Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в инновационном развитии национальной экономики'

Информационно-коммуникационные технологии в инновационном развитии национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаджанов А. А.

В последние годы в мировой экономике наблюдается стремительный рост компьютеризации и информатизации. В результате отрасль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) превратилась в ведущий сектор экономики развитых стран и становится одним из приоритетных направлений социально-экономического развития многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в инновационном развитии национальной экономики»

V___/

д.э.н. Исаджанов А.А.

Ташкентский исламский университет

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В последние годы в мировой экономике наблюдается стремительный рост компьютеризации и информатизации. В результате отрасль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) превратилась в ведущий сектор экономики развитых стран и становится одним из приоритетных направлений социально-экономического развития многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Узбекистан предпринимает комплексные и системные меры по созданию национальной информационно-коммуникационной системы и интеграции ее в глобальное информационное общества.

Важным аспектом этой государственной политики становится формирование и развитие законодательства в сфере ИКТ. Приняты ряд законов Республики Узбекистан («О связи», «О телекоммуникациях», «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документообороте», «Об электронной коммерции», «Об электронных платежах»). Реализуются комплексные меры, направленные на: совершенствование государственной политики в области информатизации и развития нормативно-правовой базы и рынка услуг ИКТ. Важное внимание уделяется развитию технической инфраструктуры и ее интеграции с международными информационными сетями. Осуществляется внедрение ИКТ в различные отрасли реального сектора экономики. Развернута работа по комплексной информатизации всей системы начального, среднего специального и высшего образования.

За годы независимости сфера услуг стала быстроразвивающейся отраслью экономики Республики Узбекистан. Этому способствовала реализация Программы

развития сферы услуг и сервиса в 20062010 годах, утвержденная Постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 мая 2007 года № ПП-640. В целом, за 1990-2010 годы объем реализации услуг увеличился в 2,4 раза.

В 2011 году продолжился рост сферы услуг и сервиса, доля которой в формировании ВВП составила 50,5 % против 37 % в 2000 году, при этом услуги связи и информатизации за год возросли на 41,6%. Продолжилась реализация ряда проектов по развитию систем телекоммуникаций. В том числе, проложено 73 километра оптико-волоконной связи на линии Джизак-Булунгур, активно расширяется мобильная связь и сеть Интернет, до 38% увеличился охват населения цифровым телевидением.

При этом отчетливо были видны качественные изменения, связанные с ускоренным развитием современных видов услуг. За годы реализации данной Программы услуги связи и информатики выросли в 3,1 раза, а среднегодовые темпы роста за 1990-2010 годы составили 132,7%. Значительно расширились телекоммуникационные сети, каналы связи, пункты коллективного доступа к сети Интернет, услуги кабельного и эфирно-кабельного телевиде-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2012

ния, информационная инфраструктура с использованием цифровых технологий1.

Важнейшим приоритетом социально-экономического развития Узбекистана в 2012 году и на ближайшую перспективу остается обеспечение наряду с опережающим развитием транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры, ускоренного развития сферы ИКТ.

Как в 2012 году, так и в последующие годы актуальной остается реализация программы развития сферы услуг и сервиса на период 2012 - 2016 годы с доведением ее доли в ВВП страны до 54-56 %.

В этой программе предусматривается расширение масштабов и привлечение дополнительных ресурсов для развития и модернизации телекоммуникационной сети. Она направлена на обеспечение строительства волоконно-оптической линии связи Ургут-Шахрисабз и Байсун-Денау протяженностью свыше 172 километров. Будет расширена зоны охвата беспроводной связи за счет установки новых 89 базовых станций. Предусматривается поэтапный переход на цифровое телевидение путем установки телепередатчиков в Ферганской, Навоийской, Сырда-рьинской и Сурхандарьинской областях, и другие меры2.

Решая комплекс задач по развитию ИКТ, следует учитывать ряд её принципиальных особенностей. Во-первых, она выступает как отрасль промышленности, включающая производство компьютерного и телекоммуникационного оборудования, электронных компонентов (электронные чипы, полупроводники и др.), производство бытовой электроники (телевизоры, аудио и видео оборудование, монито-

1 Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010 гг.) и прогноз на 2011-2015 гг. Статистический сборник. Ташкент, 2011. С. 47-48.

