Научная статья на тему 'Модернизация экономики региона на современном этапе развития: направленность и условия реализации'

Модернизация экономики региона на современном этапе развития: направленность и условия реализации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
615
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кутаев Ш.К., Гордеев О.И.

В статье отмечается, что для России как государства с трансформационной экономикой наиболее приемлем модернизационный путь развития, позволяющий всесторонне решать задачу создания высокотехнологичной материально-технической базы национального хозяйства. Выдвигаются теоретические, методологические и методические положения, обосновывающие последовательную и сбалансированную политику преобразований в регионе. Указано на постепенное усиление влияния модернизации на качественное изменение всех сторон регионального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация экономики региона на современном этапе развития: направленность и условия реализации»

УДК 331

модернизация экономики региона на современном этапе развития: направленность и условия реализации

ш. к. кутаев,

доктор экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: kytaev777@mail.ru

о. и. гордеев,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: kytaev777@mail.ru Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАИ

В статье отмечается, что для России как государства с трансформационной экономикой наиболее приемлем модернизационный путь развития, позволяющий всесторонне решать задачу создания высокотехнологичной материально-технической базы национального хозяйства. Выдвигаются теоретические, методологические и методические положения, обосновывающие последовательную и сбалансированную политику преобразований в регионе. Указано на постепенное усиление влияния модернизации на качественное изменение всех сторон регионального хозяйства.

Ключевые слова: инновационная экономика, модернизация, регион, развитие, экономика.

Современный этап развития общества и экономики характеризуется усилением влияния научно-технических достижений по всему спектру их действия в различных областях общественной жизни (производственной, экономической, хозяйственной, социальной и личностной). Следствием этого становится возрастание роли и значения творческой компоненты трудового участия людей в условиях сложившейся рыночной экономики. Ее реальными проявлениями выступают:

- повышение значения развития рынка инноваций;

- активизация инновационной деятельности;

- расширение и совершенствование сектора инновационных услуг;

- повышение роли соответствующих видов бизнеса.

Инновации выступают реальной, действенной силой проведения необходимых преобразований, в том числе модернизации экономики, на всех уровнях: от страны в целом до отдельного хозяйственного образования.

Усиление роли рыночных институтов и видов деятельности в решении проблемы модернизации тесно связано с местом рынка в системе рыночной экономики. Это предопределяет необходимость научного понимания его истоков и объективности существования и развития. Такое понимание опирается на принципы всеприродного рынка, которые направлены на гармонизацию состояния текущего периода, обеспечивающую равновесие систем. С этой позиции рынок как сферу обмена по законам товарного производства и денежного обращения следует рассматривать частным случаем всеобщего (естественного) рынка, выступающего средством сравнения и отбора самоорганизующихся материальных систем.

При данном понимании рынка отступление от действующих в природе правил отбора ведет

к устранению механизма самоорганизации как основы возникновения систем нового качественного состояния, необходимого для их дальнейшего развития. Этому противостоит разумная человеческая деятельность, главным свойством которой выступает способность предвидения отдельных сторон будущего и тем самым влияния на отбор хозяйственных систем с учетом возможных опасностей в ближайшей перспективе.

Таким образом, современный рынок в экономическом его смысле можно представить как рыночный механизм в сочетании с возможностями людей по его целенаправленному изменению в интересах общества. В результате расширяются потенциальные возможности и выбор направлений развития экономики нового качественного содержания. Подобная направленность действия предполагает движение экономики на основе включения механизмов, обеспечивающих укрепление процессов самоорганизации и синергетики, способствующих достижению интересов каждого участника и общества.

С этой позиции исходным положением к пониманию рынка и рыночной экономики с эволюционной точки зрения становится представление о необратимости любой системы, выражающейся в определенной направленности ее изменений с течением времени. На такой основе равновесие рыночной системы и общий порядок обеспечиваются механизмом рынка во всех его видах и модификациях. Реально они возникают в результате конкурентной борьбы элементов системы за ресурсы равновесия, которую можно рассматривать источником развития, т. е. непрерывных, прогрессивных ее изменений.

