ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
АБРАМОВ Р.А., ГИЛЯДОВ ТТ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ
Взаимосвязь между ростом экономического потенциала региона и развитием региональной производственно - транспортной инфраструктуры, носит косвенный неявный характер, несмотря на весьма значительную роль транспортно - логистической системы в современной экономике. В статье предлагается метод определения синергетического эффекта прироста экономики региона за счет роста производственно-транспортной инфраструктуры. Наблюдаемый синергетический эффект, полученный на примере муниципальных образований Московской области, оказался весьма значительным.
АВРАМОУ РА., (ИиАПОУТ.а.
DEFINITION OF SYNERGETIC EFFECT OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL IS PRODUCTION - TRANSPORT INFRASTRUKTRTSA
Interrelation between growth of economic capacity of the region and development of the regional it is production - transport infrastructure, has indirect implicit character, despite very significant role transport - logistic system in modern economy. In article the method of definition of synergetic effect of a gain of economy of the region at the expense of growth is offered is production - transport infrastructure. The observed synergetic effect gained on the example of municipalities of the Moscow region, was very considerable.
Ключевые слова: регион, инфраструктура, производство, потенциал, синергетический эффект.
Keywords: region, infrastructure, production, potential, synergetic effect.
Необходимость расширения региональной производственно-транспортной инфраструктуры муниципального образования нужно оценивать с учетом операционных и стратегических выгод и затрат. Оценка чистой приведенной стоимости проекта по расширению производственной инфраструктуры определяет экономическую эффективность для муниципального образования. [1, с. 85]
Под затратами в данном случае понимаются затраты хозяйствующих субъектов. Известно, что чем больше средств тратится на территории региона, тем выше его социальная и экономическая эффективность.
Ниже приведены примеры определения чистой приведенной стоимости проектов по расширению производственно-транспортной инфраструктуры некоторых муниципальных образований Московской области. (табл. 1)
Таблица 1
Расчет чистой приведенной стоимости проекта по расширению
производственно-транспортной инфраструктуры _Истринского района Московской области_
Наименование Показатель
срок эксплуатации авто дороги, лет 12
выгода от создания дороги, млн.руб. 1 475
Затраты на эксплуатацию, млн.руб. 16
инвестиции, млн.руб. 167
ставка дисконтирования 9% на 12 лет 0,257
КРУ проекта, млн.руб. 208
Экономический эффект от строительства автомобильной дороги составляет 208 млн.руб. при ставке сравнения 9%.
Таблица 2
Расчет чистой приведенной стоимости проекта по расширению
производственно-транспортной инфраструктуры _Ногинского района Московской области._
Наименование Показатель
срок эксплуатации авто дороги, лет 12
выгода от создания дороги, млн.руб. 6 775
затраты на эксплуатацию, млн.руб. 30
инвестиции, млн.руб. 295
ставка дисконтирования 9% на 12 лет 0,257
КРУ проекта, млн.руб. 1 439
Экономический эффект от строительства автомобильной дороги составляет 1439 млн.руб. при ставке сравнения 9%.
Для приведенных муниципальных образований Московской области рассчитано изменение экономического потенциала регионов. Оценка экономического потенциала региона произведена в рамках единого территориального комплекса с учетом отраслей материального производства. При расчете учтено, что экономический потенциал региона это не сумма производственных потенциалов отраслей. Потенциалы отраслей функционируют, не изолировано, а они взаимодействуют, что обуславливает рост потенциала всего региона. (табл. 3 и табл. 4.)
Экономический потенциал региона отвечает критериям целостности, системности, функциональности, структурности. [2, с. 7-9] Компоненты экономического потенциала имеют теснейшие координационные и субординационные связи. Малейшее изменение одного из компонентов влечет нелинейного изменение других. Сумма производительностей компонентов в от-
дельности не равна совокупной производительности компонентов экономического потенциала (табл. 5 и табл. 6).[3, с.43]
Таблица 3
Экономические показатели региона до и после расширения производственно-транспортной инфраструктуры муниципального образования Истринского района
Доходы отрас- Расходы отраслей до созда- Доходы отраслей после создания объекта про- изво-дственной инфраструктуры, млн.руб. Расходы отраслей
Наименование лей до создания объекта производственной инфраструктуры, млн.руб. ния объекта про-изво-дствен-ной ин-фраст-руктуры, млн.руб. Уровень рисков отраслей региона после создания объекта производствен-ной инфраструктуры, млн.руб.
