Кадыров А.М.,
профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг» Ташкентского университета информационных технологий, доктор экономических наук; Севликянц С.Г.,
ведущий научный сотрудник НИЦ Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана, кандидат экономических наук, доцент; Отто О.Э.,
заведующая отделением «Экономических дисциплин» Филиала РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина в г. Ташкенте, кандидат экономических наук, доцент
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕКТОРА ИКТ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Прошедшее десятилетие показало, что информационно-коммуникационная среда переживает период существенных изменений, в результате которых система распространения информации радикально меняет свою сущность, превращаясь в новый сегмент информационного общества, в котором каждый может общаться с каждым или со всеми одновременно. Возникают совершенно новые явления, прежде никогда не существовавшие: социальные сети, блоги, индивидуальные масс-медиа и т.д.
В настоящее время в условиях глобализации экономики значительно возрастает зависимость национальных хозяйств от мирового рынка и факторов, определяющих его разви-
тие. Возможность влияния на общественное мнение превращается в значимый сегмент мировой экономики и весомый фактор развития социально-политических систем. Это
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 2
способствует в значительной степени определять характер общественного устройства, способы формирования социальных сообществ и их взаимодействие с государственными институтами, формы организации экономической активности, типы и принципы занятости населения, образ жизни и социальные установки значительной части общества.
В связи с этим трудно переоценить значение инфокоммуникаций в повышении эффективности государственного управления, обеспечении национальной безопасности, адресной социальной помощи, совершенствовании системы образования и здравоохранения.
Как сказал Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год: «Все большую популярность среди населения получают современные высокотехнологичные виды услуг, такие, как услуги мобильной связи, высокоскоростного интернета, телевизионной кабельной связи, дистанционные банковские услуги, услуги по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной
и автомобильной техники, технологического оборудования»1.
На сегодняшний день рынок ИКТ является одним из наиболее динамичных и емких секторов мирового хозяйства, что привело к усилению международной конкуренции в этой области.
К примеру, в докладе 2014 года, Всемирного Экономического Форума, по информационным технологиям, были проанализированы технико-экономические показатели 148 стран мира, представляющих больше 98% мирового ВВП. На основании этого анализа составлен Индекс Сетевой Готовности, который отражает состояние инфокоммуникационных технологий и их вклад в экономику каждой страны, представленной в индексе, а также готовность национальных экономик к использованию этих технологий.
Первое место в индексе заняла Финляндия. За ней в пятерке мировых лидеров следуют Сингапур, Швеция, Нидерланды и Норвегия. В первой десятке Индекса сетевой готовности представлены такие ведущие страны мира, как США (7 место и Велико-
1 Каримов И.А, Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // http://www.press-service. uz/ru/news/5079/
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 2
британия 9 место). Замыкает десятку Южная Корея1.
С учетом основных долгосрочных тенденций развития мировой экономики, связываемых с процессами перехода к постиндустриальному информационному обществу, развитие сектора ИКТ способно стать одним из наиболее предпочтительных направлений структурной перестройки экономики страны.
И в этом случае, актуальной становится проблема выбора наиболее адекватных инструментов государственной политики в области развития ИКТ сектора.
Растущий масштаб влияния информационно-коммуникационной среды на многие стороны жизни общества и государства требует предельно прагматичной стратегии управления ситуацией. Это касается не только развитием самой сферы, но и процессами, которые ее динамичная трансформация порождает в социально-политической и экономической сферах жизни общества. Это тем более необходимо, что масштаб инвестиций в развитие быстро меняющихся технологий становится все более и более значительным, а эффекты влияния новой информационной сферы - все менее и менее предсказуемыми.
Изучение опыта функционирования сектора ИКТ в странах с развитой рыночной экономикой показывает, что практически везде сохраняются элементы воздействия государства на деятельность субъектов рыночных отношений с использованием мето-
1 Всемирный Экономический Форум: Индекс сетевой готовности 2014 года. URL: http://gtmarket. ru/news/2 014/04/24/675 0
дов прямого (административного) и косвенного (экономического) регулирования. Правительственные органы определяют политику развития связи, формируют нормативно-правовую базу ее деятельности и взаимодействия с аналогичными сетями других стран. Они же непосредственно курируют вопросы лицензирования операторской деятельности, сертификации оборудования и услуг, распределения и использования спектра частот, ресурсов нумерации, сопряжения сетей и межсетевого взаимодействия, контроля и регулирования затрат.
