Научная статья на тему 'Определение синергетического эффекта развития региональной производственнотранспортной инфраструктуры'

Определение синергетического эффекта развития региональной производственнотранспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОИЗВОДСТВО / ПОТЕНЦИАЛ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / REGION / INFRASTRUCTURE / PRODUCTION / POTENTIAL / SYNERGETIC EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Руслан Агарунович, Гилядов Танхум Георгиевич

Взаимосвязь между ростом экономического потенциала региона и развитием региональной производственно транспортной инфраструктуры, носит косвенный неявный характер, несмотря на весьма значительную роль транспортно логистической системы в современной экономике. В статье предлагается метод определения синергетического эффекта прироста экономики региона за счет роста производственно-транспортной инфраструктуры. Наблюдаемый синергетический эффект, полученный на примере муниципальных образований Московской области, оказался весьма значительным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамов Руслан Агарунович, Гилядов Танхум Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF SYNERGETIC EFFECT OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL IS PRODUCTION - TRANSPORT INFRASTRUKTRTSA

Interrelation between growth of economic capacity of the region and development of the regional it is production transport infrastructure, has indirect implicit character, despite very significant role transport logistic system in modem economy. In article the method of definition of synergetic effect of a gain of economy of the region at the expense of growth is offered is production transport infrastructure. The observed synergetic effect gained on the example of municipalities of the Moscow region, was very considerable.

Текст научной работы на тему «Определение синергетического эффекта развития региональной производственнотранспортной инфраструктуры»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

АБРАМОВ Р.А., ГИЛЯДОВ ТТ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ

Взаимосвязь между ростом экономического потенциала региона и развитием региональной производственно - транспортной инфраструктуры, носит косвенный неявный характер, несмотря на весьма значительную роль транспортно - логистической системы в современной экономике. В статье предлагается метод определения синергетического эффекта прироста экономики региона за счет роста производственно-транспортной инфраструктуры. Наблюдаемый синергетический эффект, полученный на примере муниципальных образований Московской области, оказался весьма значительным.

АВРАМОУ РА., (ИиАПОУТ.а.

DEFINITION OF SYNERGETIC EFFECT OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL IS PRODUCTION - TRANSPORT INFRASTRUKTRTSA

Interrelation between growth of economic capacity of the region and development of the regional it is production - transport infrastructure, has indirect implicit character, despite very significant role transport - logistic system in modern economy. In article the method of definition of synergetic effect of a gain of economy of the region at the expense of growth is offered is production - transport infrastructure. The observed synergetic effect gained on the example of municipalities of the Moscow region, was very considerable.

Ключевые слова: регион, инфраструктура, производство, потенциал, синергетический эффект.

Keywords: region, infrastructure, production, potential, synergetic effect.

Необходимость расширения региональной производственно-транспортной инфраструктуры муниципального образования нужно оценивать с учетом операционных и стратегических выгод и затрат. Оценка чистой приведенной стоимости проекта по расширению производственной инфраструктуры определяет экономическую эффективность для муниципального образования. [1, с. 85]

Под затратами в данном случае понимаются затраты хозяйствующих субъектов. Известно, что чем больше средств тратится на территории региона, тем выше его социальная и экономическая эффективность.

Ниже приведены примеры определения чистой приведенной стоимости проектов по расширению производственно-транспортной инфраструктуры некоторых муниципальных образований Московской области. (табл. 1)

Таблица 1

Расчет чистой приведенной стоимости проекта по расширению

производственно-транспортной инфраструктуры _Истринского района Московской области_

Наименование Показатель

срок эксплуатации авто дороги, лет 12

выгода от создания дороги, млн.руб. 1 475

Затраты на эксплуатацию, млн.руб. 16

инвестиции, млн.руб. 167

ставка дисконтирования 9% на 12 лет 0,257

КРУ проекта, млн.руб. 208

Экономический эффект от строительства автомобильной дороги составляет 208 млн.руб. при ставке сравнения 9%.

