Вестник Института экономики Российской академии наук
1/2015
А.Г. УВАЙСАЕВА начальник отдела трудоустройства выпускников, Чеченский государственный университет,
М.А. АБДУЛКАДЫРОВА доктор экономических наук, профессор кафедры «Налоги и налогообложение», Чеченский государственный университет
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Представлены результаты исследований темпов восстановления экономики региона, рассмотрена социальная и производственная инфраструктура, обоснована необходимость выделения региональной инфраструктуры в качестве отдельного объекта в программах развития регионов и разработки перспективных принципов формирования мероприятий, адекватно оценивающих роль инфраструктуры в жизнедеятельности региона, целесообразность использования региональных целевых программ для управления процессом формирования и функционирования объектов производственной инфраструктуры.
Ключевые слова: региональная инфраструктура, целевые программы, приоритетные направления, системы связи, механизмы привлечения инвестиций.
Ш1, Ш2.
Результатом известных событий 1991-2000 гг. стало небывалое падение темпов роста экономики, социальной сферы, культуры, инфраструктуры Чеченской Республики (ЧР), многие города и сельские поселения подверглись разрушению. Преодолев тяжелейший этап в своей истории, Чеченская Республика ускоряющимися темпами восстанавливает экономику региона, социальную и производственную инфраструктуру.
С целью максимальной ликвидации последствий военных операций руководство республики активно участвует в различных Федеральных целевых программах по восстановлению и развитию всех отраслей экономики, социальной и производственной инфраструктуры Чеченской Республики. Так, на сегодня полностью восстановлены города Грозный, Аргун, Гудермес в рамках выполнения следующих федеральных целевых программ:
- ФЦП «Модернизация транспортной системы»;
- ФЦП «Электронная Россия»;
- ФЦП «Культура России»;
- ФЦП «Жилище» (2006-2011 гг.);
- ФЦП «Социальное развитие села до 2011 г.».
В рамках вышеприведенных программ, по разным оценкам, восстановлено и реконструировано более 5,5 тыс. объектов, отремонтированы или заново отстроены автодороги, мосты, создано более 21,3 тысяч рабочих мест. Экономику республики представляют 12 укрупненных отраслей, характеризующихся разной степенью развитости: нефтедобыча, нефтепереработка, энергетика, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность, строительный комплекс.
Однако, несмотря на наличие полноводных рек и всех условий для производства электроэнергии собственными силами, Чеченская Республика - энергодефицитный регион: электроэнергию поставляет ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа ОАО «Нурэнерго». Через территорию ЧР проходит магистраль, соединяющий регионы РФ с ближним зарубежьем (Азербайджан, страны Ближнего Востока).
Транспортная инфраструктура представлена железными и автомобильными дорогами, трубопроводными трассами для транспортировки нефти и газа, воздушными трассами.
Железные дороги (около 700 тыс. км) связывают Грозный, Гудермес, Моздок, Червленную, Хасавюрт, Узловую. Восстановлены о маршруты Грозный - Москва, Грозный - Астрахань, Грозный - Минеральные Воды. Автомобильное сообщение с прочими регионами РФ осуществляется по федеральным трассам «Кавказ», Прохладная - Кизляр.
Ключевое звено воздушного транспорта - аэропорт «Северный» -введен в эксплуатацию и осуществляет регулярные авиарейсы в Москву и многие регионы РФ. Планируется открытие воздушных трасс с Ростовом-на-Дону, Санкт-Петербургом, Тюменью. Ведутся работы по расширению национальных воздушных трасс и открытию международных линий.
В распоряжении республики несколько трубопроводов протяженностью более 600 км, обеспечивающих потребности населения регионов России (Ставрополь - Грозный, Червленная - Макат, Моздок -Ищерская, Моздок - Кази - Магомед, Камыш - Бурун - Ищерская, Аксай - Гудермес -Грозный) и страны ближнего зарубежья (Азербайджан, поставки на мировой рынок через регионы РФ). Большое внимание в последнее время уделяется системам связи, как одной из элементов производственной инфраструктуры. Основным государственным предприятием в области связи и коммуникаций является «Электросвязь»: активно функционируют такие операторы сотовой связи, как «МегаФон», «Билайн», «ВымпелКом».
Развитие региональной инфраструктуры должно иметь межотраслевое (комплексное) значение, поэтому использование региональных целевых программ для управления процессом формирования и функционирования объектов производственной инфраструктуры целесообразно и оправдано.
