Научная статья на тему 'О совершенствовании конституционного регулирования ограничения прав и свобод человека и гражданина при чрезвычайном положении в республике Таджикистан'

О совершенствовании конституционного регулирования ограничения прав и свобод человека и гражданина при чрезвычайном положении в республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН / CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / INTERNATIONAL LEGAL ACTS / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ПРАВА ГРАЖДАНИНА / RIGHTS OF A CITIZEN / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / STATE OF EMERGENCY / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / RESTRICTING THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юсуфов А.Х.

В статье автор акцентрирует внимание на различие между правами человека и правами гражданина, особенно в разрезе их ограничения в зоне чрезвычайного положения, и на основе проделанного анализа предлагает соответствующие предложения по совершенствованию национального законодательства Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About improvement of the constitutional regulation of restriction of the rights and freedoms of the person and the citizen at state of emergency in the Republic of Tajikistan

The article focuses on the distinction between human rights and the rights of citizens, especially in the context of their limitations in the area of emergency and on the basis of this analysis is offered proposals to improve the national legislation of the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании конституционного регулирования ограничения прав и свобод человека и гражданина при чрезвычайном положении в республике Таджикистан»



о совершенствовании конституционного регулирования ограничения прав и свобод человека и гражданина

при чрезвычайном положении

в республике таджикистан

Аннотация. В статье автор акцентрирует внимание на различие между правами человека и правами гражданина, особенно в разрезе их ограничения в зоне чрезвычайного положения, и на основе проделанного анализа предлагает соответствующие предложения по совершенствованию национального законодательства Республики Таджикистан.

Ключевые слова: Конституция Республики Таджикистан, международные правовые акты, права человека, права гражданина, чрезвычайное положение, ограничение прав и свобод человека и гражданина.

ABOUT IMPROVEMENT OF THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF RESTRICTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF THE PERSON AND THE CITIZEN AT STATE OF EMERGENCY IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Annotation. The article focuses on the distinction between human rights and the rights of citizens, especially in the context of their limitations in the area of emergency and on the basis of this analysis is offered proposals to improve the national legislation of the Republic of Tajikistan.

Keywords: The Constitution of the Republic of Tajikistan, international legal acts, human rights, rights of a citizen, a state of emergency, restricting the rights and freedoms of man and citizen.

После провозглашения независимости Респу- и социального государства. Одним из важных фак-блика Таджикистан вступила на путь демократи- торов формирования правового государства являет-ческих преобразований, формирования правового ся закрепление на конституционном уровне прав и

А.Х. Юсуфов,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Академии МВД Республики Таджикистан Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail: akmall-86@mail.ru

A.Kh. Yusufov,

teacher of chair of state and legal disciplines of Ministry of Internal Affairs Academy of the Republic of Tajikistan

свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности. Как справедливо отмечает Президент Таджикистана Э. Рахмон, «нормы Конституции обеспечивают достойные политические и правовые условия для развития демократического, правового государства, образования органов государственной власти, формирования системы национального права, качественно новых отношений между человеком, обществом и государством, а также экономической, социальной жизни нашей страны»1.

В отличие от предыдущих Конституций Таджикской ССР, в действующей Конституции Республики Таджикистан правам и свободам человека отводится особое место, впервые признаются, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, неприкосновенными, соблюдаются и защищаются государством2. Данное конституционное положение основывается на таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые ратифицированы Таджикистаном.

Конституция Республики Таджикистан, закрепив принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью и вменив государству в обязанность их признание, соблюдение и защиту, предусмотрела при этом возможность ограничения этих прав и свобод для защиты определенных ценностей. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Конституции «ограничения прав и свобод граждан допускаются только с целью обеспечения прав и свобод других граждан, общественного порядка, защиты конституционного строя и территориальной целостности республики». Это обычная мировая практика. Во Всеобщей декларации прав человека сформулирован постулат, ограничивающий права и свободы человека во имя общего блага: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» 3.

Однако, в таджикском законодательстве отсутствует дифференциация ограничения прав и свобод каких-либо групп людей или отдельных лиц. В нем предусматривается ограничения исключительно прав граждан. Хотя в главе 2 Конституции респу-

блики, при определении носителей прав и свобод применены разные конституционно-правовые категории — «гражданин», «каждый», «человек», «иностранный гражданин», «лицо без гражданства», что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории таджикского государства, независимо от того, является ли он гражданином Таджикистана или нет. Соответственно различаются такие конституционно-правовые категории как, права граждан, иностранных лиц и лиц без гражданства (ч. 2 ст. 16).

