Научная статья на тему 'Проблемы управления развитием образовательных учреждений среднего профессионального образования и их решения'

Проблемы управления развитием образовательных учреждений среднего профессионального образования и их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
среднее профессионально образование / упркавление развитием образования / УСПО / система профессиональной подготовки. / secondary vocational education / management of educational development / USPO / vocational training system.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинова Анастасия Андреевна

в статье автор рассматривает основные проблемы в управлении развитием среднего профессионального образования в РФ. Одним из главных направлений реформирования среднего профессионального образования сегодня является модернизация его с целью приведения образования к единым стандартам и критериям. Переход нашего государства к демократическому обществу и к изменениям в рыночных отношениях требует существенных изменений в сознании человека. Поскольку образование закладывает профессиональные, психологические, социальные предпосылки развития нации, ее реформирование является первым шагом к формированию человека нового мышления и развития общества знаний. Проблема качества среднего профессионального образования активно решается сообществом на протяжении последних десятилетий. Необходимость и ход реформирования системы среднего профессионального образования РФ, его усовершенствование и повышение уровня качества является одной из актуальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинова Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MANAGING THE DEVELOPMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS AND THEIR SOLUTIONS

In the article, the author considers the main problems in the management of the development of secondary vocational education in the Russian Federation. One of the main directions of reforming secondary vocational education today is to modernize it in order to bring education to the same standards and criteria. The transition of our state to a democratic society and to changes in market relations requires significant changes in human consciousness. Since education lays the professional, psychological, and social prerequisites for the development of a nation, its reformation is the first step towards the formation of a new thinking person and the development of a knowledge society. The problem of the quality of secondary vocational education has been actively addressed by the community over the past decades. The need and progress of reforming the system of secondary vocational education in the Russian Federation, its improvement and improvement of the quality level is one of the urgent problems.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления развитием образовательных учреждений среднего профессионального образования и их решения»

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ РЕШЕНИЯ

PROBLEMS OF MANAGING THE DEVELOPMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS AND THEIR SOLUTIONS

УДК 37.013

Константинова Анастасия Андреевна, студент магистратуры, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, РФ, г. Санкт-Петербург

Konstantinova Anastasia, Leningrad state University named after A. S. Pushkin, Russia, Saint Petersburg

Аннотация: в статье автор рассматривает основные проблемы в управлении развитием среднего профессионального образования в РФ. Одним из главных направлений реформирования среднего профессионального образования сегодня является модернизация его с целью приведения образования к единым стандартам и критериям. Переход нашего государства к демократическому обществу и к изменениям в рыночных отношениях требует существенных изменений в сознании человека. Поскольку образование закладывает профессиональные, психологические, социальные предпосылки развития нации, ее реформирование является первым шагом к формированию человека нового мышления и развития общества знаний. Проблема качества среднего профессионального образования активно решается сообществом на протяжении последних десятилетий. Необходимость и ход реформирования системы среднего профессионального образования РФ, его усовершенствование и повышение уровня качества является одной из актуальных проблем.

Annotation: In the article, the author considers the main problems in the management of the development of secondary vocational education in the Russian Federation. One of the main directions of reforming secondary vocational education today is to modernize it in order to bring education to the same standards and criteria. The transition of our state to a democratic society and to changes in market relations requires significant changes in human consciousness. Since education lays the professional, psychological, and social prerequisites for the development of a nation, its reformation is the first step towards the formation of a new thinking person and

the development of a knowledge society. The problem of the quality of secondary vocational education has been actively addressed by the community over the past decades. The need and progress of reforming the system of secondary vocational education in the Russian Federation, its improvement and improvement of the quality level is one of the urgent problems.

Ключевые слова: среднее профессионально образование, упркавление развитием образования, УСПО, система профессиональной подготовки.

Keywords: secondary vocational education, management of educational development, USPO, vocational training system.

Постановка проблемы. В последние годы в профессиональном образовании произошли значительные трансформации, в частности: переход к ступенчатой системе обучения и информатизации учебно-воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионально-технического образования (далее — УСПО), внедрение новых организационно -педагогических форм подготовки квалифицированных рабочих и младших специалистов с интегрированных (укрупненных) профессий, обновление содержания профессионального образования с учетом динамических изменений в отраслях производства, усиление внимания к экспериментальной работе в УСПО, осуществление независимой квалификационной аттестации будущих специалистов, расширение сотрудничества с работодателями, развитие международного сотрудничества и др [1, с. 4].

