Savelyeva Marina Nikitichna, Tereshina Valentina Yuryevna, Volkov Yuri Aleksandrovich and others MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF TEACHING FOREIGN ...
pedagogical sciences
УДК 378.146
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0079
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
© 2019
Савельева Марина Никитична, старший преподаватель Терёшина Валентина Юрьевна, старший преподаватель Волков Юрий Александрович, старший преподаватель Фомичева Дарья Александровна, преподаватель
МФПУ «Синергия»
(125315, Москва, Ленинградский проспект, 80 Г, e-mail: [email protected])
Аннотация. В условиях формирования открытого общества и интеграции культур возникает потребность развивать умения и способности человека адекватно участвовать в межкультурном общении в различных сферах жизнедеятельности. Соответственно во время изучения иностранного языка исключительное значение приобретает не только усвоение речевого и языкового материала, но и формирование социокультурной компетенции как основы способности учащихся эффективно вступать в межкультурные отношения.
Ключевые слова: модернизация, иностранный язык, процесс познания, способ восприятия.
MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES
© 2019
Savelyeva Marina Nikitichna, Senior lecturer Tereshina Valentina Yuryevna, Senior lecturer Volkov Yuri Aleksandrovich, Senior lecturer Fomicheva Daria Aleksandrovna, Lecturer
FPA «Synergy»
(125315, Russia, Moscow, Leningradsky Avenue, 80 G, e-mail: [email protected])
Abstract. In the context of the formation of an open society and the integration of cultures, there is a need to develop the skills and abilities of a person to adequately participate in intercultural communication in various spheres of life. Accordingly, during the study of a foreign language is of exceptional importance not only the assimilation of speech and language material, but also the formation of socio-cultural competence as the basis of the ability of students to effectively enter into intercultural relations. Keywords: modernization, foreign language, process of cognition, way of perception.
Keywords: modernization, foreign language, process of cognition, way of perception.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Модернизация системы обучения иностранным языкам в рамках личностно-деятельностного подхода требует поиска инновационных технологий обучения, которые бы отвечали принципам гуманизации и демократизации начального образования, усиливали интерес к познанию, повышали мотивацию и активность обучающихся в овладении иноязычной коммуникативной компетенцией, то есть способностью к межкультурному иноязычному общению.
В последнее время благодаря развитию педагогической теории и практики, существенному расширению возможностей средств обучения, разработке и доступности широкому кругу учителей принципиально новых составляющих учебной среды стало возможным говорить о широком применении таких инновационных образовательных технологий, как интерактивные технологии обучения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Под интерактивными технологиями обучения в научной литературе понимают целостную систему, включающую в себя четко спланированный ожидаемый результат обучения, отдельные интерактивные методы и средства обучения, которые стимулируют процесс познания, умственные и учебные процедуры, с помощью которых можно достичь запланированных результатов" [9, с. 106-108]. Выделение наиболее целесообразных в использовании составляющих интерактивных технологий обеспечивает эффективное достижение конечной учебной цели, способствуя налаживанию взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса, активизации самостоятельности учащихся, созданию атмосферы взаимопонимания, формируя положительное отношение учащихся к процессу обучения.
Трактовка понятия "интерактивные технологии обучения иностранным языкам" находим в трудах Т.И.Коваль. Вслед за исследовательницей, мы определяем интерактивные технологии обучения иностранным
языкам как целостную и интеграгивную систему, которая предусматривает в соответствии целей и содержания обучения комплексное применение отобранных по принципам целесообразности внедрения и взаимного дополнения интерактивных методов, средств и форм обучения иностранным языкам с целью достижения заранее спланированного учебного результата.
На наш взгляд, важной составляющей интерактивных технологий обучения иностранных языков средства обучения, обеспечивающих личностное, интеллектуальное, эмоционально-волевой, а также качественное языковое, речевое и социокультурное развитие учащихся в процессе достижения целей, которые поставлены действующими нормативными документами по учебному предмету "Иностранный язык" в общеобразовательных учебных заведениях. Стоит отметить, что существует ряд классификаций обучающих средств иностранных языков, по которым они делятся на: основные, вспомогательные и дополнительные, для учителя и для ученика, технические и нетехнические [7, с. 33-36], традиционные, современные и перспективные, "бумажные" и электронные [4, с.50-54].
