Финансы предприятий
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОТАРИАТА
ЗА РУБЕЖОМ
А.И. ГОНЧАРОВ,
доктор экономических наук, доктор юридических наук, профессор кафедры налогообложения и аудита
А. А. ЩЕРБИНИН, ассистент кафедры налогообложения и аудита Волгоградская академия государственной службы
Статья посвящена вопросам финансового обеспечения нотариата за рубежом. Определены особенности финансирования нотариата в странах, относящихся к двум основным правовым системам современности: англосаксонской и романо-германской. Учитывая представительство Российской Федерации в ЕврАзЭс, проанализирован опыт финансового обеспечения нотариата в странах - участницах сообщества.
Ключевые слова: нотариат, система, право, финансы, ЕврАзЭс, тариф.
Зарубежный нотариат имеет более длительную историю, нежели российский. Соответственно система взглядов на то, каким образом должно осуществляться финансовое обеспечение нотариальной деятельности за рубежом, уже устоялась и прошла проверку временем. Поэтому в эпоху реформирования отечественной системы нотариата изучение опыта других стран является как никогда актуальным ввиду возможной рецепции позитивных достижений иностранной традиции финансирования нотариата.
Сегодня в мире действуют восемь правовых систем: романо-германская (континентальная), англосаксонская, мусульманская, иудаистская, каноническая, индуистская, дальневосточная, африканская1. Соответственно, взгляды на то, как должна осуществляться нотариальная деятель-
1 http://www.notariat.ru; Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2003. С. 400; Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. Зер-цало-М., 2008; Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 584.
ность, в рамках каждой системы разнятся. К тому же, до недавнего прошлого ряд исследователей выделяли нотариат, функционирующий в странах с централизованной экономикой, безусловно, отличавшийся определенной спецификой2.
Однако, если не брать во внимание юридических систем, выросших на почве религиозных культур3, то доминирующее положение займут две крупнейшие из них: континентальная и англосаксонская.
Нотариат латинского (свободного) типа сформировался в результате длительной эволюции правовых идей в странах романо-германской правовой системы. Их внутреннее право изначально строилось на адаптации римского права и ныне основывается на общих правовых концепциях. Источником латинского права является правовая норма, созданная законодателями, а, следовательно — государством. Главная норма — это закон. В последующем суды могут давать его толкование и даже адаптировать к конкретным ситуациям, но от этого закон не перестает быть главной нормой.
В англо-американской системе некодифициро-ванного права «common law» его основным источником является судебное разбирательство, то есть практика судопроизводства. При решении спорного вопроса прибегают к поиску судебного прецедента —
2 Пиепу Ж.-Ф, Ягр Ж. Нотариат во Франции и в мире // Нотариус. № 6. 2005. С. 30 - 34.
3 Шарафетдинов Н. Ф. Теологические аспекты нотариата:
постулаты нотариальной веры и оптимистичный взгляд на
судьбу российского нотариата в свете ненаучного исследования
предназначения нотариата и миссии нотариуса // Нотариус.
2004. № 4. С. 35 - 48.
был ли в судебной практике подобный случай и, если да, то какое было принято решение. Эта система основывается , прежде всего, на судебных решениях и в ней не существует иерархии доказательств4.
Итак, в системе латинского нотариата нотариус выступает, во-первых, в качестве независимого представителя государства, наделенного от имени государства полномочиями совершать нотариальные действия. Во-вторых, одновременно несущим личную ответственность за совершение нотариальных действий. Независимость нотариуса обеспечивает придание соглашениям сторон «публичной формы и публичного доверия», поскольку нотариус исполняет задачи публичной власти. Контроль за деятельностью нотариуса осуществляется государством, в лице органов юстиции и нотариальными палатами5.
Нотариус в англосаксонской правовой системе и нотариальные документы, как и иные письменные документы, не играют той роли, какая отведена им в странах латинского нотариата. Основная группа профессиональных юристов в США — это адвокаты, которые не исполняют публичных функций, а являются представителями конкретной стороны. Нотариусы выполняют сугубо удостоверительные функции, например в отношении копий, подписей, свидетельских показаний под присягой. При этом допускается смешение нотариальных и адвокатских функций. Скажем, солисторами в Англии6.
Финансовое обеспечение деятельности нотариусов в государствах континентальной системы права
Несмотря на процессы интеграции в Европе и попытки унифицировать законодательство стран — участниц ЕС, ввиду специфики нотариальной деятельности и ее тесной связи с национальными гражданским и семейным правом, имеющими многовековую историю и обладающими самобытностью, можно говорить лишь о возможности гармонизации законов в этой области7.
4 Рот А. Сопоставление двух правовых систем. // Нотариальный вестник. 2004. № 6.
5 Шагивалеева И. З. Нотариат в РФ: Учебное пособие. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. С. 108.
