Научная статья на тему 'Модернизация профессионального образования как основа инновационного развития экономики региона (на примере Ростовской области)'

Модернизация профессионального образования как основа инновационного развития экономики региона (на примере Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / INNOVATIVE ECONOMY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / EDUCATION AND TRAINING / MODERNIZATION OF THE EDUCATION SECTOR / THE REGION''S ECONOMY / REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митина Ирина Александровна, Наскевич Людмила Федоровна

Статья посвящена проблеме модернизации сферы профессионального образования в современных условиях экономического развития инновационного типа. В последнее десятилетие в России предприняты меры по повышению качества профессионального образования и доведения его до уровня, соответствующего международным стандартам. Данный процесс на практике осуществляется в рамках программно-целевого подхода как на макроуровне, так и на уровне отдельных регионов. Авторами акцентируется внимание на том, что развитие образовательной сферы в региональном формате дает импульс инновационному развитию экономики мезоуровня. В статье проанализированы показатели состояния и динамики развития региональной системы образования на примере Ростовской области. Авторами сделаны выводы о несоответствии высоких количественных показателей развития образовательной сферы данного региона требуемому в настоящее время уровню качества образования и определены основные проблемы дальнейшего функционирования сферы образования региона. В статье намечены возможные пути решения выявленных проблем посредством реализации на практике программно-целевого подхода к развитию региональной образовательной системы, входящей, в свою очередь, в структуру инновационной системы экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митина Ирина Александровна, Наскевич Людмила Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of vocational education as a basis for innovative development of the region’s economy (on the example of the Rostov region)

The article deals with the modernization of vocational education in modern conditions of economic development of innovative type. In the last decade in Russia taken measures to improve the quality of vocational education and bringing it to a level corresponding to international standards. The process is in practice carried out within the program target approach both at the macro level and at the level of individual regions. The author focuses on the fact that the development of the educational sphere in the regional format gives impetus to innovative development of meso-level economy. The article analyzes the indicators of the state and dynamics of the regional education system as an example of the Rostov region. The authors concluded that the high discrepancy quantitative development of education in the region is currently required level of quality of education and the basic problems of the further functioning of the education sector in the region. The article outlines possible solutions to identified problems through the implementation in practice of program oriented approach to the development of regional educational system included, in turn, to the structure of the innovation system of the region.

Текст научной работы на тему «Модернизация профессионального образования как основа инновационного развития экономики региона (на примере Ростовской области)»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-2.php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/26EVN217.pdf

Статья опубликована 06.04.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Митина И.А., Наскевич Л.Ф. Модернизация профессионального образования как основа инновационного развития экономики региона (на примере Ростовской области) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/26EVN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378.1

Митина Ирина Александровна

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону

Доцент кафедры «Финансы и кредит» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

Наскевич Людмила Федоровна

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения», Россия, Ростов-на-Дону

Доцент кафедры «Экономика, учет и анализ» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

Модернизация профессионального образования как основа инновационного развития экономики региона (на примере Ростовской области)

Аннотация. Статья посвящена проблеме модернизации сферы профессионального образования в современных условиях экономического развития инновационного типа.

В последнее десятилетие в России предприняты меры по повышению качества профессионального образования и доведения его до уровня, соответствующего международным стандартам. Данный процесс на практике осуществляется в рамках программно-целевого подхода как на макроуровне, так и на уровне отдельных регионов. Авторами акцентируется внимание на том, что развитие образовательной сферы в региональном формате дает импульс инновационному развитию экономики мезоуровня.

В статье проанализированы показатели состояния и динамики развития региональной системы образования на примере Ростовской области. Авторами сделаны выводы о несоответствии высоких количественных показателей развития образовательной сферы данного региона требуемому в настоящее время уровню качества образования и определены основные проблемы дальнейшего функционирования сферы образования региона.

В статье намечены возможные пути решения выявленных проблем посредством реализации на практике программно-целевого подхода к развитию региональной образовательной системы, входящей, в свою очередь, в структуру инновационной системы экономики региона.

