Научная статья на тему 'Негативные и позитивные аспекты вступления России в ВТО'

Негативные и позитивные аспекты вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1042
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / THE WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) / THE INDUSTRIAL POLICY / PROTECTIONISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горячева Т. В.

В статье рассматриваются последствия для экономики России от вступления во Всемирную торговую организацию. Подчеркивается, что этот процесс может принести как выгоды, так и угрозы для отдельных отечественных предприятий и регионов. Отмечается также, что данный процесс актуализирует проведение активной промышленной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVE AND POSITIVE ASPECTS RUSSIA'S ACCESSIONS TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION

In article consequences for economy of Russia from the introduction into the World Trade Organization are considered. It is underlined, that this process can bring both benefits, and threats for the separate domestic enterprises and regions. It is noticed also, that the given process staticiszes carrying out of an active industrial policy

Текст научной работы на тему «Негативные и позитивные аспекты вступления России в ВТО»

УДК 339.5.025.7

НЕГАТИВНЫЕ И ПОЗИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО Т.В. Горячева

В статье рассматриваются последствия для экономики России от вступления во Всемирную торговую организацию. Подчеркивается, что этот процесс может принести как выгоды, так и угрозы для отдельных отечественных предприятий и регионов. Отмечается также, что данный процесс актуализирует проведение активной промышленной политики

Ключевые слова: Всемирная торговая организация (ВТО), промышленная политика, протекционизм

Разработка промышленной политики и процессы присоединения России к ВТО неразрывно связаны между собой. В связи с процедурой вступлениям России во Всемирную торговую организацию, формирование и реализация промышленной политики, направленной на повышение конкурентоспособности отечественной продукции, становится одной из важных и актуальных проблем. Это объясняется тем, что конкурентоспособность является главным требованием, предъявляемым мировой хозяйственной системой к любой национальной экономике. Быть конкурентоспособным - значит обеспечивать мировой уровень потребительских, качественных и ценовых характеристик товаров или услуг независимо от того, для внутреннего или внешнего рынка они предназначены. Динамика валового национального продукта, уровень занятости и доходов населения страны в первую очередь зависят от того, в какой мере национальное хозяйство, отдельные его отрасли и предприятия обладают преимуществами по сравнению с конкурентами. В зависимости от уровней конкурентоспособности отраслей и предприятий складываются объемы и структура экспорта и импорта, торговый и платежный балансы стран, то есть определяются их мирохозяйственные позиции. Усиление этих позиций России напрямую зависит от активной промышленной политики.

Взаимосвязь разработки промышленной политики и ВТО рассматривается многими экономистами, аналитиками. Все высказывания и заключения по этому вопросу можно объединить в две группы: одна считает, что промышленная политика должна быть разработана и реализована на начальном этапе - до вступления в ВТО, а представители другой

Горячева Татьяна Владимировна - СГТУ, канд. экон. наук, доцент, тел. (8452) 447308

точки зрения сходятся во мнении, что активная промышленная политика и ВТО совместимы и могут реализовываться параллельно. Рассмотрим, на чем основаны предположения обеих сторон.

Руководитель Росимущества Ю.А. Петров считает совершенно обязательным срочную разработку и принятие научно обоснованной промышленной политики России «...как базы для избирательной защиты отечественных производителей, поощрения конкуренции на внутреннем рынке и как матрицы для переговоров об условиях вступления России в ВТО»[1]. Торгово-промышленная палата РФ также выступает за разработку промышленной политики до вступления в ВТО, в частности ее руководитель Е. Примаков отмечает, что необходима «безотлагательная разработка и утверждение промышленной (отраслевой и инновационной) политики России, включая аграрную. Выделение в ней приоритетных отраслей и производств для избирательной (временной) протекционистской защиты и для поощрения промышленного экспорта и экспорта услуг (интеллектуальной собственности) »[2].

О необходимости разработки и реализации промышленной политики до вступления России в ВТО высказывается и известный экономист В. В. Куликов. Он считает, что до присоединения к ВТО необходимо как минимум разработать концепцию российской промышленной политики, определить приоритеты в модернизации экономики и заметно продвинуться по этим приоритетным направлениям.

