Государственно-частное партнерство State-private partnership
самоуправления; саморегулируемые и другие организации (союзы, ассоциации, сетевые структуры и др.); общественные организации всех видов, прямо или косвенно связанные с созданием, функционированием и развитием инновационной системы России и ее субъектов.
Поскольку внешнее окружение включает в себя вход в ИС ГЧП У ИД, то под ним следует подразумевать, прежде всего, ресурсы государственного сектора и ресурсы частного сектора, объединяемые для реализации государственно или регионально значимых совместных программ и проектов инновационного развития.
Выход ИС ГЧП УИД представляется нам в виде конечных результатов, достигаемых при реализации совместных инновационных программ и проектов ГЧП, которые интегрированно можно представить в достижении возвратности инвестиций и необходимого уровня доходности на вложенный капитал как для частного, так и для государственного сектора.
Список литературы:
1. Управление организацией: Энциклопедический словарь. - М.: Издательский дом ИНФРА-М, 2001. X.
- 882 с.
2. Семенов Г.В., Николаев М.В., Савеличев М.В. Исследование и оценка организационной эффективности систем управления: учебное пособие. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - 184 с.
3. Лопатников ЛИ Экономико-математический словарь. - М.: Наука, 1987. - 509 с.
4. Волкова В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. - 3-е изд. перераб. и доп. - СПб.: Изд-во СПб ГПУ, 2004.
5. Попов В.Н. Целеориентированное управление в АПК: теория и практика. - Ставрополь: Изд-во СНУ, 1998.
6. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - СПб.: Питер, 2004.
7. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие / В.Н. Попов, B.C. Касьянов, И.П. Савченко / Под ред. докт. экон. наук, проф. В.Н. Попова. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - 304 с.
8. Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. - М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006.
9. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. - 2008. -№ 8. С. 61-77.
10. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М.: Наука, 2005. С. 34-37.
11. Фирсова A.A. Проблемы и перспективы реализации государственности в России // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 5. С. 63-68.
12. Каранатова Л.Г. Использование механизмов государственно-частного партнерства для реализации инновационных проектов // Экономика и управление. - 2010. - № 12 (62). С. 143-146.
13. Соловьев М., Кошкин Л. Партнерство государства и частного бизнеса: национализация и приватизация // Проблемы теории и практики управления. - 2011.
- № 3. С. 19-30.
14. Кушкарев A.A. Сущность и формы взаимного участия в рамках государственно-частного партнерства // Экономика и управление.
15. Мамонов В.И, Мамонова Е.В. Системный подход к развитию региональной инновационной деятельности // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010.
- № 6. С. 19-26.
16. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утвержденные Письмом Правительства РФ от 5 августа 2010 г. № 2473п-П7).
17. Полтерович В. Принципы формирования национальной инновационной системы // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 11. С. 8-19.
18. Бабкин A.B., Хватова Т.Ю. Влияние институциональной среды на развитие национальной инновационной системы // Экономика и управление. - 2011. -№ 6 (68). С. 64-69.
19. Багаев Г. Развитие РИНС в РБ: концептуальные основы региональной инновационной системы Башкортостана // Инновационный Башкортостан. - 2011. -№3 (10). С. 18-21.
. - v
Алифанов B.C.
ведущий специалист no ВТО Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Россия, г. Уфа
Ахмедина Г.Б.
преподаватель Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа
Бармин П.Г.
вице-президент Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Россия, г. Уфа
УДК 339.543-042.3:338-048.35(470+571)
МОДЕРНИЗАЦИЯ В ВТО НЕВОЗМОЖНА?
В статье рассматриваются возможные последствия присоединения России к Всемирной торговой организации, влияние на развитие промышленности регионов, проблемы законотворчества в регионах.
Ключевые слова: ВТО, адаптация, специальные меры, отраслевые последствия, «ВТО-информ», аграрная сфера, переговоры, антидемпинг.
MODERNIZATION IN THE WTO IS NOT POSSIBLE?
In article possible consequences of Russia's accession to the World Trade Organization, influence on development of the industry of regions, lawmaking problems in regions are considered.
