Научная статья на тему 'Ахборот-коммуникация технологиялари секторини ривожлантиришда давлатнинг қўллаб- қувватлаш шакли ва усуллари'

Ахборот-коммуникация технологиялари секторини ривожлантиришда давлатнинг қўллаб- қувватлаш шакли ва усуллари Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновацион иқтисодиёт / ахборотлаштириш / ахборотлашган жамият / ахборот-коммуникация технологиялари / илмталаб маҳсулот / innovational economy / information / information society / informational-communicational technologies / scientific production

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Абдурашид Маджидович, Севликянц Сергей Григорьевич

Ушбу мақолада Ўзбекистонда миллий иқтисодиётнинг илмтлаб соҳаларидан бири сифатида АКТ соҳасини ривожлантириш тенденциялари таҳлил қилинган. Шунингдек, Ўзбекистонда АКТ соҳасини ривожлантириш ва унинг рақобатбардошлигини ошириш масалалари муҳим аҳамиятга эгалиги илмий асослаб берилган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF STATE SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF THE INFORMATION- COMMUNICATION TECHNOLOGIES SECTOR

The article focuses on the development of ICT in Uzbekistan as one of the most important high-tech sectors of the national economy, possessing fundamental importance for the growth of its competitiveness.

Текст научной работы на тему «Ахборот-коммуникация технологиялари секторини ривожлантиришда давлатнинг қўллаб- қувватлаш шакли ва усуллари»

Кадыров А.М.,

доктор экономических наук, профессор; Севликянц С.Г.,

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НИЦ Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА ИКТ

На современном этапе модель развития экономики и качество экономического роста определяются, прежде всего, приоритетами государства в области наукоемких отраслей и высоких технологий, катализатором развития которых, послужила смена технологических укладов, произошедшая на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

Одновременно со стремительным развитием пятого технологического уклада, основанного на развитии информационных услуг, вычислительной техники и телекоммуникаций, происходит зарождение шестого технологического уклада, базирующегося на инновациях в области биотехнологии, искусственного интеллекта и космической техники.

В этих условиях развитие сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) следует рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны - как фактор развития экономики страны в целом, с другой стороны - как процесс, непосредственно зависящий от экономической поли-

тики государства. Такой подход обусловлен масштабом внедрения ИКТ в бизнес-процессы организаций, в механизмы государственного управления и повседневную жизнь людей.

Практика становления информационной экономики убедительно показывает, что за последние 15-20 лет в большинстве промышленно развитых стран особые усилия государства были направлены на поддержку и развитие информационного потенциала.

Выступая на расширенном заседании Кабинета Министров 18 января 2014 года, Президент Ислам Каримов подчеркнул важность ускоренной реализации мер и проектов в сфере

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8

информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий. В частности, была отмечена необходимость в кратчайшее время не только устранить существующее отставание по оказанию интерактивных информационных услуг, но и выйти в разряд передовых стран с высоким уровнем внедрения информационно-коммуникационных технологий1.

24 января 2014 года состоялось заседание Коллегии Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, посвященное итогам работы отрасли за 2013 год, и темпам внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий, определению перспектив и направлениям

^ 11

дальнейшей деятельности. На заседании было отмечено, что в 2013 году рост предоставленных услуг предприятиями отрасли составил 22,0%, в том числе рост услуг предоставленных населению составил 21%2.

В рамках проектов по резервированию и расширению магистральных, зональных и местных сетей, а также модернизации абонентских сетей на основе архитектуры FTTx3 были построены оптические линии связи общей протяженностью 2100 км4.

1 Каримов И.А. Доклад Президента РУз на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2013 г. и важнейшим приоритетам экономической программы на 2014 г./ «Народное слово» от 21 января 2014 г.

2 т^осот^ 2014/01/24

3 Виды кабельного подключения к сети Интернет.

4 т^осот^ 2014/01/24

В целях расширения сети широкополосной передачи данных было установлено устройство, способное обеспечивать 128 тысяч широкополосных соединений одновременно. Общее количество портов, установленных для оказания услуг фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет (в том числе по технологиям FTTx и xDSL5), доведено до 575 тысяч (на начало года было 378 тысяч)6.

