Научная статья на тему 'Новые тенденции этноэкономического поведения в Республике Дагестан'

Новые тенденции этноэкономического поведения в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции этноэкономического поведения в Республике Дагестан»

Багомедов Магомед Алиевич

Институт

социально-экономических исследований ДНЦ РАН

Заведующий отдела социальных и демографических проблем региона, научный руководитель Научно-аналитического центра «Этноэкономика» к.э.н.

[email protected]

Новые тенденции этноэкономического поведения в Республике Дагестан

Аннотация: В статье раскрывается содержание понятия этноэкономика, показывается ее значение в Дагестане, описываются новые тенденции этноэкономического поведения, оценен её объем в регионе. Новым результатом является вывод, что, если в традиционных ареалах этноэкономика развивается по пути освоения новых технологий и приемов, повышающих производительность труда и конкурентоспособность, то в многонациональных городах конкурентоспособность этноэконо-мик обусловлена внеэкономическими факторами встроенно-сти в «теневую» экономику.

Ключевые слова: этноэкономическое поведение, регион, этнос, исторические условия, горно-террасная система земледелия .

Нормативно-правовое закрепление негативных монопольных тенденций в политико-экономическом механизме России в последние десять лет привело к усилению межнациональных противоречий в её экономике. Их проявлением были многочисленные этносоциальные конфликты, возникавшие и в Дагестане и в других регионах России (Москве, Кондопоге, Санкт-Петербурге и др.). Это на первый взгляд причины конфликтов выглядят как бытовые, при более пристальном анализе оказывается, что их причина межклановые переделы, то есть вполне экономические интересы разных элит в захвате новых контролируемых сфер влияния.

Логическим результатом является внимание многочисленных исследователей к данной проблеме, в том числе в Дагестане. Данную проблему многие политики [4, с. 2] пытаются свести к проявлению «теневой» (криминальной) экономики, выдавая этноэкономику за один из видов теневой экономики, хотя в первой представлен только групповой интерес в сфере экономики по этническому признаку. С другой стороны, принято считать, что регион имеет меньше перспектив экономического развития, если в нем титульный народ не доминирует численно в населении [5, с. - ].

Экономика это искусство эффективного ведения хозяйства в интересах ведущего, поэтому в общем случае важнейшим признаком экономического явления является представленность интересов. Таким образом, и этноэкономика должна рассматриваться с позиций главных интересов её участников и не в коей мере не должна смешиваться с криминальной экономикой и этническими

криминальными группировками, так как даже в них присутствуют две стороны явления. Одна сторона - нарушение действующего законодательства Российской Федерации, а другая - та общественная потребность в определенных товарах и услугах, которая удовлетворяется с меньшими затратами благодаря вмешательству этноэконо-мики.

Пример. Сейчас город Москва убирается намного чище, чем двадцать и более лет тому назад благодаря тому, что последние пять лет в большинстве своем таджики сменили на должности дворников «лимитчиков» из российской глубинки. Можно ли это считать этноэкономикой? Да, - потому что они конкурентоспособней (выгодней для клиента) и сложились определенные родственно клановые каналы продвижения, по которым новые таджики приезжают и устраиваются работать дворниками в Москве. Присутствует ли криминал? Да, поскольку «крышующий» чиновник присваивает значительную часть полагающегося дворнику заработка, но этот криминал - не является необходимой составной этноэкономики, он только паразитирует на ней, без него принимать в дворники таджиков городу Москве было бы совсем просто.

Значение этноэкономики особенно велико в Дагестане, где она является важнейшей составляющей ВРП (215 млрд руб. в 2009 году), и её объём мы оцениваем в существенную величину - 50 млрд рублей (20 млрд руб.- строительство жилья, 20 млрд руб. - производство в сельском хозяйстве, 5 млрд руб. промышленное производство, 5 млрд руб. - транспорт, связь и прочие). В последние годы самыми быстрыми темпа-

ми этноэкономика растёт в сфере услуг. Если высокие расходы населения в этой сфере, связаны с соблюдением развивающихся национальных традиций, то оказание услуг по этой части (свадьбы, похороны, юбилеи, мусульманские праздники и т.д.) также относится к сфере этноэкономики. В одной Махачкале сейчас более тридцати залов, предназначенных для свадебных торжеств единовременной вместимостью более 20 тысяч мест.

