Рыжов Константин Борисович
кандидат юридических наук г. Москва e-mail: [email protected]
Модернизация нотариата Российской Федерации и конкуренция в нотариальной деятельности
Статья посвящена возможным актуальным направлениям развития нотариата и нотариальной профессии в современной России. Автору представляется, что такое развитие должно быть разнонаправленным и включать в себя как технические и информационные инновации, так и комплексное изменение отношения к профессии нотариуса и в обществе, и в профессиональном юридическом сообществе.
Ключевые слова: нотариат, развитие и конкуренция в российском нотариате.
На сегодняшний день институт нотариата в России не без оснований претендует на расширение функционала и укрепление роли в обществе.
При этом как среди профессионального сообщества, так и в обществе в целом постоянно ведутся дискуссии относительно развития института нотариата, расширения его полномочий, укрепления доверия к нотариусам со стороны граждан и организаций.
Представляется, что развитие может быть осуществлено по нескольким направлениям как материально-правового, так и «процессуального» характера.
Одним из важных элементов развития нотариата является обеспечение доступности нотариальных услуг и развитие конкуренции в нотариальной профессии.
Конкуренция, разумеется, не означает рыночной конкуренции в понимании антимонопольного законодательства [1] и ФАС России, поскольку нотариальная деятельность не является по сути своей предпринимательской, и эта позиция сегодня находит понимание в законодательной инициативе Государственной Думы [2].
Развитие конкуренции означает обеспечение населения качественной юридической помощью, гарантированной не только размером страховых взносов нотариуса и региональных нотариальных палат, но и уровнем профессионального развития каждого конкретного нотариуса,
а также его помощников. Кроме того, принципиально важен экономический аспект - стабильность и обоснованность тарифов, возможность получения квалифицированной нотариальной правовой помощи всеми слоями населения.
Именно такой подход позволит российскому нотариату выполнить функцию, возложенную на государство ст.48 Конституции РФ, качественно обеспечив минимальные гарантии имущественных прав граждан, что в свою очередь могло бы быть основой для расширения функций нотариусов, в том числе и в сфере оборота недвижимого имущества [3].
С одной стороны нотариат, несомненно, выполняет публично-правовую функцию, связанную с превентивной бесспорной и досудебной защитой имущественных и личных неимущественных прав граждан. В этом принципиальное отличие нотариата от адвокатуры, публичная функция которой заключена в предоставлении юридической помощи и доступа к правосудию, но не связана с осуществлением юридически значимых действий от имени государства.
Кроме того, в России в настоящее время статус адвоката обязателен лишь при осуществлении представительства в уголовном судопроизводстве. В сфере гражданских правовых отношений и на рынке оказания консультационных услуг в указанной сфере услуги адвоката скорее исключение, чем правило. Сам рынок юридиче-
Модернизация нотариата Российской Федерации и конкуренция в нотариальной деятельности
ских услуг и особенно юридических консультантов, не имеющих статуса адвоката, весьма разноформатен и практически никак не контролируется с позиций качества оказываемых услуг.
Самоорганизация и структура нотариата предполагают наличие и доступность нотариусов, возможность обращения в нотариальную контору в нотариальном округе по месту проживания или заключения сделок.
Однако, в отличие от суда, который также выполняет публичную функцию, осуществляя отправление правосудия, нотариусы, по сути, на внедоговорной основе в рамках делегированной государством функции все же оказывают населению и юридическим лицам услуги правового характера.
Представляется, что услуги эти, несомненно, требуют квалифицированной профессиональной подготовки и должны быть оказаны в конкурентной среде. В то же время, сегодня в России отсутствуют централизованные институты обучения и повышения квалификации как будущих, так и действующих нотариусов аналогичные, например, французской Нотариальной школе, действующей в Париже.
Тем не менее, доступ к нотариальной профессии как в действующем, законодательстве, так и в проекте федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в РФ» четко структурирован по стадиям и срокам, что позволяет говорить о более тщательной подготовке нотариусов, чем, например, адвокатов и даже судей.
Внутреннее законодательное регулирование, способствующее развитию российского нотариата, можно условно разделить на материально-правовые и процессуальные изменения, поскольку нотариальная деятельность представляет собой строго формализованную процедуру.
1. Материально-правовой аспект это, в первую очередь, модернизация законодательства о нотариате и совершенствование гражданского законодательства. В качестве основных направлений следует назвать:
> доступность нотариальных услуг и обеспечение населения нотариальными конторами, в том числе и бесперебойными нотариальными конторами по аналогии с существующими в Петербурге.