В контексте нашего исследования научный интерес представляют электронные средства учебного назначения, которые отличаются видами материально-технических носителей информации, на которых это средство находится, хранится и воспроизводится. К ним можно отнести: персональные компьютеры, магнитные носители информации (CD-ROM, CD-R, CD-RW, флеш-память, дискеты, жесткие диски и тому подобное), проигрыватели записи, интерактивные доски и др.
На сегодняшний день значительные перспективы для оптимального решения задач обучения, образования, воспитания и развития личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку открывает применение интерактивного мультимедийного программно-технологического учебного комплекса на основе технологии SMART Board, более известный под названием "интерактивная доска".
Проблема использования интерактивной доски во время обучения является достаточно новой и активно дискутируется в профессиональных изданиях. Так,
304
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Савельева Марина Никитична, Терёшина Валентина Юрьевна, Волков Юрий Александрович и другие
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ...
описывается компонентный состав, назначение, инструменты интерактивного учебного комплекса [1, с. 189192]; сделана попытка обосновать методику применения интерактивной технологии в учебном процессе [3, с. 50-54]; уделено внимание прикладном программном обеспечении для разработки дидактических материалов к учебным предметам школьного курса [6, 52-57]; определены возможности использования электронной интерактивной доски в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений [8, с. 121-126]. Однако почти отсутствуют, или встречаются лишь единичные работы, посвященные формированию социокультурной компетенции с использованием интерактивной доски на уроках иностранного языка. Поэтому целью статьи является теоретическое обоснование проблемы применения интерактивной доски в процессе формирования у учащихся начальной школы англоязычной социокультурной компетенции в нейрофизиологическом, когнитивном, психолого-педагогическом и методическом планах.
Опираясь на исследования указанных авторов, мы рассматриваем интерактивную доску как современный интерактивный мультимедийный программно-технологическое средство с высокой степенью интерактивности, что сочетает в себе все качества традиционной школьной доски, так и интерактивные свойства электронно-цифровых ресурсов и сенсорные свойства аппаратных средств для воспроизводства этих ресурсов и коллективной работы с ними.
В состав интерактивного мультимедийного программно-технологического учебного комплекса входят: компьютер, передающий сигнал (изображение) на проектор; мультимедийный проектор, который передает изображение на интерактивную доску; мультимедийная интерактивная доска, которая работает одновременно и как обычный или сенсорный экран, и как устройство управления компьютером (в том числе программными приложениями); соответствующее программное обеспечение, в состав которого входят такие инструменты, как записную книжку (SMART Notebook), средство видеозаписи (SMART Recorder), видеоплеер (SMART Video Player), дополнительные (маркерные) инструменты (Floating Tools), виртуальная клавиатура (SMART Keyboard).
Формирование целей статьи (постановка задания). Работа с интерактивной доской может проводиться в двух направлениях: 1) использование готовых интерактивных программ в процессе обучения; 2) разработка авторских программ для повышения эффективности процесса обучения.
Анализ научной литературы свидетельствует, что интерактивной доске присуща целый ряд характеристик как общих для всех электронных средств обучения, так и присущих только программно-технологического комплекса "Интерактивная доска".
Поддерживая мнение Н.Бовтенко, среди общих характеристик электронных средств обучения, которые свойственны и интерактивной доске, можно выделить: интерактивность, мультимедийность, адаптивность, нелинейность представления информации, индивидуальность дизайна, необходимость специальной подготовки пользователя для работы с программой [2, с. 114-115 ]. Важными же специфическими характеристиками интерактивной доски, как мы считаем, является мультисен-сорность (возможность привлечь слуховой, зрительный и тактильный анализаторы в процессе работы со средством); "безразмерность «(фиксируемая информация может располагаться на площади неограниченного размера, при этом все, что записывается на этой доске, может храниться бесконечно долго); универсальность (возможность обучения по принципу «всех всего»); полифункциональность (обеспечение выполнения комплекса учебных задач благодаря разнообразию функциональных возможностей).
Учитывая указанные характеристики интерактивной
доски, проанализируем вопросы использования интерактивного мультимедийного учебного комплекса в нейрофизиологическом и когнитивном аспекте.
