Научная статья на тему 'Модернизация экономики России: перспективы и проблемы'

Модернизация экономики России: перспективы и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5661
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ЭКОНОМИКА РОССИИ / RUSSIA'S ECONOMY / МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / MODERNIZATION OF THE ECONOMY / GLOBAL FINANCIAL CRISIS / ECONOMIC MODEL / INNOVATIVE DEVELOPMENT / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ли Синь

В статье рассматриваются проблемы модернизации экономики России, исследуется степень влияния глобального финансового кризиса на национальную экономику. Проводится оценка существующей модели экономического развития страны. На основе проведенного анализа сформулированы проблемы и определены перспективы модернизации экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the Russian economy: prospects and challenges

The problems of modernizing Russia's economy and the influence of the global financial crisis on the national economy are described in this article. The author assesses the current model of economic development. Based on the analysis articulated the problems and identified prospects for Russia's economic modernization.

Текст научной работы на тему «Модернизация экономики России: перспективы и проблемы»

СИНЬ ЛИ

Синь Ли — доктор экономических наук, профессор, директор Института мировой экономики, заведующий центром по исследованию России и Центральной Азии Шанхайской академии международных исследований (КНР).

В 1994 г. окончил аспирантуру Белорусского государственного университета. С 1995 г. работал сначала в Фуданьском университете (Шанхай), затем — Шанхайском университете финансов и экономики.

Автор свыше 110 научных работ, в том числе 10 монографий.

Сфера научных интересов — глобальное управление экономикой, экономика России, трансформационная экономика.

^ ^ ^

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ*

Глобальный финансовый кризис нанес тяжелейший удар по экономике России. В 2009 г. экономический спад достиг 7,9 %. Это наибольший процент снижения за последние 15 лет и самый серьезный среди стран G20. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия с 51-го места, которое занимала в 2008 г., спустилась на 63-е в 2009 и 2010 гг. Одна из главных причин этого заключается в чрезмерной зависимости от внешних рынков, низком уровне диверсификации экономики, а также в недостаточном развитии финансовых рынков.

Президент РФ Д.А. Медведев заявил, что в условиях финансового кризиса со всей очевидностью проявились недостатки экономики, которая полностью зависит от энергетической отрасли, что экономическая модель развития, ориентированная на экспорт энергии, смертельна для российской экономики. Он также подчеркнул, что Россия должна ускорить модернизацию национальной экономики. Необходимо содействовать переходу от ресурсной модели экономики к инновационной, развивать высокотехнологичные отрасли. Такие отрасли, как энергосберегающие, информационные технологии, аэрокосмическая отрасль, ядерная энергетика, медицина должны стать приоритетными. Необходимо осуществить диверсификацию экономики, чтобы доходы от неэнергетических отраслей составляли 30-40 % от общего объема. Борьба за изменение экономической модели в течение последних 10-15 лет привела к тому, что Россия стала одним из важнейших игроков на мировом рынке.

В ноябре 2009 г. Д.А. Медведев в официальном Послании к Государственной Думе Федерального Собрания РФ поставил цели и задачи на ближайшие 10 лет по модернизации экономики. Это «концепция всеобъемлющей модернизации», имеющая крайне важное значение.

1. Актуальность модернизации экономики России

В течение длительного времени Советский Союз придерживался экстенсивной экономической модели, которая использовала большое количество трудовых ресурсов, капиталов и сырья для поддержания роста. В конце 70-х годов XX в. потребление стали на единицу национального дохода превышало аналогичные показатели США на 90 %, электроэнергии — на 20, сырой нефти — на 100, цемента — на 80, фондовых средств — на 50 % [1]. В 1971 г. на XXIV съезде КПСС было официально объявлено о переходе на интенсивный курс экономики, но до распада Советского Союза в 1991 гг. в экономическом росте СССР не произошло никаких качественных изменений. На протяжении последующих 20 лет экстенсивная форма экономического роста продолжала оставаться характерной для России, более того, начиная с 2000 г., в экономике России начинают проявляться негативные тенденции.