Обрабатывающие производства 2 271 1 990 29% 2 294 2 010
Производство и распределение электроэнергии, 1 143 1 144 32% 1 160 1 162
газа и воды
Строительство 536 493 31% 541 498
Оптовая и розничная торговля 7 621 6 601 30% 8 383 7 261
Гостиницы и рестораны 116 92 30% 117 92
Транспорт и связь 1 803 1 548 36% 1 983 1 703
Операции с недвижи-
мым имуществом, аренда и предоставление ус- 1 237 998 30% 1 249 1 008
луг
Образование 19 19 30% 20 20
Здравоохранение и предоставление социальных 24 24 30% 26 26
услуг
Предоставление прочих
коммунальных, социальных и персональных 185 149 30% 187 150
услуг
Сельское хозяйство,
охота и лесное хозяйство 5 5 57% 5 5
Добыча полезных ископаемых 109 73 44% 110 74
Итого 15 069 13 135 30% 16 077 14 010
Экономические показатели региона до и после расширения производственно-транспортной инфраструктуры муниципального образования Ногинского района
Доходы отрас- Расходы отраслей до созда- Доходы отраслей после создания объекта про- изво-дственной инфраструктуры, млн.руб. Расходы отраслей
Наименование лей до создания объекта производственной инфраструктуры, млн.руб. ния объекта про-изво-дствен-ной ин-фраст-руктуры, млн.руб. Уровень рисков отраслей региона после создания объекта производствен-ной инфраструктуры, млн.руб.
Обрабатывающие производства 10 342 9 361 29% 11 893 10 765
Производство и распределение электро- 9 216 9 225 32% 9 354 9 364
энергии, газа и воды
Строительство 526 484 31% 599 556
Оптовая и розничная торговля 25 347 22 845 30% 29 834 26 957
Гостиницы и рестораны 166 131 30% 168 132
Транспорт и связь 830 712 35% 919 784
Операции с недвижи-
мым имуществом, аренда и предостав- 1 337 1 079 30% 1 350 1 090
ление услуг
Образование 291 291 30% 323 323
Здравоохранение и предоставление соци- 278 278 30% 320 320
альных услуг
Предоставление про-
чих коммунальных, социальных и персо- 2 286 2 031 30% 2 635 2 354
нальных услуг
Сельское хозяйство,
охота и лесное хозяй- 522 567 58% 533 578
ство
Добыча полезных ископаемых 1 044 804 43% 1 253 965
Итого 52 184 47 807 30% 59 180 54 188
Потенциал производственно-транспортной Истринской инфраструктуры
Наименование показателя До создания объекта производственной инфраструктуры После создания объекта производственной инфраструктуры Прирост Прирост, %
Потенциал производственной инфраструктуры, млн.руб. 877 964 88 10,0%
Экономический потенциал региона, млн.руб. 1353 1447 94 6,9%
Таблица 6 Потенциал производственно-транспортной Ногинской инфраструктуры
Наименование показателя До создания объекта производственной инфраструктуры После создания объекта производственной инфраструктуры Прирост Прирост, %
Потенциал производственной инфраструктуры, млн.руб. 1 821 2 095 274 15,0%
Экономический потенциал региона, млн.руб. 3 064 3 495 431 14,1%
По результатам вычислений прироста потенциала производственной инфраструктуры и экономического потенциала региона, был выявлен си-нергетический эффект, который заключается в создании предприятий работающих во взаимосвязи с объектами производственной инфраструктуры и возникновении в регионе новых ранее не существовавших предприятий. Иными словами, происходит комбинирование и взаимодействие факторов производства, по результатам создается полезная продукция и услуги, которые содержат в себе синергетический эффект. Величина синергетического эффекта зависит от сочетания факторов производства.
Партнерство взаимосвязанных предприятий имеет потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Приращение происходит при сотрудничестве и эффективном использовании возможностей партнеров в длительном периоде при сочетании кооперации и конкуренции. Компании получают больший доход при обмене положительном опытом и снижении затрат, совместном использовании услуг и поставщиков. [4, с. 65-67] Инфраструктура выступает основой построения взаимосвязей между предприятиями и учреждениями в регионе. Совместное использование инфраструктурных объектов порождает эффект мультипликативного развития региона.
Общественное разделение и кооперация труда является основой сферы производства. Синергетический эффект проявляется через ускорение межэ-
кономических производственно-хозяйственных связей в процессе товарно-денежного обмена. Обмен в полном объеме и с прохождением минимальных количестве препятствий в региональной экономике обуславливается оптимальной величиной и структурой денежной массы. Отклонения от оптимальной величины и структуры денежной массы влечет затруднения в товарно-денежном обмене, реальном воспроизводстве и снижает величину синергети-ческого эффекта. Развитие производственно-транспортной инфраструктуры в Московской области способствует концентрации разнообразных производственно-технологических и научных структур, усовершенствования системы распространения новых знаний и технологий. При этом одним из важнейших моментов является формирование сетей устойчивых связей между всеми участниками региональной структуры.
Возникающий синергетический эффект обуславливается:
❖ притоком инноваций в регион;
❖ приращением денежного потока на основе сложения денежных потоков компаний созданных в регионе;
❖ возникновением положительного эффекта от совместного использования объектов инфраструктуры;
❖ снижение транзакционных издержек.
Синергетический эффект повышает функционирование структур в регионе и способствует усилению конкурентоспособности региона. [5, с. 76]
В целях увеличения синергетического эффекта при создании объектов производственной инфраструктуры автором определены факторы, влияющие на оптимальную величину и структуру денежной массы. Группировка факторов представлена ниже:
❖ реальный товарооборот по действующим ценам как фундаментальный фактор величины спроса и структуры денежной массы. Инновации в региональной экономике порождают увеличение влияния товарооборота на воздействие синергетического эффекта. В свою очередь усиливается влияние синергетического эффекта на структуру и величину денежной массы.
