Научная статья на тему 'Ўзбекистонда хизматлар соҳаси ривожланишини ўрта муддатли прогнозлаштириш модели'

Ўзбекистонда хизматлар соҳаси ривожланишини ўрта муддатли прогнозлаштириш модели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хизматлар соҳаси / барқарор ривожланиш / ўрта муддатли прогнозлаштириш. / services / sustainable development / medium term forecasting

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тищенко Елена Александровна

Мақола Ўзбекистонда хизматлар соҳаси ривожланишини ўрта муддатли прогнозлаштириш модели инструментларини ишлаб чиқишга бағишланган. Муаллиф мавзунинг долзарблиги, назарий асослари, модель инструментларининг мантиқий таркиби ва тузиш босқичларини очиб берди. Хизматлар соҳасининг ривожланишига таъсир кўрсатувчи базавий ва ўзига хос омилларнинг танланишини асослаш масалаларига алоҳида эътибор қаратилган. Олинган натижалар асосида ўрта муддатли истиқболда республикада хизматлар соҳасининг сифатли ривожланишини таъминлашга қаратилган амалий тавсиялар ишлаб чиқилган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF MEDIUM TERM FORECASTING OF SERVICES SECTOR DEVELOPMENT IN UZBEKISTAN

Article is devoted to the development of tools for medium term forecasting of services in Uzbekistan. The author justified the relevance of the research topic, theoretical foundations, logical structure and stages of building forecasting tools. Particular attention is given to justify the selection of basic and specific factors that influences the development of services. Practical recommendations are drawn based on the results for ensuring services quality development of the republic in the medium term.

Текст научной работы на тему «Ўзбекистонда хизматлар соҳаси ривожланишини ўрта муддатли прогнозлаштириш модели»

Тищенко Е.А.,

старший научный сотрудник Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан

МОДЕЛЬ СРЕДНЕСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В УЗБЕКИСТАНЕ

Одним из приоритетов экономического развития Узбекистана за последние годы является ускоренное развитие сферы услуг и сервиса.

О высокой значимости развития данной сферы не однократно отмечалось Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым, в частности «В устойчивом развитии нашей экономики все большую роль играет сфера услуг»1.

Важнейшим инструментом регулирования процессов в сфере услуг является прогнозирование тенденций развития с использованием экономе-трических методов. В процессе исследования разработана модель среднесрочного прогнозирования развития сферы услуг.

Теоретической основой модельного инструментария послужили фундаментальные исследования М. Пор-

1 Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год. // Источник: www. press-service.uz/ru/news/4875/

тера2, раскрывшие базовые факторы развития сферы услуг, влияние которых со временем сильно не меняется (демографические, инновационные, инвестиционные и инфраструктурные), а также производственная функция Кобба-Дугласа, где экономический рост зависит от двух факторов: труда и капитала.

Результаты исследования трудов зарубежных авторов, посвященных анализу развития сферы услуг и ее роли в экономическом росте, показали высокий уровень ее значимости и позволили определить ряд специфических факторов, оказывающих влияние на функционирование сферы услуг и сервиса в современных условиях. При этом центральным моментом в большинстве работ имеет доля этой отрасли в ВВП страны (региона), зависимость секторов с высокой добав-

2 Залялова Л.Р. Базовые факторы конкуренции и конкурентоспособности в сфере услуг. - Академия управления «ТИСБИ», Вестник ТИСБИ, 200б, № 2.

ленной стоимостью от уровня занятости/безработицы, повышение роли информационно-коммуникационных технологий в развитии экономики

и др.

В трудах зарубежных авторов очень часто исследуется наличие долгосрочной взаимосвязи между показателями производительности труда и занятости в сфере услуг. В работах Maroto-Sanchez, A. and Cuandrado-Roura J.R. [2011]1, проводится оценка влияния роста сферы услуг на общую производительность труда в экономике. Проведенный структурный анализ экономического роста в Еврозоне показывает значимость сектора услуг в росте Валового внутреннего продукта стран Еврозоны. По мнению авторов, для стран Еврозоны в повышении производительности труда значительное влияние оказывает развитие рыночных услуг, таких как услуги гостиниц и ресторанов, услуги транспорта и связи, финансы и страхование и др., характеризующиеся более высоким уровнем производительности труда и высокими темпами роста.