Key words: WTO, adaptation, special measures, industry implications, «WTO-inform», agrarian sphere, negotiations, antidumping.
Присоединение к ВТО неизбежно ведет к усилению открытости внутреннего рынка, снижению уровня протекционистской защиты и государственной поддержки его игроков и ужесточению условий конкуренции на нем. В предстоящие три года общий уровень тарифной защиты российского внутреннего рынка должен снизиться примерно на треть - с 9,5 % в 2012 году до 5,9% в 2015 году [1]. Столь значительное изменение уровня защиты может оказаться разрушительным для национальной экономики, где никакая модернизация в стране не может спасти «уязвимые» сферы. Работа в ВТО потребует принятия специальных мер по поддержке и адаптации в качественно новых для российских отраслей условиях внешней конкуренции.
Если рассматривать влияние на промышленность регионов, то членство в ВТО приведет к усилению конкурентного давления на реальный сектор экономики со стороны иностранных компаний. Максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 миллиардам долларов в год, однако Россия отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 миллиардам долларов в год. ВТО - организация не
по передаче созидательного опыта лидеров развития, а по взламыванию ими чужих рынков своими же готовыми товарами. К сожалению, ни одна из нижеперечисленных предпосылок для модернизационного развития экономики в составе ВТО Россией не создана:
- условия налогообложения;
- система госзаказа и лизинга;
- кредиты для развития;
- собственный задел в правах на интеллектуальную собственность;
- собственная система стандартов и норм;
- система правопорядка;
- механизмы защиты производителей и компенсации потерь и др.
Многие отрасли обрабатывающей промышленности локализованы в небольшом числе регионов, где они являются системообразующими. Огромен уровень локализации в отечественной автомобильной и текстильной промышленности. Например, доля автомобилестроения составляет 60% в объеме промышленного производства Республики Бурятия, 43% - Калининградской области, 37%
- Самарской области, 36% - Ульяновской области,
29% - Приморского края, 23 % - Республики Татарстан. Доля текстильной промышленности в объеме промышленного производства Ивановской области составляет 43 % (по данным Росстата за 2010 год) [2].
Помимо различных отраслевых эффектов, последствия вступления в ВТО будут иметь и региональное измерение. Регионы России существенно различаются по специализации экономики. Это означает, что на региональном уровне влияние членства в ВТО на промышленное развитие может различаться в очень широком диапазоне. Потенциально выигрывают от присоединения России к ВТО те регионы, промышленность которых ориентирована на экспорт. Это регионы, в которых развиты металлургия, отрасли химической промышленности, в том числе производство минеральных удобрений, отрасли топливно-энергетического комплекса (Вологодская, Липецкая, Челябинская, Тюменская области, Красноярский край, Республика Хакасия, Ямало-Ненецкий автономный округ). Для «открытых» регионов, уже активно вовлеченных в мировую торговлю (преимущественно экспортно-сырьевых и транзитных), вступление в ВТО несет в себе меньшие риски.
Наиболее проблемной сферой законотворчества в условиях ВТО является также региональное законодательство. Зачастую законы, принимаемые в регионах, не проходят регистрацию в Минюсте России и противоречат не только международным правилам, но и Российской Конституции. Необходима транспарентность отечественного законодательства, то есть все нормативные и законодательные акты, принимаемые Президентом, Правительством, Госдумой и различными ведомствами, касающиеся торговли товарами и услугами, должны публиковаться таким образом, чтобы любые хозяйствующие региональные субъекты могли заблаговременно узнать о любых изменениях в системе регулирования.
Функции ВТО в 21 веке стали намного шире официально установленных, то есть она должна ввести единые правила управления национальных и мирового рынка. ВТО не позволяет странам «периферии» защищать свою промышленность таможенными пошлинами и субсидиями, но страны «центра» продолжают поддерживать свои уязвимые отрасли. Государство не может ввести количественные и качественные ограничения для доступа на свои рынки иностранных концернов и банков. Государство не вправе даже регулировать уровень валютных расходов и не вправе предписывать инвесторам, какую часть прибыли они должны инвестировать в этой стране, какую вывести, а также какую часть продукции они могут вывести из страны. В соответствии с правилами ВТО государство, вступившее в нее, уже не может, как суверенное государство, просто изменить свою политику.