Академик Российской академии наук Сергей Глазьев также отмечает, что после вступления России в ВТО «могут возникнуть вопросы по поводу соответствия международным нормам наших целевых программ и таких мер, как, например, субсидирование

лизинга техники. . при всей незначительности поддержки, которую наше государство оказывает экономике, она может стать предметом споров и конфликтов, поэтому нужно готовиться к этому заранее »[3].

Андрей Спартак, директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), также придерживается мнения, что вступать в ВТО нужно с активной, выстроенной в соответствии с приоритетами страны государственной промышленной политикой. «К сожалению, административная реформа оставила за бортом очень важные направления деятельности государства, связанные с предоставлением услуг для бизнеса. У нас не оказалось ни агентства поддержки малого предпринимательства, ни агентства по привлечению иностранных инвестиций, ни агентства по продвижению экспорта. Ломать таможенные барьеры при правительстве, которое не реализует промышленную политику и даже не имеет для этого соответствующих институтов, ресурсов и механизмов, - наверное, не самый оптимальный вариант»[3].

Но существует и другая точка зрения по этому вопросу, она основана на анализе зарубежного опыта, который показывает, что открытость торгового и инвестиционного режима всегда может совмещаться с активной промышленной политикой, с использованием льгот самым разным отраслям, в развитии которых заинтересовано государство. Во-вторых, необходимо пересмотреть сущность понятия «промышленная политика». В России она до сих пор рассматривается только как прямая поддержка государством тех или иных отраслей или проектов. При этом формы помощи предприятиям внерыночные. Промышленная политика, нарушающая справедливую конкуренцию и предоставляющая необоснованные льготы одним предприятиям в ущерб других нарушает правила ВТО, и к продукции таких предприятий могут применяться антидемпинговые процедуры, квотирование и т.д. Данная проблема, это проблема не только нашей страны. Широко известен неудачный опыт государственной финансовой помощи в ряде стран третьего мира. По данным Мирового банка, в 90-е годы 50% кредитов, выданных такими государственными финансовыми организациями национальным производителям, оказались безвозвратными[4].

Вместе с тем история развития стран третьего мира свидетельствует о том, что в прошлом многие новички мировой экономи-

ки, эффективно решали подобные проблемы, являясь членами ВТО. Обратимся к истории.

Республика Корея подписала договор о присоединении к ГАТТ в 1967 году. Агрессивная промышленная политика и дальнейшая либерализация внешней торговли подтолкнули к прогрессивным структурным изменениям в экономике, а также к повышению конкурентоспособности в таких отраслях, как черная металлургия и судостроение. И уже к 2001 году Южная Корея стала крупнейшей в мире судостроительной державой, специализируясь на выпуске судов для перевозки сжиженного газа (70% мирового производства), крупных танкеров и контейнеровозов. Структура металлургического производства изменилась в пользу высококачественных сталей и проката. Являясь членом ВТО, Южная Корея при участии государства и бизнеса активно сформировала мощную базу НИОКР, добилась мирового признания в таких отраслях, как информатика, телекоммуникации и биотехнология, общеизвестна также продукция автомобилестроения.

Другой пример. Китайские специалисты не отмечают негативного воздействия факта приема КНР в ВТО на перспективы реализации промышленной и инновационной политики. Наоборот, период переговоров был для Китая временем динамичного развития рыночного хозяйства с сильным госрегулиро-ванием и стимулированием отдельных отраслей и предприятий. Государство продолжает контролировать внешнеэкономические связи, что позволило добиться КНР заметных позиций на внешних рынках. Средняя ставка НДС в КНР - 18%, а для компаний сектора информационных технологий - 6%, и никто не требует пересмотра этой льготы. В Китае считают, что и в дальнейшем ничто не помешает применять широкий спектр сильных средств защиты рынка, который никак не регламентируется нормами ВТО (валютный курс, различные стандарты и т.п.)[4].

Вступление России во Всемирную торговую организацию, присоединение на взаимосогласованных и выгодных для России условиях к торговым соглашениям, означает формальное снятие преград на пути российских товаров на мировые рынки с одновременным встречным открытием внутреннего рынка для иностранных товаропроизводителей. Выход на мировые рынки для российской экономики может радикально повлиять на выбор пути и возможности её развития. В целом же можно сделать вывод, что вступление России в ВТО активизируют про-

ведение активной промышленной политики. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на «плюсах» и «минусах» для российской экономики в случае присоединения к ВТО и оптимизации деятельности промышленных предприятий в этом процессе.

