Научная статья на тему 'Сравнительная этно-экономическая характеристика Сергокалинского и Гунибского районов республики Дагестан'

Сравнительная этно-экономическая характеристика Сергокалинского и Гунибского районов республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная этно-экономическая характеристика Сергокалинского и Гунибского районов республики Дагестан»

Очень важны при этом четкие механизмы сочетания платности и бесплатности в сфере здравоохранения, на всех ступенях образования, обеспечения жильем и коммунальными услугами.

Главное условие социальных реформ - их системность и взаимосвязь с общей стратегией социальной политики. Нельзя реформировать пенсионную систему, принципы зашиты от безработицы, проводить жилищно-коммунальную реформу, не меняя прожиточного минимума, и оставляя в неизменном положении оплату труда.

Главное в процессе реализации социальной реформы - это органическая увязка ее технологии с экономическим ростом. На временной оси десятилетнего периода целесообразно выделить три качественно различных этапа, и матрицу социальных реформ наложить на траекторию экономической динамики.

На первом этапе (2000-2002 гг.) главное внимание должно концентрироваться на неотложных мерах в области социального обеспечения с выделением приоритетных направлений.

Первое место отводится задаче ликвидации и недопущения всех видов неплатежей пенсий, детских пособий, пособий безработным, т.к. неплатежи фактически дискредитируют комплекс мер социальной помощи.

На втором месте в системе неотложных мер решается задача повышения пенсионного обеспечения, что фактически является возвратом ветеранам труда того, что они уже заработали в течение своей трудовой жизни. Одновременно, подобный шаг будет способствовать и частичному решению проблемы бедности, т.к. среди пенсионеров половина находится за порогом бедности, а среди бедных семей - одна треть - это семьи пенсионеров.

Третья задача в комплексе неотложных мер связана непосредственно с проблемой бедности. На начальном этапе следует все виды нестраховых пособий (это прежде всего детские пособия) трансформировать в пособия по нуждаемости и выплачивать лишь наименее обеспеченным семьям. Однако следует иметь в виду, что основной путь решения проблемы бедности связан с повышением оплаты труда, пособий по безработице и уровня пенсий.

Четвертая задача нацелена на повышение размера пособия по безработице, которое фактически также имеет страховой характер. В противном случае трудоспособный гражданин либо оказывается на иждивении других членов семьи, в том числе и пенсионеров, либо семья переходит в группу «бедных» и будет получать пособие «по нуждаемости» («адресное») из государственного бюджета. Страховой фонд и государственный бюджет меняются местами.

Пятая задача включает упорядочение чрезвычайно широкого и все увеличивающегося числа льгот и льготников категориального характера.

На втором этапе социальных реформ (2003-2005 гг.) должны решаться две главные задачи: а) повышение заработной платы в государственных и «квазигосударственных» предприятиях на базе первого «шага» в определении бюджета «полного прожиточного минимума»; б) перевод пенсионного обеспечения на последовательно-страховые основы, когда размер пенсии каждого работника строго определяется величиной его заработка, размером страховых взносов и трудовым стажем. (Конвенция МОТ о минимальных нормах социального обеспечения оговаривает положение, в соответствии с которым после 30 лет застрахованной рабочей деятельности пенсия по старости не должна быть ниже 40% предыдущих заработков).

На третьем этапе (2006-2010 гг.) главными должны быть следующие проблемы: а) второй «шаг» повышения прожиточного минимума и минимальной оплаты труда; б) реализация жилищно-коммунальной реформы.

Перечисленные выше предложения по выработке и осуществлению мер противодействия факторам демографической опасности могут быть реализованы только в условиях реального государственного регулирования, направленного на недопущение дальнейшего развития российского демографического кризиса, как на федеральном, так и региональном уровнях.

Багомедов М.А.