Типология формирования этноэкономи-ческого поведения многочисленных народов Дагестана на рубеже веков рассматривалась в исследовании группы московских и махачкалинских ученых, выполненном при финансовой поддержке РГНФ (проект № 01-02-00126а). В этом отношении Дагестан с его богатым историческим прошлым, наличием многочисленных автохтонных этносов, богатым опытом хозяйствования в различных проиродно-экономических условиях представляет собой природную лабораторию этнического поведения. [1, с. 5]. В частности, было определено, что этноэкономическое поведение населения представляет собой закрепленный в традициях и навыках отличительный способ приспособления представителей этноса к, в сущности, достаточно меняющимся экономическим условиям общественного производства. В результате глобализации мировой рынок интернационализируется и этноэкономика помогает представителям данного этноса, используя опыт и наработки своих родственников, выстоять в острой конкуренции, складывающейся на нём. Этноэкономическое поведение населения обуславливается типологически наряду с природно-климатическими условиями сложившимися, объективными и субъективными историческими условиями, политикой государственных органов, принятыми стандартами качества жизни, демографическим поведением, а также богатством и разнообразием накопленного генетического материала, обеспечивающим присущие лидерские и инициативные качества.

Этноэкономика представлена и в моноэт-ничных районах исторического развития этноса, где она развивается самобытно, и в полиэтничных городах и сельских территориях, где её развитие обусловлено коллизиями рынка и объективными условиями, вынуждающими занимать стандартные деятель-ностные ниши. Этноэкономика не является причиной того, что, зачастую, в городах занятая деятельностная ниша оказывается кри-

минальной, просто этническая общность позволяет добиться в ней определенных преимуществ. Если в традиционных ареалах этноэкономика развивается по пути освоения новых технологий и приемов, повышающих производительность труда и конкурентоспособность, то в многонациональных городах конкурентоспособность этноэконо-мик обусловлена внеэкономическими факторами встроенности в специфическом «российском зазеркалье», сочетающем пропаганду постиндустриализма с традиционным «местничеством».

Большая часть населения современного Дагестана происходит из многонациональных горных районов, поскольку именно там они были более безопасными от вторжений грабителей извне. Выгодное положение Дагестана на перекрестке путей из Азии в Европу обуславливало в средние века частую перемену картины этнического населения равнинной его части. Из-за частых войн и отсутствия возможностей ирригации население в Равнинном Дагестане до двадцатого века было меньше, чем в относительно обособленном Горном Дагестане, где оно достигало порой восемьсот тысяч человек. Поэтому так получилось что традиционная этноэкономика сложилась именно в Горном Дагестане, где с конца девятнадцатого века по всем селам стало рядовым явление, что большинство мужского населения было в большей мере чем сельским хозяйством занято специализированными отхожими промыслами, а женщины - местными художественными промыслами. Через отхожие промыслы этноэкономика проникла и доминирует в городах и равнинной местности современного Дагестана.

Типичный пример эффективности этно-экономики в настоящее время, по нашим наблюдениям, - это разработка облицовочного камня в селении Мекеги, которое всегда славилось самым высоким требуемым местными традициями стандартом к уровню качества жизни и доходов, из-за которого в советское время его выходцы подмяли овцеводство и заготовку шерсти (самые денежные в то время профессии) в Ставрополье, Калмыкии и Астраханской области. Когда в девяностые годы только некоторой части сельчан удалось приспособиться к новому времени и стать банкирами и главами администраций городов и районов, большая часть сельской молодежи оказалась не у дел, назревал социальный конфликт превышения уровня мотиваций над возможно-

стями приложения труда. В это время кто-то первый начал пробное использование ме-кегинского слоеного дикого камня для облицовки жилья. Сначала в виде рваного затем в виде разных нарезанных плиток камень получил широчайшее использование сначала в регионе, а затем и в стране. Наличие десятков цехов по производству плитки создало такую высокую конкуренцию, что позволило при очень высоком уровне спроса упасть цене на мекегинскую плитку до уровня заводской керамической плитки.

Другими современными примерами преимуществ этноэкономики в сельском хозяйстве Дагестана являются «левашинская капуста», «ахтынские яблоки», «акушинская картошка», «кадарская говядина», «какашуринские бройлеры». Их преимущества определяются: владением адаптированными к местным условиям технологиями выращивания, доставки и реализации продукции, рыночной ориентацией продукции, постепенным освоением смежных занятий и кластерообразованием, определенной взаимовыручкой односельчан в конфликтах, более высокими личными доходами крестьян, снижением нижнего предела цены производителя.