Ключевые слова: инновационная экономика; инновационное развитие; образование и профессиональная подготовка; модернизация сферы образования; экономика региона; региональная образовательная система

Ориентировочно с 1975 года человеческая цивилизация вошла в новейшую стадию своего развития - стадию построения информационного постиндустриального общества, что было вызвано социально - экономической революцией, происходящей в современном мире. Завершающей ступенью этой стадии развития человеческой цивилизации должно стать создание новой формы организации экономики, а именно - экономики инновационной, являющейся результатом развития инновационного типа. [7]

Систематическое инновационное развитие проявляется в организованном и целенаправленном поиске изменений, а также в системном анализе этих изменений и осуществлении социальных и экономических преобразований. [10]

Наиболее быстродействующим и эффективным средством содействия инновационному интенсивному развитию выступает профессиональная подготовка и образование. Образование обеспечивает освоение людьми знаний и умений. В широком смысле слова, образование является процессом или продуктом формирования ума, характера или физических способностей человеческой личности. В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через университеты, колледжи и школы, а также другие институты передает целенаправленно свое культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки, благодаря применения которых на практике человек меняет мир вокруг себя.[8]

Для формирования инновационной экономики необходимым условием выступает модернизация образовательной системы, являющейся, в свою очередь, основой динамичного экономического роста, а также фактором безопасности страны и благополучия, живущих в ней граждан. [3]

Все развитые страны мира в настоящее время реализуют программы формирования систем непрерывного образования, то есть обучения на протяжении всей жизни - НГе-longleaming. Так ведущие государства Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в тренингах и программах обучения либо устойчивую положительную динамику в этой сфере. Доля экономически активного населения, участвующего в дополнительном профессиональном образовании в развитых европейских странах достигает примерно 60 - 70%. [2]

В Российской Федерации эта доля на настоящий момент не превышает 25%.

Что касается развития профессионального образования, то в последнее десятилетие в России предпринят ряд шагов по повышению его качества и содержательной модернизации, а также по интеграции российского профессиональной образовательной системы в международное образовательное пространство. В первую очередь, речь идет о вхождении России в Болонский процесс, преодолении ранней узкой специализации, повышении гибкости образовательных программ, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Эти стандарты предусматривают большую самостоятельность организаций образовательной сферы и возможности индивидуализации обучающихся в процессе обучения. [5]

Развитие сферы образования в краткосрочном и долгосрочном периодах в нашей стране осуществляется в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, основные положения которой подчеркивают

приоритеты политики государства в этой структурной составляющей социальной сферы национальной экономики1.

Основной целью данной государственной программы является повышение в интересах инновационно ориентированного развития страны качества образования с учетом меняющихся запросов населения и перспективных задач функционирования экономики как макро - так и мезоуровня.

Как известно, образование как объект социальной политики в России подчинено одновременно двум субъектам управления, а именно: органам местной власти и государственным органам субъекта Российской Федерации. В данной связи актуален вопрос, в какой мере предоставление современного качественного общего образования является задачей государства, а насколько выступает задачей местного значения. Таким образом, развитие образовательной сферы в контексте совершенствования региональных аспектов выступает в качестве первоочередной задачи, определяющей состояние и динамику социальных, экономических и, как следствие, политических процессов, протекающих в отдельных регионах.

[9]

Исходя из этого, рассмотрим показатели состояния региональной системы образования на примере Ростовской области, развитие которой, в свою очередь, в настоящее время осуществляется в рамках Государственной программы Ростовской области «Развитие образования» на период до 2020 года. Данная программа была утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 25 сентября 2013 года № 596.

Образовательный комплекс Ростовской области является в Российской Федерации одним из крупнейших. Он включает в себя около трех тысяч образовательных учреждений практически всех организационно-правовых форм, видов и типов, что позволяет получать любую из массовых специальностей и профессий, востребованных на региональном рын^ труда, и любую научную квалификацию.

Сектор образования в структуре работающего населения Ростовской области занимает второе место после обрабатывающих производств, а среднесписочная численность работников по виду деятельности «Образование» составляет примерно13% от значения показателя в целом по экономике региона2.

В образовательном комплексе Ростовской области в 2012 году, т.е. до начала реализации Государственной программы Ростовской области «Развитие образования» на период до 2020 года функционировало (рисунок 1):

• 1123 общеобразовательных учреждения;

• 38 детских домов;

• 18 общеобразовательных школ-интернатов;

• 30 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов;

• 4 учреждения НПО;

• 61 учреждений СПО;

1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг. // www.concultant.ru.

2 Интернет - сайт: www.donland.ru.

14 государственных и 11 негосударственных вузов; 364 учреждения дополнительного образования детей.

Количество учреждений

1200 1000 800 600 400 200 0

¥ -о* ^ ^

СУ

&

/

I Количество учреждений

Рисунок 1. Структура образовательной сети Ростовской области в 2012 году

(рисунок автора)

В образовательных учреждениях высшего профессионального образования в 2012 году в Ростовской области обучалось 217,7 тыс. человек, что является самым большим значением показателя по сравнению с другими субъектами Южного Федерального Округа (таблица 1 -составлено автором)3.

Таблица 1

Численность студентов учреждений высшего профессионального образования по субъектам ЮФО в 2012 году, тыс. чел.