Предполагается, с одной стороны, что присоединение будет способствовать укреплению в российской экономике рыночных механизмов свободной конкуренции товаров и услуг, что создаст необходимые условия для интенсивного роста производительности труда, кардинальных изменений в промышленности и технологическом развитии.

В тоже время, социально-

экономические последствия присоединения России к ВТО могут оказаться неравновыгодными для субъектов хозяйствования в различных отраслях экономики, а также и для отдельных регионов. Для значительной части российских предприятий, выпускающих неконкурентоспособную продукцию, вступление страны в ВТО будет означать необходимость выбора: или модернизация производства или его свертывание. Поэтому если предприятие хочет работать, то оно обязано выпускать конкурентную продукцию.

Данные преобразования естественно потребуют времени, средств, а возможно и государственных мер по защите внутреннего рынка и тех производителей, которые не подготовлены к резким переменам.

Полномочия и возможности ВТО уникальны, поскольку она является единственной столь массовой международной организацией. Кроме того, ВТО предпринимает целенаправленные действия по объективному и справедливому разрешению споров между странами-участницами по любым вопросам, касающимся торговли и торговых барьеров.

Безусловным преимуществом присоединения к ВТО для нашей страны станет, во-первых, более легкий доступ российских производителей на зарубежные рынки за счет получения режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Во-вторых, возможно ослабление дискриминации, что особенно значимо для российской металлургии и химической промышленности, экспорт продукции которых ограничен квотами, повышенными ввозными пошлинами, антидемпинговыми процедурами. Аналогичным образом ограничивается экспорт российских калийных удобрений, аммиака и карбамидно-аммиачной смеси. Существует мнение, что вступление в ВТО сократит число антидем-

пинговых процедур, ежегодный ущерб от которых для российских металлургических компаний составил в среднем в 2006-2008 гг. около $2,3 млрд. Почти в 30 странах дальнего зарубежья — членах ВТО действуют антидемпинговые расследования или пошлины в отношении российских товаров. Около 85 % антидемпинговых ограничений распространяется на промышленные полуфабрикаты и готовые изделия [5].

Положительные последствия вступления России в ВТО отражены в таблице.

В условиях членства в ВТО вполне можно проводить самую агрессивную промышленную политику, но она должна несколько видоизмениться: вместо раздачи

ссуд, беспроцентных кредитов, привилегий необходимо создавать привлекательные условия для предпринимательства, инвестиционного климата.

Поэтому если видоизменятся меры промышленной политики, они не будут противоречить правилам ВТО. Остановимся более подробно на стыковых моментах и мероприятиях, которые необходимо будет согласовывать с требованиями ВТО. Поскольку их применение на начальном этапе реализации промышленной политики России необходимо, то при проведении переговоров с ВТО требуется достичь соглашения по их включению в условия членства России в ВТО, в том числе по сроку действия таких мер в переходном периоде.

Официально провозглашенных принципов деятельности ВТО, которых все её члены обязаны придерживаться, два: принцип наиболее благоприятствуемой нации и принцип национального режима. На практике это означает, что в соответствии с первым принципом нельзя предоставлять каким-либо торговым партнерам преимущественный доступ на свой внутренний рынок. В соответствии со вторым принципом импортные товары, ввезенные в страну, не должны дискриминироваться по сравнению с такими же товарами местного производства. Кроме того, с созданием ВТО впервые официально запрещено использование демпинга и государственного субсидирования экспорта, как двух главных форм нечестной конкуренции во внешней торговле.

Последствия вступления России в ВТО

Приобретаемые выгоды Последствия

1. Интеграция в мировую экономику. - возможность использования международного механизма разрешения споров; - увеличение притока в страну иностранных инвестиций в связи с либерализацией рынка услуг; - активное взаимодействие с мировым рынком.

2. Международный авторитет и влияние. - участие в раундах переговоров в рамках ВТО; -полноправное участие в принимаемых решениях; -использование специального механизма разрешения торговых споров (в целях защиты торговых интересов).

3. Создание благоприятных условий и ослабление дискриминации России. - развитие международной торговли и форм ВЭД; - признание статуса рыночной экономики; -снятие антидемпинговых процедур и квотных ограничений и снижение ущерба от этих процедур.