Очевидно, и то, что без активной инвестиционной поддержки государства развитие сектора ИКТ невозможно. Однако эффективная реализация таких инвестиций требует от всех заинтересованных сторон, в том числе от частного бизнеса, выработки четкой стратегии развития. При этом согласование интересов является непростой задачей: так как, частные компании заинтересованы в получении скорейших доходов, а государство и регулирующие органы -в доступе к инновационным услугам, увеличении налоговых поступлений, экономическом росте, повышении благосостояния населения и конкуренции.
И крайне важно отметить, что ключевая роль здесь принадлежит государству. Именно оно, осознавая всю значимость ускоренного развития сектора ИКТ, а также трудности на этом пути для частного сектора, должно обеспечить баланс интересов всех сторон и направить их усилия на достижение общей цели. Для этого
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 2
необходимо четко понимать, каким образом и в какой степени в долгосрочной перспективе ИКТ обеспечивают развитие экономики и социальные потребности населения.
Например, правительство Сингапура поставило долгосрочную задачу превращения страны к 2015 г. в информационное общество. Для этого была принята программа под названием «Сингапур 12015», которая предусматривает удвоение объемов условно-чистой продукции, генерируемой сектором ИКТ (с 8 млрд. до 17 млрд. долл.), рост в три раза объемов экспорта этого сектора (до 40 млрд. долл.), увеличение в пять раз доходов от информационных услуг (до 24 млрд. долл.), создание 80 тыс. новых рабочих мест, охват 90% населения широкополосным Интернетом и обеспечение каждой семьи, где есть школьники, персональным компьютером с подсоединением к Интернету1.
Сингапурское правительство старается стимулировать спрос на услуги ИКТ, финансируя широкий спектр программ в сфере электронного образования, электронного здравоохранения, электронного правительства. Кроме того, ряд отраслей национальной экономики выдвигается на передний план глобального технологического развития. Например, программа электронной логистики направлена на создание эффективных сбытовых и логистических цепочек, включая хозяйство крупнейшего в мире порта.
Первоначальная финансовая поддержка государства является главным
1 Программа: Сингапур 2015. кЬг.тк.ш>агй с1е5/2012/01/11/659433..^^ед1уа...т^сот. uz>2014/01/24
фактором стратегии развития сектора ИКТ, поскольку для частного бизнеса экономические эффекты и спрос на некоторые новые виды услуг остаются на первых порах не вполне ясными и очевидными. Поэтому в последние годы многие страны осуществили значительные капитальные вложения в развитие ИКТ (табл. 1).
С учетом основных долгосрочных тенденций развития мировой экономики, связываемых с процессами перехода к постиндустриальному информационному обществу, развитие сектора ИКТ способно стать одним из наиболее предпочтительных направлений структурной перестройки экономики страны.
Необходимость решения проблемы формирования информационных систем в Узбекистане настоятельно требует существенного усиления регулирующего воздействия государства на процессы информатизации. Разумеется, это воздействие должно оказываться с учетом принципиальных особенностей функционирования органов государственного управления в условиях рыночной экономики и не должно опираться на методы прямого директивного управления.
Усиление регулирующего воздействия государства на процессы информатизации требует разработки и реализации новых механизмов и инструментов этого воздействия. Экономическая политика наряду с развитием правовых методов является одной из главных составляющих регулирующего воздействия государства на процессы информатизации.
В целом, инструменты государственного регулирования развития ИКТ
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 2
Таблица 1. Государственная поддержка развития ИКТ в некоторых странах1
Страны Особенности стратегии Цели и горизонт планирования Объемы государственной поддержки (млн долл.)
Сингапур Первым в мире достичь 100-процентного охвата страны оптоволоконной сетью К 2015 г. оборудовать данным видом связи 100% домов и компаний 670
Малайзия Стать одной из наиболее технологически развитых стран Азии К 2018 г. покрыть 35% страны Интернетом 680
Южная Корея Достичь наиболее высокого в мире уровня развития широкополосного Интернета На сегодняшний день охват широкополосным Интернетом составляет 94%, оптоволоконной связью - 34% 700
Австралия Охватить всю страну, включая отдаленные районы, оптоволоконной связью К 2014 г. - 94% всех домовладений и компаний 3300
Италия Предоставить всем гражданам страны доступ в Интернет со скоростью 20 Мб/с К 2013 г. охватить 100% домовладений и компаний оптоволоконной сетью 1250
Стокгольм (Швеция) Стать одним из первых в мире городов, полностью охваченных оптоволоконной сетью К 2012 г. охватить 100% домовладений и компаний 300
в Узбекистане можно классифицировать следующим образом (рис. 1).