Наименование субъектов ЮФО Всего В том числе

государственные и муниципальные негосударственные

Республика Адыгея 20,2 19,1 1,1

Республика Калмыкия 13,4 9,8 3,6

Краснодарский край 190,7 146,4 44,3

Астраханская область 44,3 38,9 5,4

Волгоградская область 119,5 93,6 25,9

Ростовская область 217,7 195,3 22,5

Данные представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что численность студентов, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в Ростовской области составляла в 2012 году 89,7% от их

; Интернет - сайт: www.donland.ru.

общей численности, соответственно на негосударственные учреждения приходилось 10,3% от общей численности студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования региональной образовательной сети.

Данные, характеризующие структуру образовательных учреждений высшего профессионального образования в Ростовской области в динамике за период 2010 - 2012 годы

о 4

представлены на рисунке 24.

Рисунок 2. Структура образовательных учреждений ВПО по Ростовской области за период 2010 - 2012 гг. (рисунок автора)

В Ростовской области в рассматриваемом периоде действовал 61 филиал образовательных учреждений высшего профессионального образования, что является вторым по величине значением показателя после такого региона как Краснодарский край, где действовало 93 филиала учреждений данной сферы.

Несмотря на высокие количественные показатели, характеризующие развитие профессиональной образовательной системы в Ростовской области, качество образования не отвечало всем предъявляемым к данной сфере требованиям. Как следствие, основными проблемами дальнейшего развития сектора образования Ростовской области выступали:

• отставание уровня профессионального среднего образования от высшего;

• запаздывание процесса обновления образовательных технологий от изменений, происходящих в экономике региона;

• недостаточное финансовое обеспечение деятельности учреждений образовательной сферы региона;

• несоответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов материально-технической базы учреждений высшего профессионального образования5.

Эти проблемы представлялось возможным решить посредством применения на практике программного - целевого подхода к функционированию отраслей и сфер

4 Интернет - сайт: www.donland.ru.

5 Концепция развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года // www.donland.ru.

региональной экономики в рамках выше названной Государственной региональной программы «Развитие образования» на период до 2020 года.

Данные, характеризующие ресурсное обеспечение Государственной программы Ростовской области «Развитие образования» в разрезе источников ее финансирования, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Источники и объемы финансирования Государственной программы Ростовской области «Развитие образования» на период до 2020 года, млн. рублей (составлено автором)

Источники финансирования 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Средства областного бюджета 30033,6 30665,5 32391,3 34374,1 36301,0 36114,1 35991,6

Средства местных бюджетов муниципальных образований 145,9 21,4 9,4 42,9 23,1 13,7 11,9

Внебюджетные средства 539,5 544,8 550,2 555,8 561,4 566,9 572,6

Общий объем финансирования 30719,0 31231,7 32950,9 34972,8 36885,5 36694,7 36576,1

Кроме выше перечисленных в таблице 2 источников финансирования программы на ее реализацию могут также привлекаться и средства федерального бюджета.

Следует отметить, что мероприятия государственной региональной программы включены в три конкретные подпрограммы, отражающие перспективные и актуальные направления политики государства в сфере развития образовательной системы в регионе, а именно:

1. «Развитие дополнительного и общего образования».

2. «Развитие профессионального образования».

3. «Обеспечение реализации государственной программы региона «Развитие образования» и прочие мероприятия»6.

Если характеризовать конкретно подпрограмму «Развитие профессионального образования», то ее реализация на практике в настоящий момент отслеживается по системе прогнозных индикаторов, представленных в таблице 3.

Таблица 3

Прогнозные показатели подпрограммы «Развитие профессионального образования» государственной программы Ростовской области «Развитие образования» на период до 2020 года (составлено автором)

Наименование показателей Ед. измер. Значение показателей

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Удельный вес численности обучающихся по программам среднего профессионального образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся очной формы обучения % 29,0 30,0 31,0 32,0 33,0 34,0 35,0

6 Государственная программа Ростовской области «Развитие образования» на период до 2020 года // www.donland.ru.

Наименование показателей Ед. измер. Значение показателей

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

2. Отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций (из всех источников) к среднемесячной заработной плате в Ростовской области % 80,0 85,0 90,0 95,0 100,0 100,0 100,0

3. Доля государственных образовательных организаций профессионального образования, здания которых находятся в аварийном состоянии, в общем количестве государственных образовательных организаций профессионального образования % 18,5 18,5 17,5 17,5 17,5 16,5 16,5

В результате реализации мероприятий подпрограммы «Развитие профессионального образования» к 2020 году предполагается:

• повышение качественного уровня программ профессионального образования, ориентированных на потребности регионального рынка труда;

• улучшение качества государственных услуг, предоставляемых в государственных организациях образовательной системы региона;

• повышение привлекательности профессии педагога в сфере профессионального образования за счет роста заработной платы;

• улучшение условий пребывания обучающихся в образовательных организациях региональной образовательной системы.

