научных статей по материалам международной научно-практической конференции (Саратов, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 30 мая 2014 г.) Ответственный редактор - д-р политических наук, профессор А.А. Вилков. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2014. С. 85-89. 5. Еженедельный опрос «ФОМнибус» 12-13 сентября 2015 г. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fom.ru/TSennosti/12375
Kipkeeva Gulnara Azretovna, postgraduate student of the Department of philosophy and Humanities; North-Caucasus state humanitarian-technical Academy (36, St. Stavropolskaja, Cherkessk, Karachay-Cherkessia, 369000, Russian Federation). E-mail: [email protected]
PUBLIC ORGANIZATION IN THE STRUCTURE OF CIVIL SOCIETY IN RUSSIA
Abstract
The article examines the processes of civil society formation in modern Russia. On the basis of statistical data and results of sociological surveys on the importance of this structural element of civil society, public entity, identified the necessary strategy for the further democratization of Russian society. The Russians know what a civil society, but at the individual level. The activity of public organizations as civil society organizations require greater information transparency, further research.
Keywords: structure of civil society, public organization, public opinion poll. УДК 353
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ СУБЪЕКТА РФ НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
аспирант, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Аннотация
В данной статье рассматривается региональная политика Ростовской области с точки зрения стратегического планирования. Описан механизм стратегического планирования на государственном уровне, рассмотрены инструменты реализации региональной политики Ростовской области посредством программно-целевого подхода, развития конкурентоспособности территории. Сделан выводы о необходимости совершенствования инструментов региональной политики.
Ключевые слова: региональная политика, государственная программа, стратегическое планирование, конкурентоспособность региона.
Актуальность и значимость управления региональным развитием субъектов РФ обусловлена многими факторами. Региональная политика представляет собой комплексную целенаправленную систему управляющего воздействия со стороны органов власти на регион, как часть территории страны, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.
В основе региональной политики России лежит стратегическое планирование в форме долгосрочных прогнозов и документов долгосрочного планирования.
В целом, стратегическое планирование на государственном уровне выглядит следующим образом [1].
Носкова
Маргарита
Сергеевна
Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ
Прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период
Стратегия социально-экономического развития РФ
Бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период
Государственные программы РФ
Стратегия про-странст-венного развития РФ
Стратегия социально-экономического развития макрорегионов
Прогноз социально-экономического развития субъекта на долгосрочный период
Стратегия социально-экономического развития субъекта
Бюджетный прогноз субъекта на долгосрочный период
Государственные программы субъекта РФ
Территориальные особенности России настолько масштабны и многообразны, что в управленческой системе возникают разные подходы к определению объекта управления региональной политики.
Экономическое районирование прошло долгий путь трансформации и в настоящее претерпевает изменения как на законодательном уровне, так и в научных кругах в зависимости от целей управления и исследования во временном разрезе.
В зависимости от различных целей управления, территория России подразделяется на следующие типы регионов:
- субъекты России (утверждены Конституцией РФ);
- федеральные округа (утверждены Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849);
- экономические районы, экономические зоны и т.д. (всего 15 типов регионов, утверждены Постановлением Госстандарта России от 27.12.1995 № 640).
Региональная политика осуществляется в рамках субъектов и федеральных округов. Экономические районы являются объектами статистического наблюдения и экономических исследований.
Ростовская область относится к Южному федеральному округу и СевероКавказскому экономическому району.
Ориентирующие инструменты управления региональным развитием включают в себя программно-целевой метод и стратегическое планирование. С целью реализации единой политики регионального развития субъектов России, в каждом субъекте и крупных муниципальных образованиях были разработаны стратегии развития и программы регионального значения.
В Ростовской области в настоящее время разработаны и действуют 25 документов стратегического развития, охватывающие проблемные и перспективные сферы регионального развития: 9 стратегий развития, 17 концепций развития,
а также 2 программы, в том числе программа социально-экономического развития Ростовской области на 2013-2016 годы.
Помимо этого, в Ростовской области реализуются государственные программы, перечень которых формируется в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными стратегией социально-экономического развития Ростовской области [2].
В настоящее время действует 21 государственная программа Ростовской области, затрагивающие различные сферы областного развития, социальной и экономической направленности, а также программы государственного управления регионального значения: «Региональная политика» и др.
Проведенный анализ областных целевых программ за период с 2011 года по 2016 год, проводимых в Ростовской области, показывает преобладающую социальную направленность региональной политики. Программами экономического развития области на за данный период времени являются: ежегодная инвестиционная программа, «Поддержка экспорта в Ростовской области на 2011 - 2014 годы», «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы», «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012 - 2015 годы», «Инновационное развитие Ростовской области на 2012 - 2015 годы», Концепция промышленной политики Ростовской области до 2020 года, «Экономическое развитие и инновационная экономика», рассчитанная на период 2014-2020 годы.
Общий объем финансирования инвестиционной программы за указанный выше период, показывает на значительную направленность на развитие инвестиционной привлекательности региона в рамках всего экономического развития территории (в тыс.руб.) [3]:
- в 2011 г. - 3 650 237,2;
- в 2012 г. - 3 397 356,8;
- в 2013 г. - 5 420 598,5;
- в 2014 г. - 6 966 236,9;
- в 2015 г. - в рамках реализации подпрограммы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область» государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» - 293 528,8.
