Научная статья на тему 'Финансовая политика региона и особенности ее реализации (на примере Ростовской области)'

Финансовая политика региона и особенности ее реализации (на примере Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
989
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL POLICY / УРОВНИ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ / LEVELS OF FINANCIAL POLICY IMPLEMENTATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / STATE FINANCIAL POLICY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL FINANCIAL POLICY / ФАКТОРЫ / ФОРМИРУЮЩИЕ ФИНАНСОВУЮ ПОЛИТИКУ РЕГИОНА / FACTORS THAT FORM THE FINANCIAL POLICY OF THE REGION / ЗАДАЧИ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ / TASKS AND INSTRUMENTS OF REGIONAL FINANCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митина Ирина Александровна, Челышева Эльвира Александровна

Статья посвящена проблеме формирования и существующим возможностям реализации финансовой политики регионального формата. Стратегия долгосрочного развития Российской Федерации выдвигает в качестве базовой цели региональной экономической политики обеспечение социальной и экономической трансформации субъектов РФ. Важнейшим механизмом решения этих задач выступает региональная финансовая политика, определяющая направления использования финансовых ресурсов для функционального развития регионов. Авторы акцентируют внимание на том, что финансовая политика региона выступает в качестве базы осуществления его экономической политики и основы повышения качества жизни населения, проживающего на его территории. В статье охарактеризованы особенности осуществления финансовой политики регионального уровня на примере Ростовской области, выступающей в качестве одного из крупнейших регионов Юга России и ведущего региона с точки зрения экономического развития. Авторы делают вывод, что в настоящий момент в регионе избрана либеральная модель финансовой политики, предлагающая максимальный пакет побудительных механизмов для потенциальных инвесторов. Вместе с тем авторами выявлены и существующие проблемы в системе формирования и реализации финансовой политики региона. В статье намечены возможные пути решения выявленных проблем посредством реализации программных мероприятий, направленных на повышение эффективности управления государственными финансами, к которым относятся: модернизация бюджетного процесса посредством использования на практике программно-целевого подхода; обеспечение устойчивости областного бюджета и его сбалансированности в долгосрочной перспективе; рациональное управление финансовыми ресурсами; повышение функциональной эффективности расходов бюджета; повышение операционной эффективности деятельности органов исполнительной власти и государственных учреждений; обеспечение прозрачности и открытости государственных финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The financial policy of the region and the features of its implementation (based on the example of the Rostov region)

The article is devoted to the problem of forming and existing opportunities for implementing the financial policy of the regional format. The strategy of long-term development of the Russian Federation puts forward as a basic goal of regional economic policy the provision of social and economic transformation of the subjects of the Russian Federation. The most important mechanism for solving these problems is the regional financial policy that determines the direction of using financial resources for the functional development of regions. The authors emphasize that the financial policy of the region is the basis for implementing its economic policy and the basis for improving the quality of life of the population living on its territory. The article describes the specifics of the implementation of the financial policy of the regional level by the example of the Rostov region, which acts as one of the largest regions of the South of Russia and the leading region in terms of economic development. The authors conclude that at the moment a liberal model of financial policy has been chosen in the region, offering the maximum package of incentive mechanisms for potential investors. At the same time, the authors identified the existing problems in the system of formation and implementation of the financial policy of the region. The article outlines possible ways to solve the identified problems through the implementation of program activities aimed at improving the efficiency of public financial management, which include: modernization of the budget process through the use of a program-targeted approach in practice; ensuring the sustainability of the regional budget and its balance in the long term; rational management of financial resources; increasing the functional efficiency of budget expenditures; increase operational efficiency of the executive bodies and government agencies; ensuring transparency and openness of public finances.

