ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НОТАРИАТЕ
А.Л. ОСИПОВ,
старший специалист по защите бизнеса ООО «Хоум кредит энд Финанс банк»;
М.И. НИКИТИН
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право; 12.00.03 — гражданское право;
предпринимательское право; семейное право; международное частное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Обосновывается необходимость совершенствования законодательства о нотариате в России. Ключевые слова: нотариат, система нотариата, нотариальная деятельность, законодательство о нотариате.
ON THE ISSUE OF IMPROVING THE LEGISLATION ON NOTARIES
A.L. OSIPOV,
senior specialist in protection of business of JSC Home credit and Finance bank;
M.I. NIKITIN
Annotation. The necessity of improving the legislation on notaries in Russia is proved. Keywords: notary, system of notaries, notary services, legislation on notaries.
Современную жизнь сложно представить без института нотариата. Нотариусы прочно вошли в жизнь физических и юридических лиц. Их деятельность выступает важнейшим регулятором жизни гражданского общества. Вместе с тем, основным источником в сфере нотариата являются действующие еще с 1993 г. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате1 (далее — Основы). Этот нормативный правовой акт был принят не только до основных кодифицированных источников законодательства, но и до принятия Конституции РФ. С 2011 г. юридическое сообщество России обсуждает законопроект нового закона «О нотариате». Проект обсуждается уже свыше двух лет, однако так и не обрел своей окончательной формы, не говоря уже о том, что еще не был внесен на утверждение в Государственную думу РФ. В 2013 г. Минюст России вынес на общественное обсуждение проект ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым предлагалось изменить как порядок совершения отдельных нотариальных действий, так и нотариальное производство в целом. Однако законопроект также не был внесен в ГД РФ. Принятие обновленного основного закона в сфере нотариата необходимо и, как мы полагаем, должно привести к закрытию всех вопросов о месте нотариата в системе юстиции РФ, а также определит дальнейшее существование нотариусов.
Таким образом, вопросы оптимизации и совершенствования законодательства о нотариате по сей день являются актуальными. При этом если до приня-
тия Основ актуальным был вопрос об изменении статуса нотариусов, либо организационно-правовой основы их деятельности, то сейчас основная проблема — необходимость модернизации экономической и социальной сторон деятельности нотариусов.
В течение 20 лет действия Основ, изменения в данный нормативный документ вносились точечно и бессистемно, что не могло не отразится на качестве данного законодательного акта. Все эти манипуляции с законом привели к тому, что нотариат сегодня нуждается в едином стандарте деятельности, который сожжет приблизить его по уровню развития к нотариату европейскому, который в отличие от российского складывался столетиями.
Президентом РФ от 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан2. Этими основами определяются принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства РФ и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюро-
1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
2 Российская газета. 2011. № 151.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
кратических интересах демократических общественных целей и задач.
Для достижения цели, обозначенной в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, распоряжением Правительства РФ от 4 апреля 2013 г. № 517-р была утверждена государственная программа Российской Федерации «Юстиция»3.
Целью данной программы, рассчитанной на срок до 2020 г., является развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию.
Для решения поставленной цели Правительство РФ определило, что необходимо решить ряд задач, в том числе и развить рынок профессиональных юридических услуг, включая развитие адвокатуры и нотариата, а также корректировать нормативно-правовую базу с учетом анализа накопленного опыта.
В рамках программы «Юстиция» государство выделило развитие нотариата в отдельную государственную подпрограмму «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций».
В рамках данной подпрограммы предполагается:
♦ увеличить доступность профессиональной юридической помощи, оказываемой адвокатами и нотариусами;
♦ реформировать сферу оказания профессиональных юридических услуг;
♦ регламентировать государственные услуги по внесению информации в реестры адвокатов и нотариусов;
♦ создать единый электронный реестр адвокатов и нотариусов;
♦ регламентировать государственные услуги по внесению информации в реестр некоммерческих организаций.
В рамках мероприятий, предусмотренных подпрограммой «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций», также предполагается подготовка проектов федеральных законов, направленных на повышение качества и доступности нотариальной помощи всем слоям населения и хозяйствующим субъектам, развитие государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, совершенствование порядка предоставления государствен-
ных услуг в сфере регистрации актов гражданского состояния и регистрации некоммерческих организаций.