Интересы международного торгового капитала ТНК и ТНБ стоят выше интересов населения, отраслей, сфер государств - членов ВТО.
Летом 2012 года на сайте Аналитического центра «ВТО-Информ» стартовал исследовательский проект «Регионы в ВТО». В нем проводится анализ как прямых потерь страны от членства в ВТО, отражающих сокращение объемов производства из-за открытия границ для импортной продукции, так и косвенных
- из-за приостановки реализации инвестиционных проектов. Эксперты Аналитического центра предлагают с максимальной выгодой использовать «переходный период» для адаптации отраслей к новым условиям. Необходимо адаптировать систему мер государственного регулирования, в том числе технического, к требованиям этой организации, а также изменить механизмы государственной поддержки.
Российское правительство в тесном взаимодействии с бизнес-сообществом формирует комплекс мер по адаптации экономики Российской Федерации к условиям членства в ВТО. В этом направлении идет подготовка квалифицированных кадров, способных отстаивать интересы бизнеса в торговых спорах, способных провести мониторинг по импорту, консультировать в области экспорта.
Подготовленные к условиям ВТО кадры должны понимать механизмы поддержки экспорта в формах, не противоречащих нормам ВТО. Следует отметить, что необходимо предусмотреть механизмы кредитной, гарантийной и страховой поддержки российского экспорта. Созданное Агентство по страхованию экспортных кредитов уже оказывает поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса, выходящим на мировой рынок высокотехнологичной продукции. Переходный период необходимо использовать для повышения конкурентоспособности, где должны быть учтены географическое положение страны, регионов РФ, близость и наличие сырьевых, людских, земельных, финансовых и других ресурсов. В этих целях разработана Программа развития конкуренции, предполагающая общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров и создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка. Значительную роль в повышении конкурентоспособности экономик регионов должны сыграть действия региональных властей по поддержке малого и среднего бизнеса. В этом направлении предстоит огромная работа в области принятия новых программ поддержки инновационного бизнеса в субъектах РФ, развертывании инвестиционных фондов и технопарков, реализации пилотных программ развития ин-
новационных территориальных кластеров. В конце августа 2012 года утвержден перечень инновационных территориальных кластеров, куда включены 25 территориальных кластеров, определенных в рамках конкурсного отбора. В частности, в Приволжском федеральном округе представлено 9 кластеров.
Нельзя забывать, что ВТО зачастую напрямую вмешивается в политику страны. Когда страна присоединяется к ВТО и подписывает соглашение, у нее резко ограничивается свобода выбора экономических и политических решений. Сильные страны доминируют внутри ВТО, вводят так называемую концепцию взаимности. Этот принцип гласит: «Вы не выйдете на наши рынки, если не откроете свои». За четыре месяца членства России страны ЕС, Япония и США уже жаловались на Россию в ВТО. США и ЕС выступили в суде ВТО с требованием разрешить ввоз ГМО под предлогом того, что их опасность научно не доказана. Последнее означает, что у международных корпораций есть сильные инструменты давления на правительство, с помощью которых можно обойти экологические законы любой страны. В соответствии с Соглашением о субсидиях и компенсационных мерах Россия обязана отменить программы промышленных субсидий или модифицировать их таким образом, чтобы они не были связаны с поддержкой экспорта или импортоза-мещением. Россия вынуждена будет отказаться даже от прямого бюджетного финансирования предприятий авиапрома, автопрома и заменить его долгосрочным кредитованием под «конкурентоспособный» процент. Однако следует учитывать то, что процедуры разбирательств по спорам в ВТО обычно сильно затягиваются, занимая продолжительный срок, в течение которого меры государственной поддержки могут свободно применяться. Даже если решение о нарушении норм ВТО будет принято, то первоначально будет предписано эти нарушения ликвидировать, в дальнейшем
- уплатить штрафные санкции, если будет доказан страной-истцом ущерб, нанесенный его стране за счет применения мер государственной поддержки.