6 Ярков В. В. Основные мировые системы нотариата // Нотариус. 1999. № 5. С. 23.; Thun D. S. Common Law & Civil Law Notariés: A World OfDifference. 2001. №5. // www.kaprowstratton. com; Piccoli P. The Notary Between Civil Law and Common Law // Notariato. 2005. № 5.
7 Weyts L. L'Europeanisation, une Entreprise positive pour une bonne Globalisation. // Notarius International. 2001. № 6. С. 147 — 150; Тальпис Ж. А. Латинский нотариат перед лицом глобализации. // Российская юстиция. 2003. № 9. Р. 38 — 39.
В настоящее время организация нотариата и порядок осуществления нотариусами своих полномочий в странах латинского нотариата обладают существенным сходством. В числе основных системных признаков, которые характеризуют любой национальный нотариат латинского типа, можно назвать следующие, относящиеся к нотариальным финансам:
— нотариус осуществляет профессиональную деятельность за свой собственный счет и несет полную имущественную ответственность за причиненные убытки8;
— нотариус за совершение им нотариальных актов получает нотариальный тариф, размер и порядок уплаты которого устанавливаются государством. Нотариальный тариф является одновременно основным источником для самофинансирования нотариальной деятельности и базой для имущественной ответственности нотариуса за свои ошибки.
Выделяя общие черты национальных нота-риатов латинского типа, нельзя не отметить того факта, что положение нотариуса в конкретных государствах может разниться. Тем не менее можно произвести определенную систематизацию. Так, в континентальной Европе преобладают две основные модели латинского нотариата: немецкая, и французская. Они и будут использованы при дальнейшем анализе зарубежного опыта финансирования нотариата. Остальные национальные модели в той или иной степени синтезируют французский и немецкий подходы к организации нотариальной деятельности.
Например, в странах Западной Европы9, а также в Африке10, в Азии11 и в Латинской Америке12 сочетаются в различных пропорциях элементы обеих вышеназванных систем с уклоном в сторону французской модели. А на постсоветском про-
8 Deckers Е. La profession notariale, sa déontologie et ses structures. Изд-во CAEM. 2000. С. 50.
9 Болас Х. Бизнес без правового обеспечения — это обреченный бизнес. // Нотариальный вестник. 2007. № 9. С. 3 — 9; Бой-цова В. В., Бойцова Л. В. Нотариат Нидерландов : сравнительный анализ. // Нотариус. 1999. № 2. С. 85.
10 Toure A. Regards croisés sur la notion de groupe de sociétés en Afrique francophone. // Notarius International. 2005. № 10. С. 21 - 28.; Sefrioui H. Rapport National Maroc. // Notarius International. 2005. № 10. Р. 33 - 48.
11 Vietnam, France cooperate in public notary. // english.vovnews. vn. 2009.11.03.
12 Ferreira J. F. The Notarial Profession in Brazil. // Notarius International. 2006. № 11. С. 68 — 76; Fernandini, R.. National Report Peru. // Notarius International. 2003. № 8. Р. 14 — 20.
странстве13, в странах Центральной14 и Восточной Европы15, а также в ряде стран Азии16 превалирует нотариат, построенный по принципу немецкого.
Для немецкой модели характерна незначительная активность нотариуса на всех этапах нотариального производства. Его работа сводится к разработке соответствующего акта и его последующему удостоверению. Нотариус здесь не играет большой роли при подготовке совершения нотариального действия: проведении консультаций, переговоров, получении необходимых документов и т. д. Такого рода формализм исключает возможность конкуренции между нотариусами.
Французская модель, напротив, предполагает инициативность самого нотариуса с момента обращения к нему заинтересованного лица. Он и его многочисленные помощники полностью берут на себя все заботы клиентов, начиная от сбора необходимых документов, проведения переговоров с другими заинтересованными лицами, составления и удостоверения документа и заканчивая регистрацией нотариального акта в компетентных органах. Игнорирование формализма порой занижает здесь публично-правовую составляющую нотариальной профессии.
Основным источником доходов нотариусов является нотариальный тариф, поэтому ключевым аспектом при анализе мирового опыта финансирования нотариальной деятельности будет являться именно практика установления платы за нотариальные действия в различных странах.
Можно выделить следующие основные признаки нотариальных тарифов:
1. Обязательный характер. Лица, обратившиеся к нотариусу для совершения в отношении них нотариальных действий, обязаны уплачивать нотариальный тариф. По французским законам, требуется предварительная уплата нотариального тарифа или внесение задатка, который помимо сумм нотариального тарифа покрывает также издержки нотариуса и суммы обязательных платежей в бюджет. Здесь предварительное получение сумм нотариального тарифа является необходимым условием совершения нотариальных действий. В Германии
13 Голованов В. Г. Развитие нотариата в постсоциалистическом государстве (Опыт Республики Беларусь). // Государство и право. 2001. № 4. С. 117 - 120.
14 Shaw G. Notaries in Central Europe: Transformation as Reprofes-sionalisation. // Notarius International. 2004. № 9. Р. 136 - 152.
