КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН В ХХ! В.
А.Х. Бобоев
Кафедра конституционного и муниципального права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена общим моментам теории конституционного права и особенностям регулирования института конституционно-правового статуса человека и гражданина в Республике Таджикистан. Вопрос о конституционно-правовом регулировании правового статуса человека и гражданина в Таджикистане еще не освещен в российской науке, да и в самой Республике Таджикистан. На сегодняшнем этапе развитие правового статуса личности очень значимо и показательно, поскольку является выражением важнейшей составляющей демократического правового государства.
Ключевые слова: конституция, правовой статус человека и гражданина, личность, права и обязанности, особенности правового статуса личности, Республика Таджикистан.
Как и во многих других странах в Республике Таджикистан Конституция, занимающая верхнюю ступень на иерархической лестнице законодательства, является неотъемлемой частью действующего права. Конституция Республики Таджикистан не свод недостаточно обеспеченных деклараций, а работающий политико-юридический документ, позитивное воздействие которого на общество и государство тем богаче, чем полнее он претворяется в жизнь [3. С. 28]. Этот вывод, получивший теперь всеобщее признание, является серьезным достижением государственно-правовой мысли.
Конституция Республики Таджикистан 1994 г. отражает ценности мирового сообщества и эволюцию подхода нашей страны к основам статуса личности, правам и свободам человека и гражданина. Влияние Конституции Российской Федерации на это бесспорно. Так, приоритет личности, ее прав, свобод и обязанностей является одной из основ конституционного строя Республики Таджикистан. Закономерно и наименование главы 2 Конституции — «Права, свободы и обязанности человека и гражданина».
Конституционные права, свободы и обязанности составляют основную часть правового статуса личности. В силу их огромного значения они входят в особый конституционно-правовой институт.
Данный правовой институт составляют нормы Конституции, которые закрепляют права, свободы и обязанности граждан.
Следует отметить особенности норм Конституции Республики Таджикистан 1994 г:
а) Конституция Республики Таджикистан 1994 г. закрепила более широкий перечень прав и свобод граждан, чем было раньше, поставив их на второе место после основ конституционного строя. Закрепляется право на жизнь, право на получение квалифицированной юридической помощи, возможность получения и ознакомления с документами, касающимися прав и интересов гражданина, государственная гарантия на благоприятную окружающую среду и другие;
б) в перечне конституционных прав и свобод оказались и такие, которые носят исключительный характер и касаются лиц, попавших в соответствующее положение. Например, в ст. 19 закреплено: «Каждый вправе требовать, чтобы его дело было рассмотрено компетентным независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом. Никто не может быть подвергнут без законных оснований задержанию, аресту. Лицо вправе с момента задержания пользоваться услугами адвоката». В ст. 20: «Никто не считается виновным в совершении преступления до вступления приговора суда в законную силу. Никто не может быть привлечен к ответственности после истечения срока уголовного преследования, а также за деяния, которые в момент их совершения не считались преступлением. Никто не может быть повторно осужден за одно и тоже преступление. Закон, принятый после совершения лицом противоправного деяния и усиливающий наказание за него, обратной силы не имеет. Если после совершения противоправного деяния ответственность за него отменена или смягчена, применяется новый закон. Полная конфискация имущества осужденного запрещается»;
в) хотя большинство граждан Таджикистана исповедуют ислам, Конституция закрепляет в ст. 26, что «каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов», что является большим шагом в регулировании вопросов религии;
г) Конституция Республики Таджикистан в ст. 34 гарантирует матери и ребенку защиту и покровительство государства;
д) глава 2 Конституции Республики Таджикистан называется «Права, свободы, основные обязанности человека и гражданина». Слова «основные обязанности», включенные в название главы, соответствуют нормам этой главы. В конституциях некоторых государств в названиях соответствующих глав слово «обязанность» не употребляется, хотя, например в Конституции Российской Федерации обязанности граждан закреплены в ст. 57, 58, 59. Следует согласиться с мнением профессора В.И. Ивановой в том, что только сочетание прав, свобод и обязанностей составляет статус человека [1. С. 89].