К сожалению, Россия не является экспортером массовой промышленной продукции, она практически ничего не получает взамен: рынки сырья и полуфабрикатов зависят от общих тенденций мирового рынка и лишь в незначительной степени - от режима международной торговли. Ресурсы, полученные благодаря росту цен на нефть за последнее 10-летие, не привели к укреплению экономики. Следует отметить, что государства, присоединившиеся к ВТО на протяжении прошедших десяти-пятнадцати лет, сегодня испытывают сильнейшее давление обстоятельств, заставляющих их добиваться пересмотра сложившейся практики. В нынешних наиболее развитых странах таможенные налоги раньше были важным источником финансирования промышленности. Те-
перь же развитые страны используют МВФ и ВБ, чтобы не допустить этого в других странах, чтобы в них не было собственных промышленных производств и им приходилось бы покупать промышленные товары у западных концернов. Снижение таможенных пошлин, отмена импортных квот стали во многих странах - членах ВТО одними из причин дефицита госбюджета, упадка промышленности, ориентированной на внутренний рынок, кризиса платежного баланса и привели к увеличению безработицы.
ВТО утверждает, что либерализация торговли и сегодня ведет к экономическому росту. С этим можно согласиться, вспоминая теорию сравнительных преимуществ. Однако в условиях, когда капитал свободно перемещается между странами, диктуя им свои условия, МВФ и ВБ требуют от государств «третьего мира» специализации на сельскохозяйственных продуктах и ископаемых. На сегодня мировая торговля структурирована так, что богатые развитые страны преимущественно продают на мировом рынке готовые промышленные товары и услуги с более высокой стоимостью, тогда как развивающиеся - продают минералы, растительные продукты и изделия с низкими степенью переработки и стоимостью. Попав в долговую зависимость от западных банков, государств и международных финансовых организаций, страны «третьего мира» вынуждены увеличивать объемы экспорта для погашения кредита.
Выравнивание условий конкуренции в аграрной сфере в условиях членства в ВТО может поставить большинство наших сельхозтоваропроизводителей во всех без исключения регионах в весьма затруднительное положение. При этом предусмотренный условиями присоединения «переходный период» может оказаться объективно малым для решения глобальных задач ускоренной модернизации, повышения эффективности и соответственно роста конкурентоспособности нашего сельского хозяйства. Суммарный уровень поддержки агропромышленного производства и сельской социальной сферы в США, например, в 2011 году составил почти 100 млрд. долл., в ЕС -примерно 50 млрд. евро, а в России - немногим более 6 млрд. долл. или примерно столько, сколько получает сельское хозяйство в Польше [3]. Агропромышленному комплексу России для смягчения последствий от присоединения к ВТО и адаптации к работе в новых условиях требуется дополнительная поддержка в объеме от 96 до 107 млрд. рублей ежегодно. С открытием своих рынков для стран ВТО нам предстоит конкурировать с ведущими мировыми экспортерами продовольствия, работающими на основе самых передовых и эффективных технологий. Предстоит предпринять меры для исправления ситуации. Для этого потребуется не только увеличить общий размер бюджетной поддержки, но и существенно изменить ее механизмы.
Необходимо активно использовать те преимущества, которые дает для экономики страны и ее аграрного сектора, в частности, членство в ВТО. Если удастся в максимальной степени и в кратчайшие сроки использовать плюсы от вступления в ВТО, то наша страна будет иметь хорошие шансы занять серьезную нишу на дефицитном и быстро развивающемся мировом рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
Если исследовать ситуацию на зерновом рынке, а также о мерах по его стабилизации, то неблагоприятные природно-климатические условия 2010,2012 годов привели к серьезному снижению средней урожайности зерновых культур (с 24,5 ц/га в прошлом году до 18,5 ц/га). В условиях открытого рынка на динамику внутренних цен сегодня серьезное влияние оказывает рост цен на зерно в мире, обусловленный снижением мировых запасов из-за катастрофической засухи в США и относительно невысоких урожаев в других зернопроизводящих странах. Основным фактором роста цен на зерно сегодня выступает высокий спрос со стороны экспортеров. Экспорт в таких объемах может серьезно разбалансировать внутренний рынок, привести к возникновению локальных дефицитов и оставить страну без переходящих остатков на следующий год. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать применение адекватных мер таможенного тарифного регулирования, обеспечивающих выравнивание условий внешней и внутренней торговли зерном. В целях предупреждения локальных дефицитов зерновых необходимо подготовить на основании данных уточненного прогнозного баланса их производства и потребления в разрезе регионов предложения по перемещению и использованию зерна интервенционного фонда. Развитие аграрного производства в качественно новых для него условиях членства России в ВТО объективно требует новой, последовательной и комплексной государственной аграрной политики. Сельское хозяйство России в основном расположено в зонах рискованного земледелия, а потому оно остро нуждается в адекватной и эффективной системе страхования посевов и сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой.