Одним из немаловажных мероприятий, включенных в Государственную программу, является совершенствование законодательства в сфере нотариата.
Планируется также принятие проекта ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» согласно которому предусматривается создание в РФ единой небюджетной модели, т.е. государство полностью откажется от государственных нотариусов. Небюджетная модель нотариата будет основываться на принципах самофинансирования и имущественной ответственности нотариусов. Указанный законопроект планирует сохранить полномочия органов государственной власти субъектов РФ по определению количества должностей нотариусов в каждом конкретном нотариальном округе и границ нотариальных округов, установленные ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»4.
Для эффективного преобразования нотариата в России, в рамках программы «Юстиция» предполагается выполнение, в числе прочего, следующих задач:
♦ упорядочить систему оказания квалифицированной юридической помощи введением единых стандартов допуска в профессию, дифференцированных в зависимости от сферы оказания юридической помощи;
♦ создать механизм регулярного профессионального совершенствования и подтверждения квалификации в сфере нотариата;
♦ создать и ввести в действие эффективный механизм исключения из профессии нотариуса;
♦ развивать и поддерживать конкуренцию на рынке профессиональных юридических услуг путем ограничения доступа недобросовестных участников;
♦ повысить эффективность взаимодействия и внутренней организации деятельности Минюста России в сфере нотариата на основе информационного обмена, включая переход на предоставление государственных услуг в сфере нотариата в электронном виде;
♦ повысить качество взаимоотношений государства и общества путем расширения возможностей получения гражданами информации о нотариусах;
3 СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1743.
4 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
♦ повысить доступность нотариальных услуг и качества нотариальных действий как нотариусами, так и должностными лицами органов местного самоуправления.
В настоящее время нотариальные действия в России совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах (23 человека) и занимающиеся частной практикой (7606 человек). При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, состоят в трудовых отношениях с органами государственной власти субъекта РФ.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются членами нотариальных палат субъектов РФ, которые представляют собой профессиональные
объединения, основанные на обязательном членстве нотариусов.
В настоящее время в субъектах РФ осуществляют деятельность 82 нотариальные палаты. Федеральная нотариальная палата представляет собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, основанное на их обязательном членстве.
Деятельность нотариусов, осуществляемая от имени государства, направлена на развитие гражданских правоотношений, облегчение и упрощение судебной процедуры. Однако наличие множества пробелов и коллизий в правовом регулировании нотариальной деятельности не позволяет в полном объеме использовать потенциал нотариата. Мероприятия в сфере реформирования законодательства о нотариате должны быть направлены на разрешение правовых коллизий и предоставление нотариату нормативно-правовых оснований для наиболее полного раскрытия потенциала нотариусов в деле обеспечения и защиты прав граждан.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СТРУКТУРА И КАДРОВЫЙ СОСТАВ МЕКСИКАНСКОЙ ПОЛИЦИИ
М.В. САУДАХАНОВ,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Образования и науки
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, муниципальное право
E-mail: northen. [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению структуры и кадрового состава мексиканской полиции. Ключевые слова: конституционные принципы, полицейская деятельность, Мексика.
CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF ACTIVITY, STRUCTURE AND THE CADRE OF THE MEXICAN POLICE
M.V. SAUDAKHANOV,
candidate of jurisprudence, senior research associate of Research institute of Science and education
Annotation. In this article we explore the structure and the cadre of the Mexican police. Keywords: constitutional principles, police activity, Mexico.
Мексика является федеральным государством. Существует три уровня управления: федеральный; на уровне штатов (31 штат и город Мехико, который также именуют Федеральным округом); муниципальный (2430 муниципалитетов). На каждом из трех уровней любое образование вправе самостоятельно заниматься обес-
печением общественной безопасности и создавать полицейские подразделения.
Структура полиции представляет собой систему, состоящую из трех уровней юрисдикции: федеральной, на уровне штатов и муниципальной. Основными функциями полиции являются: предупреждение преступле-