Научная статья на тему 'Модернизация национальной экономики через развитие региональной производственной инфраструктуры'

Модернизация национальной экономики через развитие региональной производственной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
326
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТ / ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / INDUSTRIAL SPHERE / REGION / DEVELOPMENT / MODERNIZATION / INFRASTRUCTURE / TRANSPORT / INFORMATION / COMMUNAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гилядов Т. Г.

Экономика любого региона определяется производственной и непроизводственной сферами, которые взаимосвязаны и равнозначны. Ключевой частью производственной сферы любого региона является его производственная инфраструктура, которая имеет двоякое значение: она определяет уровень регионального экономического развития и взаимосвязь со всей национальной экономикой. Наиболее крупными и значимыми элементами региональной производственной инфраструктуры являются транспортная инфраструктура; информационно-коммуникационная инфраструктура и коммунальная инфраструктура. Анализ и решение задач, связанных с предложенными в статье направлениями развития основных элементов региональной производственной инфраструктуры, имеют большое значение для модернизации национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF NATIONAL ECONOMY THROUGH DEVELOPMENT OF REGIONAL PRODUCTION INFRASTRUCTURE

Any region's economy comprises production and non-production spheres which are interconnected and equivalent. Key part of any regional production sphere is its production infrastructure whose value is double: it defines the level of regional economic development on one hand, and interrelation with the whole national economy on the other hand. The greatest and most important regional production infrastructure elements are transportation infrastructure, information/communication infrastructure and communal infrastructure. Analysis and solution of issues related to development of the basic regional production infrastructure elements as suggested in the article will be very useful for modernization of the national economy.

Текст научной работы на тему «Модернизация национальной экономики через развитие региональной производственной инфраструктуры»

МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ

MODERNIZATION OF NATIONAL ECONOMY THROUGH DEVELOPMENT OF REGIONAL PRODUCTION INFRASTRUCTURE

Т. Г. Гилядов,

аспирант

Экономика любого региона определяется производственной и непроизводственной сферами, которые взаимосвязаны и равнозначны. Ключевой частью производственной сферы любого региона является его производственная инфраструктура, которая имеет двоякое значение: она определяет уровень регионального экономического развития и взаимосвязь со всей национальной экономикой. Наиболее крупными и значимыми элементами региональной производственной инфраструктуры являются транспортная инфраструктура; информационно-коммуникационная инфраструктура и коммунальная инфраструктура. Анализ и решение задач, связанных с предложенными в статье направлениями развития основных элементов региональной производственной инфраструктуры, имеют большое значение для модернизации национальной экономики.

Any region's economy comprises production and non-production spheres which are interconnected and equivalent. Key part of any regional production sphere is its production infrastructure whose value is double: it defines the level of regional economic development on one hand, and interrelation with the whole national economy on the other hand. The greatest and most important regional production infrastructure elements are transportation infrastructure, information/communication infrastructure and communal infrastructure. Analysis and solution of issues related to development of the basic regional production infrastructure elements as suggested in the article will be very useful for modernization of the national economy.

Chaque economie regionale se compose de la sphere de production et de telle de non-production qui sont equivalents et se trouvent en action reciproque. La partie cleve de la sphere regionale de production est sa infrastructure qui joue deux roles: elle definit le niveau du developpement d'economie regionale d'une part et sa liaison avec l'economie nationale par ailleur. Elements les plus grands et le plus important d'infrastructure de la sphere de production sont les infrastructures de transport, d'information/communication et d'economie municipale. L'analyse et la solution des problemes du developpement d'elements d'infrastructure regionale de production qui sont offri dans l'article seront tres utile pour la modernisation d'economie nationale.

