Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / предприятия / специалист / политика / проблемы / студент / персонал / работодатель / результат / модернизация / выпускник / стандарт / преподаватель / аспекты / задачи / специалист.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дударкаева Л.М., Исраилова А.Б.

В данной статье речь идёт о модернизации среднего профессионального образования, о проблемах и перспективах развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 377.5

Дударкаева Л.М. преподаватель Исраилова А.Б. преподаватель

ГБПОУ «Чеченский государственный строительный колледж»

Россия, г.Грозный

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье речь идёт о модернизации среднего профессионального образования, о проблемах и перспективах развития.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, предприятия, специалист, политика, проблемы, студент, персонал, работодатель, результат, модернизация, выпускник, стандарт, преподаватель, аспекты, задачи, специалист.

Dudarkaeva L.M.

teacher Israilova A.B. teacher

GBPOU "Chechen State Construction College"

Russia, Grozny

MODERNIZATION OF THE SECONDARY VOCATIONAL

EDUCATION SYSTEM

Annotation. This article deals with the modernization of secondary vocational education, the problems and prospect of development.

Keywords: secondary vocational education, enterprises, specialist, policy, problems, student, personnel, employer, result, modernization, graduate, standard, teacher, aspects, tasks, specialist.

Ключевой задачей на ближайшее будущее является осуществление государственной образовательной политики, главное требование которой -обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения. В соответствии с ростом потребности в специалистах среднего звена государственная политика предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о его приоритетности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом. Но опережающее

развитие - это не только увеличение объемов подготовки специалистов, но и первостепенное изменение качества образования.

Среднее профессиональное образование, прежде всего, должно быть направлено на удовлетворение потребности экономики в кадровом потенциале. В последнее время развитие и функционирование системы профессионального образования, а также структура и качество производимого этой сферой трудового капитала вызывает серьезные нарекания работодателей. Можно обозначить ряд болевых проблем, которые уже в ближайшем будущем станут сдерживающим фактором как промышленного, так и экономического роста в целом:

- обеспечение реального производства квалифицированными специалистами и возможности обеспечить масштабы и современный уровень такой подготовки традиционной системой профессионального образования;

- адаптированность среднего профессионального образования к динамично изменяющимся условиям рынка, потребностям общества и преобладание, как правило, социально-пассивных выпускников средних специальных учебных заведений;

- необходимость сертификации и специализации обучающихся и специалистов, отсутствие подобной единой системы, что создает значительные трудности при трудоустройстве как выпускников, так и людей, уже ведущих трудовую деятельность;

- обеспечение соответствия профессиональной структуры подготавливаемых специалистов потребностям рынка труда и существующие профессиональные стандарты, которые не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к молодым специалистам современными работодателями.

- размыванием границ между профессиями в силу роста децентрализации экономической ответственности и развития систем управлением качеством;

- повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда, совершенствование производственных процессов и управление собственной трудовой/производственной деятельностью.

Важным аспектом инновационного развития среднего профессионального образования, выступающего как практико -ориентированное обучение, является его интеграция с производственной сферой.

Это является фактором адекватности результатов системы среднего профессионального образования нуждам производства, сближения процесса подготовки кадров запросам различных отраслей экономики и

конкретных работодателей, обеспечения связи обучения студентов с будущей работой на предприятиях.27

Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях.

В этой связи образовательными учреждениями совместно с работодателями разрабатываются и корректируются набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и программы подготовки студентов.

Все это оказывает влияние на систему практической подготовки студентов, а внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда.

Такое сотрудничество ориентировано на долговременное и стратегическое партнерство, так как позволяет готовить кадры под заказ предприятий, учитывать изменяющиеся запросы работодателей, как основных заказчиков специалистов, заключать договора между предприятиями и учебными заведениями по совместному управлению материальной базой, передаче в аренду оборудования, в том числе на льготных экономических условиях.

Выпускник системы среднего профессионального образования должен владеть набором компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамичных экономических условиях, воспринимать и анализировать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться к ним.

В ходе подготовки специалиста первостепенное значение приобретает установка на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс профессиональной адаптации.

Это требует основательных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов.

Качественное профессиональное образование сегодня - это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной

98

самореализации человека на разных этапах жизни.28

В системе обеспечения качества среднего профессионального образования можно отметить следующие аспекты:

1) политика в области среднего профессионального образования, направлена на повышение его качества;

Германова Ю. Концептуальные основы мониторинга качества образовательного процесса / Ю. Германова // Учитель. - 2020. - № 2. - С. 28-31.

Гаспаришвили А.Т. Среднее специальное образование в оценках и мнениях выпускников ссузов // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. № 1 С. 92-110.

