' 52 мёхнатбозорИвайжтймойймухофазат
ч_РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА_
Муртазина Р.Б.,
старший научный сотрудник Института экономики Академии Наук Республики Узбекистан, кандидат экономических наук
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА В УЗБЕКИСТАНЕ
На торжественном собрании, посвященном 19-летию Конституции Республики Узбекистан, Глава нашего государства И.А. Каримов объявил 2012 год «Годом семьи»1. И это имеет глубокий смысл, так как семья всегда оставалась основным звеном нашего общества и важнейшей жизненной ценностью. По мере углубления экономических реформ и развития рыночных отношений в нашей стране создаются условия для всестороннего развития семьи и личности, улучшения здоровья и повышения благосостояния населения.
Семья в Узбекистане многофункциональна и сохраняет национальные традиции чадолюбия, высокой нравственности и воспитанности, стремления к знаниям, трудолюбия и взаимной поддержки. При этом, необходимо обратить особое внимание на умение в семьях нашей страны вести домашнее хозяйство, организовать личное подсобное хозяйство и семейное производство.
Сегодня, когда стоят задачи построения подлинно демократического государства, особое значение приобретают вопросы дальнейшего укрепления института семьи, повышения уровня жизни нашего народа.
Одним из важных направлений социально-экономического развития Узбекистана за годы независимости явля-
1 Каримов И.А. Наш путь - углубление демократических реформ и последовательное продолжение модернизации страны // Доклад Президента Республики Узбекистан И.А Каримова на торжественном собрании, посвященном 19-летию Конституции Республики Узбекистан. http://www.press-service. uz/ru/news/archive/dokladi#ru/news/show/dokladi/ nash_put__uglublenie_demokraticheski h_re/
ется повышение роли малого бизнеса и частного предпринимательства, в частности семейного бизнеса. Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов отметил: «Эта форма организации бизнеса полностью соответствует нашим национальным традициям и объективным реалиям хозяйственной деятельности»2. Одновременно, необходимо подчеркнуть, что в Узбекистане созданы все условия для развития семейного бизнеса с учетом лучших национальных традиций.
В силу специфики нашей страны и, прежде всего, демографических особенностей, проблема занятости населения продолжает сохранять свою актуальность и остроту. В этой связи в центре внимания государства всегда остаются программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения. Так, в 2012 г. предусматривается создание свыше 967 тыс. ра-
2 Каримов И.А.Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране // Доклад на совместном заседании палат парламента. - 12 ноября 2010 г.
бочих мест в городской и сельской местностях.
Вместе с тем, за счет дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства намечено трудоустроить свыше 480 тысяч человек., расширение различных форм надомного труда, прежде всего, в кооперации с предприятиями по трудовым договорам, а также семейного предпринимательства - более 210 тысяч человек1.
Создание более пятой части рабочих мест в семейном бизнесе объясняется тем, что в этой форме бизнеса могут принять участие люди, потерявшие работу, временно не работающие трудоспособные члены семьи, в частности женщины, занятые в домашнем хозяйстве и по уходу за малолетними детьми.
Семейный бизнес отличается от других разновидностей бизнеса тем, что права собственности и принятие решений в этом бизнесе принадлежат членам одной семьи, то есть людям, связанным родственными связями.
Как показывает мировая практика, семейный бизнес является основой малого бизнеса. Важнейшими преимуществами его являются высокая степень заинтересованности участников в становлении и развитии своего дела, возможность практически в любое время привлечь необходимые дополнительные трудовые и финансовые ресурсы между родственниками и т.д.
По характеру деятельности семейный бизнес, в основном, представлен мелкой торговлей, оказанием услуг населению или кустарным производством.
Развитие семейного бизнеса способствует решению проблем занятости и является дополнительным источником денежных доходов населения. Так, в Узбекистане за 2000 -2010 гг. численность за-
1 Каримов И.А. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины // Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год.
http://mfa.uz/rus/pressa_i_media_servis/news/ doklad_kabmin_2012.mgr
20.01.2012 09:1
нятых увеличилась с 8983,0 тысяч человек. до 11628,0 тысяч человек., или в 1,29 раза, доля денежных доходов от предпринимательской деятельности в общей сумме денежных доходов повысилась с 30,7% до 46,6%, или на 15,9 п.п.2.
В настоящее время семейный бизнес условно можно разделить на два вида. Первый - вновь созданные предприятия, характерные для Узбекистана и других стран СНГ, второй - успешные компании, характерные для многих экономически развитых стран мира, существующие много лет и уже переданные по наследству.