Jede regionale Wirtschaftbestehtaus derProduktions- undProduktionsfreispharen diesindgleichwertig und funktionieren in Wechselbeziehung. Schlusselbestandteil der regionalen Produktionssphare ist die Produktionsinfrastruktur die spielt zwei Rollen: sie definiert zuerst das Entwicklungsniveau regionaler Wirtschaft undzweitens die Wechselwirkung dieser Wirtschaft mit der Gesamtokonomie der Staat. Die groBten und wichtigsten Bestandelemente der Produktionsinfrastruktur sind die Transport-, Informations- und Kommunalinfrastrukturen. Die in der Artikel vorgeschlagene Analyse und Losung der Problemen bezeichnend fur diese Elemente werden von groBen Hilfe fur Modernisierung nationalen Wirtschaft.

Ключевые слова: производственная сфера, регион, развитие, модернизация, инфраструктура, транспорт, информация, коммунальное хозяйство.

Key words: industrial sphere, region, development, modernization, infrastructure, transport, information, communal economy.

Mots clefs: sphere de production, region, developpement, modernisation infrastructure, transport, information, economie municipale.

Schlusselworter: Produktionsfreisphare, Region, Entwicklung, Modernisierung, Infrastruktur, Transport, Information, Kommunalwirtschaft.

работанную теорию региональной экономики, изучены недостаточно.

Одним из способов исследования свойств производственной инфраструктуры является представление ее в виде совокупности элементов с определенными взаимосвязями. Из множества элементов региональной производственной инфраструктуры в статье рассматриваются следующие наиболее крупные и значимые элементы:

• транспортная инфраструктура;

• информационно-коммуникационная инфраструктура;

• коммунальная инфраструктура.

Выделенные ключевые элементы региональной производственной инфраструктуры сами являются

Комплексный системный анализ структуры региональной экономики определяет две ключевые сферы: производственную и социальную, которые на мезо-уровне экономического управления отражают разделение национальной экономики на производственные и непроизводственные отрасли. Для исследования влияния региональной экономической системы на комплекс экономических проблем, которые связаны с модернизацией экономики России на современном этапе, выделена важнейшая часть региональной производственной системы - инфраструктура.

Производственная инфраструктура, выполняя важнейшую роль для развития региональной экономики, является сложным объектом, внутренние взаимосвязи которого, несмотря на хорошо раз-

Т. Г. Гилядов

Модернизация национальной экономики через развитие региональной производственной инфраструктуры

сложными системами, включающими множество элементов и частных систем. Предлагается рассматривать в качестве ключевых элементов инфраструктуры те системы, которые определяют основополагающие свойства региональной экономики и ее важнейшие функции. Поэтому ключевые элементы производственной инфраструктуры имеют следующую совокупность общих свойств и признаков:

• длительные сроки создания объектов, высокая фондоемкость и капиталоемкость;

• развитие региональной производственной инфраструктуры опережает уровень развития регионального основного производства;

• отсутствие взаимозаменяемости объектов между ключевыми элементами инфраструктуры на региональном уровне;

• внутри ключевых элементов региональной производственной инфраструктуры возможна функциональная взаимозаменяемость.

Региональная транспортная инфраструктура является важнейшим ключевым элементом региональной производственной инфраструктуры потому, что она определяет единство регионального экономического пространства и его организационную территориальную целостность, а также межрегиональные экономические связи.

В настоящее время в большинстве российских регионов в транспортной инфраструктуре наблюдается износ основных фондов на 55-65%, обновление происходит недостаточными темпами '. Проблемы неразвитой транспортной инфраструктуры приводят к ослаблению регионального производственного потенциала, что, в свою очередь, приводит к сокращению спроса на транспортные услуги и обусловливает снижение доходов транспортных компаний. Эти процессы оказывают влияние на все виды транспортных перевозок: автомобильные, железнодорожные, водные и авиационные.

Железнодорожный транспорт испытывает трудности на подходах к морским портам и пограничным пропускным пунктам. Производственные фонды железнодорожного транспорта изношены на 68%. Недостаточно взаимодействие с иными видами транспорта. Отсутствуют развитые мультимодальные перевозки. Низкий уровень механизации в инфраструктуре, занимающейся обслуживанием железнодорожного транспорта 2.

