УДК 664.004.68
Модернизация:
грани воплощения образа будущего пищевой промышленности России
Ключевые слова: пищевая промышленность; модернизация; российская экономика; продовольственный рынок; агропромышленный комплекс.
С.Н. Серегин
Д-р экон. наук, зам. директор Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропродовольственного рынка и качества продукции Минсельхоза России
Модернизация - магическое явление в российской истории, возникающее всякий раз, когда страна находится в опасности, либо проявляющиеся вызовы со стороны внешнего мира угрожают суверенитету и целостности государства. И в этих условиях государству требуется принимать колоссальные усилия с привлечением масштабных финансовых, материальных и человеческих ресурсов для преодоления накопившихся проблем с целью сохранения за Россией статуса мировой державы.
Исторический опыт свидетельствует, что это явление сопровождает нас на протяжении многих веков, так было и в период «смутного времени» и затем в последующие времена. Отмену крепостного права также можно считать величайшей вехой на пути модернизации Российского государства, события ХХ века - Октябрьская революция 17 года и переход к новой общественной формации, по замыслу ее организаторов, были историческим этапом модернизации со сменой существующего государственного устройства для ускорения экономического развития и повышения жизненного уровня населения.
В эпоху исторических перемен государство не раз выдвигало различные лозунги и призывы, реализация которых должна была быть связана с
надеждой на модернизацию российского государства в различных его ипостасях. Не всегда все получалось, и дело доводилось до логического завершения, но в то же время поступательное развитие государства, особенно в ХХ веке, обеспечило достижение высоких результатов в различных сферах общественной жизни.
Мы помним предвоенное время, когда широкомасштабное проведение индустриализации позволило России одержать победу в Великой Отечественной войне, затем в послевоенное время первый запуск человека в космос - это этапы великих модернизаций нашего государства.
Обратная сторона модернизации различных сторон общественной и экономической жизни российского общества связана с «жертвоприношением» национального социума, достигавшим временами масштабов, сопоставимых с национальной трагедией. Примером тому может служить коллективизация сельского хозяйства и последующие за ней рыночные реформы конца 90-х, поставившие сельское население в сложнейшее социально-экономическое положение.
Все эти события модернизацион-ного смысла приводят к тому, что в недрах последующих поколений возникают протестные настроения и сомнения относительно платы за достижения целей модернизации соотносимых с «жертвоприношениями» проводимых реформ.
Сегодня Россия снова оказалась на пути исторического выбора: проведение широкомасштабной модернизации и вход в клуб индустриально развитых стран, в противном случае, оставаясь на сырьевой модели развития, государство обрекает себя остаться на задворках мировой истории.
В условиях вялотекущего кризиса в обществе все больше проявляется интерес на обновление в различных сферах общественной жизни, а в социально-экономической сфере в особенности, так как это затрагивает практически все слои общества.
Исторические параллели свидетельствуют, что современное положение России в мире во многом напоминает ситуацию начала 30-х годов прошлого столетия. Подтверждение тому мы видим в опубликованном в феврале докладе Института современного развития (ИНСОР) «Россия XXI века: образ желаемого завтра», где говорится: «Перед нами снова угроза оказаться беспомощ-
Key words: food-processing industry, modernization, Russian economy, food market, agro-industrial complex
ными свидетелями деградации великой державы. Россия не может позволить еще один период безвременья, после которого страна окончательно успокоится на задворках цивилизации. Положение сложнее, чем кажется. Россия попала в историческую ловушку. Ей нужно совершить еще один модернизационный рывок, но сделать это предстоит в условиях, в которых слишком многое располагает к инерции и загниванию- начиная с конъюнктуры на сырьевых рынках и заканчивая настроениями в политике и уверенностью власти в своей способности управлять массовым сознанием».
Термин «историческая ловушка» ввел немецкий философ и социолог М. Вебер, чтобы описать состояние Российской империи накануне революции. Чрезвычайный характер состояния «ловушки» заключается в том, что любое разумное действие власти приводит к ухудшению существующего положения, и государство не может остановить надвигающуюся катастрофу.
Вполне понятно, что исторические ловушки сами по себе не возникают, их разрабатывают и расставляют политические партии, общественные и неправительственные организации, заинтересованные в ослаблении конкурента и удаления его с исторической арены. Россию к этому состоянию привело слабое государство, ориентированное на проведение либеральной экономической политики, не способное в условиях глобальных процессов в мировой экономике своевременно находить адекватные решения.