Во-первых, экономике России угрожает «голландская болезнь». В феврале 2005 г. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's опубликовало доклад, в котором сообщило, что Россия уже заразилась «голландской болезнью», значительные доходы от экспорта нефти укрепили рубль, появилась угроза конкурентоспособ-

ГРНТИ 06.39.02

© Синь Ли, 2011

* Этой статьей подводятся первые итоги программы «Системная реорганизация и восстановление стандартов: исследование проблем глобализации» (Приказ № 08&ZD054), которая была представлена в 2008 г. национальной Академией наук под руководством директора Шанхайского института международных исследований профессора Ян Цземяня.

ности промышленности. В перспективе «голландская болезнь» может развернуть экономику от обрабатывающей к добывающей, что приведет к значительному спаду экономики. Долгосрочная экономическая зависимость от экспорта природных ресурсов приведет к снижению доли перерабатывающей промышленности, а также к ослаблению индустрии создания высокотехнологичных изобретений.

В первой половине 2008 г. энергетическая отрасль составляла 48 % от всей промышленности, а конечный продукт, в том числе потребительские товары, инвестиции — 23 %. Экспорт товаров и сырья составил 89%, в том числе энергетики — 64 %, в то время как экспорт машиностроения сократился наполовину по сравнению с 1995 г., что составило менее 5 % от общей суммы экспорта. В январе 2008 г. А.Л. Кудрин заявил, что за последние 7 лет эффективный курс рубля к корзине валют укрепился на 85 % [9]. Признание национальной валюты привело к увеличению импорта. В 2007 г. импорт товаров составил 36 %, а в начале 2008 г. вырос до 48,5 %, импорт составил 70 % от общего количества потребительских товаров, что серьезно угрожало отечественной промышленности. За последние 8 лет импорт товаров вырос на 26 %, что значительно больше, чем в таких крупных странах, как Индия и Китай (23 %), США и Япония (7 %). Доля импорта потребительских товаров увеличилась с 30 % в 2000 г. до 53 % в 2007 г. Вместе с тем устойчиво растет уровень внутренней инфляции, начиная с 2001 г. индекс потребительских цен (CPI) вырос на 13,7 %, а индекс цен производителей (PPI) — на 18,5 %.

Во-вторых, серьезные диспропорции в экономике искажают развитие. Внутренняя структура перерабатывающей промышленности дисбалансированна, происходит сильный перекос в сторону повышения добычи сырья и энергетических ресурсов. Уменьшается доля сферы услуг, в финансовой сфере наблюдается серьезное отставание. В 2006 г. доля сферы услуг не превышала 6 % и за 5 лет увеличилась на 40 %. Инвестиционная структура также несбалансированна, используется всего один канал финансирования. Основные направления вложения средств — это транспорт и связь, недвижимость, перерабатывающая промышленность и энергетика. Ощущается значительная нехватка инвестиций в национальную промышленность.

Предприятия в основном функционируют за счет собственных вложений, внешнее финансирование осуществляется главным образом из банковских и межкорпоративных кредитов, наметилась тенденция постепенного расширения доли банковских кредитов, доля прямых иностранных инвестиций все еще низкая. Рынок ценных бумаг не развит, что затрудняет расширение масштабов инвестиций. В обществе присутствует серьезная социальная поляризация, разрыв в доходах увеличился с 8 раз в 1992 г. до 16,8 раз в 2007 г. Коэффициент Джини вырос с 0,29 в 1992 г. до 0,42 в 2007 г. Большая разница в распределении доходов определила постепенное повышение внутреннего потребления, дальнейший экономический рост. Наблюдается также большой региональный разрыв, дисбаланс регионального развития. Недостаточны инвестиции в НИОКР, и, как следствие, происходит замедление технического прогресса. Инвестиции России в НИОКР в 2008 г. составили 2,14 % от национального бюджета. Согласно Закону «О науке и государственной научно-технической политике» 1996 г. минимальный уровень инвестиций — 4 %, что меньше 0,4 % от ВВП. В 2008 г. предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, было всего 2490 (в 2006 г. таких предприятий — 2448), всего 9,6 % от общего числа предприятий.