В стране продолжается поэтапный переход на цифровое телевидение, который должен завершиться до конца 2017 года. В настоящее время уровень охвата населения цифровым телевидением доведен до 45% (на конец 2012 года этот показатель составлял 42%)7.

Большое внимание уделяется внедрению системы «Электронное правительство» и развитию электронных технологий в целом. Так, только за прошлый год было принято 9 постановлений Президента Республики Узбекистан, 18 правительственных решений и более 40 отраслевых нормативно-правовых актов, касающихся сферы ИКТ.

Так, например, 1 июля 2013 г. запущен Единый портал интерактивных государственных услуг, через который к настоящему времени отправлено в государственные органы и хокимия-ты более 5,8 тыс. обращений граждан и юридических лиц, иными словами,

5 Виды кабельного подключения к сети Интернет.

6 infocom.uz 2014/01/24...

7 Там же.

создан механизм централизованного мониторинга и анализа состояния и качества предоставляемых интерактивных услуг, оказываемых через Единый портал1.

20 сентября 2013 года принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему усилению стимулирования отечественных разработчиков программного обеспечения» № ПП-2042. Объем услуг в сфере программных продуктов вырос по сравнению с началом прошлого года до 130,4%.

Под конец года, 31 декабря 2013 года принято Постановление Кабинета Министров «О мерах по внедрению системы оценки состояния развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Узбекистан».

Документом утверждена структура рейтинговой оценки состояния внедрения информационно-коммуникационных технологий в государственных организациях, схема проведения рейтинговой оценки, а также новые требования к официальным веб-сайтам органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах.

Утверждаемая система рейтинговой оценки внедрения ИКТ устанавливает новые, более жесткие требования к официальному веб-сайту, предоставлению интерактивных государственных услуг, ведомственным информационным системам и ресурсам, а

1 Там же

также обеспечению информационной безопасности.

Все это наглядно показывает о большой заинтересованности государства в деле развития сектора ИКТ, и выработки соответственной политики, а именно:

- создание правовой базы для успешного развития и функционирования сектора;

- оформление продукции информатизации как товарного продукта с учетом требований мирового рынка;

- инвентаризация продукции информатизации, оценка ее стоимости, государственный протекционизм и поддержка отечественных предприятий, производящих средства информатизации, информационные продукты и услуги через механизмы кредитно-финансовой, налоговой, тарифной и таможенной политики;

- усиление регулирующего воздействия государства в области лицензирования и сертификации продуктов и услуг;

- создание условий для привлечения стратегических инвесторов в развитие ИКТ.

Исходя из этих условий, в нашей стране, основными направлениями государственной политики в области ИКТ стали:

1. Снижение административных барьеров, включающие в себя:

- сокращение объектов лицензирования и обязательной сертификации и регистрации, сокращение прямых и косвенных издержек прохождения соответствующих процедур;

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8

- введение правовых механизмов, предусматривающих регулярную оценку эффективности действующих норм регулирования и их соответствующий пересмотр, а также - формализованную оценку эффективности вновь принимаемых норм регулирования с точки зрения их социально-экономической эффективности, (включая минимизацию издержек их соблюдения для бизнеса).

2. Учет при выработке политики проведения госзакупок и необходимости формирования эффективных стимулов для роста конкурентоспособности отечественного сектора ИКТ (там, где это не противоречит задачам минимизации бюджетных расходов), в том числе:

- обеспечение прозрачных, конкурентных условий тендеров;

- повышение требовательности к уровню технической сложности товаров и услуг для государственных нужд, включая оборонный комплекс;

- широкое использование программного обеспечения с «открытой» лицензией, стимулирующее развитие внутренних сервисных услуг сопровождения и модернизации «бесплатного» программного обеспечения в противоположность массовым закупкам преимущественно иностранного программного обеспечения.

3. Демонополизация сектора ИКТ, предполагающая обеспечение свободной конкуренции на рынке, в том числе, за счет активизации мер антимонопольного регулирования.

