Каримова А. Ю.
т
УДК 342.7
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ЖИЗНЬ, СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
Каримова Анна Юрьевна,
магистрант ФГБОУВО «Марийский
государственный университет», г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В данной статье рассмотрены актуальные проблемы прав человека и гражданина на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, сделан вывод о том, что обеспечение основных прав человека и гражданина немыслимо вне правового государства, которое отвечает перед гражданами за обеспечение свободы, неприкосновенности личности и частной жизни, за соблюдение прав и законных интересов каждого.
Ключевые слова: права, свободы, человек и гражданин.
Актуальность изучения выбранной темы предопределена тем, что существует множество проблем, касающихся прав и свобод человека и гражданина, которые в науке подразделяются на личные, политические, экономические, культурные и иные. Содержание этих прав определяется уровнем политического, экономического, социального и правового развития государства.
В правовом государстве особое место занимает право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. В научной литературе их обычно относят к личным правам и свободам. Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо [7, с. 49]. Будучи по своей природе фундаментальными, они базируются на международных нормах и принципах и гарантированы Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность [2]. Часть III Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, содержит конкретные права и свободы человека и закрепляет право на жизнь, которое понимается как неотъемлемое право каждого человека [4, с. 200-201].
Право на жизнь - это основополагающее право. Без него теряется весь смысл в установлении и соблюдении иных прав и гарантий. М. А. Мокосеева отмечает, что на настоящий момент законодательно не определено содержание понятий «жизнь» и «права на жизнь», существуют проблемы с государственны-
ми гарантиями обеспечения права человека на жизнь, не разрешен вопрос о применении смертной казни. Кроме того, остается открытым вопрос о праве на свободное распоряжение своей жизнью [8, с. 98].
Никто не может безнаказанно лишить жизни другого человека. Заметим, что до настоящего времени смертная казнь сохраняется в Уголовном кодексе РФ, но в силу ряда известных решений Конституционного Суда РФ (постановление от 2 февраля 1999 г. № 3-П, определение от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р) фактически не применяется.
Являясь членом Совета Европы, Российская Федерация закрепляет европейские стандарты по правам человека в своем внутригосударственном
праве, поскольку в современном мире права человека становятся формально-юридическим источником правовой нормы [6, с. 268].
В соответствии со ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:
1) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;
2) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;
3) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;
4) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;
Ф1
Студенческая трибуна
5) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
6) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче [3].
Каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение. Каждый задержанный или заключенный под стражу незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд.
Каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.
Право на свободу и личную неприкосновенность установлено ч. 1 ст. 22 Конституции РФ [1]. Это право означает, что лицо вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, и при этом оно не должно подвергаться ограничением. Человек имеет право на физическую и духовную неприкосновенность.
Личная неприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности личности и включает в себя физическую (телесную) неприкосновенность, половую и психическую неприкосновенность.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов [1].
Свободные действия (или воздержание от них) физического лица допустимы, поскольку ими не может быть причинен вред другим физическим лицам, организациям, обществу, государству. С этой целью в отраслевом законодательстве (уголовном, гражданском, семейном, административном, трудовом и т. д.) устанавливаются дозволения и запреты, в пределах которых каждый свободен в выборе вариантов поведения.
Обеспечение физической неприкосновенности личности предполагает создание достаточных государственных гарантий от каких-либо посягательств на ее жизнь, здоровье, половую неприкосновенность,
свободу физической активности как со стороны государства в лице его органов и должностных лиц, так и со стороны отдельных граждан.
Телесная неприкосновенность и половая свобода защищены уголовным законодательством (уголовная ответственность за убийство, телесные повреждения, изнасилования и т. д.), гражданским законодательством (обязательства, возникающие вследствие причиняющего вреда, в частности, источником повышенной опасности), административным законодательством (ответственность за правонарушения в области охраны труда и здоровья населения), уголовно-процессуальным законодательством (запрет домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и других незаконных мер, производство следственного эксперимента при условии, что этим не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц).