Таким образом, конституционное закрепление получил правовой институт ограничения прав и свобод человека и гражданина. Конституционную основу института ограничения прав и свобод человека и гражданина составляют положения многих статей (14, 22, 23, 25, 27, 30, 32, 47 и др.) Конституции Республики Таджикистан, которые содержат оговорки о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина в разных обстоятельствах.

Особого внимания заслуживают вопросы ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения. Конституция Республики Таджикистан, предусматривая возможности введения чрезвычайного положения (ст. 46), не содержит специальной статьи об ограничении прав и свобод человека и гражданина в таких условиях. Вопросы ограничения прав и свобод человека и гражданина при чрезвычайном положении более подробно раскрыты в законодательстве о чрезвычайном положении. Правовой основой введения и обеспечения чрезвычайного положения, а также ограничения прав и свобод человека и гражданина в Таджикистане, является Конституционный закон Республики Таджикистан «О правовом режиме чрезвычайного положения» 4.

Следуя конституционным нормам, Конституционный закон предусматривает временные ограничения в осуществлении некоторых прав и свобод граждан, а также юридических лиц (ст. 1), что соответствует международным нормам: «во время чрезвычайного положения в государстве, когда и жизнь нации находится под угрозой, ... могут применяться меры в отступлении от своих обязательств по настоящему Пакту» 5.

Необходимо отметить, что принятие данного Конституционного закона (1994) проходило на фоне революционных социальных преобразований, массовых беспорядков, а также при отсутствии полноценного парламента и демократических традиций.

Эти факторы, а также многолетнее игнорирование принципов разделения властей, приоритета прав и свобод человека не могли не отразиться на содержании нормативных правовых актов Таджикистана, в том числе названного конституционного закона.

Например, в ст. 1 Конституционного закона дублируются положения ч. 3 ст. 14 Конституции Таджикистана, но не раскрывается их содержание. Вместе с тем следует отметить, что отдельные положения закона изложены впервые и нуждаются в научных комментариях их смыслового значения, и выдаче конкретных рекомендаций для практического применения. Как свидетельствует практика, в зоне действия чрезвычайного положения ограничиваются не только права и свободы граждан, но и права и свободы человека. Это нуждается в глубоком научном осмыслении в рамках конституционного права6. Тем более, как отмечает Н.В. Варламова, в современных условиях различие между правами человека и правами гражданина актуализируется '.

Также таджикское национальное законодательство не содержит четкой регламентации порядка ограничения прав и свобод человека и гражданина при чрезвычайном положении и способов их восстановления. Не урегулированы и вопросы ответственности должностных лиц государственных органов, наделенных полномочиями по обеспечению режима чрезвычайного положения, прав и свобод человека и гражданина в таких условиях, за чрезмерные и необоснованные их ограничения.

Таким образом, как показывает анализ законодательства Республики Таджикистан, ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения в одинаковой мере распространяются на всех физических лиц, независимо от их гражданства. Для единообразного понимания и применения данных норм, исключения декларативных и неопределенных формулировок, целесообразно совершенствовать национальное законодательство в рассматриваемой сфере. В этих целях предлагается:

• включить в ст. 47 Конституции Республики Таджикистан отдельную часть о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения;

• включить в Конституционный закон Республики Таджикистан «О правовом режиме чрезвычайного положения» отдельную главу о порядке ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения.

'Послание Президента Таджикистана Эмомали Рахмона Парламенту страны. 20 апреля 2010 г. // Садои мардум. 2010. 27 апреля. № 47-48.

2Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. (с изм. и доп. от 26 сентября 1999 г. и 22 июня 2003 г.), Душанбе. 2003.

3Всеобщая декларация прав человека (10 дек. 1948) // Права человека. Сборник международных и национальных документов в 8-ми томах. Т. 1. Отв. ред. Диноршоев А. М. — Душанбе. 2009. 4О правовом режиме чрезвычайного положения: конституционный закон Республики Таджикистан от 3 ноября 1995 г. № 94 (по состоянию на 6 октября 2008 г.) // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1995. № 21. Ст. 333; 2008. № 10. Ст. 795. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года // Права человека. Сборник международных и национальных документов в 8-ми томах. Т. 1. Отв. ред. Диноршоев А. М. — Душанбе. 2009.

6Подробнее см.: Юсуфов А. Х. К вопросу об ограничении «прав человека» и «прав гражданина» в Республике Таджикистан // Законодательство. Душанбе, 2012. № 4(8) октябрь-декабрь. 7Варламова Н. В. Права человека и права гражданина // Народовластие и права человека. Материалы IV международной научно-практической конференции 19-22 октября 2012 г. / Под ред. Н.В. Витрука и Л.А. Нудненко. — М.: РАП, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.