Кадыров А.М.,
доктор экономических наук, профессор; Севликянц С.Г.,
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НИЦ Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА ИКТ
На современном этапе модель развития экономики и качество экономического роста определяются, прежде всего, приоритетами государства в области наукоемких отраслей и высоких технологий, катализатором развития которых, послужила смена технологических укладов, произошедшая на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
Одновременно со стремительным развитием пятого технологического уклада, основанного на развитии информационных услуг, вычислительной техники и телекоммуникаций, происходит зарождение шестого технологического уклада, базирующегося на инновациях в области биотехнологии, искусственного интеллекта и космической техники.
В этих условиях развитие сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) следует рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны - как фактор развития экономики страны в целом, с другой стороны - как процесс, непосредственно зависящий от экономической поли-
тики государства. Такой подход обусловлен масштабом внедрения ИКТ в бизнес-процессы организаций, в механизмы государственного управления и повседневную жизнь людей.
Практика становления информационной экономики убедительно показывает, что за последние 15-20 лет в большинстве промышленно развитых стран особые усилия государства были направлены на поддержку и развитие информационного потенциала.
Выступая на расширенном заседании Кабинета Министров 18 января 2014 года, Президент Ислам Каримов подчеркнул важность ускоренной реализации мер и проектов в сфере
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8
информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий. В частности, была отмечена необходимость в кратчайшее время не только устранить существующее отставание по оказанию интерактивных информационных услуг, но и выйти в разряд передовых стран с высоким уровнем внедрения информационно-коммуникационных технологий1.
24 января 2014 года состоялось заседание Коллегии Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, посвященное итогам работы отрасли за 2013 год, и темпам внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий, определению перспектив и направлениям
^ 11
дальнейшей деятельности. На заседании было отмечено, что в 2013 году рост предоставленных услуг предприятиями отрасли составил 22,0%, в том числе рост услуг предоставленных населению составил 21%2.
В рамках проектов по резервированию и расширению магистральных, зональных и местных сетей, а также модернизации абонентских сетей на основе архитектуры FTTx3 были построены оптические линии связи общей протяженностью 2100 км4.
1 Каримов И.А. Доклад Президента РУз на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2013 г. и важнейшим приоритетам экономической программы на 2014 г./ «Народное слово» от 21 января 2014 г.
2 т^осот^ 2014/01/24
3 Виды кабельного подключения к сети Интернет.
4 т^осот^ 2014/01/24
В целях расширения сети широкополосной передачи данных было установлено устройство, способное обеспечивать 128 тысяч широкополосных соединений одновременно. Общее количество портов, установленных для оказания услуг фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет (в том числе по технологиям FTTx и xDSL5), доведено до 575 тысяч (на начало года было 378 тысяч)6.
В стране продолжается поэтапный переход на цифровое телевидение, который должен завершиться до конца 2017 года. В настоящее время уровень охвата населения цифровым телевидением доведен до 45% (на конец 2012 года этот показатель составлял 42%)7.
Большое внимание уделяется внедрению системы «Электронное правительство» и развитию электронных технологий в целом. Так, только за прошлый год было принято 9 постановлений Президента Республики Узбекистан, 18 правительственных решений и более 40 отраслевых нормативно-правовых актов, касающихся сферы ИКТ.
Так, например, 1 июля 2013 г. запущен Единый портал интерактивных государственных услуг, через который к настоящему времени отправлено в государственные органы и хокимия-ты более 5,8 тыс. обращений граждан и юридических лиц, иными словами,
5 Виды кабельного подключения к сети Интернет.
6 infocom.uz 2014/01/24...
7 Там же.
создан механизм централизованного мониторинга и анализа состояния и качества предоставляемых интерактивных услуг, оказываемых через Единый портал1.
20 сентября 2013 года принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему усилению стимулирования отечественных разработчиков программного обеспечения» № ПП-2042. Объем услуг в сфере программных продуктов вырос по сравнению с началом прошлого года до 130,4%.
Под конец года, 31 декабря 2013 года принято Постановление Кабинета Министров «О мерах по внедрению системы оценки состояния развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Узбекистан».
Документом утверждена структура рейтинговой оценки состояния внедрения информационно-коммуникационных технологий в государственных организациях, схема проведения рейтинговой оценки, а также новые требования к официальным веб-сайтам органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах.
Утверждаемая система рейтинговой оценки внедрения ИКТ устанавливает новые, более жесткие требования к официальному веб-сайту, предоставлению интерактивных государственных услуг, ведомственным информационным системам и ресурсам, а
1 Там же
также обеспечению информационной безопасности.
Все это наглядно показывает о большой заинтересованности государства в деле развития сектора ИКТ, и выработки соответственной политики, а именно:
- создание правовой базы для успешного развития и функционирования сектора;
- оформление продукции информатизации как товарного продукта с учетом требований мирового рынка;
- инвентаризация продукции информатизации, оценка ее стоимости, государственный протекционизм и поддержка отечественных предприятий, производящих средства информатизации, информационные продукты и услуги через механизмы кредитно-финансовой, налоговой, тарифной и таможенной политики;
- усиление регулирующего воздействия государства в области лицензирования и сертификации продуктов и услуг;
- создание условий для привлечения стратегических инвесторов в развитие ИКТ.