Под лозунгом «мировой свободной торговли» сельское хозяйство, призванное обеспечить население продовольствием, перепрофилируется в экспортно-ориентированную аграрную промышленность. США и ЕС продолжают субсидировать сельское хозяйство в своих странах, что ведет к перенасыщению рынков периферии субсидированными продуктами, к падению цен на них и банкротству местных производителей. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО требует открыть рынки стран «третьего мира». Это соглашение сделало законным субсидирование сельского хозяйства в развитых странах и одновременно сократило возможности стран
«переходного периода» выйти со своей сельскохозяйственной продукцией на мировой рынок.
ТНК уже поделили мировой рынок, и их цель
- не делиться с другими, а завоевать еще больше. По исследованиям ФАО, в развивающихся странах за 90-е годы вырос объем импорта сельскохозяйственной продукции, а не экспорт. Развитые страны, требуя открытия рынков от других стран, ограничивают доступ на свои рынки через таможню, субсидирование и использование санитарных и фитосанитарных стандартов. В целом анализ показывает, что роль России в мировой торговле будет определяться возможностью продолжения и преодоления сложившейся структуры внешней торговли, характерной для сырьевой экономики: «импорт готовых товаров в обмен на энергосырьевой экспорт». Совокупность принимаемых странами обязательств при вступлении в ВТО на основе фиксации максимальных ставок импортных пошлин, соблюдения принципа надлежащего государственного регулирования, соответствующего нормам и правилам ВТО, и транспарентности внешнеэкономической политики повышает привлекательность страны для торговых партнеров и инвесторов. В связи с этим в России проведена экспертиза ведомственных нормативных актов и регионального законодательства, проведена работа по приведению их в соответствие требованиям ВТО. Главными задачами Постоянного представительства РФ при ВТО, как официального представительства России, должны стать поддержка проведения единой торговой политики Российской Федерации на международных рынках и координация участия российских органов исполнительной власти в деятельности ВТО.
В качестве основных функций Постпредства при ВТО предусматриваются:
- защита национальных интересов в области торговли в рамках ВТО;
- участие в разработке и обеспечении реализации единой торговой политики и позиции Российской Федерации на переговорах в рамках организации;
- изучение и анализ деятельности ВТО, состояния и основных тенденций развития международного сотрудничества государств - членов ВТО в области международной торговли;
- ведение переговоров с ВТО и в ее рамках, участие в разработке проектов международных договоров и других документов по вопросам, относящимся к деятельности ВТО;
- представление и защита интересов Российской Федерации при рассмотрении торговых споров в Органе по разрешению споров ВТО.
Необходимо отметить, что в целях эффективной работы по обеспечению взаимодействия российской стороны с ВТО должны быть также определены полномочия федерального органа исполнитель-
ной власти, порядок его взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и Евразийской экономической комиссией. Минэкономразвития России провело анализ соответствия соглашениям ВТО мер регулирования торговли товарами и услугами, которые применяются странами
- членами ВТО и оказывают негативное влияние на доступ российских товаров и услуг на рынки других стран. В результате было выявлено 96 ограничительных мер, действующих в странах - членах ВТО в нарушение принятых в рамках данной организации обязательств и затрагивающих интересы российских экспортеров. Меры, ограничивающие доступ российских товаров и услуг на рынки членов ВТО, условно можно разделить на две группы:
К первой группе относятся меры, которые отменены автоматически после ратификации Российской Федерацией соглашений по ВТО. В настоящее время действуют четыре такие меры, из которых две в области торговли товарами: сталь (ЕС) и алкогольная продукция, включая пиво (Киргизия), и две в области торговли услугами: спутниковые услуги (США) и услуги в области страхования (Украина).
