Научная статья на тему 'Миллий иқтисодиётни модернизациялаш шароитида акт соҳасини давлат томонидан тартибга солиш'

Миллий иқтисодиётни модернизациялаш шароитида акт соҳасини давлат томонидан тартибга солиш Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфокоммуникациялар / иқтисодиётнинг глобаллашуви / инновацион хизматлар / иқтисодиётни ривожлантиришга таъсир қилиш методлари ва жамиятдаги ижтимоий жараёнлар. / information communications / globalization of the economy / innovative services / methods of influence on the economic development and social processes of society

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Абдурашид Маджидович, Севликянц Сергей Григорьевич, Отто Ольга Эдгаровна

Ушбу мақолада давлат томонидан АКТ соҳасининг инвестицион ва ҳуқуқий жараёнларини қўллаб-қувватлаш масалалари кўриб чиқилган. Бунинг учун АКТ соҳасини узоқ муддатли истиқболда иқтисодиётнинг ривожланиши ва аҳолининг ижтимоий талабларини қандай қилиб ва қай даражада таъминлашини таҳлил қилиб чиқиш талаб қилинади.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE ICT SECTOR FOR MODERNIZATION OF THE NATIONAL ECONOMY

The article deals with the process of investment and legislative support for the ICT sector of the state. For that target it is necessary to consider how and to what extent the long-term ICT provide economic development and social needs of the population.

Текст научной работы на тему «Миллий иқтисодиётни модернизациялаш шароитида акт соҳасини давлат томонидан тартибга солиш»

Кадыров А.М.,

профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг» Ташкентского университета информационных технологий, доктор экономических наук; Севликянц С.Г.,

ведущий научный сотрудник НИЦ Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана, кандидат экономических наук, доцент; Отто О.Э.,

заведующая отделением «Экономических дисциплин» Филиала РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина в г. Ташкенте, кандидат экономических наук, доцент

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕКТОРА ИКТ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Прошедшее десятилетие показало, что информационно-коммуникационная среда переживает период существенных изменений, в результате которых система распространения информации радикально меняет свою сущность, превращаясь в новый сегмент информационного общества, в котором каждый может общаться с каждым или со всеми одновременно. Возникают совершенно новые явления, прежде никогда не существовавшие: социальные сети, блоги, индивидуальные масс-медиа и т.д.

В настоящее время в условиях глобализации экономики значительно возрастает зависимость национальных хозяйств от мирового рынка и факторов, определяющих его разви-

тие. Возможность влияния на общественное мнение превращается в значимый сегмент мировой экономики и весомый фактор развития социально-политических систем. Это

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 2

способствует в значительной степени определять характер общественного устройства, способы формирования социальных сообществ и их взаимодействие с государственными институтами, формы организации экономической активности, типы и принципы занятости населения, образ жизни и социальные установки значительной части общества.

В связи с этим трудно переоценить значение инфокоммуникаций в повышении эффективности государственного управления, обеспечении национальной безопасности, адресной социальной помощи, совершенствовании системы образования и здравоохранения.

Как сказал Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год: «Все большую популярность среди населения получают современные высокотехнологичные виды услуг, такие, как услуги мобильной связи, высокоскоростного интернета, телевизионной кабельной связи, дистанционные банковские услуги, услуги по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной

и автомобильной техники, технологического оборудования»1.

На сегодняшний день рынок ИКТ является одним из наиболее динамичных и емких секторов мирового хозяйства, что привело к усилению международной конкуренции в этой области.

К примеру, в докладе 2014 года, Всемирного Экономического Форума, по информационным технологиям, были проанализированы технико-экономические показатели 148 стран мира, представляющих больше 98% мирового ВВП. На основании этого анализа составлен Индекс Сетевой Готовности, который отражает состояние инфокоммуникационных технологий и их вклад в экономику каждой страны, представленной в индексе, а также готовность национальных экономик к использованию этих технологий.

Первое место в индексе заняла Финляндия. За ней в пятерке мировых лидеров следуют Сингапур, Швеция, Нидерланды и Норвегия. В первой десятке Индекса сетевой готовности представлены такие ведущие страны мира, как США (7 место и Велико-

1 Каримов И.А, Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // http://www.press-service. uz/ru/news/5079/

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 2

британия 9 место). Замыкает десятку Южная Корея1.

С учетом основных долгосрочных тенденций развития мировой экономики, связываемых с процессами перехода к постиндустриальному информационному обществу, развитие сектора ИКТ способно стать одним из наиболее предпочтительных направлений структурной перестройки экономики страны.

И в этом случае, актуальной становится проблема выбора наиболее адекватных инструментов государственной политики в области развития ИКТ сектора.

