Научная статья Original article УДК 331.548
doi: 10.55186/2413046X_2022_7_4_222
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПОИСКА РАБОТЫ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ФГБОУ ВО «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ») PROFESSIONAL APPROACH IN JOB SEARCH PLANNING (ON THE EXAMPLE OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF THE NIZHNEVARTOVSK STATE
UNIVERSITY)
b É московский ■p энононическнй
^jj журнал
Ежукова Ирина Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коммерции и менеджмента, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» Ezhukova Irina Fedorovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Commerce and Management, Nizhnevartovsk State University Аннотация. В статье подвергается анализу системный процесс поиска работы, описываются наиболее распространенные способы поиска, отмечается необходимость внимательного изучения и анализа рынка трудовых вакансий. Статья позволяет сформировать представление об особенностях работы отдела содействия трудоустройству выпускников и сопровождения практик обучающихся в Управлении развития и платных образовательных услуг в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Нижневартовский государственный университет», основной задачей которого является содействие трудоустройству выпускников вуза. Анализ показал, что профессиональное самоопределение находится во взаимосвязи с процессом построения карьеры, это первый и весьма важный шаг на пути к успешному ее построению.
Abstract. The article analyzes the systematic process of job search, describes the most common search methods, and notes the need for careful study and analysis of the labor vacancies market. The article allows us to form an idea about the peculiarities of the work of the department for the
promotion of graduates' employment and the support of students' practices in the Department of Development and Paid Educational Services in the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Nizhnevartovsk State University», whose main task is to promote the employment of graduates of the university. The analysis showed that professional self-determination is interrelated with the process of building a career, this is the first and very important step towards its successful construction.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, поиск работы, вакансия, трудоустройство, выпускники вуза
Keywords: professional self-determination, job search, vacancy, employment, university graduates
Проблема и цель. В современном социуме процесс трудоустройства выпускников вузов представляется сложным, многоступенчатым, требующим грамотного сопровождения специалистов вуза, которое обеспечит не только правильное профессиональное самоопределение, но и познакомит со спецификой работы на различных предприятиях и требованиями работодателей, анализом вакансий и, в конечном счете, позволит трудоустроиться по окончании обучения. Целью статья является осмысление системы работы отдела содействия трудоустройству выпускников и сопровождения практик обучающихся в Управлении развития и платных образовательных услуг в ФГОБУ ВО «Нижневартовский государственный университет».
Методы и методология. Исследование проводится на основе сравнительного, описательного, типологического методов анализа, количественного и качественного контент-анализа. Для раскрытия сущности понятия «профессиональный подход при планировании поиска работы» были привлечены работы отечественных ученых, посвященные пониманию термина, наполняющим его компонентам. Методология работы опирается на труды Наумовой Н.Н. [1], Плаксы Ю.В. [2], Бискаевой М.А. и Янгалышевой Г.Х. [3], Ковалевской Е.В. [4], Широковой Л.В. [5].
Результаты:
Поиск работы - это сложный и трудоемкий процесс, требующий системного подхода и ответственности от соискателя, который делает самый первый и, возможно, самый главный шаг на своем карьерном пути.
Работа - это не просто способ получения средств для жизни, это и душевный комфорт, и возможность максимальной реализации своих амбиций, потенциала, и, в
конечном итоге, это залог успешного существования в социуме, получение удовольствия от труда и жизни.
Прежде всего следует тщательным образом проанализировать рынок труда. К этому желательно приступить как можно раньше, еще на вузовской скамье. Необходимо собрать как можно больше информации о потенциальных работодателях, о перспективах развития в имеющихся на рынке вакансий предприятиях, об их надежности и стабильности, об особенностях работы в отрасли, о требованиях, которые работодатели предъявляют к соискателю, о режиме работы, о дополнительных знаниях, к примеру, иностранных языков, конкретных компьютерных программ, о квалификации.
Размещая объявления, работодатель имеет четкие представления о тех требованиях, которые он предъявляет к соискателю, о его возрасте, имеющемся стаже работы, о функциональных обязанностях, о режиме работы, о знаниях и навыках претендента на вакантную должность, даже о личностных качествах, которые должны соответствовать требованиям должности.
Соискатель же, должен для себя четко определить все важные моменты, влияющие на поиск работы, не ограниваясь только желаемой заработной платой.
Специалистами сервиса hh.ru (https://hh.ru/students) были сформулированы основные вопросы, их 10, которые должны способствовать правильному выбору вакансий, имеющихся на рынке труда [6].