2. Инновационное развитие России как политическое решение В.В. Путина

Российская экономика совершила чудо, создав материальную базу для осуществления стратегии модернизации. В течение 8 лет президентства В.В. Путина доходы населения выросли в 1,5 раза, уровень безработицы и бедности сократился в 2 раза, наблюдался устойчивый экономический рост, ВВП вырос на 72 %, в 2007 г. темпы роста достигли 7-летнего максимума и составили 8,1 %.

8 февраля 2008 г. В.В. Путин на расширенном заседании Государственного совета в докладе «О стратегии развития России до 2020 года» сказал, что впервые официально создана государственная стратегия инновационного развития [6]. Это политическое решение по переходу от энерго-сырьевого, инертного сценария развития России к инновационному. В.В. Путин выразил надежду, что российская экономика, в конце концов, сможет повернуть на путь инновационного развития, на путь быстрого и стабильного развития на базе передовых технологий.

В.В. Путин подчеркнул, что реализация инновационного сценария развития позволит добиться кардинального повышения производительности труда, в основных секторах российской экономики должен быть достигнут как минимум четырехкратный рост этого показателя за 12 лет. Для этого он в своем выступлении «О стратегии развития России до 2020 г.» и в своей речи при вступлении на должность Председателя Правительства России в мае 2008 г. определил стратегические объекты и методы инновационного развития.

Во-первых, необходимо создать национальную инновационную систему, повысить макроэкономическую стабильность государства, гарантировать государственную защиту стратегических ресурсов, одновременно сосредоточить в руках правительства основные «артерии» национальной экономики и ослабить чрезмерное административное давление на нее, активно привлекать частный капитал в государственный сектор; постепенно усиливать реструктуризацию стратегических отраслей, основной чертой которой будет «консолидация»; формировать большие группы предприятий с абсолютным государственным контролем для повышения международной конкурентной способности России.

Во-вторых, необходимо активно развивать основные отрасли экономики, в том числе переработку природных

ресурсов, энергетику, транспорт, сельское хозяйство; осуществлять масштабную модернизацию существующего производства в различных секторах экономики; улучшать управление предприятиями; развивать новые конкурентоспособные на мировом рынке отрасли, такие как аэрокосмическая, судостроительная, энергетическая, информационная, медицинская и другие высокотехнологичные отрасли. В-третьих, необходимо ускорить строительство дорог, железнодорожных станций, портов, аэропортов, электростанций, систем связи и других инфраструктурных объектов, ускорить развитие отсталых районов, создавать новые центры социально-экономического развития. В-четвертых, следует развивать финансовый сектор, чтобы достичь требуемого уровня экономического развития, необходимо создание международного финансового центра. В-пятых, прилагать усилия для создания надежного рынка и здоровой конкуренции, активно участвовать в глобальной и региональной интеграции, торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве.

В ноябре 2008 г. премьер-министр В.В. Путин утвердил «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», «План создания международного финансового центра» и другие документы. Он подчеркнул, что основная черта стратегии инновационного развития — восстановление лидирующей роли России. Инертная энерго-сырьевая модель экономики — тупиковый путь. С момента распада Советского Союза Россия впервые вывела вопросы стратегического развития на государственный уровень. Без надлежащей государственной поддержки стратегия будет выдавать желаемое за действительное. Кроме того, предыдущие наивные стратегии универсального саморегулирования рынка отличаются от нынешней, содержание которой свидетельствует о четком понимании сложности ситуации в России. В.В. Путин утвердил государственный политический курс на увеличение инвестиций в человеческий капитал, создание национальной инновационной системы, развитие собственных преимуществ, осуществление модернизации экономики, повышение конкурентоспособности в высокотехнологичных отраслях, реконструкцию и расширение производства, социальной и финансовой инфраструктуры. Однако глобальный финансовый кризис внес свои коррективы.

