Зарубежный опыт
УДК 369.01
система социальной защиты: эволюция и взаимосвязь категорий
я.в. лебедзевич,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: lebedzevich@rambler.ru Житомирский государственный технологический университет, Украина
В статье отмечается, что исследование сущности, стандартов и механизмов достижения высокого уровня социальной защиты населения приобретает особую актуальность в сложных условиях настоящего времени. Рассмотрены понятия социальной защиты, виды моделей социальной защиты на примере европейских стран, в том числе на нормативном уровне, проанализированы преимущества и недостатки моделей социальной защиты, отражена история становления института социальной защиты на Украине и определены перспективы развития этого института в условиях евроинтеграции. Сделан вывод о том, что система социальной защиты связана с особенностями организации социального государства, целью которого является повышение благосостояния и жизненного уровня граждан.
Ключевые слова: социальная защита, социальное страхование, социальные гарантии, социальная помощь, социальная справедливость, социальные риски, социальное обеспечение
В последние годы социальная защита населения стала одним из основных атрибутов социальной политики любого цивилизованного государства. Неотъемлемой частью социального государства является система социальной защиты населения, необходимая для реализации материального благополучия граждан, содействия социальному согласию и солидарности в обществе. Перед любой цивилизованной страной стоит задача создания такой системы социальной защиты, которая смогла бы
достаточно быстро и качественно поднять уровень жизни социально необеспеченных групп населения и в то же время не оказывать сдерживающего влияния на развитие экономики.
Решение этой задачи может быть найдено в создании гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях, программах социальной защиты, основанных на лучших мировых достижениях и учитывающих национальные особенности развития (причем как на государственном уровне, так и на уровне каждого отдельного предприятия, деятельность которых должна соответствовать Конституции и стратегии развития страны, в которой они функционируют). Необходимо принять во внимание, что стратегической целью Украины является построение конкурентоспособной социально ориентированной рыночной экономики.
Такая задача требует осмысления характера развития и специфики функционирования систем социальной защиты в других странах, которые отнесены к социальным, что может помочь определить пути дальнейшего развития социально-экономической политики Украины, выделить вопросы, решение которых должно относиться к компетенции государства.
Изучение проблем социальной защиты населения как одной из комплексных систем развитой рыночной экономики занимают важное место в работах как ученых, так и практиков в экономически развитых странах. В настоящее время внимание
многих зарубежных специалистов в области социальной защиты сосредоточено на поиске новых путей для достижения оптимального соотношения между экономическими и социальными составляющими общественного развития, которые позволили бы избежать конфликта между приоритетами экономического развития и принципами социальной справедливости.
Исследования в области социальной защиты нельзя назвать традиционными для отечественной науки, это можно объяснить тем, что в настоящее время только начинает формироваться научное направление, для которого характерно комплексное изучение вопросов организации, финансирования и управления системой социальной защиты в отечественных условиях. Существуют отдельные исследования по вопросам социальной политики и социальной защиты таких авторов, как А.Г. Ан-типов, Н.П. Борецкая, А.А. Водяник, М.Ф. Голова-тый, А.А. Гришнова, Н.В. Дудина, С.П. Калинина, Ю.М. Краснов, И.Д. Крыжко, Е.М. Либанова, Н.А. Лысюк, С.Ю. Лукин, А Н. Палий, М Б. Пана-сик, В.А. Скуратовский, Т.В. Симигина, Н.А. Сол-датенко, П.И. Шевчук и др.
Проблемы регулирования занятости, рост показателей безработицы, обеспечение социальной защиты незащищенных слоев населения всегда актуальны. Все эти явления снижают уровень жизни большинства населения страны, увеличивают угрозу кризисных явлений в экономике, препятствуют созданию условий для стабилизации и экономического роста, а потому требуют безотлагательных решений.