Таким образом, в низкой цене на продукцию и услуги проявляется преимущество этноэкономики для потребителя. Если в селе с сильными традициями этноэкономики находится пионер нового бизнеса, приносящего ощутимые доходы, это быстро становится известно родственникам и соседям, которые, всячески увещевая к помощи и совету пионера, тут же устремляются в этот уже проверенный бизнес.

Этноэкономика в Дагестане имеет исторические корни, поскольку когда-то в досоветские времена она в общем доминировала на региональном рынке. Богатство и разнообразие природно-климатических условий Горного Дагестана обусловливало возможность ведения разнообразного аграрного хозяйства. Наряду с селами, где доминирующим было натуральное хозяйство, села с относительно лучшими условиями для земледелия успешно вели рыночный уклад начиная с раннего средневековья.

Вершиной развития этнической экономики Средневекового Дагестана является создание горно-террасной системы земледелия и появление сел ремесленной специализации на производстве дорогих высококачественных предметов одежды и утвари. Оба эти явления предполагают высокую степень

устойчивой сознательной организации кооперации труда и рынка сбыта. И не случайно они получили развитие именно в так называемых вольных обществах с высокой регламентацией институтов общественного поведения на территориях проживания аварцев, даргинцев и лакцев в Акуша-дарго, Андаляле, Лакии. Горно-террасная система земледелия основывается на оптимальном сочетании и взаимодополнении различных способов землепользования, а именно садоводства и производства зерна на террасах, построенных на горных склонах вековым трудом рук местных жителей, с животноводством.

Вся экономика сел этих регионов базировалась на кропотливом труде и предприимчивости, что получило генетическое закрепление в особенностях этноэкономического поведения населения этих сел и в последующее время, например, Кубачи, Балхар, Ун-цукуль и т.д.

Для выходцев из указанных сел с закрепленным политическим равенством граждан основным мерилом продвижения в общественной иерархии становится размер производимых «намусов» (намус - совесть (арабск.) закрепленные в обычаях подарки, производимые по случаю семейных, племенных и религиозных торжеств), которые во все времена поглощали существенную долю доходов в обществах с сохраняющимися тесными родо-племенными связями. Естественно, богатые люди располагали большими возможностями для завоевания уважения односельчан. Постепенно богатство становится основным мерилом общественного успеха и объектом целеустремлений жителей этих местностей. Для них становится допустимой любая не запрещенная законом и религией деятельность, которая обеспечивает требуемый стандарт жизни.

Вершиной специализации сел стало получившее значительное развитие в девятнадцатом веке в связи с расширением рынка (Россия, Ближний Восток) отходничество. За последние сто лет с изменением экономической конъюнктуры жители этих сел, переключаясь на новые виды деятельности, неоднократно меняли специализацию. В современных условиях выходцы из этих сел являются, как правило, самыми удачливыми предпринимателями и являются пионерами в освоении новых высокодоходных видов занятий.

В то же время на природно-лучших по условиям производства зерна землях Горно-

го Дагестана: Кази-кумухской долины, Хун-захского плато, Кайтаго-Табасаранского предгорья, долин Самура и Андийского Кой-су основной проблемой было сохранение природного плодородия земель, которое позволяло получать ренту, и это служило экономической базой для формирования здесь исстари феодальных отношений и рабства. Развитие государственности на этих землях опиралось на военную элиту, у которой была потребность в дорогом оружии и предметах бытовой роскоши: коврах, посуде, одежде. Затем производимый в феодальных государствах хлеб обменивался на утварь и фрукты из вольных обществ. Так формировался внутридагестанский рынок.

Основным способом самоутверждения человека в этих государствах было продвижение по феодально-сословной иерархии. Для такого продвижения главными необходимыми качествами были те, которые предъявляются и к современному чиновнику - преданность, терпимость и покорность. Для представителей этих сел характерна рыночная пассивность. Из них выходят хорошие чиновники, ученые и служащие.

Существенное влияние на этноэкономи-ческое поведение населения Дагестана оказал царский, а затем советский период, поскольку знаменовал собой поворот в направлении развития связей с европейской цивилизацией. И здесь в связи с образованием единого общественно-политического пространства претерпела (зачастую субъективно) существенное изменение специализация сел и соответственно этническая экономика. Например, четыре села, где были открыты первые казенные школы (Кумух, Ахты, Урахи, Чох) в последующий советский период дали в рамках своих национальностей больше выходцев в науку, чем все остальные поселения Дагестана. Такое замечательное отличие сел Урахи и Чох, не являющихся райцентрами, имело обратное последствие. Зачастую все вступающие во взрослую жизнь сельчане тянулись за «маяками» в город. В результате в базовых селах осталось жилых помещений от силу по сотне дворов, а их хутора и выселки, расположенные в более удобном по местонахождению и близости коммуникаций месте, образовали собственные хозяйства, сохранились лучше из-за своей сельскохозяйственной специализации и сейчас в них проживает жителей больше, чем в селах родоначальниках (Ванаши-махи, Попас - от Урахи, и Чох-коммуна - от Чоха).

