Научная статья на тему 'Модификации политического дискурса как средство трансформации ритмов мировой политики'

Модификации политического дискурса как средство трансформации ритмов мировой политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политический дискурс / драйверы / триггеры / политическая коммуникативистика
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модификации политического дискурса как средство трансформации ритмов мировой политики»

Кукарцева М.А.1

МОДИФИКАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА КАК СРЕДСТВО ТРАНСФОРМАЦИИ РИТМОВ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Ключевые слова: политический дискурс, драйверы, триггеры, политическая коммуникативистика.

Введение

Значения и смыслы в мировой политике всегда производятся, а не находятся. Изменения в ней происходят одновременно и разнонаправлено, что делает политическую систему мира неустойчивой. Это свидетельствует о том, что в мировой политике нужно мыслить нелинейно, в дискурсе отклонений от логических ожиданий. Такой дискурс -политический дискурс (далее ПД) - теория и практика политической коммуникации и политической лингвистики -может быть как драйвером, оптимизирующим эффективность системы, так и триггером, «переключателем», стимулирующим выбросы накапливающихся внутренних изменений системы как оптимизационных, так и разрушительных, возможно кардинально меняющих мировой баланс сил. Например, дискурсы отдельных политических событий, таких как «Крымнаш», стали драйвером консолидации «Русского мира», но триггером мировой политики, открывшем шлюзы передела силы и ревизии мировой системы, сложившейся после «холодной войны». Межнациональная метафора «общеевропейский дом» - стала драйвером строительства ЕС, но триггером, включившем сигнал нарастания внутриполитической напряженности в ЕС эпохи миграционного кризиса. Модификации ПД несут многочисленные риски, при неудачном стечении обстоятельств они могут серьезно усугубить факторы, толкающие систему к изменениям.

Методология

В 50-60 гг. XX века в общем восприятии индивидуальных и мировых событий и в «говорении» о них обозначился так называемый риторический поворот или поворот к риторике, означающий отход от «сухой логики», монологического изложения истины. На первый план вышла идеи коммуникации как обмена информацией вообще, а истину теперь было предложено искать в диалоге как свободном обмене мнениями, независимо от интеллектуальных и политических позиций участников диалога. В принципе, схожий взгляд на вещи был предложен еще дзен-буддистами -коаны как альтернативный дискурс. Его смысл - рассуждение по правилам, отличающимся от правил формальной логики, переход в рамки иной аргументации. Это означает, что нет единственно правильного способа говорения о мире. Язык произволен в своем отношении к миру. Значения и смыслы мира всегда производятся, а не находятся, они не лежат где-то в прохладном месте. Следовательно, язык - это механизм репрезентации, который создает модель реальности в сознании читателей/зрителей/граждан. В этой связи в докладе статье использованы такие инструменты дискурс-анализа, как анализ макроструктуры Т. ван Дейка2, гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа о том, что социальная реальность конструируется и категоризируется в языке3. Автор прибегал также к теории репрезентации и нарратива, разработанной в трудах Ф. Анкерсмита, Х. Уайта4, а также к теории эмного и этного К. Пайка5.

Дискурс миграционного кризиса ЕС как триггер мировой политики6

Политический класс Европейского союза исходил и исходит из принципа самореферентности (самоорганизации) системы, запустившейся с момента заключения Брюссельского пакта и Генерального соглашения о привилегиях

1 Марина Алексеевна Кукарцева - д.филос.н., профессор Дипломатической академии МИД России. E-mail: mku-kartseva@gmail.com

2 Dijk T. van. Discourse as structure and Process. - L.: Sage, 1997; Dijk T. van. Discourse as social interaction. - L.: Sage, 1997;

3 Sapir E. Language, Culture and Personality // Selected Writings of Ed . Sapir. - Berkely; Los Angeles: University of California Press, 1949; Whorf B. The Relation to Habitual Thought and Behavior to Language // Classic Contribution to Social Psychology. - N.Y. etc.: Oxford University Press, 1972.

