СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
7 (100) - 2011
УДК 330.565.012.23
экономические основы и противоречия
социальной защиты населения
з. н. жанказиева,
ассистент кафедры экономики и финансов E-mail: 78.jzn@mail. ru
Кабардино-Балкарский государственный университет им. х. М. Бербекова, г. Нальчик
В статье рассматриваются различные подходы к вопросам социальной защиты населения, уточняются социальные функции экономики, являющиеся ее органической составляющей и стимулятором развития общества. Особое внимание уделено становлению и функционированию механизма социальной защиты населения в условиях модернизации экономики страны. Отмечается, что именно благодаря проведению политики социальной защиты граждан в России наметились некоторые положительные сдвиги в социально-экономическом развитии.
Ключевые слова: социальная защита населения, регулирование рыночной экономики, перераспределение доходов, механизм социальной защиты граждан, человеческий капитал.
Происходящие в России трансформационные процессы существенно осложняются серьезным экономическим спадом. Это в значительной степени отразилось на социальной стабильности и уровне жизни населения страны. Попытки внедрения в хозяйственные отношения механизма рыночного регулирования пока не привели к ожидаемому эффекту и способствовали дальнейшей дифференциации населения в возможностях обеспечения своих различных материальных и духовных потребностей.
Как показывает практика развитых зарубежных стран, только рыночные принципы регулирования социально-экономических процессов не могут обеспечить гарантированного благополучия всем участникам. Ведь известно, что в рыночных системах доходы различных групп населения в значительной степени зависят от того, какими
факторами производства они владеют, и от того, как складывается спрос и предложение на эти факторы. В этом и заключается справедливое рыночное регулирование. Однако именно в аспекте социальной справедливости и скрывается так называемый провал рыночной системы социально-экономического регулирования. Ведь на самом деле большая часть людей не обладает значительными запасами факторов производства. Кроме того, для этих слоев населения существуют высокие риски потери и износа своего человеческого капитала (в результате естественных процессов: болезни, старения, безработицы, разорения).
Поэтому следует более строго уточнить основные элементы рыночного механизма реализации справедливости. Несмотря на то, что за последние столетия человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни, что экономический прогресс открывает все более и более эффективные способы превращения имеющихся в распоряжении человечества ресурсов в требуемые товары и услуги, человек все равно испытывает и будет испытывать дефицит этих товаров и услуг. Ресурсы в мире ограничены, и поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать. В этом выборе есть суть рыночного механизма, одновременно в этом выборе реализуется и справедливость. Но обе эти стороны выбора оказываются в достаточно остром противоречии между собой.
Так, если для производства какого-либо одного товара используются определенные ресурсы, то это вынуждает отказываться от других товаров,
которые могли бы быть произведены посредством использования этих же ресурсов в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар — это сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть «откуплены» у других направлений их использования. В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере, равной издержкам их производства, и особенно те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает затраты на их производство.
При этом важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его оплатит кто-то другой, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно, поскольку для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы.
Таким образом, в рыночном спросе представленная справедливость может расцениваться как таковой только для тех, кто осуществляет данные расходы. Поэтому одной из особенностей рыночного механизма реализации справедливости является его опосредованный характер. Т. е. сначала реализуются интересы участников рынка, а затем через реализацию их интересов реализуются те или иные принципы справедливости.
Если рассмотреть типы экономических систем, существовавших в наиболее развитых странах на протяжении ХУШ—Х1Х вв., то для всех тех, которые были основаны на капитализме, свойственно было отсутствие механизма социальной защиты граждан. И в случае утраты способностей, здоровья или работы люди могли лишь рассчитывать на церковную и благотворительную помощь, которую христианская религия провозглашала одной из важных обязанностей состоятельных людей. Потребовалась существенная модернизация экономических отношений в XX в., чтобы эффективная социальная защита сформировалась как один из основных институтов.
Между тем на сегодняшний день в России все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с дальнейшей модернизацией социальной защиты. На этом фоне следует предположить, что вектор социально-экономического развития народнохозяйственного комплекса, основанный на принципах социальной справедливости, может вывести страну на новый уровень. Но здесь стоит заметить,
что проблема экономической эффективности социальной защиты населения является предметом давних дискуссий между сторонниками различных моделей развития рыночной экономики.
