УДК 377:378
й01: 10.23951/2307-6127-2020-6-91-97
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. А. Колосов
Самарский государственный университет, Самара
Филиал Тюменского индустриального университета в г. Нижневартовске
Анализируется современное состояние профессионального образования, которое рассматривается как социальный феномен. Представлены характеристики профессионального образования как составляющей образовательной системы. Отмечается, что современное состояние профессионального образования находится на уровне модернизации в пользу использования инновационных образовательных технологий. Акцентируется внимание на главной тенденции современного профессионального образования - его цифровизации. Ситуация, вызванная СОУГО-19, привела к тому, что образовательные учреждения были вынуждены перейти на новые форматы обучения (дистанционное и онлайн-обучение). Основными факторами, повлиявшими на данную ситуацию, названы пандемия СОУГО-19, накопленный международный опыт, современные потребности общества и рыночной экономики. Несмотря на технологические и организационные трудности, выработаны общие подходы к профессиональному обучению дистанционно и онлайн, создана база образовательного контента.
Ключевые слова: профессиональное образование, пандемия, цифровизация, дистанционное обучение, онлайн-обучение, прокторинг.
В XXI в. система образования как социальный феномен общественной жизни имеет устойчивую тенденцию к развитию благодаря глобализации, культурному разнообразию, исследованиям отдельных образовательных систем, устойчивым международным коммуникациям. При этом в наибольшей степени данная тенденция связана с профессиональной деятельностью личности, обеспечивающей ее самореализацию, приобретение знаний, получение профессионального и личностного опыта.
Современное профессиональное образование как составляющая образовательной системы в целом характеризуется следующим:
1. Растущая потребность в высококвалифицированных специалистах. Специалист - это образованный человек, способный учиться всю жизнь.
2. Ускорение процесса накопления и обмена знаниями способствует постоянному повышению квалификации.
3. Профессиональное образование - неотъемлемая часть жизни человека [1].
Интеграция российской системы профессионального образования в мировую образовательную систему - один из приоритетов государственной образовательной политики. Это связано с тем, что нынешняя национальная безопасность и независимость государства неотделимы от уровня технологического развития. Роль и статус каждой страны зависят от наличия передовых технологий. При этом уровень развития наукоемких технологий является характерной чертой экономических условий, производственного потенциала государства, благодаря этому государство конкурентоспособно на международной арене [2].
Современное состояние профессионального образования находится на уровне модернизации в пользу использования инновационных образовательных технологий, в основе применения которых лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции, который включает междисциплинарную интеграцию, а также интеграцию образовательной системы с наукой и промышленностью с целью формирования целостности системы как с точки зрения содержания обучения [3].
2. Принцип преемственности профессионального образования предполагает многоуровневый и многоступенчатый характер образовательного процесса, преемственность общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.
3. Практико-ориентированное образование как принцип взаимодействия рынка труда и образовательных услуг.
4. Принцип постоянного повышения квалификации, предусматривающий подготовку высококвалифицированных специалистов, развитие системы взаимодействия работодателя и образовательного сообщества для мониторинга регионального рынка труда и образовательных услуг [2].
5. Принцип обучения «онлайн + оффлайн». Данный принцип с марта 2020 г. реализуется в полной мере на базе использования дистанционных технологий обучения и различных онлайн-программ.
Совокупность данных принципов является главной предпосылкой повышения качества современного профессионального образования.
Реализации данных принципов способствуют: государственная поддержка в направлении «образование - наука - промышленность», взаимодействие и интеграция профессионального образования и промышленных предприятий, стремительное развитие компьютерных технологий обучения.
При анализе современного профессионального образования в России целесообразно выделить следующие тенденции:
1. Создание законодательной базы для поддержки реформ в профессиональном образовании.
2. Децентрализация управления профессиональным образованием.
3. Повышение социального имиджа начального и среднего профессионального образования.
4. Развитие социального партнерства профессиональных учебных заведений с производственными предприятиями.
5. Повышение уровня подготовки специалистов для удовлетворения потребностей рынка труда.
6. Создание современной системы высококвалифицированных преподавателей профессионального образования.
6. Расширение и модернизация технологической инфраструктуры профессиональных образовательных учреждений.
7. Приоритетность инновационных социальных и образовательных проектов.
Сегодня современное общество требует от личности активности, оперативности, способности ориентироваться в огромном потоке информации, к самообразованию, совершенствованию имеющихся знаний, умений и навыков, овладению новейшими технологиями путем непрерывного обучения, в том числе посредством дистанционного онлайн-обучения [4].
По мнению Т. В. Никулиной и Е. Б. Стариченко, глобальные социальные перемены в мире позволили перейти на очередной уровень развития новых технологий: первым было создание парового двигателя; вторым - электрификация; третьим - информатизация; четвертым - цифровизация, уровень технологий и огромного потока информации [5]. Цифро-визация является главной характеристикой современного профессионального образования.
Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в 2019 г. составила 4 068,3 тыс. человек. Численность принятых в 2019 г. на обучение по программам бакалавриата и специалитета составила 902,6 тыс. человек, что на 825 человек меньше, чем в 2018 г. В условиях цифровизации сферы образования постепенно растет число студентов, получающих образование с применением дистанционных образовательных технологий (с 11,3 % в 2018 г. до 13,1 % в 2019 г.) [6].
В вузах активно внедряются технологии дистанционного и онлайн-обучения в комплексе с традиционными формами обучения. Однако если в начале 2020 г. получение профессионального образования дистанционно еще выступало в качестве потребности и возможности, то после марта 2020 г. это стало первостепенной необходимостью.
Сложившаяся ситуация, вызванная COVID-19, привела к тому, что образовательные учреждения были вынуждены перейти на новые форматы обучения. Альтернативами стали дистанционное и онлайн-обучение.
Одной из важных тенденций стала возможность получения онлайн-образования, в частности посещения бесплатных курсов ведущих вузов. Начиная с марта 2020 г. многие ведущие вузы мира открыли бесплатный доступ к курсам. К наиболее популярным сервисам относится платформа Coursera и «Открытое образование».
На платформе Coursera стало возможно выбирать курсы бесплатно не только российских, но и ведущих зарубежных вузов по любой тематике. После начала нового учебного года бесплатный доступ стал возможен на одну неделю, а стоимость курса в месяц - оптимальной для любого российского региона. Возможность получить профессиональное образование, не выходя из дома, с подтверждением в форме сертификата стало реальностью.
«Открытое образование» - современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах [7]. Платформа создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими университетами - Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Санкт-Петербургским государственным университетом, Национальным исследовательским техническим университетом «МИСиС», Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», Московским физико-техническим институтом, Уральским федеральным университетом и Университетом информационных технологий, механики и оптики.
На данной платформе бесплатно доступны 632 курса (данные на 18.09.2020) без особых требований к уровню образования с возможностью получения сертификата.
К основным принципам построения онлайн-курсов следует отнести:
- соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и требованиям к результатам обучения образовательных программ вузов;
- акцент на эффективность и качество онлайн-курсов;
- предоставление курсов по самому сильному профилю вуза;
- оценочные средства проходят экспертизу со стороны учебно-методических объединений, идентификация пользователей обеспечивается процедурой прокторинга или биометрическими технологиями;
- возможность использования материалов другими вузами.
Таким образом, ситуация с пандемией во всем мире позволила получать профессиональное образование онлайн, проходя курсы по любой дисциплине ведущих мировых вузов.
Следует отметить, что помимо использования передовых технологий преподаватели образовательных учреждений среднего профессионального образования (СПО) стали ак-
тивно использовать не только традиционные обучающие материалы: к текстовым материалам лекций присоединились презентации PowerPoint, видеоматериалы, подборка обучающих видео с YouTube, блоги, форумы, групповые чаты в мессенджерах, видеоконференции, подкасты и т. д. [8]. Это позволяет сделать вывод о том, что уровень качества СПО значительно повысился в совокупности с уровнем информационной компетентности преподавателей.
Образовательные модели многих вузов предполагают индивидуализированное общение между студентами и преподавателями [9]. При переходе в онлайн перед образовательным учреждением стоит выбор формата обучения, методов, технических средств и онлайн-платформ [10].
Большинство вузов активно стали использовать Zoom и Moodle. Первая платформа используется для проведения онлайн-занятий, вторая - для предоставления лекций, семинаров, оценки уровня подготовки студента (тесты, контрольные и т. д.).
К примеру, Тюменский государственный университет использует Zoom для синхронных семинаров, а на платформе Canvas студенты получают лекционные материалы и задания. Балтийский федеральный университет им. Канта использует Moodle LMS. У многих вузов до начала карантина уже были разработаны и функционировали информационно-справочные системы, порталы электронного обучения, т. е. технически и психологически студенты и преподаватели были готовы к дистанционному обучению. Возникшие проблемы значительно возросшего потока информации и пользователей вузы решали посредством увеличения мощностей, памяти внутреннего ресурса, интеграции онлайн-моделей и т. д. (к примеру, Уральский федеральный университет). В Московском государственном университете используется собственная учебно-образовательная платформа «Университет без границ», а также платформы teach-in, позволяющие размещать учебные материалы (презентации, книги, документы, статьи), домашние задания, тесты и проводить вебинары (OpenMeeting), а также контролировать обучение в электронном журнале. В Тольяттинском государственном университете учебные материалы размещены в системе онлайн-обучения «Росдистант».