С точки зрения нейрофизиологии, работа интерактивной доски как мультимедийного оборудования, предназначенного для воздействия на органы чувств, базируется на нейрофизиологических особенностях восприятия мультимедийной информации пользователем, что находится в прямом или опосредованном контакте с интерактивной доской. Таким Пользователем выступает учитель или ученик, управляющий объектами на поле доски, и ученик, воспринимающий информацию с определенного расстояния. В этом случае, интерактивная доска в отличие от компьютера предлагает более сбалансированный способ презентации и получения интерактивной информации, который характеризуется: 1) увеличением угла зрения и амплитуды движения глаз полем доски, что способствует расширению анатомического поля зрения активного и восприятию информации способом, подобным естественному способу восприятия реального жизненного пространства человека с целостным отражением, связанных наглядными временными и пространственными отношениями; 2) качественной, многоуровневой визуализации учебных объектов, что способствует их максимально быстрому восприятию и узнаванию; 3) тактильным способом управления информационными объектами в поле доски, что вовлекает в процесс обучения кисти рук пользователя как "манипуляторы восприятия" в пространственно-временном контексте; 4) моторными действиями рук, выполняемые пользователем во время управления информационными объектами в поле доски и представляют собой сложную скоординированную деятельность, в которой задействованы практически все системы организма, с обеспечением полной свободы перемещения, ограниченного лишь геометрическими размерами такой доски; 5) созданием благоприятных условий для распределенного скачкообразного движения глаз, что снижает уровень утомляемости и продлевает период активного восприятия интерактивной информации [5, с. 63-64].
Учета нейрофизиологических особенностей восприятия мультимедийной информации является одним из важных факторов успешного использования программно-технологического комплекса "Интерактивная доска" в формировании англоязычной социокультурной компетенции у учащихся младшего школьного возраста.
Предлагаем также обратить внимание на когнитивный аспект применения интерактивной доски в учебном процессе. В его основу положены принципы эффективности использования мультимедийного оборудования.
Проанализировав общие принципы применения интерактивной доски, описанные В.М.Коржачкшою, Г.Майером, В.Шноцем, мы можем выделить следующие принципы использования интерактивного комплекса в процессе обучения младших школьников английскому языку: принцип мотивационного обеспечения учебного процесса средствами интерактивной доски (предоставление учащимся младшего школьного возраста возможности не только увидеть, услышать, но и «прикоснуться» к учебного материала, что вызывает положительные эмоции и учитывает потребности, интересы, которые и определяют сущность понятия "мотивация"); принцип обратной связи (управление и контроль учебной деятельностью младших школьников); принцип природосо-образности (учет возрастных и индивидуальных особенностей субъектов обучения); принцип многоуровневой визуализации (использование зрительных, слуховых и тактильных анализаторов для эффективного усвоения англоязычного социокультурного учебного материала); принцип активности (побуждение учащихся начальной школы к встречной самомобилизации, самопроявления и рефлексивных импульсов); принцип мультимедий-ности (обучение эффективнее на основе графических и вербальных стимулов, а также их сочетания); принцип
Savelyeva Marina Nikitichna, Tereshina Valentina Yuryevna, Volkov Yuri Aleksandrovich and others pedagogical
MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF TEACHING FOREIGN ... sciences
пространственной и временной близости (пространственная и временная близость вербальных и графических материалов); принцип соответствия (исключение лишних слов, изображений, звуков из учебного материала); принцип модальности (сочетание материалов в различных модальностях (например, целесообразнее совместить текст и аудио, чем текст и рисунки)); принцип структурного отображения (соотнесенность определенного задания с адекватной сопроводительной графической информацией); принцип произвольности (обеспечение высокого уровня интерактивности за счет произвольного управления пользователем учебными материалами на поле доски) [11, с. 187-189].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов В перечисленных выше принципов следует, по нашему мнению, добавить принципы интерактивности (взаимодействие "интерактивная доска - младший школьник", "интерактивная доска - учитель - младший школьник" в учебном процессе); принцип мультисенсорности (использование комплекса средств для восприятия и обработки информации почти всеми органами чувств (зрением, слухом, прикосновением); принцип коллективного взаимодействия (творческое сотрудничество, что активизирует деятельность каждого отдельного ученика), которые предопределяют основные возможности использования интерактивной доски во время обучения английскому языку в начальной школе.
Рассмотрим возможности реализации нейрофизиологических и когнитивных принципов восприятия, переработки и усвоения информации во время работы с интерактивным комплексом. Для этого представим, как нам кажется, наиболее целесообразные технические свойства экранных объектов интерактивной доски и учебное влияние от их использования в процессе формирования у школьников начинающих англоязычной социокультурной компетенции.