Сравнительная этно-экономическая характеристика Сергокалинского и Гунибского районов Республики Дагестан1

Сергокалинский и Гунибский районы находятся первый - в предгорной, а второй - в горной зоне Республики Дагестан. Оба района расположены в зонах высокой складчатости, где представлены различные высотные природно-климатические пояса. Здесь есть сады и леса, террасное земледелие, альпийские луга и каменистые пустыни. Через

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект №0102126а «Этническая экономика Дагестана»)

оба района проходит важная дорога республиканского значения, обеспечивающая связь с внутренними горными и высокогорными районами Дагестана. Оба района отличаются богатым историческим прошлым. Здесь расположены известные села, внесшие существенный вклад в историю древнего Дагестана, Кавказской войны, советского Дагестана: Урахи, Мулебки, Мурего, Гуниб, Согратль, Салты, Чох, Ругуджа, Мегеб, Кегер, и другие. Основное население Сергокалинского района - даргинцы. В Гунибском районе -аварцы, кроме селения Мегеб, где проживают этнические даргинцы. По территории они примерно одинаковые - 600 кв.км. По населению когда-то (в 50-е годы) это были одни из наиболее больших по численности районов (до 25 тысяч человек). Сейчас в Сергокалинском районе живет около 15 тысяч человек, а в Гунибском - около 10 тысяч. Основная сельскохозяйственная специализация двух районов животноводство (в основном отгонное), и в связи с этой специализацией в советское время оба района были наделены значительными массивами кутанных земель. Причем Гунибский район имеет на территориях равнинных районов прикутанных земель в два раза больше, чем, собственно имеется сельскохозяйственных угодий в самом Гунибском районе. В досоветский период основным укладом хозяйствования в обоих районах был натуральный. В дороссий-ский период до 19 века села представляли собой развитые общины (вольные общества) с высокой регламентацией общественного и хозяйственного поведения, учитывавшими экологические и социальные требования.

В советский период в хозяйствах этих районах было более ста тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота. Сейчас в них осталось от силы 20 тысяч. Кутаны на равнине, ранее использовавшиеся как зимние пастбища для овцеводства, постепенно превратились в села земледельческой специализации, здесь помимо молочного животноводства развилось птицеводство, производство кормов и овощей на поливных землях в личных подсобных хозяйствах. На некоторых кутанах сохранившихся крепких горных хозяйств в начале 80-х годов получило развитие виноградарство.

Выходцы из Сергокалинского и Гунибского районов составляют около ста и восьмидесяти тысяч человек населения, соответственно. В семидесятые и восьмидесятые годы население обоих районов выехало в наибольшей степени. Села районов делятся на 3 категории: 1) райцентры; 2) деградирующие села; 3) села, расположенные в долине с развитыми коммуникациями.

Райцентр Сергокала входит в пятерку крупнейших сел республики, здесь около 10 тысяч жителей. Райцентр Гуниб также быстро растет по населению, около 2 тысяч человек. Оба райцентра по существу возникли на месте царских военных поселений, расположенных в стратегически важных местах с использованием под общественные учреждения бывших казарм и конюшен.

Население обоих райцентров представляют собой полностью мигранты из других сел района, которые переехали в районный центр на государственную службу в советское время. Уровень жизни государственных служащих традиционно был выше, чем у колхозников и те, кто не смог уехать в город, старались закрепиться в райцентре.

Оба райцентра по уровню благоустройства значительно превосходят другие горные райцентры. Здесь есть водопровод и канализация, сеть рекреационных учреждений. Основные улицы заасфальтированы. Сергокала давно газифицирована. А Гуниб собираются газифировать.

Если в Сергокале был крупный совхоз, то в Гунибе, помимо отвесной скалы, на которой он расположен, сельскохозяйственных земель не имеется. Гунибское плато объявлено национальным парком и представляет собой предмет постоянных споров с властями по поводу притязания гунибцев на огороды и выпасы на его территории. На Гуниб-ском плато в советское время располагались и работали, главным образом, в летний период, турбаза на 500 мест, пионерский лагерь, пансионат отдыха на 20 мест, детский санаторий на 100 мест, Горный ботанический сад ДНЦ АН СССР. Наличие этих рекреационных учреждений способствовало формированию современной культурной среды в Гунибе.

Сейчас на объектах турбазы располагается детский лагерь на 100 мест, где летом отдыхают дети из близлежащих сел, и занятость составляет от силы 20 человек. Детский санаторий в летнее время переполнен. Здесь опытный квалифицированный персонал лечит горным воздухом, травами, закаливанием астматические заболевания у детей, приезжающих со всей республики. Также в хорошем состоянии находится пансионат, единственный в горной местности Республики, где имеются приемлемые по современным понятиям условия для отдыха. На территории царской казармы действует спортивный оздоровительный лагерь для детей.