Для дорожного хозяйства российского государства характерно несоответствие дорожной сети темпам автомобилизации. Развитие сети автомобильных дорог отстает от зарубежных стран. В районах Севера, Сибири, Дальнего Востока не сформированы опорные сети федеральных автомобильных дорог. На федеральной дорожной сети обостряется ситуация с дефицитом пропускной способности, особенно резко выраженным на походах к крупным городам и транспортным узлам. Ввиду низкого технического уровня дорог, резко возрастает себестоимость перевозок. Это также обусловливает существенно более высокие темпы роста стоимости горючего в сравнении с аналогичными показателями в развитых зарубежных странах. Отсутствует связь посредством автомобильных дорог с твердым покрытием для 50 тыс. населенных пунктов 3.

Для развития воздушного транспорта необходима значительная модернизация инфраструктуры; в особенности это касается взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, мест стоянки самолетов, светосигнального оборудования. В ряде районов аэропорты не функционируют или работают, но не стабильно. Особенно остро этот вопрос стоит в тех местах, где воздушный транспорт является безальтернативным.

Ввиду неудовлетворительного состояния части существующих судоходных гидротехнических сооружений, на внутренних водных путях создается угроза техногенных катастроф.

Таким образом, вся региональная транспортная инфраструктура нуждается в техническом перевооружении. Это необходимо для эффективного использования транспортного потенциала, обслуживания экономики регионов, обеспечения безопасности перевозок и окружающей среды.

По основным видам региональной транспортной инфраструктуры необходимо срочно решать следующие задачи:

• для железнодорожной инфраструктуры необходимо завершение электрификации многих участков, которые работают в настоящее время на тепловой тяге;

• для внутренней водной инфраструктуры необходимо развитие портов и складских помещений, а также реконструкция судоходных шлюзов гидротехнических сооружений;

'Дьяченко Б.А. Горизонты транспорта. Эффективная транспортная политика. М.: Социум, 2004. - С. 89.

2 Вишняков И.П. Проектирование объектов инфраструктуры и дорог. М.: ДМК Пресс, 2010. - С. 69.

3 Лавровский И. Национальное и корпоративное планирование как источник «длинных денег» для развития инфраструктуры. М.: Контако, 2010. - С. 16.

Научно-практический журнал

июнь-август 2011

• для автодорожной инфраструктуры требуется реконструкция дорожного покрытия магистралей, создание объездных дорог в населенных пунктах и многоуровневых развязок в городах;

• для инфраструктуры воздушного транспорта необходима реконструкция объектов производственной базы и оснащение их современным оборудованием;

• для инфраструктуры морского транспорта требуется наращивание мощностей перегрузочных комплексов и модернизация погрузочно-разгрузочного оборудования.

В целом, по всем видам транспортировки существующий уровень развития региональной транспортной инфраструктуры не соответствует современным задачам модернизации экономики и требованиям интеграции в мировое экономическое пространство.

Коммуникативный элемент инфраструктуры включает информационные ресурсы, средства связи и информации, а также совокупность технических и телекоммуникационных средств создания и передачи информации '. Развитие коммуникативной инфраструктуры, по мнению автора, необходимо рассматривать, прежде всего, в управленческом аспекте. Управленческий аспект определяется принятием эффективных решений по информационно-коммуникативным процессам, качеством государственной информационной политики и изменением культуры управления 2.

Коммуникативная инфраструктура расширяет возможности стратегического и оперативного маневрирования, участвует в формировании и изменении информационно-коммуникативных процессов в регионе.

Важнейшее значение в развитии производственной инфраструктуры региона принадлежит жилищно-коммунальному комплексу региона. В России коммунальная инфраструктура обслуживает 30% воспроизводимого недвижимого имущества. Большая часть объектов инфраструктуры по санитарным требованиям не соответствует современному уровню, является физически и морально устарев-

шим. Существующие инженерные сети достигают уровня критического износа. Соответственно, не удовлетворяются потребности в капитальном ремонте, модернизации, реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры. Высок износ основных фондов. В настоящее время отсутствуют рыночные механизмы и инструменты кредитования коммунальной инфраструктуры. В муниципальном бюджете недостаточно средств для инвестирования воспроизводства основных фондов.