Некоторые авторы выделяют значимость информационно-коммуникационных технологий и занятости населения, как для роста ВВП на душу населения, так и для развития сектора услуг. Исследователи

1 Maroto-Sanchez, A. and Cuandrado-Roura J.R. 04/2011. Analyzing the role of service sector on productivity growth across European regions. Institute of Social and Economic Analysis. Working paper 04/2011, p.24

Dragos, С. and Dragos, S.L.2 [2012] доказали, что существует тесная связь между уровнем занятости населения и развитием сферы услуг. Для нас важен тот факт, что в период мирового финансового экономического кризиса в ряде стран мира за 2007-2011 гг. исследователи выделяют значимость влияния отраслей с высокой добавленной стоимостью, а также отрасли сферы услуг. Это туризм, финансовые услуги, услуги государственного сектора с соответствующей поддержкой со стороны финансового сектора. Они служат в качестве стабилизационных механизмов в период экономического кризиса.

В других исследованиях, в частности проведенного Д. Дворником и Д.Саболицем3, телекоммуникационные услуги рассматривают как ключевой фактор инновационной экономики. Авторы считают, что инвестиции в информационно-коммуникационную составляющую стали стимулом ускоренного роста сферы услуг и экономического роста ряда стран с переходной экономикой в Восточной Европе. Медленное развитие и недостаточный уровень телекоммуникационной составляющей сферы услуг в переходный период страны может ограничивать её взаимодействие со

2 Dragos, С. and Dragos, S. L., November 2012. Econometric Estimations Of The Services And Financial Sector Impact On Economic Growth Variations In Times Of Crisis. BABES-BOLYAI University of Cluj-Napoca, Romania. Contribution of Services to Economic Development. Vol. XIV Special No. 6, pp. 621-634.

3 Dvornik, D. and Sabolic, D., 2007. Telecommunication Liberalization and Economic Development in European Countries in Transition. Technology in Society, 29(4). P. 378-387.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

странами с развитой рыночной экономикой. Экономика страны, где достигнут высокий уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и услуг, лучше подготовлена для постиндустриального экономического роста, основанного на информационной составляющей.

Donghyun Park and Kwanho Shin, [2012]1, рассматривая эволюцию сферы услуг и сервиса в 12 странах Азии (Китай, Гонконг, Индия, Индонезия, Корея, Малайзия, Пакистан, Филиппины, Сингапур, Тайвань, Тайланд, Вьетнам), уделяют внимание ее доле в структуре общей занятости экономики этих стран. При этом исследователи считают, что с ростом доходов населения растет и доля сферы услуг в ВВП. Доля сферы услуг начинает расти при относительно скромном уровне доходов, с тенденцией к замедлению, которое исследователи называют первой волной. Затем рост сферы услуг возобновляется на второй волне при более высоком уровне доходов. Первая волна характеризуется ростом традиционных услуг (жилищно-коммунальных услуг, приготовление пищи, уборка, услуги салонов красоты и парикмахерских), в то время как вторая волна стимулирует развитие современных видов услуг (банковские, страховые, вычислительные, коммуникационные и бизнес услуги).

В условиях Узбекистана современные тенденции развития сферы услуг

1 Donghyun Park and Kwanho Shin, 02/2012. The Services Sector in Asia: Is It an Engine of Growth? Peterson Institute for International Economics. Working paper 12- 21. P. 30

обусловили выбор базовых и специфических факторов прогнозирования сферы услуг на среднесрочную перспективу. Во-первых, ускоренное развитие сферы услуг в Узбекистане за последние годы, а именно рост доли услуг в ВВП с 38,7% в 2005 г.2 до 52,0% в 2012 гг.. Активизация роста сферы обслуживания сопровождалась более высокими темпами роста (114,2% в 2012 г.), значительно опережая рост промышленности (107,7% в 2012 г.) и сельского хозяйства (107,0% в 2012 г.). Высокие темпы ее развития и повышение доли3 в ВВП свидетельствуют об устойчивости экономического роста и повышения уровня благосостояния населения.

Во-вторых, анализ развития сферы услуг в мире показывает тенденцию резкого роста сектора услуг, как в развитых странах (60-70% от ВВП, 63-75 % - в общей численности занятых, и более 50 % - в общем объеме инвестиций4). Так и в развивающихся странах (40-60% от ВВП) и наличием специфических различий в характере развития и структуре занятости (табл. 1.).