15 Козырин А. Нотариат в Болгарии. // Нотариальный вестник. 1998. № 11.
16 http://www.koshonin.gr.jp; Kazuaki Y. National Report Japan. //
Notarius International. 2003. № 8. Р. 37 - 51.
при сохранении принципа обязательности уплаты нотариального тарифа она может осуществляться и после совершения соответствующих нотариальных действий. При неисполнении обязанности по уплате нотариального тарифа его взыскание осуществляется в принудительном порядке, без участия суда, на основании исполнительной надписи самого нотариуса. При этом нотариусы, как во Франции, так и в Германии, несут обязанность по выдаче заинтересованному лицу детального счета, отражающего все виды полученных с него платежей и сборов.
2. Размеры нотариальных тарифов устанавливаются соответствующими законами. По всем категориям дел, отнесенным к исключительной компетенции нотариуса, размер нотариального тарифа устанавливается только на основании закона на общенациональном уровне. А возможность регулирования их на местном уровне исключается. К тому же запрещается изменять указанные тарифы по соглашению между сторонами нотариального акта и нотариусом17. В данном случае можно говорить о применении принципа единого тарифо-образования.
Единообразие нотариальных тарифов в странах латинского нотариата связано с признанием публично-правового статуса нотариата и нотариальной деятельности, а также установлением приоритета нотариальной формы при совершении наиболее значимых юридических действий и свидетельс-твовании фактов.
Единый нотариальный тариф обеспечивает равенство граждан перед нотариусом, служит основой для установления имущественной ответственности нотариуса за собственные ошибки и обеспечивает осуществление им профессиональных функций в режиме самофинансирования.
Следует отметить также значительную роль социально и экономически обоснованных тарифов при обеспечении таких основополагающих принципов нотариальной деятельности, как независимость и беспристрастность нотариуса.
В то же время в отношении дел, не подпадающих под эксклюзивный предмет ведения нотариусов, размер подлежащего уплате тарифа определяется по соглашению между заинтересованными сторонами и нотариусом. То есть используется принцип свободного тарифообразования.
3) Нотариальный тариф — есть мера вознаграждения, установленная государством, за помощь,
17 Hertel C. Länderbericht Deutschland. // Notarius International. 2001. № 6. Р. 20 - 31.
оказываемую нотариусом гражданам и юридическим лицам в реализации принадлежащих им субъективных прав.
И в Германии, и во Франции поступающие в распоряжение нотариуса суммы нотариального тарифа выступают в качестве материальной гарантии реали -зации в его повседневной деятельности принципов независимости, беспристрастности, имущественной ответственности, самофинансирования.
В то же время изначально публично-правовая природа нотариальной функции дает основания для признания нотариуса в этих странах налоговым агентом. В частности, нотариус в Германии и во Франции обязан обеспечить взимание в государственную казну налогов и иных обязательных платежей, связанных с конкретной юридической операцией. Признание нотариусов налоговыми агентами и вменение им в обязанности взимания различных фискальных платежей в доход государственной казны облегчают их получение и обеспечивают легальность гражданского оборота. Неисполнение этой обязанности влечет имущественную ответственность нотариуса18.
Во Франции сумма нотариального тарифа не включает издержек, связанных с совершением нотариального акта19, и оплачивается отдельно. В Германии же такие расходы являются неотъемлемой частью нотариального тарифа.
Если рассматривать систему нотариальных тарифов, установленных законодательством Франции и Германии, в целом, то следует отметить, что она отличается большой степенью дифференциро-ванности. Однако для обоих государств характерно установление двух основных видов нотариальных тарифов: пропорционального и фиксированного.
Пропорциональный тариф предполагает установление его размера на основе специальной ставки, определяемой в процентном отношении к стоимости акта. В обеих странах применяется регрессивная тарифная шкала, когда в зависимости от увеличения цены акта происходит уменьшение в процентном отношении размера, подлежащего уплате. При этом в целях дифференцирования данных платежей законодатель в Германии и Франции классифицирует юридические акты в зависимости от их природы по нескольким категориям (Франция — 3 категории + коэффициенты в рамках каждой; в Германии — 6 категорий). Пропорциональные но-
18 Buying property in France: a guide for foreigners. // Patrimoine&Enterprise. 2004. № 37.
19 Missonnier F. Profession Notaire. // La Gazette du Gers. //
www.notaries.org.uk.
тариальные тарифы применяются в большинстве случаев в отношении сложных юридических актов, составляющих предмет обязательной компетенции нотариуса.