Проанализируем данные вопросы:
1. Чем бы я хотел заниматься большую часть времени на новой работе?
Соискатель должен четко представлять, что именно, в зависимости от личностных качеств, он хотел бы делать на работе. Будет ли это интенсивная разносторонняя по своему характеру работа, требующая постоянного риска, решения сложных задач, ответственности. Либо это работа с документами, требующая педантичности, скурпулезности, аккуратности. Либо это работа, связанная с решением организационных задач, контролем за их исполнением. Соискатель должен, в первую очередь, определиться с ролью, которая более всего подходит ему.
2. В каком коллективе мне комфортно работать?
Где соискателю наиболее комфортно: в коллективе, где каждый сам за себя, в коллективе, где требуется совместное решение производственных задач, в разновозрастном коллективе, в коллективе, где в приоритете взаимовыручка или активное
взаимодействие. Готов ли сам соискатель принимать и оказывать помощь. Это достаточно важные составляющие трудовой деятельности.
3. Какие задачи/проекты из предыдущего опыта заинтересовали меня больше всего?
Довольно редко встречаются задачи, с которыми соискатель на этапе поиска работы справляется легко, но все же следует определиться с сильными сторонами своих знаний, потому как они являются основой успешного поиска работы.
4. Какой уровень зарплаты для меня минимальный? Готов ли я работать за меньшие деньги во время испытательного срока?
Определение зарплатного минимума - важный аспект, потому что невозможно получать только моральное удовлетворение от работы, денежное вознаграждение должно соответствовать ожиданиям соискателя. Те, кто соглашается в период испытательного срока, на низкий уровень оплаты труда, вызывают настороженность у потенциального работодателя. Также надо понимать, что если в трудовом договоре не будет обозначено повышение заработной платы по окончании испытательного срока, то нет никаких гарантий ее повышения в принципе.
5. Какие у меня сильные стороны? Какие компетенции у меня развиты и как они проявлялись в предыдущей работе?
Как правило, данный вопрос поднимается непосредственно на собеседовании, но к ответу на него следует подготовиться заранее. Сильные стороны - это то, что отличает соискателя от других претендентов, что отмечается окружающими. Бывает так, что честный ответ на этот вопрос приводит к смене профессии. То, что в одной профессии считается слабой стороной (например, недостаточно быстрая работа с документами, но умение организовать данную работу, используя потенциал коллег), может быть сильной стороной в другой профессии (например, организация документооборота и контроль за его исполнением при помощи компьютерных программ)
6. Какие у меня слабые стороны? Что не получалось на старой работе?
Честно рассказывать об этом потенциальному работодателю, конечно, не следует, но, если имеется такой негативный опыт, его следует учесть. Понимание своих слабостей поможет оценить себя объективно и выбрать такую работу, на которой эффективность будет высокой.
7. Какой график работы для меня идеален? Готов ли я работать сверхурочно?
Есть люди, для которых важен четкий размеренный трудовой день, а есть такие, которые находятся в постоянном творческом процессе и готовы работать без
определенного графика. В любом случае, необходимо четко понимать, готовы ли Вы работать так, как требует работодатель: сверхурочно, с разъездами в командировки и прочее.
8. Какие предложения я могу сделать своему работодателю по улучшению работы?
Если у претендента есть ответ на этот вопрос - значит он понимает структуру, комплекс мероприятий, реализуемых на данной должности. То есть у него сформировано общее представление о трудовом процессе.
9. Что является основным приоритетом: зарплата, график, интерес, творчество? И чем я готов пожертвовать в первую очередь?
Расстановка приоритетов - важная составляющая. Если их расставить неверно -работа станет не в радость, будет вызывать раздражение и равнодушие. Лучше составить список приоритетов в порядке их убывания и искать работу в соответствии с ними.
10. Какие у меня планы на ближайшее будущее?
Ближайшее будущее - это период 5 лет. Следует определить свои профессиональные планы на этот период, учитывая при этом возможность продолжение образования, получение дополнительной профессии, открытие или развитие собственного бизнеса, вообще, учесть все планируемые изменения в жизни, в том числе кредиты, изменение семейного положения и связанные с этим финансовые расходы и прочее. Нужно четко ответить себе на вопрос: «Кем Вы себя видите через пять лет?».