С другой стороны, развитие экономики как общественной системы проявляется в характере воздействия на происходящие в ней процессы, обусловливающие целенаправленные изменения во времени. К таким процессам можно отнести:

- модернизацию экономики, обеспечивающую прогрессивные сдвиги в производительных силах;

- совершенствование экономических, хозяйственных и институциональных отношений.

При этом существенные успехи модернизации в данных направлениях достигаются в определенном периоде, длительность которого во многом определяется динамикой экономического роста, выступающим одним из главных факторов укрепления новых производительных сил и отношений.

Таким образом, курс на модернизацию следует рассматривать наиболее приемлемым для создания конкурентоспособной экономики и возможностей ее устойчивого развития на перспективу на всех уровнях, в том числе на уровне региона.

Выбор траектории хода модернизации, адекватной ситуации трансформационной (переходной) экономики, предопределяет проведение последовательной и сбалансированной политики преобразований на всех стадиях данного процесса в регионе. В целом они отражают постепенное усиление влияния модернизации на эффективное использование ресурсов и, как следствие, - качественное изменение производства и хозяйственной деятельности предприятий, отраслей и регионального хозяйства в целом. Это вытекает из наличия в структуре промышленного производства наукоемких отраслей, являющихся важным фактором развития региональной экономики [1].

В этом аспекте можно выделить три основные стадии модернизации:

1) ресурсоемкая, характеризуемая масштабностью использования ресурсов для роста и развития экономики при недостаточной ее конкурентоспособности;

2) ресурсоэффективная, когда рост, развитие и конкурентоспособность в решающей степени определяются эффективностью использования ресурсов;

3) инновационная, связанная с обеспечением положительной динамики экономики региона на основе инноваций во всех сферах регионального хозяйства.

Переход от одной стадии к другой происходит по мере полного использования возможностей развития, свойственных каждой из них. В частности, Республика Дагестан, как показали проводимые ранее исследования, находится на первой стадии, что предполагает резкое снижение объемов вовлекаемых в производство ресурсов при неуклонном повышении объемов и качества выпускаемой продукции [5].

Исходя из содержания и порядка действий в разрезе указанных стадий модернизации, одновременно осуществляются институциональные реформы, экономическая и социальная политика. Институциональные реформы предполагают изменение и согласование постановлений, указов и положений, регламентирующих правила и процедуры экономической деятельности в регионе. Экономическая политика включает разработку и

реализацию механизмов и инструментов воздействия на экономические и хозяйственные процессы, позволяющие адекватно реагировать на внешние и внутренние угрозы региону. Социальная политика формирует условия консенсуса интересов различных социальных групп с позиции вовлечения всех слоев населения в процесс модернизации экономики и общественной жизни региона.

По своей сущности особая роль в процессе модернизации экономики региона отводится соблюдению последовательности преобразований. Это достигается созданием условий для их осуществления, адекватных возможностям и требованиям соответствующей стадии экономического развития региона. Они предопределяют цели и средства, соответствующие состоянию региона на конкретной стадии модернизации, что обусловливает выбор целевых и инструментальных параметров, отвечающих определенному ее этапу. При этом решение задач следующего этапа развития крайне нежелательно ввиду неэффективности и нарушения требования последовательности хода модернизации. Исходя из указанных положений, становится возможным определить целевые установки и средства их выполнения, которые могут способствовать проведению модернизации в регионе на эволюционных началах (табл. 1).

Подобный подход к проведению модернизации отражает возрастающее влияние человеческого

(разумного) фактора на стихийные самоорганизующие начала в обществе и экономике. Тем самым усиливается организующее воздействие на ход модернизации как условия сознательного изменения производства, внешней и внутренней среды предприятий, предпринимательской деятельности и всего экономического пространства. По этому поводу основоположник организационной науки А. А. Богданов отмечал, что «... всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей». Далее он подчеркивал: «Человек в своей организующей деятельности является только учеником и подражателем великого общего организатора - природы» [3]. Следовательно, модернизация предопределяет необходимость неуклонного расширения участия экономически активного населения региона в процессе ее осуществления на всех стадиях. Такое ее понимание предполагает неуклонное повышение уровня обыденного сознания населения региона и постоянное усиление роли человеческого фактора в развитии регионального хозяйства.