В течение последних лет система профессиональной подготовки, не выдерживала безумного темпа политических, экономических и социальных изменений в РФ, и поэтому ей чрезвычайно трудно отвечать на требования постоянно меняющейся среды.

Если говорить непосредственно о УСПО, то на них влияют две главные экономические и политические тенденции.

Значительные трудности УСПО понесли через переход от плановой экономики, где доминировали государственные предприятия, к экономике с рыночными механизмами. В советское время связи между государственными предприятиями и УСПО были чрезвычайно сильными. Предприятия доводили до сведения учебных заведений, какими именно навыками должны были обладать выпускники и количество рабочих необходимых каждой отрасли. Часто учебные заведения, которые готовили рабочих, были в том же ведомственном подчинения, что и соответствующее государственное предприятие.

Однако в течение последних десяти лет, на фоне роста частного сектора, в пределах рыночной экономики значимость государственных предприятий резко уменьшилось. Все чаще занятость и самозанятость населения обеспечивают малые и средние предприятия (МСП).

Эта тенденция ставит перед системами профессионального образования и профессионального обучения два насущных вызовы.

Во-первых, работодатели все чаще выдвигают дифференцированные требования к уровню знаний и умений работника, что обусловлено развитием МСП. Во-вторых, отношения на уровне учебное заведение - предприятие стали значительно сложнее. Четкие и упорядоченные отношения, существовавшие с госпредприятиями в прошлом, сегодня уже не устраивают МСП.

Малый и средний бизнес имеет собственное мнение относительно ценности таких учебных заведений, в зависимости от которой эти предприятия сотрудничают или не сотрудничают с ними. В странах со значительным опытом рыночной экономики уже сложились определенные взаимоотношения по сотрудничеству на уровне МСП — учебное заведение, тогда как в РФ такая модель партнерства только начинает развиваться [2, с. 14].

Во многих случаях указанные выше препятствия становятся на пути содержательного сотрудничества между малым бизнесом и учебными заведениями. Устаревшие учебные планы, разработанные еще во времена доминирования гос - предприятий, остаются в силе, несмотря на несоответствие требованиям местных рынков труда.

Структура профессиональной подготовки разработана для обслуживания уже почти исчезнувших предприятий государственной формы собственности, не претерпевает изменений из-за отсутствия примеров успешного сотрудничества между МСП и учебными заведениями, которые могли бы заполнить существующий между ними разрыв. Несоответствие между тем чему обучают студентов в учебных заведениях, и реальными требованиями работодателей становится критической проблемой.

Поэтому работодателям необходимо вкладывать средства в повышение профессиональных компетентностей работников, поскольку это является неотъемлемой составляющей развития бизнеса, влияет на уровень доходности. Однако актуальность приобретает проблема влияния бизнеса на формирование учебных планов и программ подготовки специалистов [3, с.93].

Для решения указанных несогласованностей в новой парадигме управления развитием УСПО целесообразно разрабатывать обоснованную стратегию развития.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Обзор научных работ по управлению заведениями среднего профессионального образования свидетельствует о том, что проблема разработки стратегии развития учреждений среднего профессионального образования, не была предметом специального научного исследования.

Цель статьи. Главной целью этой работы является освещение современных подходов к разработке стратегии развития учреждения среднего профессионального образования.

Изложение основного материала. В условиях глобализационных и интеграционных общественных процессов, динамических изменений на рынке труда среднее профессиональное образование РФ нуждается в модернизации, учитывая современные и перспективные потребности развития общества, обеспечения качественного состава работников различных отраслей экономики и мобильности рабочей силы.

Для большинства стран, в том числе РФ, экономическая глобализация проявляется как качественно новое условие развития, на которую практически невозможно влиять, но ее обязательно следует учитыватьв особенности в управлении развитием УСПО.

