Научная статья на тему 'Траектория профессионального самоопределения студентов медицинского вуза'

Траектория профессионального самоопределения студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОНИТОРИНГ ТРУДОУСТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернышева Татьяна Викторовна, Михайлова Ирина Валерьевна, Баянова Наталья Александровна, Антохин Евгений Юрьевич, Нефедова Екатерина Михайловна

Оренбургский государственный медицинский университет в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 15 лет готовит специалистов клинических психологов. Цель исследования: выявление факторов, влияющих на профессиональное самоопределение выпускников специальности «клиническая психология». По данным социологического исследования, выбор студентов специальности «клиническая психология» при поступлении в вуз определялся собственным желанием выпускника (Р=34,5%). Престиж профессии в ранге предложенных вариантов ответов стоял на последнем месте (Р=3,4%). Большинство студентов (82,8%) считают, что возникли трудности с поиском и выбором места работы. Вместе с тем 44,8% респондентов не нуждаются в помощи по содействию в трудоустройстве и будут осуществлять поиск самостоятельно либо планируют перепрофилироваться, т.е. получать новое образование (10,3%). Сильная корреляционная связь определена между семейным положением выпускника и нуждаемостью в содействии его трудоустройства (-0,57 при p<0,05), характеризуя социальную позицию ответственности и планирования профессиональной деятельности на осознанном уровне. На основании полученных результатов разработана Стратегия профессионального самоопределения, в основе которой лежит формирование «Траектории профессионального самоопределения» на всех этапах становления специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернышева Татьяна Викторовна, Михайлова Ирина Валерьевна, Баянова Наталья Александровна, Антохин Евгений Юрьевич, Нефедова Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Траектория профессионального самоопределения студентов медицинского вуза»

ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.661(470.56).225:331.538

ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Чернышева Т.В., Михайлова И.В., Баянова Н.А., Антохин Е.Ю., Нефедова Е.М., Тюрин А.В.

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет Минздрава России», Оренбург, Россия (460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6), e-mail: orgma@esoo.ru

Оренбургский государственный медицинский университет в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 15 лет готовит специалистов - клинических психологов.

Цель исследования: выявление факторов, влияющих на профессиональное самоопределение выпускников специальности «клиническая психология». По данным социологического исследования, выбор студентов специальности «клиническая психология» при поступлении в вуз определялся собственным желанием выпускника (Р=34,5%). Престиж профессии в ранге предложенных вариантов ответов стоял на последнем месте (Р=3,4%). Большинство студентов (82,8%) считают, что возникли трудности с поиском и выбором места работы. Вместе с тем 44,8% респондентов не нуждаются в помощи по содействию в трудоустройстве и будут осуществлять поиск самостоятельно либо планируют перепрофилироваться, т.е. получать новое образование (10,3%). Сильная корреляционная связь определена между семейным положением выпускника и нуждаемостью в содействии его трудоустройства (-0,57 при p<0,05), характеризуя социальную позицию ответственности и планирования профессиональной деятельности на осознанном уровне. На основании полученных результатов разработана Стратегия профессионального самоопределения, в основе которой лежит формирование «Траектории профессионального самоопределения» на всех этапах становления специалиста.

Ключевые слова: трудоустройство выпускников, профессиональное самоопределение, мониторинг трудоустройства.

TRAJECTORY OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS OF THE MEDICAL UNIVERSITY

Chernysheva T.V, Mikhailova I.V., Bayanova N.A., Antokhin E.Y., Nefedova E.M., TyurinA.V

Orenburg state medical university, Orenburg, Russia (460000, Orenburg, Sovetskaya St., 6), e-mail: orgma@esoo.ru

Orenburg state medical University in accordance with the State educational a standard of higher professional education. 15 years training specialists and clinical psychology. The aim of the study was to identify factors influencing professional self-determination graduates of the faculty of clinical psychology. According to the survey, the choice of the faculty of clinical psychology for admission to University was determined by the desire of the graduate (R=34,5%). The prestige of the rank of the proposed answers were in last place (P=3,4 percent). The majority of students (82,8%), believe that having difficulty finding and choosing a job. However, 44,8% of respondents do not need assistance and employment assistance and will carry out the search yourself or are planning to re, i.e. to the new education (10,3 per cent). A strong correlation is defined marital status of the graduate and the needs to promote its employment (-0,57 at p <0,05), describing the social position of responsibility and planning the professional activity on the conscious level. On the basis of obtained results, developed a Strategy of professional self-determination, which is based on the formation of the «Trajectory of professional self-determination» at all stages of the establishment of a specialist

Key words: the employment of graduates, professional identity, monitoring of employment.