Заместитель руководителя администрации президента В.Сурков в статье «Чудо возможно» также дает нелицеприятную характеристику состояния российской экономики: «Российская экономика похожа на старый бронепоезд без локомотива. На нем сидят люди с компьютерами, в галстуках и гламурные дамы, а его броня уже почти осыпалась, и сам он замедляет ход. Еще немного - совсем встанет».
В статье отмечается, что модернизация - дело дорогостоящее и первые результаты инновационной экономики появятся только через 10-15 лет. Приводится основной довод успешной модернизации современных промышленно развитых стран, где применялись «дирижистские методы», т. е. государство активно участвовало в модернизационных проек-
тах, а не было «ночным сторожем», как это видится либерально настроенным политикам.
Особо подчеркивается, что для извлечения позитивной созидательной энергии общества нужна новая политика, основанная на стабильности и консолидации власти как инструмента модернизации.
Проведение заявленного направления тормозят отсутствие нормальной конкуренции в политике и экономике, высокий уровень коррупции, недостаточно активная борьба с преступностью и социальное расслоение общества.
Интересен наш не столь отдаленный исторический опыт решения масштабных задач по модернизации экономики. Руководство государства в ходе политических дискуссий в 20-х годах прошлого столетия о путях модернизации экономики признавало, что это займет 10-20 лет, а может быть, и более. Затем в феврале 1931 г. И. Сталин, выступая перед промышленным активом страны, говорил: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сотрут». В эти же годы В. Куйбышев писал «История не позволит нам продвигаться спокойно...мелкими шажками».
Стратегические цели, стоявшие перед обществом и государством в начале прошлого века и на современном историческом этапе, мало чем отличаются и по масштабам стоящих задач, и по судьбоносности их для будущего нашей страны.
Но вместе с тем следует особо подчеркнуть, что для решения стоящих перед страной проблем периода 30-х годов прошлого века государство задействовало весь арсенал средств по мобилизации всех видов ресурсов и пропагандистской работы для создания обстановки и условий, в которых проявлялась творческая энергия народов, проживавших на территории СССР.
Под руководством государства в период с 1928 по 1934 гг. создавались новые отрасли промышленности, строились заводы и фабрики на всей огромной территории СССР, что позволило удвоить промышленное производство. Новый курс, провозглашенный руководством страны, поддерживался не только политическими лидерами, но и рядовыми членами партии с широким вовлечением народа в этот процесс.
За годы первой пятилетки была заложена основа будущей промышленной мощи СССР, 1,5 тыс. крупных промышленных предприятий были построены в этот период, в том числе Днепрогэс - самая крупная электростанция в Европе. Тогда же были введены в эксплуатацию Магнитогорский и Новокузнецкий металлургические комбинаты, заводы сельскохозяйственного машиностроения в Ростове, тракторные заводы в Че-
лябинске и Сталинграде, Харькове, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде, заводы тяжелого машиностроения в Краматорске и Украине и много других объектов промышленности разных отраслей.
В годы первых предвоенных пятилеток были созданы целые отрасли промышленности: станкостроение, автомобильная, авиационная, тракторная, производство ферросплавов и высококачественных сталей, синтетического каучука, строились тысячи километров железных дорог и портов, объекты инфраструктуры.
Терминология, высказываемая на тему модернизации страны разными поколениями политиков, внешне отличная, но внутреннее содержание проблемы, требующей безотлагательного решения, не различается -отсюда должны быть и принимаемые меры, адекватные масштабам решаемых проблем. В 70-80-х годах прошлого столетия внутреннее содержание модернизации формулировалось руководителями государства как «ускорение социально-экономического развития».
На современном этапе модернизации мы не должны отказываться от принципов, не соответствующих традиционной самобытной идентичности с опорой на интеллектуальный потенциал нации, следовать в фарватере Запада - это не путь России. Но это вовсе не означает, что Россия отказывается от использования опыта индустриально развитых стран для проведения модернизации нашей экономики.
За нагромождением разных событий, проводимых реформ, разрушением единой системы инновационного обновления промышленности, произошедших за два последних десятилетия, трудно сфокусировать конкретный образ желаемого завтра российской пищевой промышленности.
