Научная статья на тему 'Обучение навыкам успешного трудоустройства и планирования карьеры выпускников как одна из приоритетных задач вуза'

Обучение навыкам успешного трудоустройства и планирования карьеры выпускников как одна из приоритетных задач вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / МОНИТОРИНГ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежукова И.Ф.

Вопросы планирования и построения карьеры, трудоустройства и адаптации выпускников остаются актуальными и требуют новых подходов к решению задач профессионального самоопределения и становления в современном мире труда и профессий. Выпускники вузов испытывают трудности в поисках подходящего места работы по специальности, чаще всего из-за отсутствия опыта работы. С другой стороны, у молодых людей большой потенциал, они легко обучаемы, мобильны, умеют приспосабливаться к новым ситуациям, грамотно подходят к выбору предложений на рынке труда. Задача, стоящая перед специалистами по трудоустройству обучающихся, оказание помощи в профессиональном самоопределении, знакомство с современными теориями построения карьеры и требованиями работодателей. На основе анализа статистических показателей данных, полученных в ходе проведенного мониторинга профессиональных планов студентов, окончивших вуз, устанавливается доля трудоустроенных выпускников. Основным методом сбора данных в исследовании проблематики трудоустроенных выпускников является метод динамического и сравнительного мониторинга. Предметом исследования послужили данные, полученные в ходе анализа мониторинга. Цель статьи представить имеющийся опыт работы со студентами Нижневартовского государственного университета по формированию навыков поиска работы и их профессионального образования в рамках изучения феномена «карьера», факторов развития и управления деловой карьерой. Автор статьи представляет современное видение процесса профессионального самоопределения с точки зрения теорий психологов и социологов. В статье представлены результаты работы с обучающимися выпускных курсов, даны рекомендации по содействию трудоустройству выпускников, формы и методы взаимодействия с обучающимися с целью их успешного трудоустройства по выбранной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ежукова И.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение навыкам успешного трудоустройства и планирования карьеры выпускников как одна из приоритетных задач вуза»

S.N. Gorlova, E.A. Makarova

Nizhnevartovsk, Russia

CONTROL OF STUDENTS' AUTONOMOUS LEARNING IN COMPETENCY-BASED TEACHING OF MATHEMATICS

Abstract. Federal State Educational Standards of Higher Education have designated a reorientation from the subject-knowledge education model to the competency-based one, when the goal is to develop students' personal and professional features with an emphasis on their autonomous learning.

Universality and generality of requirements for the results of studying the bachelor's programme in Pedagogical Education does not exclude, but assumes the subject's orientation of the competencies formulated when implementing specific areas of training. This requires rethinking the functionality of all components of the training system, including the contents. It is the very aspect that remains insufficiently revealed for competency-based teaching of mathematics. The vector of a significant part of studies is directed towards the search for effective educational technologies. Meanwhile, continuity in nurturing competencies requires considering professional orientation on teaching-learning the subject. Reviewing mathematical contents is also vital as the proportion of students' autonomous learning is getting increased.

The article substantiates the role and significance of mathematical contents in arranging control of students' autonomous learning. Keeping in mind the priority of control's teaching function, it is proposed to make up tasks that contribute to assessing not only knowledge, but also experiential and motivational components of competences.

Key words: competency-based approach; competence components; autonomous learning; control; educational function of control; control materials.

About the authors: Svetlana Nikolaevna Gorlova1, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department for Physics and Mathematics Education; Elena Aleksandrovna Makarova2, Master Student majoring in "Pedagogical Education. Maths".

Place of employment: Nizhnevartovsk State University1.

Contacts: 11 Dzerzhinskogo St., Room 402, Nizhnevartovsk, 1628615; phone: 8 (3466)43-58-43, e-mail: sngorlova@rambler.ru.

Горлова С.Н., Макарова Е.А. Контроль самостоятельной работы студентов при обучении математике в условиях компетентностного подхода // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 24-31.

Gorlova S.N., Makarova E.A. Control of students' autonomous learning in competency-based teaching of mathematics // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019. No. 1. P. 24-31.

