в жизненной позиции относительно реализации этого права.

Конфликты Х Х — начала ХХ вв. приводят к формальному закреплению социально-экономических прав, которые получают свою специфику в странах коллективизма.

ХХ в. доказывает не только беспомощность человека перед государственной властью и себе подобными, но и невозможность обеспечить себе формально закрепленные права в одиночку, что становится прологом к развитию и закреплению коллективных прав — прав третьего поколения. Права третьего поколения — результат развития культуры и общественных отношений ХХ в. Это право народа, право нации, право общности, ассоциации, право на солидарность и на международное общение. Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить проверку «человеческим измерением» — личными правами индивида. Это значит, что зачастую мало установить прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных и произвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства необходимы активные действия государства и индивида для реализации прав и свобод человека. Такая позиция, распространенная во второй половине XX в., нашла выражение, в частности, в решениях Европейского суда по правам человека.

Таким образом, в теории «поколений» прав отчетливо отражается существующая динамика трансформации концепции прав от реализации простейших естественных прав личности до использования их в самых острых и актуальных проблемах международной политики. В международных

институтах третье поколение прав ассоциируется с понятием о правах как «единой общемировой ценности, которая является критерием, объединяющим людей, принадлежащим к различным цивилизациям, религиям и культурным сообществам. Поэтому в условиях глобализации использование проблемы нарушений в сфере прав человека в международных отношениях «связано с поиском новых легитимных механизмов обеспечения гарантий прав»9.

В ХХ в. институт прав человека получает свое развитие в нормах международного права, т. к. именно в этот период совершается такое количество правонарушений в сфере прав и свобод человека, что это получает международный резонанс: войны, послевоенное положение, локальные конфликты. Международные стандарты прав человека, безусловно, являются эталоном взаимоотношений общества, государства, с одной стороны, и личности — с другой, однако действительная реализация прав и свобод человека и контроль над соблюдением этих прав предполагают внедрение указанных стандартов еще и в социальную повседневную практику, когда человек и его права являются не только «объектом посягательства», но личность является активным субъектом, способствующим реализации и соблюдению своих прав не только государством, но и другими лицами. Как показывает статистика, в 2004 г. из общего числа преступлений 12,1 % преступлений было совершено против человека10, а всего в 2004 г. было зарегистрировано 166 061 преступление (169 016), 19 случаев торговли людьми, 388 изнасилований, 9601 случай уклонения родителей от содержания детей, 44 случая незаконного лишения свободы, 60 случаев нарушения авторских, смежных, изобретательских и патентных прав11.

Поскольку под правонарушением нами понимается отношение субъекта правонарушения к объектам правовой охраны, выразившееся в деянии (действии или бездействии), которому характерны общественная вредность, виновность, противоправность, наказуемость, то под правонарушениями в сфере прав и свобод человека нами понимается отношение субъекта правонарушения к социальной ценности нормативного стандарта взаимодействия людей и общества, государства, существующего в конкретно-исторических условиях, обусловленных достигнутым уровнем развития общества, выразившееся в деянии и характе-

ризующееся общественной вредностью, виновностью, противоправностью, наказуемостью.

Полагаем, что при регулировании круга общественных отношений, направленных на охрану прав и свобод человека путем установления деяний, являющихся правонарушениями в данной сфере правового регулирования, следует отметить, что основные права и свободы человека закреплены в Конституции государства и охраняются нормами различных отраслей права. Наиболее социально опасные правонарушения в сфере прав и свобод закрепляются в нормах уголовного права — в Уголовном кодексе. Правонарушения, которые, по мнению законодателя, являются менее социально опасными или просто вредоносными, регламентируются нормами иных отраслей права, например административного, финансового, гражданского.

Следует отметить, что национальное законодательство исходит из исторически сложившейся практики регулирования правоотношений в сфере прав и свобод, но каждая отрасль права имеет отличия в интерпретации понимания нарушения прав и свобод: если конституционное право исходит из самого принципа наличия у человека прав и свобод и обязанности государства по их защите, то отраслевые дисциплины, например административное право, исходят, прежде всего, из наличия конкретной нормы, охраняющей конкретное право человека, что порождает вопрос о непосредственном применении норм Конституции, чего зачастую правоприменитель не делает. Такое состояние дел приводит к тому, что зачастую происходит узкое понимание возможности реализации прав человека и их охраны. Большой проблемой является систематизация и пересмотр норм законодательства в сфере культурных прав, например в области права на образование, учитывая решение перехода на систему так называемого Болонского процесса. В литературе даже появилось мнение о необходимости создания Образовательного кодекса и Кодекса по проблемам научной и технической деятельности12, что, на наш взгляд, несколько преждевременно.

После образования Республики Беларусь как независимого государства и выбора приоритета дальнейшего развития общества и законодательства, с новой силой встал вопрос относительно природы прав человека — их естественной принадлежности челове-

ку либо же дарованости государством. Сейчас конституции демократических государств закрепляют их как естественные права человека. Указание на естественное происхождение прав своих граждан содержат основные законы Азербайджанской Республики, Грузии, Казахстана, Киргизской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана, Литовской Республики и других государств, некогда входивших в состав СССР. Полагаем, что следует согласиться с трактовкой естественных прав как «совокупности данных человеку от Бога (природы) и в силу этого принадлежащих с момента рождения прав на жизнь и свободу, на безопасность и стремление к счастью, на собственность и сопротивление угнетению, на развитие и родной язык, которые предшествуют государству и законодательству, а посему не подлежат изъятию, ограничению и отмене»13.