Таблица 2

Расчет чистой приведенной стоимости проекта по расширению

производственно-транспортной инфраструктуры _Ногинского района Московской области._

Наименование Показатель

срок эксплуатации авто дороги, лет 12

выгода от создания дороги, млн.руб. 6 775

затраты на эксплуатацию, млн.руб. 30

инвестиции, млн.руб. 295

ставка дисконтирования 9% на 12 лет 0,257

КРУ проекта, млн.руб. 1 439

Экономический эффект от строительства автомобильной дороги составляет 1439 млн.руб. при ставке сравнения 9%.

Для приведенных муниципальных образований Московской области рассчитано изменение экономического потенциала регионов. Оценка экономического потенциала региона произведена в рамках единого территориального комплекса с учетом отраслей материального производства. При расчете учтено, что экономический потенциал региона это не сумма производственных потенциалов отраслей. Потенциалы отраслей функционируют, не изолировано, а они взаимодействуют, что обуславливает рост потенциала всего региона. (табл. 3 и табл. 4.)

Экономический потенциал региона отвечает критериям целостности, системности, функциональности, структурности. [2, с. 7-9] Компоненты экономического потенциала имеют теснейшие координационные и субординационные связи. Малейшее изменение одного из компонентов влечет нелинейного изменение других. Сумма производительностей компонентов в от-

дельности не равна совокупной производительности компонентов экономического потенциала (табл. 5 и табл. 6).[3, с.43]

Таблица 3

Экономические показатели региона до и после расширения производственно-транспортной инфраструктуры муниципального образования Истринского района

Доходы отрас- Расходы отраслей до созда- Доходы отраслей после создания объекта про- изво-дственной инфраструктуры, млн.руб. Расходы отраслей

Наименование лей до создания объекта производственной инфраструктуры, млн.руб. ния объекта про-изво-дствен-ной ин-фраст-руктуры, млн.руб. Уровень рисков отраслей региона после создания объекта производствен-ной инфраструктуры, млн.руб.

Обрабатывающие производства 2 271 1 990 29% 2 294 2 010

Производство и распределение электроэнергии, 1 143 1 144 32% 1 160 1 162

газа и воды

Строительство 536 493 31% 541 498

Оптовая и розничная торговля 7 621 6 601 30% 8 383 7 261

Гостиницы и рестораны 116 92 30% 117 92

Транспорт и связь 1 803 1 548 36% 1 983 1 703

Операции с недвижи-

мым имуществом, аренда и предоставление ус- 1 237 998 30% 1 249 1 008

луг

Образование 19 19 30% 20 20

Здравоохранение и предоставление социальных 24 24 30% 26 26

услуг

Предоставление прочих

коммунальных, социальных и персональных 185 149 30% 187 150

услуг

Сельское хозяйство,

охота и лесное хозяйство 5 5 57% 5 5

Добыча полезных ископаемых 109 73 44% 110 74

Итого 15 069 13 135 30% 16 077 14 010

Экономические показатели региона до и после расширения производственно-транспортной инфраструктуры муниципального образования Ногинского района

Доходы отрас- Расходы отраслей до созда- Доходы отраслей после создания объекта про- изво-дственной инфраструктуры, млн.руб. Расходы отраслей

Наименование лей до создания объекта производственной инфраструктуры, млн.руб. ния объекта про-изво-дствен-ной ин-фраст-руктуры, млн.руб. Уровень рисков отраслей региона после создания объекта производствен-ной инфраструктуры, млн.руб.

Обрабатывающие производства 10 342 9 361 29% 11 893 10 765

Производство и распределение электро- 9 216 9 225 32% 9 354 9 364

энергии, газа и воды

Строительство 526 484 31% 599 556

Оптовая и розничная торговля 25 347 22 845 30% 29 834 26 957

Гостиницы и рестораны 166 131 30% 168 132

Транспорт и связь 830 712 35% 919 784

Операции с недвижи-

мым имуществом, аренда и предостав- 1 337 1 079 30% 1 350 1 090

ление услуг

Образование 291 291 30% 323 323

Здравоохранение и предоставление соци- 278 278 30% 320 320

альных услуг

Предоставление про-

чих коммунальных, социальных и персо- 2 286 2 031 30% 2 635 2 354

нальных услуг

Сельское хозяйство,

охота и лесное хозяй- 522 567 58% 533 578

ство

Добыча полезных ископаемых 1 044 804 43% 1 253 965

Итого 52 184 47 807 30% 59 180 54 188

Потенциал производственно-транспортной Истринской инфраструктуры

Наименование показателя До создания объекта производственной инфраструктуры После создания объекта производственной инфраструктуры Прирост Прирост, %