3. Старт «Стратегии развития — 2020» В.В. Путина

Глобальный финансовый кризис нанес серьезный удар по экономике России. В 2009 г. реальный объем ВВП составил 39,1 трлн руб., что на 7,9 % меньше, чем в предыдущем году. Инвестиции уменьшились на 16,2 %, спад промышленности составил 10,8 %, в том числе спад в перерабатывающей промышленности — 16 %, металлургии — 13,9, производстве машин и оборудования — 28,4, транспорта и оборудования — 38 %. В 2009 г. численность безработных увеличилась на 873 тыс. человек, по сравнению с 2008 г., и достигла 6,162 млн человек, тогда как до кризиса в 2007 г. была 4,246 млн. В 2009 г. было зарегистрировано увеличение уровня безработицы на 41,1 %, количество безработных увеличилось на 2,147 млн. Общая сумма от экспортно-импортных операций составила 495,8 млрд долл. США, что составляет 64,9 % от объема 2008 г. Из них: экспорт — 304 млрд долл. США, по сравнению с 2008 г. падение на 35,5 %, импорт - 191,9 млрд долл. США, падение составило 34,3 %.

Лишь избавившись от сырьевой модели экономического развития, можно реально противостоять внешним рискам и бросать вызов сильным экономикам. Глобальный финансовый кризис подтолкнул Д.А. Медведева досрочно начать реализовывать «Стратегию развития — 2020» В.В. Путина, подтолкнул Россию встать на путь модернизации экономики.

В мае 2009 г. Д.А. Медведев подписал указ о создании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которую возглавил лично. Ее главная задача заключается в разработке государственной политики и координации всех аспектов модернизации и технологического развития экономики России, а также в определении приоритетных направлений, форм и методов ее осуществления. 18 июня 2009 г. на первом заседании комиссии были определены пять направлений «Технологии прорыва»: энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, в том числе телекоммуникации, медицинские технологии, в особенности диагностическое оборудование, информационные технологии, включая суперкомпьютеры и программное обеспечение. Это ключ к повышению уровня российских технологий. В ноябре 2009 г. в президентском Послании Д.А. Медведев впервые официально утвердил задачи модернизации экономики России, а также предпринял ряд выдающихся мер, которые привлекли внимании мировой общественности.

Во-первых, для модернизации государственного сектора необходима структурная реформа предприятий монополистов [7]. В выступлении на Санкт-Петербургском экономическом форуме в июне 2010 г. Д.А. Медведев сказал, что необходимо сокращение их на 20 %, число стратегических акционерных обществ уменьшается с 208 до 41, федеральных унитарных — с 230 до 159. За период с 2011 по 2013 г. запланировано частично приватизировать 11 «тяжеловесных» государственных предприятий и банков на сумму 20-30 млрд долл. США. В течение 20 лет будет осуществлен второй раунд крупномасштабной приватизации. Необходимо привлекать частный капитал к участию в процессе модернизации.

Во-вторых, центральная задача модернизации — создание хороших условий для осуществления международных исследований и разработок и привлечения иностранного капитала. Обеспечить финансовую поддержку инноваций, при помощи субсидий создать долгосрочную эффективную систему привлечения известных спе-

циалистов, предпринимателей, талантливых людей. В дополнение к государственному финансированию создать частногосударственный инвестиционный фонд, чтобы использовать частный капитал, привлекать стратегических инвесторов для финансирования инвестиционных проектов.

В-третьих, совершенствовать структуру управления страной, которая значительно упрощает процесс утверждения проектов государственных инвестиций, создать льготную налоговую политику для инновационных предприятий и новых технологических проектов. К примеру, снижение и освобождение налога.

В-четвертых, начиная с 2011 г., в бюджетной политике будут произведены значительные изменения. Акцент сделан на реализацию специальных проектов, например введение проекта «электронное правительство», всеобщее расширение сети Интернет, защита и оказание материальной помощи молодым ученым и перспективным исследователям, повышение эффективности в поддержке экономики и предприятий коммунального хозяйства.