Данное требование модернизации в полной мере должно найти свое отражение в социальной и экономической политике региона как условие создания современного облика не только производителя, но также посредника и потребителя. На этой основе становится возможным формирование в регионе рынка, отвечающего закономерностям

Таблица 1

Целевые установки и средства достижения целей экономики региона в условиях последовательной модернизации

Стадия Целевые установки Средства обеспечения

Ресурсоемкая Эффективная деятельность высших органов власти региона. Институциональная среда, направленная на усиление предпринимательской активности. Диверсификация экономики с учетом особенностей региона Создание институциональной среды нового качественного содержания, способствующей укреплению конкурентоспособности региона. Совершенствование производственной инфраструктуры. Достижение макроэкономической стабильности. Укрепление здравоохранения и среднего образования в соответствии с мировыми стандартами

Ресурсоэффективная Система регионального управления, обеспечивающая укрепление обратных связей между населением и властью. Развитие неформальных структур, отражающих специфику национальной культуры региона Укрепление товарных рынков на основе эффективного обмена. Усиление эффективной деятельности рынка труда. Развитие рынка ценных бумаг. Создание условий в региональном хозяйстве для восприятия современных технологий. Подготовка к созданию рынка инноваций. Повышения качества подготовки специалистов в вузах республики и системе послевузовского образования

Инновационная Расширение взаимовыгодного обмена товарами и услугами, а также нововведениями и культурными ценностями Развитие бизнеса внутри региона с учетом мирового и отечественного опыта. Создание региональной инновационной системы, рынка инноваций

современной рыночной экономики и принципам его функционирования, принятым в мировой практике. В противном случае инвестиции в модернизацию не обеспечат своей эффективности, а ее результаты окажутся недостаточными для достижения уровня использования ресурсов, необходимого для обеспечения равновесия экономической системы региона. Реально это означает ее низкую конкурентоспособность и снижение возможностей устойчивого развития. Такова плата за несоблюдение последовательности проведения модернизации и закономерностей, принципов и требований рынка на современном этапе его развития.

Приоритет человека как фактора научного, технического и общественного прогресса в модернизации экономики региона предопределяет необходимость вовлечения в этот процесс всех слоев населения. Практически это связано прежде всего с преодолением неприемлемо высокого разрыва в благосостоянии между бедными и богатыми при неуклонном росте среднего класса. Инициатором и регулирующей силой здесь должно выступать правительство региона. При этом следует учитывать наличие как формальных, так и неформальных институтов, имеющих место в трансформационной экономики, которые вызывают такие разрывы. Достижение их гармонизации возможно при правильном выборе доминирующего направления в экономической и социальной политике, наиболее полно отвечающего усилению воздействия человеческого фактора на ход модернизации. В частности, для Республики Дагестан, находящейся на 71-м месте среди субъектов РФ по уровню занятости и на 76-м месте по уровню безработицы, такой доминантой может стать снижение безработицы до 2-4 %, т. е. до ее естественного уровня, отвечающего требованиям научно-технического прогресса (НТП) [4].

Преодоление неприемлемой (противоестественной) разницы между группами населения с наименьшими и наибольшими доходами является одной из проблем республики, непосредственно затрагивающей своевременный и закономерный переход на траекторию модернизации. В настоящее время превышение доходов между обозначенными социальными группами населения в регионе, по данным Росстата, достигает 12 раз. При этом уровень доходов у 22 % населения Республики Дагестан находится ниже прожиточного минимума. Среднедушевые доходы в регионе почти в 2 раза отстают от среднероссийского значения данного показате-

ля. В сельском хозяйстве, где занято свыше 27 % экономически активного населения республики, средняя заработная плата на 52 % ниже прожиточного минимума. Подобное положение наблюдается в обрабатывающей промышленности, образовании, здравоохранении и ряде других отраслей регионального хозяйства.