В образовательных учреждениях СПО наиболее распространены бесплатные платформы, например, Google (Диск, Формы для проведения тестирования), бесплатная версия Moodle, для проведения занятий в онлайн-формате - это Skype или Zoom с возможностью записи занятия.
Одной из проблем онлайн-обучения до недавнего времени вопросы организации сессий, выпускных квалификационных экзаменов и работ онлайн. На данный момент понятие прокторинга прочно вошло в профессиональное образование. Если раньше проверка студентов перед защитой осуществлялась только ведущими вузами, активно внедряющими онлайн-обучение, то сейчас учреждения СПО и другие вузы быстро адаптировались к ситуациям возможного списывания студентами, которые находятся в домашних условия и могут использовать шпаргалки. К примеру, в Вятском государственном университете и Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина специалист онлайн-прокто-ринга перед каждой защитой проверял помещения посредством веб-камеры на отсутствие шпаргалок, посторонних лиц рядом со студентом, а в течение защиты наблюдал за его действиями.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Современное состояние профессионального образования представляет собой переходный период от традиционного обучения посредством офлайн-технологий к дистанционным и онлайн-технологиям, активному использованию международного опыта. Основными факто-
рами, повлиявшими на данную ситуацию, следует назвать пандемию COVID-19, накопленный международный опыт, современные потребности общества и рыночной экономики.
В целом следует сделать вывод о том, что переход на дистанционное обучение сопровождался:
- недостаточной готовностью преподавателей к использованию онлайн- и дистанционных технологий;
- недостаточно разработанной технологической базой для осуществления дистанционного обучения;
- недостаточным техническим обеспечение студентов и преподавателей;
- возрастанием объема индивидуальной и самостоятельной работы;
- низким уровнем организации учебной и производственной практики;
- низким уровнем организации дистанционного обучения.
Несмотря на данные трудности, выработаны общие подходы к профессиональному обучению дистанционно и онлайн, создана база образовательного контента (лекции, семинары, кейсы, видеолекции и их записи, тесты, ресурсы и т. д.), появилась мотивация к самостоятельной работе.
Тем не менее продолжение работы над преодолением трудностей и совершенствованием организации образовательного процесса требует выполнения ряда мер:
- установление устойчивого партнерства государства, работодателей и образовательного учреждения;
- внедрение и активное использование практико-ориентированных технологий, позволяющих студентам получать профессиональное образование высокого уровня;
- своевременный мониторинг требований современного общества и компаний-работодателей, социальной среды и международного опыта;
- переход к разработке модульных программ, обеспечивающих возможность сделать систему образования более гибкой, разнообразной, индивидуально ориентированной и более соответствующей потребности рынка труда;
- изучение международного опыта профессионального образования и трудоустройства молодежи;
- повышение квалификации преподавателей.
Список литературы
1. Москалюк В. С. Необходимость цифровизации российского образования // Наука и образование сегодня. 2019. № 10 (45). С. 12-15.
2. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYiTvOAG.pdf (дата обращения: 14.09.2020).
3. Дьякова Е. А., Сечкарева Г. Г. Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения // Вестн. Армавирского гос. пед. ун-та. 2019. № 2. С. 24-35.
4. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.
5. Антонова Д. А., Оспенникова Е. В., Спирин Е. В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестн. Пермского гос. гуманитарно-педагогического ун-та. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. № 14. С. 5-37.
6. Анализ российского рынка дистанционного обучения: итоги 2018 г., прогноз до 2021 г. URL: https:// marketing.rbc.ru/articles/10886/ (дата обращения: 14.09.2020).
7. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. URL: https://
edmarket.digital/ (дата обращения: 11.10.2020).
8. Вартанова Е. Л., Вырковский А. В., Максеенко М. И., Смирнов С. С. Индустрия российских медиа: цифровое будущее. М.: МедиаМир, 2017. 160 с.
9. Rasskazova T., Okhotnikova A., Muzafarova A., Daminova J. Challenges of teaching a blended English course to university students. The 13th International Scientific Conference eLearning and Software for Education. Bucharest, 2017. URL: https://www.academia.edu/32930334/challenges_of_teaching_ a_blended_course.pdf (дата обращения 11.10.2020).
10. Чепьюк О. Р., Шалыминов А. О. Практико-ориентированное обучение на базе web-технологий дистанционного образования (на примере web-платформы обучения предпринимательству в ННГУ iGeneration // Открытое образование. 2014. № 4. С. 80-83.