Понятие «социальная защита населения» - не новое и имеет свою историю. С конца ХУШ в. в Европе и России начинает формироваться государственно-административная система общественной опеки (институциональное становление системы помощи, формирование правовой базы, административного управления, что включает частичное финансирование государством социальной помощи). Особенностью этого этапа является то, что государство не стремится к прямому выполнению социальных функций, а только способствует в этом другим институтам (институты личной и общественной благотворительности, благотворительные организации, организации корпоративного социального страхования, местная власть, церковь). Две основные характеристики этапа (появление у государства собственных социальных функций и
направленность социальной политики на всех членов общества) взаимосвязаны, они базируются на необходимости консолидации общества.
Первые элементы социальной защиты появились в Германии в конце XIX в., когда государство начало выделять средства на различные социальные программы. Начался переход социальных функций общества к государству. Термин «социальная защита» был впервые использован в законе о социальной защите США в 1935 г., что законодательно определило новый этап для этой страны, введя институт обязательного страхования касательно старости, смерти, инвалидности и безработицы. Вскоре этот термин стал широко применяться во многих странах мира, он выражал сущность проблемы по организации национальных систем помощи нетрудоспособным гражданам, а также гражданам пожилого возраста. В связи с этим социальная защита имеет ряд признаков.
Во-первых, это система общественных отношений, которая предназначена для удовлетворения личных материальных потребностей граждан через индивидуальную форму распределения из специальных фондов.
Во-вторых, социальная защита осуществляется государством за счет средств общества.
В-третьих, средства предоставляются вместо заработной платы или как дополнение к ней в случаях, предусмотренных законодательством (при потере или снижении заработка, при невозможности трудоустройства и т.д.) [10, с. 6].
В 1950-х гг. во многих странах мира произошли кардинальные изменения в социальной политике, которые обусловили необходимость систематизации и координации разноплановых сегментов и институтов социальной сферы с позиции характеристики ее защитных функций.
Становление законодательного обеспечения социальной защиты на Украине в современном понимании прошло длительный процесс становления и развития (табл. 1).
На украинских землях, находящихся под Румынией, действовало румынское социальное законодательство с 1912 г. Только в 1933 г. был издан унифицированный закон о социальном обеспечении. Прогрессивным было социальное законодательство в Чехословакии. В Закарпатье до 1924 г. действовал венгерский закон 1907 г. об обязательном страховании рабочих от болезни, инвалидности и в старости. В 1924 г. был введен унифицированный закон для
Таблица 1
Этапы законодательного становления социальной защиты на Украине
Год Характеристика законодательного становления социальной защиты
1854 Применены первые законы, которые регулировали основные положения защиты рабочих на украинских землях, принадлежавших к Австрии, и касались только рабочих горной промышленности
1867 Впервые создана организация для представительства профессиональных интересов рабочих и служащих (профсоюзы)
1887 Законом было введено обязательное страхование рабочих от несчастных случаев на производстве (за счет взносов работодателей)
1888 Введено страхование на случай временной потери трудоспо собности
1906 Создано обязательное страхование служащих (пенсионное и инвалидное) (сельское население и сельские рабочие не подпадали под такие виды страхования)
1907 Приняты первые законы, касающиеся организации посредничества в процессе устройства на работу
1912 Созданы фабричные кассы больных для обязательного страхования на случай временной потери трудоспособности в связи с болезнью. На Украине эти кассы были созданы только на Донбассе и в некоторых крупных городах
1924 Распространено австрийское страхование от несчастных случаев на те украинские земли, которые находились под властью Польши, а до 1914 г принадлежали к Российской империи
1927 Издан закон о пенсионном инвалидном страховании и страховании на случай безработицы служащих
1933 Унифицирован закон о социальном страховании как рабочих, так и служащих
всей Чехословакии, который позже несколько раз подвергался изменениям и дополнениям. В 1929 г. в Чехословакии был введен закон о пенсионном обеспечении для служащих.