Известный американский специалист в области прогнозирования Джордж Фридман относительно методологических подходов высказывается следующим образом: «... когда мы хотим предсказать будущее, здравый смысл почти всегда нас обманывает». И в этом высказывании есть большая доля истины, как показывает отечественный и зарубежный опыт, достоверность долгосрочных прогнозов, как правило, невысока, поэтому с учетом происходящих перемен в общественном развитии необходимо проводить корректировку и уточнение прогнозных построений.
Образ будущего, как мираж в пустыне, возникает и зарождается вначале в умах ученых в виде научных гипотез, априорного видения технологий, накопленный интуитивный потенциал новых представлений о будущем развитии проходит испытания и проверку на практическую реализацию в научных лабораториях, конструкторских бюро и проектных институтах. Только последователь-
ная и неразрывная взаимосвязь всех стадий этого творческого процесса позволит приближать образ будущего промышленности с определенной степенью достоверности.
В инновационной экономике постиндустриального общества стратегическим ресурсом становится человеческие знания, реализуемые в высококвалифицированных специалистах.
Инновационное развитие как императив модернизации может происходить в условиях социальной среды, характеризующейся прирастающей численностью населения, способного получать необходимый уровень образования и применять его на практике, современного медицинского обслуживания и других социальных гарантий, которые приводят к повышению качества жизни. Именно решение этих социально-экономических проблем, несмотря на реализуемые национальные проекты, находит медленное воплощение в практической плоскости.
При этом необходимо помнить, что при сохранении социальной несправедливости в нашем обществе вряд ли государству удастся создать атмосферу единения и энтузиазма, гласности, диалога в широких слоях населения для реализации модернизации.
Бедность населения лишает большую часть российского общества равных стартовых возможностей для получения образования, социальных гарантий для достижения современного качества жизни. Только в условиях решения данной проблемы в короткие сроки можно быть уверенным, что Россия будет обеспечена современными кадрами для инновационной экономики.
Провозглашенная президентская модернизация по размаху решаемых задач сопоставима с индустриализацией советского периода 30-х годов и поэтому ее успешная реализация требует концентрации всех сил и средств государства, проведения преобразований в политике и экономике для перехода нашего общества в новое качество.
Статья президента «Россия вперед», размещенная в Интернете на его блоге, демонстрирует максимальную открытость и видение решения ключевых проблем развития страны в обозримой перспективе. Здесь дается и характеристика российскому бизнесу: «Отечественный бизнес за малым исключением не изобретает, не создает нужные людям вещи и технологии. Торгует тем, что сделано не им, - сырьем либо импортными товарами».
«Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Но это полбеды. Беда в том, что, похоже, это не очень волнует владельцев, директоров, главных инженеров и чиновников».
. № /2
Встает непростой вопрос - где взять ту энергию народа, без которой модернизация не может состояться. Энергия масс ослаблена, нет атмосферы энтузиазма, духовного подъема для решения масштабных задач в отпущенное историей время. Общество во всех его проявлениях должно обрести и понять глубинный смысл идей модернизации, чтобы активно включиться в созидательную работу по реализации этой сверхсложной задачи.
Другой важный вопрос - кто будет осуществлять модернизацию, какие социальные слои общества, кто будет формировать необходимый социально-психологический климат в обществе, создавать необходимое умонастроение у наших граждан.
В современной модели российской экономики именно представители отечественного бизнеса должны стать главной движущей силой модернизационных процессов, но чтобы это стало реальностью, необходимо формировать новую промышленную политику и создавать современную институциональную среду, позволяющую направлять его созидательную деятельность в национальных интересах.
Модернизация в сфере агропромышленного производства должна решить одну из основных на сегодняшний день проблем: повышение конкурентоспособности национальных производителей с обеспечением страны продовольствием из собственных сельскохозяйственных ресурсов и максимальное сокращение импорта.
Будущее развитие отраслей пищевой промышленности имеет конкретные целевые установки, изложенные в Доктрине продовольственной безопасности России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
Оценка состояния продовольственной безопасности определяется удельным весом отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющих пороговые значения в отношении: зерна - не менее 95 %; сахара - не менее 80 %; растительного масла - не менее 80 %; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85 %; молока и мо-локопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90 %; рыбной продукции - не менее 80 %; картофеля - не менее 95 %; соли пищевой - не менее 85 %.
Эти контрольные цифры являются для отечественных производителей безусловным императивом и их достижение должно основываться на программах развития от-
дельных отраслей промышленности с определением сроков, объемов и источников финансирования для проведения модернизации промышленности.
Достижение поставленных Доктриной целей должно соизмеряться с затратами и повышением эффективности всех видов ресурсов, которые будут задействованы для реализации установленных целей.