В-пятых, мировая конкуренция — решающий стимул для модернизации России. Россия стремится к вступлению в ВТО и ОЭСР, готова к активной экономической глобализации и региональной экономической интеграции.

В-шестых, десятки ключевых проектов уже начали свое развитие. В мае 2010 г. комитет одобрил 38 программ по пяти направлениям, включающим в себя компьютерные и ядерные технологии, космос, медицинскую технику, энергоэффективность, а также создание инновационного центра в Сколково. На эти цели выделено 800 млрд руб. на 3 года [4].

В-седьмых, строительство международного финансового центра в Москве обеспечит защиту предоставленных финансовых средств. Для реализации модернизации нужно иметь высокоразвитую мировую конкурентоспособную национальную финансовую систему, поскольку это одна из задач модернизации России. Развитие Московского финансового центра может значительно укрепить позицию рубля в статусе резервной валюты.

В-восьмых, создание русской «Силиконовой долины» сконцентрирует интеллектуальный капитал. В марте 2010 г. Д.А. Медведев объявил о строительстве в пригороде Москвы в Сколково суперсовременного научно-исследовательского комплекса, с приоритетными направлениями исследований и коммерциализации проектов в энергетике, компьютерных, информационных, биомедицинских и ядерных технологиях.

В-девятых, создание специальных экономических зон привлекает передовые технологии и капиталы [8]. К концу 2009 г. российским правительством было создано 18 особых экономических зон. В Липецкой, Самарской областях и Республике Татарстан учреждено 3 промышленных парка. В Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Томске учреждено 4 зоны технического развития. В Ульяновском автономном округе, Хабаровском крае и Мурманской области открыто 3 порта. В Республике Алтай, Республике Бурятия, Алтайском крае, Иркутской области, Приморском крае и на Северном Кавказе основано 8 курортных зон.

4. Создание всемирного «Модернизационного альянса»

В 2009 г. в ноябре Д.А. Медведев в официальном Послании подчеркнул: «... наша внешняя политика должна быть исключительно прагматичной» [3]. Поскольку Запад является основным источником инвестиций и технологий в России, то ему отданы приоритеты. Только принимая помощь Запада, Россия может получить доступ к разработке «умной» экономики и передовых технологий. России необходимо улучшать отношения с богатыми странами, такими как США и страны Евросоюза.

12 июля 2010 г. на встрече с дипломатами президент Медведев выступил с речью: «Российская дипломатия: защита национальных интересов и содействие комплексной модернизации страны». Он отметил: «Мы должны более эффективно использовать наш внешнеполитический инструментарий именно для решения внутренних задач, для целей модернизации нашей страны, ее экономики, социальной сферы и отчасти политической системы». Д.А. Медведев неоднократно подчеркивал важность помощи западного капитала и технологий, иначе у России нет возможностей достичь своей цели — модернизации.

В истории России Министерство иностранных дел впервые наделяется экономическими функциями по поиску инвесторов. Вместе с ключевыми международными партнерами необходимо создать модернизационный альянс, включающий «модернизационное партнерство» с Европой, «стратегические партнерские отношения на основе инновации» с США и «техническое партнерство» со странами быстрого развития. Большое значение придается совместному сотрудничеству России и Китая с G20, БРИК, ШОС и ООН. В последнее время Россия активно проводит политику интеграции со странами бывшего СССР, центром которого является Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в особенности Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, а также будущее единое экономическое пространство. Укрепляются договоры о коллективной безопасности как важный инструмент для обеспечения безопасности и реагирования на угрозы. Одновременно Россия стремится к расширению экономического сотрудничества с ОЭСР и борется за вступление в ВТО. Пытается вывести на рынки российские энергетические технологии и оборудование, используя платформу АТЭС. Не исключается возможность заключения двусторонних и многосторонних региональных соглашений о свободной торговле. Кроме того, российское

*

правительство стимулирует предприятия применять стратегию «выхода вовне»

* Стратегия «выхода вовне» — политика КНР по приобретению активов за рубежом.

