Научная статья на тему 'Компьютерная обучающая среда как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся средней и старшей школы'

Компьютерная обучающая среда как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся средней и старшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНО-КОМПЕТЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / TEENS / IT-COMPETENCIES / COMPETENT APPROACH OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE / MOTIVATION / INTERCULTURAL COMPETENCE / IT EDUCATIONAL FIELD / COMMUNICATIVE AND INFORMATIONAL COMPONENT OF IT-TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светозарова Наталия Сергеевна

В данной статье проанализированы основные особенности становления учебных интересов учащихся; обоснована необходимость изучения иностранного языка как важнейшего инструмента межкультурного обогащения и формирования личности; рассматривается компьютерная обучающая среда как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся основной и старшей школ; предлагается образец интернет-проекта, используемого в образовательной практике школы. Рассмотрены учебные и воспитательные цели медиа-проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светозарова Наталия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT educational field as the basic form of building the intercultural communicative competence in secondary and higher school

The research draws upon the development of student‘s interests; it‘s proved the necessity of learning a foreign language as the major instrument of intercultural enrichment and the formation of personality; it‘s pointed out IT educational field as the foundation of intercultural communicative competence development in secondary and higher school; it‘s given an example of the internet-project used in the school practice.

Текст научной работы на тему «Компьютерная обучающая среда как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся средней и старшей школы»

УДК 372.881.111.1

Н.С. Светозарова

Средняя общеобразовательная школа №1378, Москва

КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

В данной статье проанализированы основные особенности становления учебных интересов учащихся; обоснована необходимость изучения иностранного языка как важнейшего инструмента межкультурного обогащения и формирования личности; рассматривается компьютерная обучающая среда как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся основной и старшей школ; предлагается образец интернет-проекта, используемого в образовательной практике школы. Рассмотрены учебные и воспитательные цели медиа-проекта.

Ключевые слова: старший школьный возраст, компетентностный подход, иностранный язык, учебная мотивация, межкультурно-компетентная личность, межкультурная компетенция, компьютерная обучающая среда.

В современном обществе период старшего школьного возраста представляет собой кардинально значимый этап развития и становления личности. В этот период завершается подготовка к вхождению юношей и девушек в самостоятельную жизнь как полноправных участников социальных отношений. Наряду с социальным развитием, на данном возрастном этапе происходит и психологическое развитие старшеклассника. Психологическая специфика личности старших школьников определяется теми новообразованиями, которые зарождаются еще в подростковом возрасте. Повышение интереса к своей собственной личности, стремление к самостоятельности и «взрослости», появление критичности к себе и, в особенности, к окружающим - все эти элементы сохраняются и в юношеском возрасте, однако они в значительной степени видоизменяются. По мнению Г.М. Андреевой, существенные изменения происходят, прежде всего, в структуре самосознания. Резко усиливается процесс рефлексии, стремление к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей. Старшие школьники стремятся, как правило, к активному самопознанию, у них возникает ярко выраженная тенденция к самоутверждению. В этом проявляется специфическая трансформация чувства взрослости у старших школьников, по сравнению с подростками; у подростка существует желание лишь визуально «походить на взрослого», в старшем школьном возрасте проявлены ожидания признания собственной оригинальности, права выделяться чем-то из целостной массы сверстников. [3]

В связи с развитием и качественным преобразованием самосознания заметно усиливается потребность в самовоспитании и самообразовании. Старшие школьники начинают активно и целеустремленно работать над собой, над совершенствованием собственной личности и собственных статусных возможностей. Развивается чувство ответственности. Появляется система,

239

порой дисбалансированных, собственных задач и требований, выбираются нравственные ориентиры, которые становятся активаторами поведения и влияют на становление личности. Готовность к самостоятельному осуществлению жизненных планов, осознанию возможностей самореализации, принятию ответственности, позитивному отношению к внутреннему и внешнему миру в значительной степени оказывает влияние на образовательные потребности учащихся старших классов.