Изучение зарубежного опыта ведения семейного бизнеса показывает, что в некоторых странах этот бизнес составляет основу их экономики. Так, например, семейным компаниям в Германии принадлежат 85% всех промышленных предприятий в стране, на которых созданы 3 миллион рабочих мест, в Италии - 90% модельного бизнеса. При этом семейный бизнес является разнопрофильным. Наибольшей известностью в мире пользуются такие семейные предприятии, как кофейная компания «Далмайр» и «Verpoorten» в Германии, «Молочный бизнес... на двоих» фермы Вилема Дикстры в Голландии, сеть меховых салонов «Дионис» в Греции, Дом Моды «Etro» в Италии, мебельный концерн «ИКЕА» в Швеции, строительная компания «Мивел» в Югославии, компания «Sony» в Японии3.
В России для развития семейного бизнеса открываются восточные ресторанчики и «бистро» с домашней кухней, мелкие магазинчики и торговые центры, создаются новые издательства, рекламные агентства.
В Республике Беларусь главная характеристика предпринимательской фирмы, вне зависимости от масштаба и формы собственности, заключается в применении ею различного рода инноваций.
2 Социальное развитие и уровень жизни в Узбекистане. - Ташкент, 2001. - С. 3, 50; Социальное развитие и уровень жизни в Узбекистане. - Ташкент, 2011. - С. 23, 33.
3 http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-13013/
Рисунок 1.
Часто встречаемые трудности в функционировании семейного бизнеса, в % от числа опрошенных1.
В Казахстане основная роль малых и средних предприятий заключается в моделировании, изготовлении и поставке крупным предприятиям различных комплектующих узлов и деталей, шаблонов, инструментов, измерительных приборов и т.д. В сельской местности Казахстана члены семейного бизнеса, как правило, заняты переработкой сельскохозяйственной продукции для местных нужд, производством бытовой продукции и стройматериалов, проведением строительных и ремонтных работ, торговлей и транспортным обслуживанием, сельскими промыс-
2
лами
С целью выявления видов, состояния и перспектив развития семейного бизнеса в Узбекистане Республиканским Центром изучения общественного мнения «Ижти-моий фикр» был проведен с 1 по 8 сентября 2011г. опрос общественного мнения «Семейный бизнес: новый этап развития». Опросом было охвачено 1100 человек во всех территориальных подразделениях Узбекистана.
1 Источник: Материалы социологического обследования «Семейный бизнес: новый этап развития» Центра «Ижтимоий фикр», проведенного с 1 по 8 сентября 2011г. под руководством академика АН РУз, профессора Р.А. Убайдуллаевой.
2 Дятченко Л.Я., Ляшенко В.И., Павлов К.В. Малое предпринимательство в странах СНГ. - М.: Ма-
гистр, 2007. - С. 368, 387- 388.
При проведении социологического исследования среди опрошенных были: работники учреждений, организаций и предприятий государственного сектора -26,5%; работники негосударственных организаций, иностранных фирм, компаний - 4,7%; фермеры и предприниматели - 21,4%.
Кроме работающих были опрошены учащиеся и студенты - 5,5%; пенсионеры - 14,6%; домохозяйки, матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком - 19,6%; инвалиды - 1,4%; безработные - 6,3%.
По самооценке своего социального статуса ( по размеру дохода в год). опрошенные отнесли себя: к богатому слою -2,3%, к среднему - 76,0%, к ниже среднему - 18,9%, к малообеспеченным - 2,3%, отказались и затруднились ответить - 0,5% от общего числа опрошенных.
Выше указанным социологическим исследованием выявлено, что этой сферой бизнеса в Узбекистане охвачена каждая четвертая семья3. При этом каждая третья выращивает и производит сельскохозяйственную продукцию, каждая шестая -трудится в сфере торговли, каждая восьмая - занимается ремесленничеством и производством товаров повседневного спроса. 6,5 % семей работает в сфере
3 Источник: там же.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 10, 2012
Рисунок 2.
Сфера деятельности, в которой респондент хотел бы открыть свой семейный бизнес, в % от числа опрошенных1.
транспортных услуг. Вместе с тем, семейный бизнес недостаточно развит в таких сферах, как оказание медицинских, образовательных, юридических услуг.