Большинство этнических регионов нахо-

дятся в предгорной и в горной зонах Республики Дагестан. Обе зоны расположены в областях высокой складчатости, где представлены различные высотные природно-климатические пояса. Здесь есть сады и леса, террасное земледелие, альпийские луга и каменистые пустыни. Обе зоны прорезают важные дороги республиканского значения, обеспечивающие связь с внутренними горными и высокогорными районами Дагестана. Основная сельскохозяйственная специализация указанных зон - животноводство (в основном отгонное). И в связи с этой специализацией в советское время районы обеих зон были наделены значительными массивами кутанных земель. Причем, например, Гунибский, Лакский, Чародинский и Хунзах-ский районы имеют на территориях равнинного Дагестана прикутанных земель в два раза больше, чем, собственно, имеется сельскохозяйственных угодий в самих районах. В досоветский период основным укладом хозяйствования в обоих зонах был натуральный. В дороссийский период до 19 века их села представляли собой развитые общины (вольные общества) и феодальные государства с высокой регламентацией общественного и хозяйственного поведения, учитывавшими экологические и социальные требования.

Таким образом, в советский период в общественных хозяйствах каждого из горных районов было более ста тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота. Сейчас в них осталось от силы по 20 тысяч. Кутаны на равнине, ранее использовавшиеся как зимние пастбища для овцеводства, постепенно превратились в села земледельческой специализации. Здесь помимо молочного животноводства развилось птицеводство, производство кормов и овощей на поливных землях в личных подсобных хозяйствах. На кутанах некоторых сохранившихся и поныне крепких горных хозяйств в начале 80-х годов получило развитие виноградарство. С усилением значения отхожих промыслов и прочих доходов теневой экономики и падением значения сельского хозяйства в доходах населения сельских территорий Дагестана к 2010 году усиливается селитебное значение этнопоселений.Значительное демографическое преимущество приобретают газифицированные и асфальтированные сёла и выселки, расположенные на кутанах в равнинных районах.

Выходцы из горных районов составляют свыше ста тысяч человек населения равнин-

ной части Дагестана. В семидесятые и восьмидесятые годы население горных районов выехало в наибольшей степени.

Исходя из вышеуказанных тенденций все села горных районов делятся нами по социально-экономическому положению на 3 категории: 1) райцентры; 2) деградирующие села; 3) села, расположенные в долине с развитыми коммуникациями.

Райцентры Карабудахкент, Магарамкет, Ботлих, Ахты, Леваши, Сергокала входят в пятерку крупнейших сел республики, здесь в каждом более 10 тысяч жителей. Остальные райцентры также быстро растут по населению, население каждого из них в среднем превышает 2 тысячи человек, что по местным масштабам немало. Большинство из райцентров исторически по существу возникло при советской власти на месте царских военных поселений, расположенных в стратегически важных местах, с использованием под общественные учреждения бывших казарм и конюшен. Это одна из важных особенностей районных центров Дагестана.

Вторая важная особенность райцентров является то, что население большинства горных райцентров представляют собой полностью мигранты из других сел района, которые переехали в районный центр на государственную службу в советское время. Уровень жизни государственных служащих традиционно был выше, чем у колхозников и те, кто не смог уехать в город, старались закрепиться в райцентре.

Райцентры, расположенные на автодорогах с твердым покрытием, ближе к равнине, по уровню благоустройства значительно превосходят другие горные райцентры. Здесь есть водопровод и канализация, сеть рекреационных учреждений. Основные улицы заасфальтированы. Часть из этих райцентров газифицирована или собираются газифицировать. Следовательно, выехавшее из горных сёл население стремится оседать, прежде всего, в этих населенных пунктах райцентрах.

В лесной зоне горных районов располагается несколько летних пионерских лагеря, в которых работает в основном приезжий на сезон персонал.

