Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЗБЕКИСТАНЕ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ИДЕИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атажонова Саидахон Бораталиевна

Статья посвящена вопросам модернизации высшего образования и образовательных программ на основе инновационных идей и цифровых технологий в Узбекистане. Автор анализирует основные существующие способы модернизации образования. Особое внимание обращается на способы, которые на сегодняшний день считаются наиболее актуальными: цифровизация образования, внедрение инновационных идей в обучение, системная модернизация образовательной деятельности вузов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION AND EDUCATIONAL PROGRAMS BASED ON INNOVATIVE IDEAS AND DIGITAL TECHNOLOGIES IN UZBEKISTAN

This article is devoted to the issues of modernization of higher education and educational programs based on innovative ideas and digital technologies in Uzbekistan. The authors analyze the main existing methods of education modernization. Particular attention is paid to the methods that are currently considered the most relevant: digitalization of education, the introduction of innovative ideas in education, systemic modernization of educational activities of universities in general.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЗБЕКИСТАНЕ»

Атажонова С. Б. Модернизация высшего образования и образовательных программ на основе инновационных идей и цифровых технологий в Узбекистане // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 1 (88). C. 175-178.

Atajonova S. B. Modernization of higher education and educational programs based on innovative ideas and digital technologies in Uzbekistan. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 1 (88). Pp. 175-178. (In Russ.)

УДК 378.124

С. Б. Атажонова

Андижанский машиностроительный институт, Андижан, Узбекистан

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЗБЕКИСТАНЕ

Атажонова Саидахон Бораталиевна — PhD, докторант.

E-mail: saida_ashurova@mail. ru

Статья посвящена вопросам модернизации высшего образования и образовательных программ на основе инновационных идей и цифровых технологий в Узбекистане. Автор анализирует основные существующие способы модернизации образования. Особое внимание обращается на способы, которые на сегодняшний день считаются наиболее актуальными: цифровизация образования, внедрение инновационных идей в обучение, системная модернизация образовательной деятельности вузов в целом.

Ключевые слова: модернизация, цифровизация, инновационные идеи, высшее образование.

S. B. Atajonova

Andijan Mechanical Engineering Institute, Andijan, Uzbekistan

MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION AND EDUCATIONAL PROGRAMS BASED ON INNOVATIVE IDEAS AND DIGITAL TECHNOLOGIES IN UZBEKISTAN

Atajonova Saidakhon B. — PhD, Doctoral Student.

This article is devoted to the issues of modernization of higher education and educational programs based on innovative ideas and digital technologies in Uzbekistan. The authors analyze the main existing methods of education modernization. Particular attention is paid to the methods that are currently considered the most relevant: digitalization of education, the introduction of innovative ideas in education, systemic modernization of educational activities of universities in general.

Keywords: modernization, digitalization, innovative ideas, higher education.

Новые возможности для переориентации системы профессионального образования на высокое качество создал Закон «Об образовании в Узбекистане», вступивший в силу 7 августа 2020 года1. Он обеспечил правовые условия для эффективного взаимодействия образовательных организаций и промышленных предприятий. Университеты и техникумы

1 Об образовании: закон Республики Узбекистан от 23.09.2020 № ЗРУ-637 // Национальная база данных законодательства. 24.09.2020. № 03/20/637/1313 / Национальный правовой информационный центр «Адолат» при Министерстве юстиции Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/ru/docs/5013009 (дата обращения: 20.04.2021).

смогли разорвать порочный круг внутренней логики развития и перейти к построению программ, отвечающих требованиям реального сектора экономики. Базовые кафедры на предприятиях, совместные образовательные программы, различные формы сетевого взаимодействия образовательных организаций и компаний должны обеспечивать выпускникам высокий уровень компетенций для работы на сложных современных производствах в соответствии с международными стандартами. Особый упор на практико-ориентированный подход будет сделан в процессе подготовки высококвалифицированных рабочих.

Привлечение и удержание лучших кадров в системе профессионального образования позволит рассчитывать на успешную реализацию планов по повышению международной конкурентоспособности нашего образования. Планируемое вхождение ведущих узбекских вузов в сотню лучших университетов мира — важный сигнал для внешней среды, привлекающий в наши университеты лучших преподавателей, ученых и студентов мира1. Кроме того, университеты, которые могут достичь таких амбициозных целей, будут устанавливать стандарты качества на внутренней арене, тем самым способствуя саморегулированию узбекской системы профессионального образования. В то же время наши ожидания относительно самосовершенствования системы не исключают дальнейшего развития системы внешней оценки качества образования. Государственный аудит — мониторинг эффективности университетов, новые подходы к аккредитации, а также независимая оценка — сертификация квалификаций, профессиональная и общественная аккредитация образовательных программ, участие образовательных организаций в сравнительных международных исследованиях — призваны гарантировать каждому студенту образование, которое соответствует самым высоким международным стандартам в кратчайшие сроки. Достижение качественного профессионального образования — задача непростая, но вполне реальная. Уже давно стало очевидным, что именно консолидация усилий общества, власти и бизнеса позволит системе профессионального образования быстро перестроиться и соответствовать ожиданиям людей и потребностям развития страны [2; 3].