В развитых странах, таких как США, страны Евросоюза, Япония, Китай сервисная деятельность ориентирована на наукоемкие высокопроиз-

2 Источник: Постановление Президента Республики Узбекистан от 10 мая 2012 года № ПП-1754 «О Программе развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2012-2016 годы».

3 В результате реализации Программы развития сферы услуг и сервиса (Постановление Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2006 года № ПП-325 «О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006-2010 годах»).

4 Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. -С. 208.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

Таблица 1. Развитие сферы услуг в странах мира (доля сферы услуг в ВВП, в процентах)1

1991 1995 2000 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

США 71.4 72.1 75.4 76.7 76.9 77.6 79.3 79.0 78.6 -

Евросоюз 64.3 67.1 69.4 71.7 71.7 72.2 74.2 72.8 - -

Великобритания 66.4 67.6 71.7 75.9 76.4 76.5 78.2 77.7 - -

Германия 62.0 66.6 68.2 69.1 68.6 69.4 72.4 71.2 - -

Франция 69.6 72.1 74.2 77.3 77.2 77.5 79.2 - -

Япония 60.7 65.4 67.4 70.8 70.7 71.4 72.9 71.4 72.7 -

Бразилия 56.1 66.7 66.7 65.8 66.6 66.2 67.5 66.6 67.0 68.5

Индия 45.2 46.3 50.8 52.9 52.7 53.9 54.5 54.4 55.7 56.9

Ботсвана 36.2 44.7 44.7 - - - 65.9 56.6 57.0 62.2

Чили 50.0 55.5 61.9 52.0 53.4 58.4 58.8 57.5 58.3 -

Китай 33.7 32.9 39.0 40.9 41.9 41.8 43.4 43.4 43.3 -

Индонезия 41.3 41.1 38.5 40.1 39.5 37.5 37.1 37.8 38.1 -

Южная Корея 49.4 51.8 57.3 59.7 60.0 60.8 60.4 58.5 58.1 -

Малайзия 43.5 45.6 43.1 44.9 45.4 44.9 49.8 48.5 47.9 49.2

Таиланд 48.7 49.7 49.0 44.9 44.6 44.4 45.2 43.0 46.5 -

Турция 51.5 50.5 57.2 61.8 63.1 63.7 64.7 63.4 63.0 -

Россия 38.1 55.9 55.6 58.2 59.1 59.5 61.7 60.6 58.7 -

Украина 26.7 41.9 46.6 55.2 55.8 58.5 62.1 60.4 58.7 -

Казахстан 55.7 50.8 52.0 53.3 51.0 53.3 52.8 54.3 -

Киргизия 27.6 36.6 31.9 47.2 49.6 49.4 52.4 51.4 50.6 -

Таджикистан 26.4 22.2 33.7 44.7 47.3 48.9 54.4 55.4 51.3 -

Туркменистан 36.7 20.2 31.2 46.3 42.8 34.0 34.2 37.0 37.0 -

Узбекистан2 15.8 34.4 36.9 39.5 42.5 45.3 47.2 49.0 50.5 52.0

водительные сферы деятельности, а структура занятости характеризуется высоким уровнем квалификации и образования, т. е. высоким качеством человеческого капитала.

В большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки развитие сферы услуг связано с развитием традиционных видов обслуживания и преобладанием спроса на малоквалифицированную рабочую силу. Вместе с тем, в таких странах как Южная Корея, Малайзия, наряду с развитием традиционных отраслей, в настоящее время стреми-

1 Источник: World Development Indicators: Services, etc., value added (% of GDP), www.wdi.org

2 Источник: Статистический сборник «Национальные счета Республики Узбекистан». Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике.

тельно развиваются новые высокотехнологичные отрасли сферы услуг, что связано с динамичным развитием информационно-коммуникационных технологий, наукоемких услуг и ориентацией системы образования этих стран на потребности рынка труда.

В соответствии с вышеизложенными теоретическими подходами для кратко- и среднесрочных прогнозов сферы услуг используются базовые и специфические факторы роста сферы услуг со стороны спроса и предложения. Прогноз сферы услуг основан на использовании эконометрических методов и процедур. Модель прогнозирования сферы услуг осуществляет прогнозирование общих тенденций развития сферы услуг в целом (time

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

Рисунок 1. Логическая структура модели среднесрочного прогноза развития сферы услуг

series). Взаимосвязи между входными (показатели, характеризующие базовые и специфические факторы роста) и выходными переменными (реальный темп роста рыночных услуг) показаны на рис. 1.