В лесной зоне Сергокалинского района располагается 3 летних пионерских лагеря, в которых работает в основном приезжий на сезон персонал.

Большая часть населения райцентров живет на зарплату в государственных и муниципальных учреждениях и различные пенсионные выплаты и пособия. Источником существования другой части населения обоих райцентров являются сезонные промыслы (в основном работа строителями) и пенсии. Строительство в райцентрах идет полным ходом, но большая часть строителей выезжает на сезон в Махачкалу и другие города России и Дагестана. Часть выходцев из этих районов, хорошо устроившись в условиях рыночной экономики и разбогатев, поддерживает финансово близких родственников, оставшихся в родном селении, и финансируют строительство в райцентре гостевых особняков.

В отличие от Гуниба в Сергокале получило значительное развитие малое предпринимательство. Наряду с коммерческими здесь созданы малые предприятия легкой и пищевой промышленности. Если из Гунибского района много выходцев живет в Москве и Ленинграде и трудятся там врачами, учеными, предпринимателями, то выходцы Сер-гокалинского района за пределами Дагестана оседают в основном в Ставропольском крае и Астраханской области, где заняты в основном фермерством (ранее овцеводством) и мелким предпринимательством.

Исторически так сложилось, что при царе на все 25 районов первые две казенные школы были построены именно в этих двух районах в самых крупных селах: в Урахи Сергокалинского района, где было в то время 800 дворов, в Чохе Гунибского района, где было более 600 дворов. Более раннее приобщение к современному образованию и культуре имело длительные последствия, те, что в течение последующих ста лет именно выходцы из этих школ имели самый высокий в республике процент высшего образования, больше всего были представлены на государственной службе и в науке (в наиболее престижных при социализме сферах занятости). Только из селения Урахи вышло более 200 докторов и кандидатов наук, столько же, сколько представлено в науке остальных даргинцев. Из Чоха вышло более 150 остепененных ученых, что также значительно больше, чем в другом гнезде аварской учености - в Хунзахе.

Такое замечательное отличие этих сел имело обратное последствие, что все вступающие во взрослую жизнь сельчане тянулись за «маяками» в город. В результате в основных селах осталось жилых от силы по сотне дворов, их хутора и выселки, расположенные в более удобном по местонахождению и близости коммуникаций месте, образовали собственные хозяйства, сохранились лучше из-за своей сельскохозяйственной специализации и сейчас в них проживает жителей больше, чем в селах родоначальниках. (Ванаши-махи, Попас - от Урахи, и Чох-коммуна - от Чоха).

Среди выходцев из обоих сел есть крупные по региональным меркам банкиры и предприниматели. Однако по своей предприимчивости жители обоих сел и даже районов уступают значительно выходцам из Левашинского района, которые еще в советские времена приобщились и к колхозному, и к вещевому, и к теневому рынкам, из которых сложился впоследствии современный российский рынок.

Жители этих сел в основном пенсионеры и пожилые колхозники - законопослушные граждане, которые являются противниками перемен, а именно частной собственности на землю, экономического неравенства, разгона колхозов и совхозов.

Основным занятие селян является растениеводство на приусадебных участках и выпас скота. Основная масса пенсионеров ведет натуральное хозяйство, ничего не продавая и, по возможности, не покупая.

Здесь, и в большинстве Гунибских сел (Согратль, Кегер, Салты, Ругуджа) сложилась тупиковая демографическая ситуация. Эти села потеряли энергию развития1, т.е. численность детей здесь значительно ниже численности жителей пенсионного возраста. «Многообразие Дагестана в этнографическом аспекте именно и проистекает из того, что в силу рельефной труднодоступности и климатических особенностей каждое горное селение развивалось достаточно обособленным социальным сообществом, выход из которого означал кардинальное изменение образа жизни. При современном уровне технологий производительность труда а значит и уровень доходов в горной (сельской) местности значительно меньше чем на равнине (в городе). Поэтому для миграций на постоянное жительство в горы (село) отсутствует экономическая мотивация. Вся проблема в том, что выехавшая в город на учебу молодежь возвращается только в села с хорошей демографической ситуацией, где и так ощущается нехватка земли. Это феномен превышения социальных мотиваций над экономическим интересом. Старение демографической структуры населения горных сел выше определенного нами уровня превышения численности пенсионеров над численностью детей означает перспективу запустения этого села.