2 Каримов И.А. 2012 год станет годом поднятия

на новый уровень развития нашей Родины. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год.//http://www.press- service.uz/ru/news/ show/dokladi/2012_god_stanet_godom_podnyatiya_ па_п_1/

ры, видеокамеры, цифровые фотоаппараты и другие).

Во-вторых, отрасль ИКТ представляет собой быстро развивающийся сектор услуг, охватывающие: телекоммуникационные услуги, компьютерные и информационные услуги (системное планирование, обработка данных, создание баз данных и их хранение), услуги сетей телевидения и радиовещания, спутниковые системы) и другие.

В-третьих, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИ-ОКР) в сфере ИКТ становятся решающим фактором в формировании инновационной экономики. Современные тенденции развития ИКТ связаны с стремительным ростом глобальной торговли товарами ИКТ и перемещением их производства из развитых в развивающиеся страны.

Более половины расходов на науку предпринимательского сектора в США приходится на исследования в сфере ИКТ и биотехнологий. Семь из двадцати крупнейших компаний мира по расходам на НИОКР специализируются в фармацевтике, пять - в сфере ИКТ. По оценке Национального научного фонда США, мировые расходы на НИОКР в области ИКТ превышают 150 миллиард долларов США3.

В-четвертых, осуществление НИОКР компаниями в сфере ИКТ эффективно сочетается с аутсорсингом услуг научных центров и университетов. Такое распределение исследовательских усилий позволяет фирмам развивать собственный инновационный потенциал. В настоящее время такие крупные компании, как IBM, AT&T и другие фирмы в условиях интенсивного расширения спектра ИКТ, необходимых для инноваций и учитывая возрастающую конкуренцию, осуществляют переход на новые стратегии, основанные на инновационных сетях.

Основными факторами, влияющими на развитие ИКТ, являются: развитие нормативно-правовой базы и информационно-коммуникационной инфраструктуры, налоговое и финансовое стимулирование, привлечение прямых

3 The 2007 EU Industrial R&D Investment Scoreboard, p.30, 55; Science and Engineering Indicators, 2006, p. A4-93.

V___/

иностранных инвестиций, в том числе путем создания инновационных центров и технопарков. Как показывает опыт развивающихся стран, в XXI веке они успешно сочетают догоняющую индустриализацию с догоняющей постиндустриализацией1.

Так например, важнейшим приоритетом индустриальной политики Индии в 80-х годах стала сфера информационно-коммуникационных технологий. В 1998 г. при правительстве был создан Комитет по информационным технологиям, разработана десятилетняя программа их развития и увеличилась подготовка специалистов в области компьютерных технологий и программного обеспечения. В результате Индия создала третий в мире научно-технический потенциал, вошла в пятерку ведущих стран по запуску ракет и ядерным технологиям2. Развитие ее кадрового и научно-технического потенциала позволило самостоятельно создавать передовые информационные технологии и осуществлять во все больших размерах экспорт программного обеспечения. Достаточно сказать, что экспорт данной продукции осуществляют более 400 индийских компаний. В 2006 г. их экспорт достиг 29,2 миллиард долларов США и продолжает увеличиваться ежегодно на 30 %3.

В Малайзии в середине 90-х годов была разработана «Политика национального видения», направленная на поэтапное ее превращение в постиндустриальную страну путем «перепрыгивания» посредством информационно-коммуникационных технологий через стадию индустриального общества4.

КНР во многом посредством развития ИКТ реализует долгосрочные планы формирования инновационного общества, которые подкреплены в последние годы

1 Шишков Ю.В. Государство и догоняющее развитие. //Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 6, С.15-29.

2 Индия: ИТ-сказка стала былью. CNews.ru/ SIBIS.

3 Pack H., Saggi K. The Case for Industrial Polisy. World Bank. Policy Research Working Paper 3839. February 2006. P.35; UNCTAD. Hadbook of Statistics 2009. Geneva. P. 279.

4 Джон К.Дж. Вперед к обществу знания в Малайзии: видение и стратегии//Информационное

общество. 2002. Вып. 1. С.21-26.

антикризисными мерами. Удельный вес КНР в мировых расходах на НИОКР возрос с 9,5 % в 2007 г. до 12,5 % в 2009 г. В Китае рассматривают новые, высокие технологии как важнейший источник экономического роста.