При расчете пропорционального тарифа основным вопросом является правильное определение стоимости акта. Здесь различия между сравниваемыми моделями весьма существенны: если во Франции тариф рассчитывается от объявленной цены акта, то в Германии во внимание принимается полная действительная стоимость предмета. Поэтому французский вариант предпочтителен в плане сокращения временных и финансовых затрат для определения цены акта и дальнейшего расчета на ее базе пропорционального нотариального тарифа. В то же время немецкий вариант, хотя и может потребовать дополнительных затрат от сторон и удлинения сроков совершения нотариальных действий, будет оптимален с точки зрения публичного интереса, например, для обеспечения полноты уплаты налогов и в целях придания большей безопасности соглашению.
Фиксированные тарифы определяются в твердой денежной сумме за совершение определенных, как правило несложных, юридических действий (копии, наведение справок, уведомления и т. д.). Среди особенностей французской модели можно выделить использование т. н. расчетной единицы, равной определенной твердой денежной сумме, которая облегчает расчет фиксированного тарифа. За совершение одного нотариального действия нотариус может получить либо пропорциональный тариф, либо фиксированный. Но получение обоих тарифов исключено.
Другие виды нотариальных тарифов являются отражением национальной специфики организации нотариальной профессии. Так, большая сфера деятельности французских нотариусов предопределила появление таких специфических видов нотариальных тарифов, как за участие в переговорах и за примирение сторон. Кроме того, французская модель, в отличие от немецкого нотариата, предусматривает возможность получения в довольно ограниченном числе случаев (когда законодатель не предусмотрел пропорционального или фиксированного тарифа в отношении соответствующих действий, не входящих в предмет исключительной компетенции нотариусов) нотариального гонорара, который определяется по соглашению между заинтересованным лицом и нотариусом.
Льготы по уплате нотариального тарифа, в соответствии с требованиями немецкого и французского
законодательств, могут предоставляться лишь в исключительных случаях. Для Германии характерно использование субъектного критерия определения льготников, при котором возможно снижение нотариального тарифа в зависимости от статуса сторон нотариального действия (адвокаты, нотариусы, государство, общины, церковь). Во Франции же критерием предоставления ограниченных льгот по оплате нотариального тарифа является нуждаемость.
Представляется, что с учетом социальной направленности предоставления льгот, порядок, основанный на нуждаемости заинтересованного лица, является более предпочтительным20.
В то же время нотариусу дано право по собственной инициативе предоставлять льготы по оплате иных, чем пропорциональный или фиксированный, видов нотариальных тарифов.
Естественно, что даже в рамках ЕС существуют исключения, не подпадающие под приведенную выше классификацию. В Португалии действует лишь государственный нотариат21, а в Швейцарии тарифы на услуги нотариуса устанавливаются исполнительной властью кантона и только в некоторых случаях — федеральным законодательством22.
Финансовое обеспечение нотариата в странах общего права
В силу исторически сложившихся причин, основным доказательством в правовых системах стран «общего права» (common law), являются показания свидетеля. Поэтому аутентичный акт и нотариат практически неизвестны.
В Великобритании существует незначительное число нотариусов. Но правовую помощь частным лицам по составлению актов, даче консультаций, представительству по несложным делам в первой инстанции оказывают в основном солиситоры, которых насчитывается более 50 тысяч. Солиситоры обычно работают в партнерствах, которые могут насчитывать до нескольких сотен членов с филиалами по всему миру. Представительство интересов сторон перед вышестоящими судами занимаются барристеры, которые обычно специализируются на какой-то категории дел.
20 Яркое В. В., Медведев И. Г., Трушников С. С. Методика и практика формирования нотариальных тарифов в странах Латинского нотариата на примере Франции и Германии. // Нотариальный вестник. 2004. № 11.
21 Pereira A. European Tort Law 2004. Springer Vienna, 2006. Р. 479 - 509.
22 Лобода, О. Нотариальная практика Старого Света. // Юридическая практика. 2004.27.2004. № 17.
В Англии и Уэльсе выделяются два типа нотариусов: Scrivener Notaries23 — занимающиеся нотариальной деятельностью на профессиональной основе, и General Notaries24 — главным образом, солиситоры и их помощники, по совместительству выполняющие нотариальные функции. На сегодняшний день насчитывается порядка 1500 General Notaries и 34 Scrivener Notaries. Численность нотариусов законодательно не лимитирована. Функции сводятся в основном к заверению международных договоров, контрагентами по которым выступают британские лица и граждане или организации стран латинского нотариата.
Размеры нотариальных тарифов также не установлены на законодательном уровне. Поэтому нотариусы вольны назначать стоимость своих услуг самостоятельно. В этом случае законодатель предположил, что наличие конкуренции в среде нотариусов и законы рыночной экономики приведут к установлению справедливого размера оплаты нотариальных действий. Обычно стоимость услуг нотариуса зависит от числа и типа документов, которые он должен удостоверить25.
При наличии преемственности правовой базы в бывших британских самоуправляемых колониях, а ныне — государств содружества некоторые различия в установлении платы за нотариальные действия все же имеют место. Например, в Австралии размер нотариального тарифа будет зависеть от квалификации нотариуса, конкуренции на рынке нотариальных услуг, а также от затраченного времени26. Здесь, как и в Англии, нет законодательного закрепления размеров тарифов. Однако в ряде штатов имеются рекомендации по единому тарифообразованию27.