УДК 378, 316.477, 331.108.4 И. Ф. Ежукова

Нижневартовск, Россия

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ УСПЕШНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА И ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ КАК ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ВУЗА

Аннотация. Вопросы планирования и построения карьеры, трудоустройства и адаптации выпускников остаются актуальными и требуют новых подходов к решению задач профессионального самоопределения и становления в современном мире труда и профессий. Выпускники вузов испытывают трудности в поисках подходящего места работы по специальности, чаще всего из-за отсутствия опыта работы. С другой стороны, у молодых людей большой потенциал, они легко обучаемы, мобильны, умеют приспосабливаться к новым ситуациям, грамотно подходят к выбору предложений на рынке труда. Задача, стоящая перед специалистами по трудоустройству обучающихся, - оказание помощи в профессиональном самоопределении, знакомство с современными теориями построения карьеры и требованиями работодателей.

На основе анализа статистических показателей - данных, полученных в ходе проведенного мониторинга профессиональных планов студентов, окончивших вуз, устанавливается доля трудоустроенных выпускников. Основным методом сбора данных в исследовании проблематики трудоустроенных выпускников является метод динамического и сравнительного мониторинга. Предметом исследования послужили данные, полученные в ходе анализа мониторинга. Цель статьи - представить имеющийся опыт работы со студентами Нижневартовского государственного университета по формированию навыков поиска работы и их профессионального образования в рамках изучения феномена «карьера», факторов развития и управления деловой карьерой. Автор статьи представляет современное видение процесса профессионального самоопределения с

точки зрения теорий психологов и социологов. В статье представлены результаты работы с обучающимися выпускных курсов, даны рекомендации по содействию трудоустройству выпускников, формы и методы взаимодействия с обучающимися с целью их успешного трудоустройства по выбранной специальности.

Ключевые слова: карьера; профессиональное самоопределение; трудоустройство выпускников; мониторинг; рынок труда.

Сведения об авторе: Ирина Федоровна Ежукова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коммерции и менеджмента, заведующая кафедрой дополнительного образования, начальник Управления развития и платных образовательных услуг.

Место работы: Нижневартовский государственный университет.

Контактная информация: 628606, Россия, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 56; тел. +8(3466)46-88-85, е-таП: kariera@nvsu.ru.

Вопросы трудоустройства выпускников вузов во многом определяются кризисными явлениями в экономике страны, тенденциями рынка труда, изменением кадровой политики персонала, обновлением должностных инструкций согласно принимаемым профессиональным стандартам, популярностью и востребованностью той или иной профессии, специальности здесь и сейчас.

Перед высшим образовательным учреждением стоит задача по подготовке специалиста, обучению его не только профессиональным компетенциям, но и гибким («мягким») навыкам. Способность работать в команде, эм-патия, межкультурная компетенция, самодисциплина, саморефлексия, мотивация, ответственность, тайм-менеджмент, стрессоустойчи-вость, гибкость - все эти составляющие мягких навыков позволят выпускнику более успешно выполнять профессиональные задачи и, при желании, стремиться к построению деловой карьеры.

Деятельность Отдела содействия трудоустройству выпускников и сопровождения практик обучающихся (далее - Отдел) Управления развития Нижневартовского государственного университета (далее - Университет) направлена, в первую очередь, на оказание поддержки и помощи выпускникам в их профессиональном самоопределении, поиске желаемого места работы; организацию и проведение мероприятий различного вида и уровня по вопросам вакансий и трудоустройства выпускников.

Наряду с традиционными направлениями работы со студентами и выпускниками, такими как компьютерное тестирование «Профкарье-ра», организация ярмарок вакансий и встреч с работодателями, индивидуальное консультирование, приглашение студентов на обучающие семинары ведущих коммерческих компаний и коучей, сотрудники Управления проводят лич-ностно ориентированное обучение по курсам «Планирование карьеры» и «Технологии ус-

пешного трудоустройства студентов и выпускников вузов».

В процессе обучения внимание обучающихся акцентируется на современных теориях и концепциях трудовой деятельности и выборе профессии, а также на изучении свойств карьеры.

Феномен карьеры неразрывно связан с трудовой деятельностью человека, его профессиональной жизнью, динамикой положения и активности в трудовой деятельности. Карьера выступает как результат осознанного поведения человека в трудовой деятельности, основанный на должностном или профессиональном росте, включая профессиональный и должностной аспекты.

Н.С. Пряжников видит процесс построения карьеры как процесс профессионального самоопределения, представляющий собой постоянно чередующиеся выборы и имеющий в качестве своей основы «Я-концепцию» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека (Пряжников 2019:183). Необходимость выбора возникает у человека несколько раз в жизни: после окончания школы, вуза и смене профессиональной сферы деятельности.