4. Развитие бизнеса. -стабилизация российского внешнеторгового законодательства; - развитие внешней торговли; - приведение в соответствие федерального и местного законодательства субъектов федерации; - снижение утечки капитала.

5. Стимулирование экономики. - повышение конкуренции на внутреннем рынке; - развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности своей продукции.

6. Более широкий доступ ко всем рынкам. - выходы на новые рынки, которые сегодня фактически закрыты; -развитие производства, интеллектуальных технологий.

7. Рост уровня жизни в стране. - рост рабочих мест, занятости, зарплат; - повышение культуры производственных отношений; - рост демографии; - снижение преступности.

8. Повышение деловой активности. - рост инвестиционной привлекательности; -привлечение дополнительных инвестиций; -появление источников получения дешевых и длинных кредитов.

9. Развитие производственной кооперации. - создание совместных предприятий, проведение совместных исследований; - обмен объектами интеллектуальной собственности и т.п.

Отсюда, мерами предполагаемые промышленной политики, требующими оценки на предмет соответствия правилам ВТО, являются следующие [6]:

1. Льготы при создании внебюджетного ссудного фонда промышленности, изменение режима государственного обращения с национальными финансовыми ресурсами (федерального бюджета, ЦБ РФ, доходов от имущества и др.).

2. Введение обусловленных вложениями в реальный сектор стимулов и льгот банкам (финансово-кредитным учреждениям).

3. Кредиты населению под покупку товаров длительного пользования и жилья.

4. Введение в налогообложение инвестиционной налоговой льготы, инвести-

ционной налоговой премии, инвестиционного налогового кредита.

5. Введение в федеральное налогообложение механизма географического зонирования ставок для компенсации климатических и транспортных издержек в северных и отдаленных территориях. Теоретически эти меры могут рассматриваться как субсидирование промышленности. Однако требованиями ВТО в целом субсидирование не запрещено. Если мероприятия не направлены на создание системы запрещенных субсидий, то они могут негативно оцениваться ВТО только в случае причинения ущерба другим государствам.

6. Защитные меры, импортозамеще-ние, регулирование экспорта капитала.

7. Системная перенастройка таможенного и валютного регулирования в интересах национального развития. Эти меры могут рассматриваться как защитные меры ограничения внешнеторговой деятельности. Поэтому, чтобы уйти от судебных разбирательств с государствами-членами ВТО отдельные наиболее острые вопросы таможенно-тарифного и валютного регулирования должны являться предметом переговоров при вступлении в ВТО.

8. Экспортное квотирование. Эти меры могут рассматриваться как ограничения внешнеторговой деятельности. Поэтому меры, сроки и параметры их введения должны обсуждаться на переговорах о вступлении.

9. Интенсификация и наращивание объемов госзаказа и гослизинга продукции обрабатывающей промышленности.

Эти меры могут рассматриваться как субсидирование. Однако при осуществлении госзаказа и гослизинга на равных и законодательно закрепленных условиях (при отсутствии признаков специфичности) это будет являться разрешенным субсидированием. Чтобы уйти от судебных разбирательств необходимо обсудить в ходе переговоров возможности введения таких мер в наиболее потенциально «опасных» отраслях.

10.Дифференцированные по норме передела экспортные пошлины. Эта мера может рассматриваться как запрещенное субсидирование. Однако в зависимости от условий введения дифференциация пошлины может расцениваться как запрещенные субсидии, а может - как специфичные. Поэтому отмена вывозной таможенной пошлины не является запрещенным субсидированием. Введение же повышенных пошлин на экспорт в целях ограничения экспорта может быть оспорено только в случае причинения ущерба другим членам ВТО, однако всегда может быть обосновано национальными интересами государства, что должно быть обсуждено в ходе ведения переговоров.

Но, все-таки нельзя не согласиться с отдельными негативными моментами, которые могут появиться в результате присоединения России к ВТО. Открытость внутреннего рынка может привести к тому, что будут утрачены целые ведущие, системообразующие отрасли, определяющие экономическую и оборонную мощь страны,

продукция которых не выдержит конкуренции и кажется неконкурентоспособной.

В тоже время Россия откроет свой внутренний рынок научно-технических достижений. В условиях, когда инновационные разработки часто не востребованы, когда не хватает специалистов, способных реализовать и внедрить их в реальных сектор экономики, зарубежные компании вполне могут оформить права на объекты российской интеллектуальной собственности, на применяемые технологии, на оборудование, на продукцию, тем самым, установив контроль над предприятиями.