Физическая неприкосновенность человека в области медицины защищена правилом, согласно которому любое медицинское вмешательство, будь то операция, сложная диагностическая процедура или обыкновенный укол, допускается только с согласия пациента.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, уполномоченные органы, и, прежде всего суд, могут принимать относящиеся к их ведению решения, касающиеся избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, ее отмены или изменения, а также продления срока содержания под стражей только с учетом того, подтверждаются или нет достаточными данными, названные в уголовно-процессуальном законе основания применения этой меры пресечения. Причем, именно суду, выносящему постановление об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, лежит обязанность оценки достаточности представленных сторонами материалов для принятия законного и обоснованного решения.
Нормами Конституции РФ впервые суду предоставлено право принимать решение об аресте, заключении под стражу, а также содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Это положение соответствует п. 4 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в котором предусмотрено, что каждый, кто лишен свободы путем ареста или задержания, имеет право на разбирательство, в ходе которого суд безотлагательно решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление об его освобождении, если задержание незаконно [3].
Обеспечение основных прав человека и гражданина немыслимо вне правового государства, которое отвечает перед гражданами за обеспечение свободы,
Каримова А. Ю.
т
неприкосновенности личности и частной жизни, за соблюдением прав и законных интересов каждого [10, с. 94]. Оценивая это, Ю. П. Зайцева, например, делает вывод, что сущностных различий между терминами «частная жизнь» и «личная жизнь» не усматривается, что это равнозначная терминология [5, с. 60].
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С. А. Пяткина отмечает, что статья 55 Конституции РФ содержит ряд принципов, направленных на защиту прав человека и гражданина, и перечень оснований, согласно которым возможны ограничения прав и свобод. Признание прав человека неотъемлемой частью российской правовой системы согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации возродило в теории и практике нашего общества многовековую проблему отношения государственной власти, проявляющейся посредством закона, со сферой свободы индивида. Разрешением этой проблемы признается постулат о законе как нормативной формуле прав человека. [10, с. 15].
Часть 1 статьи в соответствии со ст.30 Всеобщей декларации прав человека, ст. 5 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах утверждают открытость перечня прав и свобод человека и гражданина, возможность присоединения новых прав к уже провозглашенным. Ссылка на отсутствие в Конституции Российской Федерации того или иного права, утвержденного законодательством или указанного в международных договорах, ратифицированных Государственной Думой, юридически недействительна.
Часть 2 исключает возможность использовать законодательство для изъятий из перечня прав и свобод, провозглашенных Конституцией и актами международного права, которые Россия приняла обязательство соблюдать.
В ч. 3 статьи указаны ценности, отрицание которых равнозначно злоупотреблению правами и свободами человека и гражданина. К этим ценностям относятся основы конституционного строя, обеспечение обороны и безопасности государства, нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц. Законодательство, ограничивающее права и свободы
человека и гражданина во имя перечисленных ценностей, не может расширять их перечень (см. комментарии к ст. ст. 28, 29, 36, 56).
Нравственность и здоровье, как индивида, так и общества - это те основания, согласно которым использование прав и свобод отдельной личностью не безгранично. Вместе с тем идеалы нравственности и параметры определения здоровья исторически подвижны и воплощают взаимодействие устойчивых ценностей общества с новыми. Для демократического общества характерна тенденция к максимальной терпимости, к признанию прав меньшинства. Вместе с тем религиозные идеалы, а также обычаи и традиции, не унижающие человеческое достоинство, могут учитываться в национальных республиках и регионах Российской Федерации.
Федеральное законодательство, устанавливающее данные ограничения, не может выходить за их конституционный перечень. Практически невозможно детализировать требования в сфере искусства. В понятие здоровья практика демократических государств включает духовное здоровье детей и молодежи. Так, специальные эротические издания для взрослого населения должны продаваться только в определенных местах и соответствующим возрастным группам. Известно, что в ряде зарубежных стран для программ, насыщенных сексом, насилием, рекламой, как правило, выделяются специальные каналы телевещания.