Актуальной для молодых людей остается проблема самоопределения, когда выпускники разочаровываются в выбранной профессии или не справляются с высокой нагрузкой в мыслительной, речевой, эмоциональной, поведенческой сфере, так и не начав работать по специализации, и, как следствие, ищут себя в других профессиональных пространствах, с другим образованием.

Нам близки концептуальные положения Э.Ф. Зеера по вопросам профессионального становления как развития личности в процессе выбора профессии, профессионального образования, подготовки и выполнения профессионального вида деятельности (Зеер 2013: 15). По мнению Э.Ф. Зеера, процесс профессионального самоопределения и подготовки студентов к

профессиональной деятельности охватывает период с 14 до 23 лет. На этой стадии происходит самостоятельное и сознательное согласование профессионально-психологических возможностей человека с требованиями и содержанием профессиональной деятельности. Понимание и осознание правильности выбора будущей профессии приходит на старших курсах и проявляется в период прохождения производственной практики под руководством тьютора или наставника.

Профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего и в то же время в их содержании социологи выделяют принципиальные отличия. Профессиональное самоопределение является более конкретным и зависит от внешних условий. Личностное самоопределение - более сложное понятие и зависит от самого человека, более того, как говорят психологи, именно негативные условия позволяют личности проявить себя по-настоящему.

Нередки случаи, когда студенты во время обучения бросают выбранное направление и хотят переориентироваться в выборе профессии. В этом случае можно использовать опросник ценностей американского психолога Мил-тона Рокича. Разработанная им методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич считал, что ценность - это устойчивое убеждение в том, что какая-либо форма конечного состояния или поведения является для человека наиболее предпочтительной. Рокич различает два класса ценностей -терминальные - убеждения в том, что некоторая конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является необходимым для достижения поставленных целей. К терминальным ценностям он относит комфортную и увлекательную жизнь, успех, безопасность, гармонию, любовь; к инструментальным - смелость, тщеславие, честолюбие, талант, интеллект и пр. (Гарванова, Гарванов 2014: 6).

При выборе профессии психологи советуют учитывать следующие обстоятельства:

- потребности экономического региона в кадрах той или иной профессии и квалификации;

- требования, которые предъявляет профессия к состоянию здоровья, психологическим качествам человека;

- образовательные возможности оптанта;

- перспективы профессионального роста, карьеры, повышения квалификации;

- особенности выбираемой профессии (условия труда и оплаты);

- противопоказания и ограничения по возрасту и полу;

- особые условия допуска к должности.

К причинам ошибочного выбора профессии психологи относят:

- отношение к выбору профессии как к выбору профессии на всю жизнь. В условиях современного развития общества человеку нередко приходится несколько раз в течение жизни менять специальность и профессию;

- стереотипы и предрассудки;

- выбор профессии под прямым или косвенным влиянием друзей, родственников, учителей;

- перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии - на саму профессию;

- акцент только на внешнюю сторону профессии;

- отождествление учебного предмета в школе с профессией;

- незнание и недооценка своих физических возможностей и способностей;

- незнание содержания трудовых функций или слабое представление о них.

Идеолог и организатор японской системы профориентации, профессор, автор <^-теста» А. Фукуяма представил свою концепцию профессиональной ориентации, «профессиональных проб» (Пряжников 2007: 84). С его точки зрения, профессиональная ориентация - это динамичный процесс развития ребенка от рождения до завершения образования. На этом этапе формируется способность к самоопределению, включающая три основных фактора:

- самоанализ;

- анализ профессий;

- профессиональные пробы.

Говоря о процессе самоопределения, стоит также сказать о понятии профессиональной перспективы.

Немецкий психолог Курт Левин, изучавший влияние стилей лидерства на поведение в группе, говорил о том, что образ будущего является определяющим для нашего настоящего (Климов 2019: 337). Левин подчеркивал, что сформированность образа будущего, сформи-рованность жизненных целей формирует готовность сделать жизненный выбор здесь и сейчас. То есть наши поступки в настоящем

определяются тем, чего мы хотим для себя в будущем, поэтому для того чтобы изменить наше настоящее, нужно определиться с собственным образом будущего. Таким образом, возникли концепции профессиональной и жизненной перспективы.