В то же время следует отметить, что в Чеченской Республике проблемы региональной производственной инфраструктуры системно не анализируются, всерьез не воспринимаются, хотя и отражены в федеральных и региональных целевых программах.
В частности, за анализируемый период в Чеченской республике реализовывались следующие федеральные и региональные целевые программы (см. табл. 1).
Таблица 1
Реализация ФЦП и РЦП по Чеченской Республике
№ Федеральные и региональные целевые программы 2009 г. 2010 г. 2011 г. (4 программы) 2012 г. (53 программы)
1. ФЦП «Электронная Россия» 153,4 - - -
в том числе:
- ФБ РФ 76,7 - - -
- РБ ЧР 76,7 - - -
2. ФЦП «Жилище» 449,43 - - -
в том числе:
- ФБ РФ 220,93 - - -
- РБ ЧР 228,5 - - -
3. ФЦП «Модернизация транспортной системы России» - 77,0 - -
в том числе:
- ФБ РФ - 38,50 - -
- РБ ЧР - 38,50 - -
4. ФЦП и РЦБ - - 10044,548 15135,512
в том числе:
- ФБ РФ - - 2402,171 4288,402
- РБ ЧР - - 2911,527 5095,086
Внебюджетные источники - - 4730,850 5730,024
Итого 602,83 77,0 14775,398 20865,536
Источник: Расчет составлен авторами на основании данных: Социально-экономическое положение Южного федерального округа в 2009-2012 гг. ЬНр://шшш^к5.ги.
Ожидаемым результатом от реализации целевых программ и мероприятий является рост грузопотоков, увеличение пропускной способности автодорог, усиление контроля за качеством транспортных услуг, обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов и работников бюджетной сферы, в том числе и в сельской местности, и улучшение водо-, газо-, электроснабжения, снижение безработицы за счет создания рабочих мест, что повлечет за собой поступления налогов и сборов в бюджеты республики.
Также в Чеченской Республике принята «Концепция развития транспортной инфраструктуры Чеченской Республики», призванная создать благоприятные условия для отрасли.
В федеральных и региональных целевых программах региональная инфраструктура не воспринимается как целостный объект, и проблемы ее развития решаются несистемно, так как они разбросаны в качестве подсистем по разным программам, что негативно отражается на инфраструктурном комплексе региона. В этом случае часть вопросов остается не рассмотренной, а некоторым вопросам (инженерная инфраструктура, складское хозяйство, вопросы материально-технического снабжения) уделяется недостаточное внимание, для многих направлений формирования социальной инфраструктуры отсутствуют четко сформированный комплекс мероприятий. Так, в приложении к Постановлению Правительства Чеченской Республике от 24.07.2014 г. № 141 «Перечень приоритетных инвестиционных проектов и предложений Чеченской Республики» из 84 проектов инфраструктуре уделено всего 2.
Все вышесказанное говорит о необходимости выделения региональной инфраструктуры в качестве отдельного объекта в программах социально-экономического развития регионов и о необходимости разработки перспективных принципов формирования мероприятий, адекватно отражающих роль инфраструктуры в жизнедеятельности региона.
Масштабы задач, сопряженных с обновлением и реконструкцией технологий, относящихся к инфраструктуре Чеченской Республики, не способствуют возможности их самостоятельного решения, требует капитальных расходов федерального бюджета, поэтому проблемы развития региональной инфраструктуры могут решаться только при активном участии государства, что еще более актуально в условиях нестабильной экономики.
На сегодняшнем этапе следует выделить федеральные целевые программы (далее ФЦП), которые, в некоторой мере, затрагивают вопросы развития инфраструктуры:
ФЦП «Жилище» на 2012-2015 годы:
«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;
«Обеспечение жильем молодых семей»;
«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»;
«Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации».
Основные цели и задачи названной Программы состоят в следующем:
- формирование и дальнейшее развитие рынка доступного жилья эконом класса;
- обеспечение жильем граждан, перечень которых утвержден федеральным законодательством;
- создание условий и стимулов для массового строительства жилья класса «эконом»;
- повышение показателей обеспеченности жильем посредством наращивания объемов жилищного строительства;
- повышение доступности жилья для населения сообразно платежеспособному спросу граждан;
- улучшение жилья граждан РФ, и Чеченской Республики в частности;
- увеличение доли молодых семей, способных приобрести жилье;
- увеличение доли жилья эконом класса в процессе реализации Программы до 60 % (как пользующегося наибольшим спросом);
- завершение ремонта, реконструкции и строительства 19 элементов коммунальной инфраструктуры;
- улучшение демографической политики в республике и в стране, формирование эффективной миграционной политики;
- переселение 4,8 тыс. семей из аварийного жилья за счет федерального бюджета в рамках выполнения ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Как верно указано в программе, срочного решения требуют вопросы состояния элементов и сетей жилищно-коммунального хозяйства. Износ объектов ЖК инфраструктуры составляет, по разным оценкам, от 55 до 60%, примерно 20-25% полностью изношены, вследствие чего аварийность за 10 лет выросла примерно в 7 раз.
