Научная статья на тему 'Российские и европейские механизмы защиты прав человека'

Российские и европейские механизмы защиты прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1819
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное публичное право / Права человека / защита прав человека / равноправие / дискриминация / Институт омбудсмена

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яшкова Галина Федоровна

Статья посвящена анализу реализации принципа равенства прав и свобод человека в международном праве, а также проблеме дискриминации прав и свобод человека. Предпринят сравнительный анализ положений международного права и российского законодательства. Анализируется институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российские и европейские механизмы защиты прав человека»

РОССИИСКИЕ и европейские механизмы зашиты прав человека

© Г. Ф. Яшкова

Яшкова Галина Федоровна

старший преподаватель кафедры права

филиал Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти

Статья посвящена анализу реализации принципа равенства прав и свобол человека в межлунаролном праве, а также проблеме лискриминации прав и свобол человека. Прелпринят сравнительный анализ положений межлунаролного права и российского зако-нолательства. Анализируется институт уполномоченного по правам человека (омбулсмена).

Ключевые слова: международное публичное право, права человека, зашита прав человека, равноправие, дискриминация, институт омбудсмена.

Сфера применения принципа равенства расширялась постепенно. Если раньше определенные группы людей не считалась равными в правах с другими (рабы, женщины, люди другой расы, национальности или религии), то сейчас это исключено на уровне основных прав и свобод: дискриминация и принудительным труд запрещены. Если ранее наличие заслуг предполагало обязательное предоставление определенных долговременный: привилегий, то сейчас такая зависимость исчезла из сферы права.

Требование для себя равных прав привело к осознанию таких функций права, как продолжительность действия, многократность применения ко многим субъектам. Наука пришла к выводу о необходимости единообразного применения одних и тех же правовых средств в схожих ситуациях в силу принципа равенства.

Основным направлением развития данного принципа стало обеспечение равных воз-

можностей и отсутствие дискриминации. Это означает, что норма не должна носить дискриминационный характер.

Термин «дискриминация» в переводе с латинского означает «различение». Энциклопедический словарь определяет его как «умаление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.».

В аспекте международного права этот термин впервые появился в Конвенции относительно дискриминации в области труда и занятий 1958 г., затем — в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. и, наконец, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

Во всех этих указанных документах прослеживается единое понимание дискриминации как любого различия, исключения, ограничения либо предпочтения по тому или иному основанию, имеющих целью ликвидацию либо нарушение равенства в осуществлении, признании, пользовании основными правами и свободами человека. Государства, подписавшие упомянутые конвенции, берут на себя обязательства не поощрять, не защищать и не поддерживать данные виды дискриминации. По справедливому замечанию Л. Д. Воеводина, «современная цивилизация достигла такого уровня, когда дискриминация людей по каким-либо внешним признакам рассматривается как отступление от высоких принципов общественного развития» [1].

Современные демократические государства выступают не только за отмену законодательных актов, способствующих существованию дискриминации, но и за установление законом наказания в связи с распространением идей и созданием организаций, поощряющих дискриминацию.

Статья 19 Конституции РФ во исполнение положений международных документов гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В России запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Пунктом 2 статьи 29 Конституции РФ не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Это — одна из важнейших гарантий прав и свобод гражданина со стороны государства. В соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ на территории России запрещается создание и деятельность общественный: объединений, цели или действия которыгх направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыт безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Государство, охраняя, защищая и восстанавливая равенство прав и свобод личности, выполняет тем самым конституционную обязанность равного обеспечения прав и свобод человека на всей своей территории.

Так, в ст. 136 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение равноправия граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан. Справедливости ради следует отметить, что данная норма на практике не применяется, примеры привлечения к уголовной ответственности по этой статье пока не известны.

Кроме того, права граждан могут быггь защищены в процессе гражданского судопроизводства (ст. 11 ГК РФ) путем признания права, восстановления нарушенного права, признания акта, изданного органом государственной власти или местного самоуправления, противоречащим закону. Гражданское законодательство защищает нематериальные блага, в частности, честь и достоинство личности, право на свободу передвижения, неприкосновенность личности (ст. 150 ГК РФ). Еще одна возможность защитить себя от дискриминации — применить Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» при рассмотрении в суде исков на неправомерные действия должностных лиц и органов власти в случаях индивидуальной дискриминации.

Объектом защиты статьи 19 Конституции РФ является уважающее человеческое достоинство, справедливое, одинаковое отношение государства и органов государственной власти к человеку.

Желание жить в родной стране на условиях свободного, справедливого, мирного сожительства, вести духовно достойную жизнь, автономно самоопределяться, черпать силы в духовной силе своего народа носит естественный человеческий характер.

Усиление гарантий равенства прав человека и усиление ответственности за их нарушения в настоящее время невозможно без использования института омбудсмена как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Омбудсмен, или уполномоченный по правам человека, — это институт и государственный правозащитный орган, осуществляющий свою деятельность в целях соблюдения прав и свобод индивида при его взаимоотношениях с государством, который должен способствовать совершенствованию отдельно взятого человека и гармонизации общественный: отношений.

Институт омбудсмена в правовых системах стран мира является важным механизмом защиты прав человека и укрепления законности в деятельности государственных органов.

Институт омбудсмена получил законодательное и общественное признание в государствах с самыми разными формами правления — конституционной монархии, президентской и парламентской республиках. Он успешно функционирует в государствах, принадлежащих к различным правовым системам.

При всех национальных отличиях основными функциями омбудсмена являются:

1) содействие в восстановлении нарушенных органами государственной власти прав граждан;

2) содействие эффективной работе государственной власти;

3) функция посредника между обществом и властью;

4) функция внесудебного разбирательства [2].

Утверждение демократических ценностей и гарантий прав и свобод человека и гражданина — основополагающий принцип построения современных политических систем. В его практическом осуществлении важное значение имеет институт уполномоченного по правам человека в России (омбудсмена).

Российский омбудсмен Владимир Лукин в своем ежегодном правозащитном докладе Президенту РФ отмечает, что ситуация с тематикой жа-

лоб в сравнении с прошлым годом кардинально не изменилась.

Практически каждая вторая жалоба приходится на нарушения прав человека, совершаемые должностными лицами в процессе охраны общественного порядка, предварительного следствия, дознания и судопроизводства. Наблюдается устойчивый рост количества жалоб на нарушения прав человека в условиях содержания в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах. Отмечено некоторое уменьшение количества жалоб, связанных с пересмотром приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу, а также, что несколько неожиданно, жалоб на условия отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Каждая третья жалоба приходится на нарушения социальных прав граждан в сфере жилищного законодательства и социального обеспечения, прежде всего при предоставлении льгот социально уязвимым категориям населения, в том числе беременным женщинам и детям.

Примерно каждая шестая жалоба приходится на нарушения прав граждан в экономической сфере. При некотором снижении количества жалоб по вопросам собственности и выполнения договорных условий возрастает доля жалоб по вопросам трудовой деятельности и землепользования. Поэтому также негативно оценивает омбудсмен и реализацию конституционного принципа свободы труда, включающего право на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование человека.

По мнению омбудсмена, даже не завершившиеся успехом усилия по восстановлению прав граждан не быши напрасны, поскольку заставили власть еще раз осмыслить (и объяснить!) свои действия или решения, вызвавшие несогласие у граждан. Значит, в дальнейшем, принимая решения в аналогичных ситуациях, чиновники будут более внимательны к вопросам обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан России, помня о том, что и к ним могут прийти с законными требованиями о соблюдении прав человека.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 68.

2. Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ : учеб. пособие / под ред. А. Ю. Сунгурова. СПб., 2003. С. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.