Основными переменными модели были определены:

- Serv: рыночные услуги (прогнозируемая переменная);

- Empl: численность занятого населения в экономике;

- Empl_serv: численность занятого населения в сфере услуг;

- Inc_pop: совокупные доходы населения;

- Inv_eco: инвестиции в основной капитал в целом по экономике, а также Inv_serv: инвестиции в сферу услуг, Inv_t_it: инвестиции в транспорт и связь, которые расчетным путем были вычленены из инвестиций в основной капитал.

Все переменные (кроме численности занятых в целом в экономике и численность занятых в сфере услуг) были скорректированы с помощью индекса-дефлятора ВВП (базовый период: 3 кв. 2010 г.). Показатели (темп роста к соответствующему кварталу предыдущего года) были очищены от фактора сезонности. Со всеми показателя были проведены тесты на стационарность (ADF - test), которые показали стационарность всех переменных.

Функция рыночных услуг может быть представлена следующим образом:

Serv f(Fserv1 Fserv2)

(1)

где:

Serv - рыночные услуги; ^е^ - факторы, определяющие потенциальное предложение рыночных

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

услуг (рост численности занятого населения в экономике, рост численности занятого населения в сфере услуг, инвестиции в сферу услуг);

- факторы, определяющие потенциальный спрос на рыночные услуги (рост совокупных доходов населения, инвестиции в основной капитал в экономике, инвестиции в транспорт и связь).

В процессе исследования определены 6 основных факторов, формирующих динамику развития сферы услуг. Величина выборки составила 28 точек (квартальная динамика 2006-2012 гг.). В результате эконо-метрических сопоставлений в модель были включены три уравнения по трем факторам спроса и трем факторам предложения. Из этих факторов к базовым факторам отнесены инвестиции в основной капитал (фактор дополнительного спроса на продукцию сферы услуг), численность занятого населения и совокупные доходы населения. К специфическим факторам для сферы услуг относятся инвестиции в сферу услуг, численность занятого населения в сфере услуг, инвестиции в информационно-коммуникационные технологии и транспорт.

При построении уравнений использованы авторегрессионные преобразования AR (р) и процедуры сглаживания МА Это позволило учесть предысторию процесса через лаги запаздывания р и q. При этом открыта возможность придания характера инерционности прогнозному значению сферы услуг (табл. 2).

Полученные оценки эластичности сферы услуг по каждому фактору, формирующему его динамику, показывают, что для развития сферы услуг критически важными факторами являются совокупные доходы населения и уровень занятости. При этом высокий уровень коэффициентов эластичности объясняется краткосрочным характером воздействия. Этот результат подтвердил тесный уровень связи между уровнем занятости и развитием сферы услуг.

Аналогичные оценки получены по инвестициям в экономику, инвестициям в транспорт и связь, инвестициям в сферу услуг, формирующим динамику сферы услуг со стороны спроса и предложения.

При увеличении динамики каждого из этих факторов на 1 п.п.:

- динамика сферы услуг повышалась на 10,95 п.п. при росте общего уровня занятости в экономике;

- на 1,75 п.п. - при росте совокупных доходов населения;

- на 2,28 п.п - при росте уровня занятости в сфере услуг;

- на 0,26 п.п. - при росте инвестиций в экономику;

- на 0,25 п.п. - при росте инвестиций в сферу услуг;

- на 0,17 п.п. - при росте инвестиций в транспорт и связь.

Полученные оценки ошибок прогноза развития сферы услуг, как по каждому уравнению, так и по всем трем уравнениям в комплексе, позволяют сделать вывод о том, что полученные прогнозные значения на ретроспективный период отклоня-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

Таблица 2. Характеристика регрессионных уравнений, используемых для прогноза квартальной

динамики сферы услуг и сервиса1

№ уравнения Факторы Коэффициент Статистические критерии для уравнения в целом

Критерии ошибок R2 Устойчивость уравнения

DW АС BPG

1 INC_POP_SA - совокупные доходы населения EMPL_SA - занятость населения в экономике ^(4), МА(4)] 1.75** 10.95** + + + 0.89 +