Так, как, развитие данного сектора способствовало массовому появлению информационных продуктов и услуг, то, это, в свою очередь, привело к формированию информационного рынка. И сейчас в составе, как мирового, так и отечественного информационного рынка можно выделить следующие сектора:

- рынок информационных и коммуникационных технологий;

- рынок информационных продуктов и услуг;

- рынок программных продуктов;

- рынок телекоммуникаций и средств связи;

- рынок средств информатизации.

Указанная структура информационного рынка полностью соответствует видам деятельности, включаемым в сектор ИКТ в соответствии с международными нормами и правилами.

Мировой ИКТ - сектор зародился примерно четверть века назад и в исторически короткий период пережил триединую революцию -технологическую, регуляторную и организационно-структурную, демонстрируя высокий динамизм и эффективность и внося крупный вклад в становление и эволюцию постиндустриальной, информационной экономики. Опираясь на непрерывный поток инноваций, ИКТ-сектор к настоящему времени вырос в крупнейший сегмент мирового хозяйства: его продукция составляет 6,0% мирового ВВП (€3,2 трлн.), занятость - 6-8% общей численности активного населения, инвестиции - 14-20% стоимости про-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8

Рис. 1. Темпы роста мирового рынка ИКТ и ВВП; эволюция вклада в мировой ВВП1

дукции, рентабельность производства варьируется в отдельных сегментах от 16 до 45%. В будущем его динамика замедляется: в последнее десятилетие по среднегодовому индексу прироста сегмент ИКТ приблизился к мировому ВВП; стабилизируется и его продуктовая структура (рис. 1).

В настоящее время рынок ИКТ является одним из наиболее динамичных и емких секторов мирового хозяйства, что привело к усилению международной конкуренции в этой области и побудило многие страны к увеличению затрат на НИОКР, инновации и продвижение продукции для обеспечения лидерства в глобальной индустрии ИКТ .

Показательно, что, несмотря на произошедший экономический кризис, передовые государства не экономят на науке. Сегодня можно сказать,

1 DigiWorld Yearbook: The challenges of the digital world, IDATE - 2012, WITSA, OECD, EU, EITO -2010-2012.

что мир строит свое будущее на платформе инфо-коммуникационных технологий. Мировые затраты на НИР в ИКТ в 2012 году приблизились к 300 миллиардам долларов США. Творческий потенциал такого сектора растет и по масштабам, и по результативности. Ее ориентировочные контуры: 6,5% мирового ИКТ-продукта; среднегодовой рост за последние пять лет -6,7% (рис. 2).

В странах ОЭСР расходы на НИР в ИКТ в 2,5 раза больше, чем в автомобильной промышленности, и втрое больше, чем в фармацевтике. Однако пока только США могут позволить себе проводить такой объем научных исследований в рассматриваемой области. Европейские государства следуют за лидером и запускают рамочные программы поддержки на всех прорывных направлениях прогресса. В группу лидеров по пионерным разработкам, помимо Великобритании,

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8

Рис. 2. Динамика роста затрат на НИР: мир и США1

Германии и Франции, входят Скандинавские страны и Израиль.

В данном контексте необходимо отметить стремительный прорыв в эту сферу и высокую инновационную активность ряда новых стран - Кореи, Ирландии, Финляндии, Индии 2 и др. Секрет их успеха объясняется тремя ключевыми факторами:

- целенаправленной политикой государства;

- эффективным взаимодействием с бизнесом;

- долгосрочными и крупными вложениями в науку, инновации и образование.

Здесь, необходимо отметить, что, в каждой стране научные исследования и разработки имеют свои структурные особенности и пользуются

той или иной степенью поддержки со стороны правительства.

Так, к примеру, особенно распространена в рассматриваемом секторе ИКТ практика беспроцентных кредитов, возвратность которых обеспечивается за счет эффекта, получаемого от коммерческого освоения продукта. Абсолютный лидер на мировой научной площадке ИКТ - США, хотя за последние семь лет затраты на НИР здесь увеличивались незначительно (около 0,9% в год), а также наблюдается явное смещение акцентов финансирования в сторону прикладных исследований и быстроокупаемых проектов. В течение 35 лет американское правительство было главным спонсором фундаментальных иссле-

1 Global R&D Funding Forecast, 2010-2013. www. rdmag.com December 2013.

2 Wy^eBa B. IT-News № 09/2013 (27.05),

IT Weekly № 21/2013 (27.05).