Введение

С 2002 года Оренбургский государственный медицинский университет в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования готовит клинических психологов. Специализация на факультете осуществляется по двум направлениям: «клинико-психологическая помощь ребенку и семье», «патопсихологическая диагностика и психотерапия». Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его духовного, социального, психологического и физического здоровья; системы охраны, профилактики и восстановления

здоровья, распространение информации и формирование знаний о психологических факторах психического и физического здоровья, здоровом образе жизни. А также изучение психологических факторов дезадаптации и развития нервно-психических и психосоматических заболеваний; выявление лиц с повышенным риском развития заболеваний и социальной дезадаптации, психологическая диагностика; коррекция и психотерапия. Особенно востребовано в современном обществе направление «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье» в связи с часто встречающимися эмоциональными нарушениями среди детей в дошкольный и школьный периоды, требующими профессиональной коррекции. Эмоциональные нару-

шения и их коррекция в подростковом и юношеском возрасте были и остаются одной из острых проблем как в педагогической, так и семейной практике [1, 2]. Умение применять методы клинико-психологической диагностики аномалий психического развития ребенка клиническими психологами востребовано в образовательных организациях [3]. Своевременный анализ в сопоставлении с жалобами родителей позволяет решить психодиагностические задачи и подготовить основания для выводов, рекомендаций, формулирования коррекционных программ [4]. Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте позволяют влиять на формирование личности ребенка [5]. Психология взаимоотношений в семье акцентирует внимание на рост личности, формирующейся в семейном кругу, быту и т.д. [6].

Таким образом, клиническая психология - специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, психологическую реабилитацию [7]. Изначально в СССР и России в отношении психологической специальности в системе здравоохранения существует термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности, что и «клиническая психология». В частности, и в настоящее время в номенклатуре профессий, а также номенклатуре специальностей, по которым осуществляется защита диссертаций, указывается именно «медицинская психология», что определяет ряд проблем как с юридической, так и с практической точек зрения. В образовательных же стандартах проводится подготовка по специальности «клиническая психология». В международной практике медицинская психология, в отличие от отечественной, обозначает узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время как клиническая психология - это целостная научная и практическая психологическая дисциплина. Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понимания причин и предупреждения дезадаптации, равно как и с целью способствовать

адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях. Востребованность на рынке труда клинических психологов всегда актуальна. На мышлении и поведении человека отражаются все политические, социально-экономические, общественно-культурные преобразования в стране, характеризующиеся перенасыщенностью и биполярностью информации. В условиях постоянного стресса профессиональная помощь способна сохранить и укрепить устойчивость к факторам современного ритма жизни.

Цель исследования: выявление факторов, влияющих на профессиональное самоопределение выпускников специальности «клиническая психология».

Материал и методы

Анализ трудоустройства проведен за период с 2007 по 2017 г. Источником информации являлись данные мониторинга трудоустройства выпускников Министерства образования РФ, а также данные внутреннего аудита трудоустройства вуза. Проведено анкетирование выпускников специальности «клиническая психология» по разработанной анкете Центра практической подготовки и трудоустройства выпускников с использованием методологических основ социологических исследований А.В. Решетникова. Анкета состояла из 10 вопросов, определяющих уровень самооценки в профессиональной деятельности. Статистическая обработка выполнена с использованием методов описательной статистики и корреляционного анализа.

Результаты исследования

За период с 2007 по 2017 год выпущено всего 210 клинических психологов (рис. 1). Составление социологического портрета любого социального объекта предполагает реализацию ряда базисных принципов, к которым следует отнести универсальность формируемого портрета, его целостность и сохранение уникальности описываемого объекта [8]. Социальный портрет выпускника специальности «клиническая психология»: женский пол (Р=86,2%); возраст 22-23 года (Р=66,7%), не замужем (Р=79,3%).

Рис. 1. Количество выпускников специальности «клиническая психология» ФГБОУ ВО ОрГМУ

Минздрава России за 2007-2017 гг.

По данным социологического исследования, ственным желанием выпускника (Р=34,5%). Престиж выбор студентов специальности «клиническая пси- профессии в ранге предложенных вариантов ответов хология» при поступлении в вуз определялся соб- стоял на последнем месте (Р=3,4%) (табл. 1).