2 - инвестиции в транспорт и связь INV_SERV_SA - инвестиции в сферу услуг [МА(5)] 0,17** 0,25** + + + 0.61 +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 INV_ECO_SA(-2) -инвестиции в экономику с лагом в два квартала EMPL_SERV_SA(-4) -занятость в сфере услуг с лагом в четыре квартала 0,26** 2,28** + + + 0.56 +

Пояснение: знак «+» означает соответствие исходных рядов и параметров полученных уравнений количественным и качественным критериям оценки (проверка на зависимость и нормальное распределение ошибок уравнения: тест Durbin-Watson (DW), на автокорреляцию (АС), и тест на гетероскедастичность Breusch-Pagan-Godfrey (BPG). Знак «-» - отсутствие положительного результата по соответствующим критериям. Примечание: **, *** - уровни значимости 5% и 1% соответственно.

лись от фактических значений, как в большую, так и в меньшую сторону, а сами отклонения лежали в диапазоне -4,2 п.п. до +4,6 п.п. В пересчете на средние оценки это соответствует среднеарифметической ошибке в 0,51 п.п. (без учета знака отклонения, и 2,71 - при учете знака).

С целью учета особенностей взаимодействия базовых (специфических) факторов на сферу услуг использован подход агрегированного показателя сферы услуг, рассчитанный на основе взвешенных оценок. Регрессион-

1 Источник: Результаты эконометрического анализа динамики рыночных услуг и факторов роста

за 2006-2012 гг.

ные уравнения имеют двухфакторную составляющую со стороны спроса и предложения. Это обеспечивает решение проблемы мультиколлениар-ности, предоставляя статистическую устойчивость значимости каждого из факторов. Характеристики полученных регрессионных уравнений позволили представить общую модель регрессии в следующем виде:

Зети = к + №'1/1 * ешр/) + *

* /з (""V

где:

Бегу - рыночные услуги (зависимая переменная);

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

шср^ешрипу... - совокупные доходы населения, численность занятого населения в экономике, инвестиции и т.д. (факторы);

w1,w2,w3 - весовые коэффициенты; к - поправочный коэффициент, который подбирается исходя из условия минимизации ошибки прогноза за весь ретроспективный период.

Результаты проведенных тестов подтверждают достаточный уровень качества модели, отражающей развитие сферы услуг в кратко- и среднесрочном периоде.

С целью верификации результатов построенной регрессионной модели осуществлен прогноз на фактический ретроспективный период. Прогнозные значения визуально сравнивались с фактическими данными (рис. 2).

Изменения прогнозных и фактических данных Serv_sa имеют аналогичные тенденции и находятся в пределах двух стандартных отклонений. Это позволило сделать вывод о достаточном уровне надежности полученной регрессионной модели.

Вышеуказанный здесь модельный инструментарий прогнозирования развития сферы услуг на кратко- и среднесрочный период был создан в процессе анализа квартальных данных за 2006-2012 гг. Полученные результаты могут быть использованы для кратко- и среднесрочного прогноза развития сферы услуг, определения ее доли в структуре ВВП в перспективе.

Результаты исследования показали, что сфера услуг, как и любой другой рынок, функционирует в соответствии

с общими закономерностями развития рыночной экономики и выполняет функции по согласованию спроса и предложения, эффективному использованию ресурсов, удовлетворению потребностей общества. Этим определяется ее значение как полноправного сектора экономики, вносящего вклад в экономический рост. В развитых странах сфера обслуживания уже в течение длительного времени рассматривается как основной источник создания новых рабочих мест и улучшения качества жизни. Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов говорит о том, что «...от высоких темпов развития инфраструктурных отраслей в полной мере зависит успешная реализация всех наших планов по реконструкции и обновлению страны, формированию качественно новой современной структуры экономики, комплексного развития наших территорий»1; «... вопрос, требующий особого внимания в структурном обновлении, - это обеспечение опережающего развития сферы услуг. .По уровню развития сферы услуг, количеству и качеству предоставляемых услуг мы еще серьезно отстаем от экономически развитых стран»2.

1 Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год. // Источник: www.press-service.uz/ru/news/774/

2 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год. // Источник: http://www.press-service.uz/ru/ news/778/

Рисунок 2. Прогнозные и фактические параметры Serv_sa за 2006-2012 гг.1 ЭЕРУ ЭА ±2 Э.Е.

