МОДЕРНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Грязнов Сергей Александрович
Кандидат педагогических наук, доцент,
ФКОУ ВО «Самарский юридический институт ФСИН России»
Новые направление в работе службы занятости - карьерное и кадровое консультирование -являются эффективным способом помощи обратившихся клиентам в достижении поставленной цели - поиске работы, смене специализации, успешном прохождении собеседования, карьерном росте, поиске сотрудников, формировании кадрового резерва. Данная статья посвящена модернизации службы занятости населения, в частности, перспективам изменения отношения молодежи к данному институту.
Ключевые слова: карьерное консультирование, кадровое консультирование, клиентоцентричность, рынок труда, трудоустройство, модернизация центра занятости, цифровизация центра занятости.
MODERNIZATION OF THE EMPLOYMENT SERVICE
Gryaznov S.A.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
New directions in the work of the employment service - career and personnel consulting - are an effective way to help clients who have applied to achieve their goals - job search, change of specialization, successful interviewing, career growth, employee search, formation of a personnel reserve. This article is devoted to the modernization of the employment service, in particular, the prospects for changing the attitude of young people to this institution.
Keywords: career counseling, personnel counseling, client-centricity, labor market, employment, modernization of the employment center, digitalization of the employment center.
Модернизация службы занятости населения была инициирована правительством Российской Федерации и заключается в переходе от политики содействия занятости, которая реализуется с начала 1990-х годов к политике в интересах экономической эффективности. В связи с этим центры занятости должный отойти от своего традиционного формата и превратиться в современные кадровые агентства, способные оперативно реагировать на происходящие изменения в экономике и оказывать максимально адресную помощь клиентам.
В рамках федерального проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография») с 2021 года центры занятости населения получают новое оборудование и оснащение [1]. Все сотрудники центов обязаны повысить квалификацию по программе «Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения» для работы в новых условиях. Реформирование центров занятости невозможно без развития управленческих и профессиональных компетенций сотрудников - главные изменения в должны произойти именно в технологии работы центов.
Сегодня служба занятости - это посредник между соискателями,
работодателями и образовательными учреждениями. Этот посредник больше не ограничивается оказанием отдельных услуг, а решает целый комплекс проблем с учетом личных ситуаций соискателей и бизнес-ситуаций работодателей. К обязанностям сотрудников центров занятости помимо трудоустройства граждан и оказания помощи работодателям с подбором персонала добавилась организация собеседования с работодателем, подготовка соискателя к такому собеседованию, консультирование, по оценке возможностей соискателя [2].
Должно стать более продуктивным и сотрудничество центров занятости с образовательными учреждениями. Для них будет собираться и анализироваться информация о наиболее востребованных профессиях и навыках, что поможет вузам и колледжам скорректировать их
образовательные программы.
Единые требования к работе региональных центров занятости
разрабатываются на федеральном уровне. Например, принципы бережливого
производства, то есть сокращения излишних операций и бюрократических процедур. Сокращается время, необходимое для внесения данных соискателя в базу по поиску работы, появляется удобная навигация по помещениям центра. Технологии бережливого производства позволят взглянуть на процесс с точки зрения клиента, обеспечить индивидуальный подход к его ситуации, позаботиться о его удобстве и комфорте.
Клиентоцентричность службы занятости -это принципиальный момент. Показателями работы становятся индивидуальный подход, направленный решение проблемы клиента и минимизация усилий соискателя и работодателя. К примеру, одной из первостепенных задач обновленного центра «Моя работа» в Москве является «доращивание» кандидатов до требований рынка труда. Речь идет об актуализации и корректировке резюме, карьерных
консультациях.
Кроме того, центр регулярно организует тренинги, в том числе при помощи приглашенных специалистов, в рамках которых соискатели обучаются необходимым для трудоустройства навыкам, включая работу с онлайн-ресурсами для самостоятельного поиска работы. Популярны обучающие программы для развития soft skills и других полезных навыков по четырем направлениям: «Отношения с собой», «Отношения с другими», «Отношения с делом» и «Отношения с цифрой» - сегодня от подобных компетенций зависит 80% успеха сотрудника. Отдельным направлением работы центров занятости является помощь в организации собственного дела. Здесь может пригодится программа «Семь шагов к открытию собственного дела».