Для Дагестана как трудоизбыточного, депрессивного региона особое значение имеет масштаб трудового участия населения в различных видах хозяйственной деятельности. В настоящее время он характеризуется отсутствием постоянной работы у более 23 % экономически активного населения, из которых 4,8 % относятся к числу официально зарегистрированных безработных. Практически это составляет около 270 тыс. чел. и 55 тыс. чел. соответственно. В то же время наблюдаются определенные позитивные сдвиги в динамике занятости населения. Так, за 2002-2008 гг. численность экономически активного населения выросла на 18,9 % при увеличении занятых на 24,7 %, а зарегистрированных безработных - только на 14,4 %. Однако продолжает оставаться наиболее высоким уровень безработицы в возрастной группе от 15 до 30 лет, которая представляет особый интерес для модернизации, предполагающей постепенное изменение производства, экономики и общественной жизни в соответствии с новейшими требованиями и нормами.

Указанные направления создания условий для успешной модернизации регионального хозяйства отражают только часть проблемы преобразований экономики региона и не могут решаться в одностороннем порядке. Сокращение разрыва между бедностью и богатством при снижении безработицы достигается в процессе повышения уровня жизни населения региона. В этом аспекте за последние годы для Республики Дагестан становится характерной тенденция превышения уровня доходов над уровнем инфляции. Если рост уровня доходов составлял более 27 % ежегодно, то средний индекс инфляции не превышал 15 %.

По темпам роста реальных денежных доходов населения Дагестан также опережает большинство регионов страны. На это указывает повышение его рейтинга по данному показателю: за 6 лет республика поднялась с 85-го на 67-е место среди регионов. Начиная с 2000 г. имеет место позитивная тенденция опережения роста стоимости жизни, что проявилось, в частности, в возрастании соотношения средней заработной платы (начисленной)

к прожиточному минимуму: за 2000-2009 гг. - с 80,1 до 201,7 % (в 2,5 раза). Тем самым в регионе вполне очевидно прослеживается курс на преодоление низкого уровня и повышение качества жизни населения.

Вместе с тем продолжается значительное отставание Республики Дагестан по уровню жизни от среднероссийских показателей. Среднедушевые доходы населения здесь в 2 раза ниже, чем в среднем по РФ. В структуре потребительских расходов среднестатистической семьи доля затрат на организацию отдыха и культурные мероприятия в регионе составляет 3,4 % против 7,1 % по стране в целом, на лечение - 1,3 и 2,5 %, на транспорт - 1,9 и 12,2 % соответственно. По этим показателям уровня жизни разница между Республикой Дагестан и в целом по РФ колеблется в пределах от 1,95 до 6,9 раза. Низкий уровень жизни в регионе характеризуется также площадью помещений, приходящейся на 1 жителя (15,9 м2), по этому показателю республика занимает 4-е место с конца среди регионов России. При этом доля ветхого и аварийного жилья в общей площади жилищного фонда достигает 26 % при 3,2 % по РФ, т. е. более чем в 8 раз. Подобное положение в социальной сфере накладывает определенные ограничения на процесс модернизации, что необходимо учитывать при разработке соответствующей политики.

В этом аспекте важно оценить роль и место региона в социально-экономических показателях страны в целях приспособления общих направлений модернизации к конкретным условиям отраслей, районов и территорий. Данное положение исходит из понимания условий достижения экономического прогресса путем общего повышения уровня организации, обусловливающего адаптацию хозяйственных систем к более широким и разнообразным условиям среды, чем те, в которых они функционировали раньше. Однако ввиду того, что эволюционные процессы в экономике охватывают

все экономическое пространство, организация проведения модернизации должна конкретизироваться с учетом специфики и особенностей составных частей региона.

С данной точки зрения статистико-эконометри-ческая оценка в масштабе региона может осуществляться по следующим показателям:

- валовой региональный продукт (ВРП);

- объем продукции промышленности;

- объем продукции сельского хозяйства;

- сальдированный финансовый результат;

- стоимость основных фондов;

- численность занятого экономически активного населения;

- объем инвестиций.