Колосов Егор Александрович, аспирант, Самарский государственный университет (ул. Академика Павлова, 1, Самара, 443011); ассистент, филиал Тюменского индустриального университета в г. Нижневартовске (ул. Ленина 2п, стр. 9, Нижевартовск, Россия, 628600). Е-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 26.08.2020
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-91-97 MODERN STATE OF PROFESSIONAL EDUCATION
E. A. Kolosov
Samara State University, Samara, Russian Federation
Branch of the Tyumen Industrial University, Nizhnevartovsk, Russian Federation
The article analyzes the current state of vocational education. Vocational education is considered as a social phenomenon. The characteristics of vocational education as a component of the educational system at the present stage of development are presented. It is noted that the current state of vocational education is at the level of modernization in favor of the use of innovative educational technologies. Attention is focused on the main trend of modern professional education - its digitalization. Integration of the Russian vocational education system into the world educational system is one of the priorities of the state educational policy. It is noted that the basis of modern vocational education is at the level of modernization in favor of the use of innovative educational technologies. The principles underlying modern education are highlighted: continuity, practice-orientedness, integration, continuous professional development, learning "online + offline. The situation caused by the coronavirus COVID-19 led to the fact that educational institutions were forced to switch to new formats of education (distance and online learning). The main factors that influenced this situation are the COVID-19 pandemic, the accumulated international experience, the modern needs of society and the market economy. It is noted that, despite the technological and organizational difficulties, common approaches to professional training remotely and online were developed, a database of educational content was created.
Keywords: vocational education, pandemic, digitalization, distance learning, online education, proctoring.
References
1. Moskalyuk V S. Neobhodimost' tsifrovizatsii rossiyskogo obrazovaniya [Necessity of digitalization of Russian education]. Nauka i obrazovaniye segodnya -Science and Education Today, 2019, no. 10 (45), pp. 12-15 (in Russian).
2. Pasport prioritetnogo proyekta "Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda Rossiyskoy Federatsii"
[Passport of the priority project "Modern digital educational environment of the Russian Federation"] (in Russian). URL: http://static.govemment.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (accessed 14 September 2020).
3. Dyakova E. A., Sechkareva G. G. Tsifrovizatsiya obrazovaniya kak osnova podgotovki uchitelya XXI veka: problemy i resheniya [Digitalization of education as a basis for training teachers in the XXI century: problems and solutions]. Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2019, no. 2, pp. 24-35 (in Russian).
4. Nikulina T. V., Starichenko E. B. Informatizatsiya i tsifrovizatsiya obrazovaniya: ponyatiya, tekhnologii, upravleniye [Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii - Pedagogical Education in Russia, 2018, no. 8, pp. 107-113 (in Russian).
5. Antonova D. A., Ospennikova E. V., Spirin E. V. Tsifrovaya transformatsiya sistemy obrazovaniya. Proyek-tirovaniye resursov dlya sovremennoy tsifrovoy uchebnoy sredy kak odno iz eye osnovnykh napravleniy [Digital transformation of the education system. Designing resources for a modern digital learning environment as
one of its main directions]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatsionnye komp'yuternye tekhnologii v obrazovanii - Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series: Information Computer Technologies in Education, 2018, no. 14, pp. 5-37 (in Russian).
6. Analiz rossiyskogo rynka distantsionnogo obucheniya: itogi 2018 g., prognoz do 2021 g [Analysis of the Russian distance learning market: results of 2018, forecast up to 2021] (in Russian). URL: https://marketing.rbc.ru/ articles/10886/ (accessed 14 September 2020).
7. Issledovaniye rossiyskogo rynka onlayn-obrazovaniya i obrazovatel'nykh tekhnologiy [Research of the Russian market of online education and educational technologies] (in Russian). URL: https://edmarket.digital/ (accessed
10 November 2020).
8. Vartanova E. L., Vyrkovsky A. V., Makseyenko M. I., Smirnov S. S. Industriya rossiyskikh media: tsifrovoye budushcheye [Russian media industry: digital future]. Moscow, MediaMir Publ., 2017. 160 p. (in Russian).
9. Rasskazova T., Okhotnikova A., Muzafarova A., Daminova J. Challenges of teaching a blended English course to university students. The 13th International Scientific Conference eLearning and Software for Education. Bucharest, 2017. URL: https://www.academia.edu/32930334/challenges_of_teaching_ a_blended_course.pdf (accessed
11 October 2020).
10. Chepyuk O. R., ShalyminovA. O. Praktiko-oriyentirovannoye obucheniye nabaze web-tekhnologiy distantsionnogo obrazovaniya (na primere web-platformy obucheniya predprinimatel'stvu v NNGU iGeneration [Practice-oriented learning based on web-technologies of distance education (on the example of the web-platform for teaching entrepreneurship in NNSU iGeneration]. Otkrytoye obrazovaniye - Open Education, 2014, no. 4, pp. 80-83 (in Russian).
Kolosov Ye. A., Postgraduate Student, Samara State University (ul. Akademika Pavlova, 1, Samara,
Russian Federation, 443011), Assistant, Branch of the Tyumen Industrial University
(ul. Lenina 2p, str. 9, Nizhnevartovsk, Russian Federation, 628600). Е-mail: [email protected]