Ко второй группе относятся меры, в отношении отмены которых необходимо провести консультации с членами ВТО. Существует 92 такие меры. К данной группе относятся:
- меры, отмену которых целесообразно добиваться без инициирования процедуры разрешения споров в ВТО, в силу очевидности их несоответствия нормам этой организации;
- меры, консультации по отмене которых не приведут к положительному результату в связи с жесткой позицией торговых партнеров, намеренных сохранять данные меры после присоединения России к ВТО. Однако существует вероятность отмены данных мер или приведения их в соответствие с нормами ВТО по результатам рассмотрения в Органе ВТО по разрешению споров. Сохраняется надежда на снятие необоснованных дискриминационных ограничений в отношении российских товаров и услуг в условиях членства России в ВТО. Планом действий Правительства Российской Федерации по адаптации предусмотрено поручение в адрес Минэкономразвития России, МИД России и Минпромтор-га России по проведению в течение 2012-2013 годов переговоров о приведении мер ограничения торговли, применяемых странами - членами ВТО против российских товаров и услуг, в соответствие с нормами этой организации.
В случае применения против России мер дискриминационного характера Россия сможет оспорить правомерность применения такой меры в Органе по разрешению споров ВТО с целью ее отмены
и возможного получения компенсации. Данный механизм дает возможность оспаривать и отменять необоснованные ограничения, а также играет важную превентивную роль, удерживая торговых партнеров от произвольных односторонних действий.
Россия сегодня входит в десятку наиболее дискриминируемых государств, в отношении которых применяются защитные меры в целях ограничения доступа экспортируемых ими товаров. По состоянию на 1 июня 2012 года в отношении российских товаров применяют защитные меры 19 стран: Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Киргизия, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, а также страны - члены ЕС как единая таможенная территория. По состоянию на 1 июня 2012 года в отношении российских товаров действуют 75 мер, в том числе: антидемпинговая пошлина - 40, специальная защитная пошлина
- 4, нетарифные меры - 15, технические барьеры - 4, квотное ограничение - 5, дополнительный налог - 2, акциз на дискриминационной основе - 3, ограничение по номенклатуре - 1, запрет на импорт - 1.
До конца 2012 года не закончены и проводятся четыре расследования, из них три антидемпинговых и одно специальное защитное расследование, а также 14 пересмотров антидемпинговых мер:
а) ЕС - антидемпинговые меры на российскую сталь и минеральные удобрения (по оценкам, текущий ущерб от мер ЕС составляет около 100 млн. долл. США);
б) Китай - антидемпинговая пошлина на российскую трансформаторную сталь;
в) Молдавия - дискриминационные сборы на импорт около 180 наименований продукции (нефтепродукты, удобрения, изделия из пластмассы и резины, лаки и краски, моющие средства и химические вещества, электроприборы и транспортные средства);
г) США - антидемпинговые меры на российский нитрат аммония и карбамида, толстолистовую сталь и горячекатаный прокат;
д) ЕС - квотирование товаров ядерного цикла (по оценкам, ущерб составляет около 130 млн. долл. США).
Россией прорабатывается программа заключения Соглашений о свободной торговле (ССТ), что позволит обеспечить доступ к стратегическим рынкам стран-участниц и защитить от агрессивной торговой политики экономически успешных государств, таких как Китай. При этом на переговорах по ССТ стороны смогут выбирать чувствительные товары/ сектора в каждом конкретном случае и исключать их из-под действия режима свободной торговли или снижать пошлины на эти товары поэтапно.
Необходимость участия в региональных соглашениях будет стимулировать внутреннюю конкуренцию, спо-
собствовать повышению эффективности производственных процессов и прогрессивным структурным преобразованиям. Таким образом, действующие в России инструменты государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции остаются и в условиях России в ВТО (при условии приведения порядка их применения в соответствие с нормами ВТО и ОЭСР).