Можно согласиться с точкой зрения Е.А. Шумилина, который подразделяет старшеклассников с точки зрения направленности их учебных интересов на три группы: с направленностью на «точные» науки, на гуманитарные дисциплины и распределяющих интересы между разными предметами. Поскольку в старшем школьном возрасте формулируются задатки, определяющие будущую профессиональную пригодность выпускника школы, некоторые исследователи выделяют группы старших школьников по мотивам их заинтересованности учебными дисциплинами. Первая группа характеризуется тем, что в оценке любимого предмета старшие школьники довольно часто указывают на его важность в практической деятельности, перспективу использования данной отрасли науки в будущем. В этой группе старшеклассников четко обнаруживается влияние любимого учебного предмета на выбор профессии. Вторая группа школьников подчеркивает общеобразовательную значимость любимого предмета, его влияние на умственное развитие. Однако, по сравнению с первой группой, здесь меньше старшеклассников, определивших свое жизненное призвание. В третьей группе указываются такие мотивы, как качество преподавания, успехи в учении, легкость усвоения. У девушек чаще, чем у юношей, заинтересованность в каком-либо учебном предмете проявляется без видимой связи с практикой, с выбором профессии. В этом случае дается общая эмоциональная оценка предмета как эмоционально интересного, увлекательного. И, наконец, дополнительной активизации работы учителя требуют старшие школьники четвертой группы, для которых все предметы одинаковы, т.е. нет избирательного отношения к учебным дисциплинам [11].

Основная мотивация профессионального развития в старшем школьном возрасте - получение престижной, высокооплачиваемой работы. В этой связи очень часто старшеклассники осознают необходимость качественной сформированности коммуникативной компетенции в рамках общения на иностранных языках, востребованной в современном профессиональном контексте, то есть речь идет об иноязычной коммуникативной компетенции. Под компетенциями мы понимаем взаимосвязанные качества личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), задаваемые по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимые для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [4]. Усиление внимания к английскому как языку будущего профессионального общения обусловлено достаточно существенными факторами, а именно: экономической глобализацией, культурной и образовательной интеграцией, которые привели к активному

240

развитию международных экономических отношений, бизнеса и предпринимательства.

В качестве коммуникативно-прагматической цели обучения английскому языку на уровне школьного образования выступает межкультурно-компетентная личность старшеклассника, обладающая коммуникативной межкультурной компетенцией на уровне функциональной грамотности. Межкультурная компетенция - это способность успешно общаться с людьми других культур, в узком смысле - способность к успешному двустороннему общению с людьми из других культур. Эта способность может быть развита посредством определенной методической организацией учебного процесса.

Исследователи определяют ряд направлений формирования межкультурной коммуникативной компетенции в условиях обучения иностранному языку в школе, к которым относят следующие. Поликультурное направление: непосредственное обогащение своей культуры за счёт принятия иной культуры: принятие новых знаний об иной культуре для более глубокого познания своей; акцент не на различиях между культурами, а на сближающих, объединяющих факторах, способность смотреть на события и их участников не только со своей точки зрения, но и с позиций иной культуры. Поведенческое направление: умение бесконфликтно общаться с представителями иной культуры, проявлять толерантность на основе способности: взаимодействовать с людьми иной культуры с учётом их ценностей, норм, представлений; корректировать своё поведение в процессе общения с представителем другой культуры; сопереживать, проявлять эмпатию, находить конструктивные компромиссы с носителем иной культуры. Лингвосоциокультурное направление: использование лингвистических средств языка в соответствии с культурными нормами иностранного языка: умение обмениваться мнениями; умение активно слушать на основе повторения сказанного, резюмировать, проявлять внимание к собеседнику; ставить вопросы, приводящие к разъяснению сказанного [9].