В Квебеке, входящем в систему латинского нотариата, также заметно влияние англосаксонских традиций. В 1991 г. были отменены законодательно закрепленные размеры нотариальных тарифов. В ст. 49 Кодекса нотариальной практики содержатся лишь рекомендации по определению величины оплаты нотариальных действий, в соответствии с которыми она должна быть справедливой и разумной, а также пропорциональна оказанным услугам28. Тем не менее этот Кодекс обязывает
23 www.scriveners.org.uk.
24 www.thenotariessociety.org.uk.
25 Claudet A. National Report England. // Notarius International. 2002. № 7. P. 39 - 45.
26 www.notarylocator.com.au.
27 Schedule ofNSW Public Notaries Recommended Scale of Fees. // NSW Government Gazette. 2008.01.2008. № 93.
28 Notaries Code of Practice ot 21.09.2002 // Official Gazette of
Quebec. 2002.21.09. №36. Ct. 5969.
руководителя нотариальной палаты Квебека установить фиксированные ставки тарифов по оплате профессиональных услуг, оказанных нотариусом в ходе определенных функций, при которых он выступает в качестве судебного чиновника. Это объясняется необходимостью обеспечения равного доступа к системе правосудия для всех лиц29.
В США балом правят адвокаты. Это вполне очевидно, учитывая размах, который приняла там «правовая индустрия». Американские нотариусы, т. н. public notary, занимаются в основном удостоверением копий документов и свидетельствованием действительности подписи или верности перевода. Доступ к профессии могут получить даже не имеющие специального образования граждане страны. То есть, функции и организация нотариата в США не имеют ничего общего с нотариатом латинского типа.
Нотариальные услуги в США, да и в целом в странах англосаксонской традиции предоставляются исключительно на рыночных основаниях. Иными словами, можно говорить о полной приватизации рынка нотариата. Нотариальные услуги рассматриваются как товар, который должен завоевать рынок. Поэтому нотариат зависит в первую очередь от маркетинговых усилий по поиску клиентов и предполагает возможность свободного обсуждения вопросов оплаты, не содержа тем самым понятия обязательного нотариального тарифа.
Нотариус освобожден от обязанности быть беспристрастным. Наоборот, большая степень ассоциации себя с интересами клиента является залогом успеха его деятельности. Обсуждение и исполнение контрактных договоренностей основано не столько на поиске сбалансированности, равенства и справедливости, сколько на соотношении сил между профессионалами.
Но в ряде штатов США (Луизиана, Техас, Флорида) появилась новая категория юристов — «гражданских нотариусов» (civils law notaries). Они уполномочены создавать аутентичные акты и функционируют на сходных с латинским нотариатом принципах.
Финансовое обеспечение нотариата в странах ЕврАзЭс
В настоящее время в состав ЕврАзЭС входит 6 государств: Россия, Белоруссия, Казахстан,
29 Pepin Y., Lachance M. National Report Quebec. // Notarius International. 2003. № 8. Р. 157 — 174.
Кыргызстан, Узбекистан30 и Таджикистан. Еще три страны (Украина31, Молдавия32 и Армения33) участвуют в Сообществе в качестве наблюдателей34. При тенденции к отказу от государственного нотариата во всех перечисленных государствах35, за исключением Таджикистана36, параллельно существуют две нотариальные системы — государственный и небюджетный нотариат. Соответственно различаются и способы финансового обеспечения нотариальной деятельности.
Небюджетный нотариат, как это прямо следует из его названия, находится на полном самофинансировании. А единственным источником средств является нотариальный тариф, размеры и порядок уплаты которого, как правило, устанавливаются государством. В то же время, в Белоруссии37, Казах-стане38 и Кыргызстане39 существует дополнительная возможность финансирования деятельности частнопрактикующего нотариуса за счет взимания так называемого «свободного» тарифа, определяемого по соглашению с заинтересованными лицами, при выполнении работ правового и технического характера (подготовка проектов договоров, изготовление копий и т. д.)40.
Государственный нотариат встраивается в систему органов государственного управления, а
30 Закон Республики Узбекистан «О нотариате» от 26.12.1996. № 343-1. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1997. № 2. Ст. 42.; Леонова, Л. Нотариат на охране интересов граждан. // Народное слово. 2009.04.2002.
31 Закон Украины «О нотариате» от 02.09.1993. № 3425-ХП. // Ведомости Верховной Рады Украины. 1993. № 39. Ст. 383.
32 Закон Республики Молдова «О нотариате» от 08.11.2002. № 1453-ХУ. // Мониторул Офичиал ал Р. Молдова. 2002.21.11. № 154-157.
33 Закон Республики Армения «О нотариате» от 27.12.2001. №ЗР-274. // www.base.spinform.ru.