Текст научной работы на тему «Финансовая политика региона и особенности ее реализации (на примере Ростовской области)»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №1, Том 10 / 2018, No 1, Vol 10 https://esj.today/issue-1 -2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/51ECVN118.pdf Статья поступила в редакцию 25.02.2018; опубликована 17.04.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Митина И.А., Челышева Э.А. Финансовая политика региона и особенности ее реализации (на примере Ростовской области) // Вестник Евразийской науки, 2018 №1, https://esj.today/PDF/51ECVN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Mitina I.A., Chelisheva E.A. (2018). The financial policy of the region and the features of its implementation (based on the example of the Rostov region). The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(10). Available at: https://esj.today/PDF/51ECVN118.pdf (in Russian)

УДК 336.02 ГРНТИ 06.73.07

Митина Ирина Александровна

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия

Доцент кафедры «Финансы и кредит» Кандидат экономически наук E-mail: mirinayao31@yandex.ru

Челышева Эльвира Александровна

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», Ростов-на-Дону, Россия

Доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Кандидат экономически наук E-mail: Elvira.chelish@yandex.ru

Финансовая политика региона и особенности ее реализации (на примере Ростовской области)

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования и существующим возможностям реализации финансовой политики регионального формата.

Стратегия долгосрочного развития Российской Федерации выдвигает в качестве базовой цели региональной экономической политики обеспечение социальной и экономической трансформации субъектов РФ. Важнейшим механизмом решения этих задач выступает региональная финансовая политика, определяющая направления использования финансовых ресурсов для функционального развития регионов. Авторы акцентируют внимание на том, что финансовая политика региона выступает в качестве базы осуществления его экономической политики и основы повышения качества жизни населения, проживающего на его территории.

В статье охарактеризованы особенности осуществления финансовой политики регионального уровня на примере Ростовской области, выступающей в качестве одного из крупнейших регионов Юга России и ведущего региона с точки зрения экономического развития. Авторы делают вывод, что в настоящий момент в регионе избрана либеральная модель финансовой политики, предлагающая максимальный пакет побудительных механизмов для потенциальных инвесторов. Вместе с тем авторами выявлены и существующие проблемы в системе формирования и реализации финансовой политики региона.

В статье намечены возможные пути решения выявленных проблем посредством реализации программных мероприятий, направленных на повышение эффективности

управления государственными финансами, к которым относятся: модернизация бюджетного процесса посредством использования на практике программно-целевого подхода; обеспечение устойчивости областного бюджета и его сбалансированности в долгосрочной перспективе; рациональное управление финансовыми ресурсами; повышение функциональной эффективности расходов бюджета; повышение операционной эффективности деятельности органов исполнительной власти и государственных учреждений; обеспечение прозрачности и открытости государственных финансов.

Ключевые слова: финансовая политика; уровни реализации финансовой политики; государственная финансовая политика; региональная финансовая политика; факторы, формирующие финансовую политику региона; задачи и инструменты региональной финансовой политики

Финансовая политика представляет собой целенаправленную деятельность государства и других субъектов ведения хозяйства в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели и отражает субъективную сторону функционирования финансов.

Процессы организации финансовых отношений и движения денежных средств, а также сам механизм функционирования финансов не срабатывают сами по себе. Их организуют конкретные субъекты, которые руководствуются факторами экономического, политического и гуманитарного характера. При этом сочетаются общие интересы с собственными интересами данных субъектов. Как следствие, финансовая политика всегда является переплетением различных интересов властных структур и отдельных политических партий, местных и центральных органов управления, предпринимателей, инвесторов, потребителей и различных слоев населения.

Содержание финансовой политики является многогранным процессом и может быть представлено как единство трех составных частей, таких как:

• выработка научно обоснованных концепций развития финансов;

• определение основных направлений использования финансов на текущий период и на перспективу;

• осуществления практических действий для достижения поставленных целей. [1]

В зависимости от уровня реализации различают:

• финансовую политику международных организаций и финансовых институтов (международный уровень);

• финансовую политику государства (макроуровень);

• финансовую политику региона (мезоуровень);

• финансовую политику субъекта хозяйствования.

При этом приоритетное значение имеет реализация и разработка финансовой политики государства, то есть финансовой политики макроуровня, представляющей собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. В ней конкретизируются главные направления развития национальной экономики, определяется общий объем финансовых ресурсов, их направления использования и источники, разрабатывается механизм стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов и регулирования этих процессов. [3]

Финансовая политика мезоуровня, то есть финансовая политика региона выступает в качестве одной из важнейших составных частей финансовой политики государства в целом. Эта политика реализуется в рамках субъектов страны в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, управления и организации финансовых потоков. [6] Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, использования и распределения региональных фондов финансовых ресурсов для решения как социальных, так и экономических задач региона. Отношения эти формируются между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и населением, проживающим на территории данного субъекта, а также хозяйствующими субъектами, входящими в структуру экономики региона.