Д.А. Медведев подчеркивал важность систематического изучения опыта зарубежных стран в модернизации экономики, заключения долгосрочных соглашений о свободной торговле с зарубежными странами с целью улучшения структуры экспорта России, защиты интересов отечественных производителей. Необходимо разрабатывать системы оценок эффективности долгосрочных двусторонних высокотехнологичных проектов, приводить торговые стандарты в соответствие с интересами российских производителей высокотехнологичной продукции; оказывать политическую и дипломатическую поддержку иностранным предприятиям, которые сотрудничают с Россией, создавать внешнеполитический механизм страхования рисков иностранных инвесторов; стимулировать местные и иностранные предприятия создавать прямые экономические связи для привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий в РФ.

5. Перспективы и проблемы модернизации экономики России

Из проведенного анализа следует, что суть модернизации экономики России заключается в переходе от ресурсной модели экономики к инновационной [5]. Российские лидеры полны решимости добиться этого и уже предприняли ряд достаточно жестких мер. Сейчас еще слишком рано делать какие-либо выводы, однако самое время для осознания ряда проблем.

1. Как отмечает профессор Лу Наньцюань, необходимость больших перемен более чем очевидна, но процесс этот будет развиваться очень медленно [1]. Причины этого заключаются в следующем. Во-первых, российским компаниям не хватает стимула для инноваций. В настоящее время только 10 % предприятий обладают инновационной инициативой, и только 5 % предприятий с их продукцией действительно инновационные. Компании расходуют только 6 % от прибыли на исследования и развитие, тогда как в Японии этот показатель достигает 75 %, в США — 70, в Евросоюзе 25-60 %. Корень этой проблемы в недостатке инновационной динамики в российской экономике. Во-вторых, как можно решить вопрос избавления зависимости экономики от экспорта сырья, если не решены основные проблемы модернизации экономики. Исходя из вышеописанной ситуации структурных изменений экономики, зависимость экономики России от экспорта сырья не ослабевает, а становится сильнее, формируя «наркотическую зависимость» российской экономики. С одной стороны, необходимо «сойти с нефтяной иглы», сделав главной задачей переход от сырьевой модели экономики к инновационной, с другой — развитие сектора энергетического и другого сырья соблазнительно для России, поскольку есть спрос на сырье. В-третьих, медленное возобновление основного капитала, устаревшее оборудование, экстенсивная экономика, низкая конкурентоспособность — все это старые проблемы, требующие длительного времени для своего решения. С 2000 г., хотя и наблюдался рост экономики России, но структурная реформа, техническое переоснащение происходили очень медленно. В-четвертых, недостаточно инвестиций. Оптимизация экономической структуры требует значительных инвестиций в конкурентоспособные на международном рынке сектора экономики, а также в высокотехнологичные отрасли. Источником средств был «наркотик» — экспорт энергетического сырья, что и создавало порочный замкнутый круг. В-пятых, как добиться того, чтобы средства на модернизацию экономики не пропадали из-за нецелевого использования или коррупции и не присваивались незаконно под видом модернизации. Эта проблема вызывает особую тревогу. Российская «Газета» обнародовала информацию о том, что коррупционный оборот в России составляет 50 % от ВВП [2], 90 % сферы государственных и муниципальных услуг проходят через «грязные руки» посредников. Вот почему модернизация экономики идет медленно, и ей не удается избавиться от сырьевой зависимости, а России трудно в короткий срок модернизировать экономику и добиться ее устойчивого развития.