Многие факторы, влияющие на характер и интенсивность цифровизации образования, предопределяют различные пути их развития. Одна из важнейших тенденций цифровизации образования — расширение сферы образования. Настоящие цифровые технологии (онлайн-обучение, большие данные, сетевые практики) существенно изменят его архитектуру. Виртуализация образования помогает реализовать одно из значений понятия «цифровое» — дискретность, «непрерывность». Образование не ограничивается стенами учебных заведений, регионов и даже национальных государств. В таких условиях учебные заведения перестают быть «хозяевами» своей территории. Причин этого несколько.

С одной стороны, работодатели не всегда удовлетворены качеством подготовки выпускников учебных заведений; содержание образовательных программ не полностью соответствует требованиям рынка труда. По мере роста спроса на цифровые знания и навыки растут и асинхронные ожидания работодателей и выпускников. Фактически, нанимая дипломированного бакалавра или магистра, работодатель вынужден его переквалифицировать. Крупные предприятия всё чаще используют практику создания собственных учебных центров и центров непрерывного образования, корпоративных университетов.

С другой стороны, рост «монетизации» социальных сетей привлекает новых участников на рынок образовательных услуг. Частные лица и стартапы начинают свои собственные, часто узкоспециализированные образовательные проекты. В этом случае устраняются раз-

1 Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года: указ Президента Республики Узбекистан от 29.04.2019 № УП-5712 // Национальная база данных законодательства. 29.04.2019. № 06/19/5712/3034 / Национальный правовой информационный центр «Адолат» при Министерстве юстиции Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/docs/4312783 (дата обращения: 20.04.2021).

личия, важные при становлении индустриальной эпохи: локализация образовательных центров (столица — периферия, отечественные — зарубежные), их физическая форма (очная — дистанционная). В этом контексте большое значение имеет концепция обучения в течение всей жизни (иными словами — концепция непрерывного образования), сформированная в двадцатом веке. Понятно, что вскоре отечественным учебным заведениям придется конкурировать с международными компаниями в сфере образовательных услуг [1].

Тенденции изменений в управлении системой образования требуют отдельного рассмотрения. Если в прошлом технологические решения позволяли в определенной степени автоматизировать процесс обучения, то сегодня изменения в средствах и методах самоуправления системой требуют постоянного общения между студентами, преподавателями и учебным заведением. Такие технологии могут значительно снизить трудозатраты педагогов и администрации, контролирующих органов и агентств по аккредитации. Например, с развитием технологий обработки данных и машинного обучения многие трудоемкие задачи можно полностью автоматизировать — от проверки домашних заданий до управления студенческими обсуждениями с помощью чат-ботов. Современные программные решения позволяют автоматизировать обработку информации, получаемой от студентов, о характере и динамике учебного процесса (поведение студентов, их чувствительность к предлагаемому материалу, скорость обучения и т. д.). Эксперты связывают развитие данного сегмента образовательных технологий с возможностью практической трансформации системы образования от модели «образование для всех» к модели «образование для каждого». Фактически мы говорим о создании индивидуальной структуры обучения с уникальной персонализированной траекторией, которая учитывает конкретные потребности студентов.

Узбекское высшее образование давно нуждается в серьезном обновлении — с этим тезисом согласны все: от чиновников до студентов и ректоров. Для решения этой проблемы Министерство образования и науки Узбекистана проводит комплексную реформу, в которой можно выделить ряд уровней. Во-первых, на кафедрах вузов проводится диагностика высшего образования через мониторинг успеваемости. Затем разрабатываются программы оптимизации для выявленных слабых учебных заведений, а ведущие университеты получают государственную поддержку для выхода на международный рынок. В то же время Министерство образования и науки проводит переподготовку ректоров, чтобы в вузах Узбекистана внедрялись современные методы управления. Мониторинг эффективности университетов был задуман как первый шаг к серьезным изменениям в узбекском высшем образовании. Ведь для реформирования нужно понимать, что, собственно, имеется, от чего нужно избавляться в первую очередь. Не секрет, что узбекское высшее образование крайне неоднородно: в университетах обучают, казалось бы, по одним и тем же направлениям и специальностям, однако выпускники сильно различаются по уровню знаний и навыков. Важнейшим способом устранения этой ситуации видится создание образовательных программ, совместно разработанных и утвержденных партнерами сети, при реализации которых консолидируются ресурсы участников — материально-технические, учебно-методические, кадровые и др. — с целью их оптимального использования для повышения доступности и качества образования. Сетевое взаимодействие не только стимулирует развитие системы непрерывного образования, но и позволяет образовательной системе гибко реагировать на изменения спроса на образовательные программы. Для решения выявленных проблем необходимо, на наш взгляд, в первую очередь развивать такие направления, как внедрение онлайн-модулей профессиональных программ, укрепление партнерских отношений между университетами, что должно привести к электронному он-лайн-обучению, поощрение особо успешных студентов и, наконец, привлечение бизнеса к инвестициям.

Библиографический список

1. Зенков А. Р. Цифровизация образования: направления, возможности, риски // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2020. № 1. С.52-55.

2. Модернизация профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru.TEMA_051_191113.PDF (дата обращения: 15.03.2021).

3. Цифровые технологии — 2019: глобальное использование Интернета ускоряется. Специальные отчеты [Электронный ресурс]. URL: http://wearesocial.com/blog/2019/01/digital-2019-global-internet-use-ускоряется (дата обращения: 15.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.