Можно согласиться и с Б.С. Эбзеевым, который пишет, что «обязанность есть столь же важный элемент механизма саморегуляции и саморазвития общества, именно в этом широком социальном аспекте и заключается смысл демо-
кратии, как и права, и столь же атрибутивное качество личности, развивающейся в обществе» [4. С. 9];
е) в полном соответствии с названием главы в ее нормах закрепляются права и обязанности не только граждан, но и других физических лиц, находящихся на территории Республики Таджикистан. При этом если право предоставляется и обязанность возлагается только на граждан, это указано в самой норме. Например, ст. 27 гласит: «Гражданин имеет право участвовать в политической жизни и управлении государством непосредственно или через представителей. Граждане имеют равное право на государственную службу. Гражданин по достижении 18-летного возраста вправе участвовать в референдуме, избирать и быть избранным по достижении возраста, установленного Конституцией, конституционными законами и законами». Статья 43: «Защита Родины, охрана интересов государства, укрепление его независимости, безопасности и оборонной мощи — священный долг гражданина».
Конституция Республики Таджикистан разграничивает основные права и свободы на права и свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного. Определяя различия между человеком и гражданином, Конституция Республики Таджикистан 1994 г. восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые были утверждены и закреплены в законодательных актах международного значения, например, во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.
Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на защиту своих прав от незаконного вмешательства, но и активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством — института гражданства (ст. 15 Конституции Республики Таджикистан).
Все статьи главы 2 Конституции Республики Таджикистан 1994 г. «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» последовательно различают права и свободы по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т.д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за человеком, находящимся на территории Республики Таджикистан, независимо от того, является ли он гражданином Республики Таджикистан, иностранцем или лицом без гражданства.
Наряду с этим в ст. 24, 27, 28, 29, 31 сформулированы права, принадлежащие только гражданам Республики Таджикистан. Это преимущественно политические права — право на свободное передвижение и выбор места жительства, выезд за пределы республики и возвращение в нее; право участвовать в политической жизни и управлении государством непосредственно или через предста-
вителей; право объединяться, участвовать в создании политических партий, в том числе имеющих демократический, религиозный и атеистический характер, профессиональных союзов и других общественных объединений, добровольно входить в них и выходить из них; право равного доступа к государственной службе; право участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях и мирных шествиях; право на обращение в государственные органы.
Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина отражают единый конституционный институт, они составляют ядро правового статуса личности. В связи с этим следует иметь в виду, что: а) конституционные нормы о правах и обязанностях человека и гражданина определяют общие рамки достигнутой в обществе социальной свободы; б) они являются юридическим признанием и выражением самостоятельности индивидов в определении своего общественного и личного бытия при помощи государства и права; в) изменение конституционных предписаний о правах, свободах и обязанностях граждан возможно лишь в том порядке, в каком изменяется сама конституция; г) конституционные нормы о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина являются непосредственно действующим правом, и их реализация возможна либо совместным применением норм конституции с нормами отраслевого законодательства, либо самостоятельным применением их органами государства и общественными организациями и их должностными лицами; д) конституционные права и свободы человека и гражданина находятся под судебной, а также административной защитой; е) конституционные права и свободы человека и гражданина реализуются как индивидуально, так в условиях коллективности.
В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане Республики Таджикистан — защита Родины (ст. 43); возможность осуществления своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 27). Только на граждан Республики Таджикистан распространяется запрет выдачи другому государству (ст. 16); возможность иметь гражданство иностранного гражданства — двойное гражданство (ст. 15).
В этой связи следует обратить внимание, что на Конституцию Республики Таджикистан оказали влияния формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах: «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «все лица равны перед судами и трибуналами» (ст. 14) и др. Личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства. Однако ст. 25 Международного пакта, закрепляющая политические права (право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным, допуск в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе), применяет термин «каждый гражданин». Стало быть, за различением терминов и понятий «человек» и «гражданин» следует различение в правовом статусе индивида.
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него поведения, которое соответствовало бы эта-
лонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе прав и обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих обязанностей.
Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Часть обязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц, проживающих в государстве. Так, Конституция Республики Таджикистан устанавливает обязанность каждого соблюдать его Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей (ст. 42); охранять природу, исторические и культурные памятники (ст. 44); платить налоги и сборы (ст. 45).
Конституция Республики Таджикистан 1994 г., как и многие другие конституции, отказалась от закрепления обязанности трудиться.
Включение обязанностей в правовой статус индивида не колеблет принципов свободы в правовом государстве, поскольку права человека и гражданина, не подкрепленные обязанностями, реализованы быть не могут.
Правовой статус складывается из единства прав и обязанностей. Некоторые авторы называют это «пространством свободы» [2. С. 106], основанным на свободе выбора, самоопределении и ответственности личности перед обществом и другими людьми. Правильный вывод делает Е.А. Лукашева: «Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных форм поведения, соответствующих интересам общества и других людей» [2. С. 106].
Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, с целью защитить интересы общества и государства, права других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности». В Конституции Республики Таджикистан ст. 42 гласит: «В Таджикистане каждый обязан соблюдать его Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинства других людей».
Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанность — столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создает нравственное взаимодействие людей. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Таким образом, правовой статус человека и гражданина, включающий права, свободы и обязанности, целенаправленно влияет на создание сбалансиро-
ванных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений индивида, общества и государства.
Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
В ст. 46 Конституции Республики Таджикистан также установлены основания ограничений прав и свобод: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в случае реальной угрозы независимости государства и его территориальной целостности, стихийных бедствий, в результате которых конституционные органы республики не могут нормально функционировать, как временная мера для обеспечения безопасности граждан и государства».
Конституция Республики Таджикистан в ч. 2 ст. 30 конкретизирует эти положения: «Пропаганда и агитация, разжигающие социальную, расовую, национальную, религиозную и языковую вражду и неприязнь, запрещаются».
Развивая эти нормы Конституции, законодательство Республики Таджикистан устанавливает ответственность за нарушение этих запретов, например: ст. 143 УК Республики Таджикистан предусматривает уголовную ответственность за нарушение национального и расового равноправия; ст. 307 — за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; ст. 396 — за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Запрет на создание и деятельность общественных объединений, пропагандирующих расовую, национальную, социальную религиозную вражду или призывающих к насильственному свержению конституционного строя и организации вооруженных групп, основывается на ст. 8 Конституции Республики Таджикистан, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Таким образом, и в международных правовых актах, и в национальном законодательстве существуют основания, предусмотренные законом, для ограничения прав и свобод в целях устранения угрозы важнейшим ценностям — государственной общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, интересам других лиц.
Следует отметить, что на этих основаниях права и свободы могут быть ограничены законом в условиях чрезвычайного или военного положения.
Мировое сообщество, вступив в XXI в., постоянно сталкивается с противоречивой реальностью: беспрецедентным ростом информационных, технических и иных возможностей развития человечества, с одной стороны, усилением ряда факторов, представляющих серьезную угрозу как для национальной безопасно-
сти отдельных государств, так и для мирового порядка в целом — с другой. Речь идет о террористических актах, вооруженных конфликтах, действиях, провоцирующих массовые беспорядки, религиозные и межнациональные столкновения. Кроме того, на фоне ухудшающейся экологической ситуации во многих странах мира угрожающие масштабы принимают стихийные бедствия, катастрофы техногенного характера.
К конституционным основам ограничения прав и свобод относятся положения ст. 46 Конституции Республики Таджикистан, регулирующей режим чрезвычайного положения. Он требует уточнения и конкретизации.
В связи с этим необходимо создание действенного правового инструментария подобных ограничений, направленного на сохранение правового статуса граждан и обеспечение прав и свобод в период чрезвычайных ситуаций при неукоснительном соблюдении норм международного права.
Предусмотренные законодательством многих стран основания введения особых правовых режимов и основания ограничения прав и свобод граждан, связанные с необходимостью предотвращения угроз национальным интересам, во многом совпадают. Однако это не означает, что возможные ограничения отдельных прав и свобод граждан при введении особых правовых режимов должны включать все основания в полном объеме, предусмотренные международным законодательством. Напротив, они должны применяться соразмерно задачам, необходимым для поддержания особых правовых режимов.