2. Стремление России к созданию «современного союза» в процессе модернизации не внушает оптимизма. Этот «план» сейчас в центре внимания европейских стран и США. По мнению некоторых ученых, Россия действительно обратилась к новым идеям западной внешней политики. Конечно, ведь корни России в Европе. От Петра I до Екатерины II, от реформ Витте до «шоковой терапии» 90-х годов прошлого столетия — Россия много раз пыталась интегрироваться в европейское общество, а Европа относилась к России как к европейской Азии, как к варварской стране. В русской истории каждая прозападная реформа вызывала внутренние народные волнения, а затем гибла в зародыше. Даже если бы полная ориентированность на Запад М. Горбачева и Б. Ельцина привела к окончательному развалу всего социалистического лагеря, то это не могло вызвать положительных эмоций у Запада, напротив, Евросоюз и НАТО расширили свое влияние на Восток, лишая Россию жизненного пространства. В начале президентского срока В.В. Путин выразил опасения, что вестернизация происходит лишь в обмен на геостратегические периферийные «цветные революции». Д. Медведев и Б. Обама провозгласили «перезагрузку» отношений России и США, но опять вмешался «шпионский скандал». Поэтому правительству России необходимо видеть истинное лицо западных стран, прагматично выстраивать отношения с ними. Нельзя надежду на модернизацию перекладывать на плечи Запада. Рассчитывать здесь можно только на себя, всегда придерживаясь принципа опоры на собственные силы, а помощь со стороны следует рассматривать как дополнение.

3. Как уже упоминалось, модернизация — процесс постепенный, где следует придерживаться принципа планомерного и постепенного движения, нельзя погубить дело торопливостью. Необходимо инноград Сколково сделать испытательным полигоном, где уже через несколько лет можно будет увидеть первые результаты. Надо

больше строить таких инновационных городов. Постепенно систематизировать политику льгот иннограда, а ее опыт распространить на всю страну, таким образом стимулируя инновационный и инвестиционный интерес общества. В полной мере развивать автономность на местах с тем, чтобы была возможность предпринимать меры для привлечения инвестиций, технологий и передового опыта в управлении. Недопустимо ждать от центрального правительства манны небесной.

4. В случаях, когда у юридических и физических лиц на местах отсутствует новаторский дух и инициатива, ответственность за это центрального правительства чрезвычайно высока. Вследствие длительного авторитарного, вертикального централизованного управления каждая реформа в истории России, промышленная революция времен капитализма, индустриализация советской эпохи — все это сверху донизу осуществлялось под руководством центрального правительства. Поэтому и это движение за модернизацию не может остаться без государственного руководства. С учетом национальных особенностей России нельзя полагаться на автоматическую модернизацию. Роль государства, как отмечал Д.А Медведев, состоит в создании благоприятной среды, стимулов. Не менее важна руководящая роль местных органов власти и руководства предприятия в осуществлении инновационной деятельности, разработке новых технологий и привлечении инвестиций. Что касается роли государственного сектора экономики, то тут мнения Д.А. Медведева и В.В. Путина несколько отличаются. Действительно, как лучше определить оптимальное соотношение в государственном секторе? Государство должно крепко держать в руках основные «артерии» народного хозяйства и необходимые ресурсы для осуществления макроэкономического регулирования — вот ключевое понятие роли государства, с которым все должны согласиться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лу Наньцюань. Основные проблемы и актуальность модернизации экономики России на современном этапе // Скоси шибао. 2010. 24 авг.

2. Македонов Л. Половина ВВП коррупции // Газета. 2010. 17 авг.

3. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 г.

4. Письменная Е., Костенко Н. Медведев пристроил 800 млрд руб. // Ведомости. 2010. 18 мая. № 88 (2606).

5. Попов А.И. Инновационная экономика России: плановые и рыночные методы формирования // Известия СПбУЭФ. № 1. 2009. С. 7-16.

6. Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года. Выступление на расширенном заседании Государственного совета. 8 февраля 2008 г. URL: http://www.regnum.ru/news/954426.html

7. СоколовД.В. Теория хозяйственных систем и практика управления // Известия СПбУЭФ. 2010. № 4. С. 131-140.

8. Файбусович Э.Л., Калоева А.Т., Сазонова И.Е. Различия в реакции российских регионов на мировой экономический кризис // Известия СПбУЭФ. 2010. № 2. С. 25-33.

9. URL: http://www.rian.ru/economy/20080130/97992059.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.