Появляется необходимость реорганизация системы управления учебным заведением: центры принятия решений должны приближаться к рыночному пространству и производству [4]. А это в свою очередь требует действенной стратегии развития, которая бы удовлетворяла рынок труда.

Слово «стратегия» происходит от греческого «strategia» (stratos — войско + agx. «веду»), что означает «искусство генерала» [5].

Под развитием мы понимаем процесс изменений любой системы в пространстве и времени. Это направленный процесс количественных и качественных изменений в структуре материальных объектов. Развитие для каждой системы уникально. Точно указать направление развития объективно невозможно, но его можно «спровоцировать» активаторами, которые увеличивают вероятность положительных изменений в желаемом секторе, через реакцию резонанса (отзыв внутренней структуры на внешний раздражитель — активатор). Именно резонанс является началом осознания своей потребности, началом самоорганизации развития в этом направлении [6].

Развитие — является одним из фундаментальных философских и научных понятий. В философском энциклопедическом словаре понятие «развитие» трактуется, как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Однако не всякое изменение

является развитием. Только одновременное наличие всех выше приведенных свойств (необратимость, направленность, закономерность) выделяет развитие среди других изменений» [11]. Поэтому делаем вывод что, развитие — это изменение, но не количественное, а качественное (в отличие от роста, совершенствования и т. п) и только положительное. Система, которая изменилась, должна характеризоваться новыми свойствами, которые будут обеспечивать эффективное выполнение всех функций.

В системе среднего профессионального образования для достижения позитивных изменений учебные заведения разрабатывают стратегию развития. Стратегия развития УСПО зависит от специфики деятельности и региональных особенностей. Однако основными характеристиками являются: инновационность, соответствие современному законодательному и нормативному обеспечению, наличие научно обоснованных критериев оценки качества образовательного процесса, соответствие государственным стандартам профтехобразования, учитывать результаты мониторинга спроса и предложений потребности региональных рынков труда в рабочих кадрах.

Поэтому, на сегодня, чрезвычайно важным аспектом является активизация диалога между учебными заведениями системы ПТО, властью и общественностью, в частности, через обсуждение перспектив интуитивного развития среднего профессионального образования, поскольку отечественная образовательная отрасль выбрала путь кардинальных реформ вхождение в мирового образовательного пространства, улучшения качества образования [8].

Заинтересованность государства в реформировании образования объясняется прежде всего потребностями общества, которое все чаще выражает недовольство качеством образования. Именно поэтому основной официальной установкой реформы выступает повышение эффективности всех звеньев образования. Реформирование образовательной системы в РФ отвечает мировым тенденциям этого процесса [11].

Сущность стратегического управления состоит в определении перспектив, целей и путей их достижения. Стратегическое управление в образовании — это совокупность решений и действий по определению приоритетных направлений развития учреждения образования.

В иностранной литературе термин стратегия вмещает «5 Г»:

• plan (план) — сознательно выбранная последовательность;

• ploy (хитрость) — «маневр» (с целью «обойти» конкурента);

• position (позиция) — местонахождение в среде;

• perspective (мировоззрение) — личный способ мировосприятия;

• preference (преимущество) — обеспечение конкурентного преимущества.

Стратегия — это долгосрочное, качественно выбранное направление развития организации, которое интегрирует миссию, цели организации, нормы и действия в единое целое; определяет ресурсное обеспечение организации с учетом ее внутренних преимуществ и недостатков, ожидаемых изменений и связанных с ними действий конкурентов.

Стратегия — это общий комплексный план достижения целей организации. Она характеризуется долгосрочностью и внедрением инноваций в деятельность организации. С помощью стратегий обеспечивается инновационное развитие любой организации в т. ч. УСПО [8].

Выводы и предложения. Для УСПО решение основных проблем развития среднего профессионального образования на современном этапе должно быть направлено на обеспечение региональных (местных) рынков труда в рабочей силе с соответствующих профессий и квалификации.

С этой точки зрения основным содержанием деятельности УСПО является образовательная деятельность, а ее главным критерием — качество и эффективность подготовки будущих рабочих. При этом качество подготовки специалистов должно отвечать не только требованиям современности, но и учитывать перспективное развитие отраслей народного хозяйства страны. Стратегическое планирование развития УСПО должен соответствовать государственной политике в области об - фтехосвгги, учитывать передовой отечественный и зарубежный опыт, реальные возможности учебного заведения и региональные условия, требования рынка труда.

