Научная статья на тему 'Модернизация системы управления обеспечением первичныхмер пожарной безопасности муниципального образования (напримере зато Северск)'

Модернизация системы управления обеспечением первичныхмер пожарной безопасности муниципального образования (напримере зато Северск) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вотченко Ирина Артуровна, Даутов Дамир Мунирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы управления обеспечением первичныхмер пожарной безопасности муниципального образования (напримере зато Северск)»

Модернизация системы управления обеспечением первичных мер пожарной безопасности муниципального образования (на

примере ЗАТО Северск)

Вотченко Ирина Артуровна,

профессор кафедры кадрового, правового и психологического обеспечения Академии государственной противопожарной службы МЧС России,

Даутов Дамир Мунирович, магистрант факультета руководящих кадров Академии государственной противопожарной службы МЧС России.

Силовые и правоохранительные структуры Российской Федерации призваны обеспечить безопасность и стабильность российского общества, как внутри территории государства, так и за его пределами. Особую роль в функционировании объектов государственного значения играют специальные подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России. Поэтому взаимодействие Специального управления ФПС № 8 МЧС России по оказанию методической помощи Администрации ЗАТО Северск по модернизации системы управления обеспечением первичных мер пожарной безопасности муниципального образования является одним из приоритетных направлений деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к вопросам местного значения городского округа ЗАТО Северск Томской области.

В Администрации ЗАТО Северск функционирует управление по делам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в штате которого всего один специалист, отвечающий за обеспечение пожарной безопасности на территории городского округа площадью 48565 га, с численностью населения 108 407 человек. Считаем, что сложившаяся ситуация проявляет формальный подход и не отвечает требуемым мерам.

Федеральными законами от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [2] и от 22.07.2008 N 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [3] установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1. реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2. разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3. разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4. разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5. установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6. обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7. обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8. организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9. социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Далеко не все из вышеуказанных мер реализованы в ЗАТО Северск, но необходимость модернизации системы управления обеспечением первичных мер пожарной безопасности в ЗАТО Северск вызвана сложной обстановкой в области финансового обеспечения данных мероприятий и постоянным наличием риска возникновения пожаров и гибели людей.

Статья 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет, что муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядке взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления. Кроме того, пункт 9 статьи 101 Устава ЗАТО Северск [4] гласит, что органы местного самоуправления ЗАТО Северск имеют право на создание муниципальной пожарной охраны. Но в рамках ограниченного финансирования и оптимизации бюджетов всех уровней, данное «право» вряд ли будет реализовано в ближайшее время. Муниципальная пожарная охрана как вид пожарной охраны в ЗАТО Северск отсутствует, не принимаются меры по разработке регламентации порядка ее создания и организации деятельности. Вследствие этого вне зоны нормативного реагирования остаются сельские населенные пункты Кижирово, Орловка и ряд других небольших сельских поселений.

В настоящее время положение, сложившееся с содержанием в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, не соответствует современным требованиям пожарной безопасности. Большинство зданий ЗАТО Северск построено в 1960 - 1970 годах двадцатого века. Более 60% зданий имеют срок эксплуатации 50 лет и более. Средства на проведение плановых капитальных ремонтов зданий муниципального жилого фонда в связи с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации, теперь формируются в специальных фондах, основанными самими жильцами. Закон Томской области от 7 июня 2013 N 116-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области» [5] начал действовать с 2015 года, механизм проведения капитального ремонта на территории ЗАТО Северск в настоящее время еще не наработан. В тоже время отделом федерального государственного пожарного Специального управления ФПС № 8 МЧС России надзора выдано большое количество предписаний по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности по данной категории объектов.

По данным на 01.01.2015 в 28 муниципальных образовательных учреждениях ЗАТО Северск состояние путей эвакуации не соответствует требованиям пожарной безопасности. В девяти учреждениях необходимо осуществить замену дверей в помещениях различных классов функциональной пожарной опасности на противопожарные двери с нормируемым пределом огнестойкости. Требует особого внимания проведение огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений восьми учреждений, а также установка дополнительного оборудования помещений в пяти учреждениях автоматической пожарной сигнализацией. Для

приведения зданий в соответствие с требованиями пожарной безопасности предстоит заменить шкафы пожарных кранов на сертифицированные, а также выполнить иные меры по обеспечению пожарной безопасности.

Безусловно, вышеуказанные мероприятия требуют финансового обеспечения, поэтому в условиях ограниченного финансирования и сложной геополитической ситуацией России на международной арене компетентным органам государственной власти и органам местного самоуправления приходится искать другие способы решения проблем. Так федеральный государственный пожарный надзор отходит от применения «карательных» функций, применяя больше превентивные меры и профилактические мероприятия. Для примера, в 2015 году по ЗАТО Северск, по сравнению с 2014 годом, существенно уменьшилось количество плановых и внеплановых проверок противопожарного состояния объектов надзора.