Финансовая политика региона концентрируется и основывается на реализации и использовании финансовых средств этого территориального образования, в структуре которых выделяются: средства бюджета субъекта; региональные внебюджетные фонды; государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти региона; другие денежные средства, находящиеся в собственности территориального субъекта. [4]

Каждый из видов финансовой политики является достаточно самостоятельным, и как следствие, имеет свои собственные задачи и инструменты реализации. Задачи региональной финансовой политики в разрезе ее видов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Задачи региональной финансовой политики в разрезе ее видов

Вид финансовой политики Задачи подвида финансовой политики

1. Налоговая политика региона Достижение баланса централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, обеспечение условий для использования финансовых ресурсов децентрализованного типа на реализацию целей социального и экономического развития региона.

2. Бюджетная политика регионального уровня Создание рационального распределения и использования финансовых ресурсов централизованного типа.

3. Инвестиционная политика региона Обеспечение стимулирования и регулирования деятельности инвестиционного характера, создание предпосылок для повышения уровня активности инвесторов.

4. Ценовая (тарифная) политика регионального уровня Организация процесса регулирования тарифов посредством учета региональных специфических особенностей.

5. Региональная политика управления государственной собственно стью Создание условий для использования государственной собственности эффективным образом.

Составлено автором

Для каждого из типов финансовой политики региона законодательством федерального уровня определен набор инструментов реализации, однако власти субъекта федерации могут выбирать, какие инструменты, они могут и будут использовать в практической реализации финансовой политики региона. [10]

Инструменты региональной финансовой политики в разрезе ее отдельных видов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Инструменты региональной финансовой политики в разрезе ее отдельных видов

Виды региональной финансовой политики Инструменты

1. Налоговая политика региона - введение региональных налогов; - установление ставок дифференцированного характера; - установление дополнительных льгот по налогам регионального уровня; - определение сроков уплаты региональных налогов; - изменение сроков уплаты налогов.

2. Бюджетная политика регионального уровня - рассмотрение направлений расходов средств бюджета; - выделение финансовой помощи в виде дотаций, субвенций, субсидий; - предоставление государственных гарантий; - привлечение бюджетных кредитов, кредитов от кредитных организаций; - реализация эмиссии ценных бумаг.

3. Инвестиционная политика региона -предоставление налоговых льгот инвесторам; - реализация государственных гарантий; - осуществление капитальных расходов; - выделение субвенций.

4. Ценовая (тарифная) политика регионального уровня - выделение субвенций; - установление льгот дополнительного характера; - регулирование тарифов.

5. Региональная политика управления государственной собственностью - приватизация; - осуществление бюджетных дотаций, субвенций, субсидий; - предоставление бюджетных кредитов; - реализация государственных гарантий; - размещение заказов государства; - введение услуг платного характера; - осуществление регулирования ценовых тарифов; - установление льгот дополнительного вида.

Составлено автором

Формирование финансовой политики регионального формата основывается на следующих принципах - это: целенаправленность; системность; комплексность; прозрачность; информационная достаточность; обратная связь. [2]

Процесс формирования региональной финансовой политики, действующий на выше перечисленные принципы, состоит их нескольких этапов, таких как:

1. Формирование концепции финансовой политики региона.

2. Определение потребности в финансовых ресурсах регионального уровня.

3. Прогноз обеспеченности экономики региона необходимыми финансовыми ресурсами.

4. Сравнительный анализ обеспеченности и потребности в финансовых ресурсах.

Если на последнем этапе формирования региональной финансовой политики потребность в ресурсах удовлетворена, то начинается этап ее реализации, а если нет - то возникает необходимость корректировки финансовой политики региона. Корректировка осуществляется в первую очередь за счет пересмотра количественных характеристик целей и задач, а также за счет пересмотра применяемых инструментов финансовой политики, таких как изменение объемов отдельных видов бюджетных расходов, налоговых ставок и льгот.