Поэтому вступление России не может быть сделано на любых условиях. Мы все понимаем, что в условиях изношенности производственной базы предприятий наладить конкурентоспособное производство невозможно, поэтому на первых этапах необходима будет поддержка со стороны государства. Неравнозначными являются и последствия вступления России в ВТО для различных регионов. Импортозависимые и узкоспециализированные регионы окажутся в значительно худших условиях, чем регионы, работающие на экспорт. Не выдержит конкуренции и российская высокотехнологическая продукция, доля которой в мировом производстве составляет менее 0,5 %. В этой ситуации угрозы и негативность момента вступления в ВТО будет состоять в следующем:

1. В условиях роста конкуренции российская экономика окажется еще более неконкурентоспособной, и она не сможет противостоять сильнейшим мировым компаниям.

2. Поглощение производства зарубежными компаниями слабых отечественных производств.

3. Дешевая рабочая сила и импорт приведет к закрытию ряда слабых производств и росту безработицы.

4. Рост цен на энергоносители и транспортные тарифы, выравнивание их с мировым уровнем.

5. Запрет протекционизма.

7. Ухудшение наполняемости бюджета в результате снижения тарифных пошлин, которые формируют до 37% федерального бюджета.

8. Угроза малому бизнесу.

9. Под вопрос может быть поставлена и продовольственная безопасность, Россия станет еще более зависимой от импорта продовольствия.

10. Проблемы с членами СНГ и Таможенного союза.

Таким образом, вступление в ВТО должно быть выгодным для России, а не являться самоцелью. Главная задача — добиться таких условий членства в ВТО, которые исключили бы ущемление прав нашей страны, отечественных производителей. В этом контексте промышленная политика должна быть направлена на изменение структуры экспорта, созданию рабочих мест и росту производительности труда, продвижению наших товаров за границей. В противном случае условия ВТО, станут наиболее выгодны крупным зарубежным корпорациям, большинство российских предприятий окажется разоренными из-за отмены протекционистских защитных мер. Известно, что США и Канаде понадобилось 9 лет, чтобы отменить таможенные тарифы, Швеция запросила 7 лет на приведение своего законодательства в соответствие с правилами ВТО [7].

Но существует еще одна проблема на пути России к ВТО - это несовершенство нашего законодательства и его несоответствие нормам и правилам ВТО. Необходимо внесение изменений и дополнений в действующие законы, а также разработка новых законодательных актов. Это касается таких безусловных обязательств любой присоединяющейся страны, как единооб-

разные условия введения защитных мер, условия ограничений доступа на российский рынок услуг и т. д.

«Вступление России во Всемирную торговую организацию — стратегически важный шаг, необходимое условие участия в определении правил мировой торговли, реализации национальных экономических интересов в мировом хозяйстве. В то же время это сложный процесс, требующий взвешенности и продуманности каждого шага, согласованности действий с нашими партнерами ...»[3].

Литература

1. Лебедев А. Россия и ВТО: потери и приобретения/ А. Лебедев, А. Никепелов// Ведомости. -2002, №124.

2. Примаков Е. «Требуется развернутая, без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО.»/ Е. Примаков// Проблемы теории и практики управления. - 2002, №3.

3. Готовы ли мы к мировой конкуренции?// Человек и труд. - 2006, №4.

4. Дынкин А. Феодализм и хай-тек несовместимы: Станет ли промышленная политика России жертвой мирового порядка и Всемирной торговой организации/ А. Дынкин// Известия. - 2002 от 30.01.

5. www.russchinatrade.ru

6. http://www.tpprf.ru

7. Бендиков М.А.Некоторые проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО/М.А. Бендиков, И.Э. Фролов//Менеджмент в России и за-рубежом. - 2002, №1.

Саратовский государственный технический университет

NEGATIVE AND POSITIVE ASPECTS RUSSIA'S ACCESSIONS TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION T.V. Goryacheva

In article consequences for economy of Russia from the introduction into the World Trade Organization are considered. It is underlined, that this process can bring both benefits, and threats for the separate domestic enterprises and regions. It is noticed also, that the given process staticiszes carrying out of an active industrial policy

Key words: the World Trade Organization (WTO), the industrial policy, protectionism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.