За 2015 год в организациях и ЗАТО, охраняемых специальными подразделениями МЧС России, зарегистрировано 660 пожаров, в 2014 году - 720 пожаров, количество пожаров снизилось на 8,3 %. Аналогичная ситуация по снижению основных показателей пожаров и последствий от них по ЗАТО Северск. Таким образом, меры принимаемые органами местного самоуправления ЗАТО Северск и Специальным управлением № 8 МЧС России имеют видимый эффект.

На пресс-конференции в информационном агентстве «ТАСС» 30.04.2015 министр МЧС России В.А. Пучков заявил: «Сделано очень много, но у нас впереди большая, серьезная работа. Во-первых, нам нужен новый современный тренд - повышение безопасности объектов малого и среднего бизнеса. Поэтому мы, объявив «каникулы» для контрольно-надзорной службы, запретив проверки этих объектов, шаг за шагом внедряем новый формат их работы. Это и независимая оценка рисков, аудит безопасности, лицензирование, развитие системы страхования бизнеса и формирование новых условий работы, защиты персонала и формирование здоровой конкурентной среды. Второй аспект -это вопросы безопасности жизнедеятельности населения, в том числе вопросы обеспечения пожарной безопасности. Есть еще много перспективных направлений, но я могу сказать, что утверждена государственная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера и обеспечение пожарной безопасности на период до 2020 года», спланированы все необходимые ресурсы в федеральном центре и субъектах РФ. Всё это позволяет нам смотреть с перспективой на дальнейшее развитие всей системы пожарной охраны России» [6].

В перспективе основными задачами по модернизации системы управления обеспечением первичных мер пожарной безопасности ЗАТО Северск являются:

1. совершенствование системы муниципального управления и оперативного реагирования при возникновении пожаров;

2. регламентирование порядка создания и организации муниципальной пожарной охраны;

3. обеспечение раннего обнаружения пожара и организованного проведения эвакуации путем применения современных средств пожарной автоматики;

4. приведение в соответствие с требованиями «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» объектов муниципального имущества;

5. формирование культуры безопасности жизнедеятельности у населения;

6. повышение уровня правосознания и ответственности должностных лиц и граждан за допускаемые нарушения в области пожарной безопасности.

Для реализации поставленных задач необходимо выполнить следующие мероприятия:

1. принятие долгосрочных целевых программ органов местного самоуправления по обеспечению

первичных мер пожарной безопасности на территории ЗАТО Северск;

2. проведение внедрения (установки), замены на современные автоматические средства пожарной сигнализации, оповещения, пожаротушения преимущественного российского производства в рамках «Программы импортозамещения»;

3. размещение на сайте Администрации ЗАТО Северск кратких памяток и алгоритма действий при пожаре;

4. размещение в муниципальном транспорте и на городских информационных стендах сведений о пожарах на территории ЗАТО Северск;

5. проведение в муниципальных предприятиях и организациях «Уроков пожарной безопасности» с привлечением сотрудников отдела федерального государственного пожарного надзора;

6. принятие мер социального и экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами;

7. «возродить» в муниципальных предприятиях и организациях должности, ответственные за обеспечение пожарной безопасности. При этом представляется правомерным намерение бывшего министра МЧС России С.К. Шойгу вернуть положение, согласно которому «на всех потенциально опасных объектах должны быть пожарно-спасательные подразделения независимо от форм собственности» [7].

Социально-экономический эффект от реализации предложенных мероприятий будет выражаться в повышении уровня защиты объектов, находящихся в муниципальной собственности, населения и территорий ЗАТО Северск от пожаров, а также обеспечения необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития ЗАТО Северск.

Литература:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

3. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

4. Устав ЗАТО Северск. Решение Думы ЗАТО Северск от 12.04.2005 № 69/1.

5. Закон Томской области от 7 июня 2013 N 116-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области».

6. Материалы пресс-конференции в информационном агентстве «ТАСС» 30.04.2015 http://www.mchs.qov.ru/dop/info/smi/interview/item/3945556/.

7. Российская газета, 25 января 2012 года, среда, №14 (5687), стр.7, «Министр зовёт на помощь».

8. Постановление Администрации ЗАТО Северск от 31 июля 2012 г. N 2180 «Об утверждении целевой программы обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории ЗАТО Северск в 2013 - 2015».

9. Статистические данные о пожарах и последствиях от них в ЗАТО Северск за 2015 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.