Финансовая политика региона строится с учетом программ его экономического и социального развития и направлена:

• на повышение инвестиционной привлекательности региона;

• развитие региональных финансовых рынков;

• повышение финансовой обеспеченности региона;

• выполнение финансовых обязательств субъекта Российской Федерации;

• обеспечение сбалансированности муниципальных и консолидированного регионального бюджетов. [5]

Таким образом, финансовая политика региона выступает в качестве базы осуществления его экономической политики и основы повышения качества жизни населения, проживающего на его территории.

Охарактеризуем финансовую политику такого региона как Ростовская область, выступающую в качестве одного из крупнейших центров многоотраслевой промышленности и развитого сельского хозяйства Юга страны. По объемам валового регионального продукта область занимает 15 место среди ведущих в экономическом отношении регионов Российской Федерации.

В 2017 году экономика Ростовской области в целом продемонстрировала позитивные тенденции по большинству производственно-экономических показателей. Оборот организаций в 2017 году составил 2,8 трлн рублей, что в действующих ценах на 5,9 % больше, чем в 2016 году. Рост объемов оборота был обеспечен предприятиями и организациями большинства видов экономической деятельности. Индекс промышленного производства региона в 2017 году на 9,4 % превысил уровень 2016 года. По данному показателю Ростовская область значительно лидирует в Российской Федерации, так как в среднем по России рост промышленного производства в 2017 году к уровню 2016 года составил 1,2 % в относительном выражении. В этот временной период были увеличены объемы производства всех основных видов промышленной деятельности. При этом объем выпуска продукции предприятиями обрабатывающих производств был увеличен в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 10,1 %.1

Сравнительная характеристика индексов роста промышленного производства по региону и по Российской Федерации в целом в 2017 году к предыдущему 2016 году представлена на рисунке 1 и в таблице 3.

Ар

ж

3f

100

200

□ Текстильная и швейная промышленность

□ Пищевая промышленность

□Химические вещества и химические продукты

□ Производство кокса и нефтепродуктов

□ Производство готовых металлических изделий

□ Металлургическое производство

□ Транспортные средства и оборудование □Машины и оборудование

□ Промышленное производство в целом

Рисунок 1. Индексы роста промышленного производства за 2017 год по Российской Федерации в целом и по Ростовской области, % (рисунок автора)

0

1 Интернет-сайт: www.donland.ru.

51ECVN118

Таблица 3

Индексы роста промышленного производства в 2017 году к 2016 году по Ростовской области и по Российской Федерации

Отрасль промышленного производства Индексы роста промышленного производства, в % к 2016 году

Ростовская область Российская Федерация

1. Промышленное производство в целом 109,4 101,2

2. Машины и оборудование 112,7 102,6

3. Транспортные средства и оборудование 126,2 100,9

4. Металлургическое производство 103,1 95,9

5. Производство готовых металлических изделий 100,2 96,5

6. Производство кокса и нефтепродуктов 110,7 100,6

7. Химические вещества и химические продукты 100,2 104,9

8. Пищевая промышленность 100,9 105,4

9. Текстильная и швейная промышленность 160,0 107,5

Составлено автором

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сальдированный финансовый результат по полному кругу предприятий Ростовской области составил в 2014 году 35,1 млрд рублей, в 2015 году - 63,9 млрд рублей, а в 2016 году -104,5 млрд рублей (рисунок 2).

В 2015 году прибыльными крупными и средними организациями региона было получено прибыли на 35,1 % больше, чем в 2014 году. Определяющее влияние на образование прибыли в 2015 году оказали предприятия, структурирующие сферу обрабатывающих производств, получившие доход в 33,4 млрд рублей, что составило 10,6 млрд рублей или 15,6 % от общего объема. Прибыль предприятий розничной и оптовой торговли составила в 2015 году 12,6 % общей прибыли или 8,5 млрд рублей.2

120 100 80 60 40 20 0

Прибыль по полному кругу предприятий, млрд руб.