В горных районах в советское время было размещено множество объектов рекреации: четыре турбазы единовременной вместимостью 2000 коек, пансионаты, санатории и множество пионерских лагерей. Большинство из них сейчас не работает, в лихие девяностые здесь все, что было ликвидным, при-

ватизировали, а сейчас, что можно было бы восстановить - принадлежит неэффективному собственнику, у которого нет финансирования для доведения объекта до уровня значительно выросших современных требований.

Наибольшие перспективы имеет рекреационный комплекс на Гунибском плато. Здесь на объектах турбазы располагается детский лагерь на 100 мест, где летом отдыхают дети из близлежащих сел, а занятость составляет пока, к сожалению, от силы 20 человек. Детский санаторий вместе с тем в летнее время переполнен, поскольку опытный квалифицированный персонал лечит горным воздухом, травами, закаливанием астматические заболевания у детей, приезжающих со всей республики. Также в хорошем состоянии находится пансионат, единственный из сохранившихся советских социальных объектов в горной местности Республики, где имеются приемлемые по современным понятиям условия для отдыха. На территории царской казармы действует спортивный оздоровительный лагерь для детей.

Большая часть населения райцентров живет на зарплату в государственных и муниципальных учреждениях и различные пенсионные выплаты и пособия. Источником существования другой части населения райцентров являются сезонные промыслы (в основном работа строителями) и пенсии. Строительство в райцентрах идет полным ходом, но большая часть строителей выезжает на сезон в Махачкалу и другие города России и Дагестана. Часть выходцев из горных районов, хорошо устроившись в условиях рыночной экономики и разбогатев, поддерживает финансово близких родственников, оставшихся в родном селении, и финансируют строительство в райцентре гостевых особняков.

Меняется структура занятости населения. В отличие от других национальностей в даргинских районах получило значительное развитие малое предпринимательство. Наряду с коммерческими здесь созданы малые предприятия легкой и пищевой промышленности. Если из аварских и лакских горных районов много выходцев живет в Москве и Ленинграде и трудятся там врачами, учеными, предпринимателями, из лезгинских районов много выходцев работает нефтяниками в Тюмени, то выходцы даргинских районов за пределами Дагестана оседают в основном в Ставропольском крае,

Калмыкии и Астраханской области, где заняты в основном фермерством (ранее овцеводством) и мелким предпринимательством.

Среди выходцев из горных сел есть крупные по региональным меркам банкиры и предприниматели. Однако по своей предприимчивости жители горных сел и районов уступают значительно выходцам из Лева-шинского района, которые еще в советские времена приобщились и к колхозному, и к вещевому, и к теневому рынкам, из которых сложился впоследствии современный российский рынок.

Жители большинства горных сел составляют в основном пенсионеры и пожилые колхозники - законопослушные граждане, которые являются противниками перемен, а именно частной собственности на землю, экономического неравенства, разгона колхозов и совхозов. Основным занятием селян является растениеводство на приусадебных участках и выпас скота. Основная масса пенсионеров ведет натуральное хозяйство, ничего не продавая и, по возможности, не покупая.

В большинстве горных сел, откуда шла активная эмиграция на равнину, сложилась тупиковая демографическая ситуация. Эти села потеряли энергию развития, т.е. численность детей здесь значительно ниже численности жителей пенсионного возраста. [2, с. 89]. «Многообразие Дагестана в этнографическом аспекте именно и проистекает из того, что в силу рельефной труднодоступности и климатических особенностей каждое горное селение развивалось достаточно обособленным социальным сообществом, выход из которого означал кардинальное изменение образа жизни. При современном уровне технологий производительность труда а значит и уровень доходов в горной (сельской) местности значительно меньше чем на равнине (в городе). Поэтому для миграций на постоянное жительство в горы (село) отсутствует экономическая мотивация. Вся проблема в том, что выехавшая в город на учебу молодежь возвращается только в села с хорошей демографической ситуацией, где и так ощущается нехватка земли. Это феномен превышения социальных мотиваций над экономическим интересом. Старение демографической структуры населения горных сел выше определенного нами уровня превышения численности пенсионеров над численностью детей означает перспективу запустения этого села.

Для определения перспектив будущего

развития села предлагается использовать показатель энергия развития села Э Э = (Чд / Чп)(Ж1 / Жср), (1) где Чд - численность детей в селении, Чп - численность лиц пенсионного возраста,

Ж1 - уровень жизни жителей села, Жср - уровень жизни населения региона. Сравнение по уровню жизни в формулу (1) вводится нами для того, чтобы косвенно показать экономическую активность жителей села, а не в качестве аргумента миграционной активности» [2, с. 89].

