Научная статья на тему 'Модернизация управления социальной защитой населения'

Модернизация управления социальной защитой населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
649
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ ГРАЖДАН / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / POPULATION SOCIAL PROTECTION / MARKET ECONOMY REGULATION / MANAGEMENT OF CITIZENS SOCIAL PROTECTION / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жанказиева З. Н.

Статья посвящена проблемам модернизации управления и развития экономических основ социальной защиты населения в условиях противоречивого восприятия населением рыночной и социальной справедливости. Подчеркивается, что социальные функции экономики являются ее органической составляющей, стимулятором экономического развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of management of population social protection

Article is devoted to aspects of management and development of economic bases of population social protection modernization in the conditions of inconsistent perception by the population market and social justice. This is underlined that social functions of economy are its organic components, a stimulator of economic development of a society.

Текст научной работы на тему «Модернизация управления социальной защитой населения»

!^ГЁдА0ЁВ (ШААЁАГЁВ ЙЮЁАЁОПЁ САиЁ01Ё

^ -V О ■ ■ О _

1АИАЁА1ЁВ

ЖАНКАЗИЕВА З.Н.,

ассистент,

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

e-mail: [email protected]

Статья посвящена проблемам модернизации управления и развития экономических основ социальной защиты населения в условиях противоречивого восприятия населением рыночной и социальной справедливости. Подчеркивается, что социальные функции экономики являются ее органической составляющей, стимулятором экономического развития общества.

Ключевые слова: социальная защита населения; регулирование рыночной экономики; управление социальной защитой граждан; человеческий капитал.

Article is devoted to aspects of management and development of economic bases of population social protection modernization in the conditions of inconsistent perception by the population market and social justice. This is underlined that social functions of economy are its organic components, a stimulator of economic development of a society.

Keywords: population social protection; market economy regulation; management of citizens social protection; human capital.

Коды классификатора JEL: H43, H55.

Социальная сфера — весьма существенная часть современной экономики. В качестве особенности социальной сферы выделяется высокая доля государства в финансировании и непосредственном предоставлении производимых в данной сфере благ, к тому же данная статья затрат государства увеличивается с ростом экономики.

Происходящие в России трансформационные процессы существенно осложняются серьезным экономическим спадом. Это в значительной степени отразилось на социальной стабильности и уровне жизни населения страны. Попытки внедрения в хозяйственные отношения механизма рыночного регулирования пока не привели к ожидаемому эффекту и способствовали дальнейшей дифференциации населения в возможностях обеспечения своих различных материальных и духовных потребностей.

Как показывает практика развитых зарубежных стран, только рыночные принципы регулирования социально-экономических процессов не могут обеспечить гарантированного благополучия всем участникам. Ведь известно, что в рыночных системах доходы различных групп населения в значительной степени зависят от того, какими факторами производства они владеют и от того, как складывается спрос и предложение на эти факторы. В этом и заключается справедливое рыночное регулирование. Однако именно в аспекте социальной справедливости и скрывается так называемый

© З.Н. Жанказиева, 2010

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

провал рыночной системы социально-экономического регулирования. На самом деле, большая часть людей не обладает значительными запасами факторов производства. Кроме того, для этих слоев населения существуют высокие риски потери и износа своего человеческого капитала (в результате естественных процессов: болезни, старения, безработицы,разорения).

Поэтому следует более строго уточнить основные элементы рыночного механизма реализации справедливости. Так, если для производства какого-либо одного товара используются определенные ресурсы, то это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены посредством использования этих же ресурсов в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар — это сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть «откуплены» у других направлений их использования. В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере, равной издержкам их производства, и, особенно, те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает затраты на их производство.

При этом важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то другой оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно, поскольку для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы.

Таким образом, в рыночном спросе представленная справедливость может расцениваться как таковой только для тех, кто осуществляет данные расходы. Поэтому, одной из особенностей рыночного механизма реализации справедливости является его опосредованный характер. Т.е., сначала реализуются интересы участников рынка, а затем через реализацию их интересов осуществляются те или иные принципы справедливости.

