Научная статья на тему 'Модернизация программ высшего образования с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями развития'

Модернизация программ высшего образования с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — З А. Мовкебаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация программ высшего образования с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями развития»

- оказания услуг ассистента (тьютора) для соответствующей образовательной организации;

- оказания инвалидам необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами;

- разработки адаптированной образовательной программы и учёта индивидуальной программы реабилитации инвалида в процессе организации и осуществления образования инвалидов;

- разработки и адаптации образовательных программ, программ рабочих дисциплин, практик, НИР, ГИА с учётом состояния здоровья обучающихся.

Как показывает опыт и анализ работы образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику [1, 2], доступность образовательных объектов и услуг для инвалидов и лиц с ОВЗ становится возможной лишь при условии обеспечения специальной подготовки кадров. В противном случае даже в полностью оборудованном и приспособленном для нужд инвалидов здании (объекте) полноценного образования, реализуемого с учётом психофизических особенностей и особых образовательных потребностей данной категории обучающихся, ожидать не приходится.

Список литературы

1. Денисова О.А., Леханова О.Л. Опыт решения проблемы инклюзивного образования в региональном вузе // Специальное образование: материалы XI междунар. науч. конф., 22-23 апр. 2015 г. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. - Т. I. - С. 33-36.

2. Денисова О.А., Леханова О.Л., Поникарова В.Н., Букина И.А. Региональный опыт проектирования образовательных программ подготовки педагогов для инклюзивного образования детей с ОВЗ // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С В. Алехина. - М.: МГППУ, 2013. - С. 564-568.

З. А. Мовкебаева

Модернизация программ высшего образования с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями развития

На современном этапе в Республике Казахстан наблюдается переориентация социальной политики от опеки и благодетельности на создание равных возможностей для лиц с инвалидностью. Активное участие лиц с ограниченными возможностями в развитии в общественно-полезной трудовой деятельности способствует не только улучшению их материального благосостояния, но и повышению их социального статуса, осознанию себя полезными и равноправными членами общества.

22

Соответственно, для содействия их трудоустройству и занятости в план мероприятий по реализации Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира на 2014-2020 годы, в п. 3 закреплено актуальное положение: «Пересмотр программ высшего и среднего образования с учетом потребностей лиц, имеющих инвалидность» [2].

Первый шаг по реализации данного мероприятия - внесение в декабре 2015 г. в действующий закон Республики Казахстан «Об образовании» требования о необходимости разработки государственных общеобязательных стандартов образования «с учетом инклюзивного образования» [1]. Стоит отметить своевременность и актуальность данного дополнения, поскольку до сего времени в республике положения государственных стандартов высшего и послевузовского образования обязаны были быть едиными для всех. В соответствии с действующими ГОСО не предусмотрена дифференциация в сроках, формах и методах овладения содержанием образовательных программ по отношению к обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями развития.

В целях создания специальных условий обучения таких лиц важным становится не только изменение действующих ГОСО высшего и послевузовского образования, но и образовательных программ по всем специальностям, поскольку именно образовательные программы представляют «единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения» [1] для всех студентов, в том числе инвалидов. При этом необходимо иметь в виду, что к профессиональным навыкам выпускника-инвалида по окончании обучения в высшем учебном заведении будут предъявляться те же требования, что и к их здоровым сверстникам, т. е. выпускники-инвалиды должны приобрести все те профессиональные компетенции, которые описаны в государственных образовательных стандартах.

Таким образом, для успешной конкуренции выпускников-инвалидов на рынке труда и эффективного выполнения ими профессиональных обязанностей перед высшими учебными заведениями Республики Казахстан ставится серьезная задача: не снижая уровня и содержания профессиональной подготовки специалистов в вузе, обеспечить «гражданам с ограниченными возможностями в развитии специальные условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации» [1]. Такими условиями могут быть:

1) обеспечение возможности применения индивидуальных учебных планов и программ с учетом их особенностей и образовательных потребностей (в рамках ГОСО);

2) обеспечение гибкости и вариативности структуры и содержания образовательного процесса в вузах с разработкой и применением

индивидуальных маршрутов образования, индивидуальных учебных планов для лиц с ограниченными возможностями развития и инвалидов;

3) включение специальных (адаптационных) дисциплин в вариативную часть образовательных программ, в процессе которых у студентов будут коррегироваться нарушения учебных и коммуникативных умений, развиваться профессиональная и социальная адаптация у обучающихся;

4) изменение содержания (для студентов-инвалидов) дисциплины физическая культура, переориентировав ее на адаптивную физическую культуру и дополнив специфическим содержанием;

5) обеспечение выбора места и содержания производственной и других видов практики с учетом будущего трудоустройства лиц с ограниченными возможностями развития и инвалидностью;

6) обеспечение возможности изменять форму и методы проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений их здоровья и развития.

7) обеспечение студентам с инвалидностью возможности дистанционного обучения в каждом вузе.

8) создание условий для профориентации и предпрофессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями развития и инвалидов в системе высшего и послевузовского образования. Для этого необходимо активизировать деятельность по разработке специальных программ довузовской подготовки абитуриентов с инвалидностью;

9) включение в структуру образовательных программ по всем специальностям дополнительного раздела «Условия реализации примерной основной образовательной программы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями развития» (специальное материально-техническое обеспечение, специальные методы и методики обучения, система сопровождения и т. д. с учетом специфики овладения той или иной специальностью);

10) изменение подходов к организации оценки качества образовательных достижений лиц с ограниченными возможностями развития и инвалидов;

11) определение и внедрение объективных индикаторов (показателей) успеха инклюзивного образования;

12) создание и развитие специальной системы услуг, сопровождающих студента-инвалида на всем пути к получению диплома;

13) обеспечение обучающихся с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями развития печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к их ограничениям;

14) создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями развития и инвалидам;

15) расширение количества специальностей, по которым выделяется государственная квота для лиц с инвалидностью, переориентировав ее с гуманитарных специальностей на технические, 1Т-профиля и др., наиболее востребованные на современном рынке труда;

16) овладение всеми без исключения выпускниками вузов по каждой специальности инклюзивными технологиями обучения. Для этого целесообразно введение специальных дисциплин типа: «Инклюзивное образование», «Права лиц с ограниченными возможностями развития и инвалидов» и др. в качестве обязательных во всех вузах.

Таким образом, модернизация высшего образования с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями развития и инвалидов обусловливает необходимость разработки на государственном уровне стратегии и методологии инклюзивного высшего и послевузовского образования, совершенствования и внедрения методов и технологии обучения и воспитания в разнородной образовательной студенческой среде, разработки технологии психолого-педагогического сопровождения на ступени высшего и послевузовского инклюзивного образования и др.

Список литературы

1. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. № 319-Ш «Об образовании» (с изм. и доп. по сост. на 04.12.2015 г.).

2. План мероприятий по реализации Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира на 2014-2020 годы: постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2014 г. № 752.

М. И. Никитина, Е. Т. Логинова Современные подходы к подготовке студентов-дефектологов

Подготовка кадров для специального образования является сложной проблемой. Эта сложность определяется тем, что вопросы образование детей с ограниченными возможностями здоровья невозможно решить без учета социальных, экономических, политических и психологических условий, в которых протекает данный процесс. Вычленение внешних факторов, оказывающих влияние на процесс образования, свидетельствует о новой ситуации, в которой ведущая роль принадлежит мировоззрению и стратегии поведения педагога-дефектолога. Это условие является основополагающим при разработке программ подготовки специалистов факультета дефектологии и социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.