Научная статья на тему 'Влияние идеи регионализма на реформирование ООН'

Влияние идеи регионализма на реформирование ООН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
297
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ООН / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EUROPEAN UNION / THE UN / GENERAL ASSEMBLY / SECURITY COUNCIL / REFORMING / REGIONALISM / REGIONAL INTERNATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Павельева Эвелина Анатольевна

В работе раскрывается необходимость реформирования ООН в свете современных реалий. Рассматривается эффективность применения принципа регионализма при принятии решений в рамках ООН. Анализируется позиция Европейского союза относительно эффективности деятельности ООН и возможности включения в ее деятельность региональных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of Regionalism Ideas on UN Reform

The article reveals the need of UN reform in the light of contemporary realities. The effectiveness and necessity of regionalism in the UN system of decision-making process are also considered in this article. The author analyses the position of the EU concerning the effectiveness of the UN activity and the ability to include the main bodies of its regional organizations to the UN work.

Текст научной работы на тему «Влияние идеи регионализма на реформирование ООН»

УДК 341.162

ВЛИЯНИЕ ИДЕИ РЕГИОНАЛИЗМА НА РЕФОРМИРОВАНИЕ ООН

© Павельева Э. А., 2016

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В работе раскрывается необходимость реформирования ООН в свете современных реалий. Рассматривается эффективность применения принципа регионализма при принятии решений в рамках ООН. Анализируется позиция Европейского союза относительно эффективности деятельности ООН и возможности включения в ее деятельность региональных организаций.

Ключевые слова: Европейский союз; ООН, Генеральная Ассамблея; Совет Безопасности; реформирование; регионализм; региональные международные организации.

Развитие системы ООН невозможно без учета меняющихся глобальных, региональных и национальных контекстов. Особенностью XXI в. являются растущие финансовые, продовольственные и экологические трансграничные проблемы. Не перестают оставаться актуальными и такие проблемы, как бедность, голод, растущее неравенство, энергетический кризис и др. Наиболее эффективное решение этих вопросов возможно только через переосмысление глобальной парадигмы развития.

Современные международные отношения наиболее эффективно развивать в рамках региона. Региональные решения в рамках такого сотрудничества способствуют устойчивому экономическому росту. Региональные архитектуры все больше становятся основными блоками в глобальной многосторонней системе. В связи с этим наиболее актуальным вопросом является реструктуризация ООН с учетом современных реалий, которые оказали значительное влияние на функционирование и структуру организации. Также внимания заслуживают процессы региональной интеграции в различных частях мира и их значение для реформирования международного института.

Глобализация и регионализм — два взаимосвязанных процесса развития, которые берут свое начало в 1980-х гг. в Европе и постепенно превращаются в общемировой феномен. Состав, структура, процессы принятия решений ООН уже сейчас имеют элементы регионализма, которые следует развивать. В свете этого

представляется, что реструктуризацию необходимо начинать с формирования институциональной системы взаимодействия региональных интеграционных объединений и ООН на различных уровнях.

Сегодня ООН развивает отношения почти со всеми международными региональными организациями. Наиболее активно отстаивает свою позицию и стремление участвовать в глобальном управлении Европейский союз.

Отношения ЕС и ООН развиваются с момента возникновения первых сообществ. Так, в Договоре об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г. [1] государства подчинили деятельность объединения принципам и целям Устава ООН [2]. Кроме того, в ст. 223 на Комиссию возлагается обязанность поддерживать связи с ООН. В настоящее время отношения ЕС — ООН гораздо шире и глубже, чем простое установление связи между двумя организациями. Европейский союз участвует в деятельности ООН, а также занимает достаточно активную позицию относительно реформирования ООН.

С вступлением в силу Лиссабонского договора [3] ЕС заявил о себе как о международной личности — субъекте международного права. В его учредительных актах устанавливаются нормы, определяющие направления деятельности, цели, принципы и компетенции в области внешней политики, а значит в сфере международных отношений. Так, на основании ст. 220 Союз устанавливает любое полезное сотрудничество с органами Организации Объединенных Наций и ее специализиро-

ванными учреждениями посредством Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности и Комиссии.

Статья 34 Договора о ЕС содержит правила о координации действий государств-членов в рамках международных организаций, а координацию осуществляет Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности. Наиболее важное положение ст. 34 касается государств — членов СБ ООН: «Государства-члены, которые также являются членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, будут согласовывать свои действия и в полной мере информировать остальные государства-члены, а также Верховного представителя. Государства-члены, которые являются членами Совета Безопасности, при осуществлении своих функций будут защищать позиции и интересы Союза, без ущерба ответственности, возлагаемой на них согласно положениям Устава Организации Объединенных Наций. Если Союз определил позицию по вопросу, входящему в повестку дня Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, то заседающие в нем государства-члены ходатайствуют о приглашении Верховного представителя с целью изложить позицию Союза» (курсив наш. — Авт.).

