УДК 342.7 ББК 67.92
ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПО КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
ФАРХОД ШАРОФИДИН БОБОНАЗАРЗОДА,
адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор И.В. Гончаров
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлена общая характеристика личных прав и свобод человека и гражданина согласно Конституции Республики Таджикистан; раскрывается их содержание.
Ключевые слова: Республика Таджикистан, Конституция Республики Таджикистан, личные права и свободы человека и гражданина.
Annotation. The article gives a general description of the personal rights and freedoms of man and citizen according to the Constitution of the Republic of Tajikistan, and also revealed their contents.
Keywords: the Republic of Tajikistan, the Constitution of the Republic of Tajikistan, the personal rights and freedoms of man and citizen.
В Республике Таджикистан значительную роль в реализации личных прав и свобод человека и гражданина играет их закрепление в Конституции Таджикистана. Личные права и свободы закреплены в действующей Конституции Таджикистана в соответствии важнейшими международными правовыми актами по правам человека. Согласно ст. 5 Конституции Таджикистана личные права и свободы являются неприкосновенной, и в главе, посвященной правам и свободам человека и гражданина, поставлены на первое место.
Личные права и свободы призваны обеспечить свободу, индивидуальную безопасность и автономию каждого человека, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Действительно, личные права и свободы по своей сущности являются правами и свободами человека, т.е. неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения независимо от наличия прямой связи с государством, например гражданства. Согласно ст. 16 Конституции Таджикистана «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются провозглашенными правами и свободами и имеют равные с гражданами Таджикистана обязанности и ответственность, за исключением случаев, предусмотренных законом».
Важнейшее из провозглашаемых личных прав -право на жизнь (ст. 18), которое принадлежит каждому. Никто не может быть лишен жизни, кроме как по приговору суда за особо тяжкое преступление.
Необходимо отметить, что согласно закону в Таджикистане смертная казнь де-юре существует, однако в 2004 году на исполнение смертной казни был объявлен мораторий, и с тех пор эта мера наказания не применяется [2]. По данным Бюро по правам человека и соблюдению законности, за период с 2001 по 2003 год было исполнено 133 смертных приговора (2001 год - 68 смертных приговоров; 2002 год - 31 приговор и 2003 год - 34 приговора).
В Таджикистане до объявления моратория на смертную казнь в Уголовном кодексе Республики Таджикистан существовало 44 статьи, предусматривающих наказание в виде смертной казни. После проведения реформы в действующем Уголовном кодексе остались всего пять статей, которые предусматривают наказание в виде смертной казни: убийство при отягчающих обстоятельствах, терроризм, изнасилование при отягчающих обстоятельствах, геноцид, биоцид.
С момента объявления моратория в Таджикистане никто не был казнен. Законодательством Таджикиста-
на предусмотрена альтернатива смертной казни в виде пожизненного заключения.
Согласно Конституции Таджикистана (ч. 3 ст. 18) неприкосновенность личности гарантируется государством. Личная неприкосновенность - это недопустимость вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности личности, т.е. индивидуальный образ жизни человека, как в материальном, так и в душевном состоянии, должен быть неприкосновенным. Поэтому в Конституции Таджикистана закреплено, что «никто не может быть подвергнут пыткам, жестокости и бесчеловечному обращению. Принудительные медицинские и научные эксперименты над человеком запрещаются». В примечании к статье 117 Уголовного кодекса Таджикистана (Истязание) дается определение понятия «пытка». Под пыткой в Уголовном кодексе понимается «причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иным насильственным способом» [3].
Неприкосновенность личности тесно связана со свободой человека. Конституция Республики Таджикистан устанавливает, что «никто не может быть подвергнут без законных оснований задержанию, аресту» (ч. 2 ст. 19). Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда, с предоставлением арестованному права судебного обжалования. Без санкции суда лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 72 часов. Каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, ареста или предъявления обвинения. Очевидно, что эти весьма прогрессивные нормы нуждаются не только в законодательном, но и в материальном обеспечении, которое в условиях посттоталитарного общества не всегда бывает возможно реализовать в необходимой мере.
В ч. 1 ст. 22 Конституция гарантирует неприкосновенность жилища, устанавливая, что проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом.
Конституция обеспечивает каждому тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных личных сообщений (ч. 1 ст. 23). В связи с этим каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом. Государственные органы, общественные объединения, политические партии и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность получения и ознакомления с документами, касающимися его прав и интересов, кроме случаев, предусмотренных законом. Гарантия данных прав имеет важное юридическое значение для характеристики отношений государства с человеком, недопустимости незаконного вторжения государства в частную
жизнь и служит критерием личной свободы человека.