Оценить место региона в экономическом пространстве страны возможно путем сопоставления соотношений динамических тенденций между ними [2]. С этой позиции по каждому из указанных показателей определяется соотношение между регионом и страной в целом, которое приводится в динамике за определенный временной интервал. Это достигается путем расчета удельных весов указанных объемных показателей региона в соответствующем их значении по стране. На этой основе оцениваются место и роль региона в социально-экономическом развитии страны как одного из средств выбора пути и направлений его модернизации. Результаты таких расчетов приведены в табл. 2.

Создание Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации (2010 г.) отразилось на месте и роли Республики Дагестан в государственной политике на Юге России. Она становится самым крупным регионом в составе округа, который включает 7 субъектов Федерации: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край. Тем самым от состояния и развития Дагестана во многом будет

Таблица 2

Сопоставление соотношений показателей, характеризующих место Республики Дагестан в экономике Российской Федерации в 2003-2008 гг., %

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Валовой региональный продукт 0,45 0,47 0,52 0,54 0,53 0,54

Стоимость основных фондов 0,86 0,75 0,74 0,75 0,72 0,70

Численность занятого экономически активного населения 1,19 1,20 1,24 1,31 1,31 1,32

Объем инвестиций 0,50 0,50 0,68 0,86 0,88 0,90

Сальдированный финансовый результат 0,09 0,05 0,06 0,02 0,04 0,05

Объем продукции промышленности 0,14 0,10 0,15 0,13 0,12 0,12

Объем продукции сельского хозяйства 1,54 1,60 1,71 1,83 1,72 1,74

зависеть ускоренное развитие южных территорий России.

В этом аспекте установление возможностей успешной модернизации экономики республики приобретает не только региональное, но и общегосударственное значение. В определенной степени такие возможности характеризуются изменением удельного веса Республики Дагестан в РФ по отдельным показателям в динамике. В частности, проведенный анализ показывает рост численности занятых в регионе за 2003-2008 гг. с 1,19 до 1,32 % (в 1,11 раза) и объема ВРП - с 0,45 до 0,54 % (в 1,2 раза). Этому способствовало относительное постоянство объема промышленной продукции и увеличение в 1,74 раза объема продукции сельского хозяйства. Подобные позитивные сдвиги во многом связаны с ростом инвестиций с 0,5 до 0,9 % (в 1,8 раза). Вместе с тем наблюдается снижение в 1,07 раза удельного веса стоимости основных фондов (с 0,86 до 0,70 %). Ежегодное падение имеет сальдированный финансовый результат, что привело к сокращению его доли в РФ в 1,8 раза за рассматриваемый период.

Изменения объемных показателей отражают количественную сторону экономики региона, чего недостаточно для установления целевой направленности модернизации. Необходима также оценка качественных изменений в производстве и хозяйственной деятельности. Она связана с показателями эффективности и технического уровня, к которым можно отнести:

- производительность труда;

- фондоотдача;

- рентабельность основных фондов;

- инвестиционная отдача;

- фондовооруженность;

- инвестиционная вооруженность труда.

Первые четыре показателя позволяют дать

оценку эффективности хозяйственной деятельности, а два последних отражают технический уровень производства.

Для выявления тенденций эффективности и технического уровня производства региона возможно использование разрыва между соответствующими показателями Республики Дагестан и РФ. Этому отвечает отношение между показателями эффективности и технического уровня региона и страны. Результаты подобных расчетов приведены в табл. 3.

Аналитическое обобщение содержания табл. 2, 3 указывает на неоднозначность происходящих изменений различных сторон регионального хозяйства. Одни из них приближаются к среднероссийскому уровню, другие продолжают отставать от него, что оборачивается сокращением или увеличением разрыва между отдельными показателями РФ и Республики Дагестан. В целом наблюдаются следующие изменения:

- увеличивается разрыв в фондовооруженности труда, стоимости основных фондов, объеме промышленной продукции, рентабельности основных фондов, инвестиционной отдаче и сальдированном финансовом результате;

- сокращается разрыв в валовом региональным продукте, численности занятых, объеме инвестиций, объеме продукции сельского хозяйства, производительности труда, фондоотдачи и инвестиционной вооруженности.