Если рассмотреть типы экономических систем, существовавших в наиболее развитых странах на протяжении ХУШ-Х1Х веков, то для всех тех, которые были основаны на капитализме, свойственно было отсутствие механизма социальной защиты граждан. И в случае утраты способностей, здоровья, работы, люди могли лишь рассчитывать на церковную и благотворительную помощь, которую религия провозглашала одной из важных обязанностей состоятельных людей. Потребовалась существенная модернизация экономических отношений в XX столетии, чтобы эффективная социальная защита сформировалась как один из основных общественных институтов.

Между тем, на сегодняшний день в России все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с ее дальнейшей модернизацией. На этом фоне следует предположить, что вектор социально-экономического развития народнохозяйственного комплекса, основанный на принципах социальной справедливости, может вывести страну на новый уровень. Но здесь стоит заметить, что проблема экономической эффективности социальной защиты населения является предметом давних дискуссий между сторонниками различных моделей развития рыночной экономики.

Например, приверженцами неоклассической, монетаристской модели, основа которой строится на принципах ограничения государственного влияния на процессы экономического развития, естественным образом поддерживают сокращение социальной функции государства, обосновывая это тем, что любое вмешательство государства и поддержка им социального сектора, неминуемо ведут к снижению эффективности рыночного механизма. В доказательство этой точки зрения приводится ряд аргументов:

• наличие социальной защиты способствует снижению мотивации населения к самостоятельному выходу из сложившейся ситуации, ведущей к низкому уровню жизни;

• вывод о существовании прямой связи между ростом социальных выплат по случаю заболеваемости и процентов невыхода на работу;

• практический аргумент, указывающий на неэффективность функционирования системы США по перераспределению доходов, когда до половины предназначенных средств используется на организацию и функционирование самих системы и процесса перераспределения;

• указание, что рост государственной социальной помощи ведет к росту государственных расходов, которые в большинстве случаев компенсируются за счет повышения налогообложения производителей товаров и услуг, что в свою очередь может привести к снижению конкурентоспособности товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

• наличие тенденции к сокращению сбережений в следствии перераспределения доходов, что ведет к уменьшению аккумулирования капитала и, соответственно, к сдерживанию экономического роста.

В противоположность монетаристского видения перспектив общественного развития, социально-ориентированная модель предполагает наличие сильной государственной социальной функции. Сторонниками данной модели утверждается, что государству необходимо вмешиваться в экономику с целью обеспечения социально приемлемых результатов ее функционирования. И в доказательство своей точки зрения предлагают несколько аргументов:

♦ социальная защита лиц младше трудоспособного возраста положительно сказывается на процессе воспроизводства трудового капитала;

♦ улучшение условий труда и снижение производственного травматизма способствуют снижению удельного веса лиц, теряющих трудоспособность до наступления пенсионного возраста;

♦ в рамках проводимой политики социальной защиты безработного населения осуществляется повышение качества рабочей силы, создаются новые рабочие места, оказывается содействие в поиске работы, что снижает уровень безработицы и ведет к росту социального благополучия в стране;

♦ рост социального благополучия снижает угрозы территориальной и экономической целостности государства.

В совокупности все это сказывается на росте инвестиционной привлекательности страны.

Здесь стоит добавить, что экономический рост и благополучие любого государства немыслимы без технического прогресса, движущей силой которого являются потребности, интересы и умения человека. Жизнь человека должна занимать высочайшее место в шкале общественных ценностей, поскольку она не измеряется рыночной ценой. Подтверждением сказанному может служить Конвенция об основных целях и нормах социальной политики № 117, принятая на 4б-й сессии Международной организации труда в Женеве. В первой статье данного документа говорится о том, что любая политика своей первоочередной задачей должна иметь достижение благосостояния и развития населения, а также поощрение его стремления к социальному прогрессу.