Между прямыми и косвенными методами государственного регулирования сектора ИКТ существуют определенные различия. Так, если объектом прямой государственной поддержки являются, прежде всего, фундаментальная наука, а также исследования и разработки, проводимые в областях традиционной ответственности государства, то методы косвенной поддержки используются в основном для стимулирования исследовательских разработок (ИР) в частном секторе, т.е. для прикладной науки.
Вместе с тем, успех развития отечественных предприятий сектора, опирающихся на возрастающий внутренний (частный и государственный) спрос, а также - рост экспорта,
1 В.Кондратьев. «Сектор информационных технологий правит миром». http://www.perspektivy. тйо/рп^.р1пр?Ю = 114058
способен стать значимым элементом улучшения не только темпов, но также качества и устойчивости экономического роста в республике в целом.
И в этой связи стоит подчеркнуть, что влияние развития этого сектора на рост экономики страны может быть двояким, как прямым, так и косвенным.
Прямым вкладом сектора будет его растущая доля в ВВП страны. Косвенное же воздействие отразится в улучшении системы образования, росте эффективности и конкурентоспособности отечественных компаний и динамики развития всей экономики страны. Это является отражением влияния информационных технологий, наряду с другими технологическими прорывами, как технологии общего пользования, которая оказывает существенное влияние на интенсификацию развития других секторов экономики и используются как ин-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 2
Рисунок 1. Инструменты государственного регулирования развития сектора ИКТ в Узбекистане1
струмент или часть технологических новаций в других отраслях. И это все уже довольно ощутимо.
Определенный успех отечественных компаний в сфере производства программного обеспечения и компьютерной техники позволяет подтвердить предположение о наличии в Узбекистане существенных конкурентных преимуществ, связанных, в том числе, с высоким уровнем профессиональной образовательной подготовки и относительно низкой стоимости квалифицированной рабочей силы.
Так, на сегодняшний день исходя из данных статистической отчетно-
1 Составлено авторами на основе обобщения научной литературы.
сти, о производстве и реализации продукции сектора можно выделить несколько позиций мирового ИКТ-рынка, в которых отечественные компании имеют потенциал конкурентоспособности.
К ним относятся:
- производство программного обеспечения для систем информационной безопасности;
- производство программного обеспечения для распознавания документов и биометрии;
- производство программного обеспечения для автоматизации коммерческой и управленческой деятельности;
- производство систем поиска в Интернете;
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 2
- производство систем электронного (машинного) перевода;
- платежные системы (системы «электронных денег»);
- производство игровых программ;
- производство и распространение условно-бесплатных (shareware) программ;
- производство коммуникационного оборудования;
На наш взгляд следует выявить ключевые направления политики государства в области стимулирования конкурентоспособности через факторы спроса, что и будет одной из форм, государственного регулирования сектора ИКТ, а именно:
- обеспечение и стимулирование спроса на компьютерную технику и программные продукты со стороны частного сектора, вызывающего рост предложения со стороны отечественных компаний;
- установление строгих стандартов качества компьютерной техники и программных продуктов;
- повышение уровня государственных расходов на закупку компьютерной техники и программных продуктов;
- обеспечение эффективной конкуренции при проведении государственных закупок компьютерной техники и программных продуктов.
Литература:
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2002 г. №УП-3080 «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий». // Ведомости Олий Маж-лиса Республики Узбекистан, 2002 г., № 4-5.
2. Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // http://www.press-service.uz/ru/ news/5079/
3. Всемирный Экономический Форум: Индекс сетевой готовности 2014 года. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/04/24/6750
4. Кондратьев В. «Сектор информационных технологий правит миром». http://www.perspektivy.info/print.php?ID = 114058
5. Программа: Сингапур 2015 kbr.mk.ru>articles/2012/01/11/659433... strategiya...infocom.uz>2014/01/24
6. Мильнер Б.З. Исполнительная власть: принципы организации и управления // «Вопросы экономики», 2002, №7.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 2