СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
МОДЕРНИЗАЦИЯ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ СТРАН СНГ
М.Е. Гулиев,
доцент кафедры международных экономических отношений Азербайджанского государственного экономического университета (г Баку), соискатель Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассматриваются проблемы нефтедобывающих стран СНГ в области промышленной кооперации и модернизации экономики.
Ключевые слова: СНГ, промышленная интеграция, нефтедобывающие страны СНГ, индустриапьная модернизация, наукоемкая промышленности ъ
ББКУ30(2)565.252+У9(2)-961-312.1
Россия, Казахстан и Азербайджан — страны с огромным сырьевым потенциалом, но для того, чтобы быть преуспевающими, они должны развивать сотрудничество в инновационной и высокотехнологичной сферах. Конкурентоспособность нефтедобывающих стран СНГ зависит от стратегического взаимодействия в области модернизации и инноваций.
Нефтедобывающие страны СНГ должны проводить политику промышленной кооперации, ориентированную на достижение максимального мультипликативного эффекта (развитие родственных и смежных отраслей, увеличение занятости), а также осуществлять поддержку эффективных производств, использующих новые технологии. Россия, Казахстан и Азербайджан зависят от мировых цен на сырье. Сегодня согласно статистике, примерно 40% ВВП России создается за счет экспорта сырья. Экономика Азербайджана также не является сбалансированной — 65% ВВП и 75% бюджета формируется за счет нефти и нефтепродуктов, 93% экспорта составляет также продукция нефтяного сектора. Многие инвестиционные проекты находятся в зависимости от нестабильных мировых цен на энергоносители. В связи с этим модернизация и диверсификация экономики нефтедобывающих стран СНГ абсолютная необходимость, а инновационное развитие должно определяться как главная задача на ближайшие годы.
Однако политика модернизации до сих вызывает принципиально разные мнения российских экономистов и споры о том, какой быть стратегии модернизации: анклавной, фронтальной или индустриальной? С. Глазьев считает, что кризисы возникают отчасти потому, что инвесторы в определенный момент не могут найти сферу применения своим средствам. ^Антикризисные средства развитых стран сегодня концентрируются в сфере НИОКР, — чего, увы, пока не скажешь о России. Только опережающее, до крупномасштабной структурной перестройки, освоение Россией нанотехнологий и других производств ядра нового технологического уклада позволит обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста в долгосрочной перспективе- [1].
На наш взгляд, индустриальная модернизация может рассматриваться как более перспективный сценарий. Основной аргумент здесь может заключаться в том, что подобный сцена-
рий уже реализовался многими странами (послевоенная Япония, Южная Корея в 50-е годы, Китай в конце 70-х, Европейские страны, например, Финляндия и Норвегия), а также и другими, более отсталыми, чем Россия, странами, которые смогли изменить ситуацию сырьевой зависимости. Проанализировав слабые и сильные стороны своей экономики, зарубежный опыт нефтедобывающих стран, страны СНГ должны определить оптимальный путь развития (рис.1).
Экономическая интеграция предполагает сопоставимость уровней технико-экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран, общность конкретных экономических и иных интересов, и проблем развития. Нефтедобывающие страны СНГ, производящие одновременно взаимодополняющие и конкурирующие друг с другом товары (топливо и сырье), заинтересованы как в развитии взаимного обмена, с одной стороны, так и во взаимовыгодных связях с более развитыми зарубежными партнерами, с другой. Структура их производства отличается высокой долей добывающих отраслей и первичной обработки сельскохозяйственного и промышленного сырья.
Экономическому сотрудничеству нефтедобывающих стран СНГ присущ региональный характер, оно объединяет преимущественно соседние государства (что является важным фактором в сокращении трансакционных издержек), имеющие общие культурно-исторические корни, экономические интересы в восстановлении торговых и кооперационных связей.
Сложившееся положение в основном объясняется двумя факторами: стремлением получить валютные поступления от экспорта минерального сырья и слабой конкурентоспособностью национальной обрабатывающей промышленности. Поэтому в условиях глобального финансового-экономического кризиса задачаформирования нового промышленного интеграционного механизма приобретает особо важное значение.