Идеи отечественной концепции жизненной перспективы и профессионального самоопределения молодежи нашли свое отражение в работах доктора философских наук Е.И. Го-ловахи. Он говорит о том, что построение карьеры в настоящем во многом определяется теми жизненными целями, которые имеются у человека в целом, профессиональными планами, которые вырастают из этих жизненных целей, профессиональными перспективами и планом конкретных действий на основе жизненной и профессиональной перспектив (Шнейдер 2018: 105). Отсюда можно выделить три сферы, определяющие успешное построение карьеры, а именно:

- любовь к своему делу;

- квалификация;

- спрос на рынке труда, оплата.

Наряду с теоретическим материалом в

рамках курсов по планированию карьеры студенты выполняют задания практического характера, а именно учатся составлять резюме, проигрывают ситуации собеседования с возможным работодателем.

Ситуация на рынке труда постепенно меняется, возникают новые цели, перспективы как у конкретного сотрудника, так и у организации, поэтому длительных трудовых взаимоотношений чаще всего найм не предполагает, что порождает изменение позиций сотрудника. Теперь сотрудник сам в большей степени отвечает за свое самообразование, свою профессиональную подготовку, и он имеет возможность выбирать, он более свободен, с другой стороны, организация ему ничего в этом случае не гарантирует.

Кризис существенно повлиял на процесс отбора кандидатов на вакансии, и сегодня работодатели высоко ценят людей, которые знают, как именно строить работу, оптимизировать текущие риски, мотивировать и контролировать работу персонала, корректировать результаты, вести работу с целью стабилизации и роста всех актуальных результатов.

Работодатели выделяют несколько ключевых навыков, сочетание которых может обеспечить успешное трудоустройство:

- многофункциональность;

- умение выполнять работу лучше других;

- способность брать на себя ответственность;

- умение достигать поставленной цели;

- владение иностранными языками.

Благодаря сотрудничеству выпускающих

кафедр Университета с работодателями, прохождению студентами практик, проведению образовательных проектов, обучающих семинаров, ярмарок вакансий, размещению резюме в сети и в центрах занятости студенты получили достаточное количество вакансий, а значит шанс возможного трудоустройства.

Еще одной важной формой работы с обучающимися и выпускниками, направленной на оказание помощи в вопросах трудоустройства и постдипломное сопровождение выпускников, является так называемый мониторинг жизненных и профессиональных планов студентов выпускных курсов, проводимый ежегодно специалистами Отдела в электронном формате на сайте Университета. Вопросы мониторинга составлены на основе запрашиваемых статистических данных различных ведомств, а именно департамента образования г. Нижневартовска, департамента образования и молодежной политики ХМАО. Помимо персональных данных мониторинг охватывает следующие вопросы:

- социальный статус обучающегося;

- наличие трудовой книжки и совмещение учебы с работой;

- планы выпускника после получения диплома об образовании, а именно работа по полученной специальности и (или) поступление в магистратуру;

- наличие дополнительного образования;

- наличие военного билета;

- нахождение в отпуске по уходу за ребенком.

Прохождение мониторинга является обязательным для обучающихся, поскольку заставляет молодых людей задуматься о своем будущем, планировать карьеру, ставить цели и задачи по самореализации и профессиональному самоопределению и становлению. По итогам мониторинга выпускники могут получить консультативную помощь по вопросам трудоустройства и планирования карьеры, заполнить опросник и оставить резюме специалистам Отдела.

Минобрнауки России также проводит мониторинг трудоустройства выпускников и обработку данных, представленных Пенсион-

ным фондом России, Рособрнадзором и образовательными организациями высшего образования. Средний процент трудоустроенных выпускников за 2015 и 2016 гг. равен 75%, без уточнения факта трудоустройства по специальности. Методика расчета показывает количество выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска. Показателями трудоустройства является наличие у работника СНИЛС и страховых отчислений в пенсионный фонд. На сайте приведены данные с опозданием на 2 года, так как методика подсчета занимает длительное время. Выпускники 2016 г. приступают к профессиональной деятельности в 2017 г., значит, в следующем, 2018 г. начинается сбор данных налоговых служб, пенсионного фонда (в случае официального трудоустройства выпускника).

Инфографика трудоустройства выпускников вузов России на сайте Минобрнауки позволяет увидеть общую картину ситуации по вопросу трудоустройства, а также статистические данные реестра конкретного вуза.

Представим результаты работы с обучающимися по содействию трудоустройству (см. рис. 1).