В настоящее время в открытом доступе на сайтах имеется достаточно большое количество анкет и опросников, профориентационных тестов, целью которых является выделение зон ближайшего развития. Честно ответив на все вопросы в режиме онлайн, можно получить квалифицированные рекомендации от профессионального независимого консультанта, который расшифрует тесты и даст рекомендации по их эффективному использованию. Это позволит сформировать общее понимание того, как следует развивать свою карьеру, в какой области профессиональной деятельности следует искать вакансию, чтобы быть эффективным и замотивированным.
После того, как появилась некая определенность в выборе работы, следует приступить к ее непосредственному поиску. Здесь возможны варианты. Рассмотрим некоторые из них.
К наиболее распространенным способам поиска работы следует относить следующие:
Поиск с помощью знакомых. Это достаточно распространенный способ. При этом важно сообщить как можно более широкому кругу лиц о том, что вы ищите работу, какую работу вы ищете и в какой сфере деятельности. При этом следует учитывать минусы этого
способа: количество предложений будет ограниченным, данный способ эффективен только при условии, что Вы - профессионал и у вас налажены контакты с представителями смежных компаний, которым Вы будете интересны. Немаловажно и то, что желание близких помочь, зачастую приводит к бесперспективным собеседованиям, на которых соискателя приглашают по принципу «не могу отказать хлопотавшему за Вас человеку». На этот метод не стоит полагаться как на единственно верный.
Поиск через Интернет. В настоящее время это один из наиболее распространенных способов поиска работы, позволяющий найти большое количество вакансий. В Интернете имеется много специализированных сайтов, посвященных поиску работы: www.trudvsem.ru,www.job.dznhmao.ru,www.rabotavgorode.ru,www.hh.ru,www.superjob.ru; разделы «Карьера» или «Вакансии» на сайтах компаний-работодателей.
Внимательное их изучение и анализ позволяют повысить возможность выбора вакансий. Следует тщательно ознакомиться с наличием у компаний разрешительных документов, проанализировать перспективы их развития, стабильность работы на рынке труда, объективность размещенной информации об их деятельности. Несмотря на то, что специализирующиеся на поиске работы сайты проверяют потенциальных работодателей, следует убедиться лично в объективности и достоверности размещенной информации. Иногда все же встречаются туманные объявления с предложениями о заоблачных заработках при минимальных трудозатратах. Это может быть предложение сетевого маркетинга или мошенничество.
Многие сайты предоставляют возможность размещения своего резюме и подписку на рассылку вакансий. Это требует регистрации на сайте. Процедура достаточно простая. При этом наиболее «продвинутые» сайты позволяют «скрывать» свое резюме, что удобно в случае, если соискатель уже где-то работает, но ищет другую работы, при этом не желая сообщать об этом руководству (например, сайт www.hh.ru).
Способ поиска работы с помощью сети Интернет очень популярен, он дает действительно неплохие результаты, но следует учесть, что не все работодатели готовы размещать объективные данные об имеющихся вакансиях в открытый доступ, преследуя при этом такие цели, как:
— продвижением собственных кандидатов, имеющихся в компании;
— сокрытие собственной базы резюме;
— нежелание работать с кадровыми агентствами и пр.
Поиск через кадровые агентства. Профессиональные консультанты кадровых агентств востребованы многими компаниями при поиске сотрудников. Поэтому обращение в такие агентства может значительно повысить вероятность скорейшего трудоустройства. Как правило, через кадровые агентства ищут работу уже состоявшиеся специалисты, имеющие опыт работы и обладающие практическими навыками, но все же не следует пренебрегать таким поиском работы, так как в подобного рода учреждениях можно найти раздел, посвященный поиску сотрудников на временную работу, а это реальный шанс перспективного трудоустройства для выпускника.
Кадровые агентства условно подразделяются на два типа:
а) Агентства по подбору персонала (рекрутинговые агентства). Их цель - выполнить заказы работодателей, поэтому услуги для соискателей в них бесплатные. Они осуществляют подбор конкретных кандидатов под определенную вакансию фирмы-заказчика. Это достаточно эффективный способ поиска работы, поскольку большинство рекрутинговых агентств имеет собственную базу данных кандидатов. Достаточно туда направить свое резюме с указанием желаемой должности и контактными данными. Желательно перезвонить и убедиться, что ваше резюме получено и соответствует требованиям агентства, уточнить, кто из менеджеров рассматривает ваше резюме, требуется ли от вас какая-либо дополнительная информация, необходимо ли прийти лично на собеседование, какой срок рассмотрения посланного резюме, когда можно рассчитывать на получение ответа. Приглашение на встречу в агентство равнозначно собеседованию с работодателем. Если менеджер помог вам трудоустроиться, следует сохранить с ним добрые отношения, они могут пригодиться в будущем. Вас запомнят и при возможности могут предложить более интересную вакансию.