Кроме этого, интерактивная доска дает возможность применять в учебно-воспитательном процессе широкий спектр разнообразных ресурсов: презентационное программное обеспечение; текстовые, графические и музыкальные редакторы; цифровые (оптические и магнитные) носители данных; информационные сервисные службы сети Интернет; статические изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана); видеофайлы (отрывки телепередач, записи на видеокассетах формата VHS либо на цифровых носителях видеоизображения); звуковые записи (фрагменты магнитофонных записей, сделанных учениками или учителями с микрофона, радиоприемника, других источников акустического сигнала); специализированное программное обеспечение для интерактивной доски [10, с.90-93].
Согласно целей и задач каждого отдельного урока можно использовать определенный инструментарий. Учитывая возрастные индивидуально-психологические особенности, современные тенденции процесса формирования социокультурной компетенции, технико-дидактические свойства интерактивной доски, попытаемся очертить возможности использования интерактивной доски во время формирование англоязычной социокультурной компетенции в рамках личностно-деятельност-ного и интерактивного подходов в методическом плане. Так, интерактивная доска:
- создает интерактивное иноязычное культурное учебную среду с учетом разнообразного учебного программного обеспечения, для которого характерны куль-турносформированность, информативность, эстетичность, экологичность, эргономичность, коммуникативность, межпредметность, интерактивность, ситуатив-ность, полифункциональность и максимальная приближенность к реальности. Такая учебная среда особенно благоприятна для учащихся начальных классов в психическом, физическом, эмоциональном плане, поскольку вызывает у них интерес к изучению английского языка 306
и уважение к англоязычной культуре. Широкий спектр фонов ресурса доски, яркие образы, звуковые и видеофайлы помогают создать необходимую для общения на межкультурную ситуацию, представить себя в роли носителя иностранного или родного языка;
- обеспечивает мультимедийную презентацию и демонстрацию социокультурного материала в широком диапазоне средств визуализации (карты, таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, фотографии, билеты, рекламные проспекты и др.) с их активным комментированием, опираясь на технико-дидактические свойства интерактивной доски. В этом контексте интерактивная доска не только оживляет учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности предпочтение наглядно-образного мышления над абстрактно-логистическим), но и повышает мотивацию обучения. Интерактивный комплекс привлекает, захватывает своим динамизмом, способствует эмоциональному настрою младших школьников на восприятие соответствующего социокультурного материала и обеспечивает высокий уровень концентрации их внимания.
Эмоционально яркий материал запоминается лучше, чем эмоционально нейтральный;
- обеспечивает формирование социокультурных навыков и развитие социокультурных умений во всех видах речевой деятельности, а именно в говорении, аудировании, чтении и письме;
- помогает учителю в организации значительно более широкого спектра тренировочной деятельности в процессе формирования социокультурной компетенции благодаря технико-дидактическим возможностям;
- способствует коллективному взаимодействию и включению каждого школьника с индивидуальным стилем обучения (аудиала, визуала, кинестетика) в процесс восприятия, переработки и усвоения социокультурной информации, а также создает условия для применения игровых, групповых, проектных и проблемных технологий обучения;
- обеспечивает организацию групповой и фронтальной контрольно-оценочной деятельности учащихся младшего школьного возраста, позволяет учителю познакомить учащихся с тестовыми заданиями в режиме просмотра и провести показательное тестирование как отдельного ученика, так и группы учеников для всей учебной аудитории.
- делает возможным создание медиатеки различных демонстрационных и методических социокультурных материалов, которые можно применять на уроках многократно, а также сохранять все записи на компьютере с возможностью открытия во время повторения пройденного материала или передачи ученику, который пропустил урок по состоянию здоровья.
Кроме этого, с психолого-педагогической точки зрения, использование интерактивных досок:
- дает возможность учителю выводить на экран заранее подготовленные материалы, и рабочее время на уроке используется только для решения поставленных задач;
- дает возможность многократно использовать значительно больший по объему дидактический материал, проводить с одним и тем же материалом совершенно разные уроки, учитывая индивидуально-психологические особенности конкретных учеников;
- создает условия для более эффективного восприятия информации учащимися на уроках за счет влияния почти на все органы чувств (зрение, слух, осязание);
- снижает тревожность учащихся во время работы у доски;
- дает больше возможностей для взаимодействия в классе: позволяет учащимся выполнять совместную работу и решать общую задачу, поставленную учителем;
- помогает учителю организовать грамотную обратную связь;
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Савельева Марина Никитична, Терёшина Валентина Юрьевна, Волков Юрий Александрович и другие
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ...