Здесь необходимо пояснить, что с точки зрения функционирования экономической системы политика социальной защиты имеет двоякую роль. Так, с одной стороны, без эффективной экономики невозможно улучшить социальную ситуацию в стране, повысить уровень и качество жизни граждан. Однако с другой стороны, очевидным является тот факт, что существование эффективной экономической системы невозможно без стабилизации социальной ситуации в обществе. Именно поэтому можно сделать вывод, что социальные функции экономики являются ее органической составляющей, стимулятором экономического развития общества.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

Вступление в фазу экономического роста для стран с затянувшимся социальноэкономическим кризисом предъявляет многократно более высокие требования к формированию политики, направленной на повышение благосостояния населения. При этом высокую степень актуальности приобретают вопросы, связанные с выбором механизмов проведения такой политики, обеспечивающих максимальную эффективность использования затрачиваемых финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Именно поэтому в последние годы в российской общественном мнении и научном сознании все более прочное место занимает такое понятие, как «качество жизни». При этом показателями особого внимания к вопросам качества жизни являются многочисленные публикации, научно-практические конференции, создание научноисследовательских подразделений, изучающих различные аспекты вопроса, попытки разработки программ улучшения качества жизни на уровне субъектов Российской Федерации.

В условиях активного протекания процессов старения и депопуляции населения, когда человеческий ресурс приобретает дефицитный характер, а приоритеты развития человека, вложенные в него инвестиции, качество человеческого потенциала, становятся отправными факторами общественного прогресса, значимость вопроса социальной защиты приобретает все большую важность. Причем растущий интерес к данной проблеме свидетельствует и о том, что российская общественность проявляет все большую озабоченность не только вопросом самосохранения, но и проблемой устойчивого социально-экономического развития и восстановления своей роли и места в мировом сообществе.

Основой социальной защиты населения является механизм ее реализации. При разработке данного механизма необходимо обратить внимание на ряд факторов.

Во-первых, следует понимать, что на сегодняшний день в Российской Федерации уровень цен на товары и услуги не может обеспечить гражданам рациональную структуру и объем потребления, близкие к развитым странам. Кроме того, резкое снижение располагаемых доходов населения привело к значительному снижению платежеспособного спроса, что существенно ограничило развитие производственного сектора экономики.

Следствием ограниченности располагаемых доходов и отсутствием возможностей удовлетворения своих потребностей, является низкий уровень жизнеобеспечения граждан. Это обусловливает низкую взыскательность потребителей к качеству товаров и появление привычки довольствоваться только самым необходимым. Соответственно формируется тенденция снижения стимулов у работников к полноценному раскрытию и использованию творческих и созидательных способностей, к повышению работоспособности, к росту производительности труда.

В связи с этим проводится ряд мероприятий, таких как поддержание уровня среднедушевых доходов, пересмотр размеров прожиточного минимума, индексация заработной платы и т.д. Но, как показывает практика, данных мероприятий недостаточно, для того чтобы решить проблему низкого уровня располагаемых доходов и платежеспособного спроса населения.

Во-вторых, на развитии экономики отрицательно сказывается и ситуация на рынке труда. Например, в ряде регионов страны наблюдается высокий уровень безработицы, вызванный низким уровнем развития региональной экономики или низким уровнем образования населения, в результате чего не соответствуют структура спроса и предложения рабочей силы. Именно поэтому в последние годы политика социальной защиты направлена на решение проблем занятости населения. При этом органы занятости в основном концентрируются на трудоустройстве безработных, однако, по мнению некоторых специалистов, сосредоточение усилий на совершенствовании

профессионально-квалификационной структуры работников, является наиболее эффективным.

В целом, снижение уровня безработицы приводит к уменьшению нагрузки на бюджет и внебюджетные фонды, является фактором роста производства вследствие создания новых перспективных рабочих мест, а также новых отраслей, отвечающих современным глобальным вызовам, что существенно снижает социальную напряженность в обществе.