Приоритетные направления проведения модернизации, необходимость которых первостепенна, касаются отраслей, вырабатывающих социально значимые продукты питания: молоко, мясо, хлеб, сахар, растительное масло, овощную продукцию.
Объем инвестиций, привлеченных за последнее десятилетие в развитие этих отраслей, недостаточен, вследствие чего предприятия медленно внедряют современные ресурсосберегающие технологии и оборудование, что не позволит им увеличивать выход готовой продукции с единицы перерабатываемого сырья и сокращать отходы производства, осваивать выпуск новых видов продукции, востребованных рынком. В совокупности эти факторы приводят к снижению доходности предприятий и тормозят решения проблем импор-тозамещения на агропродоволь-ственном рынке страны.
Первые шаги по решению указанных проблем уже сделаны. В текущем году приняты и начали реализоваться две отраслевые программы: «Развитие свеклосахарного подкомплекса России на 2010-2012 годы» и «Развитие первичной переработки скота на 2010-2012 годы». Для стимулирования увеличения объемов производства сливочного масла и сыра в настоящее время разрабатывается целевая программа «Развитие сыроделия и маслоделия в Российской Федерации на 2011-2013 годы». В рамках программ инвесторам будет оказана государственная поддержка на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Дальнейшая работа в этом направлении будет продолжена по мере укрепления бюджетной сферы страны.
В нашем сознании модернизация представляется как видение будущего развития на основе новых знаний во всех областях науки, достижений научно-технического прогресса и внедрения их в экономику. Именно эти факторы будут в ближайшие 1520 лет формировать образ пищевой промышленности.
Образ будущего неразрывно связан с развитием фундаментальной и прикладной национальной науки, а применение достижений научных открытий при разработке долгосрочных прогнозов развития отраслей пищевой промышленности позволит с достаточной степенью достоверности проводить прогнозные
расчеты для принятия государством мер по снижению уровня внешних угроз и вызовов в глобальном мире.
Модернизация производства потребует расширения использования биотехнологий, внедрения нанотех-нологий во многих отраслях пищевой промышленности, что позволит увеличить номенклатуру вырабатываемой продукции и повысить эффективность производства.
Устойчивым трендом последнего десятилетия на мировом продовольственном рынке стала высокая динамика развития и потребления экологически чистой продукции. Россия, обладая огромным потенциалом для производства биопродуктов, стоит пока на начальном этапе этого направления, создавая нормативно-правовое регулирование данной сферы деятельности; но с большой долей уверенности можно предположить, что этот сектор промышленности будет активно развиваться.
С учетом демографии и состояния здоровья населения страны получат развитие технологии, позволяющие вырабатывать пищевую продукцию с заданными физико-химическими свойствами с целью повышения пищевой и биологической ценности для различных категорий граждан. Будет расширен ассортимент продукции функционального и профилактического назначения, диетической и диабетической продукции и детского питания.
Прогнозные расчеты на среднесрочную перспективу говорят о том, что стоимость всех видов ресурсов будет расти, особенно это относится к энергоресурсам, основные потребители которых - сахарная, крахма-лопаточная, молочная, спиртовая, хлебопекарная отрасли. Именно эти условия будут диктовать необходимость перехода работы предприятий на ресурсосберегающие технологии, технологии, позволяющие извлекать из исходного сырья все полезные компоненты, которые могут быть задействованы в хозяйственном обороте, тем самым повышая доходность предприятий и решая вопросы экологического характера.
Сегодня же мы зачастую импортируем многие виды оборудования для различных отраслей пищевой промышленности, а вместе с ними и зарубежные технологии и материалы. Это тупиковая ситуация, на таких принципах модернизация не состоится. Для обеспечения успеха модернизации необходимо, чтобы страна не находилась в положении догоняющей модернизации, основанной зачастую не на самых передовых технологиях, предлагающих нам зарубежными партнерами, а базировалась на достижениях российских ученых. Хотя нельзя исключать и применение зарубежного опыта в определенных отраслях промышленности.