- сокращает непродуктивное использование времени урока;
- позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, перетаскивать объекты в другое место, устанавливать новые связи между объектами в режиме реального времени, не касаясь компьютера и обеспечивая открытость пространства для учебного взаимодействия, когда создается иллюзия прямой, а не опосредованной компьютером и проектором взаимодействия с учебным материалом «на глазах у всех»;
- создает феномен коллективного внимания, который дает возможность как ученику и учителю управлять как всей аудитории в целом, так и каждым отдельным ее членом, что является основой целенаправленного и эффективного обучения;
- обеспечивает постоянный прямой визуальный контакт учителя со школьниками;
- способствует развитию наглядно-образного мышления у младших школьников, стимулирует их внимание
(непроизвольное и произвольное), воображение в процессе формирования навыков и умений социокультурной компетенции; - активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся младших классов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Во время работы с интерактивной доской следует учитывать возможные трудности: наличие технических проблем, значительные затраты времени на подготовку к уроку, наличие нескольких разных типов интерактивных досок, почти полное отсутствие специального программного обеспечения для интерактивных досок, необходимость временных ограничений работы с интерактивной доской на уроке с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм, определение оптимального места интерактивной доски в учебном процессе.
Однако следует иметь в виду, что интерактивная доска является лишь инструментом, дополнительным средством в руках талантливого мастера - учителя.
Таким образом, суммируя вышесказанное, можно с уверенностью констатировать, что интерактивная доска играет значительную роль в процессе формирования англоязычной социокультурной компетенции, повышая эффективность учебно-воспитательного процесса, за-действуя дополнительный (кроме аудиального и визуального) канал восприятия - кинестетический, обеспечивая оптимальный темп занятия и сохранение времени на обсуждение, делая возможным управление всеми функциями компьютера и любым программным обеспечением не только электронным или механическим маркером, а простым прикосновением руки или указкой, предоставляя возможность участникам учебно-воспитательного процесса взаимодействовать в диалоговом режиме, способствуя усилению мотивации обучения и познавательной активности учащихся, постоянно поддерживая учителей в состоянии творческого поиска методических новаций средствами современных информационных технологий.
Перспективы дальнейших исследований мы видим в рассмотрении возможностей использования интерактивной доски в процессе формирования социокультурной компетенции в рецептивных видах речевой деятельности на уроках английского языка в начальной школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артемьева В.В., Тимофеева Т.Н. Интерактивная доска как средство проверки качества знаний учащихся //В сборнике: Традиции и инновации в педагогическом образовании сборник научных трудов IV международной конференции. 2018. С. 189-192.
2. Акмалов А.Ю., Садыкова Р.А. Интерактивная доска как современный подход к использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках
3. //В сборнике: Наука сегодня: реальность и перспективы материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». 2017. С. 114-115.
4. Бражникова А.Д. Интерактивная доска в учебном процессе // В сборнике: Современные проблемы образования: математика, эко-
номика, информационные технологии Материалы X научно-практической конференции. 2017. С. 50-54.
5. Дураков С.Г., Сидорова С.Ю., Синченко Е.В. Интерактивная доска как средство, способствующее повышению качества образования студентов // Азбука образовательного пространства. 2017. № 1 (1). С. 63-64.
6. Кошелева Е.А. Интерактивная доска: преимущества и недостатки использования в образовательном процессе // В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам XVIII международной научно-практической конференции. 2017. С. 52-57.
7. Панкратова М.В. Интерактивная доска: дидактические возможности использования на уроке // В сборнике: Актуальные вопросы современной информатики Материалы VII всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. 2017. С. 33-36.
8. Раджабалиев Г.П., Букарова С. Интерактивная доска в активизации обучения // В сборнике: Профессиональное и профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы материалы межвузовской студенческой и региональной научно-практических конференций. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», Инженерно-педагогический институт. 2017. С. 121-126.
9. Скопкарева Н.А. Интерактивная доска или «через тернии к звездам» // В сборнике: Применение возможностей интерактивной доски в образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС: областной научно-практический семинар Сер. «Федеральные государственные образовательные стандарты» Сборник материалов. 2018. С. 106-108.
10. Трофимова Ю.А. Интерактивная доска как способ развития профессиональной компетентности будущих специалистов // Научный альманах. 2017. № 5-2 (31). С. 90-93.
11. Шамшиева Г.Л.А. Interactive board as means of interactive training //Вестник Ошского государственного университета. 2018. № 2. С. 187-189.
Статья поступила в редакцию 31.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019