Научная статья на тему 'Модернизация этноэкономики Дагестана к условиям рыночного регулирования'

Модернизация этноэкономики Дагестана к условиям рыночного регулирования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация этноэкономики Дагестана к условиям рыночного регулирования»

Багомедов М. А., Гаджиев А.Г.

Модернизация этноэкономики Дагестана к условиям рыночного регулирования 1

В связи с изучением вопросов влияния особенностей социально-экономичес-кого развития на демографические тенденции в регионах возникает задача изучения приспособления к рынку этноэкономик регионов России, которая рассматривается нами на примере Дагестана (и некоторых других регионов). Облик этноэкономики определяется, на наш взгляд, особенностями традиционных форм хозяйствования, основу которой составляет ведущая форма хозяйствования этноса. Это вытекает прежде всего из концепции выдающихся отечественных этнографов-антропологов М.Г. Левина и Н.Н. Чебоксарова, согласно которой ведущая форма хозяйственной деятельности этноса составляет основу хозяйственно-культурного типа (ХКТ), который обуславливает и особенности культуры, определяемые, в основном, направлением форм хозяйства в данных географических условиях.

Нам представляется очень важным возможность интерпретации вышесказанного, а именно, что особенности культуры определяются органическим взаимодействием экологии и хозяйства, направлением хозяйствования и географической средой обитания этноса. Таким образом, этноэкономика становится частью экосистемы, формой выверенного веками ресурсосберегающего природопользования, экологии человека, что проявляется, в частности, и в том, что у населения, вовлеченного в нее, как правило, сохраняется архаический тип демографического поведения, то есть более высокие рождаемость и брачность.

Особое значение для восприятия этноэкономики имеет понятие традиционности, устойчивости во времени, в поколениях тех или иных норм поведения, в частности, в сфере социальной и экономической культуры. Такая склонность общественного поведения проявляется, в частности, и в стремлении к архаике, к более "примитивным" формам культуры и экономики, при которых этнос чувствует себя более комфортно.

Вступление России в полосу рыночных отношений, реформирования собственности, либерализация форм управления и регулирования экономики изменили условия развития традиционных форм хозяйствования как в целом по России, так и по регионам страны. При этом они изменились по-разному в различных регионах. Выбор Дагестана в качестве объекта исследования был обусловлен тем, что этот регион, с одной стороны, является колыбелью древнейших культурных в широком понимании традиций, донесшей их основные элементы до современности, сохраняя все разнообразие этнических культур. С другой стороны, Дагестан привлекает внимание тем, что регион в настоящее время является депрессивным, дотационным, трудоизбыточным, характеризуется довольно низким уровнем жизни населения, и в то же время отличается относительно высокой рождаемостью и долгожительством.

Время и природа привели к возникновению на данной территории этноэкономических комплексов - устойчивых форм землепользования, скотоводства, садоводства, а также домашних промыслов, ремесел, развивающихся в рамках дагестанской самоуправляемой сельской общины, основной особенностью которой являлись совместное (общинное) владение присельских пастбищ и частное владение пахотных земель.

Особенности природно-географических условий (горы, предгорья, равнины) стали той природной канвой, на основе которой деятельность человека сотворила своеобразные комплексы - хозяйственно-культурные ареалы (типы). Это подтверждается наличием хозяйственной специализации дагестанских сел, превратившейся в устойчивые традиции, которые сохраняются и поныне во многих селениях (Кубачи, Балхар и др.).

Все это вместе составляло единый комплекс - систему этноэкономики Дагестана, в которой все было тесно взаимосвязано, возникшей задолго до проникновения ислама на территорию Дагестана. Так что ислам и шариат не имеют почти никакого отношения к основам системы этноэкономики Дагестана и Кавказа в целом. Соответственно, и модернизацию социальных и экономических отношений следует проводить с учетом особенностей истории и традиций народов Дагестана.

Общая картина такова, что, начиная с 1990 г. на фоне сокращения поголовья скота и посевных площадей в республике произошли заметные изменения в институциональной структуре различных форм, категорий хозяйств - снижалась численность колхозов и совхозов, значительно увеличилось число хозяйств населения и фермерских хозяйств, укрепилась их экономическая база.