34 www.evrazes.com.
35 Михайлова К. Под крылом государства. // Мегаполис. 2005.14.11. № 45. Гуринович С. От простого к сложному. // Белорусы и рынок. 25.03.2008.
36 Закон Республики Таджикистан «О государственном нотариате» от 15.05.1997. № 411. // www.base.spinform.ru.
37 Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» от 18.07.2004 г. № 305-З. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 04.08.2004. № 120. Ст. 2/1055.
38 Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 14.07.1997. № 155-1. // Ведомости Парламента Республики Казахстан.
1997. № 13-14. Ст. 206.
39 Закон Кыргызской Республики «О нотариате» от 30.05.1998. №70. // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
1998. №9. Ст. 320.
40 Медведев И. Г., Трушников С. С., Яркое В. В. Сравнитель-
но-правовой анализ законодательства государств — членов
Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в сфере
нотариальной деятельности и рекомендации по его гармонизации // Нотариальный вестник. 2006. № 2. С. 20 — 39.
государственные нотариусы находятся на полном государственном финансировании. То есть нотариальная деятельность обеспечивается за счет средств государственного бюджета. Причем многими экспертами подчеркивается, что деятельность государственных нотариальных контор убыточна, а суммы взыскиваемых тарифов не покрывают расходов по их содержанию41. Но, несмотря на это, государственный нотариат продолжает существовать. В первую очередь из-за отсутствия стимулов к занятию нотариальной деятельностью в малонаселенных территориях (сельской местности) у частнопрактикующих нотариусов, с одной стороны, и обязанностью государства предоставить равный доступ к нотариальным услугам для всех граждан, с другой.
Оценка экономической эффективности функционирования нотариата в странах континентального и общего права
Результатом деятельности англосаксонских «нотариусов» становится огромное количество судебных тяжб, стоящих экономике страны больших денег. В США сосредоточено 30 % адвокатов всего мира42. Количество юристов поражает воображение: в 2000 г. — 1 000 000, то есть, примерно 1 адвокат на 275 жителей. В некоторых городах США, в частности в Вашингтоне, юристом является каждый десятый житель. Стоимость содержания системы гражданского правосудия составляет 300 млрд долл. в год.
В странах Европы, где функционирует нотариат латинского типа, количество споров из нотариально удостоверенных сделок составляет порядка 1 на 1 000, в США же эта цифра в 40 — 50 раз выше43.
Затраты на осуществление прав в судебном порядке существенно различаются между странами с англосаксонской системой нотариата и странами с латинским нотариатом (см. таблицу).
Как видим, в США этот вид расходов общества превышает такие же затраты в государствах с континентальной системой права в 3 — 6,5 раз. Конечно же, подобные различия объясняются не только системой нотариата, но также и различием в степени конфликтности правовой культуры,
41 Балкенова З. Реформы нотариата: произойдет ли «перезагрузка» системы? // www.inform.kz. 2006.05.05; Андронатий А. Нотариальная революция в Молдове. // www.md.spinform.ru.
42 Роль нотариата в противодействии коррупции и теневой экономике. // Нотариальный вестник. 2004. № 7.
43 Le notariat dans le monde. éd. Commission de coopération notariale internationale d'U. I. N. L. 2001. Р. 3.
Затраты общества на судебную систему
страна Затраты на реализацию права на судебную защиту (в % к ВВП)
Испания 0,4 %
Италия 0,5 %
Германия 0,5 %
Франция 0,6 %
Швейцария 0,8 %
США 2,6 %
Источник: Tort cost trend: an international perspective. Tillinghast. 1989.
другими факторами. Но львиную долю различий предопределяет именно функция нотариата как предварительного правосудия.
Нотариальная деятельность имеет публично-правовой характер и осуществляется от имени государства с целью защиты не только частных интересов, но и интересов общества в целом. Этот подход характерен для государств с системой нотариата латинского типа44. Он присущ даже таким экзотическим странам, как, например, Королевство Камбоджа (в ст. 10 Закона Королевства Камбоджа «О нотариате» от 4 ноября 1956 г. № 910 SN содержится положение, по которому нотариус должен быть независим и беспристрастен, стоять на стороне закона и не вправе оказывать предпочтения никому из обратившихся к нему лиц)45. Частный юрист и адвокат действуют на основе принципа состязательности и ориентированы на достижение результата, необходимого, прежде всего, клиенту.
Научное сообщество США также отметило преимущества нотариата латинского типа перед англосаксонским46. Поэтому нет ничего странного в том, что территории общего права (провинция Британская Колумбия в Канаде, штаты Флорида и Алабама в США) ищут сегодня путей присоединения к латинскому нотариату47.