Из этих положений можно сделать выводы: ЕС юридически закрепил свою политическую способность участвовать в деятельности ООН как самостоятельная единица. Также это первый шаг в укреплении своих позиций в СБ (пусть и через государства-члены).

ЕС реализует себя практически во всех органах ООН. Стоит обратить внимание на статус ЕС в ГА. Впервые попытка модернизировать свою роль в ГА была предпринята в 2010 г. Союзом был представлен проект Резолюции на 64-й сессии ГА [4]. Ссылаясь на Лиссабонский договор, Верховный представитель ЕС обратился к ГА с предложением обеспечить представительству ЕС места на уровне с другими государствами, изменить (расширить) статус наблюдателя. Это предложение поддержало 76 государств (71 «против» и 26 воздержалось).

Однако резолюция была принята со значительными изменениями и в том виде, в котором она устроила всех (180 «за»,

Зимбабве и Сирия воздержались, в то время как десять государств не голосовали). ЕС получил право участвовать в заседаниях ГА, в прениях и обсуждениях, вносить предложения.

Основная идея, которую продвигает ЕС — это регионализм, т. е. передача части ответственности за международную обстановку региональным организациям.

Союз пытался модернизировать состав Совета Безопасности. Вначале стоит отметить, что некоторые государства — члены ЕС периодически поднимают вопрос о реформировании СБ. Так, например, не так давно Ангела Меркель инициировала встречу так называемой G4 (Германия, Бразилия, Индия, Япония), предложением которой стало по возможности быстрое реформирование ООН, вызванное стоящими перед XXI в. проблемами, которые можно решить только Советом, имеющим лучшее представительство и работающим более эффективно. Основная идея группы G4 — увеличение состава постоянных членов СБ.

С менее революционным предложением выступил президент Франции Франсуа Олланд. Впервые свое предложение он высказал еще в 2013 г., а к 70-й годовщине ООН было предложено вернуться к идее. Речь идет о реформировании права вето. По мнению Олланда, постоянные члены не должны его применять в определенных случаях, например при рассмотрении вопросов о массовых зверствах.

Также выдвигала идеи реформирования СБ Италия. Позиция этого государства сводилась к увеличению непостоянных членов СБ.

Но эти реформаторские идеи касаются только государств и их интересов. А как же ЕС и его политические амбиции? Безусловно, в работе этого органа ЕС хочет принимать участие, при этом имея большие права, чем приглашенный докладчик или наблюдатель. В настоящее время представители ЕС активно участвуют в работе СБ. Так, например, недавнее вынужденное участие Федерики Моге-рини — Верховного представителя по иностранным делам ЕС — было спровоцировано накалившейся миграционной обстановкой в Европе. Основная задача Верховного представителя — донести скоординированную позицию государств-членов.

Таково положение ЕС в СБ сегодня, т. е. возможное представительство. Како-

вы же предложения по укреплению статуса? Во-первых, ЕС желает перенести опыт участия в ГА на СБ. Таким образом, Союз может получить возможность:

а) участвовать в обсуждении и представлять свою позицию;

б) выдвигать предложения и вносить поправки (согласовываются с государствами-членами и выносятся по их просьбе) [5].

Если обратиться к ст. 31 Устава ООН, то ее положения позволяют любому члену ООН, не являющемуся членом СБ, принимать участие в обсуждении в СБ, если это затрагивает его интересы. Однако это положение касается государств. Возможно, было бы эффективным дополнительное включение еще и таких субъектов, как международные организации. Особого внимания здесь заслуживают региональные организации, поскольку именно они в первую очередь обеспечивают региональную безопасность.

В настоящее время ЕС представлен в СБ двумя постоянными членами: Францией и Великобританией и, как правило, двумя непостоянными (Испанией и Литвой). Однако формального представительства ЕС нет. В то же время ЕС для ООН — хороший партнер и надежный помощник. Это следует из Стратегии европейской безопасности [6] и Сообщения Комиссии Совету и Европейскому парламенту. В последнем документе речь идет о значительной роли ЕС в работе органов ООН, а также его деятельном участии в их реформировании.