Как правило, такие агентства универсально, но иногда они сужают сферу деятельности, определяя для себя специфичные направления: торговля, компьютерные технологии, образование и т.п.
б) Агентства по трудоустройству. Агентства такого рода ищут вакансию под конкретного человека, их услуги платные, но и шанс трудоустройства выше, чем в рекрутинговых агентствах.
Главные отличия эффективно работающих агентств от неэффективных:
— стабильная реклама хотя бы два месяца (без смены рекламных изданий);
— реальные вакансии без повторения из номера в номер;
— вакансии должны отражать реальную структуру спроса. Если очевиден сплошной «top», стоит задуматься.
Необходимо заранее навести справки об агентстве. Предварительно стоит уточнить информацию о спектре и стоимости услуг. Если ответы менеджера расплывчатые, не имеют конкретики, то навряд ли стоит обращаться к ним за услугами. Также следует обратить внимание на штат работников агентства, офис, загруженность телефонных линий. При заключении договора на оказание услуг по подбору вакансий следует обратить внимание на срок оказания услуг - желательно, чтобы договор содержал формулировку «до полного исполнения сторонами своих обязательств».
Структурное подразделение ВУЗа (центры карьеры, отделы по содействию трудоустройству выпускникам, студенческие профсоюзные комитеты и т.п.). В этих подразделениях можно получить исчерпывающую информацию о тех компаниях-партнерах, с которыми сотрудничает вуз, об имеющихся у них вакансиях, принять участие в акции «Ярмарка вакансий», которые проводятся совместно с представителями вуза и работодателей. В компетенции подразделений подобного рода проведение семинаров, посвященных вопросам построения карьеры, к участию в которых привлекаются представители как компаний-работодателей, так и кадровых агентств. На них можно узнать о ситуации на рынке труда, о способах поиска работы и получить ответы на свои вопросы «из первых уст» профессионалов.
Прямое обращение в компании. Отдельные крупные компании имеют свои собственные программы трудоустройства выпускников. Сейчас очень популярно построение такой образовательной траектории, как школа-вуз-компания. На сайтах крупных компаний часто имеются разделы «Выпускникам и студентам» или «Карьера», содержащие информацию о стартовых позициях и карьерных возможностях, о способах прохождения отбора кандидатов и прочее. Это очень хороший вариант начала поиска трудоустройства. Во-первых, это ценный опыт, а во-вторых, упоминание в резюме названия известной компании, с которой Вы прорабатывали вопрос трудоустройства, в дальнейшем будет «работать» на ваш имидж [7, с. 68].
Прямое обращение к работодателю. При этом необходима тщательная подготовка, в частности: четко сформулируйте цель обращения, чем вы можете быть полезны фирме, продумайте начало и конец разговора, сформулируйте ответы на наиболее вероятные вопросы.
При первом телефонном разговоре необходимо уточнить фамилию, имя, отчество и должность человека, с которым разговариваете. Если он перенаправит ваш звонок, уточните кому. Четко сформулируйте цель звонка и уточните, есть ли время для беседы с вами, если времени нет, то поинтересуйтесь, когда будет удобно перезвонить. Сформулируйте этот вопрос конкретно - «завтра или в среду в первой половине дня», в этом случае уменьшается вероятность отказа. Если телефонная беседа все же намечается, старайтесь быть немногословным, дружелюбным, пользуйтесь профессиональной терминологией, задавайте четкие конкретные вопросы.
В случае, если Вам предложат пройти личное собеседование, уточнить адрес, дату и время, с кем будет проходить собеседование. Если нет - то спросите, куда можно направить резюме, и в случае положительного ответа направьте его как можно скорее, пока о Вас помнят. Не забудьте поблагодарить за уделенное время в конце разговора. В случае повторных звонков каждый раз представляться полностью и всегда будьте пунктуальны.