в Е К\/_вА (РогесавЦ —•— ЭЕКУЗА (А.с1иа1э)

Разработку модельного инструментария прогнозирования развития сферы услуг можно отнести к одной из первоочередных задач формирования и регулирования локального потребительского рынка, так как в настоящее время все большую практическую значимость получают разрабатываемые стратегические прогнозы и сценарии развития. Теперь это механизмы, которые позволяют занимать новые и удерживать занятые экономические ниши, предвидеть влияние различных факторов на исследуемый объект. Актуализация разработки прогнозов среднесрочного развития сферы услуг связана еще и с тем, что участники локального потребительского рынка Узбекистана с одной стороны - еще не полностью адаптировались к рыночным условиям хозяйствования, а с другой - находятся под влиянием, изменчивой в

1 Источник: Расчеты автора на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике (Статистический сборник «Социально-экономическое положение Республики Узбекистан»).

условиях продолжающегося глобального кризиса, внешней среды. Так, при инерционном варианте развития экономики Узбекистана, то есть инерционном характере развития базовых и специфических факторов, оказывающих влияние на развитие сферы услуг, в 2014 г. темп роста сферы услуг, по расчетным оценкам, может составить 116,7% по сравнению с 2013 годом, что свидетельствует об адекватности разработанной модели.

Качественный рост сектора услуг в среднесрочной перспективе может быть достигнут путем реализации следующих направлений:

- обеспечение устойчивых темпов роста сферы услуг, повышая ее долю в ВВП Узбекистана до уровня развитых и развивающихся стран посредством инновационного развития;

- обеспечение роста квалифицированной занятости в сфере услуг, то есть, в основе перехода на постиндустриальную экономику лежит стратегия развития сервисных отраслей,

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

ориентированных на развитие человеческого капитала: образование, здравоохранение, высокотехнологичные информационно-коммуникационные технологии;

- развитие национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры должно обеспечивать опережающее развитие растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства: внедрение социально-значимых электронных услуг, мультисервисных сетей и модернизацию существующей инфраструктуры сети передачи данных, развитие экспортно-ориентированной 1Т-индустрии, совершенствование системы взаимодействия государства и бизнеса в сфере информатизации;

- привлечение инвестиционных ресурсов в сферу услуг, в том числе иностранных инвесторов как возможность удовлетворения спроса. Уже

сегодня сфера услуг представляет для инвесторов преимущественный интерес, в том числе для иностранных инвесторов. Глобальный мировой финансово-экономический кризис существенно изменил инвестиционные приоритеты. Однако обеспечение доступности каналов инвестирования является необходимым условием развития хозяйствующих субъектов сферы услуг, и в данном случае решающим является взаимодействие с кредитными организациями.

- защита внутреннего рынка услуг от внешних конкурентов и выход отечественных сервисных предприятий на мировой рынок услуг посредством поэтапных институциональных, структурных и научно-технических изменений, сокращения высоких трансакционных и информационных издержек при оказании услуг.

Литература:

1. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год. // Источник: http://www.press-service.uz/ru/news/778/.

2. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год. // Источник: www.press-service.uz/ru/news/774/.

3. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год. // Источник: www. press-service.uz/ru/news/4875/.

4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2006 года № ПП-325 «О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006-2010 годах».

5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 10 мая 2012 года № ПП-1754 «О Программе развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2012-2016 годы».

6. Залялова Л.Р. Базовые факторы конкуренции и конкурентоспособности в сфере услуг. - Академия управления «ТИСБИ», Вестник ТИСБИ, 2006, № 2.

7. Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004 г. -С. 208.

8. Maroto-Sanchez, A. and Cuandrado-Roura J.R. 04/2011. Analyzing the role of service sector on productivity growth across European regions. Institute of Social and Economic Analysis. Working paper 04/2011. P. 24.

9. Dragos, С. and Dragos, S. L., November 2012. Econometric Estimations Of The Services And Financial Sector Impact On Economic Growth Variations In Times Of Crisis. BABES-BOLYAI University of Cluj-Napoca, Romania. Contribution of Services to Economic Development. Vol. XIV Special No. 6. P. 621-634.

10. Dvornik, D. and Sabolic, D., 2007. Telecommunication Liberalization and Economic Development in European Countries in Transition. Technology in Society, 29(4). P. 378-387.

11. Donghyun Park and Kwanho Shin, 02/2012. The Services Sector in Asia: Is It an Engine of Growth? Peterson Institute for International Economics. Working paper 12-21. P. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.