Рисунок 2. Динамика сальдированного финансового результата по полному кругу предприятий Ростовской области за период 2014-2016 гг. (рисунок автора)

По итогам 2016 года крупными и средними организациями области было получено в 1,6 раза больше прибыли, чем в 2015 году. Определяющее влияние на образование прибыли оказали предприятия, структурирующие сферу обрабатывающих производств - 60,9 млрд рублей (58,3 % в общем объеме), оптовой и розничной торговли - 12,5 млрд рублей (12,0 %), сельского хозяйства - 12,1 млрд рублей (11,6 % в общем объеме предприятий региона).

Рост прибыли в 2016 году по сопоставимому кругу средних и крупных предприятий был обеспечен организациями всех видов деятельности, в том числе предприятиями: связи и транспорта - в 2,0 раза, обрабатывающих производств - в 1,8 раза, розничной и оптовой

2 Интернет-сайт: www.donland.ru. Страница 6 из 10

торговли - на 33,8 %, по добыче полезных ископаемых - на 33,7 %, сельского хозяйства, лесного хозяйства и охоты - на 28,9 %.

В 2017 году на формирование прибыли определяющее влияние оказали предприятия следующих сфер и отраслей:

• обрабатывающие производства - 50,3 млрд рублей (58,6 % в общем объеме);

• оптовая и розничная торговля - 10,0 млрд рублей (11,6 %);

• сельское хозяйство - 7,2 млрд рублей (8,4 %);

• производство и распределение электроэнергии, газа и пара - 4,6 млрд рублей (5,4 %).3

Ростовская область одним из первых регионов Юга России выступила с инициативой разработки региональной финансовой политики. На настоящий момент в регионе избрана либеральная модель финансовой политики, предполагающая и предлагающая максимальный пакет побудительных механизмов для инвестора, который закреплен в соответствующих нормах регионального законодательства, а именно:

• льготное налогообложение организаций инвестиционной инфраструктуры и инвесторов, участвующих в привлечении инвестиций;

• прямое финансирование из бюджета области или софинансирование инвестиционных проектов посредством использования специально образованных акционерных инвестиционных фондов;

• частичное страхование рисков некоммерческого характера и субсидии по процентным ставкам;

• совершенствование условий для инвесторов, включая организацию процесса финансирования объектов инфраструктуры региона посредством средств федерального бюджета и международных организаций. [9]

При этом в качестве факторов, влияющих на формирование финансовой политики региона, выступают такие, как:

• конкурентные преимущества Ростовской области;

• процесс формирования благоприятного инвестиционного климата;

• управление инвестиционной привлекательностью региона;

• развитие государственно-частного партнерства;

• поддержка инновационных видов финансовой деятельности;

• экономический интерес субъектов и объектов политического процесса. [7]

Финансовая политика Ростовской области наряду с положительными аспектами имеет и определенные проблемы в системе ее формирования и последующей реализации. К ним относятся следующие:

• неполная ответственность и самостоятельность органов власти региона при реализации своих бюджетных и расходных полномочий;

1 Интернет-сайт: www.donland.ru.

51ECVN118

Вестник Евразийской науки 2018, №1, Том 10 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2018, No 1, Vol 10 https://esj.today

• невсеобъемлющая открытость бюджетов, подотчетность и прозрачность функционирования участников сектора государственного управления;

• низкий уровень вовлеченности гражданского общества в процесс обсуждения результатов и целей использования средств бюджета;

• недостаточная активность стратегических инвесторов, вследствие неполноты информации об инвестиционных возможностях Ростовской области;

• ограниченный доступ к ресурсам кредитного типа и другим инструментам финансирования долгосрочного характера;

• низкая интернационализация бизнеса. [8]

Перечисленные проблемы мешают эффективному развитию финансовой политики региона, а, следовательно, и эффективному развитию экономики Ростовской области в целом. Преодоление выше названных проблем в сфере формирования и осуществлении финансовой политики региона возможно за счет реализации на практике Программы повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года в Ростовской области.4

Целью Программы является повышение эффективности, подотчетности и прозрачности процесса использования средств бюджета, а также совершенствование процедуры осуществления финансового контроля государством. Программа определяет общие механизмы достижения результатов мероприятий государственных программ Ростовской области.