У каждой страны есть свои индустриальные параметры и отрасли, в которых она может конкурировать с другими странами. Нефтедобывающие страны СНГ обладают некоторыми стратегическими преимуществами. Например, у России, Казахстана и Азербайджана есть нефтедобывающая промышленность, обширное сельское хозяйство и большие возможности для
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ ] Ц и
/ 1
Предпосылки
индустриальной
модернизации
Экономические стратегии в эпоху глобализации (сочетание противоположных подходов)
Механизмы
взаимодействия
--------------------
- наличие научных кадров и низкая стоимость трудовых ресурсов;
-систематический опыт разработки инженерносложных изделий; -участие российских ученых в международном научно-
техническом сотрудничестве; -передовые исследования и опыт работы на предприятиях ОПК и энергетического хозяйства;
-емкий внутрирегиональный рынок СНГ
Геоэкономическая (приспосабливаться к глобализации низкими социальными издержками и благоприятным инвестиционным климатом)
Неоиндустриальная
(отказ от традиционный индустриальной политики, чтобы защититься от дешевых импортных товаров)
-создание нового рабочего органа (в форме ассоциаций, инвестбюро или форума) для реализации совместных проектов; -провести ревизию всех действующих и согласованных инновационных соглашений, инвестиционные проекты по промышленноотраслевой интеграции;
-развитие национальных фондовых рынков для расширения сотрудничества в области привлекательных активов в странах СНГ
Рис 1. Индустриальная модернизация в стратегии перспективных взаимодействий
нефтедобывающих стран СНГ
развития отраслей, производящих нефтехимическое и сельскохозяйственное оборудование.
Однако анализ развития инвестиционного сотрудничества показывает, что экономические интересы России на постсоветском пространстве в основном определяются потребностями развития бизнеса и обеспечением контроля над активами. Характерен интерес к динамично растущим рынкам мобильной связи, информационно-телекоммуникационным и финансовым услугам, приобретению энергетических активов инфраструктурной и трубопроводной сети, к сырьевой базе металлургии и перерабатывающим предприятиям нефтегазового комплекса.
Интерес для российских инвесторов представляют экспортоориентированные отрасли стран СНГ, прежде всего сосредоточенные в ресурсном секторе. Страновый подход российских инвестиций в постсоветских странах также дифференцируется в зависимости от этих мотивов.
Практика последних лет свидетельствует о неоднозначных результатах конкуренции российских и международных транснациональных корпораций за активы стран СНГ. В Азербайджане и Казахстане гонка за наиболее привлекательные активы уже завершилась. Азербайджан, известный как нефтяная страна, постепенно превращается в газовую страну. ¿Газпром- может
ш
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
купить активы компании ВР-Азербайджан (которые оценивается в 15 млрд долл.), если они будут выставлены их на продажу.
На примере нефтедобывающих стран СНГ хорошо видна необходимость такой экономический политики, которая защищает отечественное производство. Конкурентоспособная наукоемкая промышленность России продолжает терять свои позиции. Машиностроение, электроника и другие высокотехнологичные отрасли формируют около 8%, а чистый экспорт товаров и услуг составляет 10% российского ВВП. Причина стратегического вакуума, в котором не реализуется последовательная промышленная политика, кроется в специфике экспортоориентированной модели. Это также результат применения в нефтедобывающих странах СНГ неолиберальных экономических концепций, обеспечивающих глобальную энергетическую стабильность, но не способствующих росту научно-технического потенциала и индустриальному развитию. Способствовать возрождению промышленности может политика динамичной интеграции в мировое хозяйство на основе хорошо продуманной государственной инновационной политики. Это единственная возможность привлечь международные финансовые потоки в наиболее эффективные звенья цепи производства и сбыта.
Продолжаются попытки России (с 1993 г.), Азербайджана (с 1997 г.) и Казахстана (с 1996 г.) стать членами ВТО. Несмотря на создание в 2009 г. Таможенного союза, по-прежнему остаются вопросы по вступлению в ВТО. Теоретически этот процесс должен идти у стран-членов Таможенного союза синхронно. Однако защитные меры, которые предпринимают страны Таможенного союза сильно различаются. Чтобы вступление в ВТО нефтедобывающих стран СНГ не стало трагедией для таких отраслей как машиностроение, сельское хозяйство, банковская сфера и др., нужно выработать продуманный и согласованный план по диверсификации и структурной перестройке экономики в условиях либерализации.