Потенциал производственной инфраструктуры, млн.руб. 877 964 88 10,0%

Экономический потенциал региона, млн.руб. 1353 1447 94 6,9%

Таблица 6 Потенциал производственно-транспортной Ногинской инфраструктуры

Наименование показателя До создания объекта производственной инфраструктуры После создания объекта производственной инфраструктуры Прирост Прирост, %

Потенциал производственной инфраструктуры, млн.руб. 1 821 2 095 274 15,0%

Экономический потенциал региона, млн.руб. 3 064 3 495 431 14,1%

По результатам вычислений прироста потенциала производственной инфраструктуры и экономического потенциала региона, был выявлен си-нергетический эффект, который заключается в создании предприятий работающих во взаимосвязи с объектами производственной инфраструктуры и возникновении в регионе новых ранее не существовавших предприятий. Иными словами, происходит комбинирование и взаимодействие факторов производства, по результатам создается полезная продукция и услуги, которые содержат в себе синергетический эффект. Величина синергетического эффекта зависит от сочетания факторов производства.

Партнерство взаимосвязанных предприятий имеет потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Приращение происходит при сотрудничестве и эффективном использовании возможностей партнеров в длительном периоде при сочетании кооперации и конкуренции. Компании получают больший доход при обмене положительном опытом и снижении затрат, совместном использовании услуг и поставщиков. [4, с. 65-67] Инфраструктура выступает основой построения взаимосвязей между предприятиями и учреждениями в регионе. Совместное использование инфраструктурных объектов порождает эффект мультипликативного развития региона.

Общественное разделение и кооперация труда является основой сферы производства. Синергетический эффект проявляется через ускорение межэ-

кономических производственно-хозяйственных связей в процессе товарно-денежного обмена. Обмен в полном объеме и с прохождением минимальных количестве препятствий в региональной экономике обуславливается оптимальной величиной и структурой денежной массы. Отклонения от оптимальной величины и структуры денежной массы влечет затруднения в товарно-денежном обмене, реальном воспроизводстве и снижает величину синергети-ческого эффекта. Развитие производственно-транспортной инфраструктуры в Московской области способствует концентрации разнообразных производственно-технологических и научных структур, усовершенствования системы распространения новых знаний и технологий. При этом одним из важнейших моментов является формирование сетей устойчивых связей между всеми участниками региональной структуры.

Возникающий синергетический эффект обуславливается:

❖ притоком инноваций в регион;

❖ приращением денежного потока на основе сложения денежных потоков компаний созданных в регионе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

❖ возникновением положительного эффекта от совместного использования объектов инфраструктуры;

❖ снижение транзакционных издержек.

Синергетический эффект повышает функционирование структур в регионе и способствует усилению конкурентоспособности региона. [5, с. 76]

В целях увеличения синергетического эффекта при создании объектов производственной инфраструктуры автором определены факторы, влияющие на оптимальную величину и структуру денежной массы. Группировка факторов представлена ниже:

❖ реальный товарооборот по действующим ценам как фундаментальный фактор величины спроса и структуры денежной массы. Инновации в региональной экономике порождают увеличение влияния товарооборота на воздействие синергетического эффекта. В свою очередь усиливается влияние синергетического эффекта на структуру и величину денежной массы.

❖ методы воздействия федеральных, региональных органов власти на величину и структуру денежной массы в регионе. Влияние осуществляется как прямое, так и косвенное.

❖ существующие межотраслевые взаимосвязи реального товарооборота.

❖ предприятия монополисты в регионе при воздействии на стороне спроса или предложения.

❖ спекулятивно-посредническая среда. Со стороны государственных органов власти должны осуществляться меры противодействия.

❖ налоговое и ценовое регулирование выполняет коррекцию влияния рынка и задавая новые импульсы региональной экономике.