Данная программа направлена на реализацию перспективных направлений финансовой политики такого региона как Ростовская область с учетом реалий современной экономической ситуации. К перспективным направлениям реализации финансовой политики Ростовской области, в свою очередь, следует отнести такие, как (рисунок 3):

• модернизация бюджетного процесса посредством использования на практике программно-целевого подхода;

• обеспечение устойчивости областного бюджета и его сбалансированности в долгосрочной перспективе;

• рациональное управление финансовыми ресурсами;

• повышение функциональной эффективности расходов бюджета;

• повышение операционной эффективности деятельности органов исполнительной власти и государственных учреждений;

• обеспечение прозрачности и открытости государственных финансов.

4 Программа повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года в Ростовской области // www.donland.ru.

Рисунок 3. Перспективные направления осуществления финансовой политики Ростовской области (рисунок автора)

Думается, что осуществление на практике названных направлений финансовой политики рассматриваемого субъекта Российской Федерации будет содействовать в конечном счете поступательному росту экономики такого региона как Ростовская область.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобровников О.А. Проблемы текущей финансовой политики России // Бюллетень науки и практики. 2016, №2 - С. 12-17.

2. Волков Ю.Ю. Состояние и перспективы информатизации управления региональными финансами в Ростовской области // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012, №1 - C. 23-27.

3. Гараев И.Г. Финансовая политика как важнейшее направление государственной политики // Социум и власть. 2015, №1 - С. 21-24.

4. Гусарова В.Н. Методологические аспекты формирования и реализации региональной финансовой политики // Вестник Псковского государственного университета. Серия технические и экономические науки. 2013, №3. С. 28-32.

5. Колесов А.С. О показателях оценки региональной финансовой политики // Финансы. 2013, №12. С. 40-45.

6. Колесова А.С. Финансовая политика субъекта Российской Федерации: цели, ресурсы и пути // Финансы. 2013, №9. С. 17-23.

7. Митина И.А. Региональные аспекты инновационной политики // Вестник Академии / Ростовский государственный университет «РИНХ». 2002. №2 (15). С. 7-10.

8. Митина И.А., Наскевич Л.Ф. Региональные аспекты осуществления инновационной деятельности: текст лекций. - Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ). 2014. 63 с.

9. Челышева Э.А., Алешин В.А. Финансовые аспекты обеспечения развития инновационного потенциала Ростовской области. В сборнике: Финансовые аспекты модернизации экономики России. Научный редактор Овчинников В.Н. -Ростов-на-Дону. 2014, С. 67-76.

10. Чистик О.Ф. Индикаторы социально-экономического развития региона // Вопросы статистики. 2014, №3. С. 15-18.

Mitina Irina Aleksandrovna

Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: mirinayao31@yandex.ru

Chelisheva Elvira Aleksandrovna

Rostov state university of economics (RSUE), Rostov-on-Don, Russia

E-mail: Elvira.chelish@yandex.ru

The financial policy of the region and the features of its implementation (based on the example of the Rostov region)

Abstract. The article is devoted to the problem of forming and existing opportunities for implementing the financial policy of the regional format.

The strategy of long-term development of the Russian Federation puts forward as a basic goal of regional economic policy the provision of social and economic transformation of the subjects of the Russian Federation. The most important mechanism for solving these problems is the regional financial policy that determines the direction of using financial resources for the functional development of regions. The authors emphasize that the financial policy of the region is the basis for implementing its economic policy and the basis for improving the quality of life of the population living on its territory.

The article describes the specifics of the implementation of the financial policy of the regional level by the example of the Rostov region, which acts as one of the largest regions of the South of Russia and the leading region in terms of economic development. The authors conclude that at the moment a liberal model of financial policy has been chosen in the region, offering the maximum package of incentive mechanisms for potential investors. At the same time, the authors identified the existing problems in the system of formation and implementation of the financial policy of the region.

The article outlines possible ways to solve the identified problems through the implementation of program activities aimed at improving the efficiency of public financial management, which include: modernization of the budget process through the use of a program-targeted approach in practice; ensuring the sustainability of the regional budget and its balance in the long term; rational management of financial resources; increasing the functional efficiency of budget expenditures; increase operational efficiency of the executive bodies and government agencies; ensuring transparency and openness of public finances.

Keywords: financial policy; levels of financial policy implementation; state financial policy; regional financial policy; factors that form the financial policy of the region; tasks and instruments of regional financial policy

51ECVN118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.