Экономическое развитие нефтедобывающих стран СНГ обусловлено наличием дешевой рабочей силы, а также эффективной политикой привлечения внешних инвестиций. Социальные аспекты также очень важны. В России, с одной стороны, есть профессиональные инженерно-технических кадры, с другой, нехватка рабочей силы. Наличие профессиональных трудовых ресурсов, дешевой рабочей силы на пространствах СНГ и большой научно-технической потенциал могут позволить России применить индустриальный опыт интеграционных группировок Западной Европы и Северной Америки. На наш взгляд, этот путь может быть наиболее устойчивым в будущем.
Для того чтобы сдвинуть процесс модернизации с мертвой точки необходимо расставить приоритеты. Модернизация является главнейшим элементом развития конкурентоспособности и выживания нефтедобывающих стран СНГ.
Во-первых, нужно создать среду (условия) для развития сотрудничества государства и бизнеса. Во-вторых, необходимо эффективно управлять имеющимися у государства колоссальными материальными и финансовыми ресурсами.
Это необходимо делать очень динамично и в ближайшие годы, эффективно использовать государственные средства, выделяемые на научные исследования. В-третьих, техническое регулирование. До сих пор страны СНГ используют стандарты и техрегламенты, унаследованные от Советского Союза. Для решения многих вопросов модернизации необходимо перейти на европейские стандарты, однако, по мнению некоторых российских ученых и представителей Правительства, в том случае Россия пойдет по пути догоняющей модернизации, что нежелательно.
За последние пять лет в России были созданы особые экономические, технико-внедренческие зоны. Создана Российская венчурная компания, а также Инвестиционный фонд. В строящемся инновационном центре ¿Сколково> будет создан приборостроительный кластер. Основными направлениями на-учно-технического и инновационного комплекса будут наукоемкая промышленность и инновационный бизнес. Азербайджан и Казахстан должны активизировать сотрудничество с Россией в инновационной и высокотехнологичной сферах для того, чтобы совместно уйти от сырьевой модели экономики. Целесообразно создание нового рабочего органа (ассоциации или форума) для реализации совместных проектов, проведение ревизии всех действующих и согласованных инновационных соглашений, создание нового механизма взаимодействия.
На наш взгляд, модернизация должна опираться не на ¿национальные-, а на ¿интеграционные- ресурсы, а также на модель модернизации сколковского типа.
Между тем международные экономические институты, в частности, Агентство Fitch Ratings, в качестве главных негативных факторов, мешающих динамичному развитию российской экономики, отмечают, что бизнес-климат в РФ по-прежнему намного хуже, чем в других странах. Европейские страны продолжают преобладать в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума 2010-2011 гг. Экономический кризис нанес ощутимый удар по позициям России в рейтинге ВЭФ еще в 2009 году, когда страна опустилась с 51 на 63 место. В рейтинге 2010-2011 гг. Россия осталось на 63 строчке рейтинга. В докладе ВЭФ отмечается, что ¿незначительное ухудшение макроэкономической стабильности в некоторой мере сбалансировано улучшениями в других сферах, особенно сфере инфраструктуры, здравоохранения и образования, а также в технологическом уровне-. В то же время у экспертов ВЭФ вызывает опасения, что ¿конкурентоспособность страны страдает из-за неэффективной антимонопольной политики и серьезных ограничений в сфере торговли, включая внешнеэкономическую деятельность и жесткое регулирование иностранного участия-, ¿государство наращивает свою долю в экономике- (согласно подсчетам Правительства России, в 2009 году доля государства в российской экономике составила 45-50%, что в полтора раза больше среднемирового показателя, ныне каждый второй занятый в российской экономике работает в государственном секторе).
Таблица 1
Нефтедобывающие страны: Россия, Казахстан и Азербайджан в рейтинге глобальной конкурентоспособности ВЭФ 2010-2011 гг.
Экономика The global competitiveness Index 2010-2011 The global competitiveness Index 2009-2010 Изменение позиций 2009-2010
рейтинг оценка рейтинг изменение
Норвегия 14 5,14 14 0
Катар 17 5,10 22 5
Саудовская Аравия 21 4,95 28 7
ОАЭ 25 4,89 23 -2
Кувейт 35 4,59 39 4
Бахрейн 37 4,54 38 1
Азербайджан 57 4,29 51 -6
Российская Федерация 63 4,24 63 0
Казахстан 72 4,12 67 -5
Иран 69 4,14 н.д. н.д.
Венесуэла 122 3,48 113 -9
Нигерия 127 3,38 99 -28
Сгруппированы автором. Источник: Всемирный Экономический Форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2010-2011/09.09.2010.