Во всех этих государствах (кроме обязательного социального обеспечения) имелось также необязательное обеспечение различного рода в порядке соглашений с частными обществами. Обязательное социальное обеспечение основывалось на сотрудничестве застрахованных рабочих и служащих в виде уплаты взносов, определенного законом размера. В некоторых случаях эти взносы уплачивали работодатели (при страховании от болезни и от несчастных случаев на производстве). В создании фондов страхования на случай безработицы участвовало также государство посредством бюджетных дотаций.
В СССР была отвергнута концепция сотрудничества застрахованных лиц (было введено так называемое государственное социальное обеспечение). Фонд обеспечения формировался из отчислений из прибыли предприятий и организаций в установленном законом размере и за счет дотаций из государственного бюджета. Из фонда социального обеспечения выплачивались пособия для временно нетрудоспособных рабочих и служащих, беременных женщин, а также пенсии (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет).
Спецификой современного этапа формирования социальной политики на Украине является отказ от устаревших методов социального обеспечения (прежде всего речь идет об уравниловке в предоставлении социальной помощи). Поскольку стратегической целью украинской внешней политики признана интеграция в структуры Европейского союза, целесообразно рассмотреть опыт развитых стран мира, прежде всего европейских, по внедрению социальной политики, государственного управления социальной защитой населения, а также роль государства в моделях социальной защиты населения.
Исходя из содержания документов Европейской комиссии можно четко выделить четыре модели социальной защиты: континентальную (или модель Бисмарка), англосаксонскую (или модель Беверид-жа), скандинавскую и южно-европейскую [11, с. 5], характерные черты которых приведены в табл. 2.
Анализируя преимущества и недостатки моделей социальной защиты, украинские ученые отмечают, что социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизни человека и предоставлять человеку возможность нормальной жизни (даже при обстоятельствах наступления социальных рисков). Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия жизни для всех слоев населения. То есть социальная защита должна помогать в преодолении стратификации как в физических, так и в социальных возможностях «слабых групп» и обеспеченных слоев общества. Каждый человек должен иметь возможность получения образования, квалификации и работы [5, с. 28].
Определить тип модели социальной защиты населения, который больше всего подходил к украинским реалиям, довольно трудно. Специфическим признаком для Украины, по мнению автора, является то, что возможности бюджетного финансирова-
Зарубежный опыт 23 (599) - 2014
Таблица 2 модели социальной защиты в европейских странах
основная характеристика модели основные принципы, на которых базируется модель
Континентальная модель (модель Бисмарка) - Германия
Модель устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. Финансируется в основном за счет взносов работодателей и застрахованных лиц (не включается в государственный бюджет) Принцип профессиональной солидарности: существование страховых фондов, которые управляются на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления с заработной платы, из которых и осуществляются страховые выплаты
Англосаксонская модель (модель Бевериджа) - Великобритания и Ирландия
Модель (согласно идеям Кейнса) основывается на том, что динамика общественного производства и занятости определяется факторами платежеспособного спроса (перераспределение доходов в пользу социальных групп, получающих низкие доходы, способно повысить платежеспособный спрос массовых покупателей). Финансирование производится как за счет налогообложения (финансирование семейной помощи и здравоохранения), так и за счет страховых взносов (финансирование другой социальной помощи). Наличие социального страхования с достаточно низкими социальными выплатами, доминирующая роль социальной помощи Принцип всеобщности (универсальности) системы социальной защиты: распространение этой системы на всех граждан, нуждающихся в материальной помощи; принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат (одинаковый размер пенсии, одинаковый объем помощи и медицинского обслуживания, а также одинаковые условия их предоставления); принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат (одинаковый размер пенсий, одинаковый объем помощи и медицинского обслуживания, а также одинаковые условия их предоставления)