2) установлены и признаны обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образования;

3) объективные условия, содействующие достижению заданного качества образования, то есть высокий уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов, развитие современной материально-технической, социально-бытовой и информационной инфраструктуры учебных заведений СПО;

4) инновационные технологии организации учебного и воспитательного процессов, а также методы оценки качества обучения на различных этапах;

5) механизмы и инструменты управления и самоуправления колледжами с позиций качества.

Качество деятельности учебного заведения напрямую зависит от качества каждого из аспектов этой деятельности:

- учебно-методического обеспечения, образовательных программ, учебной литературы, пособий;

- обеспечения кадрами;

- инфраструктуры учебного заведения: информационной, материально-технической, социально-бытовой.

В условиях модернизации российского образования, введения федерального образовательного стандарта третьего поколения имеет место значительное увеличение творческой активности преподавателей, методистов.

Это ведет к совершенствованию методической работы, росту качества подготовки специалистов.

Главная роль в обеспечении качества образования принадлежит педагогическому персоналу: качество подготовки специалиста обусловлено качеством преподавания. Преподаватель, выступающий центральной фигурой в образовании, реализует образовательную программу в процессе обучения, а также принимает участие в формировании и обновлении содержания образования. Непосредственно он создает будущего специалиста как конкурентоспособного работника, как личность, способную к саморазвитию.

Стоит отметить, что развитие среднего профессионального образования с учетом меняющейся роли, места и функций рабочих кадров, к сожалению, тормозится отдельными проблемами: недостаточной результативностью управления учреждениями среднего

профессионального образования; разрушением традиционных связей образовательных учреждений с предприятиями, устареванием материальной базы учебных заведений, затрудненным подбором баз для производственной практики студентов; невозможностью обеспечить в полном объеме подготовку кадров нужной квалификации; отсутствием пополнения учебных заведений руководителями и преподавателями,

обладающими опытом профессиональной деятельности на современных предприятиях.

Я думаю, что важным аспектом инновационного развития среднего профессионального образования, является его интеграция с производственной сферой. Является это фактором адекватности результатов системы среднего профессионального образования нуждам производства, сближения процесса подготовки кадров запросам различных отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечения связи обучения студентов с будущей работой на предприятиях

Необходимо также изменить взгляды преподавательского состава на качество педагогической работы. 29

Реализация назначенных целей и задач по повышению качества образования невыполнима без создания и использования инновационных технологий, изменяющих роль преподавателя в учебном процессе.

Если раньше он был носителем знания, то сейчас превращается в консультанта, организатора деятельности студента - активного субъекта учебного процесса. При этом, важное значение при подготовке специалистов имеет уровень психолого-педагогической компетентности.

Он связан с умением преподавательского состава педагогически грамотно организовать, провести, диагностировать и корректировать учебно-воспитательного процесс.

В этом отношении большое значение имеет систематическое повышение квалификации преподавателей.

Первостепенными задачами, которые стоят сегодня перед системой СПО, безусловно, является ориентация на подготовку человека, который способен самостоятельно принимать решения, точно, эффективно, разумно действовать в постоянно изменяющемся мире.

Такими способностями может владеть только сформировавшаяся личность. Образованный человек отличается от необразованного тем, что продолжает считать своё образование недостаточным.

Сотрудники колледжа считают, что усилия инженерно -педагогических коллектива следует сосредоточить на следующих задачах:

1) создание нормативно-правовых условий для инициативного участия работодателей и других социальных партнёров в решении проблем среднего профессионального образования;

2) совершенствование договорной производственной (профессиональной) практики между работодателями и учебными заведениями;

Листвин А.А. Среднее профессиональное образование: проблемы содержания и реализации. Образование и наука. 2020;с.62-70. [Электронный ресурс]. Адрес: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-62-70 Латова Н.В. Средние специальные учебные заведения: журавль в небе или синица в руках? // Общественные науки и современность. 2019. № 1. С. 34-46.

3) разработка механизма взаимодействия и интеграции системы профессионального образования со старшей образовательной школой;

4) реализация программ обучения, соединяющих различные формы обучения с непрерывными стажировками на предприятиях;

5) разработка стандартов минимального материально-технического оснащения профессий и специальностей;

6) разработка системы мер по повышению привлекательности системы среднего профессионального образования для потенциальных инвесторов.

Использованные источники:

1. Германова Ю. Концептуальные основы мониторинга качества образовательного процесса / Ю. Германова // Учитель. - 2020. - № 2. - С. 2831.

2. Гаспаришвили А.Т. Среднее специальное образование в оценках и мнениях выпускников ссузов // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. № 1 С. 92-110.

3. Листвин А.А. Среднее профессиональное образование: проблемы содержания и реализации. Образование и наука. 2020;с.62-70. [Электронный ресурс]. Адрес: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-62-70

4. Латова Н.В. Средние специальные учебные заведения: журавль в небе или синица в руках? // Общественные науки и современность. 2019. № 1. С. 34-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.