4 White H. The Politics of Historical Interpretation: Discipline and De-Sublimation; Ankersmit F. Trauma and Suffering: A Forgotten Source of Western Historical Consciousness // Western Intellectual Debates. - N.Y., 2002.

5 Pike K. Etic and Emic Standpoints for the Description of the Behavior // Language and thought: an enduring problem in the psychology. - Princeton (N.J.): D. Van Norstrand Company, 1967. - P. 32-39.

6 См. об этом: Кукарцева М. Рациональность и коммуникация // Государственное управление. Электронный вестник. - М.,

2016. - Вып. 55, апрель. - http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2016/vipusk_55._aprel_2016_g./ kommunikazionnii_menedjment_

i_strategitcheskaja_kommunikazija_v_gosudarstvennom_upravlenii/kukartseva.pdf

и иммунитетах Совета Европы1. Он продолжает функционировать даже после подписания «Лиссабонского договора, изменяющего Договор о Европейском союзе и Договор, учреждающий Европейское сообщество»2. Лиссабонский договор - вторая попытка, после Лаакенской декларации 2001 г.3 и Европейской конституции 2004 г.4 утвердить Конституцию ЕС, с символическими уступками евроскептикам и сторонникам национального суверенитета. Создатели Договора больше не решились широко прибегать к народным голосованиям (как известно, специально для этого организованные референдумы во Франции и Нидерландах в 2005 г. закончились отрицательным результатом). Референдумы по одобрению Лиссабонского договора были проведены только в Ирландии в 2008 и 2009 гг. (эта обязанность была закреплена в Конституции страны), причём в 2008 г. свыше 53% ирландцев высказались отрицательно, а в 2009 г. уже 67% , то есть 20% жителей страны за весьма короткое время переменили своё мнение на противоположное. Но Договор всё-таки был ратифицирован всеми странами-членами ЕС. С тех пор легитимность Лиссабонского договора находится под большим вопросом. Вполне вероятно, что референдумы, если бы они были проведены в то время в других странах ЕС, закончились бы провалом. Уже тогда было ясно, что как и в 1952 г.5 архитекторы ЕС, исходя из принципа абсолютистской версии рациональной коммуникации, неверно оценили интеграционный потенциал Европы. Однако Лиссабонский договор был принят и сейчас является последней версией бессрочного договора ЕС, определяющей ключевые тезисы интеграционного процесса Союза.

В ситуации с миграционным кризисом ЕС повторил все ту же ошибку: продолжал воспринимать в качестве абсолютно рационального принцип единства и безальтернативности универсальных европейских ценностей (свободы слова и передвижения как базовых механизмов современной политики), принцип «общеевропейского дома» как базовую метафору наднационального политического дискурса. Вместо того, следовало бы перейти к реализации коммуникативной рациональности, учитывающей новый политический контекст, ведущий к формированию нового смысла самого ЕС и, в итоге, к пониманию необходимости выработки нового, корректированного, внешнеполитического курса и новых политических установок. Если этого не сделать, то общественность в большинстве стран всё меньше будет уверена в честности и компетентности избранных ею руководителей. Сами граждане будут убеждены в том, что их мнения оказывают мало влияния на действия их правительств. Сегодня к этому добавилась и ситуация с Brexit - британские граждане сказали нет Европейскому союзу. Европейские лидеры должны искать пути ограничения понесённого ущерба от выхода Британии .Тем более, что пространство для такого «поворота» у ЕС остается, ведь Лиссабонский договор закрепил достигнутый уже ранее баланс сил - Европейский Союз имеет средства и права для достижения общих целей, но, в то же время, суверенитет государств-членов по вопросам, затрагивающим национальные интересы, не подвергается сомнению.

Внешнеполитический дискурс России и США

Идея США об абсолютном лидерстве с практически неограниченными возможностями, сформировались в результате целого ряда исторических причин - отсутствия войны на своей территории, особого статуса доллара как мировой валюты, неверной оценки итогов Холодной войны, Это заметно снижает эффективность деятельности, и в конечном итоге делает США своего рода вызовом мировому сообществу и подтверждает гипотезу Кеннета Пайка об эмном и этном подходах к дискурсу.