Скандинавская модель (Дания, Швеция и Финляндия)
Социальная защита понимается как законное право гражданина. Отличительной чертой является широкий охват различных социальных слоев и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Определенный уровень социальных услуг и выплат, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обусловливается занятостью и уплатой страховых взносов. Уровень социальной защищенности достаточно высок, что достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание уровня доходов Необходимым условием функционирования данной модели является высокоорганизованное общество, строящееся на основе принципов институционального общества. Финансирование систем социальной защиты осуществляется преимущественно за счет налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников. Исключение - страхование на случай безработицы (добровольное, под контролем профсоюзов)
Южно-европейская модель (Италия, Испания, Греция и Португалия)
Переходная модель, не имеет четкой организации. Уровень социальной защищенности, характерный для данной модели, относительно низкий, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Основную роль играет семья и другие институты гражданского общества, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан Принцип асимметричности, что проявляется в асимметричности структуры социальных расходов (в частности, в Италии это проявляется в том, что наибольшую часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение (14,7% ВВП при среднеевропейском уровне - 12,5%), тогда как на поддержку семьи, материнства и политику занятости расходуются сравнительно незначительные средства (около 1%)
ния системы социальной защиты в настоящее время почти исчерпаны, а рыночные рычаги социального обеспечения (под государственным контролем) еще не задействованы. В то же время, по мнению авторов, Украина, в основном, тяготеет к внедрению консервативных методов социальной защиты и постоянному возрастанию роли государства в модели социальной защиты населения. Следовательно, для оптимизации действующей на Украине модели социальной защиты населения прежде всего необходимо четко определить роль государства, его полномочия и функции.
В современных условиях развития общества качество решения наиболее острых проблем социальной защиты населения напрямую зависит от исследовательского подхода к государственному управлению, умения изучать проблемы, определять их причины и последствия. Составляющими указанной проблемы являются изучение и анализ ключевых понятий, терминов и установление определенности в самой системе социальной защиты населения. Следует отметить, что специфической особенностью решения отдельных вопросов социальной защиты населения является их тесная взаимосвязь с
приоритетными направлениями совершенствования социальной политики, что требует соответствующей отработки как теоретических, так и практических проблем по внедрению эффективных мер социальной защиты, определению принципов их взаимодействия, скоординированности и обеспечению их реализации. Нечеткая и многовариантная направленность относительно раскрытия сущности и содержания понятийного и терминологического аппарата социальной защиты затрудняет решение соответствующих задач социальной политики.
Определение содержания понятий и категорий крайне необходимо для формирования системы обеспечения социально-экономической защищенности личности. Вместе с тем требуют раскрытия и понятия, связанные с количественными и качественными показателями защищенности. В этой связи на основе изучения некоторых отечественных и зарубежных источников научной информации автором произведена оценка существующих понятий социальной защиты (табл. 3).
Отметим, что среди ученых отсутствуют единое мнение и единый подход относительно толкования понятия «социальная защита». Так, например, по мнению С. Калашникова, система социальной защиты (а именно - социальная защита) является проявлением социально ориентированной экономики (это высокоразвитая форма рыночной экономики, которая позволяет наиболее полно сочетать принципы свободного рыночного хозяйства и социальной справедливости). Отмечается, что основные параметры социальной защиты зависят от параметров развития общества. Это означает, что социальная защита во многом определяется уровнем развития социально-экономических процессов в стране [4, с. 45].