Поэтому в качестве одной из подпрограмм является «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», в связи с чем были запланированы отдельные мероприятия, касающиеся коммунальной инфраструктуры, как элемента социальной инфраструктуры региона:
Внедрение договорных отношений между собственниками жилья и коммунальными предприятиями.
Стимулирование научно-исследовательских работ по внедрению новых технологий строительства, стройматериалов, конструкций, изделий, разработка и реализация инвестиционных проектов.
ФЦП «Развитие транспортной системы России (2011-2015 годы)»:
- «Автомобильные дороги»;
- «Гражданская авиация»;
- «Железнодорожный транспорт».
Так, ФЦП «Развитие транспортной системы России (2011-2015 годы)» включает перспективные разработки в целях обеспечения комплексного подхода к развитию транспортных систем республики, включающий и инженерную инфраструктуру, для чего обозначены следующие задачи:
- формирование эффективной транспортной инфраструктуры, гарантирующей качественные транспортные услуги при низких транспортных издержках;
- увеличение доступности транспортных услуг для всех слоев населения;
- обеспечение комплексной безопасности участников транспортной системы.
- увеличение протяженности федеральных автодорог и трасс, отвечающих мировым требованиям;
- формирование единой транспортной сети, доступной для населения;
- гарантия устойчивого функционирования федеральных автодорог.
ФЦП «Развитие транспортной системы России (2011-2015 годы)» носит долговременный характер, что объясняется необходимостью качественных преобразований транспортной системы, масштабными трудовыми, материальными и финансовыми затратами, большой продолжительностью ключевых мероприятий, а также естественной инерционностью объекта исследования.
При этом количественными результатами функционирования транспортной инфраструктуры, как элемента региональной инфраструктуры, являются объемы грузов и пассажиров, т.е. объемы оказанных услуг и выполненных работ.
Следует особенно отметить, что большинство мероприятий по развитию и совершенствованию инфраструктуры связано с необходимостью технического и технологического усовершенствования объектов социальной и производственной инфраструктуры.
Таким образом, целесообразность применения программно-целевого метода продиктована требованием современной экономики к устойчивому функционированию региональной социальной и производственной инфраструктур для социально-экономического развития Чеченской Республики.
Однако необходимо пересмотреть методы формирования целевых программ как региональных, так и федеральных, механизмы при-
влечения инвестиций требуют усовершенствования. Следует также разработать механизмы стимулирования потенциальных инвесторов вкладывать средства в региональную социальную и производственную инфраструктуры.
Параллельно с этим следует четко разграничить права и полномочия федеральных и региональных бюджетов в сфере формирования региональной производственной инфраструктуры, завершить начатый еще в 2004 г. процесс передачи жилья и прочих объектов социальной сферы в собственность профильных ведомств регионального уровня.
Литература
1. Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утверждена распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2012 № 2227-р).
2. Социально-экономическое положение Южного федерального округа в 2009-2012 гг. Шр:// www.gks.ru.
3. Акинин П.В. Современное социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа как новый виток диалектической спирали // Региональная экономика: теория и практика, 2012. № 29 (212),.
4. Ахтариева Л.Г. Системная модернизация региональной рыночной инфраструктуры // Проблемы современной экономики, 2009. № 3.
A.G. UVAYSAEVA
head of department of graduates employment of Chechen state university, Grozny, Russia [email protected]
M.A. ABDULKADYROVA
doctor habilitatus in economics, professor of Taxes and taxation department of Chechen state university, Grozny, Russia
DYNAMICS OF AN INFRASTRUCTURE COMPONENT OF THE CHECHEN REPUBLIC The paper distinguishes the rates of recovery of the economy of the region, and social and production infrastructure. The authors prove the necessity of regional infrastructure allocation as a separate object in programs of regional development as well as the development of the perspective principles of formation of the actions which adequately estimate a role of infrastructure at activity of the region, expediency of regional target programs use for effective formation and functioning of production infrastructure objects. Keywords: regional infrastructure, target programs, priority directions, communication systems, mechanisms of attraction of investments. JEL: R11, R12.