Современная организация иноязычного образования в школе учитывает новые обучающие технологии, к числу которых можно отнести элементы компьютерной обучающей среды. За минувшие десятилетия проводились многочисленные попытки использования компьютера в практике преподавания иностранных языков. Обучение осуществлялось, в основном, с использованием специально созданных обучающих компьютерных программ, при помощи которых, несомненно, можно решить некоторые вопросы совершенствования языковых знаний. Однако прогресс не стоит на месте, и в начале третьего тысячелетия в России появились условия для преподавания иностранных языков с использованием интернет-технологий. Привлекательность интернет-технологий для преподавания иностранных языков связана с тем, что они создают среду, способствующую развитию творческих и когнитивных способностей учащихся в условиях нерегламентированности и многовариантности обучения, формирования и развития нестереотипного мышления, которое характеризуется

241

способностью выдвигать одновременно множество правильных идей, быстротой, гибкостью, оригинальностью, точностью.

Функционально процесс формирования межкультурной коммуникативной компетенции при помощи интерактивной компьютерной обучающей среды осуществляется с помощью двух компонентов сетевых технологий: коммуникативного и информационного. Коммуникативный компонент реализуется при помощи Е-mail и Skype, публикации блогов, участия в чатах. Задача учителя состоит в том, чтобы создать модель реального общения, которая способствует возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, поддерживает уверенность в себе и своих силах для осуществления коммуникации. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Реализуя акт коммуникации в иноязычной среде, обеспеченной Интернетом, учащиеся вовлечены в реальные жизненные ситуации, в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач. При этом школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами [12].

В рамках использования компьютерной обучающей среды нами были отобраны следующие интернет-ресурсы. Ресурс Global SchoolNet Foundation http://www.globalschoolnet.org способствует вовлечению учащихся в общение со своими сверстниками из разных стран с целью изучения традиций и культуры изучаемого языка. Сетевой ресурс ePals http://www.epals.com в рамках проекта "The Way We Are" ("Кто мы такие") помогает школьникам узнать о различных уголках земли, пообщаться с людьми, живущими там, с последующим использованием информации при написании письма другу в формате ГИА, а также эссе в формате ЕГЭ, которое предполагает элементы рассуждения на такие темы, как: «Проблемы больших городов», «Лучшее место для жизни», «Экологические проекты в твоем городе» и многие другие. Ресурс Kids' Space Connection ("Место встречи детей") http://www.ks-connection.org/home.cfm позволяет учащимся продемонстрировать свои знания на международном уровне. На форуме сайта ePals http://www.epals.com учащиеся участвуют в обсуждениях изучаемых на уроках тем и учатся высказываться по основным темам форума, отстаивать свою точку зрения. Сайт Британского Совета http://schoolsonline.britishcouncil.org/ предлагает поиск учащихся из различных стран, которые хотели бы принять участие в проекте по тематике, выбранной учащимися заранее. После решения всех организационных вопросов создается блог, доступный только его участникам. Это связано с политикой сайта, приоритетом которой является безопасность детей в Интернете.

В настоящее время нами создается блог по теме «Earth Day» (День Земли). Целью данного проекта является: обогащение учащихся гуманитарными знаниями (в частности, об истории и культуре изучаемых

242

стран); развитие умений ориентироваться в современной иноязычной информационной среде, используя мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации; создание баз данных; презентация результатов познавательной и практической деятельности; осуществление поиска, систематизации и обобщения информации; развитие иноязычных умений общаться в виртуальном пространстве.

Общение со сверстниками из другой страны может происходить путём обмена электронными сообщениями (e-mail), что даёт ученикам больше времени на анализ письма и продумывание ответа, причём общение может быть как индивидуальным, так и групповым. Тематика электронных сообщений зависит от тем, изучаемых на уроках, а именно: школьные предметы, спортивные соревнования, путешествия, выбор будущей профессии и многие другие. Обмен электронными сообщениями параллельно способствует развитию навыков письма. Общение со сверстниками на иностранном языке, независимо от того, являются ли они носителями, или тоже изучают язык, способствует формированию межкультурной компетенции учеников и расширению их кругозора.