Например, приверженцы неоклассической, монетаристской модели, основа которой строится на принципах ограничения государственного влияния на процессы экономического развития, естественным образом поддерживают сокращение социальной функции государства, обосновывая это тем, что любое вмешательство государства и поддержка им социального сектора неминуемо ведут к снижению эффективности рыночного механизма1. В доказательство этой точки зрения приводится ряд аргументов:
• наличие социальной защиты способствует снижению мотивации населения к самостоятельному выходу из сложившейся ситуации, ведущей к низкому уровню жизни2;
• вывод о существовании прямой связи между ростом социальных выплат по случаю заболеваемости и процентов невыхода на работу [4];
• практический аргумент, указывающий на неэффективность функционирования системы США по перераспределению доходов — из каждых 350 долл., предназначенных для перераспределения, лишь 100 долл. доходит до адресата, а 250 долл. затрачивается на организацию системы и процесса перераспределения3;
• указание на то, что рост государственной социальной помощи ведет к росту государственных расходов, которые в большинстве случаев компенсируются за счет повышения налогообложения производителей товаров и услуг, что, в свою очередь, может привести к снижению конкурентоспособности товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
• наличие тенденции того, что перераспределение доходов ведет к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, значит, к меньшему экономическому росту4. В противоположность монетаристского видения модели общественного развития социально ори-
1 Социальный менеджмент / под общ. ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», Академия труда и социальных отношений, 2000. С. 363, 366.
2 Ясаи Энтони де. Социальное рыночное хозяйство: социализм в иной форме? // Политэконом. 1996. № 1. С. 18.
3 Государственное регулирование рыночной экономики / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. М.: НПО «Экономика», 2000. С. 357.
4 Николаева И. П. Экономическая теория. М.: Проспект, 1998. С. 353.
ентированная модель предполагает наличие сильной государственной социальной функции. Сторонниками данной модели утверждается, что государству необходимо вмешиваться в экономику с целью обеспечения социально приемлемых результатов ее функционирования. И в доказательство своей точки зрения предлагают несколько аргументов:
• социальная защита лиц младше трудоспособного возраста положительно сказывается на процессе воспроизводства трудового капитала5;
• улучшение условий труда и снижение производственного травматизма способствуют снижению удельного веса лиц, теряющих трудоспособность до наступления пенсионного возраста6;
• в рамках проводимой политики социальной защиты безработного населения осуществляется повышение качества рабочей силы, создаются новые рабочие места, оказывается содействие в поиске работы, что снижает уровень безработицы и ведет к росту социального благополучия в стране;
• рост социального благополучия снижает угрозы территориальной и экономической целостности государства;
• в совокупности все это сказывается на росте инвестиционной привлекательности страны [2]. Здесь стоит добавить, что экономический рост
и благополучие любого государства немыслимы без технического прогресса, движущей силой которого являются потребности, интересы и умения человека. Жизнь человека должна занимать высочайшее место в шкале общественных ценностей, поскольку она не измеряется ни рыночной ценой, ни политической калькуляцией. Подтверждением сказанному может послужить Конвенция об основных целях и нормах социальной политики № 117, принятая на 46-й сессии Международной организации труда в Женеве, проходившей с 6 по 28 июня 1962 г. В первой статье данного документа говорится о том, что любая политика своей первоочередной задачей должна иметь достижение благосостояния и развития населения, а также поощрение его стремления к социальному прогрессу.
Здесь необходимо пояснить, что с точки зрения функционирования экономической системы, политика социальной защиты имеет двоякую роль. Так, с одной стороны, без эффективной экономи-
5 Бадыр Ю. М. Экономические проблемы содержания нетрудоспособных по старости при социализме. Кишинев: ШТИИНЦА, 1987. С. 11.
6 Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. М.:
Книжный мир, 2001. С. 5.