Одно из проявлений личной свободы - свобода передвижения и выбор места жительства. Статья 24 Конституции Таджикистана гласит: «Гражданин имеет право на свободное передвижение и выбор места жительства, выезд за пределы республики и возвращение в нее». Представляется сомнительным данное конституционное закрепление, так как Конституция Таджикистана такое право дает только гражданину. Поэтому можно согласиться с мнениями Б.А. Сафарова и А.Х. Юсуфзода, предлагающих предоставление такого права «каждому», и изложить ст. 24 Конституции Таджикистана в следующей новой редакции: «Каждый, кто законно находится на территории Республики Таджикистан, имеет право на свободное передвижение и выбор места жительства, выезд за пределы республики и возвращение в нее. Гражданин Таджикистана имеет право беспрепятственного выезда за пределы республики и возвращения в нее» [4, с. 68; 5, с. 60]. Использование формулировки «каждый» подчеркивает признание рассматриваемого права за любым человеком - гражданином, иностранцем или лицом без гражданства. Такое добавление свидетельствует о конституционном закреплении широкой возможности, которая в советскую эпоху практически не реализовалась по идеологическим соображениям.
Конституция Таджикистана создает основу правового регулирования отношений, связанных с осуществлением свободы мысли, совести и религии. В статье 1 Конституции устанавливается, что Республика Таджикистан является светским государством. Закрепление этого положения означает, что в Республике Таджикистан никакая религия не может быть установлена в качестве государственной, и, во-вторых, деятельность религиозных организаций отделена от государственной (ст. 8).
Дальнейшее закрепление свобода религии получает в статье 26 Конституции, которая гласит: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов». Таким образом, каждый имеет право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Эти положения Конституции развиваются в Законе Республики Таджикистан «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 марта 2009 года [6]. В данном Законе гарантируется право граждан на свободу совести, определение и выражение своего отношения к религии, на соответствующие этому убеждения, на беспрепятственное исповедание религии и исполнение религиозных обрядов, а также на социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от отношения к религии и регулируются отношения, связанные с деятельностью религиозных организаций. Кроме того, следует отметить,
что в соответствии с положениями ст. 5 данного Закона государственная система образования отделена от религиозных объединений и носит светский характер.
Статья 19 Конституции Республики Таджикистан гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 2 статьи 14 Конституции, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют цели, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и местной властей, органов местного самоуправления и обеспечиваются судебной властью. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер.
Судебная защита прав и свобод человека и гражданина означает, что Республика Таджикистан как правовое государство берет на себя обязанность гаранта жизненных ценностей и благ личности. Одной из гарантий конституционного права на судебную защиту является принцип доступности судебной защиты и адвокатской услуги (юридической помощи). Принцип доступности правосудия представляет собой обеспеченную законом возможность беспрепятственно обратиться в суд за защитой своих прав и получить судебную защиту. Необходимо осознать, что оказание адвокатской услуги (юридической помощи), которая является элементом современного правового государства, требует финансирования государством юридической помощи малообеспеченным людям, создания специальных организаций по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим и поиска иных форм оказания бесплатной юридической помощи. Эта обязанность государства вытекает из международно-правового принципа, заключающегося в том, что предоставление квалифицированной юридической помощи должно рассматриваться как обязательство, лежащее на всем обществе в целом, а также вытекает из
ст. 92 Конституции Республики Таджикистан.
Для выполнения этой публично-правовой обязанности Республика Таджикистан располагает законодательной базой и системой правоохранительных органов, к которым относятся также и суды.
Таким образом, можно прийти к выводу, что Конституция Республики Таджикистан устанавливает и определяет содержание каждого личного права и свободы человека и гражданина, и закрепленные в нее личные права и свободы не представляют собой исчерпывающего перечня, так как они в дальнейшем на основе этого конкретизируются в других нормативных правовых актах.
Литература
1. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. (с изм. и доп. от 26 сентября 1999 г. и 22 июня 2003 г.), Душанбе. 2003.
2. О приостановлении применения смертной казни : закон Республики Таджикистан от 15 июля 2004 г. // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2004. № 7. Ст. 452.
3. Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21 мая 1998 года (По состоянию на 15.03.2016 г.).
4. Сафаров Б.А. Закрепление основных прав и свобод человека в Конституции Республики Таджикистан и их соотношение с международными стандартами // Правовая жизнь. Душанбе. 2013. № 1 (01). С. 68.,
5. Юсуфзода А.Х. Права и свободы человека и гражданина: проблемы ограничения в условиях чрезвычайного положения : монография. Душанбе, «Андалеб-Р». 2015. С. 60.
6. О свободе совести и религиозных объединениях : закон Республики Таджикистан от 26 марта 2009 г. (По состоянию на 28.06.2011 г.) // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2011. № 3. Ст. 82.