В ХХ в. права человека являются не только правовым институтом, но и политическим вопросом, от постановки и решения которого зависит отношение к государству со стороны мирового сообщества, а также восприятие такого государства, как правового/неправового. Развитие гражданского общества закономерно повысило значение проблем права, законности, прав и свобод человека и гражданина. «Государство люди создали для того, чтобы оно служило обществу, управляя им посредством права по пути социального прогресса»14.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изм. и доп. от 1996 г. исходит из иного критерия построения системы приоритетов конституционных норм, чем Конституция БССР 1978 г. Приоритетом является человек, его права и свободы, а у государства есть обязанность «принимать все доступные меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь»15, однако в действительности существует расхождение между нормами Конституции и реальностью.

Особенно важны меры реализации трудовых прав, поскольку они наиболее часто нарушаются в настоящее время. Защита этих прав является одним из главных направлений развития и распространения правосознания в массовой среде. Так, в ст. 42 Конституции гарантируется равная оплата труда мужчинам и женщинам, что не выполняется на практике. По данным Отчета

о национальном развитии РБ 2005 г. женщина получает 80 % от заработной платы мужчины за исполнение аналогичной работы, не говоря уже о равном праве на осуществление трудовой деятельности и исполнении профессиональных обязанностей. Зачастую при устройстве на работу приоритет отдается мужчине при прочих равных способностях и навыках. Трудовое законодательство содержит ряд льгот для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также до достижения ребенком возраста 3 лет, что, на первый взгляд, является положительным моментом, однако снижает конкурентоспособность женщин на рынке труда, поскольку в действительности наниматель предпочитает не брать на работу женщину, т. к. ему приходится кроме гарантирования выполнения ряда норм трудового законодательства нести и своего рода убытки из-за невозможности женщины выполнять свои обязанности и необходимости выплачивать ей ряд материальных выплат, а также необходимости на период невозможности ею исполнять свои обязанности искать и привлекать другого работника, что совершенно не способствует желанию работодателя принимать на работу женщин, если есть возможность принять на работу мужчину. Опасность данной ситуации состоит в том, что невозможно в судебном порядке доказать отказ в принятии на работу женщины именно на основании гендерного признака. Полагаем, что следует внести в трудовой кодекс изменения и зафиксировать положение, согласно которому наниматель с письменного согласия женщины может привлекать ее на ночные и сверхурочные работы, а также отправлять в командировки до достижения ребенком возраста 3 лет. Кроме того, следует создать специализированный фонд по поддержке материнства, отцовства и детства, из которого будут производиться выплаты по случаю рождения ребенка, а также дополнительные выплаты для лица, вышедшего на работу из декретного отпуска раньше времени, находившегося в отпуске по уходу за ребенком. Полагаем, что целесообразно изменить некоторые приоритеты в сфере трудовых правоотношений для более полного обеспечения гендерного равноправия в указанной сфере.

Итак, в XX в. неуклонно осуществлялась общая тенденция расширения политических прав и свобод граждан, учреждение всеобщего избирательного права, признание

и утверждение гражданских и социальных прав и свобод16, а также поднимались вопросы о гендерном равенстве и правах отдельных категорий людей, которые не могут самостоятельно защищать свои права — дети, инвалиды, осужденные. Такой разительный поворот к важности изучения и пресечения, предупреждения правонарушений в сфере прав и свобод человека прослеживается и в отраслевых юридических науках в странах постсоветского пространства: «решительный поворот к проблеме уголовно-правовой охраны прав и свобод человека как основополагающей идее уголовного законодательства и соответствия уголовноправовых запретов условиям нарождающейся рыночной экономики».

В современном обществе политические свободы существуют как бы сами по себе, «они не стали средством обеспечения экономической свободы и социальной обязанностью государства»17. В посттоталитарных государствах социально-политические последствия конституционного статуса прав второго поколения отличаются весьма существенной спецификой. С одной стороны, поскольку перевод плановой экономики в «предрыночное» состояние не мог не повлечь относительное снижение уровня жизни широких слоев населения, социальноэкономические права приобретают особую значимость. Кроме того, эти права прочно закрепились в массовом сознании как позитивное достояние советского строя, независимо от реальной практики их реализации. С другой стороны, обретенные свобода слова, печати, передвижения и т. п. права и свободы в масштабах, качественно отличных от прежних, стали рассматриваться как само собой разумеющееся, а отчасти и как не представляющее особой ценности.

Таким образом, полнота правового регулирования приобретает в данное время особое значение для укрепления конституционной законности и правопорядка, противодействия правонарушениям. Обращает на себя внимание изменение методов правового регулирования. Имеет место трансформация в соотношении между разрешениями и запретами, стимулами и правоограниче-ниями. Идея о том, что именно человек, его интересы должны быть в центре праворегулятивной политики, привела к широкому применению общеразрешительного метода: «разрешено все, что не запрещено законом». Государственные органы и должностные лица должны придерживаться другого

метода, который называется разрешительным: «разрешено то, что прямо указано в законе».

Личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов. Иными словами, для нормального функционирования института прав и свобод человека и гражданина не создана пока надлежащая общественная обстановка. Особая опасность состоит в «дискредитации понятия «права человека» в социальной и политической практике»18. Минимальные стандарты жизни пока не сформулированы законодательно, что требует пересмотра и принятия решения. В связи с этим отметим, что «среди прав, которые обыкновенно помещаются в декларациях, нет одного, которое по всем данным должно было бы найти место в современном правосознании: это право на правовую безопасность».

Для успешного решения этой задачи необходимы: долгосрочная общегосударственная программа борьбы с правонарушениями в сфере прав и свобод человека; кардинальная система государственных мер обеспечения защищенности личности.

Под правонарушениями в сфере прав и свобод человека нами понимается отношение субъекта правонарушения к социальной ценности нормативного стандарта взаимодействия людей и общества, государства, существующего в конкретно-исторических условиях, обусловленного достигнутым уровнем развития общества, выразившееся в деянии и характеризующееся общественной вредностью, виновностью, противоправностью, наказуемостью.

Следует внести дефиницию «права человека и правонарушения в сфере прав и свобод человека» в официальные документы, а также определить консолидированный каталог правонарушений в сфере прав и свобод человека, их классификацию для успешной и адекватной борьбы с ними.

Внести дополнения в статистическую отчетность для формирования своевременной, полной и объективной информации о правонарушениях в сфере прав и свобод человека, что позволит: установить действительный объем работы правоохранительных органов; принять законодателем радикальные меры к упрощению процедуры расследования и судебного рассмотрения ряда катего-

рий дел; своевременно наблюдая за изменениями статистики, принимать адекватные меры реагирования для удержания правонарушений на адекватном уровне. Ш

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Нерсесянц В. С. Философия права : учебник для вузов. М., 2001. С. 107; Проблемы общей теории права и государства : учебник для вузов / под общ. ред.

B. С. Нерсенянца. М., 2002. С. 217; Рабінович П. М. Права і свободи людини: соціальна сутність // Бюлетень Міністерства юстиції України. 2005. № 4 (42).

C. 27-36, 30-31.

2 Теория государства и права : учебник для вузов / отв. ред. В. Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 304.

3 Нерсесянц В. С. Философия права : учебник для вузов. М., 2001. С. 108.

4 Погорілко В. Ф., Головченко В. В., Сірий М. I. Права та свободи людини і громадянина в Україні. Киев, 1997. С. 5.

5 Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

6 Новгородцев П. М., Покровский И. А. О праве на существование. СПб., 1835; Познышев С. В. Основные вопросы учения о наказании. М., 1904.

7 Мордовец А. С., Магомедов А. А., Силантьев Л. В., Чинчиков А. А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов, 1994; Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995; Гаджиев Г. А. Конституционный Суд в российской государственности // Этнопо-литический вестник. 1994. № 1; Михайловская И. Б., Кузьминский Е. Ф., Мазаев Ю. Н. Права человека в массовом сознании. М., 1995.

8 Locke J. Two Treatises of Government. Cambridge, 1980. P. 65.

9 Малевич Ю. И. Эволюция концептуальных подходов к правам человека в условиях глобализации : автореф. ... д-ра п. наук, Минск, 2005. С. 26-29.

10 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2005 : стат. сб. / Минстат РБ. Минск, 2005. С. 279.

11 Сведения о состоянии криминальной обстановки по форме 6 за 2004 г. Утверждено приказом МВД РБ от 25.11.2003 № 259. Раздел XXII. Итоговый.

12 Соколенко Ю. Гарантії культурних прав і свобод громадян України // Право Украпни. 2004. № 2. С. 37.

13 Мучник А. Г. Комментарий к Конституции Украины. 2-е изд., испр. и доп. Киев, 2003. Кн.1. С. 27.

14 Дробязко С. Г. Соотношение социального правового государства и правового гражданского общества / / Конституционно-правовые проблемы формирования социального правового государства: материалы между-нар. науч.-практ. конф. / БГУ; гл. ред. А. A. Головко. Минск, 2000. С. 386.

15 Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изм. и доп.1996 г.

16 История политических и правовых учений : учебник для вузов. Изд. 2-е, перераб. и сокр. / под ред. О. Э. Лейста. М., 2004. С. 563.

17 Лукашева Е. А. Социальное государство и защита прав человека в условиях рыночных отношений / / Социальное государство и защита прав человека. М.,1994. С. 16.

18 Малюшин А. А. Правовое обеспечение реализации основных прав и свобод человека и гражданина [Электронный ресурс]: Теоретический аспект : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2003. С.106; Шу Г. Как узнать права человека // Права человека накануне XX века. Российско-американский диалог / отв. ред. Б. Гросс, П. Джувилер, Е. Лукьянова, В. Карташкин. М., 1994. С. 363.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.