В качестве общей цели обозначено придание эффективности институциональной способности системы ООН, содействие большей согласованности между всеми ветвями глобального управления. ЕС заявляет о необходимости реформирования ГА, ЭКОСОС и его функциональных комиссий, а также о создании новых органов, соответствующих реальности и современной международной обстановке. Еще в 2003 г. (Сообщение было принято в этом году) ЕС поддерживает процесс реформирования и принятия новых инициатив, в частности, содействие большей согласованности и сбалансированности между учреждениями глобального управления, такими как базовая система ООН, Бреттон-Вудские институты и ВТО [7].

Сегодня, пожалуй, не остается ни одной сферы, в которой бы так или иначе

не принимал участия Союз. Его интерес обусловлен очевидным стремлением — закрепление на международной арене в качестве самостоятельного актора и продвижение своих идей регионализации в мировую систему.

ЕС не отступает от идеи регионализации глобальной системы. По мнению Союза, именно многосторонние (многослойные) партнерства могут стать фундаментом будущей глобальной безопасности. ЕС содействует развитию региональной интеграции в качестве средства поддержания мира и преодоления конфликтов. Таким образом, стоит предположить, что лоббирование интересов региональных акторов имеет оправдание. Действительно, осуществление на региональном уровне глобальных задач, в том числе поддержание и контроль ими мира и безопасности под силу региональным организациям. Казалось бы, и сейчас они выполняют те же задачи, но, возможно, их значимость бы возросла, имей они статус в ООН и ее главных органах. Данные предположения неоднозначны, поскольку затрагивают не столько интересы региона в международных отношениях, сколько суверенитет государства. Поэтому говорить о столь значимых переменах в настоящее время, когда на первом плане для государств стоит национальный интерес, не представляется возможным. ^

1. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007 [Electronic resource]. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ ?uri=OJ:C:2007:306: TOC

2. Устав ООН [Электронный ресурс]. URL: http:/ / www.un.org/ru/charter-united-nations/ index.html.

3. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union ...

4. Участие Европейского союза в работе Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] : резолюция Ген. Ассамблеи ООН A/65/L.64/Rev.1. URL: http://dac-cess-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/ LTD/N11/ 309/ 31/PDF/ N1130931.pdf? OpenElement

5. Pirozzi N., Ronzitti N. The European Union and the Reform of the UN Security Council: Toward a New Regionalism? [Electronic resource] // IAI WORKING PAPERS 11-12 May 2011. URL: http:/ / www.iai.it/sites/default/files/iaiwp1112.pdf

6. Европейская стратегия безопасности [Электронный ресурс]. URL: http://www.consilium.europa.eu/ uedocs/cms_data/librairie/PDF/QC7809568RUC.pdf

7. Marchesi D. The EU Common Foreign and Security Policy in the UN Security Council: Between Representation and Coordination [Electronic resource]. URL: http://www.cris.unu.edu/fileadmin/ workingpapers/ BRIGG_papers/ BRIGG_3-2008_ Marchesi.pdf

список литературы

Устав ООН [Электронный ресурс]. — URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/ index.html.

Участие Европейского союза в работе Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] : резолюция Ген. Ассамблеи ООН A/65/L.64/Rev.1 - URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/LTD/ N11/ 309/31/PDF/ 1130931 .pdf? OpenElement

Европейская стратегия безопасности [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consilium.europa.eu / uedocs / cms_data/ librairie/PDF/QC7809568 RUC.pdf

Treaty establishing the European Economic Community and related instruments (EEC treaty) contents [Electronic resource]. — URL: http://eur-lex. euro-pa.eu /legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX :11957E

Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007 [Electronic resource]. — URL: http://eur-lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/ ?uri=OJ:C:2007:306:TOC Marchesi D. The EU Common Foreign and Security Policy in the UN Security Council: Between Representation and Coordination [Electronic resource]. — URL: http://www.cris.unu.edu/ fileadmin/workingpa-pers/ BRIGG_papers/BRIGG_3-2008_Marchesi.pdf

Pirozzi N. The European Union and the Reform of the UN Security Council: Toward a New Regionalism? [Electronic resource] / N. Pirozzi, N. Ronzitti // IAI WORKING PAPERS 11-12 May 2011. - URL: http:/ / www.iai.it/sites/default/files/iaiwp1112.pdf

Rivlin B. United Nations and regionalism in an era of globalization [Electronic resource]. — URL: http://archi-ve.unu.edu/ unupress/ un21-report.html#The United

The Impact of Regionalism Ideas on UN Reform

© Pavelyeva E., 2016

The article reveals the need of UN reform in the light of contemporary realities. The effectiveness and necessity of regionalism in the UN system of decision-making process are also considered in this article. The author analyses the position of the EU concerning the effectiveness of the UN activity and the ability to include the main bodies of its regional organizations to the UN work.

Key words: the European Union; the UN; General Assembly; Security Council; reforming; regionalism; regional international organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.