Исходя из этих условий, в нашей стране, основными направлениями государственной политики в области ИКТ стали:
1. Снижение административных барьеров, включающие в себя:
- сокращение объектов лицензирования и обязательной сертификации и регистрации, сокращение прямых и косвенных издержек прохождения соответствующих процедур;
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8
- введение правовых механизмов, предусматривающих регулярную оценку эффективности действующих норм регулирования и их соответствующий пересмотр, а также - формализованную оценку эффективности вновь принимаемых норм регулирования с точки зрения их социально-экономической эффективности, (включая минимизацию издержек их соблюдения для бизнеса).
2. Учет при выработке политики проведения госзакупок и необходимости формирования эффективных стимулов для роста конкурентоспособности отечественного сектора ИКТ (там, где это не противоречит задачам минимизации бюджетных расходов), в том числе:
- обеспечение прозрачных, конкурентных условий тендеров;
- повышение требовательности к уровню технической сложности товаров и услуг для государственных нужд, включая оборонный комплекс;
- широкое использование программного обеспечения с «открытой» лицензией, стимулирующее развитие внутренних сервисных услуг сопровождения и модернизации «бесплатного» программного обеспечения в противоположность массовым закупкам преимущественно иностранного программного обеспечения.
3. Демонополизация сектора ИКТ, предполагающая обеспечение свободной конкуренции на рынке, в том числе, за счет активизации мер антимонопольного регулирования.
Так, как, развитие данного сектора способствовало массовому появлению информационных продуктов и услуг, то, это, в свою очередь, привело к формированию информационного рынка. И сейчас в составе, как мирового, так и отечественного информационного рынка можно выделить следующие сектора:
- рынок информационных и коммуникационных технологий;
- рынок информационных продуктов и услуг;
- рынок программных продуктов;
- рынок телекоммуникаций и средств связи;
- рынок средств информатизации.
Указанная структура информационного рынка полностью соответствует видам деятельности, включаемым в сектор ИКТ в соответствии с международными нормами и правилами.
Мировой ИКТ - сектор зародился примерно четверть века назад и в исторически короткий период пережил триединую революцию -технологическую, регуляторную и организационно-структурную, демонстрируя высокий динамизм и эффективность и внося крупный вклад в становление и эволюцию постиндустриальной, информационной экономики. Опираясь на непрерывный поток инноваций, ИКТ-сектор к настоящему времени вырос в крупнейший сегмент мирового хозяйства: его продукция составляет 6,0% мирового ВВП (€3,2 трлн.), занятость - 6-8% общей численности активного населения, инвестиции - 14-20% стоимости про-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8
Рис. 1. Темпы роста мирового рынка ИКТ и ВВП; эволюция вклада в мировой ВВП1
дукции, рентабельность производства варьируется в отдельных сегментах от 16 до 45%. В будущем его динамика замедляется: в последнее десятилетие по среднегодовому индексу прироста сегмент ИКТ приблизился к мировому ВВП; стабилизируется и его продуктовая структура (рис. 1).
В настоящее время рынок ИКТ является одним из наиболее динамичных и емких секторов мирового хозяйства, что привело к усилению международной конкуренции в этой области и побудило многие страны к увеличению затрат на НИОКР, инновации и продвижение продукции для обеспечения лидерства в глобальной индустрии ИКТ .
Показательно, что, несмотря на произошедший экономический кризис, передовые государства не экономят на науке. Сегодня можно сказать,
1 DigiWorld Yearbook: The challenges of the digital world, IDATE - 2012, WITSA, OECD, EU, EITO -2010-2012.
что мир строит свое будущее на платформе инфо-коммуникационных технологий. Мировые затраты на НИР в ИКТ в 2012 году приблизились к 300 миллиардам долларов США. Творческий потенциал такого сектора растет и по масштабам, и по результативности. Ее ориентировочные контуры: 6,5% мирового ИКТ-продукта; среднегодовой рост за последние пять лет -6,7% (рис. 2).
В странах ОЭСР расходы на НИР в ИКТ в 2,5 раза больше, чем в автомобильной промышленности, и втрое больше, чем в фармацевтике. Однако пока только США могут позволить себе проводить такой объем научных исследований в рассматриваемой области. Европейские государства следуют за лидером и запускают рамочные программы поддержки на всех прорывных направлениях прогресса. В группу лидеров по пионерным разработкам, помимо Великобритании,
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8
Рис. 2. Динамика роста затрат на НИР: мир и США1
Германии и Франции, входят Скандинавские страны и Израиль.
В данном контексте необходимо отметить стремительный прорыв в эту сферу и высокую инновационную активность ряда новых стран - Кореи, Ирландии, Финляндии, Индии 2 и др. Секрет их успеха объясняется тремя ключевыми факторами:
- целенаправленной политикой государства;
- эффективным взаимодействием с бизнесом;
- долгосрочными и крупными вложениями в науку, инновации и образование.