Следует отметить, что ряд регионов, попадающих в группу риска, расположен в Приволжском федеральном округе. В них размещены крупные импортозамещающие промышленные производства, в том числе машиностроительные, авиастроительные, ра-кетно-космические, химические и пищевые. Многие из них являются системо- и градообразующими предприятиями, от положения которых в значительной степени зависит социальная и экономическая ситуация не только в местах их расположения, но и в округе, а в ряде случаев - в стране в целом. Данное обстоятельство означает, что во многих регионах Приволжского федерального округа региональные и местные бюджеты критически зависят от одного-двух крупнейших налогоплательщиков. В качестве примера можно выделить Самарскую (АВТОВАЗ) и Нижегородскую (ГАЗ) области. В частности, в Самарской области АВТОВАЗ обеспечивает более половины налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и более 80 % налоговых доходов муниципального бюджета г. Тольятти (с учетом налогов от посреднических фирм, торгующих автомобилями). При ухудшении экономической ситуации бюджеты области и города могут понести серьезные налоговые потери.
С целью защиты отечественного автомобилестроения от возможных негативных последствий членства страны в ВТО с 1 сентября 2012 года Правительством Российской Федерации был введен утилизационный сбор на новые и поддержанные автомобили иностранного производства. Предполагается, что данная мера позволит компенсировать потери, связанные со снижением импортных пошлин, и снизит ценовую конкурентоспособность зарубежных транспортных средств на российском рынке. Конкурентная борьба при сложившемся в регионах РФ высоком уровне концентрации производства, преимущественно промышленном типе занятости и недостаточном развитии малого и среднего бизнеса несет в себе серьезные социальные риски.
В 12 регионах Приволжского федерального округа расположено 87 монопрофильных муниципальных образований с общей численностью населения более 4 миллионов человек. В большинстве регионов ПФО находятся моногорода, градообразующие предприятия, о которых докладывали аналитики в выездном совещании Временной комиссии Совета Федерации в конце октября 2012 в г. Самаре.
Если анализировать ситуацию в Республике Башкортостан, то президент Р. Хамитов обозначил главные проблемы торговой отрасли в условиях ВТО. Он отметил, что торговля в сельской местности, где проживает 40% населения Башкортостана, резко отличается от торговли в городе. В конце ноября в Правительстве РБ обсуждалась региональная программа развития торговли на ближайшие годы, где были отмечены основные проблемы торгового сервиса, инфраструктуры, нехватка крупных торговых «игроков» и др. [4].
В числе ключевых проблем отрасли президент назвал также плачевное состояние оптовой торговли, по уровню развития которой регион занимает одно из последних мест в Урало-Поволжье. В республике из более чем 300 тысяч квадратных метров складских площадей только 10% соответствует современным стандартам, а 90 % - это даже не вчерашний, а позавчерашний день.
Межрегиональные и международные «игроки» действуют жестко, вытесняя наши торговые организации, захватывая рынки, подкупая местное начальство. Все эти проблемы и пути их преодоления отражены в долгосрочной целевой программе «Развитие торговли в Республике Башкортостан на 2013— 2018 годы», которая станет главным планом развития отрасли на предстоящие пять лет.
«Само понятие свободной торговли сегодня переживает кризис, возникают прецеденты закамуфлированных, но безжалостных торговых войн»
- данная цитата Президента России В.В. Путина сводится к тому, что надо научиться так же хитро, как когда-то создавшие и модернизировавшие «под себя» мировую торговлю развитые страны и ТНК, лоббировать интересы своих товаропроизводителей, не нарушая законов и правил ВТО. Таким образом, несмотря на жесткие правила, модернизация и в ВТО - возможна!
Список литературы:
1. Материалы расширенного совещания Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия России в ВТО и Таможенном Союзе. - Самара, 2012.
2. Росстат за 2010 год.
