' 2 ИКТИСОДИЙ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ / ^ ч_ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА_)
Севликянц С.
к.э.н.,доцент
Институт Экономики АН РУз.
«Сегодня нет необходимости доказывать, что ХХI век, по общему признанию, становится веком глобализации и стирания границ, информационно коммуникационных технологий и интернета, веком все более растущей конкуренции на мировом пространстве и мировом рынке»
И. Каримов
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ -ОСНОВА ДИНАМИЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Роль образования на современном этапе развития Узбекистана определяется задачами его перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Важным условием и прочной базой для прорыва страны в разряд экономически и индустриально развитых стран мира, как отмечал Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов в книге «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса» является переход «к современной модели инновационного типа развития, основанной на расширенном и эффективном использовании созданного научно-технического потенциала, широком внедрении в практику достижений фундаментальной и прикладной науки, наукоемких технологий, увеличения числа высококвалифицированных, одаренных научных кадров»1.
В условиях реформирования экономики, ориентации её на рынок, образование рассматривается как один из ведущих факторов социального, экономического и политического прогресса, как средство для решения многих проблем обще-
1 Каримов И.А. «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса»- Т.:Узбекистан.-200о. - с.252
ства. Именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным условиям, помочь воспроизводству социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые ориентиры. Образование формирует этический каркас общества, оно призвано развивать чувство независимости и собственного достоинства, дает человеку способность ориентироваться в сложном, комплексном мире.
Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства, так называемого информационного общества, выдвигают информацию и знания на передний план социального и экономического развития. Именно с этих позиций необходимо выделять и анализировать основные тенденции мирового об-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 3, 2012
разования. Система образования - это та основа, на которой может быть оформлено открытое общество и эффективное государство
Роль образования на современном этапе развития Узбекистана определяется задачами его перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях. В связи с этим главная задача образовательной политики нашей страны состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Переход национальной экономики на новые условия хозяйствования повысил внимание учёных - экономистов и специалистов к рынку образовательных услуг, которое выражается в обучении потенциальных - будущих, и нынешних работников. В повседневной жизни каждый человек в той или иной мере испытывает потребность в знаниях. Эта потребность принимает в современном мире специфическую форму в виде желания в получении образования, которое может быть удовлетворено производителями образовательных услуг. Этим и объясняется интерес к образованию на современном этапе.
Хорошо известно, что, процессы глобализации ставят перед отечественной экономикой ряд проблем, общий смысл которых сводится к необходимости повышения конкурентоспособности, что относится и к образованию. Другими словами, для того, чтобы развиваться в со-
временных условиях, отечественная образовательная система должна функционировать с использованием принятых в мировой практике организационно-экономических механизмов и выпускать специалистов, соответствующих мировому уровню.
Выступая 17 февраля 2012 г. в Ташкенте на открытии Международной конференции: «Подготовка образованного и интеллектуального развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны», Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов сказал: «Сегодня нет необходимости доказывать, что XXI век, по общему признанию, становится веком глобализации и стирания границ, информационно-коммуникационных технологий и интернета, веком все более растущей конкуренции на мировом пространстве и мировом рынке»1.
Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль образования, т.е. стало очевидным, что дальнейший прогресс невозможен без совершенствования образования, и значит, растут потребности общества в образовательных услугах.
В настоящее время в республике принята Программа по развитию высших учебных заведений на 2011-2016 годы. Важнейшая цель этой Программы - дальнейшее укрепление материально-технической базы и оснащенности высшей школы современным учебным, лабораторным и научным оборудованием, и в конечном итоге - в совершенствовании учебных программ, реализации качественно новых подходов в подготовке кадров, отвечающих возросшим требованиям времени.
На реализацию данной Программы, в соответствии с принятым постановлением правительства намечено направить свыше 277 миллиардов сум2.
1 Народное слово 18 февраля 2012 г.№35.
2 Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 3, 2012
Таблица 1
Общеобразовательные учреждения (на начало учебного года)
2005 \ 2006 2006 \ 2007 2007 \ 2008 2008 \ 2009 2009 \ 2010
Общеобразовательные школы 9826 9816 9792 9792 9791
в них учащихся, тыс. 5961,3 5715,1 5394,1 5114,1 4909,1
Академические лицеи 77 99 119 128 139
в них учащихся, тыс. 37,3 53,1 75,6 93,9 106,3
Профессиональные колледжи 878 953 1073 1206 1368
в них учащихся, тыс. 853,3 1021,9 1119,7 1286,6 1404,5
Высшие учебные заведения 62 62 62 62 63
В них учащихся, тыс. 278,7 286,3 296,6 297,9 286,2
Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. Альманах Узбекистан - 2010.