Ярмарки вакансий. Следует обращать внимание на объявления о городских ярмарках вакансий. Они организуются с определенной периодичностью в каждом муниципалитете. Принимают участие в них представителями работодателей и кадровых агентств, здесь можно оставить анкету, получить информацию об актуальных вакансиях. Это крупные мероприятия с большим количеством участников и, следовательно, с большим потенциалом трудоустройства. Спектр позиций может быть самый разный: производственные, торговые, административные, образовательные вакансии как для специалистов, так и для выпускников.
Преимущества: во-первых, возможность узнать информацию о компании из первых уст; во-вторых, фирма хорошо понимает, что отсутствие трудового опыта выпускника не является «слабым местом»; в-третьих, у вас имеется возможность оставить свои резюме и лично пообщаться с представителями сразу нескольких работодателей.
В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Нижневартовский государственный университет» в целях содействия трудоустройству выпускников функционирует Отдел содействия трудоустройству выпускников и сопровождения практик обучающихся в Управлении развития и платных образовательных услуг (УРиПОУ - далее Управление) [Положение об Управлении развития и платных образовательных услуг. Принято решением Учёного совета протокол № 2 от 21 сентября 2020 г.].
Основными задачами Отдела содействия трудоустройству выпускников и сопровождения практик обучающихся являются проведение анкетирования и опрос обучающихся выпускных курсов Университета; оказание консультативной помощи в трудоустройстве выпускников; контроль и заключение договоров на прохождение всех видов практик обучающихся.
Функции отдела содействия трудоустройству выпускников и сопровождения практик обучающихся:
1. Организация и проведение мероприятий (встреч, тренингов, семинаров) по вопросам трудоустройства обучающихся и выпускников Университета.
2. Развитие сотрудничества с Центром занятости населения, а также предприятиями, фирмами и организациями города, являющимися потенциальными работодателями для выпускников Университета.
3. Осуществление постдипломного сопровождения выпускников.
4. Проведение мониторинга жизненных и профессиональных планов обучающихся выпускных курсов.
5. Контроль и учет договоров по всем видам практик, проверка на соответствие профиля образовательной программы деятельности организации согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).
6. Заполнение отчета для АУ Института развития образования (ИРО) согласно регламента предоставления информации по трудоустройству выпускников НВГУ (ежемесячно).
На сайте ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» http://nvsu.ru/ru/testcentre работает сервис автоматического размещения вакансий. Обучающиеся имеют возможность опубликовать свое резюме, подписаться на обновления вакансий и производить поиск по базе вакансий. Информирование выпускников о вакансиях осуществляется на таких ресурсах как: сайт содействия трудоустройству выпускников (http://rabota.nvgu.ru), группа «Управлении развития и платных образовательных услуг» в социальной сети «Вконтакте», производится адресная рассылка вакансий нетрудоустроенным выпускникам по электронной почте.
Значимыми показателями, характеризующими трудоустройство выпускников НВГУ являются:
1. Мониторинг трудоустройства выпускников в течение года после выпуска, который проводится УРиПОУ посредством телефонных опросов, бесед с выпускниками.
2. Удельный вес численности выпускников вуза, обучавшихся по очной форме обучения, не обращавшихся в службы занятости для содействия в трудоустройства в течение первого года после окончания обучения в вузе, в общем числе выпускников.
3. Удельный вес выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования. Мониторинг Министерства науки и высшего образования РФ.
Выпускник образовательной организации считался трудоустроенным на основании информации об обработке данных Пенсионным фондом России и результата их анализа.
Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательной организации высшего образования публикуются на сайте http://indicators.miccedu.ru.
Поскольку показатель трудоустройства является одним из критериев эффективности ВУЗов, данный критерий включен в эффективный контракт деканов и заместителей деканов.
УРиПОУ регулярно проводит мероприятия, направленные на содействие трудоустройства выпускников.
Информирование выпускников о вакансиях. Информация о вакансиях рассылается нетрудоустроенным выпускникам по электронной почте размещается на сайте НВГУв социальной сети «Вконтаке». Ежегодно сайт rabota.nvsu.ru посещает около 10 000 человек. Наиболее популярные страницы: «Вакансии», «Вакансии Нижневартовского центра занятости», «Работа для студентов», «Ярмарка вакансий НВГУ».
Ежегодная организация ярмарок вакансий. В ярмарке вакансий принимают участие работодатели из г. Нижневартовска, Нижневартовского района, г. Мегиона, г. Лангепаса, г. Стрежевого. Ежегодно работодатели предоставляют более 200 вакансий.