Статья 55 утверждает содержательный критерий «законности государственной власти» и «законности закона», их легитимности. С помощью этого критерия государственная власть, нарушающая посредством законодательства права человека, оценивается как источник произвола, несмотря на соблюдение при принятии закона формально-юридических процедур правотворчества.
Таким образом, важнейшие права и свободы человека в России гарантированы Конституцией Российской Федерации и обеспечиваются принудительной силой государства.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= (дата обращения: 27.09.2016).
2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апр.
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 нояб. 1950 г. (ред. от 13 мая 2004) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc (дата обращения: 27.09.2016).
т
Студенческая трибуна
4. Глушков В. С., Габдрахманов Ф. В. Право и суд в контексте истории и современности / под общ. ред. О. В. Глушко-вой. Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2008.
5. Зайцева Ю. П. Частная жизнь гражданина: понятие и содержание // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 4-1 (54). Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.04.2016).
6. Комаров С. А., Лаптев И. В., Титенков Д. И. Права человека и правовая инфильтрация идей Европейского суда по правам человека в правовую систему Российской Федерации. СПб.: Изд-во Юрид. ин-та, 2014. 354 с.
7. Фарыма В. И., Ладыгина А. И. Понятие и классификация основных прав и свобод личности // Правопорядок: история, теория, практика. 2014. №1 (2).
8. Мокосеева М. А. Проблемы реализации права человека на жизнь // Марийский юридический вестник. 2013. № 10.
9. Хозикова Е. С. Правовое государство и гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 4-1 (54). Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.04.2016).
10. Пяткина С. А. Права человека и гражданина. 2000. URL: http://az-libr.ru/index.htm?Law&Constn/ru/KRF93/krf055 (дата обращения: 05.10.2016).
A. U. Karimova
THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF MAN AND OF THE CITIZEN TO LIFE, LIBERTY AND SECURITY OF PERSON
In this article actual problems of the rights of man and of the citizen to life, liberty and security of person. On the basis of the approaches we can conclude that the fundamental rights of man and of the citizen unthinkable outside the legal state, which is responsible to the citizens for freedom, inviolability of personality and privacy rights and legitimate interests of everyone.
Key words: rights, freedoms, man and citizen.
KARIMOVA Anna Urievna - Master of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
УДК 349.2
ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ТРУДА ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ
Пересторонина Надежда Николаевна,
магистрант ФГБОУВО «Марийский
государственный университет», Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается вопрос обеспечения равенства возможностей для трудящихся лиц с семейными обязанностями, не подвергаясь при этом дискриминации. Закрепление и совершенствование норм и правил регулирования труда отдельных категорий работников должно строиться на соблюдении принципа равенства. Способствовать этому может установление государством различных льгот и гарантий для отдельных категорий граждан, которые особо нуждаются в социальной защите в связи с физиологическими особенностями.
Ключевые слова: государство, регулирование труда отдельных категорий граждан, лица с семейными обязанностями, трудовые гарантии и льготы, дискриминация, равенство.
Правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в Российской Федерации осуществляется с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, а также в соответствии с Конституцией РФ. Соблюдение принципа равенства при установлении гарантий трудовых прав и свобод работников и обеспечение защиты интересов работодателей и государства обуславливают необходимость закрепления и совершенствования норм и правил регулирования труда отдельных категорий работников. Такими «особыми» категориями
работников являются, наряду с другими, женщины и лица с семейными обязанностями.
Принципы, провозглашенные Конституцией РФ, раскрываются в отраслевом законодательстве, в частности в Трудовом кодексе РФ. Так, статья 2 ТК РФ определяет одним из основных принципов трудового законодательства РФ запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда. При этом стоит отметить, что предоставление отдельных преференций женщинам в связи с материнством, выполнением ими семейных обязанностей не признается