Инновационная модель развития Китая основана на постепенности перехода в соответствии с социально-экономическими вызовами мировой экономики. На начальном этапе характерна максимальная восприимчивость к зарубежным инновациям, использование позитивного опыта других стран, затем постепенный переход к производству собственных инновационных продуктов, развитие НИОКР, создание технопарков, бизнес-инкубаторов и создание собственной системы патентования.

По числу бизнес-инкубаторов Китай находится на втором месте после США5. Уже к 2008 г. в КНР было создано свыше 900 научно-исследовательских центров, основанных иностранными компаниями. При этом, число дипломированных специалистов в Китае прирастает в пять раз быстрее, чем в развитых странах.

Действующий в настоящее время в России перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники включает восемь направлений, в том числе развитие информационно-телекоммуникационных систем. Перспективными для российских производителей ИКТ считается производство: прикладных программных средств; интеллектуальных систем поддержки работы сложных комплексов; систем для единой телекоммуникационной сети, включающей Интернет, телевидение, радио; мультимедийных систем различного назначения и систем виртуальной реальности; систем определения положения людей или объектов на местности с высокой степенью точности (1—10 м); справочных систем и сервисов, использующих технологии геопозиционирования; единых электронных идентификационных документов; систем дистанционного образования и дистанционного медицинского обслуживания.

Учитывая эти тенденции, и принимая во внимание перспективы развития ИКТ

5 Карлинская О. Опыт инновационного развития Китая. www.rpm-consalt.ru

в Узбекистане, важно выделить ряд приоритетных задач в данной сфере экономики. Во-первых, модернизация национальной экономики и внедрение современных ИКТ требует разработки: беспроводных средств подключения к телефонным линиям и Интернету, техники доступа ко всем видам информации вне зависимости от места и времени, радиочастотных методов определения местонахождения любых перемещающихся объектов, сенсорной техники широкомасштабного применения, усовершенствованного компьютерного интерфейса и систем передачи информации (в том числе конфиденциальной), квантовых компьютеров.

Во-вторых, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы для широкого внедрения электронного бизнеса и коммерции, е-медицины, е-связи. В-третьих, разработка и внедрение системы е-обучения, онлайн технологий обучения в целях расширения непрерывности образования (life-long-learning and education-for-all), что напрямую стимулирует повышение квалификации трудовых ресурсов. В-четвертых, активизации процессов интеграции «науки-образования-

производства» в сфере ИКТ путем ускоренного создания технопарков и центров при ведущих университетах страны. В-пятых, инновационный рост как стратегическое направление развития национальной экономики будет обеспечиваться преимущественно за счет конвергенции передовых технологий.

В ходе этого процесса появляются широкие возможности возникновения огромного спектра новых технологических возможностей на стыке существующих, что значительно расширит базу для прорывных инноваций. Наиболее перспективными зонами конвергенции будут выступать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), био- и нанотехноло-гии. Комплексная интеграция ИКТ, нано- и биотехнологий позволит на новом качественном уровне решить проблемы модернизации национальной экономики, её технического и технологического перевооружения, что в конечном итоге обеспечит успешное решение задач по реализации Программы повышения конкурентоспособности экономики страны.

Список литературы:

1. Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010 гг.) и прогноз на 2011-2015 гг. Статистический сборник. Ташкент, 2011. С. 47-48.

2. Каримов И.А. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012г.// http://www.press- service.uz/ru/news/show/dokladi/2012_god_stanet_godom_ podnyatiya_na_n_1

3. The 2007 EU Industrial R&D Investment Scoreboard, p.30, 55; Science and Engineering Indicators, 2006, p. A4-93.

4. Шишков Ю.В. Государство и догоняющее развитие. //Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 6, С.15-29.

5. Индия: ИТ-сказка стала былью. CNews.ru/SIBIS.

6. Pack H., Saggi K. The Case for Industrial Polisy.World Bank. Policy Research Working Paper 3839. February 2006. P.35; UNCTAD. Hadbook of Statistics 2009. Geneva. P. 279.

7. Джон К.Дж. Вперед к обществу знания в Малайзии: видение и страте-гии//Информационное общество. 2002. Вып. 1. С.21-26.

8. Карлинская О. Опыт инновационного развития Китая. www.rpm-consalt.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.