В рамках индивидуальной работы проводится консультирование. Ежегодно в УРиПОУ за содействием в трудоустройстве обращаются около 600 выпускников. С выпускниками проводится индивидуальная работа: консультирование, оказывается помощь в грамотном составлении резюме, информирование о вакансиях, разъяснительная беседа.
Для выпускников ФГБОУ ВО «НВГУ» подготовлен курс «Технология успешного трудоустройства обучающихся и выпускников вузов», он включает в себя мероприятия теоретической и практической направленности (семинары, практические занятия с
элементами тренинга, профтестирование, групповые и индивидуальные профконсультации), направленные на подготовку обучающихся к самостоятельной профессиональной жизни [8, с. 34].
УРиПОУ осуществляет постдипломное сопровождение выпускников в течение 1 года после окончания Университета посредством телефонных опросов; электронных переписок; встреч, бесед с выпускниками.
Сотрудники УРиПОУ являются организаторами и участниками ежегодных мероприятий и акций:
1. День открытых дверей «НВГУ»;
2. Заседание Совета Нижневартовской торгово-промышленной палаты (представители субъектов малого и среднего бизнеса г. Нижневартовска);
3. Заседание Координационного совета по содействию трудоустройству молодежи при администрации города Нижневартовска;
4. Городская акция «Абитуриент».
С целью формирования профессионального подхода при планировании поиска работы для выпускников в ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» организованы базовые кафедры.
Базовая кафедра это структурное подразделение университета, созданное совместно с компанией-партнером. Партнерами университета являются:
1. ЗАО «Нижневартовская ГРЭС», договор № 17-15/0057 от 16.07.2015 г. о создании базовой кафедры;
2. ООО ИК «СИБИНТЕК», договор б/н от 14.03.2017 г. о создании базовой кафедры;
3. «Самотлорнефтегаз», договор № СНГ-1997/17 от 18.01.2018 г. о создании базовой кафедры;
4. ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз», договор б/н от 19.11.2014 г. об организации филиала кафедры на предприятии, в учреждении, организации.
Профессиональный подход выпускников ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» при планировании поиска работы позволит трудоустроиться практически во все сферы экономики города и региона.
Так, например, мониторинг трудоустроенности выпускников НВГУ разных лет показал, что наши выпускники заняты в разных сферах и отраслях:
— в сфере государственной и муниципальной службы (администрация города и района, департаменты образования округа, города и района. Занимаемые должности: начальники отделов, специалисты управлений, методисты, документоведы);
— сфера образования (высшие учебные заведения, колледжи, школы, детские сады. Занимают должности преподавателей, учителей, педагогов-психологов, воспитателей, музыкальных работников, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, программистов, начальников управления по кадрам, документоведов, секретарей);
— коммерческие организации (торговля, туризм, банки. Работают в качестве менеджеров, помощников экономистов, мерчендайзеров, продавцов-консультантов, начальников отделов, торговых представителей, юристов, операторов и индивидуальных предпринимателей);
— нефтегазодобывающая отрасль - нефтегазодобывающие компании (ПАО «Варьеганнефтегаз», ОАО «НижневартовскНИПИнефть», ЗАО НИЦ «Югранефтегаз», ОАО «Самотлорнефтегаз», АО «СибурТюменьГаз», АО «РН Снабжение». Занимаемые должности: инженер, эколог, эколог-лаборант, инженер-эколог, геодезист, ведущий геолог, инженер по охране труда, специалист, руководитель отдела);
— отрасль информационно-телекоммуникационных услуг (^-компании, теле-радио компании, редакции, издательства. Занимаемые должности: инженеры, программисты, web-дизайнеры, операторы, ведущие эфиров, журналисты, корреспонденты, редакторы, менеджеры);
— в области культурно-досуговой деятельности и спорта (молодежные центры, центры детского творчества, детские школы искусств, дворцы культуры, детские юношеские спортивные школы. Занимаемые должности: заместители руководителей, документоведы, специалисты по работе с молодежью, руководители кружков (студий), педагогов дополнительного образования, музыкальные работники, художники-оформители, спортивные инструкторы, тренеры, начальники отделов).