Возникшие тенденции показателей технического развития производства и видов выпускаемой продукции (промышленности и сельского хозяйства) свидетельствуют о слабом действии модернизации в экономике республики в рассматриваемом периоде. В то же время прослеживается увеличение ресурсной базы (инвестиций) для ее осуществления. Следовательно, с одной стороны, возникает необходимость поиска верного выбора направленности модернизации исходя из эволюционной сущности ее развития, а с другой - требуется учет особенностей социально-экономического положения региона и специфики производств, расположенных на его территории.

Таблица 3

Сопоставление показателей эффективности Республики Дагестан с показателями Российской Федерации за 2003-2008 гг., %

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Производительность труда 0,375 0,396 0,420 0,412 0,404 0,407

Фондоотдача 0,518 0,630 0,709 0,715 0,742 0,751

Рентабельность основных фондов 0,106 0,068 0,081 0,031 0,059 0,062

Инвестиционная отдача 0,897 0,957 0,767 0,626 0,604 0,611

Фондовооруженность труда 0,724 0,628 0,592 0,576 0,545 0,538

Инвестиционная вооруженность труда 0,418 0,414 0,548 0,658 0,669 0,682

Решению такой задачи способствует изучение тенденций показателей эффективности хозяйственной деятельности в Республике Дагестан. Из них наиболее объективными следует считать, по мнению авторов, фондоотдачу, рентабельность основных фондов и инвестиционную отдачу. Производительность труда может рассматриваться в качестве дополнительного показателя ввиду того, что при ее расчете используется ВРП, на который значительное влияние оказывает инфляционная составляющая, обусловливающая искажение действительного значения данного показателя и производительности труда за 6 лет рассматриваемого периода.

В этом аспекте наблюдаются позитивные сдвиги в движении фондоотдачи к общероссийскому значению (разрыв между РФ и Республикой Дагестан сокращается), но при значительном отставании рентабельности основных фондов и инвестиционной отдачи. Следовательно, средства на увеличение и совершенствование основных фондов в регионе используются без целенаправленного воздействия на модернизацию производства, что должно учитываться при разработке экономической и промышленной политики. Реальность решения данной задачи обусловливается ростом инвестиций, на что указывает сокращение разрыва между РФ и Республикой Дагестан по их объему.

Результаты оценки места и роли республики в масштабе РФ обобщенно указывают на наличие разрывов, свойственных трансформационной экономике. Они и определяют усилия, необходимые для достижения желаемого результата с учетом возможностей данного региона. Следовательно, одной из наиболее общих задач его развития становится преодоление таких разрывов экономического характера. Вместе с тем должны учитываться также исторические, институциональные, ценностные и другие разрывы, не рассматриваемые в настоящем исследовании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решению этой сложной и многосторонней задачи объективно отвечает модернизационный путь преодоления разрывов, охватывающий институциональную, экономическую и социальную области деятельности в регионе [6]. В целом он направлен

на расширение открытости экономики, в которой ее специфические ресурсы используются на границе производственных возможностей региона. При таком его понимании показатели эффективности регионального хозяйства должны приближаться к общероссийским, а по отдельным из них - к мировым значениям. Материальной опорой здесь выступают современные прогрессивные технологии производства и управления во всех сферах экономики региона.

Список литературы

1. Антоненко И. В. Стратегии реализации инновационного потенциала регионов Южного федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 22.

2. Адамадзиев К. Р. Соотношения, зависимости и динамические тенденции показателей России, ЮФО и Республики Дагестан: статистико-эко-номическая оценка. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Сегодня и завтра российской экономики». Махачкала. 2009.

3. Богданов А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука). М.: Экономика. 1989.

4. Рабаданова А. А. Региональная социально-экономическая политика как инструмент реализации долгосрочной стратегии развития Республики Дагестан. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики». Махачкала. 2010.

5. ТолчинскаяМ.Н. Оценка депрессивности экономики Республики Дагестан в период рыночных преобразований. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона». Махачкала.

2009.

6. Тупчиенко В.А. Проблемы инновационного развития регионов Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика.

2010. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.