ки невозможно улучшить социальную ситуацию в стране, повысить уровень и качество жизни граждан. Однако, с другой стороны, очевидным является тот факт, что существование эффективной экономической системы невозможно без стабилизации социальной ситуации в обществе. Именно поэтому можно сделать вывод, что социальные функции экономики являются ее органической составляющей, стимулятором экономического развития общества.
Вступление в фазу экономического роста для стран с затянувшимся социально-экономическим кризисом предъявляет многократно более высокие требования к формированию политики, направленной на повышение благосостояния населения. При этом высокую степень актуальности приобретают вопросы, связанные с выбором механизмов проведения такой политики, обеспечивающих максимальную эффективность использования затрачиваемых финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Именно поэтому в последние годы в российском общественном мнении и научном сознании все более прочное место занимает такое понятие, как «качество жизни». При этом показателями особого внимания к вопросам качества жизни являются многочисленные публикации, научно-практические конференции, создание научно-исследовательских подразделений, изучающих различные аспекты вопроса, попытки разработки программ улучшения качества жизни на уровне субъектов Федерации [1].
В условиях активного протекания процессов старения и депопуляции населения, когда человеческий ресурс приобретает дефицитный характер, а приоритеты развития человека, вложенные в него инвестиции, качество человеческого потенциала становятся отправными факторами общественного прогресса, значимость вопроса социальной защиты приобретает все большую важность. Причем растущий интерес к данной проблеме свидетельствует и о том, что российская общественность приобретает все большую озабоченность не только вопросами самосохранения, но и проблемами устойчивого социально-экономического развития и восстановления своей роли и места в мировом сообществе.
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики полагают, что идея роста качества жизни может и должна рассматриваться в качестве общенациональной идеи, отсутствие которой столь явственно ощущается сегодня7. По мнению специалистов,
7 Разработка концепции качества жизни. Институт технической эстетики. URL: http://www. advtech. ru/vniite/lifequal. html.
250
200
150
100
50
х- Z у /
^--
—г--------^ * ■ч я \ % % # - - * 3 * * - -- 4
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Источник: рассчитано и составлено автором по данным ЦБСД Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.
Тенденции изменения доходов населения, темпов роста ВВП и уровня безработицы в России в период с 1995 по 2009 г. по отношению к показателям 1995 г.: 1—доходы населения; 2 — ВВП; 3—уровень безработицы (реальный показатель); 4 — уровень безработицы (линейная зависимость)
провозглашение роста качества жизни в виде общенациональной идеи должно восстановить социальный смысл проводимых реформ, оправдать издержки предшествующего периода, восстановить доверие народа к власти. Обеспечение достойного жизненного уровня населения должно стать безусловным приоритетом всей государственной политики, а приближение качества жизни россиян к параметрам, достигнутым развитыми странами, — важнейшей задачей.
Тенденции в изменении темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП), доходов населения и уровня безработицы в период с 1995 по 2009 г. к показателям 1995 г. представлены на рисунке. Из рисунка видно, что рост ВВП, характеризующий рост экономики России, тесно коррелирует с ростом доходов населения, характеризующим уровень жизни. При этом, принимая во внимание линейный тренд в снижении уровня безработицы при рассмотрении роста ВВП и доходов населения, можно уверенно говорить, что в рассматриваемый период между уровнем жизни населения и ростом экономики существует прямая связь, показывающая, что улучшение уровня жизни населения ведет к росту экономики, и наоборот. Следовательно, социальная защита населения имеет важную роль в социально-экономическом развитии России [3].
Основой социальной защиты населения является механизм ее реализации. При разработке данного механизма необходимо обратить внимание на ряд факторов.
Во-первъж, следует понимать, что на сегодняшний день в РФ уровень цен на товары и услуги не может обеспечить гражданам рациональную структуру и объем потребления товаров и услуг, близких к развитым странам. Кроме того, резкое снижение располагаемых доходов населения привело к значительному снижению платежеспособного спроса, что в значительной степени ограничило развитие производственного сектора экономики.