Мы поставили своей целью дать свое видение и представление основных ориентиров долгосрочного развития, исходя из общих сценарных условий развития экономики страны. Исходные условия для формирования вариантов прогноза развития пищевой промышленности на период до 2030 г. приняты на основании прогноза макроэкономических показателей российской экономики, разработанных Минэкономразвития России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
В качестве исходного условия для построения прогнозных расчетов, учитывающих развитие демографической ситуации, принято, что численность населения в конце прогнозируемого периода в оптимистичном сценарии составит 146,6 млн человек. Рост реальных располагаемых доходов населения до 2012 г. составит 102,7 %, в последующий период - около 105 %. Реальная заработанная плата предполагает умеренный рост до 2012 г. - 100,7 %, 20132020 гг. - 104,6 %, 2021-2025 гг. -105,7 %, 2026-2030 гг. - 105 %.
Рост заработанной платы увязывается с повышением производительности труда, динамика этого показателя в прогнозируемом периоде составит 104,6-105 %. Средний размер трудовой пенсии предполагается увеличивать более высокими темпами: 2010 г. - 7762 руб., 2015г. -12608 руб., 2020 г.- 20139 руб., 2025 г.- 30754 руб., 2030 г.-44596 руб.
Динамика роста вышеприведенных показателей будет стимулировать спрос на продовольственном рынке, а значит, будет оказывать активное воздействие на динамику развития отраслей пищевой промышленности.
Развитие промышленности, в силу специфики продовольственного рынка, будет постоянно сопровождаться рядом ограничителей.
С одной стороны, это объемы поставки сельскохозяйственного сырья на переработку, с другой - ценовой диапазон розничного продовольственного рынка, оказывающий влияние на спрос среди различных социальных групп населения.
Внешние факторы, связанные с импортом продовольствия и сырья, также будут активно влиять на будущее развитие, но при разумной протекционистской политике государства их негативное воздействие может быть снижено до рационального уровня.
Раскрыть в полной мере энергию развития промышленности возможно только в условиях формирования современной институциональной среды, обеспечивающей тесное взаимодействие государства и бизнеса на основе государственно-частного партнерства, создающего для бизне-
са мощные стимулы для проведения модернизации предприятий отрасли. Этому направлению государство за последние годы придает важное значение, но принимаемых мер явно недостаточно, учитывая масштабы предстоящих преобразований, тем более что за 20 прошедших лет становления рыночной экономики в отраслях, вырабатываемых социально значимые продукты питания, существенного обновления технического состояния не произошло.
В этой связи роль государства при проведении модернизации промышленности должна быть усилена, об этом же говорит и зарубежный опыт индустриально развитых стран. Западные либеральные экономисты и государственные деятели видели в государстве и государственном патернализме защиту против разрушительных сил для любой страны со стороны анархии рыночной стихии. Один из представителей институциональной политической экономики Ален Кайе пишет: «Если бы не было Государства - Провидения, относительный социальный мир был бы сметен рыночной логикой абсолютно и незамедлительно».
О роли государства в экономике писатель Ф.А. Абрамов в конце 70-х годов в одном из своих произведений писал: «Нельзя доводить принцип частной собственности до крайности. Полное разъединение людей. Духовное обнищание. Помешательство на копейке. А раз бездуховность - секс.... превращение человека в свою противоположность.. Все коммерция. Все бизнес. Нет литературы, искусства. Регулирование государства необходимо». Это было сказано задолго до проведения рыночных реформ в России, но видение большого художника подтвердило время, в котором мы живем.
Общество, возникшее после развала СССР, впитало в себя все негативные проявления деформированного рыночного капитализма, которые будут оказывать серьезное воздействие на процессы модернизации страны.
К числу основных сдерживающих факторов развития промышленности на предстоящий период следует отнести опережающий рост платных услуг населению - 106-107 % в ежегодном исчислении, высокий уровень инфляции, прогнозируемой на период до 2015 г. на уровне 106 % (к 2020-104 %). Сюда же следует отнести и рост тарифов на продукцию естественных монополий, где динамика роста имеет явно выраженный характер. Рост цен на природный газ до 2015 г. составит 115-116 %, к 2020 г. - до 120 %, возрастут и тарифы на грузовые перевозки - 108110 %.
В совокупности эти факторы будут приводить к снижению покупательского спроса значительной части населения, приводя к стагнации произ-
водства многих продовольственных товаров.
Для большинства отраслей пищевой промышленности, применяемых в технологическом процессе различные виды тепловой обработки исходного сырья, рост цен на природный газ, электроэнергию будет вызывать удорожание вырабатываемой продукции, снижая ее конкурентоспособность на продовольственном рынке страны.