Список литературы

1. Батаев А.В., Налютин Н.Ю., Синицын С.В. Уровень образования: Специальности среднего профессионального образования.2019. - 272 с.

2. Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы 12-ой Международной научно-практической конференции (г. Казань, 17 мая 2018 года). В 2-х книгах. Книга 1. / Под общей редакцией д.п.н. Р.С. Сафина; д.п.н. Е.А. Корчагина. - Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2018. - 430 с.

3. Косенко С. Т. Общественные институты оценки качества профессионального образования/ Вестник ИНЖЭКОНа. Серия:Экономика, выпуск5(64), 2014, с.93-98

4. Костенко А.Ф. Проблема становления и развития среднего профессионального образования в малом городе // Исследования в

области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования . URL: http://econf.rae.ru/article/5521 (дата обращения: 05.04.2020).

5. Листвин А.А. Антиномии современного среднего профессионального образования. Образование и наука. 2017;(1): 103-119. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-103-119

6. Листвин А.А. Среднее профессиональное образование: проблемы содержания и реализации. Образование и наука. 2015;1(3):62-70. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-62-70

7. Мельников Н.А. Модернизация системы среднего профессионального образования: проблемы и перспективы. URL:http://xn—btb1bbcge2a.xn--p 1 ai/blog/2018-06-21-1238

8. Мигунова Д. Ю. Современное состояние и проблемы российского среднего профессионального образования // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2014. №1-2 (117). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-rossiyskogo-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.04.2020).

9. Трондина А. Х. Качество профессионального образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов СПО и рынка труда. Режим доступа https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/05/06/kachestvo-professionalnogo(свободный доступ). - Дата доступа: 03.04.2020.

10. Шаповалов К.В. Современное профессиональное образование: проблемы, тенденции, перспективы // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 10 - С. 16-19

11. Энциклопедия профессионального образования / под ред. С. Я. Батышева [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http : //anovikov.ru/dict.htm.

List of references

1. Bataev A.V., Nalutin N. Yu., Sinitsyn S. V. Level of education: Specialties of secondary vocational education. 2019. - 272 p.

2. Higher and secondary professional education in Russia at the beginning of the 21st century: status, problems, development prospects: materials of the 12th International scientific and practical conference (Kazan, may 17, 2018). In 2 books. Book 1 . / under the General editorship of doctor of science R. S. Safin; doctor of science E. A. Korchagin. - Kazan: editorial and publishing center "School", 2018. - 430 p.

3. Kosenko S. T. Public institutes of professional education quality assessment/ Bacon's Bulletin. Series:Economics, issue 5 (64), 2014, pp. 93-98

4. Kostenko A. F. the Problem of formation and development of secondary vocational education in a small city // Research in the field of education, youth policy and social policy in the field of education . URL: http://econf.rae.ru/article/5521 (accessed: 05.04.2020).

5. Listvin A. A. Antinomies of modern secondary vocational education. Education and science. 2017;(1):103-119. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-103-119

6. Listvin A. A. Secondary vocational education: problems of content and implementation. Education and science. 2015;1(3):62-70. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-62-70

7. Melnikov N. A. Modernization of the system of secondary vocational education: problems and prospects. URL:http://xn—btb1bbcge2a.xn--p 1 ai/blog/2018-06-21-1238

8. Migunova D. Yu. Current state and problems of Russian secondary vocational education // Bulletin of public opinion. Data. Analysis. Discussions. 2014. №12 (117). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-rossiyskogo-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (accessed: 05.04.2020).

9. Trondina A. Kh. Quality of professional education in accordance with the requirements of new educational standards of vocational education and the labor market. Access mode https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/05/06/kachestvo-professionalnogo(free access). - Access date: 03.04.2020.

10. Shapovalov K. V. Modern professional education: problems, trends, prospects / / international journal of experimental education. - 2014. - no. 10-P. 16-19

11. encyclopedia of professional education / ed. by S. ya. Batyshev [Electron. resource]. Mode of access: http://anovikov.ru/dict.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.