Эмный, внутренний, эндогенный подход использует язык описания обитателей самой системы. Этный, внешний, критический, экзогенный подход использует язык описания внешнего (но не всегда нейтрального) наблюдателя. Неспособность объединить эти подходы привела, например, к украинскому кризису. Борьба между «Западом» и Россией за Украину завершилась проигрышем всех сторон. Каждая из них исходила исключительно из эмного подхода.

Так же очевидно в этом контексте, что в ряде случаев во внешнеполитическом дискурсе сложно вырваться из рамок эмного. Если рассуждать категориями геополитики, то взаимоотношения России и Европы можно объяснить с точки зрения двух цивилизационных платформ-островов и находящихся между ними лимитрофных территорий-проливов, которые примыкают то к одному Острову (Россия), то к другому (Европа). Однако территории проливов неоднородны и нужно уметь отделять от лимитрофа «шельф»- исторически более тесно связанные с Островом территории. Шельф Острова России — Восточная Украина, Крым, территории южного Закавказья и Центральной Азии. Это территории, органически связанные с Островом, откуда России нельзя уходить, даже когда она ушла с самих проливов. Россия всегда будет исходить в этом случае из эмного подхода к формированию своего внешнеполитического дискурса, рождая как драйверы так и триггеры в мировой политике. Точно так же США всегда будет следовать эмно-му подходу, защищая от распада Pax Americana.

1 Treaty of Economic, Social and Cultural Collaboration and Collective Self-Defence. 1948. - www.nato.int/cps/ar/SID-3CAB5911-B539B88A/natolive/official_texts_17072.htm; General Agreement on Privileges and Immunities of the Council of Europe. 1949. -conventions.coe.int/Treaty/ en/Treaties/Html/002.htm

2 Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community. 2007. -eurex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=oj:c:2007:306:full:en: pdf

3 Laeken Declaration of the Future of European Union. 2001. - european-convention.eu.int/pdf/lknen.pdf

4 Treaty establishing a Constitution for Europe. 2004. - eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=oj:c:2004:310:full:en:pdf

5 Парижский договор о создании Европейского Объединения Угля и Стали.

Китайская контрстратегия мирового лидерства

Прямо противоположный пример - китайская контрстратегия лидерства, столь блестяще продемонстрированная на саммите в 20 в Ханчжоу. Китайцы поставили себе целью институционализацию нового Евразийского партнёрства и начали реализовывать автономную от бреттон-вудских институтов стратегию. «В прошлые годы она выражалась в создании принципиально новых международных инвестиционных институтов, таких, например, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. В них предусматривается гораздо более широкое участие развивающихся стран, чем в МВФ, и при этом очевидно китайское лидерство1. При этом коммуникативная рациональность Китая заключается в том, что он признает и понимает необходимость укрепления своих стратегических тылов в Большой и Малой Евразии. Отсюда курс на укрепление доверия между странами, сопряжение многосторонних интересов. При этом, безусловно, Китай не забывает о своих национальных интересах, рассуждая о необходимости справедливого распределения власти и позиций в мировом сообществе, он прежде всего «заботится» о себе в новом качестве - мирового лидера. Все это свидетельствует о том, что коммуникативная рациональность - просто один из бесстрастных механизмов политических технологий: ее можно использовать как во имя политического блага, так и в целях политической выгоды.

ПД России в Сирии

Политика России в Сирии является одним из главных драйверов, обусловливающих изменения системы мировой политики. Эта система сейчас реактивна, у нее мало собственной внутренней энергии, носителями которой являются политические элиты государств, очевидно переживающие поколенческий кризис. Решение об участии России в сирийском кризисе, помимо очевидных причин, обусловленных соображениями национальной безопасности страны и задач обеспечения гуманитарной безопасности в Сирии, было продиктовано и возможностью начать новый диалог с «Западом», закрывшим после украинского кризиса практически все каналы коммуникации. Внешнеполитический дискурс России направлен на оптимизацию механизмов построения реальной многополярной системы, которая характеризуется взаимозависимостью с учётом соблюдения прав человека в открытых обществах. Признавая, что применение военной силы имеет свои ограничения в Сирии и в остальной части региона, Россия видела возможность в реальном сотрудничестве с «Западом» перейти от нынешнего конфронтационного тона в международных отношениях к конструктивному взаимодействию. В этом заключалась квинтэссенциия стратегии российского внешнеполитического дискурса. Однако она попала в ловушку рациональности.- сингулярные решения в условиях сложного взаимодействия превращаются в иррациональные, и критерии логичности, линейности и нормативности перестают работать.