Проведение модернизации отраслей промышленности неразрывно связано с привлечением масштабных инвестиций частных компаний и определенного уровня государственной поддержки приоритетным отраслям промышленности. На современном этапе развития пищевой промышленности инвестиционный спрос не удовлетворяется из-за дефицита финансовых ресурсов, за исключением отраслей, контролируемых транснациональными компаниями, - табачная, пивная, чайная, кофейная и ряда других.
Исходя из общих сценарных условий развития и учитывая состояние российской экономики, инвестиционная деятельность российских компаний, занятых в пищевой промышленности до 2012 г., сохранит уровень предыдущих лет, наиболее активная фаза инвестиционного процесса предполагается в период 2013-2025 гг. - 109-110 %, в последующие пять лет активность снизится до уровня 104-105 %.
Эти темпы вполне укладываются в парадигму развития и модернизации, обусловленную тем, что в данный период продолжится структурная перестройка экономики и будет сформирована институциональная среда, направленная на создание стимулов для бизнеса по активизации инвестиционных процессов. Другим важным направлением деятельности компаний в этот период должны стать проведение тщательной инвентаризации производственной базы многих отраслей пищевой промышленности и разработка экономически обоснованной проектно-сметной документации для начала проведения технического перевооружения и реконструкции предприятий промышленности.
За время построения рыночной экономики мы успели многое утерять из системы инновационного обновления: в двадцатилетний период реформирования экономики темпы обновления промышленности были таковы, что стране не требовались ни инженеры-конструкторы, ни проектировщики; и созданные в советский период институты, где разрабатывалась техническая документация для строительства, оставшись без работы, были обречены на разрушение.
Если мы хотим сформировать образ конкретного будущего наших предприятий, то должны возродить
. № /2
на новой основе работу конструкторских бюро по разработке новых видов оборудования, проектных организаций, способных воплощать современные технические решения на основе новых технологий и оборудования на строительных площадках заводов и фабрик, отвечающих мировым стандартам по энергосбережению и уровню охраны окружающей среды. Только построив новую национальную систему инновационного развития промышленности, мы сформируем будущий образ наших заводов и фабрик, в противном случае за нас это сделают транснациональные компании, как это произошло уже в табачной и пивоваренной промышленности, где они практически являются собственниками предприятий.
Нужно отдать должное руководству РАСХН, сумевшей в эти лихие революционные годы сохранить отраслевую науку пищевой промышленности и кадровый состав научно-исследовательских институтов. За последние годы российскими учеными в области производства пищевых продуктов сделано много интересных разработок, которые успешно реализованы в промышленности. Однако процесс внедрения разработок в промышленности тормозится отсутствием современного оборудования российского производства для многих отраслей.
Развитие глобальной экономической конкуренции сопровождается усилением геополитического соперничества, в том числе за контроль над сырьевыми, энергетическими, водными и продовольственными ресурсами.
Усиливающаяся глобализация мировой экономики и связанные с ней события будут оказывать серьезное влияние на проведение модернизации российской пищевой промышленности, и роль государства состоит в том, чтобы противостоять разрушительным процессам со стороны внешнего мира.
Эти обстоятельства требуют увеличения производства продовольствия на новой качественной основе, ужесточения экологических требований и в то же время создают для национальных производителей продовольствия новые возможности.
Предстоящий период характеризуется структурными изменениями мирового хозяйства, обусловленными изменением баланса между промышленно развитыми странами и остальным миром, возрастанием роли межрегиональных экономических союзов, распространением новых технологий. С одной стороны, эта ситуация позволяет российским компаниям участвовать в международном разделении труда, с другой - усиливает требования к повышению их конкурентоспособности на базе инновационного развития.
Однако на деле использовать преимущества глобальной конкуренции для многих российских компаний не представляется возможным в силу слабой диверсификации и невысокого технического уровня производства в отдельных секторах агропромышленного производства, отражающихся на эффективности перерабатываемого сельскохозяйственного сырья, что, в конечном счете, приводит к проигрышу в ценовом диапазоне с иностранными конкурентами.
Эти процессы в условиях недостаточных объемов производства сельскохозяйственной продукции, неразвитости инфраструктуры агропродо-вольственного рынка обусловили высокую импортную зависимость страны по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Стоимость импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2009 г. в денежном выражении составила 28,354 млрд долл. США.
Мировой рынок продовольствия находится под постоянным ценовым прессингом, к 2008 г. цены достигли своего максимума за последние 30 лет, что стало причиной снижения потребления продовольствия малоимущими слоями населения, а число людей, страдающих от хронического голода, в мире увеличилось на 115 млн человек и достигло почти 1 млрд людей.