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

■ Трудоустроены «Трудоустроены по специальности ■ Не трудоустроены

Рис. 1. Доля трудоустроенных выпускников НВГУ в динамике (данные мониторинга вуза)

На графике динамики доли трудоустроенных выпускников НВГУ за последние 7 лет видно, что количество трудоустроенных по специальности в 2012 и 2013 гг. было чуть выше половины от общего количества выпускников. Начиная с 2014 г. наметилась тенденция трудоустройства не по специальности. Доля трудоустроенных по специальности диплома колеблется в пределах 30-45%.Факторов, приводящих к таким результатам, может быть несколько - от жестких требований работодателей (обязательный стаж работы) до нежелания самого выпускника работать по специальности. Необходимо отметить положительную динами-

ку трудоустройства как по специальности, так и в общем плане.

Что касается трудоустройства выпускников по выбранным ими направлениям, то здесь лидирующие позиции продолжают занимать направления подготовки точных и технических наук. Смежные и родственные профессии из области инжиниринга, экологии, электро- и теплоэнергетики остаются востребованными в силу особенностей и приоритетных направлений экономики региона ХМАО - Югры (рис. 2).

У У У* / ///V

У Ж .г

ж £

/ £ Л

У о" ^ / / /

^ о/

У///У/

✓V/ / * * /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•у

# Ж

&

Рис. 2. Доля трудоустройства выпускников НВГУ 2018 г. по направлениям подготовки

Удельный вес выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, является показателем, характеризующим уровень успешного трудоустройства выпускников.

В последнее время среди обучающихся Университета наметилась тенденция получения дополнительного образования параллельно обучению по основным образовательным программам. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 76 ФЗ об образовании от 29.12.2012 № 273) допускает к освоению дополнительных профессиональных программ лиц, получающих среднее профессиональное и (или) высшее образование, тем самым стимулируя обучающихся к повышению уровня своего образования или получению новой квалификации. В этом случае Университет идет навстречу обучающимся и снижает стоимость программ для обучающихся.

По данным Отдела дополнительного профессионального образования в период с 2012 по 2018 гг. количество поступивших по программам профессиональной переподготовки

составило 156 человек, из них окончили обучение и получили дипломы профессиональной переподготовки лишь 64 человека. Самыми востребованными оказались программы «Иностранный язык» (22 человека), «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (9 человек), «Управление бизнесом» (5 человек), «Педагогическое образование», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Безопасность технологических процессов и производств», программы менеджмента, социальной педагогики, физической культуры, экологии, коррекционной педагогики и социальной работы в системе социальных служб.

Молодые люди часто сталкиваются с проблемой отсутствия опыта по своей специальности. В данном случае рекомендуется использовать возможности стажировки или практики, которую обучающиеся проходят согласно учебному плану. Во время практики необходимо зарекомендовать себя с самой лучшей стороны, прислушиваться к советам тьюторов, наставников, учиться применять теоретические знания в деле. Также можно попросить получить рекомендательные письма и приложить их к своему резюме. Нередки случаи, когда работодатели принимают на работу бывших практикантов.

Обучающимся не нужно забывать и о научно-исследовательской работе. Такой вид ра-

боты, как правило, имеет не только теоретическую, но и практическую составляющую, поэтому интересные идеи, собственные наработки, актуальные проектные решения также могут вызвать интерес у работодателя в ходе собеседования, если в резюме указать тематику проведенных исследований и полученных результатов.

Итак, к формам и методам, направленным на содействие трудоустройству выпускников, можно отнести:

• ярмарки вакансий;

• занятия, тренинги с обучающимися с элементами симуляции по спецкурсам в области планирования карьеры и получения навыков трудоустройства (проведение собеседования);

• тестирование обучающихся по программе «Профкарьера»;

• обучение по программам дополнительного профессионального образования;

• индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, оформления резюме.

В современном мире вопросы профессионального самоопределения и самореализации, трудоустройства, построения карьеры являются одними из приоритетных, и их решение зависит от слаженной работы вуза, работодателей, мотивации самого выпускника.

ЛИТЕРАТУРА

Гарванова М.З., Гарванов И.Г. 2014. Исследование ценностей в современной психологии // Современная психология: Материалы III Международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 5-20.

Зеер Э.Ф. 2013. Психология профессионального образования. М.: Академия.

Климов Е.А. 2019. Психология труда, инженерная психология и эргономика: В 2 ч. Ч. 1: Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт.

Пряжников Н.С. 2007. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия.