Следствием ограниченности располагаемых доходов и возможностей удовлетворения своих потребностей является низкий уровень жизнеобеспечения граждан. Это обусловливает низкую взыскательность потребителей к качеству товаров и появление привычки довольствоваться только самым необходимым. Следствием этого становится снижение стимулов работников к полноценному раскрытию и использованию творческих и созидательных способностей, к повышению работоспособности, к росту производительности труда.
В связи с этим проводится ряд мероприятий, таких, как поддержание уровня среднедушевых доходов, пересмотр размеров прожиточного минимума, индексация заработной платы и т. д. Но, как показывает практика, данных мероприятий недостаточно для того, чтобы решить проблему низкого уровня располагаемых доходов и платежеспособного спроса населения.
Во-вторых, на развитие экономики отрицательно сказывается и ситуация на рынке труда. Например, в ряде регионов страны наблюдается высокий уровень безработицы, вызванный низким уровнем развития региональной экономики или низким уровнем образования населения, в результате чего не соответствуют структура спроса и предложения рабочей силы. Именно поэтому в последние годы политика социальной защиты направлена на решение проблем занятости населения. При этом органы занятости в основном концентрируются на трудоустройстве безработных, однако, по мнению некоторых специалистов, сосредоточение усилий на совершенствовании профессионально-квалификационной структуры работников является наиболее эффективным.
В целом снижение уровня безработицы приводит к уменьшению нагрузки на бюджет и внебюджетные фонды, а также является фактором роста производства вследствие создания новых
- 77
0
перспективных рабочих мест, а также новых отраслей, отвечающих современным глобальным вызовам, что существенно снижает социальную напряженность в обществе.
В-третьих, важное значение приобретают вопросы охраны и приумножения здоровья населения, создания безвредных и безопасных рабочих мест. Ведь при ухудшении здоровья трудоспособного населения уменьшается период активной трудовой деятельности. При этом эффективность инвестиций, затраченных в человеческий капитал, напрямую зависит от величины этого срока.
В-четвертых, для многих регионов страны большие проблемы вызывают такие социальные явления, как старение населения и приток/отток населения. Для решения данной проблемы необходимо проводить политику перераспределения миграционных потоков по регионам, нуждающимся в рабочей силе, через оказание социально-экономической поддержки всех категорий мигрантов в этих районах. В результате может быть обеспечен сдвиг в возрастной структуре населения, снижении уровня безработицы, притока молодой рабочей силы.
Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что социальная защита населения играет важную роль в стабилизации экономического развития России. Осознание этого привело к тому, что в последнее время больше внимания стало уделяться решению социальных проблем, повышению уровня жизни, социальной защите детей, молодежи, пенсионеров, инвалидов. Также стоит заметить, что важное значение придается вопросам социальной защиты трудоспособного населения, заключающейся в обеспечении роста и своевременной выплаты заработной платы, создании рабочих мест, обеспечении безопасных
условий труда, профессиональной подготовке и переподготовке кадров и т. д. [5].
Именно благодаря результатам проведения политики социальной защиты граждан в стране и ряде регионов наметились положительные сдвиги в социально-экономическом развитии. Эти сдвиги свидетельствуют о восстановлении восходящих тенденций в объеме производства товаров и предоставления услуг. Таким образом, существующая практика доказывает, что социальная составляющая оказывает позитивное воздействие на стабилизацию и устойчивое развитие российской экономики.
Список литературы
1. Алферова М. Н, Бабинцев В. П., Белов А. А., ГармашевА. А., Заичковская С. В. О возможном подходе к разработке региональной концепции и программы улучшения качества жизни населения // Технологии качества жизни. 2002. № 2.
2. Гуриев С. М. Мифы экономики: заблуждения и стереотипы, которые распространены в СМИ и политике. М.: Альпина Бизнес Букс, 2010.
3. Игнатов В. Г. Асимметрия социально-экономического развития регионов Российской Федерации и основные направления ее ослабления // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. Т. 7. № 2.
4. Нестеренко А. Возможности и методы социального регулирования (зарубежный опыт) // Экономист. 1998. № 7.
5. Сидорина Т. Ю. Партнерство государства и институтов самоорганизации граждан в реализации социальной политики (теоретический аспект) // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2010. Т. 8. № 1.
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!
При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки
(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]