Горные села, выходцы из которых гораздо меньше представлены, чем более продвинутые к цивилизации, на должностях и в степенях, и расположенные на худших землях, имеют однако, именно поэтому более низкий общественно приемлемый стандарт жизни, и, следовательно, здесь меньше миграция, и поэтому в большей мере сохранилась энергия развития села. Основная специализация этих сохранившихся сел - приусадебное хозяйство и мелкое предпринимательство. [3, с. 25]

Труд внутри районов в сельском хозяйстве малопроизводителен и трудоемок. Максимум, что могут себе позволить крепкие хозяева в семье из 6 человек - это 10 голов крупного и 50 голов мелкого рогатого скота. При этом валовой доход от привеса составит за год изнурительного труда всей семьи не более двухсот тысяч рублей. Примерно вдвое больший доход вместе с подсобным хозяйством имеют отходники-строители.

Незначительная часть населения горных районов, занятая мелким предпринимательством, имеет доход вдвое больший, около 400 тысяч рублей. Но большая часть домохозяйств горных районов ведет натуральное хозяйство, и вместе с государственными пенсиями и выплатами имеет доход, не превышающий 100 тысяч рублей в год.

Среди стратегических приоритетов развития Республики Дагестан выделяется развитие горного туризма, но пока только в направлении горнолыжного туризма, «этакое» привнесение сюда кусочка Швейцарии ценою в один миллиард долларов. Обладая прекрасными природно-климатическими и экономическими условиями для развития рекреации, здесь пока еще не получил никакого развития самый перспективный для Горного Дагестана этнографический туризм. Последний становится во многих схожих полиэтничных ареалах

других стран сферой основного приложения труда и мультипликатором экономического роста.

В Дагестане исторически было представлено такое этнографическое разнообразие норм поведения, обычаев, костюмов, блюд, традиционных технологий ведения сельского хозяйства, строительства жилищ, промыслов, которые при определенных инвестициях в их восстановление, обустройство сел и инфраструктуры до уровня современных требований позволили бы успешно развить в качестве отрасли специализации этноэконо-мики горных районов семейный этнографический туризм.

Существенный интерес для дальнейшего исследования представляет проблема влия-

ния ремиссии ислама в Дагестане на этно-экономику. Еще в советский период этноэкономика процветала в таких селах как Губ-ден (торговля антиквариатом) Цудахар, Хаджалмахи и Куппа (изготовление меховых шапок, скобяных и вязанных изделий). Давление исламского фундаментализма снизило значение прежних занятий и сформировало в этих селах этноэкономику хаджа и торговли исламскими принадлежностями и криминальную этноэкономику рекета в поддержку фундаментализма. Скорее всего, в дальнейшем снижение уровня мотиваций, закладываемое исламским фундаментализмом, приведет к возврату к занятию не столь выгодным, как этноэкономика, сельским хозяйством.

Литература:

1. Багомедов М.А., Гаджиев А.Г. Типология этноэкономического поведения народов Республики Дагестан. // «Вопросы структуризации экономики», Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2002г., -№2. - C. 5-11

2. Багомедов М.А., Кадырова А.О. Социальные аспекты развития предпринимательства в Горном Дагестане // «Вопросы структуризации экономики», Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2000г., -№7. - C. 88-89

3. Багомедов М.А., Мусаева А.З. Человеческий фактор в развитии сельского предпринимательства. Сб. Актуальные проблемы развития предпринимательства / Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2000г. - C.25

4. Россия и этнические оргпреступные сообщества. Выдержки из выступления депутата Госдумы РФ Е. Ю. Логинова на пресс-конференции в Малом зале Государственной Думы 2 октября 2002 года. http://rus-alexey.deep-ice.com/

5. Гимбатов Ш.М. Этноэкономическое развитие мультиэтничных регионав // Вопросы структуризации экономики, Махачкала «НП НАЦ «ЭТНОЭКОНОМИКА», 2011. - №3.- C. 26.

Bagomedov M.A.NEW TRENDS OF CONDUCT ETNOEKONOMICS IN DAGESTAN

The article deals with the concept of etnoekonomika, showing its value in Dagestan, describes the new trends etnoekonomicheskogo behavior, assess its volume in the region. New result is the conclusion that, while in traditional habitats etnoekonomika developing towards the development of new technologies and practices that enhance productivity and competitiveness, the competitiveness of the multiethnic city due to non-economic factors etnoekonomik embeddedness in the 'shadow' economy.

Keywords: etnoekonomic behavior, region, ethnicity, historical conditions, mountain-terrace farming system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.