довании3.

3 Шульцева В. IT-News № 09/2013 (27.05), IT Weekly № 21/2013 (27.05)

Очень важной является и регулятивная роль государства: обеспечение, с одной стороны, приемлемого для частного бизнеса уровня прибыли для скорейшей окупаемости инвестиций, с другой - достаточно низких цен с целью поддержания спроса населения на соответствующие услуги.

Все множество форм и методов государственной поддержки развития сектора ИКТ, реализуемых сегодня в промышленно развитых странах, можно объединить в три основные группы.

К первой из них относятся формы, методы и механизмы, обеспечивающие прямое участие государства в производстве знаний, которое реализуется через формирование государственных научных структур (например, в форме государственных лабораторий, институтов и т.д.) и их прямое бюджетное финансирование. В эту же группу можно отнести и бюджетное финансирование государственного заказа (или части контракта), размещенного в частном секторе. Применение прямого бюджетного финансирования, как инструмента государственной поддержки сектора ИКТ, в большинстве случаев ограничено сферой традиционной ответственности государства (оборона, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство). А полученные здесь знания и результаты (естественно, за исключением тех, которые связаны с обеспечением обороноспособности страны и ее безопасности) доступны широкому кругу пользователей (сте-

пень этой доступности в той или иной стране регламентируется национальным законодательством по интеллектуальной собственности).

Вторая группа форм и методов государственной поддержки развития сектора ИКТ объединяет широкий спектр безвозмездных субсидий и грантов на проведение фундаментальных научных исследований, предоставляемых ученым, работающим как в государственных структурах, так и вне них. Одним из условий их предоставления является полная отчетность о ходе исследования, открытая публикация полученных результатов, хотя права исполнителя на интеллектуальную собственность в этом случае могут регламентироваться по-разному, в зависимости от действующего законодательства.

И, наконец, к третьей группе относятся такие формы и методы, которые направлены на формирование благоприятных условий для частных инвестиций в сферу ИКТ, стимулирование исследований и разработок в частном секторе, его инновационной активности. Ключевым элементом весьма богатого сегодня арсенала форм и методов этой группы являются налоговые льготы.

Одной из особенностей производства продукции в рассматриваемом секторе - высокая доля её финансирования бизнесом. Крупный ИКТ-бизнес на науку выделяет обычно от 5 до 14% годового оборота. Тем не менее, его вклад в бюджет сектора в последнее время снижается, особенно

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8

Рис. 3. Доля частного финансирования НИР в сфере ИКТ в 2004 и 2011 гг.1

в Германии, Великобритании и США, при усилении практически во всех странах роли государства (рис. 3).

Помимо перечисленных, другими формами и методами государственной поддержки развития сектора ИКТ являются:

• предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям бесплатных банковских ссуд;

• создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

1 Federal Communications Commission, UNCTAD, MEDEF International, 2005-2012. www.rdmag.com. December 2013

• снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

• отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

• создание сети бизнес-инкубаторов, технопарков и т. п.

В настоящее время складывается ряд благоприятных предпосылок, формирующих потенциал ускоренного роста отечественного сектора ИКТ, связанного как с увеличением спроса на продукцию сектора на внутреннем и внешнем рынках, так и достаточно эффективными конкурентными преимуществами отечественного бизнеса в этой сфере

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Каримов И.А. Доклад Президента РУз на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2013 г. и важнейшим приоритетам экономической программы на 2014 г./ «Народное слово» от 21 января 2014 г.

2. infocom.uz>2014/01/24

3. DigiWorld Yearbook: The challenges of the digital world, IDATE -

2012, WITSA, OECD, EU, EITO - 2010-2012.

4. Global R&D Funding Forecast, 2010-2013. www.rdmag.com. December

2013.

5. Шульцева В. IT-News № 09/2013 (27.05), IT Weekly № 21/2013 (27.05).

6. Federal Communications Commission, UNCTAD, MEDEF International, 2005-2012., . www.rdmag.com December 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.