Таблица 1

Ранговые места по приоритетности самоопределения в профессии среди выпускников специальности «клиническая психология» ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России

№ Выбор ответа Частота выбора, % Ранг

1 Престиж профессии 3,4 5

2 Получение высшего образования 31,03 2

3 Балл ЕГЭ 10,3 3

4 Желание родителей 6,9 4

5 Собственное желание (вижу себя только в этой профессии) 34,5 1

6 Другое 13,8 6

Оценка востребованности клинических психологов выполнялась по шкале, состоящей из 5 баллов: при мнении о высоком уровне востребованности специальности респондент ставил 5 баллов. Оценка выше среднего уровня соответствовала 4 баллам.

среднего - 3 баллам, низкого - 2 баллам и очень низкого - 1 баллу. Большинство респондентов - 48,3% -оценили уровень востребованности как средний. Высокая оценка востребованности была получена в

каждом десятом случае (10,3%) (рис. 2).

5 баллов

4 балла

3 балла

1 балл

_ 10.3 10.3

■ 31

0

8.3

Рис. 2. Уровень востребованности специальности по субъективной оценке выпускников специальности

«клиническая психология»

Определились с предполагаемым местом работы всего 17,2% опрошенных выпускников. Основная часть не определившихся с местом работы - 62,1% -ссылались на отсутствие вакансий в регионе. В целом трудности с поиском будущего места работы возникли у 82,8% студентов. Вместе с тем 44,8% респондентов не нуждаются в помощи по содействию в трудоустройстве и будут осуществлять поиск самостоятельно либо планируют перепрофилироваться, т.е. получать другое образование (10,3%).

Нами выполнен корреляционный анализ определяющих факторов профессионального самоопределения выпускников специальности «клиническая психология» на основании данных их субъективной оценки. Самая сильная корреляционная связь опре-

делена между семейным положением выпускника и нуждаемостью в содействии его трудоустройства (-0,57 при р <0,05), характеризуя социальную позицию ответственности и планирования профессиональной деятельности на осознанном уровне. Оценка уровня востребованности клинических психологов на рынке труда как высокая коррелирует с трудностями поиска места работы (0,56 при р<0,05), раскрывая социальные запросы выпускника, не включая оценку перспектив карьерного роста. С достоверной значимостью эти факторы были выражены у студентов, имеющих высокий средний балл обучения. Этот факт доказывает корреляционная зависимость между трудностями поиска места работы и нуждаемостью в содействии трудоустройства выпускника (0,51 при р<0,05) (табл. 2).

Таблица 2

Факторы профессионального самоопределения выпускников факультета клинической психологии

в корреляционной зависимости

Ранговые корреляции Спирмена (Таблица) ПД попарно удалены. Отмеченные корреляции значимы на уровне р<0,05

1 2 3 4 5 6 7 8

1 -0,204 -0,024 -0,077 -0,182 -0,258 -0,082 0,159

2 -0,204 0,052 0,093 0,217 0,000 -0,217 -0,566

3 -0,024 0,052 0,172 0,209 0,116 0,062 -0,159

4 -0,077 0,093 0,172 -0,053 0,246 0,560 0,017

5 -0,182 0,217 0,209 -0,053 -0,275 -0,506

6 -0,258 0,000 0,116 0,246 0,363 0,204

7 -0,082 -0,217 0,062 0,560 -0,275 0,363 0,506

8 0,159 -0,566 -0,159 0,017 -0,506 0,204 0,506

Пол 1

семейное положение 2

выбор факультета 3

оценка востребованности 4

выбор места работы 5

причины отсутствия выбора 6

трудности с местом работы 7

нуждаемость в трудоустройстве 8

На основании полученных результатов нами разработана Стратегия профессионального самоопределения, в основе которой лежит формирование «Траектории профессионального самоопределения» на всех этапах становления специалиста (рис. 3).

Первый уровень может быть реализован посредством ориентационной работы на этапе поступления в вуз. Определяющим фоном успешного обучения в высшем образовательном учреждении должны быть мотивы выбора факультета абитуриентом, формирующие потенциальные кадровые ориентиры. Второй уровень - это ориентированная платформа предварительного профессионального маршрута студента, основанная на принципе преемственности между образовательным учреждением и управлением муниципальных образований, посредником между которыми выступает министерство здравоохранения или министерство образования региона. Формирование потенциальных кадровых ориентиров должно осуществляться в формате преемственности главных

участников трудоустройства выпускника, формирующем возможности специалиста. Самооценка возможностей выпускника позволяет оценить социальный ущерб в общей совокупности существующей системы обучения, что позволяет характеризовать перспективы качественного содержания трудового процесса. Трудовой процесс молодого специалиста безусловно является наиболее тяжелым в профессиональном, психоэмоциональном и физическом плане. Молодые специалисты очень часто сталкиваются с большим количеством проблем в начале своей трудовой деятельности: установление контактов с новыми коллегами, самостоятельный прием пациентов при отсутствии собственного опыта работы, необходимость обращения за советами к своим коллегам могут вести к психоэмоциональным стрессам и перегрузкам. Таким образом, условия работы должны приближаться к материальным запросам молодого специалиста, которые являются неотъемлемым фоном качественной постоянной работы на одной должности.