Ежегодный мониторинг жизненных планов обучающихся выпускных курсов в НВГУ проводится в виде анкетирования в электронном формате, что позволяет провести анкетирование обучающихся дистанционно, моментально обработать результаты и сформировать отчетные формы. Результаты мониторинга размещаются на сайте НВГУ в свободном доступе. Выводы:
Приведенные выше наблюдения и процитированные мнения исследователя позволяют сделать вывод о том, что высокое качество образования, получаемого в университете, дает возможность выпускникам найти престижную и перспективную работу в образовательных учреждениях, органах государственной власти, коммерческих структурах, организациях и на предприятиях.
Логика нашего повествования приводит к мысли, что выбор профессии играет важную роль в жизни человека, и влияет как на профессиональную составляющую, так и на перспективу создания семьи, и на материальное состояние, и на психологическую гармонию, самооценку. Профессиональное самоопределение находится во взаимосвязи с процессом построения карьеры, это и есть первый шаг на пути к успешному ее построению.
Мы пришли к выводу, что профессиональный подход при планировании работы по трудоустройству выпускников ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» помог выпускникам НВГУ трудоустроиться практически во все сферы экономики города и региона.
Список источников
1. Наумова Н.Н. Карьера как объект социологического исследования // Политические и социальные проблемы современной России: Сб. научных трудов. Таганрог: ТГПИ, 2004 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kariernoe-prostranstvo-na-rossiyskom-rynke-truda (дата обращения: 21.03.2022).
2. Плакса Ю.В. Основные аспекты эффективного карьерного развития // Сервис в России и за рубежом. 2019. № 2(84). Т. 13. С. 201-212.
3. Бисакаева М.А., Янгалышева Г.Х. Современные тенденции планирования карьеры // Проблемы современной экономики. 2010. № 1-2. С. 113-118.
4. Ковалевская Е.В. Карьерное самоопределение на начальном этапе: структурно-содержательная характеристика и формирование. Монография. М.: Мир науки, 2015. 126 с.
5. Широкова Л.В. Планирование профессиональной карьеры: учеб. пособие / Л.В. Широкова; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2019. 202 с.
6. Десять вопросов, которые нужно задать себе, прежде чем искать новую работу году [Электронный ресурс] // URL: https://hh.ru/article/301541 (дата обращения 16.03.2022).
7. Ежукова И.Ф. Обучение навыкам успешного трудоустройства и планирования карьеры выпускников как одна из приоритетных задач вуза // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. Ml. С. 31-36.
8. Шнейдер Л.Б. Психология карьеры. М.: Юрайт, 2018. 187 с.
References
1. Naumova N.N. Karera kak ob«ekt sociologicheskogo issledovaniya // Politicheskie i social'ny'e problemy' sovremennoj Rossii: Sb. nauchny'x trudov. Taganrog: TGPI, 2004 [E'lektronny'j resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kariernoe-prostranstvo-na-rossiyskom-rynke-truda (data obrashheniya: 21.03.2022).
2. Plaksa Yu.V. Osnovny'e aspekty' e'ffektivnogo kar'ernogo razvitiya // Servis v Rossii i za rubezhom. 2019. M 2(84). T. 13. S. 201-212.
3. Bisakaeva M.A., Yangaly'sheva G.X. Sovremenny'e tendencii planirovaniya kar'ery' // Problemy' sovremennoj ekonomiki. 2010. M 1-2. S. 113-118.
4. Kovalevskaya E.V. Kar'ernoe samoopredelenie na nachal'nom e'tape: strukturno-soderzhatel'naya xarakteristika i formirovanie. Monografiya. M.: Mir nauki, 2015. 126 s.
5. Shirokova L.V. Planirovanie professional'noj kar'ery': ucheb. posobie / L.V. Shirokova; Yugo-Zap. gos. un-t. Kursk, 2019. 202 s.
6. Desyat' voprosov, kotory'e nuzhno zadat' sebe, prezhde chem iskat' novuyu rabotu godu [E'lektronny'j resurs] // URL: https://hh.ru/article/301541 (data obrashheniya 16.03.2022).
7. Ezhukova I.F. Obuchenie navy'kam uspeshnogo trudoustrojstva i planirovaniya kar'ery' vy'pusknikov kak odna iz prioritetny'x zadach vuza // Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. N°1. S. 31-36.
8. ShnejderLB. Psixologiya kar'ery'. M.: Yurajt, 2018. 187 s.
Для цитирования: Ежукова И.Ф. Профессиональный подход при планировании поиска работы (на примере трудоустройства выпускников ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет») // Московский экономический журнал. 2022. M 4. URL: https://qje. su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-4-2022-24/
О Ежукова И.Ф, 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 4.