Растущий масштаб влияния информационно-коммуникационной среды на многие стороны жизни общества и государства требует предельно прагматичной стратегии управления ситуацией. Это касается не только развитием самой сферы, но и процессами, которые ее динамичная трансформация порождает в социально-политической и экономической сферах жизни общества. Это тем более необходимо, что масштаб инвестиций в развитие быстро меняющихся технологий становится все более и более значительным, а эффекты влияния новой информационной сферы - все менее и менее предсказуемыми.

Изучение опыта функционирования сектора ИКТ в странах с развитой рыночной экономикой показывает, что практически везде сохраняются элементы воздействия государства на деятельность субъектов рыночных отношений с использованием мето-

1 Всемирный Экономический Форум: Индекс сетевой готовности 2014 года. URL: http://gtmarket. ru/news/2 014/04/24/675 0

дов прямого (административного) и косвенного (экономического) регулирования. Правительственные органы определяют политику развития связи, формируют нормативно-правовую базу ее деятельности и взаимодействия с аналогичными сетями других стран. Они же непосредственно курируют вопросы лицензирования операторской деятельности, сертификации оборудования и услуг, распределения и использования спектра частот, ресурсов нумерации, сопряжения сетей и межсетевого взаимодействия, контроля и регулирования затрат.

Очевидно, и то, что без активной инвестиционной поддержки государства развитие сектора ИКТ невозможно. Однако эффективная реализация таких инвестиций требует от всех заинтересованных сторон, в том числе от частного бизнеса, выработки четкой стратегии развития. При этом согласование интересов является непростой задачей: так как, частные компании заинтересованы в получении скорейших доходов, а государство и регулирующие органы -в доступе к инновационным услугам, увеличении налоговых поступлений, экономическом росте, повышении благосостояния населения и конкуренции.

И крайне важно отметить, что ключевая роль здесь принадлежит государству. Именно оно, осознавая всю значимость ускоренного развития сектора ИКТ, а также трудности на этом пути для частного сектора, должно обеспечить баланс интересов всех сторон и направить их усилия на достижение общей цели. Для этого

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 2

необходимо четко понимать, каким образом и в какой степени в долгосрочной перспективе ИКТ обеспечивают развитие экономики и социальные потребности населения.

Например, правительство Сингапура поставило долгосрочную задачу превращения страны к 2015 г. в информационное общество. Для этого была принята программа под названием «Сингапур 12015», которая предусматривает удвоение объемов условно-чистой продукции, генерируемой сектором ИКТ (с 8 млрд. до 17 млрд. долл.), рост в три раза объемов экспорта этого сектора (до 40 млрд. долл.), увеличение в пять раз доходов от информационных услуг (до 24 млрд. долл.), создание 80 тыс. новых рабочих мест, охват 90% населения широкополосным Интернетом и обеспечение каждой семьи, где есть школьники, персональным компьютером с подсоединением к Интернету1.

Сингапурское правительство старается стимулировать спрос на услуги ИКТ, финансируя широкий спектр программ в сфере электронного образования, электронного здравоохранения, электронного правительства. Кроме того, ряд отраслей национальной экономики выдвигается на передний план глобального технологического развития. Например, программа электронной логистики направлена на создание эффективных сбытовых и логистических цепочек, включая хозяйство крупнейшего в мире порта.

Первоначальная финансовая поддержка государства является главным

1 Программа: Сингапур 2015. кЬг.тк.ш>агй с1е5/2012/01/11/659433..^^ед1уа...т^сот. uz>2014/01/24

фактором стратегии развития сектора ИКТ, поскольку для частного бизнеса экономические эффекты и спрос на некоторые новые виды услуг остаются на первых порах не вполне ясными и очевидными. Поэтому в последние годы многие страны осуществили значительные капитальные вложения в развитие ИКТ (табл. 1).

С учетом основных долгосрочных тенденций развития мировой экономики, связываемых с процессами перехода к постиндустриальному информационному обществу, развитие сектора ИКТ способно стать одним из наиболее предпочтительных направлений структурной перестройки экономики страны.

Необходимость решения проблемы формирования информационных систем в Узбекистане настоятельно требует существенного усиления регулирующего воздействия государства на процессы информатизации. Разумеется, это воздействие должно оказываться с учетом принципиальных особенностей функционирования органов государственного управления в условиях рыночной экономики и не должно опираться на методы прямого директивного управления.

Усиление регулирующего воздействия государства на процессы информатизации требует разработки и реализации новых механизмов и инструментов этого воздействия. Экономическая политика наряду с развитием правовых методов является одной из главных составляющих регулирующего воздействия государства на процессы информатизации.

В целом, инструменты государственного регулирования развития ИКТ

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 2

Таблица 1. Государственная поддержка развития ИКТ в некоторых странах1

Страны Особенности стратегии Цели и горизонт планирования Объемы государственной поддержки (млн долл.)