44 Ануфриева Л.П. Международное частное право. Т. 3. М., 2001. С. 411 - 414; Yaigre J., Pillebout J-F. Droit professionnel notarial. Quatrieme edition. Paris, 1996. Р. 126 — 141. Шиппель Х. Этический кодекс нотариусов Европы. // Нотариальный вестник. 1997. № 5. Никлаус Р. Этика нотариуса. Некоторые размышления и видение в реальности 2001 года. // Нотариальный вестник. 2001. № 11.
45 http://www.cambodialawnotary.com.
46 Malavet P. The Non-Adversarial, Extra-Judicial Search for Legality and Truth: Foreign Notarial Transactions as an Inexpensive and Reliable Model for a Market Driven System of Informed Contracting and Fact-Determination. // Wisconsin International Law Journal. 2007. № 1.
47 Тал ьпис, Ж. А. Как статус, функции и роль нотариуса в рыночной экономике способствуют экономическому развитию страны?: Нотариат в международных отношениях // Центр нотариальных исследований: материалы и статьи: Нотариат в международных отношениях. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2003, Вып. 4. С. 7—23.
Опираясь на сравнительный анализ зарубежной практики финансирования нотариата, можно сформулировать следующие выводы.
1. Господствующими системами построения нотариата в современном мире являются романо-германская (которая, в свою очередь, подразделяется на французскую и на немецкую модели) и англосаксонская. Последняя распространена в англоязычных странах (США, Великобритания, Австралия, Канада и пр.), а также в ряде других стран. Например, в Индии. Вторая — более чем в 70 странах мира на четырех континентах.
2. Государственный нотариат за рубежом финансируется из государственного бюджета. Внебюджетный — функционирует на принципах самофинансирования.
3. Нотариальные тарифы в странах латинского нотариата, по общему, правилу устанавливаются на законодательном уровне и не могут быть изменены по решению местных органов власти или по согласованию между нотариусом и его клиентом. В государствах с нотариатом англосаксонского типа плата за совершение нотариально значимых действий формируется посредством переговоров между нотариусом и обратившимися к нему лицами.
4. Одним из неоспоримых достоинств латинского нотариата является низкая стоимость. На его содержание обществом расходуется на порядок меньше финансовых ресурсов, чем на нотариат, работающий в рамках системы общего права.
список литературы
1. http://www.notariat.ru; Давид Р., Жоффре-Спи-нози К. Основные правовые системы современности. М., 2003. С. 400; Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. Зерцало-М., 2008; Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 584.
2. ПиепуЖ.-Ф, ЯгрЖ. Нотариат во Франции и в мире // Нотариус. 2005. № 6. С. 30 — 34.
3. Шарафетдинов Н. Ф. Теологические аспекты нотариата: постулаты нотариальной веры и оптимистичный взгляд на судьбу российского нотариата в свете ненаучного исследования предназначения нотариата и миссии нотариуса // Нотариус. 2004. № 4. С. 35 — 48.
4. Рот А. Сопоставление двух правовых систем. // Нотариальный вестник. 2004. № 6.
5. Шагивалеева И. З. Нотариат в РФ: Учебное пособие. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. С. 108.
6. Яркое, В. В. Основные мировые системы нотариата // Нотариус. 1999. №5. С. 23.; Thun D. S. Common Law & Civil Law Notaries: A World Of Difference. 2001. №5. // www. kaprowstratton. com; Piccoli, P. The Notary Between Civil Law and Common Law // Notariato. 2005. № 5.
7. Weyts L. L'Europeanisation, une Entreprise positive pour une bonne Globalisation. // Notarius International. 2001. № 6. Р. 147-150.; Тальпис, Ж. А. Латинский нотариат перед лицом глобализации. // Российская юстиция. 2003. № 9. С. 38 - 39.
8. Deckers Е. La profession notariale, sa déontologie et ses structures. Изд-во CAEM. 2000. Р. 50.
9. Болас Х. Бизнес без правового обеспечения — это обреченный бизнес. // Нотариальный вестник. 2007. № 9. С. 3 — 9; Бойцова В. В., Бойцова Л. В. Нотариат Нидерландов: сравнительный анализ. // Нотариус. 1999. № 2. С. 85.
10. Toure al. Regards croisés sur la notion de groupe de sociétés en Afrique francophone. // Notarius International. 2005. № 10. Р. 21 — 28; SefriouiH. Rapport National Maroc. // Notarius International. 2005. № 10. Р. 33 — 48.
11. Vietnam, France cooperate in public notary. // english. vovnews. vn. 11.03.2009.
12. Ferreira J. F. The Notarial Profession in Brazil. // Notarius International. 2006. № 11. Р. 68 — 76; Fernandini R. National Report Peru. // Notarius International. 2003. № 8. С. 14 — 20.
13. Голованов В. Г. Развитие нотариата в постсоциалистическом государстве (Опыт Республики Беларусь). // Государство и право. 2001. № 4. С. 117 — 120.
14. Shaw G. Notaries in Central Europe: Transformation as Reprofessionalisation. // Notarius International. 2004. № 9. Р. 136 — 152.