В свою очередь, по определению В. Антропова, социальная защита рассматривается как комплекс правовых, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих каждому работающему право на безопасный труд, сохранение здоровья в процессе труда, экономическую защиту и поддержку рабочих и их семей в случае временной потери трудоспособ-
Таблица 3
Оценка некоторых существующих понятий социальной защиты
Социальная защита Автор понятия Критерий группирования
Комплекс правовых, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих каждому работающему право на безопасный труд, сохранение здоровья в процессе труда, экономическую защиту и поддержку рабочих и их семей в случае временной потери трудоспособности на производстве, медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию В. Антропов [1, с. 74] Право на безопасный труд, сохранение здоровья в процессе труда, экономическую защиту и поддержку рабочих в случае временной потери трудоспособности
Совокупность мероприятий и механизмов их осуществления, используемых обществом для обеспечения нормальных условий материальной и духовной жизни населения (не ниже социальных гарантий) В. Грушко [3, с. 9] Материальное обеспечение не ниже социальных гарантий
Материальное обеспечение всех без исключения граждан не ниже социальных нормативов и обеспечение достойных условий проживания Е. Либанова [6, с. 10]
Комплекс организационно-правовых и экономических мер, направленных на защиту благосостояния каждого члена общества в конкретных экономических условиях В. Скуратовский, А. Палий [9, с. 92] Комплекс организационно-правовых и экономических мер
Форма распределения материальных благ в целях удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей граждан при наступлении факторов социального риска (нетрудоспособность, безработица, потеря кормильца, малая обеспеченность) за счет специальных социальных фондов или за счет бюджетов разных уровней (государственного и местного) в случаях наступления социального риска и на условиях, установленных в законодательстве Словарь терминов по правоведению [7, с. 525] Форма распределения материальных благ при наступлении факторов социального риска
Форма распределения материальных благ в целях удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей граждан при наступлении факторов социального риска за счет специальных социальный фондов или за счет бюджетов различных уровней в соответствии с законодательством С. Синичук, В. Бурак [8, с. 9]
ности на производстве, а также на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию [1, с. 74].
В отечественных научных работах встречается множество трактовок понятия «социальная защита». Так, В. Грушко и Е. Либанова считают, что социальная защита населения - это материальное обеспечение всех без исключения граждан не ниже социальных нормативов и обеспечение им достойных условий проживания. Таким образом, социальная защита предполагает определенный уровень материальной обеспеченности (поддержка уровня доходов, защита благосостояния). Касательно Украины - это система отношений между государством, хозяйственными структурами, с одной стороны, и с гражданами - с другой, в процессе которых за счет части валового внутреннего продукта образуются и используются фонды финансовых ресурсов для материального обеспечения и обслуживания отдельных категорий и групп граждан.
В узком и широком смыслах трактует социальную защиту Н. Болотина. В узком смысле понимание социальной защиты составляет собственно социально-защитную деятельность государства по обеспечению безопасности населения от негативных последствий социальных рисков. В широком смысле социальная защита составляет содержание социальных функций государства и является системой экономических, юридических, организационных мероприятий по обеспечению основных социальных прав человека и гражданина в государстве. Исследователь определяет социальную защиту как «систему юридических, экономических, финансовых и организационных средств и мер в государстве по защите населения от неблагоприятных последствий социальных рисков» [2, с. 58].
Таким образом, большинство современных экономистов определяют социальную защиту как комплекс организационно-правовых и экономических мер, направленных на обеспечение жизни, здоровья и благосостояния населения в конкретных экономических условиях. Итак, социальная защита (с позиций экономики) - это правила перераспределения общественного богатства в пользу людей, которые временно или постоянно нуждаются в особой поддержке со стороны общества.
Своеобразное определение социальной защиты приведено в Американской энциклопедии: «социальная защита в общем смысле этого понятия означает безопасность и свободу от страха,
направленные на общество как на группы взаимосвязанных и зависимых друг от друга людей» [12, с. 78]. Экономические аспекты социальной защиты указаны и во Всемирной энциклопедии: «социальная защита - это правительственная программа, которая помогает работникам, пенсионерам и их семьям достичь уровня экономического обеспечения» [13, с. 89].
В научной литературе уже длительное время ведутся дискуссии по поводу понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение». Одни ученые считают эти термины словами-синонимами, другие рассматривают социальную защиту как более широкое понятие, которое охватывает понятие «социальное обеспечение». Автор считает, что понятие «социальная защита» имеет более широкую трактовку (она связана со стратегией социального государства). Это понятие активно начали использовать с момента получения Украиной независимости, и сейчас оно закреплено в основном законе нашего государства - Конституции. По сравнению с широко применяемым понятием «социальное обеспечение» понятие «социальная защита» имеет специфическую нагрузку (она заключается в защите от невзгод трансформационного периода, рисков перехода от административной экономики к рыночной). Понятие «социальная защита» охватывает наряду с правом на социальное обеспечение еще и другие социальные права, такие, например, как право граждан, нуждающихся в социальной защите, на получение бесплатного жилья (или на покупку жилья за доступную для них плату), право на достаточный жизненный уровень, право на охрану здоровья, право на образование.