> укрепление репутационного аспекта в деятельности нотариуса, т.е. обращение граждан именно к «своему» нотариусу, уровень доверия к профессиональным качествам которого априори очень высок.
2. Процессуальный аспект
> особая доказательственная сила и общеобязательность нотариальных актов в гражданском и арбитражном процессе и правоприменительной практике. Указанное положение сегодня содержится в тексте проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», который должен быть принят до конца текущего года [2].
> Обеспечение полноценного и всестороннего доступа нотариусов к информационным и документальным ресурсам - архивам, реестрам и базам данных. связанных с объектами нотариальных действий. Это могут быть как информационные источники внутри сообщества, так и сведения, предоставляемые другими органами и организациями (в первую очередь, ЕГРП и ЕГРЮЛ), и, как немаловажная перспектива, доступ к базам данных Федеральной миграционной службы в совокупности с информационным блоком органов ЗАГС.
> возможность и готовность российского нотариального сообщества работать со сделками, связанными с оборотом недвижимого имущества, включая полный комплекс правовых услуг по указанным сделкам, в том числе, возможно, функции налогового агента по сделкам граждан с недвижимостью;
> увеличение роли нотариуса как консультанта по сделкам, не требующим нотариального удостоверения, а также роли российского нотариата в исполнительном производстве.
> внедрение новых и развитие существующих правовых инструментов, таких, как исполнительная надпись нотариуса, соглашение между кредитором и должником об исполнении судебного решения, вовлечение нотариусов в медиативные процедуры, принятие денег в депозит нотариуса, что позволит в большей степени реализовать один из принципов латинского нотариата по предотвращению споров между людьми.
> повышение квалификации российских нотариусов и лиц, претендующих в перспективе на должность нотариуса путем создания специального центра обучения нотариата.
> активное развитие электронного документооборота между нотариусами, использование электронных баз данных нотариальных действий и нотариально удостоверенных документов, связанных с оборотом имущества, а также электронной цифровой подписи нотариуса (пилотные проекты такого рода уже
Мониторинг правопримениния
действуют в ряде нотариальных округов России, например, в Санкт-Петербурге).
Однако не только конкуренция в рамках национального законодательства и правоприменительной практики может усилить позиции нотариата как правозащитного и правоприменительного института.
В сфере международно-правового регулирования нотариальной деятельности и наследственных прав присоединение и участие России в некоторых международных инструментах представляется весьма важным особенно в сфере обеспечения и защиты наследственных прав граждан, на которые нотариат в известной степени обладает монопольными полномочиями. Например, в ближайшее время можно было бы обеспечить участие России в следующих структурах:
1. Членство России в Международном союзе нотариата и взаимодействие с нотариальными органами иностранных государств.
2. Присоединение России к международным конвенциям по международному частному праву в сфере нотариальной деятельности:
а. Конвенция о форме завещания (1970, Вашинг-
тон). СССР присоединился к указанной Конвенции с оговоркой.
б. Присоединение России к Гаагской Конвенции
1961 года «О коллизии законов, касающихся формы завещательного распоряжения» позволило бы российским нотариусам использовать многие широко трактуемые положения Конвенции относительно места его совершения и принципа благоприятствования наследодателю.
Указанный инструмент, предусматривающий широкое применение национальных за-
конов в сфере наследования и определения легитимности завещательных распоряжений позволил бы свести к минимуму недействительность завещательных распоряжений, при этом не ставя признание действительными завещательных распоряжений в зависимость от применения принципа взаимности.
Очевидно, что институту нотариата в России есть куда и как расти, что латинский нотариат в России может как по функционалу, так и по роли в обществе, равно как и по статусу в юридическом сообществе приблизиться к тому положению, которое профессия нотариуса занимает во Франции и в Швейцарии. Однако, столь же очевидно, что для такого рода качественных изменений не достаточно (хотя это и необходимо) лишь реализации давно назревших законодательных инициатив, связанных с принятием долгожданного закона о нотариате.
Литература
1. Принцип свободной оценки доказательств и его реализация в гражданском процессе М.,ИНФОТРОПИК МЕДИА, 2012, 222 с.
2. С текстом одного из последних законопроектов ГД в сфере нотариата можно ознакомиться по адресу: http://asozd2c.duma.gov. ru/addwork/scans.nsf/ID/DCC1002C436B 772343257B84005B0458/$FILE/293340-6. PDF?OpenElement
3. Весьма интересную точку зрения высказал по этому вопросу М.З. Шварц. См.: http:// zakon.ru/Discussions/segodnya_my_sbity_s_ tolku_i_eto_oshhushhenie_rastet_den_oto_ dnya/7055