Чтобы оценить свои профессиональные и личностные компетенции каждый соискатель может бесплатно пройти независимую оценку. Для этого организована зона профессионального тестирования, где соискателям подберут тесты, подходящие их деятельности. Результаты заносятся в резюме, затем с помощью карьерных экспертов на их основе разрабатывается дальнейшая карьерная стратегия. Когда резюме от кандидата предоставляет служба занятости населения, подтверждающая профессиональные и личностные компетенции, то со стороны работодателя повышается уровень доверия к кандидату.
Продолжается цифровизация службы. Все центры занятости будут подключены к единой цифровой платформе «Работа в России». При этом большинство услуг можно будет получить в электронном виде, включая поиск подходящих вакансий для граждан и подбор сотрудников для работодателей. На работу с использованием новой технологии уже перешли многие регионы -республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский и
Красноярский края, Владимирская, Воронежская, Калужская, Московская и ряд других областей.
В обновленных центрах занятости создаются службы карьерных и кадровых консультантов. Карьерные консультанты, помимо помощи в трудоустройстве, займутся оценкой компетенций и возможностей соискателей, выстраиванием карьерной траектории вплоть до выбора новой специальности.
Служба кадровых консультантов создается в помощь работодателям, за каждым из которых будет закреплен конкретный консультант, который займется подбором кандидатов, а также поможет сформировать кадровый резерв организации. Кроме того, сотрудничество центров занятости с работодателями нацелено на то, чтобы не допускать кризисных ситуаций, вызванных, например, реорганизацией или
перепрофилированием предприятий. Также на центры занятости теперь возложена обязанность обеспечивать кадрами крупные инвестпроекты в регионах - от того, как служба будет отвечать на запросы работодателей, во многом зависит ситуация на рынке труда [3].
Среди тех, кто потерял или хочет сменить работу, есть люди, которые сталкиваются с наибольшими проблемами при трудоустройстве, например, молодежь без опыта работы. Известно, что существует серьезная проблема с трудоустройством выпускников вузов и колледжей. Молодые люди часто испытывают трудности при поиске работы из-за отсутствия опыта и понимания механизмов рынка труда. Некоторым из них особенно сложно находить работу и строить карьеру - инвалидам и выпускникам детских домов, которые сталкиваются с большим количеством внешних и внутренних барьеров.
Для успешного выхода на рынок труда данной категории населения необходимо сопровождаемое трудоустройство - создание индивидуального карьерного плана, помощь в профессиональном самоопределении,
обучение умению искать подходящие вакансии, проходить собеседование, писать резюме. Отдельное направление - поиск и обучение возможных работодателей, которые не всегда понимают особенности работы с молодежью. Тем не менее молодые люди не спешат обращаться в службу занятости по причине устоявшегося мнения о «бесполезности» данных центров. Есть надежда, что с появлением современных, технологичных кадровых служб, работающих на результат, доверие молодых людей к службе занятости возрастет.
В связи с вышеперечисленным может возникнуть вопрос - не возникнет ли конкуренция между центрами занятости и существующими Н1*-агентствами. Думается, такая проблема исключена, потому что задачи
современных центров занятости значительно шире тех, что решают Н1*-агентства, которые сегодня ограничиваются лишь подбором персонала. Потому центры занятости и Н1*-агентства не конкуренты, а скорее участники одного процесса, которые могут объединить усилия для достижения целей, имеющих большое общественное значение.
В ближайшей перспективе центры занятости должны интегрировать всех
участников рынка труда в единую систему. Важно прогнозировать и анализировать, какие профессии и компетенции будут наиболее востребованы, переобучать людей исходя из реальных запросов работодателей, которые в свою очередь должны увидеть перспективы во взаимодействии с центром для получения конкурентоспособного персонала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Минтруд России Повышение эффективности деятельности службы занятости. URL: https://mintrud.gov.rU/ministry/programms/demography/2/2 (дата обращения: 05.08.2022)
2. Карьерное консультирование в современном мире: Теории и практики в России и за рубежом / Е. В. Минина, Е. С. Павленко, М. А. Кирюшина, А. А. Якубовская. - М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2021.- 102 с.
3. Верна В.В., Иззетдинова А.А. Карьерное консультирование в российской федерации: современные тенденции и перспективы развития. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43936546 (дата обращения: 05.08.2022)