На основе модели, [6, с. 97] предложенной Бандуриным А.В. для расчета синергетического эффекта, разработана авторская модель расчета си-нергетического эффекта, которая предложена для исчисления эффекта си-

нергии от развития производственно-транспортной инфраструктуры в регионе:

_ = ^ АВРП + АР + АИк _ З

ЭТР = ЗТ

1 + ги

(1)

г =1 А 1 ' ИТ

где ЭТР - синергетический эффект от расширения объектов производственно-транспортной инфраструктуры; АВРП - прирост валового регионального продукта; АР - экономия на текущих расходах; Ик - экономия на капиталовложениях;

ЗТ - расходы на реализацию проектов развития транспортной инфраструктуры; гИТ - доходность инвестиций; Т - количество лет реализации проекта.

Синергетический эффект по предложенной модели рассчитан для расширения производственной инфраструктуры муниципального образования и представлен в табл. 7 и табл. 8.

Таблица 7

Расчет синергетического эффекта от расширения объектов производственно-транспортной инфраструктуры Инстринского района

Наименование Сумма, млн.руб.

Прирост валового регионального продукта 134

Экономия на текущих расходах 10

Экономия на капиталовложениях 4

Затраты в ходе реализации проектов 167

Доходность инвестиций 9

Количество лет реализации проекта 1

Синергетический эффект 289

Таблица 8

Расчет синергетического эффекта от расширения объектов производст-_венно-транспортной инфраструктуры Ногинского района_

Наименование Сумма, млн.руб.

Прирост валового регионального продукта 616

Экономия на текущих расходах 20

Экономия на капиталовложениях 10

Затраты в ходе реализации проектов 295

Доходность инвестиций 9

Количество лет реализации проекта 1

Синергетический эффект 863

Синергетический эффект создает дополнительную ценность активов бизнеса. Это происходит за счет совместного взаимодействия субъектов биз-

неса, появление новых видов бизнеса в регионе, повышения эффективности. Количественная оценка эффекта синергии помогает принять решение о росте капитализации бизнеса в регионе. Производиться оценка роста стоимости от использования объектов синергии, что представляет собой функция роста стоимости бизнеса.

В России регионы имеют резкие различия по экономическим показателям, что объясняется различными природно-географическими, ресурсными, информационными, инфраструктурными особенностями. [7, с. 21-23] Стимулирование в регионе инфраструктурного развития способствует саморазвитию региона, поддержанию социальной мобильности населения и более эффективного распределения капиталов. Региональные власти должны создавать предпосылки для обозначенного развития. При таких условиях будет исполняться основная функция производственной инфраструктуры, а именно будут создаваться условиях для поддержки нормального процесса производства и воспроизводства факторов производства. Стихийность и неравномерность развития инфраструктуры в настоящее время отчасти и из-за несовершенства законодательной базы и слабой интеграции воспроизводственных систем.

Выводы по статье:

По результатам исследования созданы методические предложения по повышению эффективности формирования региональной производственной инфраструктуры:

1. Определено, что рост экономического потенциала региона объясняется синергетическим эффектом.

2. При этом создается дополнительная стоимость активов бизнеса, что объясняется появлением новых видов бизнеса в регионе, эффектом от совместного взаимодействия бизнесов и повышения эффективности.

3. Производственная инфраструктура является основой построения взаимосвязей между предприятиями в регионе.

4. Совместное использование инфраструктурных объектов порождает эффект мультипликативного развития региона.

_Литература_

1. Иванов В.Д. Частно-государственное партнерство в России: финансирование проектов в условиях международной конкуренции. М.: КПМГ, 2007. 98 с.

2. Капелюшников Р.И. Теория трансакционных издержек. М.: Либертариум, 2010. 17 с.

3. Тарасова М.Н. Анализ подходов к определению категории «Производственный потенциал региона» // ВМУ. 2010. № 7. С. 43.

4. Хасанов Р. Х. Экономические проблемы регионов и отраслевых компонентов // Проблемы современной экономики. 2009. № 3(31). С. 65-67.

5. Дмитриенко С.Д. Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве: Национальный доклад. М.: Ассоциация Менеджеров, 2007. 116 с.

6. Бандурин А. В. Экономика России: основные направления совершенствования: М.: Консалтинг XXI век, 2003. 196 с.

7. Шигео Кацу. Ликвидация инфраструктурных пробелов в России. // Проблемы и пути активизации экономического роста. 2004. С.21-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.