На более продвинутом этапе обучения, при наличии у учащихся навыков разговорной речи, могут использоваться технологии, позволяющие общаться «вживую» с представителями изучаемой культуры. На данный момент самый распространённый сервис, предоставляющий бесплатно такую возможность, - это «Skype» (программное обеспечение, обеспечивающее голосовую связь через Интернет между абонентами). Так же общение в Интернете может происходить посредством публикации блогов. Существует немало образовательных интернет ресурсов, где учащиеся могут общаться посредством блогов (англ. blog, от web log - интернет-журнал событий, интернет-дневник). Примером может служить сервис для изучающих английский язык, предоставляемый британской телерадиовещательной корпорацией BBC на страницах www.bbc.co.uk. Одним из самых популярных сервисов для создания микроблогов является «твиттер» - www.twitter.com. Зарегистрировавшись, участники могут публиковать короткие сообщения («twits») на любую тему. Любой из пользователей может прочитать микроблог и тут же ответить на него или продолжить тему. «Твиттер» может широко использоваться для обучения письму и способствует пониманию иноязычных речевых конструкций. «Твиттер» способствует мотивации учащихся при изучении иностранного языка, так как, читая микроблоги других англоязычных пользователей, учащийся сталкивается с незначительным количеством непонятных слов, он переводит небольшие высказывания, чтение которых значительно проще и интересней, чем большие блоки информации. Также учащиеся создают свой микроблог и начинают писать небольшие фразы, что способствует актуализации лексических и грамматических навыков английского языка.

Микроблог может быть создан в рамках проекта, над которым учащиеся работают с целью обмена мнениями, а также анализа статистических данных,

243

предполагаемых по тематике проекта. В процессе применерния «Твиттера» нами была разработана музыкально- сценическая композиция, посвященная «Дню Победы». Цель проекта - показать огромный вклад защитников отечества в дело великой победы, сформировать гражданско-патриотическую позицию учащихся, воспитывать у учащихся любовь к истории своего государства. Информационный компонент реализуется благодаря тому, что интернет-среда - неистощимый источник информации, который может быть использован как учителем, так и учащимися. При правильной организации учебного процесса, помимо коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов, у учащихся формируется информационная компетенция, которая включает в себя овладение новыми информационными системами, понимание диапазона их применения, а также критическое отношение к распространяемой информации. [9]

Уровень сформированной у старших школьников межкультурной коммуникативной компетенции должен позволить им эффективно использовать иностранный язык в сфере общения (устного и письменного), а также быть психологически готовым к такому общению. Задача педагога -сформировать и развить иноязычную коммуникативную компетенцию на уровне практического владения иностранным языком как средством межкультурной коммуникации, обеспечивающим в дальнейшем возможность продолжения образования и профессиональной деятельности в иноязычной среде.

Компьютерная обучающая среда как основа формирования межкультурной компетенции учащихся основной и старшей школы имеет ряд преимуществ, таких как возможность реализации принципа индивидуальности, наличие отработанного механизма обратной связи, большие возможности наглядного предъявления языкового материала, объективная оценка результатов действий, запись протокола последующего анализа работы, активность обучаемого, обусловленная интерактивной формой работы с учебным материалом. Старшеклассник работает на персональном компьютере самостоятельно, не отвлекаясь от содержания действий по решению поставленных перед ним задач, и имеет возможность развернутого контроля собственных действий, что несёт также и воспитательный эффект, формируя навыки самодисциплины. Кроме того, старшеклассники оказываются в условиях большего эмоционального комфорта, поскольку нет отрицательного эмоционального воздействия со стороны возможных негативных эмоций учителя или одноклассников. Принципиальное новшество, вносимое компьютерной обучающей средой в образовательный процесс - интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное расширение спектра учебной работы. Использование компьютерной обучающей среды позволяет, по мнению Загвязинского В.И., воздействовать на повышение мотивации за счет активной вовлеченности в процесс живой коммуникации; воспитание самостоятельной личности благодаря навыкам находить, извлекать, оценивать и анализировать

244

релевантную информацию; повышение активности учебного процесса, позволяющее рационально организовать учебный процесс как в рамках аудиторных занятий, так и в условиях самостоятельной работы; развитие профессионально-коммуникативных навыков [6].