Для определения прерспектив будущего развития села предлагается использовать показатель энергия развития села Э

Э = (Чд / Чп)(Ж1 / Жср), (1)

где Чд - численность детей в селении,

Чп - численность лиц пенсионного возраста,

Ж1 - уровень жизни жителей села,

Жср - уровень жизни населения региона.

1 Багомедов М.А., Кадырова А.О. Социальные аспекты развития предпринимательства в Горном Дагестане. \ Ж. «Вопросы структуризации экономики», Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, №7, 2000г., стр. 88-89

Сравнение по уровню жизни в формулу (1) вводится нами для того, чтобы косвенно показать экономическую активность жителей села, а не в качестве аргумента миграционной активности.»1

В том же Сергокалинском районе есть села, выходцы из которых гораздо меньше представлены, чем урахинцы, на должностях и в степенях, и расположены они на худших землях. Однако, именно поэтому у них более низкий общественно приемлемый стандарт жизни, меньше миграция, и поэтому в большей мере сохранилась энергия развития села. Основная специализация этих сел - приусадебное хозяйство и мелкое предпринимательство.

Труд внутри районов в сельском хозяйстве малопроизводителен и трудоемок. Максимум, что могут себе позволить крепкие хозяева в семье из 6 человек - это 10 голов крупного и 50 голов мелкого рогатого скота. При этом валовый доход от привеса составит за год изнурительного труда всей семьи не более ста тысяч рублей. Примерно такой же доход вместе с подсобным хозяйством имеют строители.

Незначительная часть населения двух районов, занятая мелким предпринимательством, имеет доход вдвое больший, около 200 тысяч рублей. Но большая часть домохо-зяйств обоих районов ведет натуральное хозяйство, и вместе с государственными пенсиями и выплатами имеет доход, не превышающий 20 тыс. рубл. в год.

Обладая прекрасными природно-климатическими и экономическими условиями для развития рекреации, здесь пока еще не получил никакого развития самый перспективный для Горного Дагестана этнографический туризм. Последний становится во многих схожих полиэтничных ареалах других стран сферой основного приложения труда и мультипликатором экономического роста.

Здесь представлено такое этнографическое разнообразие норм поведения, обычаев, костюмов, блюд, традиционных технологий ведения сельского хозяйства, строительства жилищ, промыслов, которые при определенных инвестициях в их восстановление, обустройство сел и инфраструктуры до уровня современных требований позволили бы успешно развить в качестве отрасли специализации районов семейный этнографический туризм.

Сулейманов М.М.

Понимание «риска» и «неопределенности» в свете осуществления инвестиционных вложений

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений» понятие инвестиции определяется как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе и имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

В наиболее широком смысле слово «инвестировать» означает «расстаться с денежными средствами сегодня, чтобы получить как можно большую сумму через какой-то промежуток времени»2. В этом смысле инвестиции принято отличать от сбережений. Сбережения можно охарактеризовать как отложенное потребление, тогда как инвестирование означает реальный процесс вложения финансовых, интеллектуальных и прочих средств, которые увеличивают национальный продукт в будущем. Целесообразно провести различие между реальными и финансовыми инвестициями

Реальные инвестиции обычно включают в себя инвестиции в какой-либо тип материально осязаемых активов, таких как земля, оборудование, фабрики и заводы. Финансовые инвестиции представляют собой контракты, записанные на бумаге, такие, как обыкновенные акции и облигации. В примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями. Высокое развитие институтов финансового инвестирования в значительной степени способствует росту реальных инвестиций. Как правило, эти две формы являются взаимодополняющими, а не конкурирующими.

1 Багомедов М.А., Мусаева А.З. Человеческий фактор в развитии сельского предпринимательства. Сб. Актуальные проблемы развития предпринимательства. \ Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2000г., стр.25

2 Шарп У., Александр Г., Бэйли Дж. ИНВЕСТИЦИИ: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М,1998. - XII, 1028с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.