Здесь, необходимо отметить, что, в каждой стране научные исследования и разработки имеют свои структурные особенности и пользуются
той или иной степенью поддержки со стороны правительства.
Так, к примеру, особенно распространена в рассматриваемом секторе ИКТ практика беспроцентных кредитов, возвратность которых обеспечивается за счет эффекта, получаемого от коммерческого освоения продукта. Абсолютный лидер на мировой научной площадке ИКТ - США, хотя за последние семь лет затраты на НИР здесь увеличивались незначительно (около 0,9% в год), а также наблюдается явное смещение акцентов финансирования в сторону прикладных исследований и быстроокупаемых проектов. В течение 35 лет американское правительство было главным спонсором фундаментальных иссле-
1 Global R&D Funding Forecast, 2010-2013. www. rdmag.com December 2013.
2 Wy^eBa B. IT-News № 09/2013 (27.05),
IT Weekly № 21/2013 (27.05).
довании3.
3 Шульцева В. IT-News № 09/2013 (27.05), IT Weekly № 21/2013 (27.05)
Очень важной является и регулятивная роль государства: обеспечение, с одной стороны, приемлемого для частного бизнеса уровня прибыли для скорейшей окупаемости инвестиций, с другой - достаточно низких цен с целью поддержания спроса населения на соответствующие услуги.
Все множество форм и методов государственной поддержки развития сектора ИКТ, реализуемых сегодня в промышленно развитых странах, можно объединить в три основные группы.
К первой из них относятся формы, методы и механизмы, обеспечивающие прямое участие государства в производстве знаний, которое реализуется через формирование государственных научных структур (например, в форме государственных лабораторий, институтов и т.д.) и их прямое бюджетное финансирование. В эту же группу можно отнести и бюджетное финансирование государственного заказа (или части контракта), размещенного в частном секторе. Применение прямого бюджетного финансирования, как инструмента государственной поддержки сектора ИКТ, в большинстве случаев ограничено сферой традиционной ответственности государства (оборона, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство). А полученные здесь знания и результаты (естественно, за исключением тех, которые связаны с обеспечением обороноспособности страны и ее безопасности) доступны широкому кругу пользователей (сте-
пень этой доступности в той или иной стране регламентируется национальным законодательством по интеллектуальной собственности).
Вторая группа форм и методов государственной поддержки развития сектора ИКТ объединяет широкий спектр безвозмездных субсидий и грантов на проведение фундаментальных научных исследований, предоставляемых ученым, работающим как в государственных структурах, так и вне них. Одним из условий их предоставления является полная отчетность о ходе исследования, открытая публикация полученных результатов, хотя права исполнителя на интеллектуальную собственность в этом случае могут регламентироваться по-разному, в зависимости от действующего законодательства.
И, наконец, к третьей группе относятся такие формы и методы, которые направлены на формирование благоприятных условий для частных инвестиций в сферу ИКТ, стимулирование исследований и разработок в частном секторе, его инновационной активности. Ключевым элементом весьма богатого сегодня арсенала форм и методов этой группы являются налоговые льготы.
Одной из особенностей производства продукции в рассматриваемом секторе - высокая доля её финансирования бизнесом. Крупный ИКТ-бизнес на науку выделяет обычно от 5 до 14% годового оборота. Тем не менее, его вклад в бюджет сектора в последнее время снижается, особенно
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8
Рис. 3. Доля частного финансирования НИР в сфере ИКТ в 2004 и 2011 гг.1
в Германии, Великобритании и США, при усилении практически во всех странах роли государства (рис. 3).
Помимо перечисленных, другими формами и методами государственной поддержки развития сектора ИКТ являются:
• предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям бесплатных банковских ссуд;
• создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
1 Federal Communications Commission, UNCTAD, MEDEF International, 2005-2012. www.rdmag.com. December 2013
• снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
• отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
• создание сети бизнес-инкубаторов, технопарков и т. п.
В настоящее время складывается ряд благоприятных предпосылок, формирующих потенциал ускоренного роста отечественного сектора ИКТ, связанного как с увеличением спроса на продукцию сектора на внутреннем и внешнем рынках, так и достаточно эффективными конкурентными преимуществами отечественного бизнеса в этой сфере
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8
Литература:
1. Каримов И.А. Доклад Президента РУз на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2013 г. и важнейшим приоритетам экономической программы на 2014 г./ «Народное слово» от 21 января 2014 г.
2. infocom.uz>2014/01/24
3. DigiWorld Yearbook: The challenges of the digital world, IDATE -
2012, WITSA, OECD, EU, EITO - 2010-2012.
4. Global R&D Funding Forecast, 2010-2013. www.rdmag.com. December
2013.
5. Шульцева В. IT-News № 09/2013 (27.05), IT Weekly № 21/2013 (27.05).
6. Federal Communications Commission, UNCTAD, MEDEF International, 2005-2012., . www.rdmag.com December 2013.