Мотивы выбора ВУЗа

Экономическая эффективность

Ориентиры выбора специальности

Принцип преемственности

Возможности специалиста

Социальная эффективность

Условия места работы

Материальное стимулирование

Абитуриент

медицинского университета

Студент

медицинского университета

Выпускник

медицинского университета

Молодой специалист

Рис. 3. Траектория профессионального самоопределения

На основании мониторинга трудоустройства выпускников можно рассчитать прогноз трудоустройства с целью предотвращения экономического ущерба, наносимого государству в случае несвоевременного мониторирования и принятия компенсационных схем управления как на уровне заинтересованных министерств, так и на уровне центрального управленческого аппарата. Трудоустроенным считался выпускник образовательной организации, по которому Пенсионным фондом был найден СНИЛС и установлен факт хотя бы одного страхового отчисления от работодателя. Нетрудоустроенным - выпускник, по которому отсутствовали страховые отчисления от работодателя в прошлом году, либо выпускник отсутствовал в базах Пенсионного фонда.

Базой проведения регионального мониторинга должно являться медицинское образовательное учреждение с целью своевременного обмена информацией с различными федеральными вузами и обеспечения связи с федеральным центром, а также с целью формирования толерантной связи практического и теоретического здравоохранения на пути к достижению стабильной кадровой политики региона. Вместе с тем сохраняется проблема единого подхода к статистическому сопровождению мониторинга трудоустройства в заинтересованной среде специалистов, осуществляющих сбор информации о выпускниках.

Литература/References

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 384 с.: ил. [Burlachuk L.F. Psihodiagnostika: Textbook. St-Petersburg: Piter, 2008, 384 p.].

2. Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как

центральная проблема психологии личности. // Психологические исследования. 2015. T. 8. № 40. С. 2. http:// psystudy.ru [Leont'ev D.A. The challenge of uncertainty as the Central problem of personality psychology. Psihologicheskie issledovaniya. 2015;8(40):2 (In Russ.)].

3. Фрейд З. Хрестоматия. Психоанализ. Когито-Центр, 2017. 361 с. [Freyd Z. Hrestomatiya. Psihoanaliz. Kogito-Tsentr, 2017. 361 p. (In Russ.)].

4. Бермант-Полякова О.В. Современные тенденции в психодиагностике на примере Роршах-теста. // Психотерапия. 2010. № 8. C. 16-25. [Berman-Polyakova O.V. Current trends in psychodiagnostics on the example of Rorschach-test. Psihoterapiya. 2010;8:16-25 (In Russ.)].

5. Шиняева О.В., Клюева Т.В., Займалин Е.П. Интеллигенция в российском обществе. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. Социология. 2012. № 3. C. 23. [Shinyaeva O.V., Klyueva T.V., Zaymalin E.P. Intellectuals in the Russian society. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenii. Povolzhskii region. Sotsiologiya. 2012;3:23 (In Russ.)].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М., 2008. [Serkin V.P. Metody psihologii sub'ektivnoi semantiki i psihosemantiki. Moscow, 2008 (In Russ.)].

7. Клиническая психология. Учебник для вузов. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2011. 864 с. [B.D. Karvasarsky, editor. Klinicheskaya psihologiya. Textbook. St-Petersburg, 2011. 864 p. (In Russ.)].

8. Панкратова Е.С., Финн В.К. Автоматическое порождение гипотез в интеллектуальных системах. М. 2009. 528 с. [Pankratova E.S., Finn V.K. Avtomaticheskoe porozhdenie gipotez v intellektualnykh sistemakh. Moscow, 2009. 528 p. (In Russ.)].

Формат 60х84'/8. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Печать офсетная. Усл. п. л. 9,30. Тираж 150. Заказ 2357. Подписано в печать 26.09.2018. Дата выхода 29.09.2018. Свободная цена. Для читателей старше 16 лет. Отпечатано в ООО «Кировская областная типография». 610004, г. Киров, ул. Ленина, 2. www.printkirov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.