Сингапур Первым в мире достичь 100-процентного охвата страны оптоволоконной сетью К 2015 г. оборудовать данным видом связи 100% домов и компаний 670

Малайзия Стать одной из наиболее технологически развитых стран Азии К 2018 г. покрыть 35% страны Интернетом 680

Южная Корея Достичь наиболее высокого в мире уровня развития широкополосного Интернета На сегодняшний день охват широкополосным Интернетом составляет 94%, оптоволоконной связью - 34% 700

Австралия Охватить всю страну, включая отдаленные районы, оптоволоконной связью К 2014 г. - 94% всех домовладений и компаний 3300

Италия Предоставить всем гражданам страны доступ в Интернет со скоростью 20 Мб/с К 2013 г. охватить 100% домовладений и компаний оптоволоконной сетью 1250

Стокгольм (Швеция) Стать одним из первых в мире городов, полностью охваченных оптоволоконной сетью К 2012 г. охватить 100% домовладений и компаний 300

в Узбекистане можно классифицировать следующим образом (рис. 1).

Между прямыми и косвенными методами государственного регулирования сектора ИКТ существуют определенные различия. Так, если объектом прямой государственной поддержки являются, прежде всего, фундаментальная наука, а также исследования и разработки, проводимые в областях традиционной ответственности государства, то методы косвенной поддержки используются в основном для стимулирования исследовательских разработок (ИР) в частном секторе, т.е. для прикладной науки.

Вместе с тем, успех развития отечественных предприятий сектора, опирающихся на возрастающий внутренний (частный и государственный) спрос, а также - рост экспорта,

1 В.Кондратьев. «Сектор информационных технологий правит миром». http://www.perspektivy. тйо/рп^.р1пр?Ю = 114058

способен стать значимым элементом улучшения не только темпов, но также качества и устойчивости экономического роста в республике в целом.

И в этой связи стоит подчеркнуть, что влияние развития этого сектора на рост экономики страны может быть двояким, как прямым, так и косвенным.

Прямым вкладом сектора будет его растущая доля в ВВП страны. Косвенное же воздействие отразится в улучшении системы образования, росте эффективности и конкурентоспособности отечественных компаний и динамики развития всей экономики страны. Это является отражением влияния информационных технологий, наряду с другими технологическими прорывами, как технологии общего пользования, которая оказывает существенное влияние на интенсификацию развития других секторов экономики и используются как ин-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 2

Рисунок 1. Инструменты государственного регулирования развития сектора ИКТ в Узбекистане1

струмент или часть технологических новаций в других отраслях. И это все уже довольно ощутимо.

Определенный успех отечественных компаний в сфере производства программного обеспечения и компьютерной техники позволяет подтвердить предположение о наличии в Узбекистане существенных конкурентных преимуществ, связанных, в том числе, с высоким уровнем профессиональной образовательной подготовки и относительно низкой стоимости квалифицированной рабочей силы.

Так, на сегодняшний день исходя из данных статистической отчетно-

1 Составлено авторами на основе обобщения научной литературы.

сти, о производстве и реализации продукции сектора можно выделить несколько позиций мирового ИКТ-рынка, в которых отечественные компании имеют потенциал конкурентоспособности.

К ним относятся:

- производство программного обеспечения для систем информационной безопасности;

- производство программного обеспечения для распознавания документов и биометрии;

- производство программного обеспечения для автоматизации коммерческой и управленческой деятельности;

- производство систем поиска в Интернете;

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 2

- производство систем электронного (машинного) перевода;

- платежные системы (системы «электронных денег»);

- производство игровых программ;

- производство и распространение условно-бесплатных (shareware) программ;

- производство коммуникационного оборудования;

На наш взгляд следует выявить ключевые направления политики государства в области стимулирования конкурентоспособности через факторы спроса, что и будет одной из форм, государственного регулирования сектора ИКТ, а именно:

- обеспечение и стимулирование спроса на компьютерную технику и программные продукты со стороны частного сектора, вызывающего рост предложения со стороны отечественных компаний;

- установление строгих стандартов качества компьютерной техники и программных продуктов;

- повышение уровня государственных расходов на закупку компьютерной техники и программных продуктов;

- обеспечение эффективной конкуренции при проведении государственных закупок компьютерной техники и программных продуктов.

Литература:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2002 г. №УП-3080 «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий». // Ведомости Олий Маж-лиса Республики Узбекистан, 2002 г., № 4-5.

2. Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // http://www.press-service.uz/ru/ news/5079/

3. Всемирный Экономический Форум: Индекс сетевой готовности 2014 года. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/04/24/6750

4. Кондратьев В. «Сектор информационных технологий правит миром». http://www.perspektivy.info/print.php?ID = 114058

5. Программа: Сингапур 2015 kbr.mk.ru>articles/2012/01/11/659433... strategiya...infocom.uz>2014/01/24

6. Мильнер Б.З. Исполнительная власть: принципы организации и управления // «Вопросы экономики», 2002, №7.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.