1 94
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими как: сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, большой размер рынка, высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование. Среди стран бывшего СССР, Россия заняла четвертое место, пропустив вперед Эстонию (33 место), Литву (47) и Азербайджан (57). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже России (табл.1).
Нефтедобывающие страны СНГ сталкивается с общими проблемами. Наиболее эффективно эти проблемы могут разрешаться путем скоординированных действий.
Развитие машиностроения — основа структурной модернизации. Машиностроительные заводы в бывшем Союзе были, как правило, очень крупные и интегрированные. После распада СССР машиностроение превратилось в одну из самых нерентабельных отраслей промышленности. Следствием этого стало уменьшение инвестиций в отрасль и инноваций для реконструк-
ции и модернизации производства. Какие варианты развития могут быть у нефтедобывающих стран СНГ, если производство и экспорт в значительной мере сосредоточены на сырье, особенно на нефти и газе.
При определении перспектив развития машиностроения целесообразно на современном этапе отдавать предпочтение тем отраслям и производствам, на продукцию которых есть спрос на региональном рынке и имеются возможности экспорта в третьи страны.
Практика нефтедобывающих стран СНГ показывает, что наибольший рост наблюдается по тем видам производств, которые обеспечивают своей продукцией строительство, транспорт и др. Однако, как показывает анализ конкурентоспособности предприятий нефтегазопромыслового машиностроения России и Азербайджана, производство станков, средств механизации и автоматизации снижается и предпочтение отдается импорту (табл.2).
Таблица 2
SWOT анализ конкурентоспособности предприятий на примере нефтегазопромыслового машиностроение России и Азербайджана в сопоставлении с западными странами
Азербайджан Россия Западные страны
высокий уровень износа основных фондов на машиностроительных предприятиях и слабость производственно-технической базы Соответствие оборудования и техники государственным стандартам Высокое качество производимого оборудования на мировом рынке
Низкий темп диверсификации и наличие большого количества нереализованной готовой продукции на складах производителей Наличие у потребителей ремонтной базы Инновационные разработки и значимые финансовые возможности
Низкий спрос на местное нефтегазовое оборудование со стороны Азербайджанской международной операционной компании (АЮС) и низкая стоимость запчастей Доступность и низкая стоимость запчастей Активная маркетинговая деятельность и услуги сервиса
Наличие высококвалифицированных кадров и нехватка инвестиций для отрасли Наличие подготовленных кадров и соответствующей инфраструктуры Наличие развитой научно-технической базы и государственной поддержки
Несовершенная маркетинговая система, неудовлетворительная организация логистики и поставки техники на условиях предоплаты Сложившаяся связь производителей с потребителями Активная сбытовая политика и предоставление кредитов, опыт осуществления социальных проектов в странах покупателей
Составлено автором
В последние годы в целях ускорения развития отраслей, связанных с нефтяным сектором Азербайджана, был проведен ряд коренных реформ. В целях усовершенствования механизмов управления в нефтехимической промышленности, <Азеркимья> в 2010 году был передан в подчинение Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики. Втоже время, организация для повышения эффективности нефтегазоперерабатывающей и нефтехимической промышленности, функционирующей в едином технологическом процессе, должна создать более широкие возможности для привлечения необходимых инвестиций и повышения конкурентоспособности готовой продукции. Эти отрасли концентрируют в себе наукоемкие технологии, которые постоянно должны обновляться.
На современном этапе едва ли целесообразно увеличивать производство всех видов продукции машиностроения, поскольку это требует огромных инвестиций, но необходимо
форсировать производство новых технологий, таких как более современные виды нефтегазопромыслового машиностроения, которое определяет прогресс в нефтегазовом комплексе и имеет большое значение для экономики России, Казахстана и Азербайджана. Эти страны закупают оборудование иностранных нефтяных ТНК, но необходимо восстановить нефтяное машиностроение, в том числе станкостроение, так как без современного станочного парка невозможно осуществлять производство в других отраслях экономики.
Формирование инновационной структуры и повышение конкурентоспособности в условиях интенсивного развития нефтегазового комплекса актуально практически для всех нефтедобывающих стран СНГ. Прежде всего необходимо разработать отраслевую комплексную программу инновационного характера, создать совместные предприятия и оказывать финансовую поддержку своим компаниям-представителям.
Литература
1. Сможет ли страна перейти к опережающему развитию или останется в роли догоняющих// Независимая газета. — 2010. — 24 сент.
2. Всемирный Экономический Форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2010-2011 /09.09.2010