Социальное обеспечение по сравнению с социальной защитой является более узким понятием и обозначает практику выплаты пенсий, социальной помощи, социального ухода. В соответствии с международными стандартами социальное обеспечение включает также право на медицинскую помощь, медицинское страхование, государственную поддержку семьи, материнства и детей, содержания и воспитания за государственные средства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки [10, с. 112]. Справедливой является мысль о том, что человечество на любом этапе своего развития не могло бы нормально существовать не только без труда (главного условия человеческой жизни), но и без учета потребностей нетрудоспособных в средствах существования [4, с. 43].
Следовательно, целесообразно трактовать социальную защиту как функцию общества по обеспечению социального положения граждан, которое сложилось в результате действия социальных рисков, а также в соответствии с условиями, которые определяют их неотъемлемые и общепризнанные права. Социальная защита является, с одной стороны, функциональной системой, а именно системой направлений, по которым она осуществляется, а с другой - системой институтов, обеспечивающих ее (государство, суд, профсоюзы и другие общественные организации). В любом государстве существует целая система социальных институтов, осуществляющих социальную защиту граждан. Важнейшим и наиболее мощным социально-организационным институтом является само государство. Важную роль в выполнении функций социальной защиты играют такие институты, как страховые компании, различные специализированные фонды, благотворительные организации, а также общественные и политические организации, которые осуществляют социальную защиту социальных групп и слоев населения.
выводы и перспективы дальнейших исследований. В результате исследования проблемных вопросов социальной защиты населения можно сделать следующие выводы:
1) за период существования независимой Украины в ней были созданы основы системы социальной защиты населения, которые отвечают критериям социально ориентированной рыночной экономики. В то же время роль государства в украинской модели социальной защиты населения до настоящего времени окончательно не определена. Совершенствование системы государственного управления социальной защитой населения в существующих условиях должно происходить с учетом зарубежного опыта;
2) обобщая существующие в научной литературе понятия и категории социальной защиты населения, по мнению автора, можно дать следующее определение: социальная защита -это система экономических, законодательных, социальных прав и гарантий, которая обеспечивается и контролируется социальным государством и его соответствующими социальными институтами на основании концепции государственных нормативов, механизмов и инструментов, для практического воплощения приоритетных задач социальной политики, необходимых для нормального восстановления
и развития населения на всех этапах жизнедеятельности.
Таким образом, социальная защита является неотъемлемой составляющей политики государства, ответственного за благосостояние, развитие и безопасность своих граждан. Это тот фактор, от эффективности которого зависит цивилизованное развитие любого общества. Социальная защита может быть качественно обеспечена лишь в социальном государстве.
Список литературы
Х.Антропов В. Модели социальной защиты в странах ЕС // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 11. С. 70-77.
2. Болотина Н.Б. Право социальной защиты Украины: учеб. пособие. Киев: Знание. 2005. 405 с.
3. Грушко В.И. Пенсионная система Украины: учеб. пособие. Киев, 2006. 334 с.
4. Калашников С. Социальное рыночное хозяйство и социальное государство // Человек и труд. 2003. № 9. С. 32-45.
5. Ларина Р.Р. Модели социальной политики: сборник научных работ Донецкой государственной академии управления «Государственное регулирование экономического развития». Т. IV. Вып. 29-й. Сер. «Государственное управление». Донецк, 2005. С. 23-30.
6. Либанова Е. Бедность в Украине: определение, критерии и показатели // Украина: аспекты труда. 2001. № 6. С. 4-10.
7. Правоведение. Словарь терминов: учеб. пособие / под ред. В.Г. Гончаренко. Киев: Юристконсульт КНТ. 2007. 636 с.