За прошедший период с начала функционирования Государственной региональной программы «Развитие образования» до настоящего времени произошли изменения, свидетельствующие о ее практической реализации, а именно:

• значительно улучшились показатели взаимовыгодного сотрудничества работодателей и учреждений образовательных профессиональных организаций региональной системы;

• в 2016 году доля студентов, обучающихся по договорам целевого обучения от общего количества обучающихся составила 11% и превысила соответствующее значение в 2015 году - 10,8%;

• в 2016 году повысилась до 99,7% доля обучающихся по образовательным программам, в реализации которых непосредственное участие принимают работодатели региона (в 2015 году этот показатель составлял 98,7%);

создан и введен в эксплуатацию региональный сегмент федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным программам профессионального образования;

обеспечено доведение среднемесячной заработной платы педагогических работников до целевых показателей, установленных на 2016 год;

освоено в 2016 году бюджетных средств 33,5 млрд. рублей или 99,6% от запланированного объема;

• объем привлечения средств федерального бюджета составил 122,8 млн. рублей.

Думается, что дальнейшая реализация на практике, предусмотренных в Государственной региональной программе «Развитие образования» на период до 2020 года мероприятий, будет способствовать развитию человеческого потенциала Ростовской области за счет осуществления следующих процессов:

• дальнейшего вовлечения работодателей в образовательный процесс;

• совершенствования и повышения качества систем обучения и переобучения;

• формирования региональных образовательных кластеров, входящих, в свою очередь в структуру региональных инновационных систем, выступающих основой формирования и развития экономики инновационного типа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белякова С.А. Новые лекции по экономике образования. - М.: МАКС Пресс, -2007. - 424 с. - (Серия: «Управление. Финансы. Образование»).

2. Бешкинская Е.А. Переход к инновационному типу развития экономики и непрерывное профессиональное образование // Человек и труд. - 2009, - №6, - С. 42-45.

3. Вифлиемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие. - М.: 2003. - 224 с.

4. Игнатов В.Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «МарТ», - 2006. - 54 с.

5. Катанова Е. Назревшие проблемы модернизации системы общего образования // Экономист. - 2010, - №12, - С. 84-88.

6. Курина Л.И. Взаимосвязь социально-экономических показателей региона с образовательным потенциалом его населения // Региональная экономика: теория и практика. - 2009, - №24, - С. 61-64.

7. Митина И.А. Инновационная экономика: региональный формат. Лекционный материал / Saarbrucken, 2016.

8. Митина И.А. Социальные аспекты инновационного развития современной экономики. В сборнике: Экономика современного общества: Актуальные вопросы антикризисного управления. Материаль^международной научно -практической конференции (26 января 2017 г.) Ответственный редактор А.А. Зарайский. 2017. С. 88 - 91.

9. Митина И.А., Митин Н.С. К вопросу о функционировании экономики инновационного типа мезоуровня. В сборнике: Научно - исследовательская и инновационная деятельность в России. Актуальные вопросы теории и практики. Материалы международной научно - практической конференции. Ответственный редактор А.А. Зарайский. 2016. С. 53 - 55.

10. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: пер. с венг. - М.: Прогресс, 1990. - 296 с.

Mitina Irina Aleksandrovna

Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]

Naskevich Liudmila Feodorovna

Rostov state transport university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]

Modernization of vocational education as a basis for innovative development of the region's economy (on the example of the Rostov region)

Abstract. The article deals with the modernization of vocational education in modern conditions of economic development of innovative type.

In the last decade in Russia taken measures to improve the quality of vocational education and bringing it to a level corresponding to international standards. The process is in practice carried out within the program - target approach both at the macro level and at the level of individual regions. The author focuses on the fact that the development of the educational sphere in the regional format gives impetus to innovative development of meso-level economy.

The article analyzes the indicators of the state and dynamics of the regional education system as an example of the Rostov region. The authors concluded that the high discrepancy quantitative development of education in the region is currently required level of quality of education and the basic problems of the further functioning of the education sector in the region.

The article outlines possible solutions to identified problems through the implementation in practice of program - oriented approach to the development of regional educational system included, in turn, to the structure of the innovation system of the region.

Keywords: innovative economy; innovative development; education and training; modernization of the education sector; the region's economy; regional educational system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.