Стремительный рост мировых цен на продовольствие был вызван многими факторами, однако основополагающими стали повышение спроса на биотопливо и рекордно высокие цены на нефть.
В докладе «Сельскохозяйственные перспективы ОЭСР-ФАО на 20082017 годы» (OECD-FAO, 2008) указывается, что и номинальные, и реальные цены на сельскохозяйственные товары снизятся с рекордных отметок, достигнутых в начале 2008 г., но в течение следующего десятилетия будут сохраняться на более высоком уровне, чем прежде.
Уровень цен на нефть будет во многом определять спрос на биотопливо. Чем выше цены на нефть, тем более рентабельным становится производство биотоплива и тем больше сельскохозяйственного сырья будет вовлекаться в процесс его производства.
Таким образом, между сельскохозяйственными и энергетическими рынками возникают новые связи. Поскольку рынки энергоносителей во много раз масштабней рынков сельскохозяйственной продукции, спрос со стороны производства биотоплива может поглотить любые дополнительно произведенные объемы сельскохозяйственного сырья: и, таким образом, энергетический рынок будет диктовать цену на сельскохозяйственное сырье, используемое в процессе получения альтернативных видов топлива.
Для такой страны, как Россия, обладающей большими территориями, различными природно-климатическими условиями, неоднородным демографическим составом, видение будущего пищевой промышленности должно учитывать фактор пространственного развития.
Пространственные аспекты должны находить свое отражение в разрабатываемых государственных документах, целевых программах и их основная направленность должна служить укреплению единого экономического пространства, региональной экономической интеграции, при сбалансированном развитии всех регионов на основе их оптимальной специализации по выработке пищевой продукции, создании свободной и открытой системы торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.
На характер будущего развития будет оказывать влияние фактор неоднородности и неравномерности социально-экономического развития территории страны с учетом высокой дифференциации по плотности населения и обусловленные этим различные уровни развития сельскохозяйственного производства и производства пищевой продукции по территориям. Уровни доходов различных социальных категорий граждан по территориям существенно различаются, что через спрос на продовольственном рынке влияет на объемы выпуска готовой продукции. Пространственная неоднородность не должна приводить к возникновению депрессивных территорий и нарушению устойчивого снабжения населения продовольствием.
Пространственное развитие должно укрепить позиции России в интеграционных процессах на евразийском пространстве и поддерживать сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.
Если говорить о территориальном размещении основных отраслей промышленности в долгосрочной перспективе, то, по нашему мнению, сложившаяся система не претерпит значительных изменений. Исторически эта система выстраивалась с учетом демографического развития регионов страны и наличия сырьевой базы для пищевой промышленности. Именно с учетом этих основных факторов будет происходить дальнейшее развитие отраслей пищевой промышленности.
В то же время нельзя исключать сценариев, при которых отдельные подотрасли, ориентированные на выработку новых видов продукции с использованием нано- и биотехнологий, будут развиваться в крупных мегаполисах, имеющих большой научный потенциал и достаточный рынок сбыта этой продукции.
В европейской части территории страны, где проживает более 80 % населения страны, будет обеспечена позитивная динамика развития инвестиционных процессов для нового строительства, реконструкции и технического перевооружения предприятий пищевой промышленности.
Развитие пищевой промышленности в регионах Сибири и Дальнего Востока во многом будет зависеть от государственной политики по стимулированию роста населения на этих территориях и использования огромных потенциальных возможностей по развитию сельскохозяйственного производства с целью экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов его переработки на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Развитие АПК субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземном регионе, связано, прежде всего, с использованием его главного конкурентного преимущества - плодородных земель, применением современных технологий ведения сельского хозяйства, модернизацией отраслей переработки сельскохозяйственной продукции.
В Центрально-Черноземном регионе получат дальнейшее развитие отрасли, вырабатывающие социально значимые продукты питания. Масштабные инвестиции предполагается направить на модернизацию и новое строительство сахарных заводов Липецкой, Тамбовской и Рязанской областях, единичной мощностью 8-9 тыс. т переработки свеклы в сутки.
Активное развитие животноводства будет сопровождаться строительством современных производств по первичному убою скота мощностью 100 т мяса в смену, а также техническим перевооружением действующих мощностей мясной отрасли. Важным направлением становится новое строительство молокопере-рабатывающих заводов 200-500 т переработки молока в сутки в районах, расположенных в территориальной близости к животноводческим комплексам.