❖ методы воздействия федеральных, региональных органов власти на величину и структуру денежной массы в регионе. Влияние осуществляется как прямое, так и косвенное.
❖ существующие межотраслевые взаимосвязи реального товарооборота.
❖ предприятия монополисты в регионе при воздействии на стороне спроса или предложения.
❖ спекулятивно-посредническая среда. Со стороны государственных органов власти должны осуществляться меры противодействия.
❖ налоговое и ценовое регулирование выполняет коррекцию влияния рынка и задавая новые импульсы региональной экономике.
На основе модели, [6, с. 97] предложенной Бандуриным А.В. для расчета синергетического эффекта, разработана авторская модель расчета си-нергетического эффекта, которая предложена для исчисления эффекта си-
нергии от развития производственно-транспортной инфраструктуры в регионе:
_ = ^ АВРП + АР + АИк _ З
ЭТР = ЗТ
1 + ги
(1)
г =1 А 1 ' ИТ
где ЭТР - синергетический эффект от расширения объектов производственно-транспортной инфраструктуры; АВРП - прирост валового регионального продукта; АР - экономия на текущих расходах; Ик - экономия на капиталовложениях;
ЗТ - расходы на реализацию проектов развития транспортной инфраструктуры; гИТ - доходность инвестиций; Т - количество лет реализации проекта.
Синергетический эффект по предложенной модели рассчитан для расширения производственной инфраструктуры муниципального образования и представлен в табл. 7 и табл. 8.
Таблица 7
Расчет синергетического эффекта от расширения объектов производственно-транспортной инфраструктуры Инстринского района
Наименование Сумма, млн.руб.
Прирост валового регионального продукта 134
Экономия на текущих расходах 10
Экономия на капиталовложениях 4
Затраты в ходе реализации проектов 167
Доходность инвестиций 9
Количество лет реализации проекта 1
Синергетический эффект 289
Таблица 8
Расчет синергетического эффекта от расширения объектов производст-_венно-транспортной инфраструктуры Ногинского района_
Наименование Сумма, млн.руб.
Прирост валового регионального продукта 616
Экономия на текущих расходах 20
Экономия на капиталовложениях 10
Затраты в ходе реализации проектов 295
Доходность инвестиций 9
Количество лет реализации проекта 1
Синергетический эффект 863
Синергетический эффект создает дополнительную ценность активов бизнеса. Это происходит за счет совместного взаимодействия субъектов биз-
неса, появление новых видов бизнеса в регионе, повышения эффективности. Количественная оценка эффекта синергии помогает принять решение о росте капитализации бизнеса в регионе. Производиться оценка роста стоимости от использования объектов синергии, что представляет собой функция роста стоимости бизнеса.
В России регионы имеют резкие различия по экономическим показателям, что объясняется различными природно-географическими, ресурсными, информационными, инфраструктурными особенностями. [7, с. 21-23] Стимулирование в регионе инфраструктурного развития способствует саморазвитию региона, поддержанию социальной мобильности населения и более эффективного распределения капиталов. Региональные власти должны создавать предпосылки для обозначенного развития. При таких условиях будет исполняться основная функция производственной инфраструктуры, а именно будут создаваться условиях для поддержки нормального процесса производства и воспроизводства факторов производства. Стихийность и неравномерность развития инфраструктуры в настоящее время отчасти и из-за несовершенства законодательной базы и слабой интеграции воспроизводственных систем.
Выводы по статье:
По результатам исследования созданы методические предложения по повышению эффективности формирования региональной производственной инфраструктуры:
1. Определено, что рост экономического потенциала региона объясняется синергетическим эффектом.
2. При этом создается дополнительная стоимость активов бизнеса, что объясняется появлением новых видов бизнеса в регионе, эффектом от совместного взаимодействия бизнесов и повышения эффективности.
3. Производственная инфраструктура является основой построения взаимосвязей между предприятиями в регионе.
4. Совместное использование инфраструктурных объектов порождает эффект мультипликативного развития региона.
_Литература_
1. Иванов В.Д. Частно-государственное партнерство в России: финансирование проектов в условиях международной конкуренции. М.: КПМГ, 2007. 98 с.
2. Капелюшников Р.И. Теория трансакционных издержек. М.: Либертариум, 2010. 17 с.
3. Тарасова М.Н. Анализ подходов к определению категории «Производственный потенциал региона» // ВМУ. 2010. № 7. С. 43.
4. Хасанов Р. Х. Экономические проблемы регионов и отраслевых компонентов // Проблемы современной экономики. 2009. № 3(31). С. 65-67.
5. Дмитриенко С.Д. Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве: Национальный доклад. М.: Ассоциация Менеджеров, 2007. 116 с.
6. Бандурин А. В. Экономика России: основные направления совершенствования: М.: Консалтинг XXI век, 2003. 196 с.
7. Шигео Кацу. Ликвидация инфраструктурных пробелов в России. // Проблемы и пути активизации экономического роста. 2004. С.21-23.