8. Синичук С.М. Право социального обеспечения Украины: учеб. пособие / С.М. Синичук, В.Я. Бурак. Киев: Знание. 2003. 306 с.
9. Скуратовский В.А. Основы социальной политики: учеб. пособие / В.А. Скуратовский, А Н. Палий. Киев: МАУП. 2002. 200 с.
10. Ярошенко И.С. Право социального обеспечения: учеб. пособие. Киев: КНЭУ. 2005. 232 с.
11. Europis^e Komission. Soziale Skherheit in Europa. Luxemburg, 1995. P. 158.
12. The E^ydopedia Amerkana. Complete in thirty volumes. Vol. 25. New York. 1973. P. 102.
13. The World Book E^ydopaedia: Complete in 22 vol. - vol. 18. Chkago; London; Sydney; Toronto. 1994. P. 320.
Foreign experience
SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION: EVOLUTION AND INTERRELATION OF CATEGORIES
Iana V. LEBEDZEVICH
Abstract
The article notes that research of essence, standards and mechanisms of achievement of high level of social protection of the population is special relevance in difficult conditions at the present. The author considers concepts of social protection, types of models of social protection on the example of the European countries, including at standard level and analyzes the advantages and shortcomings of models of social protection. The paper studies the history of formation of institute of social protection in Ukraine and prospects of development of this institute in the conditions of euro integration. The author concludes that the system of social protection is connected with features of the organization of the social state which purpose is increase of welfare of citizens .
Keywords: social protection, social insurance, social guarantees, social help, social justice, social risks, social security
References
1. Antropov V. Modeli sotsial'noi zashchity v stranakh ES [Model of social protection in EU countries]. Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia - World economy and international relations, 2005, no. 11, pp. 70-77.
2 . Bolotina N . B . Pravo sotsial'noi zashchity Ukrainy [Law of social protection of Ukraine]. Kiev, Knowledge Publ., 2005, 405 p.
3. Grushko V.I. Pensionnaia sistema Ukrainy [Pension system of Ukraine]. Kiev, 2006, 334 p.
4. Kalashnikov S. Sotsial'noe rynochnoe khoziaistvo i sotsial'noe gosudarstvo [Social market economy and social state] . Chelovek i trud- Person and labor, 2003, no. 9, pp. 32-45.
5. Larina R .R . Modeli sotsial'noi politiki: sbornik nauchnykh rabot Donetskoi gosudarstvennoi akademii upravleniia "Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomicheskogo razvitiia" [Models of social policy: collection of scientific works of Donetsk State Academy of Management "State regulation of economic development"]. Donetsk, Donetsk State Academy of Management Publ., 2005, vol. 4, pp. 23-30.
6. Libanova E. Bednost' v Ukraine: opredelenie, kriterii i pokazateli [Poverty in Ukraine: definition, criteria and indicators]. Ukraina: aspekty truda -Ukraine: aspects of labor, 2001, no. 6, pp. 4-10.
7 . Pravovedenie. Slovar'terminov [Jurisprudence . Dictionary of terms]. Kiev, 2007, 636 p.
8. Sinichuk S.M. Pravo sotsial'nogo obespecheniia Ukrainy [Law of social security of Ukraine]. Kiev, 2003, 306 p.
9. Skuratovskii V.A. Osnovy sotsial'noi politiki [Bases of social policy]. Kiev, 2002, 200 p.
10. Iaroshenko I.S. Pravo sotsial'nogo obespecheniia [Law of social security]. Kiev, 2005, 232 p.
11. Europische Komission. Soziale Sicherheit in Europa. Luxemburg, 1995, p. 158.
12. The Encyclopedia Americana. Complete in thirty volumes. New York, 1973, vol. 25, p. 102.
13. The World Book Encyclopaedia: Complete in 22 vol. - vol. 18. Chicago, London, Sydney, Toronto, 1994, p. 320.
Iana V. LEBEDZEVICH
Zhitomir State Technological University, Zhitomir, Ukraine lebedzevich@rambler. ru