15. Козырин, А. Нотариат в Болгарии. // Нотариальный вестник. 1998. №11.
16. http://www.koshonin.gr.jp; Kazuaki Y. National Report Japan. // Notarius International. 2003. № 8. Р. 37 — 51.
17. Hertel C. Länderbericht Deutschland. // Notarius International. 2001. № 6. Р. 20 — 31.
18. Buying property in France: a guide for foreigners. // Patrimoine&Enterprise. 2004. № 37.
19. MissonnierF. Profession Notaire. // La Gazette du Gers. // www.notaries.org.uk.
20. Ярков В. В. Медведев, И. Г. Трушников С. С. Методика и практика формирования нотариальных тарифов в странах Латинского но-
тариата на примере Франции и Германии. // Нотариальный вестник. 2004. № 11.
21. Pereira A. European Tort Law 2004. Springer Vienna, 2006. Р. 479 - 509.
22. Лобода О. Нотариальная практика Старого Света. // Юридическая практика. 27.04.2004 № 17.
23. www.scriveners.org.uk.
24. www.thenotariessociety.org.uk.
25. Claudet, A. National Report England. // Notarius International. 2002. № 7. Р. 39 - 45.
26. www.notarylocator.com.au.
27. Schedule of NSW Public Notaries Recommended Scale of Fees. // NSW Government Gazette. 01.08.2008. № 93.
28. Notaries Code of Practice от 21.09.2002 // Official Gazette of Quebec. 2002.21.09. № 36. Ст. 5969.
29. Pepin Y, Lachance M. National Report Quebec. // Notarius International. 2003. № 8. Р. 157 - 174.
30. Закон Республики Узбекистан «О нотариате» от 26.12.1996 № 343-I. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1997. № 2. Ст. 42.
31. Леонова Л. Нотариат на охране интересов граждан. // Народное слово. 04.02.2009.
32. Закон Украины «О нотариате» от 02.09.1993. № 3425-XII. // Ведомости Верховной Рады Украины. 1993. № 39. Ст. 383.
33. Закон Республики Молдова «О нотариате» от 08.11.2002. № 1453-XV. // Мониторул Офичиал ал Р. Молдова. 21.11.2002. № 154 - 157.
34. Закон Республики Армения «О нотариате» от 27.12.2001. № ЗР-274. // www.base.spinform.ru.
35. www. evrazes. com.
36. Михайлова К. Под крылом государства. // Мегаполис. 14.11.2005. № 45.
37. Гуринович С. От простого к сложному. // Белорусы и рынок. 25.03.2008.
38. Закон Республики Таджикистан «О государственном нотариате» от 15.05.1997. № 411. // www.base.spinform.ru.
39. Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» от 18.07.2004 № 305-З. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 04.08.2004. № 120. Ст. 2/1055.
40. Закон Республики Казахстан «О нотариате» от
14.07.1997 № 155-1. // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1997. № 13 — 14. Ст. 206.
41. Закон Кыргызской Республики «О нотариате» от 30.05.1998. № 70. // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1998. № 9. Ст. 320.
42. Медведев И. Г., Трушников С. С., Яркое В. В. Сравнительно-правовой анализ законодательства государств — членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в сфере нотариальной деятельности и рекомендации по его гармонизации // Нотариальный вестник. 2006. № 2. С. 20 — 39.
43. Балкенова З. Реформы нотариата: произойдет ли «перезагрузка» системы? // www.inform.kz. 05.05.2006.
44. Андронатий А. Нотариальная революция в Молдове. // www.md.spinform.ru.
45. Роль нотариата в противодействии коррупции и теневой экономике. // Нотариальный вестник. 2004. № 7.
46. Le notariat dans le monde. éd. Commission de coopération notariale internationale d'U. I. N. L. 2001. Р. 3.
47. Ануфриева, Л. П. Международное частное право. Т. 3. М., 2001. С. 411 — 414.
48. Yaigre J. Pillebout J-F. Droit professionnel notarial. Quatrieme edition. Paris, 1996. Р. 126 — 141.
49. Шиппель Х. Этический кодекс нотариусов Европы. // Нотариальный вестник. 1997. № 5.
50. Никлаус Р. Этика нотариуса. Некоторые размышления и видение в реальности 2001 года. // Нотариальный вестник. 2001. № 11.
51. http://www.cambodialawnotary.com.
52. Malavet P. The Non-Adversarial, Extra-Judicial Search for Legality and Truth: Foreign Notarial Transactions as an Inexpensive and Reliable Model for a Market Driven System of Informed Contracting and Fact-Determination. // Wisconsin International Law Journal. 2007. № 1.
53. Тальпис Ж. А. Как статус, функции и роль нотариуса в рыночной экономике способствуют экономическому развитию страны?: Нотариат в международных отношениях // Центр нотариальных исследований: материалы и статьи: Нотариат в международных отношениях. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2003, Вып. 4. С. 7 — 23.