Перспективным направлением развития станет промышленное производство плодоовощной продукции, ее переработка с использованием современных технологий быстрой заморозки. Это направление за рубежом получило широкое распространение, и Россия импортирует быстрозамороженную плодоовощную продукцию в большом количестве.
Новым направлением развития и диверсификации производства становится переработка рапса и использование его в качестве биодизеля. Новое современное производство введено в эксплуатацию в Липецкой обл.
Развитие Северо-Западного региона определяется экономическим и
инновационным потенциалом Санкт-Петербургской городской агломерации, выходом к важнейшим морским коммуникациям.
Наличие крупных городов в этом регионе будет создавать условия для развития рынков мясной и молочной промышленности, поставку продукции на которые должны обеспечивать национальные производители. Решение данной задачи возложено на развитие птицеводства и свиноводства и соответственно строительство мощностей по их переработке. В Вологодской области предполагается строительство молочного завода мощностью 400 т переработки молока в сутки с производством сухого молока.
Развитие юга России основано на использовании конкурентных преимуществ: наиболее благоприятных природно-климатических условий для сельского хозяйства, высокого рекреационного потенциала, транзитного приморского положения, а также значительных демографических ресурсов.
В Ставропольском крае рост валового производства свеклы вызывает необходимость строительства нового сахарного завода. Увеличение производства сои в Краснодарском крае потребует строительства заводов по ее переработке с выработкой различных видов масел и соевых шротов для производства комбикормов для животноводства.
В приморских и горных регионах, обладающих высоким природно-рекреационным потенциалом (Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край и Ставропольский край), необходимо сконцентрировать усилия на приоритетном развитии сельскохозяйственного туризма, виноделия, плодово-ягодного подкомплекса.
Научно-исследовательский и образовательный потенциал крупных городских агломераций юга Ростовской области и Краснодарского края создает основу для развития высокопроизводительных отраслей новой экономики и биотехнологий. В указанных регионах будет активно развиваться производство плодоовощной продукции и ее промышленная переработка. В Ростовской области намечается строительство крупного современного завода по первичной переработке свиней общей мощностью 1 млн голов в год.
Развитие отраслей пищевой промышленности Приволжского федерального округа будет опираться на модернизацию действующего промышленного потенциала и новое строительство предприятий. На территории этого округа предполагается дальнейшее развитие молочной промышленности с выработкой широкого ассортимента цельномолочной продукции, масла животного и
сыров. Строительство современных предприятий с суточной переработкой молока 400-500 т возможно в республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртии, Кировской обл.
Развитие Сибири и Дальнего Востока в значительной мере будет опираться на огромные природные ресурсы, а также выгодное приморское географическое положение и близость к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Положительным в развитии агропромышленного комплекса дальневосточного региона и Сибири может стать создание Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли для взаимовыгодного товарообмена между странами этого территориального анклава.
Развитие этого направления будет происходить за счет модернизации действующих мощностей и нового строительства молочных и сыродельных заводов в Алтайском крае. Реализация региональных программ развития животноводства будет сопровождаться строительством предприятий по первичной переработке скота. Алтайский край имеет огромный потенциал по производству зерна и мукомольно-крупяной продукции, которая успешно может экспортироваться в Азиатско-Тихоокеанскую зону свободной торговли.
В ряде регионов Дальнего Востока успешно реализуются программы по увеличению развития сои, что потребует создания современных производств в Амурской области. Наличие большого ресурсного потенциала в этой части страны и его освоение потребуют создания благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в создание современной базы переработки.
Прогнозные расчеты, проведенные при разработке Концепции развития пищевой промышленности на период до 2030 г., показывают достижение всех показателей по критериям продовольственной безопасности; по отдельным группам продовольственной продукции, таких как мясо птицы и свини на, расти тельное масло, ресурсы превышают внутренние потребности и могут идти на экспорт.
Модернизация должна стать частью самосознания каждого здравомыслящего члена нашего общества. Ведь модернизация не может состояться, если заниматься только реформированием экономики, вопросами новых технологий, нужна новая государственная идеология нового уровня исторической актуальности, способная воодушевить своими идеями энергию народа.
Различные политические партии, общественные организации и движения, руководители регионов при соединении совместных усилий на прагматичной основе смогут достигнуть целей по модернизации экономики в обозримой перспективе.
. № /2