В-третьих, все более важное значение приобретают вопросы охраны и приумножения здоровья населения, создания безвредных и безопасных рабочих мест. Ведь при ухудшении здоровья трудоспособного населения, уменьшается период активной трудовой деятельности. При этом эффективность инвестиций, затраченных на человеческий капитал, напрямую зависит от величины этого периода.

В-четвертых, для многих регионов страны большие проблемы вызывают такие социальные явления, как старение населения и приток/отток населения. Для решения данной проблемы необходимо проводить политику перераспределения миграционных потоков по регионам, нуждающимся в рабочей силе, через оказание социальноэкономической поддержки всех категорий мигрантов в этих районах. В результате может быть обеспечен сдвиг в возрастной структуре населения, снижение уровня безработицы, приток молодой рабочей силы.

Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что социальная защита населения играет важную роль в стабилизации экономического развития Российской Федерации. Осознание этого привело к тому, что в последнее время больше внимания стало уделяться решению социальной проблемы, повышению уровня жизни, социальной защите детей, молодежи, пенсионеров, инвалидов. Также стоит заметить, что важное значение придается вопросам социальной защиты трудоспособного населения, заключающейся в обеспечении роста и своевременной выплаты заработной платы, создании рабочих мест, обеспечении безопасных условий труда, профессиональной подготовке и переподготовке кадров и т.д.

Именно благодаря результатам проведения политики социальной защиты граждан в стране и ряде регионов наметились положительные сдвиги в социальноэкономическом развитии. Эти сдвиги свидетельствуют о восстановлении восходящих тенденций в объеме производства товаров и предоставления услуг.

Таким образом, существующая практика доказывает, что социальная составляющая оказывает позитивное воздействие на стабилизацию и устойчивое развитие российской экономики. В этом контексте необходимо предусмотреть меры по модернизации управления социальной защитой населения с использованием механизма государственно-частного партнерства.

На рисунке 1 представлена схема функционирования модели государственночастного партнерства в системе социальной защиты населения. Ядром данной схемы является финансовый институт, в лице частных финансовых организаций (банков). В каждой из подобных организаций учреждается накопительный фонд, основная цель которого заключается в оплате услуг социальной защиты населения.

Идея механизма состоит в том, что любой гражданин может принять решение об открытии накопительного счета в коммерческом банке — участнике программы. На данные счета будут поступать средства из консолидированного государственного бюджета в рамках программ разного уровня по развитию образования, здравоохранения, пенсионного и социального страхования и т.п. таким образом, что основная часть средств будет идти по прямому назначению — на проводимые программы, а определенный процент будет накапливаться на указанных счетах. Кроме того, каждый гражданин может добровольно осуществлять пополнение своего счета.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

Также дополнительный процент по вкладам должен будет обеспечивать банк путем осуществления вложений в наиболее перспективные направления и инвестиционные проекты, имеющие прямое отношение к сфере социальной защиты населения, что, с одной стороны, обеспечит дополнительную прибыль на накопительные счета, а с другой — будет способствовать повышению эффективности функционирования отрасли.

Рис. 1. Модель государственно-частного партнерства в системе социальной защиты населения (схема составлена автором)

Расходование средств со счетов должно осуществляться лично гражданином в свою пользу или пользу своих близких на оплату услуг социальной защиты в условиях добровольного принятия решений и повышения конкуренции между различными субъектами, участвующими в системе (больницы, врачи общей практики, образовательные учреждения, негосударственные пенсионные фонды, страховщики и т.д.).

Использование описанного механизма позволит создать необходимые условия для модернизация управления социальной защитой населения на современном этапе экономического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуриев С.М. Мифы экономики: Заблуждения и стереотипы, которые распространены в СМИ и политики. М.: Альпина Бизнес Букс, 2010.

2. Сидорина Т.Ю. Партнерство государства и институтов самоорганизации граждан в реализации социальной политики (теоретический аспект) // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2010. Т.8. №1.

3. Социальное положение и уровень жизни населения в России: Статистический сборник. М.: Госкомстат, 2009.

4. Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.