Опрос общественного мнения показал, что для функционирования и развития семейного бизнеса больше всего создают трудности проблемы, связанные с получением кредита. Далее, в ранжированном ряду проблем следуют транспортные трудности (в том числе, связанные с деятельностью ГАИ), таможенный контроль, проверки контролирующих органов, высокие налоги, возрастающая конкуренция на соответствующих рынках (рис.1).
Большинство участников социологического исследования было уверено, что семейный бизнес имеет большие перспективы в Узбекистане. В будущем третья часть узбекистанских семей из всех регионов страны хотела бы открыть свой семейный бизнес. Причем среди них сельчан в 1,2 раза больше, чем горожан. При этом изучение перспективы развития семейного бизнеса показало, что наибольшее число респондентов (37,4%) хотели бы открыть свой семейный бизнес в сфере торговли, производстве продуктов пи-
1 Источник: там же.
тания, швейного производства, ремесленничества, общественного питания, услуг (рис. 2). Однако, в силу недостаточного уровня специальных знаний, опрошенные реже всего называли в качестве предпочтительной сферы для своего семейного бизнеса оказание таких видов услуг как медицинские, транспортные, юридические и образовательные (репетиторство).
Вместе с тем, в ходе опроса общественного мнения большинство опрошенных указало на необходимость усиления правовой защиты семейного бизнеса. Вместе с тем, необходимо отметить, что Президент Республики Узбекистан на торжественном заседании, посвященном празднованию 19-ой годовщины принятия Конституции страны, не просто объявил 2012 год «Годом семьи», а в последующем правительством страны была принята Государственная программа «Год семьи», в которой предусматриваются дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, внесение необходимых изменений и дополнений в действующие законодательные акты и разработка новых законов, положений и норм, направленных на развитие и совершенствование института семьи Постановление Президента Республики Узбеки-
стан: О Государственной программе «Год семьи» (ПП-1717 от 27 февраля 2012 г.).
В этой связи принят Законодательной палатой 16 марта 2012 года и одобрен Сенатом 23 марта 2012 года закон Республики Узбекистан «О семейном предприни-мательстве»1.
В этом законе для стимулирования развития семейных предприятий и создания для них благоприятных условий функционирования предусматривается, что установление общей численности участников семейного предприятия и его наемных работников не может превышать установленной законодательством среднегодовой численности работников субъектов малого предпринимательства. При этом минимальная численность участников семейного предприятия должна быть не менее двух человек.
Кроме того не требуется перевод жилых помещений, принадлежащих участ-
никам семейного предприятия на праве собственности в нежилые помещения для их использования в деятельности семейного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством для отдельных видов деятельности.
Также предусматривается освобождение от налогообложения прибыли, поступившей в распоряжение участников семейного предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, подключение к объектам коммунальной инфраструктуры, пользование коммунальными услугами (электроэнергия, водоснабжение, канализация, газообеспечение и теплоснабжение) по тарифам, предусмотренных для населения.
Все это будет способствовать дальнейшему развитию и расширению форм семейного бизнеса, дальнейшему повышению уровня занятости и улучшению благосостояния населения Узбекистана.
Список литературы:
Каримов И.А. Наш путь - углубление демократических реформ и последовательное продолжение модернизации страны // Доклад Президента Республики Узбекистан И.А Каримова на торжественном собрании, посвященном 19-летию Конституции Республики Узбекистан. http://www.press-service.
uz/ru/news/archive/dokladi#ru/news/show/dokladi/ nash_put__uglublenie_
demokraticheskih_re/
Каримов И.А.Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране // Доклад на совместном заседании палат парламента. - 12 ноября 2010 г.
Каримов И.А. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины // Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год.
Социальное развитие и уровень жизни в Узбекистане. - Ташкент, 2001. - С. 3, 50; Социальное развитие и уровень жизни в Узбекистане. - Ташкент, 2011. - С. 23, 33.
Дятченко Л.Я., Ляшенко В.И., Павлов К.В. Малое предпринимательство в странах СНГ. - М.: Магистр, 2007. - С. 368, 387- 388.
Постановление Президента Республики Узбекистан: О Государственной программе «Год семьи» (ПП-1717 от 27 февраля 2012 г.).
Закон Республики Узбекистан «О семейном предпринимательстве». - Ташкент, 26 апреля 2012 г. №ЗРУ - 327.
1 Закон Республики Узбекистан «О семейном предпринимательстве». - Ташкент, 26 апреля 2012 г. №ЗРУ - 327.