По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. То, что знания начинают занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.
Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования. Если в 60-х годах прошлого века в большинстве стран резко возросла доля валового национального продукта, направляемого на образование, то в настоящее время в подавляющем большинстве как развитых, так и развивающихся стран государственные затраты на образование сокращаются или, что встречается гораздо реже, стабилизируются, что наблюдается и в настоящее время.
Правомерно, говорить о том, что за прошедшие последние 20 лет отечественные вузы (университеты) осуществляя экономическую деятельность на рынке образовательных научных и инновационных услуг, достаточно полно освоили предпринимательские подходы в условиях рыночных экономических отношений. Были открыты новые факультеты со специальностями, которые необходимы в на-
стоящее время, а также различного рода курсы по подготовке и переподготовке кадров.
Развитие рыночных отношений обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в Узбекистане сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос.
Важнейшей тенденцией современного образования на мировом уровне является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение этих стран в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников.
В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе узбекского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было на-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 3, 2012
коплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта.
Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более высоко технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании. А также, появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанная на новых информационных технологиях, что требует разработки другого подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института.
В настоящее время в Узбекистане функционируют филиалы трех российских вузов. Филиал Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова в г. Ташкенте, был открыт в 1995 году. В сентябре 2006г. в Ташкенте был открыт филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. 13 января 2007г. вышло Постановление Президента РУз «Об организации деятельности филиала Российского государственного университета нефти и газа имени И.М.Губкина в Ташкенте». В 2002 году в здесь же открылся Международный Вестминстерский университет, плодотворно функционирует Туринский политехнический институт, созданный постановлением Президента страны от 27 апреля 2009 года, а также функционирует Сингапурский институт развития менеджмента. Налажено тесное и плодотворное сотрудничество с рядом ведущих учебных центров мира, такими
как Кембриджский Университет, Университет Сорбонна и другие.
Оценивая роль образования в инновационном развитии экономики, следует отметить, что, с одной стороны, образование действительно предоставляет технические знания и навыки предпринимателям и другим заинтересованным лицам, связанным с процессом инноваций и экономическим ростом. С другой стороны, образование может стимулировать креативность с воображением и таким образом упростить процесс приспособления инноваций к требованиям реальной жизни. Вместе с тем здесь кроется опасность - образование может одновременно лишать креативности, загоняя индивидуума в определенные рамки мышления, лишая его возможности нестандартно мыслить. Важную роль в этом случае играют учебные программы, которые необходимо постоянно совершенствовать с учетом сегодняшних потребностей.
Отличительной чертой развития образования, на современном этапе является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высокоразвитых стран переходит в категорию мировых приоритетов. Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи является доминирующей тенденцией современности, а следствием этой тенденции - сближение, интеграция национальных систем образования.
Узбекистан участвует в международных проектах, активно обменивается учащимися, профессорско-преподавательским составом, а традиции и нормы мировой образовательной системы неизбежно проникают в наше образовательное пространство.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 3, 2012
Список литературы:
1. Закон Республики Узбекистан об образовании. От 29 августа 1997 года, № 464-1
2. Постановление Президента республики Узбекистан ПП-436 от 7 августа 2006 г. «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий».
3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 02.11.2010 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации».
4. Каримов И.А. Доклад на заседании Кабинета Министров по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год. «Народное слово» от 21 января 2011 г.
5. Каримов И.А. Доклад на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на на 2012 год.
6. Образование в Узбекистане: баланс спроса и предложения.//Доклад о человеческом развитии.-Ташкент, 2007-2008.
7. 7.Абдурахманов К. Х., Додобоев Ю. Т., Аллахвердиева Л. М. Современный менеджмент и реформирование системы образования в Узбекистане. Учебное пособие. Т.-2006.
8. Золотухина Е.С. Повышение конкурентоспособности ВУЗа на рынке образовательных услуг. Новосибирск. Новосибирская государственная академия экономики и управления. 2001.
9. Куцев Г.Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики // Педагогика. - М. - 2004. - № 3.
10.Становление общества знаний - цель реформирования образования и науки // Высшее образование сегодня. - М. - 2004.
11.Филип Г. Альтбах. Знание и образование как международный товар: крушение идеи общественного блага // "Alma Mater" (Вестник высшей школы) -2002 г. - № 7.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 3, 2012