В последние двадцать лет все народы на территории бывшего СССР переживают период реформации - перехода от одного способа общественно-экономической организации к другому. Можно утверждать, что обвальное снижение в течение последних двенадцати лет продолжительности жизни в России вызвано снижением уровня жизни в гораздо меньшей степени, чем реформационным стрессом от переоценки ценности занимаемого большинством отдельных индивидуумов мест в иерархии их кругов общения. Этноэкономикам присущ некий консерватизм, и там, где они сохранились в большей степени, не пострадала сложившаяся линейка ценности в общественной иерархии, а, значит, меньше проявился реформационный стресс, и гипотетически можно утверждать, что в районах с сохранившейся этноэкономикой снижение продолжительности жизни и другие негативные демографические тенденции проявились в меньшей степени, чем в целом по региону и стране.

Села горных районов делятся по социально-экономическому положению на 3 категории: 1) райцентры; 2) деградирующие села; 3) села, расположенные в долине с развитыми коммуникациями.

Райцентры Ахты, Леваши, Сергокала входят в пятерку крупнейших сел республики, здесь в каждом около 20 тысяч жителей. Остальные райцентры также быстро растут по населению, население каждого из них в среднем превышает 2 тысячи человек, что по местным масштабам немало. Большинство из райцентров исторически по существу возникло на месте царских военных поселений, расположенных в стратегически важных местах, с использованием под общественные учреждения бывших казарм и конюшен. Это одна из важных особенностей районных центров Дагестана. Вторая важная особенность райцентров является то, что население большинства горных райцентров представляют собой полностью мигранты из других сел

1 Исследование выполняется при поддержке РФФИ, проект №04-06-80097а

района, которые переехали в районный центр на государственную службу в советское время. Уровень жизни государственных служащих традиционно был выше, чем у колхозников и те, кто не смог уехать в город, старались закрепиться в райцентре.

Райцентры, расположенные на автодорогах с твердым покрытием, ближе к равнине, по уровню благоустройства значительно превосходят другие горные райцентры. Здесь есть водопровод и канализация, сеть рекреационных учреждений. Основные улицы заасфальтированы. Часть из этих райцентров газифицирована или собираются газифицировать. Следовательно, население стремится оседать в этих населенных пунктах.

Большая часть населения райцентров живет на зарплату в государственных и муниципальных учреждениях и различные пенсионные выплаты и пособия. Источником существования другой части населения райцентров являются сезонные промыслы (в основном работа строителями) и пенсии. Строительство в райцентрах идет полным ходом, но большая часть строителей выезжает на сезон в Махачкалу и другие города России и Дагестана. Часть выходцев из горных районов, хорошо устроившись в условиях рыночной экономики и разбогатев, поддерживает финансово близких родственников, оставшихся в родном селении, и финансируют строительство в райцентре гостевых особняков.

Меняется структура занятости населения. В отличие от других национальностей в даргинских районах получило значительное развитие малое предпринимательство. Наряду с коммерческими здесь созданы малые предприятия легкой и пищевой промышленности. Если из аварских и лакских горных районов много выходцев живет в Москве и Ленинграде и трудятся там врачами, учеными, предпринимателями, из лезгинских районов много выходцев работает нефтяниками в Тюмени, то выходцы даргинских районов за пределами Дагестана оседают в основном в Ставропольском крае, Калмыкии и Астраханской области, где заняты в основном фермерством (ранее овцеводством) и мелким предпринимательством.

Среди выходцев из горных сел есть крупные по региональным меркам банкиры и предприниматели. Однако по своей предприимчивости жители горных сел и районов уступают значительно выходцам из Левашинского района, которые еще в советские времена приобщились и к колхозному, и к вещевому, и к теневому рынкам, из которых сложился впоследствии современный российский рынок.

Жители большинства горных сел составляют в основном пенсионеры и пожилые колхозники - законопослушные граждане, которые являются противниками перемен, а именно частной собственности на землю, экономического неравенства, разгона колхозов и совхозов. Основным занятием селян является растениеводство на приусадебных участках и выпас скота. Основная масса пенсионеров ведет натуральное хозяйство, ничего не продавая и, по возможности, не покупая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.