В целом, перспективы экономического развития Ростовской области связаны с реализацией конкурентных преимуществ и ресурсного потенциала региона.
Согласно «Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года» [4], утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067, одной из стратегических целей долгосрочного социально-экономического развития Ростовской области является повышение конкурентоспособности региона, которая в себя включает:
- развитие ключевых комплексов и секторов экономики;
- инфраструктурное развитие территории (транспортно-логистической, энергетической инфраструктуры);
- развитие сферы услуг;
- снижение уровня дотационности.
По показателям экономического развития в программах стратегического планирования Ростовская область сравнивается с остальными субъектами Южного Федерального округа, что в свою очередь создает факторы конкурентоспособности регионов и является движущей силой в развитии единой социально-экономической политики страны.
Например, сравнительный анализ туристического развития южных регионов страны: Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, приведенный в стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года [5] показал, что Ростовская область обладает высоким потенциалом и наличием неиспользованных возможностей в развитии туристических услуг.
В сфере финансов, Ростовская область занимает первое место среди субъектов ЮФО по наличию банковской и страховой инфраструктуры.
По развитию научно-инновационной сферы Ростовская область конкурирует с Астраханской и Волгоградской областями, а в сфере высшего профессионального образования - с Краснодарским краем.
Согласно меморандуму стратегии привлечения инвестиций Ростовской области [6] в качестве потенциальных конкурентов Ростовской области определены:
- соседние регионы со схожими географическими и ресурсными условиями (Астраханская область, Волгоградская область, Краснодарский край, Ставропольский край);
- регионы, преуспевшие в развитии инвестиционного законодательства (Новгородская область, Ярославская область);
- регионы-конкуренты по отраслям экономики и промышленности (Волгоградская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Башкортостан, Воронежская область, Московская область, Нижегородская область, Свердловская область, Татарстан).
В условиях конкурентного развития регионов на общегосударственном уровне формируются подходы к определению и выделению регионов по преобладающим признакам экономического развития и в частности инновационного развития: «точки роста», «полюса конкурентоспособности». По «Индексу конкукрентноспособности AV RCI - полюса роста России» [7], разработанному компанией AV Group, Ростовская область в 2013 году занимала 10 место, в 2015 - 12 место среди всех субъектов России. Правда ориентация на доминирование одних регионов приводит, по мнению многих ученых и исследователей, к увеличению региональных диспропорций в социально-экономическом развитии и тем самым, к неэффективности региональной политики.
Для поддержания и повышения конкурентоспособности территорий, регионы осуществляют кластерную политику, которая представляет собой формирование территориально-производственных кластеров, позволяющих реализовать конкурентный потенциал территории. Например, в Ростовской области реализуется концепция кластерного развития на период 2015-2020 годы, разработанная с учетом Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа и Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.
Согласно данной Концепции, в Ростовской области производится 80% инновационной продукции ЮФО [8]. Реализация кластерной политики предполагает использование всего большого потенциала территории Ростовской области и выведение работы донских предприятий, научно-исследовательских центров и организаций других сфер на новый уровень развития на основе современных технологий.
Таким образом, региональная политика является сложным механизмом по использованию, поддержанию и развитию потенциала территории. Актуальность и многофакторность развития самой региональной политики является следствием постоянного роста научно-исследовательских разработок в целях поиска оптимального варианта инструментов управления региональным развитием. Масштабность территории России, исторический уклад, сложившиеся условия социально-
С ло в о мо ло д ым ученым
экономического развития требуют новых подходов комплексного характера, опирающиеся на стратегическое развитие, учитывающие цели и приоритеты политики на всех уровнях управления региональным развитием (от федерального центра до муниципального уровня).
Литература
1. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
2. http://www.donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-Poryadka-razrabotki-realizacii-i-ocenki-ehffektivnosti-gosudarstvennykh-programm-Rostovskojj-
oblasti?pageid=128483&mid=134977&itemId=22834/ Постановление Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 485 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области»
3. http://www.donland.ru/Programmy/?pageid=75189
4. http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=75189&mid=128186&itemId=117# g2 Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года
5. http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=75189&mid=128186&itemId=11 7#_ЙП^48
6. http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=75189&mid=128186&itemId=120 Стратегия привлечения инвестиций Ростовской области
7. http://av-group.ru
8. http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=75189&mid=128186&itemId=252// постановление Правительства Ростовской области от 12.03.2015 № 164 «Концепция кластерного развития Ростовской области на 2015 - 2020 годы»
Noskova Margarita Sergeevna, Graduate student; South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected] PUBLIC ADMINISTRATION BY REGIONAL GROWTH OF THE TERRITORIAL SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION
Abstract
In this article the regional policy of the Rostov region from the point of view of strategic planning is considered. The mechanism of strategic planning on a national level is described, instruments of realization of regional policy of the Rostov region by means of program and target approach, development of competitiveness of the territory are considered. It is made conclusions about need of improvement of tools of regional policy.
Keywords: regional policy, state program, strategic planning, competitiveness of the region.