На этой основе можно сделать вывод о том, что мера возможного ограничения прав и свобод граждан в период действия особых правовых режимов имеет конкретно-исторический характер и должно различаться в зависимости от таких факторов, как: 1) степень опасности угрозы национальным интересам; 2) основания введения того или иного особого правового режима, а именно: социально-политические причины (агрессия, попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, терроризм и др.) или природно-техногенные причины (эпидемии, эпизоотии, стихийные бедствия, катастрофы и др.).
К сожалению, иногда уровень жестокости и объем применяемых ограничений прав и свобод граждан может достигать максимально возможного объема, как правило, при введении особого правового режима по основаниям социальнополитического характера, когда возникает необходимость принятия мер, направленных на обеспечение национальных интересов в области сохранения суверенитета и безопасности государства. Что касается объема ограничений прав и свобод граждан при введении особого правового режима по основаниям природно-техногенного характера, то он должен быть по возможности минимальным и в первоочередном порядке определяется задачами обеспечения безопасности граждан, помощи им и минимизации последствий стихийных бедствий и катастроф.
С учетом взаимосвязи оснований и целей ограничения прав и свобод граждан следует исходить из того, что под целями ограничения прав и свобод граж-
дан в условиях особых правовых режимов понимается создание условий для устранения негативных последствий угроз национальным интересам либо нейтрализации негативных последствий этих угроз, представляющих наиболее серьезную опасность для важнейших общественно значимых ценностей, то есть реальной угрозы правам и свободам граждан, независимости государства и его территориальной целостности, стихийных бедствий, в результате которых конституционные органы республики не могут нормально функционировать.
Следует отметить, что в формулировках норм основных международных правовых актов (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека; ст. 4, 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ст. 12, 18, 19, 21 Международного пакта о гражданских и политических правах; ст. 811 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) имеются отдельные различия в определении целей ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов. Однако в основном международноправовые акты содержат совпадающие по своей сути и общей направленности положения, определяющие в качестве их целей прежде всего интересы государственной (национальной) безопасности, общественного благосостояния, общественного порядка (или предотвращение беспорядков или преступлений), морали (или нравственности), здоровья населения, соблюдение прав и свобод других лиц, а также предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод некоторые дополнительные (специфические) по сравнению с Декларацией и Пактами цели, например в виде интересов экономического благосостояния страны, охраны территориальной целостности; защиты репутации других лиц; предотвращения разглашения конфиденциальной информации, обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия, общественного спокойствия.
Конституция Республики Таджикистан и законодательство в целом соответствуют (после принятия Конституционного закона от 3 ноября 1995 г. № 94 «О чрезвычайном положении») требованиям международного права по вопросам регулирования ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов.
Таким образом, вызовы и опасности современного развития, представляющие серьезную угрозу для национальных интересов и мирового правопорядка, вызывают настоятельную необходимость разработки научно обоснованных современных сценариев их нейтрализации, предусматривающих и условия возможного ограничения некоторых прав и свобод граждан с учетом оснований, целей, принципов и содержания такого ограничения, основных тенденций развития норм международного права и национального законодательства в данной сфере.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. — М.: РУДН,
2007.
[2] Лукашева Е.А. Права человека. — М., 2009.
[3] ЭбзеевБ.С. Конституция. Демократия. Права человека. — М., 1992.
[4] Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. — М., 2008.
CONSTITUTIONAL - JURIDICAL REGULATION OF THE STATUS OF THE PERSON AND THE CITIZEN IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN THE 21-TH CENTURY
A.Kh. Boboev
The Department of Constitution and Municipal Law Peoples’ Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
This article is devoted to the general moments of the theory of the constitutional law and features of the regulation of institute on constitutional legal status of the person and the citizen in the Republic of Tajikistan. The question about constitutional legal regulation of a legal status of the person and the citizen is not yet shined not only in the Russian science but also in the Republic of Tajikistan. As of today’s stage of the development of a legal status of the person are very significant and indicative, as long as the are expressing the major component of all system in the democratic lawful state.
Key words: constitution; Republic of Tajikistan; legal status of the person and the citizen; personality; the rights and duty; features of a legal status of the person.