3. Отчет Счетной палаты РФ «Анализ мер, принимаемых органами государственной власти по выполнению обязательств и реализации прав РФ, связанных с присоединением к ВТО, по оценке влияния норм и правил ВТО на бюджетную систему и отрасли экономики» (утвержден Коллегией Счетной палаты РФ, Протокол от 29 июня 2012 года № 29К(862)).
4 .Долгосрочная целевая программа «Развитие торговли в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы».
Требования к оформлению материалов, предоставляемых для публикации в журнале:
1. Статьи, предоставляемые авторами в журнал, должны соответствовать профилю журнала, обладать новизной, интересовать широкий круг научной общественности.
2. Редакция принимает к публикации только открытые материалы на русском и английском языках (для иностранных авторов).
3. Материалы, предоставляемые для публикации, должны быть представлены на бумажном и электронном носителе в формате MS Word по адресу: 450078, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145. Управление образовательной политики, каб. 321. Электронный адрес: [email protected].
4. Поля - 2,5 см с каждой стороны; шрифт - TNR, кегль 14, межстрочный интервал - полуторный; ссылки на литературу в квадратных скобках. При наличии ссылок список литературы обязателен (в порядке цитирования, в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 или ГОСТ Р 7.05-2008).
5. В правом верхнем углу жирным курсивом: фамилии и инициалы авторов. Светлым курсивом: ученая степень, ученое звание, должность, наименование организации, страна, город.
6. По центру, жирным шрифтом, заглавными буквами: название статьи. УДК - в правом верхнем углу.
7. В конце статьи укажите почтовый адрес с указанием индекса (по этому адресу будет выслан журнал), фамилию и инициалы получателя, телефон, e-mail контактного лица. Файл со статьей оформить: Фамилия И.О.doc (или docx).
8. Обязательно прикрепить к документу фото размером не больше 5 Мб, соответствующее научному журналу.
9. К статье должны быть приложены на русском и английском языках: название статьи, аннотация (5-6 строк), ключевые слова (5-7 слов), список литературы (не более 15 источников).
10. Автор дает согласие на воспроизведение на безвозмездной основе в сети Интернет на сайте ФГБОУ ВПО «УГАЭС» электронной версии своей статьи, опубликованной в журнале «Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика».
11. Графический и табличный материал должен быть представлен в приложении к WORD. Например, Microsoft Graph, без использования сканирования; для диаграмм применять различную штриховку, размер шрифта 10 или 11 pt, математические формулы оформляются через редактор формул Microsoft Equation, а их нумерация проставляется с правой стороны. Таблицы подписываются 12-м шрифтом в правом верхнем углу, диаграммы и рисунки по центру внизу.
12. Сокращение слов, имен и названий, как правило, не допускается. Разрешаются лишь общепринятые сокращения мер физических, химических и математических величин и терминов и т. д.
13. Поступившие в редакцию статьи в обязательном порядке будут проходить рецензирование. Рецензии отклоненных работ высылаются авторам и содержат аргументированный отказ от публикации. В рецензиях работ, отправленных на доработку, указываются замечания к статье.
14. Авторы получают авторский экземпляр с опубликованной статьей, оттиски статьи (по требованию автора).
15. С аспирантов плата за опубликование статей не взимается. При отправлении статьи на электронный адрес также необходимо отправить отсканированную справку из аспирантуры, заверенную отделом кадров.
Памятка авторам
В статье настоятельно рекомендуется:
- НЕ использовать табуляцию (клавиша Tab);
- НЕ устанавливать свои стили абзацев (кроме принятых по умолчанию);
- НЕ расставлять автоматические списки (при нумерации строк и абзацев);
- НЕ ставить двойные, тройные и т. д. пробелы между словами.
Рекомендуется применять в статье только один тип кавычек («») или (“”).
Помнить о том, что необходимо различать дефис и тире. Тире выставляется сочетанием двух клавиш («Ctrl» + «-»).
Все цитаты в статье должны быть соотнесены со списком литературы, при прямом цитировании обязательно указывать номера страниц. Список литературы не следует смешивать с примечаниями, которые должны располагаться перед списком литературы.
Статьи, не соответствующие требованиям, рассматриваться не будут.