Эта же идея заключена и в «эффекте бумеранга» Дж. Сартори: адресат (не-запад) отторгает в целом рациональную идею автора, которую слишком часто получает в однообразных по форме сообщениях или вследствие недоверия к самому автору. В результате сам автор (Запад) начинает считать, что эта идея не применима теперь и к нему самому и начинает обряжаться в незападные одежды. «Обратная экстраполяция является ошибочной, и потребность в нахождении минимального общего знаменателя не дает нам права вводить примитивизм и аморфность в непримитивную среду»2. Это прямо отсылает, например, к дискуссиям по поводу применимости норм иной культуры , в том числе и политической в странах Европы.

Это подтверждает исходный тезис нашего доклада - в мировой политике нужно мыслить нелинейно, в дискурсе отклонений от логических ожиданий. Взяв на себя особую ответственность за гуманитарные аспекты конфликта и за демократическое будущее Сирии, Россия попала под подозрения в совершении гуманитарных преступлений. Приходится в этом случае действовать иррационально - ломать и строить заново. Показывая политическую готовность работать вместе с другими странами, Россия, несмотря на сложную ситуацию в собственной экономике, во многом в одиночку продолжает держать курс на выравнивание устойчивого развития стран региона, держа при этом двери для диалога с «Западом» открытыми.

Заключение

ПД имеет собственные законы своего формирования. С одной стороны, он не должен ничего добавлять к реальности, или к знанию о ней, ПД объективно привязан к определенным слоям реальности, с другой - он добавляет к картине реальности все, в чем нуждается политик для более полного понимания сложившейся ситуации. При этом особенность ПД состоит в том, что он часто связан с «пропозициональной установкой» политика: он верит, что его репрезентация рассматриваемого политического явления, события, периода разумна и правдоподобна, и нет никакой жесткой отметки, где он должен остановиться, двинуться дальше, отойти назад. Поэтому , на наш взгляд, ПД есть не способ упорядочивания беспорядка в репрезентации политической реальности, а наоборот- умение допускать беспорядок и учиться у него.

Политический дискурс как своего рода коммуникационный менеджмент играет растущую и неоднозначную роль в обеспечении международной и национальной безопасности. Из феномена ПД следует несколько практических уроков. Во-первых, это своего рода ассиметричное средство ведения военных действий, где одна сторона действует,

1 Крук А. «Большая двадцатка» Си - один пояс, один круг. - http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/bolshaya-dvadtsatka-si-odin-poyas-odin-put/

2 Sartori G. Concept Misformation in Comparative Politics // The American Political Science Review. 1970. - Vol. 64, N 4.

думает и организуется абсолютно иначе, чем противник, для того, чтобы максимизировать свои собственные преимущества. Это видно на примере сирийского кризиса. Во-вторых, атакующая стратегия ПД представляет собой нетрадиционные и новые методы атак в области политической коммуникации, которые противник не может воспринимать или понимать быстро и адекватно, что дает атакующему приоритет в политической борьбе.

В-третьих, в современной политической борьбе ПД стал инструментом культурно- политического расизма, с точки зрения которого представитель «цивилизованной» державы, отмеченной, как он полагает, печатью политического добра, достоин уважения мирового сообщества, а его оппонент, якобы носитель политического зла, нет.

В-четвертых, ПД требует незначительных физических усилий, поэтому имеет практически неограниченный потенциал совершенствования. Главное при этом, чтобы фобии не превалировали над разумом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.