ПряжниковН.С. 2019. Профориентология. М.: Юрайт.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. Ст. 76 (ред. от 03.08.2018). Дополнительное профессиональное образование. URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-76.php (2019. 23 янв.)

Шнейдер Л.Б. 2018. Психология карьеры: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт.

REFERENCES

Garvanova M.Z., Garvanov I.G. 2014. Issledovanie tsennostej v sovremennoj psikhologii [The research of values in modern psychology]. In: Sovremennaya psikhologiya. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Proceedings of the III International Research Conference (Kazan, October 2014)]. P. 5-20. Kazan: Buk. (In Russian).

Zeer E.F. 2013. Psikhologiya professional'nogo obrazovaniya [Psychology of Higher Education]. Moscow: Akademiya. (In Russian).

Klimov E.A. 2019. Psikhologiya truda, inzhenernaya psikhologiya i ehrgonomika: Uchebnik dlya akademi-cheskogo bakalavriata [Labour psychology, engineering psychology and ergonomics: Textbook for Bachelor students]. Moscow: Yurait. (In Russian).

Pryazhnikov N.S. 2007. Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika [Professional identity: theory and practice]. Moscow: Akademiya. (In Russian).

Pryazhnikov N.S. 2019. Proforientologiya [Proforientology]. Moscow: Yurait. (In Russian).

Federalnyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ. St. 76 (red. ot 03.08.2018). Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie [Federal Law "Education in the Russian Federation" December 29, 2012 No. 273-F3. Art. 76 (ed. 08/03/2018). Supplementary vocational education] URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-76.php (23.01.2019)

Shneider L.B. 2018. Psikhologiya kar'ery: Uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury [Career Psychology: A textbook and a workbook for bachelor and master students]. Moscow: Yurait. (In Russian).

I.F. Ezhukova

Nizhnevartovsk, Russia

TEACHING GRADUATES FOR SUCCESSFUL EMPLOYMENT AND CAREER PLANNING AS THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PRIORITY

Abstract. The issues of career planning and building up, employment and graduates' adaptation remain relevant and require new approaches to solving the problems of professional identity and formation in the modern world of labour and occupations. The graduates have difficulties in searching for a suitable job in their degree field mostly due to the lack of work experience. On the other hand, young people have great potential. They are quick to study, mobile; able to adapt to new situations and sensible in their approach to labour supplies. The task of a career advisor is to help young people to professionally identify themselves and acquaint them with modern theories of career building and employer requirements.

The percent of employed graduates is established on the basis of statistical research and data processing. These are the data obtained in the course of graduates' career monitoring. The main method of collecting data to study graduates' employment is the method of dynamic and comparative monitoring. The subject of the research is the data obtained in the course of monitoring analysis. The purpose of the paper is to introduce the experience in developing student job-hunting skills, business career development and management in Nizhnevartovsk State University. The author introduces a modern vision of professional identity process based on psychological and sociological theories. The paper is grounded on the graduate employment studies and provides recommendations, forms and methods of interaction with students to assist successful graduate employment in their degree field.

Key words: career; professional identity; graduates' employment; monitoring; labour market.

About the author: Irina Fedorovna Ezhukova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department for Commerce and Management, Head of the Department of the Supplementary Education, Head of the Division for Development and Commercial Education Services.

Place of employment: Nizhnevartovsk State University.

Ежукова И.Ф. Обучение навыкам успешного трудоустройства и планирования карьеры выпускников как одна из приоритетных задач вуза // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 31-37.

Ezhukova I.F. Teaching graduates for successful employment and career planning as the university educational priority // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019. No. 1. P. 31-37.

УДК 378.147 С.В. Ефимова

Великие Луки, Россия

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессионально-педагогической позиции у студентов в процессе обучения в вузе. Цель исследования - изучение выраженности профессионально-педагогической позиции у студентов. В соответствии с целью использовались методы исследования: опросные методы, констатирующий эксперимент. Степень выраженности профессионально-педагогической позиции определялась по методике «Степень выраженности профессионально-педагогической позиции». Исходя из структуры педагогической деятельности (по Н.В. Кузьминой), в качестве основных компонентов профессионально-педагогической позиции личности рассматриваются гностический, коммуникативный, организаторский, проектировочный, конструктивный, а также инновационный и информационный компоненты. По итогам констатирующего эксперимента у студентов выявлена слабая выраженность профессионально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.