В рамках использования компьютерной обучающей среды нами был разработан медиа-проект на тему «Язык тела» («body talk») для учащихся 11 классов. Целью данной работы являлось воспитание и развитие информационной культуры старшеклассников, выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация способностей и склонностей учащихся в разнообразной школьной и внешкольной деятельности. Медиа-проект был реализован в ГБОУ СОШ № 1378. Медиа-проект был ориентирован на достижение ряда учебных, воспитательных и развивающих целей.

К учебным целям нами были отнесены следующие: дать учащимся знания о вербальных и невербальных средствах общения; актуализировать лексические навыки в соответствии с темой урока на уровне предложения и сверхфразового единства; совершенствовать навыки учащихся в основных видах речевой деятельности: в чтении, говорении, аудировании; расширить кругозор учащихся; использовать межпредметные связи в обучении иностранному языку. К воспитательным целям были отнесены следующие: воспитывать личностные качества учащихся, например, уверенность при ответе, умение отстаивать свою точку зрения и т.д.; стимулировать интерес учащихся к учебному процессу, в частности, к изучению английского языка; способствовать максимальному проявлению творческих способностей учащихся. В качестве развивающих были определены следующие цели: развивать познавательные и творческие навыки учащихся; развивать умения учащихся самостоятельно применять знания, анализировать и подводить итоги; развивать навыки коллективной деятельности; развивать навыки межкультурного общения. Для реализации медиа-проекта совместно с учениками использовались следующие медиа-ресурсы:

http://www. ehow. com/how_2325258_interpret-body-language.html; http://www.howcast.com/videos/10608-How-to-Interpret-Body-Language; http://www.howcast.com/videos/1885-How-to-Detect-a-Lie; http://www.m.authorstream.com/presentation/subh-152866-non-verbal-communication-littm-comm-education-ppt-powerpoint/. Также был использован богатый иллюстративный материал англоязычных www-сайтов. В ходе урока проводился групповой обмен мнениями с представителями англоязычной культуры на портале http://www.lingq.com/forum/ в ветке форума Body language - Open Forum in English, а также проводилось сравнение основных жестов, распространенных в русскоязычной и англоязычной культурах. Как показал анализ результатов, при подобной организации иноязычной коммуникативной деятельности существенно повышается мотивация учащихся к интерактивному взаимодействию с партнерами по коммуникации. Подобная мотивированность обеспечивает интерес школьников к запоминанию

245

лексики, усвоению грамматических структур, формированию основ коммуникативных стратегий.

Выявление возможностей использования компьютерной обучающей среды с целью формирования межкультурной коммуникативной компетенции в ближайшем будущем приобретёт значительную актуальность, так как в мире активного обмена опытом, знаниями и идеями с представителями иноязычной культуры крайне важно использование подхода, который позволял бы старшим школьникам стать активными участниками диалогичного общения, позволяя в его ходе скорректировать как нехватку языковых навыков, так и качество владения иностранным языком в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алмазова Н.И., Рубцова А.В. Принципы реализации продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании (психолого-дидактические аспекты) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. - 2011. -№4(136).-С.136-140.

2. Алмазова Н.И., Рубцова А.В. Процессуально-деятельностные параметры технологии модульного обучения продуктивному филологическому чтению на иностранном языке. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. - 2011. -№4(136).-С.89-84.

3. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: «Рукгер», 2004. - 324 с.

4. Болонский процесс: середина пути.- М., Веди, 2005. - 163 с.

5. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, Издательский дом «Ноосфера», 2009. -272 с.

6. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: Сб. науч. трудов. - Тюмень, 2012. - С. 8.

7. Пасниченко А.Э. О различиях самооценки волевых качеств личности в подростковом и юношеском возрасте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -2001.- № 3. - С. 39-45.

8. Пичугина Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании // Школа и производство. - 2006. - №1 - С. 149.

9. Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: - Тюмень, 2003. - 26 с.

10. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. -М., Эйдос. -2012- С. 3.

11. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника // www.txts.mgou.ru/psicology/1/7.doc

12. Fischer G. E-mail in foreign language teaching. Towards the creation of virtual classrooms. / G. Fischer -Tbingen, Germany: Stauffenburg Medien, 2008 - p.77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.