Коммунальная инфраструктура влияет на развитие региона, с одной стороны, путем обеспечения общих условий функционирования региональной экономики в общих хозяйственно-экономических связях страны. С другой стороны, коммунальная инфраструктура призвана обеспечить удовлетворение внутренних потребностей региона при формировании общих условий воспроизводства.

Состав коммунальной инфраструктуры и полнота предоставления в регионе коммунальных услуг являются ключевыми факторами развития региона, поскольку они создают благоприятные условия для производства и проживания. Эти факторы являются условием размещения новых хозяйственных субъектов и показателем качества жизни населения. Их неадекватность сдерживает развитие экономики.

Рынок предприятий коммунальной инфраструктуры ограничен конкурентной средой, имеет высокое социальное значение оказываемых услуг и регулируемое ценообразование 3.

В коммунальной инфраструктуре неэффективно используются энергоресурсы. Так, потенциал энергосбережения исчисляется в 20% всех энергоресурсов страны 4. Неэффективность использования энергоресурсов обусловливает прямые суммарные потери экономики государства в размере 70-80 млрд. руб. в год. Расход федерального бюджета на энергоресурсы коммунального хозяйства составляет 8% от бюджета, что выше совокупных расходов на национальную оборону. Упущенная выгода от сокращения выбросов в атмосферу парниковых агентов составляет дополнительно 30 млрд. руб. в год 5.

1 Варакин Л. Е. Информационно-экономический закон. Взаимосвязь инфокоммуникационной инфраструктуры и экономики. М.: Международная академия связи (МАС), 2006. - С. 65.

2 Курицкий А.Б. Интернет: инфраструктура информационного общества. СПб.: Судостроение, 2009. - С. 30.

3 Идилова Р.Х. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры как фактор социально-экономического развития локальных территорий (на материалах Ярославской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2009. - С. 9-12.

4 Сиваев С.Б., Трутнев Э.К., Прокофьев В.Ю. Государственная поддержка жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры. М.: Дело АНХ, 2009. - С. 64.

5 Ященко С. Инвестиции институциональных инвесторов в социальную инфраструктуру на примере Волгоградской области. М.: Дело, 2010. - С. 80.

Т. Г. Гилядов

Модернизация национальной экономики через развитие региональной производственной инфраструктуры

В условиях наличия новых технических решений и смены ценовых пропорций отраслевых рынков в области модернизации коммунальной инфраструктуры необходимо использовать инвестиционные проекты.

Основные выводы

Исследование элементов региональной производственной инфраструктуры и их роли в модернизации экономики позволяет сделать следующие выводы:

• одним из ключевых элементов производственной инфраструктуры является транспортная инфраструктура, существующее состояние которой в России характеризуется как крайне неудовлетворительное;

• региональная транспортная инфраструктура определяет единство регионального экономического пространства и его организационную территориальную целостность, а также межрегиональные экономические связи;

• существующий уровень развития региональной транспортной инфраструктуры не соответствует

современным задачам модернизации экономики и требованиям интеграции в мировое экономическое пространство;

• коммуникативный элемент производственной инфраструктуры определяет формирование информационного сообщества, удовлетворение спроса на услуги систем связи и на обеспечение информацией;

• коммунальная инфраструктура как компонент производственной региональной инфраструктуры участвует в обеспечении общих условий функционирования и воспроизводства региональной экономики;

• удовлетворение потребностей региона при создании общих условий воспроизводства в нем определяется уровнем развития коммунальной инфраструктуры;

• на неудовлетворительное состояние коммунальной инфраструктуры оказал влияние, в частности, кризис в российской экономике; существующая ситуация сдерживает выход из кризиса.

Гилядов Т. Г. - аспирант Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Guilyadov T. G. - Post-graduate, Plekhanov Russian Economic University e-mail: oef08@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.